Почему гоголь назвал повесть портрет кратко

Обновлено: 04.07.2024

Проза Николая Гоголя в русской литературе стоит на одном уровне с творчеством Пушкина, Тургенева и Толстого. Его повести позволяют нам погрузиться в быт жителей Российской империи, погрузиться в её атмосферу, понять, на какие вопросы пыталась найти ответы русская интеллигенция того времени.

История создания

Жанр и направление

Композиция и конфликт

Композиция каждой части повести классическая и делится на экспозицию, в которой нам представляют главного героя, завязку, в которой в повествовании появляется злосчастный портрет, кульминацию, в которой конфликт героя с самим собой достигает своего апогея, развязку, в которой герой погибает и финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.

В основе конфликта произведения лежит противостояние индивида с обществом и самим собой. Мучительный выбор художника между истинным искусством и признанием со стороны толпы.

Смысл названия

Также название несёт в себе и скрытый смысл. Гоголь стремился дать портрет общества, показать все его пороки читателям. Таким образом, название содержит основную идею всего произведения.

Суть: о чём повесть?

Вернувшись домой, герой не может отделаться от тревожного ощущения. Ему кажется, что портрет следит за ним. Ночью ему сниться сон о том, как портрет оживает, и старик начинает пересчитывать свёртки с деньгами.

На утро с Чарткова начинают требовать плату за его убогое жилище. У героя нет денег, но вдруг в раме портрета оказывается спрятан свёрток, в котором лежала тысяча червонцев. У героя начинается светлая полоса жизни. Он расплачивается с долгами, покупает новую квартиру, покупает хвалебную статью в газете, и вскоре получает свой первый заказ.

Герой приступает к работе над портретом богатой девушки, он старается сделать свою работу качественно, идеально. Но заказчик требует иного, и в результате Чартков создаёт красивый, но бездушный продукт. Первоначальное смятение начинает улетучиваться после получения вознаграждения.

Спустя некоторое время Чартков становится известным живописцем: он зарабатывает много денег, пользуется популярностью, но его картины бездушны, а в нём самом угас огонь истинного творчества. Герой превратился в умелого, но ограниченного ремесленника, обслуживающего богачей.

Но однажды, посетив выставку и увидев картину ангела, созданную его давним знакомым, который посвятил всю свою жизнь искусству, Чартков понимает, что его творения ужасны.

Герой много работает, пытаясь вернуть утраченный талант, но оказывается уже не способным создать что-то по-настоящему прекрасное. Чартков повреждается рассудком, начинает скупать шедевры живописи и уничтожать их.

В итоге герой умирает. Через некоторое время на аукционе появляется тот самый портрет старика, и мы узнаём, что на нём изображён старый ростовщик. Туда приходит сын автора полотна и рассказывает историю своего отца. Художник решился работать с ростовщиком, который разорил и погубил многих людей. Но с каждым сеансом он ощущал, как дьявольская сила крепнет в этом портрете. Он стал ссориться с близкими, злиться и испытывать негативные чувства. Поняв причину, он бросил работу, несмотря на уговоры ростовщика. Тот послал ему картину, но не заплатил, а вскоре умер. Художник хотел уничтожить портрет, но ему помешал друг, унесший полотно, дескать, зачем добру пропадать? Но все обладатели картины сталкивались с несчастьями и умирали не своей смертью.

Художник, создавший его, ушёл в монастырь и поручил своему сыну уничтожить портрет, утверждая, что в портрете осталась дьявольская часть души старика. Сын того самого художника посещает аукцион, намереваясь исполнить волю отца, но портрет таинственным образом исчезает.

Главные герои и их характеристика

  1. Искусство – по мнению писателя, творческий человек, выбравший путь служения настоящему искусству, взваливает на себя тяжёлую ношу. Настоящий творец становится обладателем огромной силы искусства, которая способна менять сами человеческие души. Зачастую сам творец так и не обретает своего счастья, но, для Гоголя, это стоит того.
  2. Ремесло – в лице Чарткова автор изобразил типичного ремесленника, который работает ради денег и популярности, а не ради того, чтобы изменить мир. Такой ремесленник, оставивший настоящее искусство ради наживы, может стать богатым и обожаемым, но он никогда не будет по-настоящему счастливым. Он обречён на разочарование и духовную гибель. Взгляд Гоголя на искусство продиктован его собственной биографией: он так и не завел семью, а все силы посвятил литературному поприщу.
  3. Судьба художника – Гоголь показывает, что у творца есть два пути: служение настоящему искусству или погоня за наживой. Писатель без сомнения выбирает путь настоящего художника, несмотря на все несчастья, которые ждут на нём человека.
  4. Петербург – как обычно, Санкт-Петербург изображён Гоголем, как мрачное и холодное место, где нет места жалости и состраданию, а люди подвержены многочисленным порокам.
  5. Маленький человек. Чартков является не хозяином, а жертвой города. Он слаб, зависим от общественного мнения и даже сходит с ума в конце повести. Его путь к мечте оборвался полным разочарованием, ведь ложные ценности запутали его и завели в чащу, из которой герою не суждено было найти выхода. В отличие от настоящего творца, он не смог побороть соблазны.
  6. Вера. Религия служит путеводной звездой для творца. Она помогает ему очистить душу и кисть для настоящих шедевров.

Проблемы

  • Добро и зло – зло в романе олицетворяет собой портрет старого ростовщика. По мнению Гоголя, самый страшный грех человечества – алчность. Именно алчность одолевает Чарткова, убивает в нём добро и в итоге приводит его к столь трагичному финалу. В итоге портрет исчезает, Гоголь даёт понять, что борьба света и тьмы ещё не закончена. Добро мы видим в авторе портрета, который унял в себе дьявольские искушения и смог очиститься от скверны в монастыре, который противопоставлен греховной столице.
  • Алчность – по мнению писателя, деньги – главная причина всего зла. Погнавшись за деньгами, поддавшись соблазнам материального мира, человек уже не сможет найти пути назад. Он обречён на медленное погружение в бездну.
  • Тщеславие – Чартков, сумев добиться популярности и богатства, возгордился, начав считать себя настоящим художником. Однако созидательная мощь всего одной картины, созданной настоящим художником, разрушила его иллюзии, показала ему самому низость его падения.
  • Талант и его утрата – Гоголь показал, что талант можно с огромным трудом найти и развить, однако стоит только один раз оступиться, и настоящий талант будет утрачен навсегда.

Основная идея

Чему учит?

Критика

Однако у писателя нашлись и единомышленники. Например, С.П. Шевырев:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 03.12.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 24.06.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 06.04.2019 · Last modified 12.11.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Портрет ростовщика является одним из связующих элементов между двумя частями повести, которые можно рассматривать как отдельные произведения.

Портрет является своеобразным героем. В 1-ой части он воздействует на художника Чарткова. Во 2-ой части он воздействует на отца художника Б., на его приятеля, на племянника этого приятеля, на собирателя картин и других людей.

Во 2-ой части образ портрета ростовщика раскрывается больше, чем в первой. Если в 1-ой части хождение призрака ростовщика по комнате Чарткова можно воспринять как сон, то во 2-ой части уделяется большее внимание фантастичности образа портрета. Если в 1-ой части нахождение Чартковым 1000 червонных в раме портрета можно посчитать случайностью, то во 2-ой части подчеркивается дьявольская деятельность ростовщика через свой портрет. 2-ая часть, в которой рассказывается о личности ростовщика, о создании портрета и о воздействии портрета на многих людей, подтверждает мысль о том, что изменения с Чартковым произошли под воздействием портрета.

Н.В. Гоголь акцентирует внимание на образе портрета в названии, демонстрируя, что портрет символизирует настоящее зло, существующее в мире. Автор показывает, что портрету не важно было, кто стал его владельцем, он искушал абсолютно всех людей. Изображая смерть Чарткова, демонстрируя, что после разговора художника Б. с отцом и аукционом прошло целых 15 лет, показывая, что портрет украли, что он и дальше будет искушать и проверять людей, Н.В. Гоголь подчеркивает вечность зла.

Портрет является фантастическим элементом, но название не подчеркивает фантастичность действия, наоборот, название подчеркивает реалистичность действия. Н.В. Гоголь не снимает ответственности с людей, он не делает так, что портрет полностью управляет жизнью людей. Портрет лишь искушает людей, ставя их перед выбором добра или зла. Портрет не способен изменить человека и сделать его представителем зла, он лишь выступает как лакмусовая бумажка, которая проверяет истинную сущность человека. Кто-то подается искушениям портрета, как это сделал Чартков, кто-то не подается искушениям портрета, как это сделал создатель портрета. Н.В. Гоголь минимизирует фантастическое влияние портрета-дьявола на душу человека, конечный выбор остается за человеком.

Название также помогает в раскрытии проблем, связанных с искусством и творчеством. Автор с помощью названия хотел подчеркнуть мысль о том, что произведение искусства обладает огромной силой. Отцу художника Б. настолько живо удалось передать взгляд ростовщика, что ростовщик оказался бессмертным.

Вот краткое содержание:
Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его. Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

Смысл повести Портрет Гоголя

Смысл книги

Смысл названия повести Портрет

Произведение композиционно состоит из двух частей. Первая посвящена истории жизни Чарткова от юности до зрелости, прослеживаются этапы разрушения талантливой, но слабой личности. Вторая часть рассказывает о художнике, создавшем портрет, так повлиявший на Чарткова. О его страдании и нравственном выборе. Таким образом, противопоставляются два жизненных пути, две талантливые личности, которых соединил портрет.

О чем повесть Портрет

Смысл произведения Портрет

Смысл финала произведения Портрет

Смысл произведения портрет гоголя

Сочинения

История написания

Гоголь портрет

Жанр и композиция

Повесть охватывает короткий временной промежуток, включает небольшое количество персонажей, причем повесть насыщена множеством уточнений и деталей, которые подчеркивают атмосферу того времени.

Само произведение состоит из нескольких частей: первая рассказывает о Чарткове, вторая — об истории покупки им картины.

Суть и главная тема повести портрет

Композиция повествования классическая:

  • экспозиция, где читателю описывают главного персонажа;
  • завязка, в которой возникает картина;
  • кульминация — здесь описан внутренний конфликт героя;
  • развязка, где Чартков умирает;
  • финал, когда сюжет логично заканчивается.

Содержание и смысл названия

Смысл названия повести портрет

После возвращения домой он не может отделаться от чувства тревоги. Он уверен — картина следит за ним. Ночью Чарткову приснилось, как она оживает, и старик начинает считать деньги.

С утра хозяин жилья требует оплату за проживание. Герою нечем распалиться, но неожиданно в рамке портрета он находит сверток, где находится 1000 рублей. У Чарткова началась светлая полоса. Он рассчитался с долгами, купил квартиру, хвалебное объявление в одном из журналов, и скоро получает заказ.

Он пишет портрет богатой женщины, пытается сделать работу качественно. Однако заказчица потребовала другого, так Чартков нарисовал красивую, но бездушную картину. Все сомнения улетучились после получения гонорара.

В чем философский смысл повести портрет

Через время он уже был популярным художником, стал умелым, но ограниченным мастером, который обслуживал богатых людей. Однажды Чартков посещает выставку и видит картину ангела, написанную его старым приятелем, посвятившим искусству всю жизнь, Чартков осознал, что его произведения чудовищны.

Он постоянно работает, желая вернуть потерянный дар, но у него уже не получается сделать что-то действительно красивое. Чартков теряет рассудок, покупает различные шедевры и уничтожает их. В результате он умирает. Через время на аукцион выставляют злополучный портрет старика, и читатель узнает, что на полотне нарисован ростовщик.

Сюда пришел сын автора картины и рассказал историю отца. Художник работал с ростовщиком, разорившим множество людей. По мере написания он чувствовал, как дьявольская сила начинает крепнуть в картине. Он ссорится с родными, почему-то испытывает ко всем ненависть. Определив причину, он бросает работу и хочет уничтожить творение, однако ему это не дал сделать друг, который унес полотно. Все владельцы картины после этого умирали.

Описание героев

В каждой части повествования находится свой главный герой. В первой им является Чартков, а во второй — ростовщик. Система образов в произведении:

Портрет гоголь

О чем смысл произведения портрет

Тематика произведения

Смысл названия повести портрет

В чем заключается смысл названия повести портрет

  1. Ремесло — в образе главного персонажа писатель показывает ремесленника, он работает ради денег и славы, а не чтобы поменять мир в лучшую сторону. Он бросил настоящее искусство ради материального благополучия, получил богатство и популярность, однако он никогда не сможет стать действительно счастливым. Этот человек обрек себя на духовную смерть и разочарование. Взгляд писателя на искусство обусловлен личной биографией: он так и не смог завести семью, а всю жизнь посвятил творчеству.
  2. Искусство. Как считает Гоголь, творческая личность, которая выбрала путь служения творчеству, берет на себя огромную ношу. Этот человек владеет большой силой, способной менять души людей. Часто непосредственно творец так и не обретает для себя счастья.
  3. Петербург изображается писателем как угрюмый город, где нет места жалости, а общество подвергается разным порокам.
  4. Судьба художника — писатель показал, что у творца может быть несколько путей: погоня за деньгами либо служение искусству. Автор выбрал путь настоящего художника, невзирая на несчастья, ожидающие людей на нем.
  5. Вера. Религия позволяет творцу очистить душу для создания шедевров.
  6. Маленький человек. Главный герой является жертвой города, а не хозяином своей жизни. Он слабый и зависит от мнения общества, даже теряет рассудок в конце произведения. Его путь к мечте заканчивается разочарованием, поскольку ложные ценности завели его в бездну, из которой он не может отыскать выхода.

Проблематика повести

Проблемы в произведении также значимы для понимания книги. Они показывают читателю общество России XIX столетия глазами писателя:

  1. Алчность. Как считает Гоголь, деньги — основная причина происходящего зла. Погнавшись за финансовым благополучием, поддавшись различным соблазнам, люди уже не могут отыскать пути назад. Они обречены на постепенное погружение в пропасть.
  2. Добро и зло — зло в произведении описано в образе портрета старика. По убеждению писателя, жадность — страшнейший грех человека. Именно это одолело Чарткова, убило в нем светлое чувство и в результате привело к такому печальному финалу. В конце портрет пропадает, писатель пытается донести, что борьба добра и зла еще не окончена.
  3. Талант и его потеря — писатель пытается показать, что его можно с большим трудом отыскать, но стоит лишь немного оступиться, и он потеряется навсегда.
  4. Тщеславие — Чартков, добившись славы, возгордился, почувствовал себя настоящим художником.

Главная идея

Гоголь показывает бездушность, а также все пороки людей того времени, общее разложение, которое писатель почувствовал, проживая в Питере. Этому он противопоставляет чистоту настоящего искусства и силу христианской веры. Это основная мысль произведения.

Также повествование является рефлексией автора на то, каким действительно должен быть художник. Он показывает, что служение искусству — сложный и тернистый путь, но лишь идя по нему, можно действительно поменять мир.

Произведение учит презирать алчность. Говорит о том, что нужно подумать не только о теле, но и о душевном состоянии. Это и есть нравственные уроки повести. Автор показал искусство, способное оказывать большое влияние на людей, и рассказывает о цене, которую нужно заплатить художнику, чтобы получить эту силу.

Читайте также: