Почему финикийцев так назвали кратко

Обновлено: 05.07.2024

Книги Хроник были составлены, вероятнее всего, в середине или второй половине V в. до н. э., по-видимому, Неемией (Шифман, 1987а, 158), когда утверждается резкое противостояние иудейской йахвистской общины не только язычникам, но и сравнительно близким по вере самаритянам и даже тем соплеменникам, которые после падения царства остались в Палестине (Tadmor, 1981, 218—220). Общество начало свое новое развитие почти с нуля, но в то же время оно стремилось установить непосредственную связь с допленным периодом своей истории. Поэтому автор Книг Хроник активно использовал допленный материал, содержавшийся прежде всего в устной памяти вернувшихся, и особенно родовые генеалогии, довольно решительно отсекая посторонний материал. Даже при перечислении потомков Ноя он резко сокращает генеалогию Иафета и Хама (Weinberg, 1981, 91 — 113). История Авеля и Каина иудеям послепленного периода уже не казалась частью их собственной истории, а чем-то чуждым, которым можно пренебречь. Все это ведет к мысли, что рассказ о Каине и его потомках был не еврейским, а воспринят еврейским населением Палестины от соседей или подчиненных ханаанеев. Его интеграция в еврейскую мифо-историческую традицию долгое время была не полной. И лишь безусловный авторитет Пятикнижия, в котором это повествование уже содержалось, заставило сохранить его в Библии.

Если рассматривать Каина как предка ханаанеев, то перед нами — весьма значительно трансформированный остаток ханаанейской мифологии. О ханаанейском происхождении этого сюжета свидетельствует и то, что Каин назван первым из сыновей Евы (Gen. IV, 1). Это доказывает, что он — старший, первородный сын, старше Авеля (известно, какое значение имело на Ближнем Востоке первородство). Достаточно вспомнить библейского Иакова, дважды ставшего первородным сыном, и историю о покупке им первородства у своего брата Исава и о получении коварным путем благословения от отца (Gen. XXV, 31-34; XXVII, 1-36).

Обращает на себя внимание еще один момент в истории Каина. От гнева Бога он бежит в страну Нод, которая находится к востоку от Эдема (или напротив него). Историю с бегством Каина можно сопоставить с финикийским мифом о бегстве бога Демарунта, потерпевшего поражение в сражении с Морем (Phil, fr.28). В Угарите с богом моря Йамму был каким-то образом связан бог Йаву (может быть, он был одной из ипостасей Йамму). Этот же бог с именем Йево почитался в финикийском Берите, где он тоже был связан с морским божеством. С другой стороны, существует связь между Йаву-Йево и библейским Йа-хве (Шифман, 1987, 91; Lipinski, 1995, 122). Если это так, то Каин оказывается ипостасью Демарунта, еще во многом загадочного божества, сказания о котором относятся к тирскому варианту финикийской мифологии, как об этом будет сказано позже. Филон не уточняет места, куда бежал Демарунт. Страна же Нод, ставшая прибежищем Каина, локализуется библейским автором где-то в районе Эдема. Эдем — это райский сад, являвшийся местопребыванием Богa и первых людей до их грехопадения. В шумерской мифологии таким раем и родиной человечества является Дильмун, отождествляемый с Бахрейном (Дьяконов, 1983, 92; Афанасьева, 1983, 145; Alster, 39 — 65). У Страбона (XVI, 3,4) сохранилось предание, согласно которому прародиной финикийцев были острова в Персидском заливе, т. е. тот же Бахрейн. Не является ли представление о стране Нод вариантом шумерского мифа о Дильмуне и еврейского об Эдеме как о местожительстве богов и прародине людей своего этноса?

Видимо, повествование о Каине и его потомках надо рассматривать как мифическую предысторию Ханаана. Само по себе заимствование этих мифов евреями не вызывает удивления, ибо в Библии мы находим и другие заимствования из финикийской литературы (Garbini, 1991, 490). Более ранняя ханаанейская литература (мы в нее, однако, не включаем угаритскую) конечно же должна была оказать влияние на еврейскую.

Границы Ханаана хорошо отмечены в Библии (Num. XXXIV, 2 — 12). Не все пункты, отмеченные там, можно точно локализовать, но в целом территория Ханаана включает значительную часть сиро-палестинского побережья, юго-западную часть Внутренней Сирии, всю Палестину с Заиорданьем и часгь Синайского полуострова. Финикийцы занимали часть этого пространства: узкую полосу побережья между Ливанскими горами (включая часть гор) и Средиземным морем к северу от горы Кармел. Северную границу Финикии определить сложно, но, по-видимому, ее надо расположить приблизительно в районе cовременного Телль-Сукас (Les Phcnicicns, 1997, 20). Именно здесь греки располагали финикийцев.

С другой стороны, мы находим в Библии ряд мест, позволяющих рассматривать сидонян не только как жителей самого города Сидона. Так, упоминаются сидонские божества (Iud. X, 6; I Reg. XI, 33), которые поставлены в один ряд с божествами целых народов: арамейскими, моавитскими, аммонитски-ми и филистимскими. И снова сидонцы оказываются в ряду перечислений тех же народов, но уже без связи с божествами (Iud. X, 11 — 12; I Reg. XI, 1). Исайя (XXIII, 2; 4) в пророчестве о Тире говорит о сидонских купцах и о Сидоне как о морской крепости. В Книге Судей (XVIII, 27—29) рассказывается о судьбе города Лаиса, который был захвачен и сожжен евреями из племени Дана, а затем отстроен под именем Дан. В качестве причины легкости захвата Лаиса Библия называет его отдаленность от Сидона. Но нет сведений, что город Сидон в это время был столь враждебен израильтянам, и, вероятнее всего, здесь под Сидоном понимается страна, населенная сидонцами. В Библии Сидон многократно упоминается и как значительный город. Но в данном случае интересно более широкое толкование этого топонима.

Говоря о женитьбе Ахава, I Книга царей (XVI, 31) называет его тестя Итобаала царем сидонян. А Менандр Эфесский, использующий финикийские источники, включает этого Итобаала в число тирских царей (у Ios. Contra Ар. I, 18). Наместник тирского царя Хирама II в кипрском Карфагене называет себя рабом царя сидонян (KAI, 31). Еще раньше Соломон, обращаясь к тирскому царю Хираму, просил, чтобы его рабы вместе с рабами иерусалимского царя нарубили кедры для храма, потому что нет более умелых лесорубов, чем сидоняне (I Reg. V, 6). И в течение долгого времени в своих отношениях с внешним миром тирский царь выступал как царь Сидона (Katzenstein, 1973, 131 — 132; Harden, 1980, 49; Kestemont, 1983, 57), а подданные тирского царя (рабы Хирама) именуются сидонянами.

Какое-то единство Тира и Сидона обозначилось уже давно. В угаритской поэме о Карату (KTU, 1,14; ГУ, 34—39) говорится об Асирату тирийцев, богине сидонцев. Сама поэма была записана в XIV в. до н. э., но составлена была много раньше (Katzenstein, 1973, 19), скорее всего, во второй половине III тысячелетия до н. э. (Шифман, 1993, 12). Уже тогда Сидон и Тир рассматривались угаритянами (может быть, точнее их предками) вместе, они обладали одним святилищем богини, которая им покровительствовала. Наконец, надо отметить, что и сидоняне, и тирийцы говорили на одном диалекте финикийского языка, отличающегося от тех, на которых говорили жители более северных Библа и Арвада (Segert, 1976, 27-29; Moscati, 1994, 29-30).

Произошло точно не от названия слова "финик". Хотя, их там очень много. Греки придумали это название, связанное с определением какого-то цвета.

Возможно: 1.Название плодов фиников с пальмы скорее всего, произошло от названия народа финикийцы, а не наоборот. 2. Финикия по-гречески пурпурный. И паруса кораблей финикийцев были пурпурного цвета. 3. Финикийцы - это народ славян-антов.
В атласе Миллера 1519-го года Финикия ещё существовала в Малой Азии. Шведский придворный церемонемейстер Спарвенфельд называл себя в речи от 1697 года "истинным горького сердца фиником".
И сейчас остались, почти незаметные, следы Финикии в Турции. Это небольшой город Финике, между Демре и Кумлуджей. Недалеко от места расселения в старину, народа антов - Антальи.

Слава первых "глобализаторов" в истории принадлежит древнему народу финикийцев, ибо этот отважный народ, занимаясь торговлей и мореходством, в своих путешествиях основывал порты и колонии на очень большой территории: от Кипра на востоке до Эгейского моря, Италии, Северной Африки и Испании на западе, то есть финикийские торговцы и моряки доминировали в Средиземноморье с IX по VI века до н.э. Можно даже сказать, что финикийская цивилизация была одной из самых и влиятельных и загадочных цивилизаций 11-1 тысячелетий до н.э. Сама Финикия, впрочем, занимала совсем небольшой клочок суши (на карте отмечена зелёным цветом) - узкую полосу длиной около 200 км, где были построены главные финикийские города, (ныне эта территория входит в земли современного Ливана и Сирии).

Они обогащались торговлей драгоценными металлами из-за рубежа и такими продуктами, как вино, оливковое масло и, прежде всего, древесина знаменитых ливанских кедров, которые росли в горах, круто поднимающихся прямо от побережья их родины.

В числе главных достижений финикийцев можно назвать, прежде всего, изобретение алфавита, который позже лёг в основу письменности большинства современных народов.

"58. А финикияне эти, прибывшие в Элладу с Кадмом (среди них были и упомянутые Гефиреи), поселились в этой земле и принесли эллинам много наук и искусств и, между прочим письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинам. Первоначально у кадмейцев письмена были те же, что и у остальных финикиян. Впоследствии же вместе с изменением языка постепенно изменилась и форма букв. В то время и эллинских племен соседями их бьши в большинстве областей ионяне. Они переняли от финикиян письменность, изменили также по-своему немного форму букв и назвали письмена финикийскими (что было совершенно справедливо, так как финикияне принесли их в Элладу). Ионяне также издревле называют книги кожами, потому что при отсутствии папируса они писали на козьих и овечьих шкурах. Еще и поныне многие варварские народности пишут на таких шкурах."

Будучи отважными мореплавателями, они усовершенствовали корабли, и, по некоторым сведениям, даже обогнули Африку, таким образом создав торговые связи между участниками тогдашнего мирового сообщества. Есть даже неподтверждённая версия, по которой финикийцы достигали в своих плаваниях Америки.

Ещё из Геродота:

"IV. 42… Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финникиняне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидали жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне."

Доминируя экономически, Финикия не была империей, как таковой, и тем более, - мощной империей. Она (как и позже Этрурия) политически представляла собой ряд городов-государств, каждым из которых управляли правитель города и совет городской знати. Стать самым знаменитым финикийским городом выпал жребий Карфагену, который был основан финикийцами на территории нынешнего Туниса.

Финикийцы не называли себя финикийцами, а гордо именовались ханаанеями", а свою землю называли Ханаан, что в переводе означает "страна пурпура". Именно, как ханаанеи они и упоминаются в Библии. Слово "пурпур" в названии их земли тоже не случайно. В районе города Тира у морского побережья тогда обитали большие колонии пурпурных улиток (моллюсков багрянок), из раковин которых финикийцы научились добывать высоко ценящийся краситель - пурпур.

Но не такими уж и пай-мальчиками были эти финикийцы, ибо их стремление к прогрессу сочеталось с ужасающим варварством. Потому они многих, мягко говоря, очень раздражали. Кроме того, их богатству и владычеству морскому многие попросту завидовали. Возможно, что финикийцы так и дальше смогли бы, развиваясь, долго сохранять свои позиции в подлунном мире, если бы не пресловутые внутренние причины. Ханаан находился на самом оживлённом перекрёстке торговых путей-дорог мира того времени, а потому богатство финикийцев привлекало жадные взоры многих. Однако, естественные преграды не позволяли врагам финикийцев нападать на их города врасплох с суши, а с моря города защищались кораблями лучшего флота того времени.

Внутренние причины, тормозившие развитие финикийцев и образования ими полноценной политической державы, заключались в раздробленности городов. Известно, что занятие сельским хозяйством очень способствует не только образованию поселений, но и объединению отдельных коллективов для решения общих задач, например, строительство ирригационных сооружений. Получалось, что такового цементирующего фактора у финикийских городов на суше не сложилось (опять же по причине рельефа их местности). Так что. так или иначе, а Финикия всё-таки пала. И Карфаген был разрушен. Шли года, столетия и тысячелетия.

Такова судьба: связав собою древний мир, создав великие культурные достижения, разпространив эти достижения в зоне своего влияния, финикийцы сошли с исторической сцены, превратившись в одну из "призрачных цивилизаций" древности.

Самоназвание финикийцев — вопрос о том, каково было самонаименование финикийцев.

В историографии принято, что финикийцы сами себя называли хананеями, то есть по названию Ханаан. Хананеи неоднократно упоминаются в Библии как племена Ханаана, жившие там до прихода израильтян, и ставшие рабами израильтян; сообщается и о смешанных браках с хананейками.

Однако, оснований считать, что финикийцы называли себя хананеями практически нет.

Ю.Б. Циркин, доказывая, что финикийцы так себя называли приводит всего лишь два аргумента [1] :

Если был финикийцы называли себя хананеями, то в их колониях неизбежно появились бы топонимы, связанные с этнонимом.

Вместо этого, всю колонию они в римской передаче называли Африка (Africa terra). Изначально римляне называли Африкой регион Карфагена. После поражения Карфагена в Третьей Пунической войне, римляне создали провинцию Проконсульская Африка.

Так что скорее самоназвание финикийцев было схожим со словом Африка:

Африка - название дано римлянами: около Карфагена в древности жили "афарики", или "авриги" (лат. "афри", "африкани") [2] .

Отсюда прозвище карфагенянина Теренций Публий Афр.

Иосиф Флавий, ссылаясь на некоего финикийского автора Малха, пишет о происхождении названия Африка [источник?] :

Прорицатель Клеодем, он же Малх, написавший историю иудеев так же, как о них повествовал их собственный законодатель Моисей, сообщает, что у Аврама родились от Хетуры благородные сыновья. При этом он называет также имена последних, приводя троих: Аферу, Сурима и Иафру. От Суримы получила свое название Ассирия, от двух других же, от Аферы и Иафры, получил свое имя город Афра и была названа вся страна Африкою. Они были союзниками Геракла в его походе на Ливию и против Антея; когда же Геракл женился на дочери Афры, то у него родился от нее Дидор, от которого в свою очередь произошел Софон; по имени же последнего варвары называются софакийцами.

Таким образом, Африка происходит от имени Афер (עֵ֫פֶר‎ ‘Êper), одного из сыновей Авраама.

Наконец, историк немецкий историк Теодор Моммзен выводит, что Африка — производное от евреи [источник?] :

С племенем ханаанитов римляне познакомились через посредство эллинов, так как постоянно называли его греческим именем; но они не заимствовали от греков ни названия города Карфагена, ни народного названия Афров. Название Afri, которое уже употребляли Энний и Катон (ср. Scipio Africanus), было конечно не греческое, а вероятнее всего, одного происхождения с названием евреев [4] .

Читайте также: