Почему горе от ума комедия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Само название говорит за себя. Слишком умным людям тяжело живётся во все времена. Это уже не комедия, это драма. Другой бы человек не стал связываться с обществом. Но не Чацкий. Не стоит никогда выступать против большинства. Затравят, как собаки зайца на охоте.

Чацкий бросает вызов всему обществу, пытается изобличить ложь. Ничего смешного здесь нет. Он заранее обречён на провал. У него нет союзников. Общество не понимает и не принимает его идеи. Оно отвергает его. Люди не хотят ничего менять. Им комфортно жить в их болоте.

Потом его вообще объявили сумасшедшим. Он раздражает всех, мешает им жить. А менять жизнь на новую, выходить из зоны комфорта людям так не хочется. И он просто вынужден уехать. Он чужой в этом мире, чужой в этом городишке.

Некоторые, в частности, Тугоуховский плохо слышит. Но старая графиня пытается завязать разговор именно с ним. Вот так они и кричат в течение всего вечера. Каждый хочет слушать только себя и не слышит другого. Им не интересна точка зрения другого человека.

Сам Грибоедов обозначил своё произведение, как комедию в стихах. Но это не комедия в чистом виде. Здесь специально смешаны разные жанры и сюжетные линии под видом комедии.

Первое несоответствие жанра. Софья и Чацкий переживают из-за любви. Чацкий к Софье, а Софья – к Молчалину. Оба разочаровываются друг в друге, в обществе, в жизни. Какая же это комедия? А где счастливый конец? Его нет.

Главный герой подавлен, разочаровался в людях и в нравственных идеалах, просто ретируется с поля боя. Это уже не комедия, а драма жизни. Но это ещё не всё.

Грибоедов добавил сюда и элементы сатиры. Он откровенно потешается, высмеивает пороки жителей городка – безграмотность, вульгарность, нормы поведения в обществе.

Мне почему-то кажется, что в роли Чацкого Грибоедов выписывает себя. Он ведь тоже был умница, блестящий дипломат. Наверное, многие не знают, что он любил импровизировать на рояле. Он был не профессиональным музыкантом, был просто любителем. Но он написал два прекрасных вальса — лёгких, изящных.

Общество по-своему отвергло его. Он трагически погиб на дипломатической службе в Персии. Ему было всего 34 года.

Вариант 2

Для А. С. Грибоедов главное было то, что бы его услышала Россия, чтобы она увидела воочию свои нелепые стороны и посмеялась над ними. Ведь умение смеяться над собой признак интеллекта.

Произведение представляет собой комедию в стихах. Это несоответствие людей своей оболочки, внутри одно, снаружи другое (не всегда уродство). Грибоедов показывает метаморфозу жизни высшего общества и интеллигенции, которые не слышат друг друга, а народ тем более. Многих героев в комедии Грибоедов списал из реальной жизни и показал их в карикатурном виде.

Неэргодическая экономика

Поистине поразительным фактом является то, что, создав многоплановую литературную смесь, Александр Грибоедов не нарушил стихотворную легкость своей комедии и все-таки сумел остаться в рамках этого жанра.

Как ему это удалось?

Ответ лежит в специфике личности самого Грибоедова. Вспомним, что помимо всего прочего он был пианистом-любителем, который оставил своим потомкам два великолепных фортепианных вальса. Причем эти вальсы обладают теми же качествами, что и его литературная пьеса – изяществом, легкостью, блеском и глубиной. Видимо, все эти качества органично уживались в душе Грибоедова и естественным образом переносились в его произведения – как литературные, так и музыкальные.

Такой человек, проживший такую жизнь, просто не мог вместить свой многогранный талант в пьесу какого-то одного жанра. Выход из положения один – создать оригинальное многожанровое литературное произведение. И Александр Грибоедов прекрасно справился с этой задачей.

Официальная ссылка на статью:

Сочинение 3

По ходу повествования, читатель выделяет главного страдальца или клоуна – Чацкого. Возвратившись в столицу после долгого отсутствия, у него кардинально меняется мировоззрение и разваливается личная жизнь. Его возлюбленная не сумела сохранить теплые чувства к нему и отдала предпочтение другому мужчине, в котором просто не видит порока и подлости. Она полна романтизма и иллюзий. Напрасно он пытается вернуть любимую, указывая негативные черты характера Молчалина. Любовная драма набирает все больших оборотов. Чацкого терзают любовные муки, а разделить любовь Софья не в силах, для нее словно не существует Чацкого, которым ранее так восхищалась.

За свободу нравов светское общество открыто высмеивало и считало Чацкого чудаком. Однако главный герой упорно придерживался своего мировоззрения и не прекращал борьбу за свои идеалы. И все же, непонимание невесты и светского общества сломили его, и он уступил, но не примкнул к стаду глупых и бестолковых людей. В глубине души он остался при своем мнение, ведь важность общественного мнения для него давно утратила актуальность.

Популярные сочинения

Надо знать, что такое русский ум. А если этот ум начнет смеяться, рассыпая направо и налево острый и едкий сарказм, то пощады не будет никому. Да, это комедия! Тонкая, изящная, умная и страстная.

А разве не смешон Чацкий? Пусть это здравомыслящий человек, но уж никак не здраводействующий. Скажите на милость, зачем он своими беспрестанными любовными объяснениями надоедает Софье, хотя она сразу отказала ему? Почему он не желает замечать ее холодности, а требует, чтобы она открыла свои сердечные тайны? Какая же девушка будет исповедоваться перед человеком, с которым три года не виделась, да который, к тому же, смеется над ее избранником?

Речь Чацкого, действительно, отличается остроумием. Но вначале Чацкому и дела не было до Фамусова, он не желал ни с кем спорить или ссориться. Единственная, ради кого он приехал в Москву, — это Софья. Но она холодна, а холодность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему скучно, и он готов прекратить с ним спор. Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения — раболепство:

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя! —

Чацкий все еще не хочет продолжать споры, он готов уйти в себя. Но Фамусов сыплет соль на рану — неожиданно намекает на распространенный слух о сватовстве Скалозуба. И это будит Чацкого. Раздражение нарастает все больше и больше и в конце концов разрешается резким монологом. И вот — комедия — слово за словом, монолог за монологом, глядишь, и уже кипит, борьба не на жизнь, а на смерть.

Но попробуем рассмотреть пьесу с другой точки зрения.

Так же, как в пьесе переплетается личная драма с общественной, переплетается комедия с трагедией. Но как бы ни смеялся зритель в театре, после того, как он выйдет за его пределы, обязательно найдется то, над чем захочется подумать, поразмышлять без иронии.

Обычно исполнители роли Чацкого на сцене, уже со школьной самодеятельности, подражая дурной театральной традиции, сверкают глазами и картинно заворачиваются в плащи, требуя карету. Этот же Чацкий непривычен (роль его исполняет Сергей Юрский).

Поединок добра и зла идет на равных. Человеческое обаяние Чацкого: душевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться своим чувствам. И рядом с этим человеком — зло. Будничное и живучее. Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему свежему и непривычному.

Постепенно приходит мысль, что с этим злом надо бороться его же средствами. Куда Чацкому со своей простотой и доверчивостью! Ведь Фамусовы, Молчалины и Скалозубы живут и сегодня. Если бы их не осталось вовсе, не было бы никакого смысла ставить пьесу Грибоедова. Театр им. Горького наполнил пьесу великолепной воинствующей гражданственностью, рожденной нашей битвой за душу человека. Ум, человечность, прямота — вот оружие, единственно достойное настоящего человека.

Умом в спектакле отличается не только Чацкий. И Фамусов не дурак, и Софья совсем не глупа, а Молчалин так и вовсе умен. Но человек во всей своей красоте и благородстве —только Чацкий. Низкий поступок Софьи стал явным. Последняя надежда исчезла. Чацкий теряет сознание. Он падает навзничь, опрокинув канделябры. Потом встает, сутулясь, через силу. В спине чувствуется усталость. Медленно поворачивается. Лицо закрыто длинными, чуть дрогнувшими пальцами. Руки постепенно открывают лоб, глаза, лицо постаревшее и поблекшее…

Не образумлюсь… виноват.

Он говорит тихо и как будто спокойно. Каждая строчка монолога, кажется, прибавляет ему сил. Это монолог-раздумье, монолог-прозрение. Это — повзросление… Он понял, что перед ним — его враги по духу. И ничто их не может помирить: ни воспоминания детства, ни чувство былой дружбы. Нет. Чацкий не клеймит этих людей и не проклинает их — он до конца понимает. Монолог его спокоен, как может быть спокойна речь человека, чувствующего свою правоту и силу:

— Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок…

Ни крика, ни экспрессии в проявлении своих чувств:

— Карету мне, — вполголоса обращается Чацкий к стоящему рядом лакею.

Лакей не понимает.

— Карету, — еще раз повторяет Чацкий.

Устало, немного сутулясь, уходит Чацкий со сцены, уходит от этих людей, чтобы никогда больше не обмануться их мнимым родством и мнимым участием.

СПАДИЛО.РУ

Противоречивость жанра

Эмоции от прочтения

Трагедия

Присутствует здесь также любовная линия. Треугольник, который оборачивается драмой с двух сторон. Чацкий любит Софью. Но та выбирает в избранники человека низкого, двуличного, лживого. Она сама убеждается в его подлости в конце сюжета. В этом ее личная трагедия.

Драма

Всё очень просто. Главный герой Чацкий, безусловно, умнейший человек, но в "фамусовском обществе", где ценится лесть, пресмыкательство, где люди оцениваются по богатству, но никак не по уму, он - белая ворона. Тщетны все его попытки как-то донести до общества свои высокие мысли, прогрессивные идеи, даже любимая девушка его не понимает. В результате оплёванного Чацкого объявляют сумасшедшим и вынуждают спешно уехать. Так и получилось, что у Чацкого от его ума - одно горе. А Вам не кажется, что сюжет грибоедовской пьесы весьма актуален и в наше время?

"Горе от ума" пьеса комедийного жанра. Суть в том, что все горе от ума (подразумевается невеликий ум)

Потому что главному герою пьесы Чацкому - сплошное горе от его ума и образованности: любимая девушка Софья его не любит, променяло его на подхалима и идиота-сластолюбца Молчалина, общество - высший свет не принимает и не воспринимает. И даже объявляет сумасшедшим.. . И только, бедному, ему и остается воскликнуть: "Карету мне, карету! ".
Мысль Грибоедова не нова и очень современна. Потому как в России дуракам живется легче.

Автор подчёркивает, что Чацкий очень умный, начитанный и остроумный человек. Но в Московском обществе ум не ценят. Чацкому не комфортно в этом обществе. Тем более он в влюблён в Софью, которая предпочитает ему лживое ничтожество. От всего это у Чацкого возникают "мильон терзаний". В это и есть смысл названия произведения

конкурс -Стихотворный коктейль
Серж Флейринг
условия
Пришлите прои3ведение
под которое
вы бы хотели Коктейль от
Автора для Автора прои3ведения
(Я ВАМ его И3о Бету)
этот коктель будет Ваш
на Новый год подарок
( На3вание коне4но тоже вместе можем)
Пожелание В виде ингидиентов
тоже ваши (специально писать
в стихотворной форме Необходимо)
Победит тот Кто 3а свое прои3ведение
больше всего наберет рецен3ий до
6 ого февраля (это День Бармена)
Например-
Коктель Шри-ЛАН КА
русская версия-
Патриот
половинка Фрукта страсти Маракуя-
(Украшение) Высокий бокал Хайбол
Наполненный до краев льдом Фраппе
Влить в него ликер Амарула (ЮАР)
добавить На100йку БАйКАЛ именно
4ебрец Имбирь (продает Аст-групп)
3 капли Ангостуры битер-апельсин
И до верха долить компот и3 сухо
фруктов не сладкий бе3 сахара
Сверху на лед положить Маракую
на Маракую положить кусо4ек
сахара трасниковава капнуть на
Сахар Любой горящий спирт (выше 40)
И Подже4ь-(Пить 4ере3 трубо4ку
Предворительно перемешав ложе4кой)
----------------------------------
А Вот и персона Кому посвящен
ПАТРИОТ или ШРИ-ЛАНКА (встре4айте)
----------------------------------
О Родине
Николай Александрович Лосев
Иногда,
чтобы жить,
мы рискуем собой –
Вот такой парадокс человечества.
Наши предки в России на праведный бой
Шли за веру, царя и Отечество.

Защищая Отчизну, они в трудный час
Никогда не считались с потерями.
Мы же все растеряли. Остался у нас
Лишь обломок великой Империи.

Были сыты крестьяне, дворяне горды,
Флот силен и богато купечество,
Но с тех пор утекло очень много воды.
Где та вера? Где царь? Где Отечество?

Вера нынче нужна, чтоб накинуть узду,
Чтобы требовать с бедных смирения.
А церковные служки прощают за мзду
Толстосумам все их прегрешения.

И попы в иномарках гоняют в кабак,
Псевдонищие лаются с паперти.
И захочешь тут в бога поверить – да как,
Если двери к нему для нас заперты?

Правят нами лжецы, и с трибун говорят,
Нас зомбируя, вещи бесспорные,
Но за взятку готовы продать все подряд,
Ложь опять прикрывая реформами.

Все, что нажито было совместным трудом,
Разошлось меж придворными сворами.
Власть – у них. Как сейчас не пугай их судом,
Все закончится лишь разговорами.

И Отечество наше сберечь не смогли,
И уже будто так и положено:
На земле на своей не получишь земли –
Или продана, или заложена.

Вот и стала чужой нам большая страна,
Где подлец возомнил себя барином,
И для нас вся Отчизна – лишь дом в три окна
Да могилы на кладбище стареньком.

Да и мы хороши. Если завтра война –
Мы поднимемся ульем встревоженным.
Ну, а в мирное время вокруг тишина.
Мы молчим, будто так и положено.

Но, быть может, когда перестанем молчать,
Возродится былое Отечество.
Чтоб куда-то придти, нужно путь свой начать –
Вот такой парадокс человечества.

Даже самый образованный человек может стать мишенью для сплетен и обсуждений, если попадет в общество с абсолютно другими ценностями и взглядами на жизнь. Горе непринятия и отторжения постигнет того, кто окажется слишком умен на фоне своего окружения, что и произошло с Чацким.
Есть хорошее сочинение на тему Смысл названия комедии "Горе от ума".

Главный герой Чацкий, безусловно, умнейший человек, но в "фамусовском обществе", где ценится лесть, пресмыкательство, где люди оцениваются по богатству, но никак не по уму, он - белая ворона. Тщетны все его попытки как-то донести до общества свои высокие мысли, прогрессивные идеи, даже любимая девушка его не понимает. В результате оплёванного Чацкого объявляют сумасшедшим и вынуждают спешно уехать. Так и получилось, что у Чацкого от его ума - одно горе.

Это произведение относится к комедии совершенно точно, потому что почти все персонажи данной картины попадают в смешные и нелепые ситуации. В основном герои комедии оказываются в глупых ситуациях по своей же глупости. Например, Софья - хотела распустить слухи о сумашествии Чацкого, но попадает сама в просак, когда узнает, что Молчалин любит однозначно не её, а всего лишь служанку. Очень комичная ситуация, когда Чацкому кажется, что он влюблён в Софью, но он понимает, что она наиглупейшая дамочка.

Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” - примеры сочинений

Название любого произведения - ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание - прямое или косвенное — на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как "Горе уму", восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма. Критики по разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии, расходятся. Гончаров в статье "Мильон терзаний" писал: "Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен". Пушкин же считал, что в комедии только один умный человек — это сам Грибоедов, а Чацкий — это только "пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями". Что же такое ум в комедии "Горе от ума" и кто является в ней умным человеком?

Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему "мильон терзаний". Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. "Горе от ума" - комедия, перешагнувшая классицизм.

Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины.

В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме. Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя. "Комедия дает Чацкому только "мильон терзаний" и оставляет, по видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы" (И. А. Гончаров).

Чацкий отличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что у него "ум с сердцем не в ладу". Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничивает эти понятия: "Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?" Чувство оказывается выше ума светского: в конце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. "Горе от ума Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством он привязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовной драме: "Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему в уме". (И. А. Гончаров)

Название пьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав "умным" Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума осмеял старое его понимание. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий "благоразумия", которые в "Горе от ума" связываются с определенной социальной и политической программой. Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким - смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.

Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.

Пример сочинения 2

Чацкий является представителем того самого ума от которого возникает горе. Если ум существует отдельно в форме идей, то, как таковой может горя и не давать, но если получает свое воплощение в такой фигуре как Чацкий, то этому герою предстоит претерпеть различные страдания и испытать горе. По сути, на самом деле такова судьба любых пророков и носителей прогрессивных идей, недаром есть такая поговорка про отсутствие пророков в своем отечестве.

Грибоедов пишет про вполне понятную истину, которые знают многие люди: если много умничать, то зачастую ничего хорошего от этого и не выходит. Главный герой произведения активно спорит с остальными персонажами, он пытается им нечто доказать, но в итоге не получает какого-либо существенного прогресса, его антитеза простой житейской мудрости не приносит ничего положительного. Самое главное – не принесет практически никогда, такого просто не бывает в обществе.

Для простых людей намного более целесообразным является элементарный житейский комфорт, который в своем самом высоком пределе воплощает Фамусов. Именно он считает самым высоким достижением положение в обществе и наличие ценного капитала. К этому стремится большинство людей, так как дает вполне ощутимые преимущества.

Конечно, если рассудить по уму, то идеалы, которые проповедует Чацкий, то есть культура и развитие личности являются более ценными. Они являются тем самым умом, который фактически предстает наиболее высокой ценностью, но ум (в смысле какого-то идеала) не так практичен, он не приносит существенных выгод. Приносят выгоды более утилитарные взгляды, которые проповедуют Фамусов и остальные участники этой системы высших слоев общества.

Пример сочинения 3

В дальнейшем, Чацкий узнаёт о тайной симпатии Софьи к некому Мочанину, это был секретарь при их доме. Софья при открытом разговоре, даёт понять Чацкому, насколько Молчанин ей симпатичен, и она не видит будущего в браке с Чацким. В итоге, у них, назревает скандал, и Софья, становиться первым человеком, которая назвала великого остроума, сумасшедшим. Как и водилась в те времена, эти сплетни, быстро разнеслись по улице.

Читайте также: