Организация проектной деятельности в начальной школе чердынцева евгения валерьевна

Обновлено: 05.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

  • выявить творческие способности ребёнка;
  • улучшить контакт с учащимися, родителями;
  • развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;
  • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Теоретические основы метода проекта в начальных классах.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная проектно- исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривать как малозначительный, “проходной” для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной деятельности?

  • Навыки коллективного планирования
  • Умение взаимодействовать с любым партнером
  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
  • Навыки делового партнерского общения
  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
  • Умение проектировать процесс (изделие).
  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
  • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)
  • Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
  • Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • Находить несколько вариантов решения проблемы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи
  • Навыки монологической речи
  • Умение уверенно держать себя во время выступления
  • Артистические умения
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы
  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.

Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.

  • монопроекты - в рамках одного учебного предмета, при этом выбираются наиболее сложные темы или разделы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные – выходят за рамки предметов.
  • Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:
  • внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
  • внутришкольные – проекты, организуемые одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
  • региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
  • международные – в них реализуется диалог культур.
  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые;
  • общеклассные.
  • По продолжительности проекты могут быть:
  • краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);
  • среднесрочные (1-2 месяца);
  • долговременные (до года).

Организация проектной деятельности в начальной школе.

Начиная работу над проектами, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:

Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, энциклопедии, хрестоматии, сборники, периодическую печать, Интернет и т.п.).

Какие виды деятельности возможны в работе? (использование методов анализа; проведение анкетирования, опрос, наблюдение; работа индивидуально, в парах, в группах; логическое рассуждение).

Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?

Какие критерии позволять учителю и ученику оценить успехи? (активность на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся).

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? (собеседование в процессе работы, анкетирование).

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все этапы проектной деятельности, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу же, как только начинается реальная проектная деятельность.

При работе над проектом использую следующие этапы:

Погружение в проект.

На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.

Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

Исходя из своего опыта работы по этой теме, мне хочется предложить несколько правил для учащихся, занимающихся проектной деятельностью.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

  1. Правильно ли сформулировали задачу?
  2. Соответствовал ли ваш проект поставленным целям?
  3. Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
  4. Насколько хорошо вы использовали время?
  5. Каким же требованиям должна соответствовать деятельность учащихся для того, чтобы говорить о проекте было бы целесообразно?

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. То есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект это “пять П”;

Проблема–Проектирование (планирование)–Поиск информации–Продукт–Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики. Дневные планы и отчеты и т.д

Успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах, по - моему мнению, возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через сознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность.

  • рост познавательной, творческой активности учащихся;
  • раскрытие их творческого потенциала;
  • формирование самостоятельности и ответственности;
  • повышение мотивации к обучению;
  • активное вовлечение родителей;
  • расширение кругозора учащихся;
  • создание условий для отношений сотрудничества.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.

В ажно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. У чащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, отсутствует мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. П оэтому необходимо использовать в обучении младших школьников проектную деятельность.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем сегодня его относят к педагогическим технологиям XXI в., так как конечный результат его формирует у учащихся умения адаптироваться в жизни общества.

Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать и анализировать необходимую информацию, умения выдвигать гипотезу, делать выводы и строить умозаключения. Проектная деятельность дает возможность:

- формировать информационную компетенцию;

- утвердить деятельностный подход в обучении.

При этом ученик переходит от пассивного получения готовых знаний к созданию собственного образовательного продукта.

Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки – проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, при помощи родителей, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Использование метода проекта применяется на различных этапах урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и технология , и русский язык.
Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее. На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы. Большое внимание следует уделить критериям оценивания и рефлексии.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

1. Организация подготовительной работы.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

По работам было видно, у кого дома есть компьютер, доступ в Интернет.

Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы.

· проблемное введение в тему урока;

· постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

· совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

· групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

· выдвижение идеи (мозговой штурм) ;

· постановку вопроса (поиск гипотезы);

· формулировку предположения (гипотезы);

· обоснованный выбор способа выполнения задания;

· поиск дополнительной литературы;

· самоанализ и самооценку, рефлексию;

· поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

- оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

- классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

- доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Формирование умений и навыков проектной деятельности нужно осуществлять и в рамках проведения консультаций, проектной деятельности.

Например: См. в прил. листах

Примерное планирование консультативных занятий в проектной группе.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Темы проектов учащихся начальных классов связываю с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, используется для организации проектной деятельности.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. В связи с этим до начала организации проектной деятельности в ходе анкетирования или индивидуальной беседы выявляются области интересов детей.

Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся, но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования. Также оказывается помощь в формулировке цели и задач проекта, выводов. При этом помощь должна оказываться ненавязчиво, чтобы не остудить желание учащегося са­мому разобраться в интересном для него вопросе.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть под общей темой презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

3. Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом — мотивации.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

4. Создание групп не более 5 человек.

5. Учет возможностей учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

6. Создание методического инструментария.

Для оказания помощи учащимся и родителям можно оформить стенд, на котором размещены памятки, содержание деятельности участников проектной деятельности, тезаурус, банк идей и т.д. В классе должны быть образцы оформления различных проектов.

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах. Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить ни только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация проектной деятельности в начальной школе

Проектная деятельность – это активная познавательная деятельность, в которой участвуют дети 1-4 классов. Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск. Делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей. Продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование ключевых компетентностей учащихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.

Непременным условием организации проектной работы является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов реализации проекта, на разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным и неинтересным для детей.

Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать обхватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям и учителям.

Основные этапы организации работы над проектом.

1. Введение в проект, постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта.

3. Краткое практическое занятие для первоначального ознакомления с необходимыми навыками.

4. Планирование и организация (проектирование) работы. Создание групп и распределение обязанностей.

5 .Выполнение проекта в моделях и проектах реального мира. Совершенствование технических умений. Уточнение результата и плана действий.

6 . Представление результатов учащимся друг другу в виде мультимедиасочинения.

Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоёмок. Учитель должен продумать замысел и разработать структуру проекта, создать организационные, дидактические и методические материалы (инструкции к заданиям, шаблоны дневников наблюдений, публикации для дополнительного чтения, шаблонов для заполнения результатов исследовательской и практической деятельности учащихся)

Организационный этап включает в себя определение темы.

Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, руководствуясь правилами:

ПРАВИЛО 1 Тема должна быть интересна ребенку, исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

ПРАВИЛО 2 Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования.

ПРАВИЛО 3 Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

ПРАВИЛО 4 Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у младшего школьника ограниченна.

ПРАВИЛО 5 Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся создали схему организации проекта, оценили промежуточные материалы. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование). Ученикам начальной школы нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить своё настроение в ходе проекта.

Этап планирования определяет возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигаются учащимися, учитель лишь помогает им.

Этап поиска распределяет задачи по группам. Учащиеся обсуждают методы исследования. Они работают по индивидуальным или групповым задачам.

Этап промежуточных результатов и выводов имеет большое значение в организации внешней оценки проектов. Только таким образом можно отслеживать их эффективность и недочеты, необходимость современной коррекции.

В выполнении проекта обязательным является этап защиты и оппонирования . Работа завершается коллективным обсуждением. Экспертизой. Объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное её решение: советы , рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, доклад и т.п.

- помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

- на основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны учеников; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями;

- не сдерживать инициативы учащихся и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

- научить не торопиться с вынесением суждения;

-научить прослеживать межпредметные связи;

- приучить к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;

- использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;

-помогать детям научиться управлять процессом усвоения знаний;

- подходить ко всему творчески.

Реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Другим становится психологический климат в классной комнате, т.к. педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и действия учащихся на разнообразные виды их самостоятельной деятельности, носящий исследовательский и творческий характер.

Проектная работа в коллективе строится с учётом тех свойств и качеств, которыми должен обладать выпускник начальной школы. Изучая педагогическую литературу и классиков педагогики, можно вывести качества выпускника начальной школы:

Потребность и инициативность в области познавательной деятельности.

Интерес к работе с книгой, к чтению, а через чтение к познанию окружающего мира.

Видение мира через призму собственного опыта и умения.

Умение высказывать своё мнение.

Любопытство и любознательность.

Открытость близким людям.

Умение слушать других людей, своих сверстников, адекватно оценивать свои и чужие умения.

Для использования метода проектов в практической деятельности важен вопрос о типологии проектов. Так, Е.С.Полат выделяет по различным основаниям следующие типы проектов:

По доминирующей при реализации проекта деятельности- исследовательские, творческие , ролевые (игровые), ознакомительно – ориентировочные (информационные), практико-ориентированные (прикладные);

По предметно-содержательной области – монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;

По характеру координации проекта – с открытой явной координацией, со скрытой координацией (руководитель проекта имитирует участника);

По характеру контактов – внутренние (внутри класса, школы), региональные (в пределах одной страны), международные (участники проекта являются представителями разных стран);

По количеству участников – личностные (между двумя партнерами), парные (между парами участников), групповые (между группами участников);

По продолжительности – краткосрочные (могут быть реализованы в течение одного или нескольких уроков), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от одного до нескольких месяцев).

ПАРАМЕТРЫ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ

Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

корректность используемых методов обработки получаемых результатов;

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

коллективный характер принимаемых решений;

характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

эстетика оформления результатов выполненного проекта;

используемые с целью становления субъектности

младших школьников

в процессе выполнения проектов

мозговой штурм для непосредственной формулировки темы коллективного проекта;

совместное обсуждение критериев оценки результативности проектной деятельности, типа, содержания и места проведения защиты проекта, составление плана презентации;

коллективное составление алгоритмов самооценки разных видов проектов

Основные проблемы организации проектной деятельности младших школьников

Недостаточное, поверхностное осознание педагогом сущности проектной деятельности и роли учащегося в ней приводит к псевдопроектированию.

Механическое заимствование педагогов приёмов и форм работы над проектами из среднего и старшего звеньев обучения без какой-либо адаптации к возрастным особенностям младших школьников.

Смещение педагогом цели проектной деятельности с внутреннего на внешний результат. Вместо формирования личностных качеств, умений и навыков, педагог обращает основное внимание на непосредственный внешний результат, продукт детского проектирования.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Учебный проект - специально организованный педагогом, самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием творческого продукта.

На всех этапах родители выступают как помощники в определении темы и проблемы проекта, в подборе материалов, оформлении продукта проектной деятельности.

Темы проектов детей должны быть тесно связаны с предметным содержанием.

Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего его развития.

При оценке успешности ребёнка в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание его самостоятельности.

В проектной деятельности ребёнка важно повысить его уровень уверенности в достижении цели, сохранить его индивидуальность.

Читайте также: