Почему город белокуриха так назвали кратко

Обновлено: 05.07.2024

Природа Белокурихи

Никого не оставляет Белокуриха равнодушным! Кто хоть раз побывал на нашем курорте, любовался горами в голубой дымке, пил студеную светлую, как хрусталь, воду из родников, гулял по лесу, который своими мягкими, нежными объятиями усмиряет любые сердца, тот навсегда полюбил этот приятный и ласковый уголок России!

К тому же Природа, отведя Белокурихе поистине лучшее место в мире, даровала ей еще и целебные источники, избавляющие людей от многих болезней, щедро награждая их Здоровьем, Радостью, Красотой!

Много неоднозначных толкований в литературе о курорте встречается относительно названия нашего местечка: Белокуриха.

Таким образом, очевидно, что село, ставшее в наши дни городом, названо в честь речки, по берегам которой оно располагалось. Но кому или чему обязана своим названием речка? Действительно ли хранит она имя первого поселенца?

Итак, все сводилось к тому, что нужно искать первопоселенца с фамилией Белокуров.

Так до недавнего времени работники музея во время экскурсии приводили обе версии, ни в одну из них не веря до конца. Но вот в октябре 1999 года они поехали в Горный Алтай и посетили немало интересных мест. Самой же плодотворной оказалась встреча с заведующим Мендур-Сокконским филиалом Горно-Алтайского музея Н. А. Шодоевым.
Находясь за сотни километров от Белокурихи, этот человек много знал о наших местах.

Но - удивительное дело - никто до сих пор ни разу не задумался над алтайской версией, кстати, самой правдоподобной из всех.

Редакция благодарит сотрудников
городского музея им. С. И. Гуляева
за предоставленный материал.



В привычной суматохе буден мы ежедневно слышим или сами употребляем десятки всевозможных географических названий и вряд ли задумываемся, что они означают и какова их история. Возвращаемся из поездки в город Белокуриху, отправляемся по канатке на гору Церковка, купаемся на реке Песчаная, покупаем молоко в посёлке Ульяновка, едем в баню на улицу Алтайскую, - и кажется, что названия эти родились сами собой. Но все географические названия имеют свой смысл. Ни один народ не называл реку, озеро, город просто так, случайным сочетанием звуков. А значит, объяснить можно любое, даже самое сложное географическое название. Конечно, нельзя не учесть, что язык народа постоянно изменяется, некоторые слова исчезают, другие меняют смысл. Но пытливый человеческий разум всегда стремился понять окружающие имена. За каждым из них стоят интересные истории, часто – легенды, а иногда и курьёзы…


…. Окрестили тебя Белокурихой

В отшумевшие ярью года!

Знать, увиделась ты белокурою

Россиянам, пришедшим сюда… ( Юрий Запевалов)

Перья снежных белых кур падают на плечи.

Беле – Кюр молчит, маня, - мостик из рябины…

Сила прежняя в меня по нему входила… (Николай Хоничев)


Директор Белок урихинского городского музея

//altai-west.ru/app/uploads/2016/06/termalnye-istochniki-Belokurikha.jpg

Город-курорт Белокуриха уютно расположился у подножья Алтайских гор. Кто однажды здесь побывал, навсегда запомнит величественную красоту этого края! История известного на всю Россию курорта началась с открытия термальных источников, в составе которых присутствует бесцветный газ – радон. В 19 веке жители небольшого поселения обратили внимание, что выходящая из-под земли горячая вода обладает целебными свойствами, купание в ней избавляет от беспокоивших болей.

Исследователь Алтая профессор Степан Иванович Гуляев в 1866 году основал в деревне Новобелокуриха водолечебницу с 16 радоновыми ваннами, что положило начало развитию курорта. На сегодняшний день Белокуриха - город со статусом курорта федерального значения. Откуда же пошло столь поэтичное название - Белокуриха? Как и многие из алтайских мест, Белокуриха окутана легендами и мифами. Существует несколько версий происхождения названия города и каждая из них имеет право на существование.

В одной красивой легенде говорится о казаке Даниле Белокуровом, который со своей невестой Дуняшей пришли на Алтай.

Из имущества у Данилы было всего три камня, но зато неимоверной красоты. Достались они в наследство от деда с напутствием о том, что камни не простые, могут помочь в любой беде, но только один раз. Вот однажды налетела черная огромная птица и унесла Дуняшу.

Данила отправился на поиски и вскоре нашел Дуняшу бездыханную в долине реки. Опечалился Данила. Но тут вспомнил про камни. Разбросал их на траву, и ударили из-под земли источники. Омыл Данила Дуняшу водой из источников, ожила она, зарумянилась и стала еще красивее. Осели молодые в этом месте, и названо оно было по фамилии Данилы - Белокуриха.

//altai-west.ru/app/uploads/2016/10/image001.jpg

Краеведы же говорят, что данное название города могло пойти от природного явления, регулярно наблюдаемого в долине, когда курится белый парок над рекой. Однако, многие исследователи края убеждены, что название Белокуриха пошло из глубокой древности, когда местность населяли коренные алтайцы.

//altai-west.ru/app/uploads/2016/06/463_pavelbutsman.com_.jpg

"Алтай-West" в Белокурихе

Санаторий "Алтай-West" в самом центре курортной активности города принимает на отдых и лечение людей со всей России. В санатории Вам предложат разместиться в комфортабельном номере.

Среди уникальных методов, используемых нами:

Приезжайте в Белокуриху на отдых и лечение, чтобы увидеть собственными глазами красоту здешних мест, чтобы убедиться в чудодейственной силе местных источников.


БЕЛОКУРИХА – город-курорт краевого подчинения. Расположен в 230 км от Барнаула и 70 км от Бийска. В 1920 г. с. Новобелокуриха превратилось в курортный поселок. В 1982 г. поселок получил статус города. В настоящее время Белокуриха является городом-курортом общероссийского значения. Численность населения на начало 2011 г. – 14,6 тыс. человек. Значительная часть местных жителей обеспечивает функционирование санаторного комплекса.

Герб города

Герб г. Белокурихи

Герб г. Белокурихи

Герб создан авторами С. В. Неверовым и С. И. Чековым и утвержден 11 мая 2007 г. Имеет форму французского щита.

Происхождение названия города

Почему город-курорт называется Белокуриха, каково происхождение этого названия? Однозначного ответа на данный вопрос нет, но есть несколько версий, каждая из которых заслуживает внимания. Большую работу над поиском истоков происхождения названия Белокурихи провела руководитель городского музея Белокурихи Т. Батуева. В результате поисков образовалось три версии происхождения названия города.

Многие города, в т. ч. Бийск, Барнаул, Алейск, свои названия получили от названия рек, на которых располагались.


Жемчужина Алтая, алтайская Мекка, чудо Алтая – далеко не полный перечень эпитетов, рисующих портрет Белокурихи. И это не случайно. Природа щедро одарила этот удивительный уголок Алтая.

История города

История возникновения деревни Новобелокурихи до сих пор таит в себе немало загадок. Даже дата ее возникновения в отличие от других селений остается спорной. Год основания села не известен, но при 6-й ревизии 1816 г. она уже упоминается. Первопоселенцы – выходцы из центральных губерний России – стремились захватить прежде всего плодородные черноземы. И захватывали. Кто сколько мог. А все зависело, как гласит легенда, от силы, выносливости и сноровки первых поселенцев. Мера земельного надела была проста и справедлива. Земли давалось столько, сколько новоявленный хозяин, сняв сапоги и не сходя с дистанции, мог обежать с первой попытки, как правило, до захода солнца. Чрезмерное усердие и нервное напряжение, говорят, подводило многих. Бывали случаи, что люди падали на меже замертво. Но чаще марафон заканчивался благополучно.

Близость леса, богатейшие сенокосы, обилие грибов и ягод, хрустально чистая горная речка, горячие ключи у самого порога – это же золотое дно для хорошего хозяина.

В 1846 г. в долине речки Белокурихи возникла деревня Белокурово, ставшее потом Белокурихой, что подтверждается материалами переписи населения, многочисленными архивными документами. В начале 50-х гг. ХIХ в. село Белокуриха получило другое название – Старобелокуриха, которое сохранилось до наших дней.

Историю Белокурихи можно изучать по названиям улиц и переулков. Одна из самых длинных улиц, протянувшаяся вдоль Татарского ручья на несколько километров, носила название Татарская. Татарами называли племена, осевшие лет 200 назад в верхней части Татарского лога. Архивные данные подтверждают, что в те годы татарами называли всех поселенцев, которые жили в юртах и говорили на непонятном языке. Улицы Зеленая, Луговая, Болотная тянулись аж до самого болота, которое постепенно отступало под натиском человека.

Большую находчивость и смекалку проявили крестьяне Елисей Гудков и Семен Казанцев, испытавшие целебные свойства источников на себе и своих близких. Так, С. Казанцев вылечил раздробленную ударом лошади левую руку, а Е. Гудков – болевшие от воспаления глаза. Заметили они, что ключевые воды помогают при суставном ревматизме, золотухе, заболеваниях кожи.

В 1866 г. о своих наблюдениях они сообщили известному ученому, исследователю Алтая, статскому советнику С. И. Гуляеву, жившему в Барнауле. Отложив все дела, он в сентябре того же года прибыл в Новобелокуриху как нельзя кстати. Как раз в это время в селе разразился скандал, разделивший местных жителей на два лагеря. Часть крестьян настаивала на том, чтобы засыпать ключи раз и навсегда, дабы избавиться от кишевших там змей. Другая, в том числе К. Зырянов, убеждала, что ключи – творенье Божье и их надо сохранить.

Полоса неудач продолжалась. В 1898 г. вспыхнул пожар. Постройки сгорели. Курорт пришел в полное запустение. В 1903 г. термальные источники, ставшие после пожара безхозными, переданы во владение главному управлению Алтайского округа. В течение года были построены: новый ванный барак на 18 мест, столовая, солярий, пешеходный мост через речку Белокуриху, улучшены дороги. Как и в былые годы, курорт сдавался в аренду на пятилетний срок, работая только в летние месяцы. Одним из последних арендаторов стал местный торговец В.Н. Суханов, магазин которого до недавнего времени находился в центре курорта.

Печальные события, связанные с пожаром, стали забываться. Только старожилы Белокурихи вспоминали то ли легенду, то ли быль, что поведали им деды и прадеды. Будто накануне пожара пришел в здешние места странник Алексей, которого еще мальчиком привозили в Белокуриху из Барнаула: у него болели суставы. После исцеления на Белокурихинских ключах обнаружился у него дар провидения, и отправился он странствовать по России, предсказывая людям их судьбу. А потом неведомая сила снова привела его к горячим источникам. Потому что было ему видение: бушующее пламя пожара усыпало небо долго не гаснущими искрами. А жуткие всполохи молний озаряли опустошенную землю. И сказал тогда странник, что это беда – не беда, и даже не полбеды, а знак Божий, знамение. Что запылает вскорости вся Россия от края до края. И будет великая смута, которой не видно конца-краю. А ключи останутся навсегда.

А. Л. Мясников

Академик Александр Леонидович Мясников заложил основы научных исследований на курорте Белокуриха. Кстати, одинокую сосну на вершине горы называют Мясниковской. Это символ упорства и несгибаемости духа. Широкий спектр научных исследований, проводившийся под его руководством в 30-е гг.XX в., в 60–70-е гг. под руководством В.П. Казначеева, предопределили стремительное развитие здравницы. Именно здесь, в Белокурихе, зарождалась научная курортология Сибири.

На протяжении многих лет курорт переходил из рук в руки – от крестьянина Зырянова до Сибирского крайздрава, от республиканских до союзных ведомств. Было здесь и безвластие, и двоевластие, и троевластие. Это не способствовало процветанию курорта.

Е. П. Славский

Курорт Белокуриха

В Белокурихе хорошие условия для внедрения одного из новых методов современного лечения – ландшафтотерапии. Лучшим прогулочным маршрутом считается удобная пешеходная тропа, ведущая к Старой мельнице.

Горнолыжный комплекс Благодать (Белокуриха)

Горнолыжный комплекс Благодать (Белокуриха)

Белокурихинский городской музей им. С. И. Гуляева

Белокурихинский городской музей им. С. И. Гуляева

Музеигорода – Белокурихинский городской музей им. С.И. Гуляева, где представлены все периоды развития курорта; Музей алтайской культуры и быта, который представляет собой юрту конусообразной формы. Именно в этих жилищах проживали в долине реки Белокурихи первопоселенцы этих мест – телеуты.

Легенды

О целебных источниках. Пришел некогда на Алтай казак Данила Белокуров с невестой своей Дуняшей да не с пустыми карманами; всего богатства – три камешка красоты неописуемой, что в наследство от деда достались. Говорил дед, что все камешки волшебные и в большой беде помочь могут, но только единый раз. А как и когда, дед не сказал.

Долго ходили Данила с Дуняшей, доли искали. Вот остановились они в красивой долине у горной речки. И тут что-то засвистело, загрохотало, и налетела черная птица-туча и унесла Дуняшу. Бросился Данила на поиски и нашел Дуняшу в роще бездыханную. Заплакал Данила. Вспомнил про волшебные камешки. Бросил один в траву. Родник брызнул. Омыл Дуняшино лицо, и девушка ожила, улыбнулась. Остальные камешки Данила разбросал рядом, и пробились новые теплые ключи. Так и возникли целебные источники.

Разгневался Хозяин Алтая, так грозно закричал, что дал гранит трещины, начал разламываться. А Хозяин Алтая еще грознее кричит, собирает над долиной огромные тучи. Полил из них проливной дождь, потоки воды устремились по трещинам вниз, заливая подземное царство Князя Гранита. Испугался Князь и отпустил Капелек. Понеслись они с потоками воды вверх, к солнцу и теплу. По пути были открыты темницы, в которых томились пленники Князя Гранита. Особенно понравились Капелькам два пленника - красивые, стройные Азот и Кремний. Полюбили они друг друга, прижались друг к другу крепко-крепко, и устремился вверх, к солнцу, поток, согретый их горячей любовью. Теплыми родниками вышли они на поверхность земли, где Хозяин Алтая благословил их на счастливую жизнь.

Камень желаний. То, что в Белокурихе находится уникальное месторождение радона, известно почти всем, а про местное чудо знают немногие. В Белокурихе есть гора Церковка, на которой лежит волшебный камень. Если положить на него руку и загадать желание, оно исполнится! Но только нужно просьбу хорошо обдумать, потому что воспользоваться услугами камня можно лишь раз в году. Говорят, здесь дважды бывал Владимир Путин. В первый раз, еще будучи в ранге премьер-министра, а во второй раз действующий президент поднимался на гору перед избранием его на второй срок.

О соснах-великанах. Давным-давно, когда здесь еще не ступала нога человека, птицы и звери хорошо знали дорогу к целебным источникам. Над долиной кружил одинокий орел, тщетно пытаясь показать людям дорогу к чудо-источникам. Птица была догадливой. Чтобы указать место к горячим ключам принесла в клюве из-за гор высоких сосновую шишку с крупными отборными семенами, да и бросила эти семена на склоны – слева и справа.

И выросли потом на безлесных горных склонах сосны-великаны, обозначив дорогу к теплым ключам. И были видны они за много верст и пешему, и конному, что шли и ехали сюда из ближних и дальних селений. Говорят, было всего четыре могучих дерева-великана. Да не сберегли их люди, проторив свои дороги и тропинки к чудо-источникам. А вот одна сосна сохранилась до наших дней. Стоит она на просторной, светлой поляне. Ей несколько столетий. У могучего дерева еще одна загадка – его целебная сила. Если приложить к сосне ладони, подержать их две-три минуты, появляется сила, чувство бодрости, бесследно проходит усталость, улучшается сон, настроение. Старожилы утверждают, что помогает сосна при тридцати трех болезнях. Но помогает не всякому, а только тем, кто приходит к ней с добрым сердцем, с любовью к людям и природе, отбросив напрочь злобу, ненависть, жадность, зависть.

Сосна любви. Есть в Белокурихе огромная вековая сосна, именуемая в народе Сосной любви. Расположена она недалеко от детского санатория Минздрава. Говорят, посетившие это место становятся еще ближе, а узы, связывающие их, еще крепче.

О Большом колоколе. Без малого сто лет назад в Белокурихе был освящен храм святого Пантелеймона-великомученика, привлекавший жителей Новобелокурихи своей красотой и благолепием. На пожертвования верующих были отлиты и освящены колокола. Говорят, их было четыре, а самый большой весил 36 пудов, а кто говорит, и все сорок. Его певучий, мелодичный бас слышен был в ближайших и дальних селах. Радостно звучал он в праздничные дни, гудел тревожным набатом во времена пожаров и вражеских нашествий. В начале XX в. наша страна была ввергнута в кровавую пучину революции и гражданской войны. И когда приходили тревожные вести, набат Большого колокола собирал народ на церковной площади.

Надрывно и жутко гудел Большой колокол, встречая отряды из продразверстки, которые выметали до последнего зернышка пшеницу, забирали скот и птицу, обрекая стариков, женщин и детей на голодную смерть. Гудел, стонал, рыдал Большой колокол. Но всему бывает предел. Старожилы Белокурихи помнят, как была осквернена и закрыта церковь, разграблен иконостас, навсегда замолк Большой колокол. Помнят, как к церковной ограде подъехали подводы. Четверо парней сбросили на землю колокола, погрузили их в телегу. Пытались пудовой гирей разбить на куски Большой колокол. Но затея не удалась. Колокол был крепок, а парни, охмелев от дармовой выпивки, уехали, увозя малые колокола. После пьянки и похмелья вернулись они на третий день, но Большой колокол… исчез бесследно. Было ясно, что увезти или унести такую глыбу не под силу и дюжине здоровых мужиков.

Прошли годы, события минувших лет стали забываться. Но случилось чудо, и Большой колокол загудел снова – далеким, глухим подземным набатом. Случилось это в ночь на 22-е июня 1941 г. Сколько было ударов, точно никто не помнит: одни говорят – четыре, другие – вроде бы, пять. Утром люди подошли к давно опустевшей церкви, обшарили ближайшие кусты, но ничего не нашли. А в полдень 22 июня в село пришла страшная весть: началась война.

Легенда о хозяине Алтая и его детях. Особой горой у алтайцев была гора Аарча (Можжевеловая), которая расположена в 20 км от Белокурихи. Русским переселенцам она больше известна как гора Синюха, или Сумная. Высота ее 1 379 метров, и как раз с нее берет начало речка Белокуриха.

Виталий Джазатор

Егор, верю в эту версию на 90%. Мне видится вопрос более сложном, что было вперёд, "яйцо или курица", как по мне, 50/50, где появились первые переселенцы, в сегодняшней Белокурихе или в "Старой". Не исключаю, что первопричиной могло стать и название реки. Да, ещё и сомнения в датировке, больше склоняюсь к более ранним срокам появления первых поселенцев, средина/конец XVIII века.

Виталий Джазатор

Егор, ещё интересный момент для размышления, если изучить старую Кузнецкую линию, то среди первых оборонительных пунктов, на карте 1734 года, есть "защита" с названием, что трудно прочитать, на реке Кача (правый приток Песчанки), но в документах эта защита именуется Качинская, между редутом Печаной (Песчаной) и редутом Каменска. Обходы казаков по этому маршруту были пробными до 1738 года, с 1738 регулярные разъезды и маршрут несколько изменился, появилась более новая Кузнецкая линия.

Встаёт вопрос, что это за Кача? Из сохранившегося на сегодня, есть только Качинский перевал, в верховьях Даниловки. Вполне возможно, Даниловка = Кача. Было некое поселение на этой реке. р. Даниловка сливается с р. Белокурихой, могло ли это быть одной рекой на первых порах изучения края. вполне возможно. Что можно наблюдать на карте 1816 года, где и Белокуриха, и Даниловка обозначены дважды, как Белокуриха. А заимка Белокурова на их слиянии, на месте Старой.

Дмитрий Дмитриев

Одни не доносят информацию в полном обьёме, другие годами потом гадают о происхождении. Знали те, кто называл, остальное лишь домыслы. Но для успокоения души, пусть будет белая курья, ведь может так и есть. Курья — то же самое, что и старица (участок прежнего русла реки)

Читайте также: