Почему этому не учат в школе математика

Обновлено: 05.07.2024

Сталкивались ли вы с тем, что ребенок не может решить задачу или правильно сосчитать пример?

Если да и такая проблема возникала однократно или вы с ней сталкиваетесь редко, то возможно ребенок просто отвлекся или переутомился.

В таком случае обычно не нужно предпринимать никаких дополнительных мер, а просто простить ребенку его вычислительную ошибку.

Однако если ребенку трудно дается математика и он постоянно допускает ошибки в счете, то бездействие может быть чревато усилением проблемы.

В этой статье мы поговорим о том, какие проблемы с изучением математики могут возникать у детей и как их решать.

Трудности в дошкольном возрасте (6-7 лет), на которые нужно обратить внимание

  • Если ребенку трудно считать до 100
  • Имеет трудности в определении числа, которое следует за названным и перед названным числом
  • Имеет проблемы с пониманием того, что число может быть использовано для описания количества входящих в него объектов, например, не знает, что 5 может быть использовано для группы из 5 пальцев, 5 бананов и 5 кошек
  • Имеет трудности с распознаванием и записи чисел до 20
  • Пропускает числа при подсчете, не может считать десятками
  • Не может распознавать образы и не может сортировать предметы по размеру, форме или цвету

Проблемы в начальной школе

Если вы увидели некоторые из этих признаков у вашего ребенка в течение шести месяцев, это обозначает, что нужно не закрывать глаза на трудности ребенка, а предпринять шаги для того, чтобы помочь ребенку сформировать вычислительные навыки.

Что может вызвать проблемы с математикой?

Для того, чтобы производить вычисления человек должен обладать рядом навыков: абстрактное мышление, хорошая память, уметь оценивать количество объектов, а также иметь способность к критическому мышлению.

Существует специальный термин, который используют при диагностировании расстройства счета.

Дискалькулия (от греч. dys + лат. calculo – считать, вычислять) – любое расстройство счета. Иногда имеется в виду только нарушение развития способности считать. Часто является самостоятельным недугом, а не побочным следствием других нейрологических и психологических проблем. В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с первого взгляда (то есть без пересчёта). За эту функцию в мозге отвечает внутритеменная борозда теменной доли.

Исследования показывают, дискалькулией страдают от 7 до 14 процентов людей.

Это проявляется следующим образом:

  • Неспособность к быстрому распознаванию количества предметов в поле зрения.
  • Присутствие высоких сложностей при вычислении с помощью цифр. Например, человек, страдающий дискалькулией, не сможет понять, почему 59 + 13 = 72.
  • Наличие сложностей с абстрактным счётом времени.

Дискалькулия не является признаком низкого интеллекта.

Люди, имеющие дискалькулию, часто становятся поэтами, художниками, скульпторами, и, следовательно, не имеют проблем в изучении языков или других сферах.

Однако, дети с дискалькулией имеют психологические трудности с математикой и в целом с обучением в школе. Они настолько обеспокоены тем, что им снова предстоит считать и делать по истине трудное для них дело, что это снижает их производительность на уроках и математических тестах, снижает самооценку.

Как вы можете помочь ребенку с математикой?

Если ваш ребенок испытывает проблемы с математикой, то вы многое можете сделать. Зная, что проблема существует, вы и учитель можете найти наиболее эффективные способы формирования математических навыков без снижения самооценки ребенка.

Вот некоторые шаги , которые вы можете предпринять:

Это отличный первый шаг к выяснить , почему ваш ребенок испытывает проблемы с математикой. Вы можете обратиться к учителю , чтобы получить список навыков , которым ребенок должен научиться к концу учебного года.

Это может дать вам ощущение того , что нужно не так многому научиться, как вы можете думать изначально.

Учитель может попробовать различные стратегии , чтобы помочь ребенку сформировать математические навыки и понять концепции математических действий.

Используйте визуализацию для математических действий.

Играйте в математику.

Ребенок не должен бояться вычислений. Попросите ребенка помочь вам сортировать белье и пары вверх носки. Или же отмерить ингридиенты для приготовления пищи или оценить стоимость покупок в магазине .

Объясняйте ребенку ПОЧЕМУ используется тот или иной математический знак и термин.

Пусть даже ваше объяснение не всегда будет научным.

Повышайте самооценку ребенка.

Трудности с математикой могут повлиять на вашего ребенка, на общую самооценку и общение со сверстниками.

Помогите своему ребенку признать его сильные стороны и опираться на них. Напомните, что вы им очень гордитесь и любите.

Рисуйте математику.

Используйте карандаш и ручку для того, чтобы оживить задачи и нарисовать небольшой мультик по сюжету задачи.

Общайтесь с другими родителями.

Это поможет вам понять , что вы не единственная семья, которая столкнулась с данными трудностями.

Наша группа и этот блог может помочь вам найти родителей, чьи дети так же испытывают трудности с математикой.

Это отличный способ пообщаться, найти единомышленников, обменяться идеями и стратегиями.

Попробуйте разные стратегии.

Есть упражнения и игры, которыми в домашних условиях вы можете помочь ребенку полюбить математику и помочь ребенку сформировать математические навыки.

Поиск и опробирование разных стратегий является лучшим способом, чтобы получить поддержать ребенка в обучении.

Чем больше вы знаете, тем лучше вы будете помогать ребенку формировать свои математические навыки и укрепите доверие ребенка к вам.

Учитесь техникам эффективного обучения

Который состоится во вторник, 14 марта, в 6.00 по мск

На нем мы разберем

Регистрируйтесь на бесплатный тренинг и за 1 утро решите вопрос с счетом раз и навсегда

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Похожее

Автор


Рената Кирилина

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы Посмотреть все записи автора Рената Кирилина

Мне хочется донести до родителей простую истину: ваши дети не дураки. Они куда умнее всех нас вместе взятых: практичнее, ближе к реальной жизни. Мыслят они, скорее всего, по-другому, нежели вы мыслите сейчас и мыслили в их возрасте, но это не значит, что они глупы. Прости они другие.


1. Математика не интересна школьнику

Это, вообще-то, нормально. Но этот факт сложно принять учителям математики, родителям, взрослым дядям и тётям, включая тех, кто составляет программу.


Почему пора перестать спрашивать, когда вам пригодится математика

2. Математика нужна не всем

Я не эксперт-методист, не педагог со стажем over 30 лет. У меня даже нет педагогического образования. По образованию я учёный. Я не умею профессионально учить детей как в школе, где в классе 30 человек, и один из них — учитель. Мне удаётся научить конкретного ребёнка решать задачки, избавить этого конкретного ребёнка от ненависти к предмету и привить ему стройное математическое мышление.

Математика должна преподаваться по-разному детям математичным и нематематичным

С восьмого класса нет смысла грузить ребёнка-гуманитария тригонометрией, биквадратными уравнениями, геометрическими задачами, а в старшей школе — производными, логарифмами и интегралами. Этим детям оно не нужно. Им нужны практические задачи: прикинуть денежные размеры скидки, оценить сроки выхода на окупаемость проекта и размеры штрафов за превышение скорости, посчитать площадь земельного участка или квартиры (но не футбольного поля или бассейна!), рассчитать кредит, кэшбек, расходы на вечеринку. Что-то понятное, бытовое и нужное всем.

Общее образование ориентировано на среднего ребёнка. Это который не семи пядей во лбу в математике, но и не полный лингвист. Средненький такой. Кстати, таких людей не бывает. Средненьких. Каждый в чём-то своём талантливый. И далеко не все — в математике.


3. Задачи и программа оторваны от реальности

Рассмотрим на примере пирожков.

Как ответит математик? Ну как-то так: нам подходит 3 пирожка из 15, вероятность 0,2.

Как ответит ребёнок без математического заскока? Примерно так: а как их можно перепутать? Они же разной формы.

Опытный преподаватель тут же скажет о том, что ребёнок невнимательно прочитал условие, в котором чётко сказано, что пирожки одинаковой формы. Но в реальности так не бывает. Чтобы условие стало реальным, достаточно сказать, что Петя берёт пирожок с закрытыми глазами, или Пете просто дали один из этих пирожков (любой). Потому что в реальной жизни пирожки делают разными, чтобы не путать начинку. И обычный ребёнок об этом знает лучше любого математика, который тут же начнёт применять основы теории вероятности, не задумываясь о подробностях условия и нежизнеспособности формулировки задания.

Или вот ещё два задания: первое оторвано от реальности, второе — нет:

4. Для гуманитариев — бессмысленно, для технарей — слабо


Что делать

Есть ли какой-то другой жизнеспособный сценарий? Есть. Если ребёнок тянет, можно обойтись без репетиторов, устроиться в хорошую школу, где есть класс с подходящим профилем. Подобрать такую школу можно разве что методом проб и ошибок. И да, школа такая, скорее всего, частная.


9 причин, почему русская математическая школа до сих пор одна из лучших в мире

Если до экзамена год или меньше, или если ваш ребёнок не может посчитать, чему равно -3+2, то вы опять же вернётесь к частным преподавателям. Репетитора выбрать просто. Сперва ищите по знакомым, а потом после пары-тройки занятий спрашивайте у ребёнка, как ему всё это. Если ребёнок не говорит, что ему нравится и становится понятнее, если вы не видите прогресса, а слышите только жалобы, а репетитор при этом рассказывает, как все плохо, — значит, репетитор не ваш. Он ни плохой, ни хороший, он просто не подходит вашему ребёнку. Надо искать другого.

Как оценить знания ребёнка

Если ребёнок учится в 10-11 классе, полезно будет прорешать вариант ЕГЭ. Если ребёнок (не математик) из базового варианта решает больше семи заданий в начале 10 и больше половины заданий в начале 11 класса, то всё в порядке. Если меньше — пора бить тревогу.


Успокоиться — не значит не готовиться. К экзамену, конечно, надо готовиться. Тут не получится натренироваться за пару ночей, как в вузе. Это, по сути, первый важный экзамен в жизни. Как готовиться — по книжкам самому (это реально!), с репетитором или на курсах — зависит от школьника и того, какие баллы ему нужны на экзамене. Главное, начать заранее и уже в процессе понять, что подходит больше.

Рассказываем, почему в российских школах дети с трудом постигают алгебру и геометрию и что с этим делать.

Только 12-15% учеников среднеобразовательных российских школ причисляют математику к любимому предмету.

В специализированных математических школах картина несколько иная: туда в принципе поступают дети с хорошо развитым логическим мышлением, но и среди таких ребят примерно треть с трудом справляется с учебной программой.

Нет структуры преподавания

Математика в средней российской школе растянута на десять лет, из которых первые шесть классов детей просто учат быть калькуляторами. Что это значит?

К 12 годам дети умеют умножать в столбик, знают, что такое десятичные дроби и дроби вообще, что такое отрицательные числа.

А еще они умеют решать задачи, где нужно сложить скорости двух трамваев, которые зачем-то движутся навстречу друг другу…

Сегодня школьному курсу математики не хватает продуманной структуры. Также отсутствует корректная методика, позволяющая преподавать предмет не разрозненными частями, а в тесной взаимосвязи всех разделов: алгебры, начала анализа, геометрии.

При правильном подходе весь объем знаний с 6-го по 11-й класс можно уместить в курс из 60-ти теоретических занятий и 60-ти часов практики! Практические занятия очень важны для оттачивания мастерства учеников. У каждого ребенка свой темп постижения науки.

Отстающих в принципе не должно быть, если применять в обучении современные технологии, о которых речь пойдет ниже.

Больше натаскивания, чем разъяснения

Преподавание в российских школах сфокусировано на зубрежке, а не на объяснении принципов и типологии задач. У учителей нет ни времени, ни желания разъяснять и объяснять темы, да еще и применять креативный подход. Отчасти дело буксует еще и потому, что школьные преподаватели сверх меры загружены бюрократической волокитой (заполняют горы отчетов, проверяют кипы тетрадей с контрольными и домашними работами сразу в нескольких классах).

Так уж сложилось, что педагоги нацелены только на сдачу тестов ОГЭ и ЕГЭ, и вместо творчества у нас в школах — скучное натаскивание, чудеса дрессуры.

Нет мотивации

Поэтому человек должен уметь учиться, получать и систематизировать знания, продуцировать на их базе новые смыслы, развивать логику: именно этому и учит математика.

Все держится на персоналиях

В России качество программы обучения очень сильно варьируется от школы к школе, даже внутри одного учебного заведения. Какие-то преподаватели умеют заинтересовать учеников своим предметом, а другие подходят к делу формально. Школа не аккумулирует достижения и наработки своих гуру и не передает опыт новым учителям, чтобы поддерживать стандарты образования.

На преподавателя вешается роль и методиста, и учителя, и проверяющего, что очень неэффективно с точки зрения использования учительских талантов.

В нашей школе педагог до сих пор — человек-оркестр (певец, композитор и продюсер в одном лице), что ведет к быстрому профессиональному выгоранию.

Вот конкретный пример: в Ульяновске была легендарная школа №40, выпускники которой без труда поступали в Москву на бесплатные отделения в МГУ, МФТИ, ВШЭ и в другие престижные столичные вузы. Благодаря замечательной учительнице математики при школе действовал математический кружок, выпускники с успехом участвовали в олимпиадах. К поступлению в эту школу дети готовились за год! Но талантливый педагог ушел из школы 15 лет назад, и образовательное заведение перестало быть элитным. Все наработки новатора были бесследно утеряны. Только один выпускник, выращенный этим профессионалом, открыл кружок подготовки к олимпиадам и сейчас работает бесплатно (при этом в другой школе). Повезло, что есть такой альтруист, радеющий за математическую грамотность в родном городе. Но все его наработки, скорее всего, опять не получат распространения в профессиональной среде.

Что же делать?

Использовать новые технологии

Домашние задания повторяются из года в год, как и их решения. Этот процесс вполне можно оцифровать, а ученику доверить процесс самопроверки. А вот самые интересные задания имеет смысл обсуждать на уроках. Таким образом, ученик получит гораздо больше практики решения задач и научится искать в своих вычислениях ошибки.

Если ты плохо знаешь математику — это не твоя вина, тебя просто не научили в школе этим математическим трюкам.

Очень интересно!

Если ты плохо знаешь математику — это не твоя вина, тебя просто не научили в школе этим математическим трюкам.















Все они очень полезны, но мне больше всего приглянулся последний. Сладкоежки будут очень рады, что их пристрастие к шоколаду еще и способствует активизации мозговой деятельности.

Читайте также: