Почему филарет решил помогать людям кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ответ:Святой Филарет (VIII) – как библейский Иов: оба были смолоду не просто богаты, а примерно на уровне нынешних олигархов. Но истории св. Филарет известен тем, что ему удалась редкостная вещь: не привязаться к богатству душой. Хотя он и жил в миру и был отцом большого семейства. Свидетельством же того, что св. Филарет не привязался, стала его поразительная щедрость.

Чем больше св. Филарет получал, тем больше раздавал. И всегда был в этом направлении последовательным. Не было даже мысли про кубышку на черный день.

В конце концов, св. Филарет совершенно разорился. Но и тогда – что еще более удивительно – не перестал отдавать.

Местным же до всего этого не было дела. Напротив, крестьяне быстро заметили: если попросить у святого что-то, особенно с тех пор, как он сам стал бедняком, то этот подарок принесет в их в дом благословение. И не стеснялись.


Жизненные трудности появились не в XXI веке – они совечны человечеству после падения Адама и Евы. Бытовые неурядицы и семейные ссоры мучают людей едва ли не больше, чем глобальные беды и войны.

Вдалеке от больших городов Византийской империи жил человек, о котором знали немногие. Его пилила жена, его часто не понимали дети, а он упорно верил, что самое важное – это вызвать улыбку у того, кому сейчас больно и грустно. Для этого он раздавал то, что имел. Он не скупился делать подарки, и бывало так, что давал даже необходимое. В конце концов он раздал всё. Жена и дети теперь каждый день устраивали ему скандалы, обвиняя в том, что своей добротой он оставил их всех без средств. Но он верил, что Господь сумеет проявить заботу о нём, так как он, простой человек, всю жизнь заботился обо всех, кто рядом. И его надежда не была напрасной. Далее всё было как в сказке. Послы императора искали подходящих девушек для свадьбы принца. Из числа многих выбрали и его дочь, и именно на ней женился будущий император.

Вся семья теперь жила в столичном дворце, но человек всё так же до самой смерти раздавал, что имел, и знал: из всех приобретений самое большее – это вызвать радость в сердце того, кто грустит. Перед смертью он собрал родных и просил понять, что никакое добро не будет забыто Господом, хотя награда за него придёт и не сразу, но так надо, потому что без этого мы не узнаем, как важно верить, что в свой срок все утешающие будет утешены.

Наш мир создан Богом, и Господь в мире постоянно присутствует. Это значит, что мир красив и добро в нём не может быть напрасным. Сказка – это образ нашего мира. Мир существует по духовным законам, а потому добро в нём побеждает, хотя и проходит через многие испытания. Точно так и в сказке. Сказка так дорога нам именно потому, что мы сердцем ощущаем: в ней заключена правда о нашем мире. Зло может торжествовать, но не может победить. Добрый человек знает боль, но в конце его ждёт награда.

Через сказку можно в наибольшей мере сказать правду о мире, потому что весь мир чудесен.

Сказка только выражает то, что и так есть в нашем мире, но выражает столь ярко, что тогда больше не сомневаемся: как бы ни было трудно, но помощь приходит к каждому, кто оказывал помощь сам. Никакая слеза, никакая боль не бывают напрасны – они только готовят приход рассвета.

Люди проживают всю жизнь и приходят к тому же, о чём сказка говорит им в начале пути: никакое добро не будет забыто Богом и никакое зло не будет торжествовать до конца.

То особое чувство, когда ты терпишь скорбь, но всю душу твою греет мысль, что сегодня ты помог человеку, который без твоей помощи был бы несчастен.

Всякой боли придёт конец, но об этом знаешь, только когда творишь добро.

Тебе трудно, но ты сделал в жизни другого Господне дело. И теперь ты сообщник Божий, который зажег свечу до того, как пришел рассвет.

Важные аспекты жизни святого

В житии святого Филарета Милостивого есть такой эпизод: святой уже роздал все свои богатства, и дети с женой обращаются к нему с упрёками. Филарет отвечает, что точно знает, что всё у них скоро будет хорошо, как впоследствии и случается.

Автор жития усматривает в этом дар прозорливости Филарета, однако сами события жизни святого не подтверждают эту точку зрения. Уверенность Филарета в том, что всё будет хорошо, исходит не из дара прозорливости, но из предощущения им хорошего конца для всего добра. Именно это чувство, породившее все на свете волшебные сказки, и является надеждой праведных.

И действительно, в истории не было ни одного случая, чтобы Бог подвёл доверившихся Ему и служащих Ему.

Не бывает святости без испытаний. Испытуется же, как правило, то, что нам дороже всего. Филарет ценил семью, а семья его не понимала. А ведь самое тяжелое – это быть непонимаемым теми, кого ты любишь. Но блажен тот, кто в таком непонимании изберёт Бога.

Конечно, Бог всегда будет поддерживать избравшего Его человека. Но эта поддержка не отменяет боль, которую человек понесёт из-за непонимания близкими. Можно только догадываться, как мучился Филарет, когда родная жена, а затем и дети ругали его за его бывшую милостыню. Ведь именно они были теми, от кого он хотел бы в первую очередь услышать слова одобрения. Такая боль для сердца – это мученичество.

Помню, когда я, блестяще окончив университет, стал сторожем в храме, чтобы жить рядом с духовником и учиться у него христианству, в моём доме начался настоящий ад. Никто меня не понимал и не хотел понимать. Родитель гневно ругался, а мама была огорчена, что я отказался от успешной мирской карьеры учёного. Что меня укрепляло? Тайная благодатная уверенность, что я поступил правильно. Позднее я найду слова старца Иоанна Крестьянкина, что Святой Дух невидимо укрепляет правое сердце. Но даже это не уменьшает боль, когда ты хочешь быть понятым родными, но твоя жизнь по вере для них есть юродство и они желают, чтобы ты жил так, как все.

Однако, человек, пожелавший научиться любить, не может быть церковным обывателем. Он желает только подвига как выражения своей любви. Таков был Филарет, но никто из окружавших его людей этого не понимал. Уже потом, обретя мирскую славу, почести и богатство, он вернёт утраченную приязнь родных. Филарет ни в чём не осудит их, ведь они всегда жили в его большом сердце, том сердце, которое хотело считать своей семьёй не только родных по крови, но и весь род человеческий. Филарет – пример того, что христоподобная любовь ко всем возможна и для монаха, и для всякого, кто служит другому ради неё.

Человеку тяжело не только оттого, что он страдает, но больше оттого, что не знает, когда окончится его страдание. Само переживаемое мучение заполняет собою всю душу, и каждая секунда бытия причиняет боль. Тем не менее из опыта многих людей мы знаем, что любое страдание конечно. Раз есть Христос, то страдание наше не может не окончиться, ибо Богу неугодно, чтоб мы страдали.

Милосердие

Только милость исцеляет мир. Святой Филарет не знал этого на уровне богословия, но неизменно чувствовал сердцем.

Исцеление мира милостью есть тайна, известная добрым. Помню, как во время одной из моих волонтёрских поездок в психбольницу произошел такой случай.

Ко мне подошел агрессивный больной. Он размахивал кулаками и громко рассказывал о том, кто и как его обижает. Я заговорил с ним, стал разбирать его ситуацию, давал советы, а потом предложил вместе помолиться. Когда я читал молитвы, он уткнулся мне в плечо и зарыдал. И я подумал, что это образ отношения многих мужчин к своим женам. Мужья агрессивны и злобны, но знают, что никому, кроме Бога и жен, не нужны.

Сердце человека расцветает только в любви. А любовь, в свою очередь, не может не выражаться в делах. Служить любимому – потребность доброго человека. Она столь же сильна, как жажда эгоиста служить себе.

Неверно думать, что Филарет никогда не испытывал чувства жалости, когда отдавал своё имущество. Житие об этом не пишет, но это, несомненно, было, хоть иногда. Но он преодолевал искушение чувством милости, которое разгоралось в его сердце при виде нуждающихся.

Григорий Богослов говорит, что человек может быть богом для тех, кто страдает. И все соседи Филарета воспринимали его как последнюю надежду. Он был тем, к кому можно всегда прийти. В мире должен быть кто-то, для кого чужие проблемы и боль важнее собственных. Филарет был именно таков. Встретить в жизни даже одного такого человека – это знать, что ты никогда уже не будешь один.

Помню, как однажды моя подруга сказала мне, что если мне грустно, то я могу позвонить ей даже в полночь, и она утешит меня. Я, конечно, никогда не звонил ей так поздно, но её слова на всю жизнь меня согрели и утешили. Когда я вспоминаю их, моё сердце обливается нежностью к бытию, где, несмотря ни на что, живут любящие…

Торжество счастливого конца

Богатство истинного христианина состоит не в материальных ценностях, а в духовном величии. Доказательством этого является жизнь богатого византийского землевладельца Филарета, жившего в VIII в. Несмотря на осуждение близких людей, он всю жизнь заботился о бедняках и беспризорниках.

Житие праведного Филарета Милостивого

Господь даровал своему угоднику долгую земную жизнь, наполненную испытаниями. Многие годы благочестивый христианин жил, в соответствии с утверждением, что жизнь в богатстве и Вере, но без добрых дел не имеет смысла.


Он с радостью помогал вдовам, сиротам и беднякам, давая им одежду, принимая под своим кровом и угощая за своим столом, как самых желанных и уважаемых гостей. Многие люди приходили к нему со своими просьбами и горестями, зная, что не услышат отказа.

Происхождение

Родители Филарета — Георгий и Анна — являлись выходцами с территории Восточной Армении. В начале VIII в. они переехали на север Малой Азии в район Пафлагонии. Унаследовав от родителей не только богатства и земли, но и благочестие, Филарет с ранних лет помогал беднякам и нуждающимся в помощи людям.

Его богатство приумножилось после заключения брака с Феозвой, которая происходила из богатой аристократической семьи. У них было трое детей: Иоат, Ипатия и Еванфия.

Испытание бедностью

Желая испытать праведника, Господь послал ему испытание. Во время нападения арабов были разорены и разграблены все его многочисленные владения. В его хозяйстве остались лишь два вола, корова с теленком, конь, несколько ульев и дом с небольшим полем.

Филарет обрадовался этому событию, говоря, что избавился от тяжёлой ноши. Как обычный крестьянин он пахал землю на своих волах, чтобы прокормить свою семью. Но даже потеряв богатство, человеколюбец продолжал помогать людям, просящим его о помощи.

Однажды к работающему в поле праведнику подошёл человек, у которого в упряжке пал один из волов. Бывший богач отдал крестьянину одно из своих животных. Через некоторое время он отдал воину, своего коня, так как тот должен был явиться на службу со своим конем. Нищему человеку отдал телёнка. А, увидев, как переживает корова разлуку с детенышем, он отдал бедняку и её.


Когда были розданы все животные, старик раздал голодающим соседям все запасы хлеба и мёда. Только дом и одежда остались у него, но и верхнее платье он снял с себя, отдав его стоящему у ворот некогда богатого дома нищему человеку.

Жена и дети говорили старику, что он больше заботится о благе нищих попрошаек, чем о членах своей семьи. В ответ на обвинения праведник указывал, что в тайниках у него несметные богатства, которых хватит и его детям, внукам. Конечно же он говорил о духовном богатстве и сокровищах, ожидающих праведных христиан в Царстве Небесном.

Господь не оставлял своего верного сына. По его воле друг Филарета прислал ему 40 мер зерна. По настоянию супруги 35 мер он отдал для прокорма домочадцам и уплаты долгов, а 5 частей оставил себе. Их он за два дня раздал нуждающимся людям. Родные люди, подстрекаемые врагом рода, стали питаться отдельно от отца, утаивая от него еду. Но однажды праведник застал их во время принятия пищи и попросил принять его не как главу семьи, а как странника, нуждающегося в помощи.

Возвышение

Господь долго испытывал своего угодника. Пройдя все невзгоды и горести с истинным христианским смирением и любовью, Филарет получил от Господа награду.

Мать и соправительница Константина Багрянородного — императрица Ирина начала поиски невесты для сына. Она разослала во все концы империи концы империи послов, которые искали достойную претендентку. Придворные прибыли в деревню, где жил праведник.

Увидев красивый дом, они решили остановиться в нём, так как решили, что в красивом здании живёт богатый вельможа. Но местные жители сказали слугам послов, что здесь живёт беднейший житель поселения. Слуги не поверили словам крестьян и подошли к дому. На пороге их встречал радостный хозяин, он обнял их и пригласил в своё жилище.

Он попросил жену приготовить для почтенных гостей лучшие яства. Феозва с гневом ответила, что из-за его нищелюбия они не могут достойно принять благородных путников. Филарет посоветовал ей разжечь очаг, а в остальном положиться на Бога. В это время задняя дверь открылась, и соседи принесли праведнику множество снеди, вино и фрукты. Уверовавшая в слова мужа женщина приготовила богатый пир.


Во время застолья посланники правительницы поведали о цели своего путешествия и расспросили о семье Божьего раба. Старик ответил, что в его доме живут три внучки. Познакомившись с девушками, придворные аристократы были поражены красотой и скромным поведением Марии. Она в сопровождении всей семьи отправилась в древнюю византийскую столицу.

Вместе с ними в византийскую столицу прибыли ещё 10 девушек. Среди них выделялась дочь богатого вельможи Геронтия. Красивая и умная, но очень заносчивая дева считала, что только она может претендовать на высокий титул. Поговорив с ней, доверенное лицо императора Ставрикий указал красавице, что несмотря на все её явные достоинства, она не может стать женой правителя.

Увидев же Марию, император и его слуга были поражены её добродетелями. Константин сделал её своей женой. Счастливый правитель возвысил родственников своей супруги, щедро одарив каждого из них деньгами, драгоценностями и богатыми одеждами. Семья Филарета поселилась вблизи императорского дворца.


Через несколько дней 90‐ий старец заболел. Слуга пригласил к его одру всех его детей и внуков. Блаженный праведник завещал своим потомкам жить по Слову Христову, любить нищих и заботиться о нуждающихся людях. После краткой молитвы он спокойно отошёл к Господу.


Также в России существуют храмы, в которых находятся малые пределы в честь святого мужа. К ним относятся следующие культовые постройки:

  • церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре;
  • храм Сергия и Никона Радонежских в Гефсиманском скиту;
  • церковь Воскресения Словущего в деревне Васильковское Ступинского района.

Днём памяти блаженного Филарета является 1 день декабря.

О чем молятся праведному Филарету

Божьим угодникам можно обращаться с любой молитвенной просьбой. Небесные заступники обязательно услышат искреннюю молитву и помогут нуждающемуся в помощи человеку. Филарету Милостивому молятся в следующих случаях:

  • при тяжёлом финансовом положении;
  • во время трудной жизненной ситуации в своей жизни, или у близких родственников;
  • при одержимости бесами и душевных недугах.

Святой праведный Филарет Милостивый — пример искреннего христианина, живущего по христианским законам, несмотря на высокое положение в обществе и богатства. Его смирение и покорность Воле Господа были отмечены особой милостью Создателя как при жизни, так и после смерти.

264

Святой Филарет (VIII) – как библейский Иов: оба были смолоду не просто богаты, а примерно на уровне нынешних олигархов. Но истории св. Филарет известен тем, что ему удалась редкостная вещь: не привязаться к богатству душой. Хотя он и жил в миру и был отцом большого семейства. Свидетельством же того, что св. Филарет не привязался, стала его поразительная щедрость.

Чем больше св. Филарет получал, тем больше раздавал. И всегда был в этом направлении последовательным. Не было даже мысли про кубышку на черный день.

В конце концов, св. Филарет совершенно разорился. Но и тогда – что еще более удивительно – не перестал отдавать.

История не рассказывает про то, тяжело ли, легко ли давалась св. Филарету его щедрость – агиографы древности не применяли психологизм как метод в исследовании характеров. Но ведь без усилий нет подвига.

Местным же до всего этого не было дела. Напротив, крестьяне быстро заметили: если попросить у святого что-то, особенно с тех пор, как он сам стал бедняком, то этот подарок принесет в их в дом благословение. И не стеснялись.

Пара волов

8004

В результате осталось у св. Филарета от всего богатства один только дом, немного скота и ульи. Пришлось работать самому, и св. Филарет работал – пахал в поле.

Пахал в поле недалеко и один крестьянин. Внезапно один из волов его заболел и пал. Горько заплакал земледелец. Но вспомнил про св. Филарета и решил попросить, что ему надобно. И почему-то нисколько не засомневался, что не откажут.

Св. Филарет, и правда, тут же отдал крестьянину одного из двух оставшихся волов.

Жена св. Филарета, видя, что муж идет с поля с одним волом, сразу все поняла. За долгое время жизни вместе она достаточно изучила характер святого мужа. И начала ругаться (в добродетелях св. Филарет намного обогнал жену, но не гордился, а проявлял понимание).

— Где вол? – спросила жена. Филарет же, решив не гневать женщину понапрасну, отвечал:

— В то время, как я отдыхал, а волы паслись, то один из них ушел и заблудился.

Жена Филарета послала сына в розыск. В результате вскрылся обман св. мужа. Горько плакала жена, упрекая его. Где ж тут праведность — думать о чужих детях, и не думать о своих?

А св. Филарет отвечал Феовзе то, что и всегда:

— Просто верь: Бог знает обо всех, кто в чем нуждается, и не оставит нас.

Через несколько дней снова пришел к св. Филарету тот же крестьянин и сказал, что подаренный вол наелся ядовитого растения и пал. Блаженный Филарет отдал последнего вола, объясняя, что уезжает и не хочет, чтобы скотина простаивала.

И осталось у св. Филарета лишь корова с теленком.

Скоро пришел другой крестьянин и попросил хоть чего-нибудь. Св. Филарет подумал и отдал ему теленка. Жена опять возмутилась:

— Как ты, прозванный милосердным, разлучаешь мать с дитем – отнимаешь теленка у коровы? И не жаль тебе?

Св. Филарет тут же признал справедливость слов жены.

— Правду ты сказала, жена, негоже разлучать дитя с матерью, — пошел и отдал крестьянину с теленком еще и корову:

— Прими и корову, ведь она мычит у наших ворот, скучая по теленку, а так всем вам будет хорошо.

А скоро пришли еще крестьяне и стали говорить о своих проблемах, и св. Филарет без слов и возражений отдал им все, что у него осталось, и всех их благословил. Благословение исполнилось: скот, подаренный св. Филаретом крестьянам, с годами так умножился, что превратился в тучные стада.

Объяснение с семьей

А дома у святого стоял плач. Плакали жена и дети, упрекая жестокого мужа и отца: разве можно отдавать последнее? Тогда св. Филарет решил поговорить с домашними на понятном им языке:

— Зачем терзаете себя и меня? Ужели я, в самом деле, задумал погубить вас? Успокойтесь: у меня в одном месте, которое неизвестно вам, хранится столько богатства, что хватит вам на сто лет жизни, хотя бы мы и ничего не делали и ни о чем не заботились. Я даже и сам не могу счесть всех тех сокровищ, приготовленных для вас.

Праведный Филарет не обманывал: он имел в виду вовсе не сокровища Царства Небесного, которые Бог обещал тем, кто ради Него и ближнего пренебрежет земным добром (это аргумент не для маловеров); св. Филарет духовным зрением видел земное будущее своих родных.

Последняя одежда

art-pole-pshenica-kolosya-nebo

Вскоре прав. Филарет дошел до настоящей нищеты; тогда он пошел к богатому другу и взял в долг пшеницы. Но едва успел донести ее до дома, как пришел нищий и попросил подаяния. Жена сказала св. Филарету:

— Подожди, дай прежде я накормлю детей и сама поем.

— А мне ты ничего не приготовишь? — с улыбкой спросил св. Филарет.

— Да ведь ты ангел, а не человек, и в пище не нуждаешься, раз раздаешь последнее, — ответила жена и не накормила мужа.

С тех пор св. Филарет, некогда могущественный вельможа, жил в своем доме, как приживальщик и кормили его иногда, из милости.

Однажды жена спросила, — что там с сокровищем, о котором он когда-то им говорил? Не пришла ли пора пустить его в ход, если все это не глупые сказки?

— Подождите еще немного, — отвечал блаж. Филарет, — у нас еще есть, что отдать. И действительно, с тех пор он стал отдавать нищим свою еду, а однажды снял с себя последнюю одежду.

Сокровища земные

4bf538f9tx6ccmh7mor03-690

В те времена в Византии правила царица Ирина с сыном Константином. Царица задумала сына женить, и во все концы были разосланы гонцы для поиска достойнейшей девицы. Заглянули гонцы и в Амнию (Малая Азия), где жило семейство св. Филарета.

Св. Филарет, увидев гостей, тут же попросил жену приготовить славный ужин. Жена по привычке возразила – где взять продукты? Муж предложил ей начать сервировку стола, а о продуктах не беспокоиться.

Гонцов же так поразил сам вид древнего уже старца, его благородство и приветливость, несмотря на очевидную нужду, что они поинтересовались: а нет ли у него дочери? Св. Филарет сказал, что дочери его давно замужем, но подросли внучки. Старшая из его внучек, Мария, показалась гонцам симпатичной. И все семейство св. Филарета отправилось ко двору на смотрины.

Выиграв конкурс (10 девиц на место), Мария стала женой императора, а две ее сестры – женами ближайших царских сановников. Радости семьи, настрадавшейся в лишениях, не было конца.

К тому ж Константин полюбил старца. Состояние св. Филарета было не просто восстановлено, но приумножено во много раз.

И вся семья убедилась в справедливости сказанных им когда-то, в годы нищеты и бесславия, слов. И просила прощение.

Не исправим

flamandskaja_zhivopis_la_peinture_flamande_flemish_painting_742187

Св. Филарет, хотя и после многолетней нужды вновь стал богачом, не изменил привычек. Однажды он попросил семью приготовить все для пира, сказав, что ждет царя с вельможами. Домашние с радостью бросились хлопотать, готовясь к приему императора со свитой.

И вот, когда столы уже были накрыты, в дверях показался отец с гостями. Семья испугалась: за роскошно убранный стол с редкими блюдами садились калеки всех мастей, старые и больные инфекционными заболеваниями (прокаженные) – всего около двухсот человек. Всем даже места не хватило – расселись на полу, и хозяин рядом.

Подстраховка

Как-то раз св. Филарет попросил слугу сделать три одинаковых ящика и наполнить один – золотом, другой – серебром, третий – медью. И когда кто-то приходил к св. Филарету за помощью, он без рассмотрения брал из ящика деньги, сам не зная, что возьмет: золото или медь. Потому что св. Филарет доверял Богу больше, чем себе.

Св. Филарет потом с удивлением рассказывал, что сколько раз он, видя человека в приличной одежде, опускал руку в ящик, думая взять меди, так как, судя по виду, не считал такого человека бедным. B всякий раз рука его невольно опускалась в ящик с серебром или золотом.

И наоборот, нередко, когда просил его помощи совсем на вид нищий в лохмотьях, и он уже протягивал руку, желая подать золота, рука его как бы останавливалась, и он вынимал очень немного. Св. Филарет был убежден, что рука его останавливалась не просто так, а велась промыслом Божиим, страхуя от человеческой пристрастности.

Прощание

img-2016-12-13-11-47-33

Погребение праведного Филарета. 985 г. Миниатюра Минология Василия II (фрагмент). Ватиканская библиотека. Рим.Изображение с сайта vatlib.it

Зная о своей близкой смерти, св. Филарет позвал к себе семью попрощаться. Он умирал с легкой душой и просил родных помнить, что несколько простых правил жизни помогут им хранить добрую совесть:

— в богатстве – не высокомерьте.

— в нищете – терпите и верьте.

— не держитесь денег, не оставляйте богатства вашего здесь, в мире этом, чтобы не воспользовались им чужие люди или враги, ненавидящие вас.

— заступайтесь за вдов, помогайте сиротам, посещайте болящих и заключенных в темницах.

— не чуждайтесь общения с Церковью; никого не обижайте, не злословьте, не радуйтесь бедам даже врагов.

— Мертвых погребайте и совершайте память о них в церкви.

После смерти св. Филарета, его жена Феозва вернулась из столицы в родное село, где прожила с мужем всю жизнь. Не нужно ей стало богатство. Она потратила деньги на строительство храмов, монастырей, больниц и странноприимных домов, сама себя удивляясь. Затем снова вернулась в Константинополь к внучке, царице Марии. Проведя оставшиеся дни в затворе, она мирно скончалась и была похоронена рядом со своим праведным мужем.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Островные насекомые должны иметь или очень мощные крылья, чтобы не попасть в океан, или вообще не летать. Мадагаскарские тараканы утратили крылья, но имеют очень цепкие лапки. На материке отбор в пользу бескрылых насекомых отсутствует и Американские тараканы (блаберусы) сохранили крылья

Читайте также: