Объясните почему только взаимосвязь всех частей анализатора обеспечивает его функционирование кратко

Обновлено: 02.07.2024

анализатор составляет целую систему передачи данных, которая состоит из трех составляющих:

1) рецепторной составляющей ( рецепторы)

2) проводной составляющей ( нервы)

3) анализирующей составляющай (кора головного мозга)

если рецептор не будет связан с нервом, а тот непосредственно с мозгом, то информация полученная им не будет передана в мозг, а соответственно не будет реакции на раздражитель.

нервная система позвоночных состоит из головного и спинного мозга, образующих центральную нервную систему, и связывающей мозг со всеми частями тела периферической нервной системы. позвонки позвоночника поддерживают и защищают спинной мозг. различные доли, отделы и центры мозга наделены специфическими функциями. например, зрительные доли получают нервные сигналы от глаз, обонятельные доли обрабатывают информацию о запахах, а двигательные центры нервными сигналами, необходимыми мышцам для движения. существует в организме и автономная симпатическая нервная система, представленная частично собственными нервами, а частично использующая нервные волокна других систем. она обеспечивает автоматическое протекание внутри тела дыхания и движения пищи в кишечнике. симпатическая часть автономной нервной системы побуждает системы органов более активно противодействовать стрессу, тогда как парасимпатическая часть восстанавливает их нормальную работу.

Почему только взаимосвязь всех частей анализатора является необходимым условием его функционирования?


Анализатор составляет целую систему передачи данных, которая состоит из трех составляющих :

1) рецепторной составляющей ( рецепторы)

2) проводной составляющей ( нервы)

3) анализирующей составляющай (кора головного мозга)

Если рецептор не будет связан с нервом, а тот непосредственно с мозгом, то информация полученная им не будет передана в мозг, а соответственно не будет реакции на раздражитель.


Проводниковая часть зрительного анализатора?

Проводниковая часть зрительного анализатора.


Основной единицей строения и функционирования организмов является…?

Основной единицей строения и функционирования организмов является….


Перечислите три части слухавога анализатор?

Перечислите три части слухавога анализатор.


Перечислить составные части : а)вкусового анализатора ; б)кожного анализатора?

Перечислить составные части : а)вкусового анализатора ; б)кожного анализатора.


Что является проводниковым звеном в анализаторах?

Что является проводниковым звеном в анализаторах?


Обоснуйте взаимосвязь в функционировании кровеносной и дыхательной систем в организме человека?

Обоснуйте взаимосвязь в функционировании кровеносной и дыхательной систем в организме человека.


Почему необходима взаимосвязанная работа всех анализаторов?

Почему необходима взаимосвязанная работа всех анализаторов?


1)необходимым условием для жизни папоротника хвощей является наличие?

1)необходимым условием для жизни папоротника хвощей является наличие.

2)подземная часть хвощей образована .

3)из споры папоротников вырастают .


Из каких частей состоит анализатор?

Из каких частей состоит анализатор?

Каковы их функции?


Из каких частей состоит вкусовой анализатор?

Из каких частей состоит вкусовой анализатор.

Вопрос Почему только взаимосвязь всех частей анализатора является необходимым условием его функционирования?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Биология и соответствует программе для 5 - 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Не есть сырое и плохообработанное мясо. Тщательно мыть овощи и фрукты.


Там можно растворить наркотитики и когда приехал в место назначений взял и выплавил мочу. Моча испоряется а норкотики остаются и непортятся.


60 : 20 = 3(количество раз деления клеток) 1 раз : 1 клетка делится, у нас уже 2 клетки. 2 раз : 2 клетки делится, у нас 4 клетки. 3 раз : 4 клетки делится и того 8 клеток. Ответ : За час, при благоприятных условиях из одной бактерии оброзовываетс..


Каждое растение имеет свою среду обитания такую среду называют биомом к примеру кактус ростёт в пустыном биоме а мох во влажном теневом ближе к северу в своем биоме растения достигают больших размеров из за преспособлености к тому или иному биому они..


Билет №10 - - - - - - - - - - - - - - - Дана цепь ДНК : Т Ц Г Г А А Т Т Ц Ц Г Г Ц Ц ЦТеперь строим цепь иРНК с цепи ДНК по принципу комплементарности А = У ; Г = Ц : А Г Ц Ц У У А А Г Г Ц Ц Г Г Г - - цепь иРНК = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = ..


Трахеиды и трахеи (сосуды), древесинная паренхима и механическая ткань.


Вроде эволюция, экология, зоология.


Из клеток состоят тела растений, грибов, животных, лишайников и человека. Самые мелкие существа на планете - бактерии, но и они представляют собой клетки. Но заметим, что строение клеток живых организмов неодинаково. И это естественно. Ведь долги..


A - - нормальные листья a - - гофрированные листья B - - стебель нормальной длины b - - короткийстебель P : aaBB x AAbb G : aB Ab F1 : AaBb (нормальные листья, нормальная длина стебля).


Животные потребляют готовые органические вещества потому что них нет хлорофилла и производить, как растения, орг. В - ва из не орг. Они не могут.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.


Начиная с этого поста будем разбирать, какие шесть разделов группы заданий С ожидают вашего наиболее пристального рассмотрения и осмысления.

С1 — здесь представлены задания, предусматривающие применение ваших знаний к практическим ситуациям. Как репетитор ЕГЭ по биологии, должен обязательно подчеркнуть, что эти задания могут касаться любых разделов биологии.

Вот некоторые примеры заданий С1

Все эти задания из реальных тестов ЕГЭ по биологии предыдущих лет. Желательно сначала самостоятельно ответить на эти вопросы, лучше письменно, а затем сравнить ваши ответы с ответами в конце поста:

1. На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните при каких метеорологических условиях это происходит и почему?

2. Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

3. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

4. Кровеносная система насекомых не связана с транспортом газов. Как же они транспортируются по телу животных?

5. Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?

6. Что такое условный рефлекс и какова его роль в жизни животного?

7. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, одинаковые молекулы и-РНК, необходимый набор аминокислот и все виды т-РНК, при этом создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

8. Объясните, почему при выращивании бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями?

9. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника ?

10. В чем проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?

11. Почему появились у растений ткани и генеративные органы?

12. Чем объясняется гибель семян в кипяченой воде?

13. Каково значение аккомодации?

14. Почему только взаимосвязь всех частей анализатора является необходимым условием его функционирования?

15. Почему при боковом зрении не воспринимается цвет предметов? Ответ поясните.

16. Как развивается яйцеклетка после оплодотворения?

17. Почему семенники и яичники относятся к железам смешанной секреции?

18. От чего зависит промежуточный характер наследования признака?

19. Какова структура вестибулярного анализатора? Классификация вкусовых рецепторов и их локализация.

20. Каково значение борьбы с шумом?

21. Какие меры первой помощи нельзя предпринимать при обморожениях 2-3 степени и почему? Что необходимо сделать?

22. Какова роль растений в экосистемах?

23. Известно, что хвост самца японского петуха декоративной породы достигает 10 метров. Поясните, как эта порода была выведена человеком. Почему птицы с такой длиной хвоста не встречаются в природе?

24. При подмораживании клубни картофеля приобретают сладковатый вкус. В чем причина?

25. Объясните с биологической точки зрения тот факт, что человек, который несет горячий чай в чашке из дорогого фарфора, не отпускает ее и терпит боль.

26. Почему весной не рекомендуется посещать пригородные леса?

27. У одного американского ковбоя в момент перестрелки с бандитами была пробита грудная клетка с двух сторон. Хотя оба легких остались невредимыми, ковбой все же умер от удушья. Почему?

28. Почему при плохом обонянии не чувствуется вкус еды.

29. Чем отличается опыт от наблюдения?

30. Почему на глубине 2000 м под водой — животных не разрывает давление?

31. Почему для расщепления жиров необходимо их предварительное эмульгирование?

32.Наследственные (врожденные) и не наследственные болезни, роль среды в их проявлении?

1) обычно много дождевых червей на поверхности почвы можно наблюдать после сильного, длительного дождя;

2) дождевые черви — это аэробные организмы, они и не имеют специализированной дыхательной системы, дышат всей поверхностью тела кислородом воздуха, поэтому выползают на поверхность почвы, когда их норки затоплены водой.

1) грибы-микоризообразователи — это симбионты древесных и кустарниковых жизненных форм растений. Они выполняют на корнях этих растений роль корневых волосков;

2) микоризные грибы улучшают минеральное питание (в основном поглощение фосфора) и способствуют большему взасыванию воды.

Вода и минеральные вещества передвигаются от корней к стеблю и листьям растения по сосудам (восходящий ксилемный ток) за счет:

1) сосущей силы корней, возникающей из-за транспирации — испарения воды листьями;

2) корневого давления, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень (диффузия) из-за разницы концентрации веществ в клетках корня и окружающей среде.

1) транспорт газов у насекомых осуществляется через специализированные органы дыхания — трахеи (система длинных тонких трубочек, которые окружают все органы и ткани);

2) в трахеи поступает О2 из воздуха и передается клеткам тела насекомого, а из клеток в трахеи выделяется СО2, поэтому нет необходимости участия кровеносной системы в транспорте газов.

1) хемосинтезирующими организмами являются лишь незначительная часть видов прокариот (бактерий). Эти бактерии способны как и растения сами создавать органические вещества из неорганических. Но в отличие от растений фототрофов, использующих для жизни солнечную энергию, эти бактерии являются хемотрофными организмами (способны использовать для жизни энергию окисления неорганических веществ);

2) хемоситезирующие бактерии, являясь как и растения автотрофными организмами, выполняют в экосистемах роль продуцентов — создателей первичного органического вещества, то есть являются первым звеном в цепи питания.

1) условные рефлексы — это рефлексы, приобретаемые животными или человеком в течение жизни на базе безусловных и не передаются по наследству;

2) с помощью условных рефлексов происходит адаптация организма к конкретным условиям существования.

1) биологической матрицей, то есть первичной информацией для синтеза молекул белка являются молекулы и-РНК, а рибосомы — лишь место сборки белковой молекулы;

2) поскольку и-РНК в проводимом опыте одинаковые — это значит, что все они несут информацию об одной и той же первичной структуре (последовательности аминокислотных звеньев) белковой молекулы.

1) бобовые растения способны вступать в симбиотические отношения с клубеньковыми бактериями. На корнях бобовых растений образуются клубеньки (вздутия), в которых в большом количестве размножаются бактерии;

2) клубеньковые бактерии — это азотфиксаторы. Они способны усваивать за счет продуктов фотосинтеза растения молекулярный азот из воздуха и переводить его в доступные для питания растения формы. Поэтому при эффективном симбиозе высокая урожайность бобовых достигается и без применения азотных удобрений.

1) в кишечнике человека в норме развиваются полезные кишечные бактерии. Прием антибиотиков может резко снизить численность полезных бактерий;

2) нарушатся процессы расщепления клетчатки и усвоения воды.

Лейкоциты — это бесцветные амебообразные клетки крови. Они участвуют в поддержании иммунитета, причем их роль в защите организма проявляется двояким образом:

1) лейкоциты участвуют в выработке на своей поверхности особых белков иммуноглобулинов, являющихся антителами, узнающими и обезвреживающими чужеродные антигены;

2) лейкоциты являются и фагоцитами, так как они способны поглощать и переваривать чужеродные вещества и клетки.

1. Вода — плотная, однородная среда. Поэтому низшие растения водоросли не нуждаются ни в прочных механических тканях (для придания устойчивости тела в пространстве), ни в покровных (предохраняющих испарение воды и защиту от прямых солнечных лучей и перепадов температур), ни в проводящих (воду и минеральные вещества они могут поглощать всей поверхностью таллома). Поэтому выход растений на сушу и освоение ими почвенно-воздушной среды с разными параметрами водного и температурного режимов стал возможен только при условии развития всех видов тканей.

2. Появление специализированных органов полового размножения (генеративных органов) архегониев и антеридиев у мхов, папоротниковидных и голосеменных растений и цветков у покрытосеменных растений явилось результатом совершенствования приспособленности к выживанию, в существовании строгого чередования поколений: спорофита и гаметофита.

1. В воде семена набухают, зародыш “просыпается” и начинается его рост. Для обеспечения зародыша энергией необходимо окисление органических запасных веществ семени. Этот процесс требует присутствия кислорода.

2. Кипяченая воды не содержит кислорода.

1. Аккомодация – изменение кривизны хрусталика за счет работы цилиарной мышцы при рассматривании предметов вблизи и на расстоянии.
2. Аккомодация необходима для того, чтобы сфокусировать изображение предмета строго на сетчатке глаза (а не перед сетчаткой как при близорукости – миопия, или за сетчаткой как при дальнозоркости – гиперметропия).

1. Любой анализатор состоит из трех основных частей: рецептора, проводящих нервных путей и центра в коре больших полушарий головного мозга.
При помощи рецептора осуществляется превращение энергии действующего раздражителя в нервный импульс.
2. Проводящие нервные пути осуществляют передачу нервных импульсов в кору головного мозга. Эти импульсы, достигнув коры головного мозга, подвергаются там определенной обработке, приводящей к формированию соответствующего “образа” раздражителя. Поэтому только качественная взаимосвязь всех частей анализатора и обеспечит возложенную на него функцию.

1. На сетчатке глаза расположены рецепторные клетки двух типов: палочки и колбочки. Колбочки отвечают за цветовое зрение и располагаются в основном ближе к центру сетчатки. Палочки ответственны за восприятие освещенности (то есть черно-белое восприятие, помогающее нам не наталкиваться на предметы даже в сумеречное время).
2. Палочки располагаются на сетчатке в основном по ее периферии, поэтому боковым зрением мы не сможем четко охарактеризовать цвет предмета.

1. Оплодотворенная яйцеклетка превращается в зиготу. Зигота претерпевает быстрые деления (клетки не успевают расти, поэтому эта стадия называется дроблением). Затем формируется однослойный многоклеточный зародыш – бластула.
2. Затем – двухслойный зародыш – гаструла, трехслойный – нейрула.

1. Семенники и яичники – это железы смешанной секреции как и поджелудочная железа, поскольку способны образовывать и гормоны, поступающие в кровь, и вещества, выделяющиеся наружу.

2. Яичники выделяют во внешнюю среду яйцеклетки, а в кровь такие гормоны как эстроген и прогестерон. Семенники выделяют во внешнюю среду сперматозоиды, а в кровь – андрогены.

1. Промежуточный характер наследования какого-либо признака проявляется в том случае, когда один из аллельных генов (обозначаемый большой буквой, например, А) не полностью доминирует над вторым аллельным ему геном (обозначаемым малой буквой – а). В результате этого гетерозиготные особи с генотипом Аа фенотипически не будут похожими на родительские особи.

2. Например, от скрещивания растений ночной красавицы с красными цветами (с генотипом АА) с растением с белыми цветами (с генотипом аа) в первом поколении все гетерозиготы Аа будут фенотипически розовыми. Тогда во втором поколении от скрещивания розовых гетерозигот друг с другом мы получим совпадение расщепления признака по фенотипу и генотипу: 1:2:1.

1. Вестибулярный анализатор состоит из отолитового аппарата и трех полукружных каналов в полости внутреннего уха.
2. Вкусовые рецепторы реагируют на 4 типа веществ: а) кисло-соленое (боковая часть языка); б) сладкое (кончик языка); в) горькое (корень языка); г) острое (болевые рецепторы).

1) Шумовое загрязнение – это звуки, воспринимаемые человеком в качестве помехи. В зависимости от уровня и деятельности шумовое загрязнение способно наносить ущерб здоровью человека и является одной из проблем экологии города и производственных помещений.
2) У человека может нарушаться сон, может снижаться продуктивность умственной деятельности, ухудшаться слуха, поэтому борьба с шумом уменьшит все эти неблагоприятные последствия.

1. При обморожении 2-3 степени (это средняя и сильная степень обморожения) ни в коем случае нельзя растирать пораженный участок. Вообще не нужно производить какие-либо действия, приводящие к быстрой смене температуры болезненного места.
2. Необходимо аккуратно, стараясь не причинять дополнительно боли, наложить на больное место какую-либо согревающую повязку (платок, шарф, бинт) и непременно доставить больного как можно скорее в больницу.

1. Роль растений в экосистемах, а фактически и их всеобщая биосферная роль определяется тем, что в трофических цепях (цепях питания) они являются продуцентами. Создавая органические вещества из СО2 воздуха и воды, растения не тратят никаких энергетических органических ресурсов планеты, а осуществляют этот процесс, называемый фотосинтезом, лишь за счет энергии солнечного излучения. Все остальные организмы всех экосистем: консументы и редуценты – существуют лишь благодаря фотосинтетической деятельности растений.

2. Побочным продуктом фотосинтеза является выделяющийся в атмосферу кислород. Когда то кислородная атмосфера, обеспечив создание озонового экрана, способствовала развитию жизни на суше. С появлением кислорода в атмосфере эволюция живых существ на Земле шла в направлении совершенствования аэробного способа существования, как более энергетически выгодного пути развития по сравнению с анаэробным существованием.

1. Хвост самца японского петуха достигает 10 метров, благодаря искусственному отбору, производимому человеком по своему желанию (своей прихоти). Как человек мог вывести такую породу? Вероятно он обнаружил в какой-либо популяции кур особь, имеющую мутацию в гене, отвечающем за формирование длины хвоста (мог осуществить и искусственно мутагенез).

2. В естественных условиях данная мутация как бесполезная или даже вредная для размножения популяции (такой петух будет больше следить за своим роскошным достоянием вместо того, чтобы осуществить свое прямое природное предназначение – ухаживание за курами) исчезнет вместе со смертью данной особи. Но в искусственных условиях, производя принудительные (направленные) скрещивания можно не только закрепить, но и усилить данный признак, используя возможности проявления кумулятивного действия генов.

1.В клубнях картофеля запасено много безвкусного крахмала. Крахмал – это полисахарид, состоящий из мономеров – молекул глюкозы.

2. При замораживании часть крахмала расщепляется до глюкозы, которая и обеспечивает сладковатый вкус картофеля.

1. Реакция на боль – это безусловный рефлекс. И если бы чашка не обладала для нас какой-то материальной или духовной ценностью (высокая стоимость или добрая память), то мы бы тут же избавились от причины боли.

2. В данном же случае наша боль от потери “дорогого фарфора” обеспечит возбуждение той зоны коры головного мозга, которая отвечает за выработку условного рефлекса. Это приведет к торможению возбуждения зоны, вызывающей проявление безусловного рефлекса.

1. Весной наблюдается пик размножения клещей.

2. Клещи являются переносчиками опасного заболевания для человека – энцефалита. Вспышки развития самого энцефалита бывают не каждый год и обычно население бывает предупрежденным заранее о предполагаемой вспышке инфекции, переносимой клещами.

1. Вдох и выдох обусловливаются согласованной работой межреберных мышц и диафрагмы. Только благодаря этому возможно поступление воздуха в легкие и выход его из легких. А ранение могло нарушить этот процесс.

1. Если простуда и нос заложен, то мы не сможем почувствовать вкус еды. Все покажется пресным. На самом же деле вкусовые сосочки действуют, но невозможность воспринять запах вызывает снижение и вкусовых ощущений.

2. Анализ вкуса, осуществляемый в нижней части теменной доли коры головного мозга, находится также под влиянием обонятельной информации, обрабатываемой в соседней височной доле. Многие утонченные оттенки вкуса обязаны своим существованием обонянию.

Известно, что жиры в воде не растворимы. А процесс эмульгирования — это лишь смешение их с водосодержащей жидкостью и создание эмульсии. Этот процесс происходит под действием желчи.Только такое эмульгированное состояние жиров обеспечивает взаимодействие их с липазой — ферментом, расщепляющим жиры. Липаза вырабатывается поджелудочной железой и поступает (как и желчь печени) в двенадцатиперстную кишку.

Врожденные или наследственные заболевания, связанные с генотипом организма, имеются в нем еще при оплодотворении. Внешняя среда, как правило, не окажет влияния на их проявление (человек будет болеть даже находясь в идеальных условиях, но ряд наследственных заболеваний все же медики научились контролировать правильным питанием и уходом за больными). Не наследственные заболевания — это те, которыми заболевает организм под воздействием условий внешней среды.

Анализаторы отвечают за осязание, обоняние, вкус, зрение, слух. Эти органы определяют и передают информацию в мозг. Управляет ими нервная система. Они не являются главными органами для жизнедеятельности человека. Однако, их отсутствие значительно ухудшает качество жизни, контакт с окружающим миром и его восприятие.

Анализаторы. Органы чувств в организме и их роль. Строение

Анализаторы – это сенсорные системы, которые осуществляют восприятие и анализ информации органами чувств. Благодаря анализаторам человек имеет представление не только об представлении окружающего мира, но и воссоздает абстрактное мышление.

Изучением анализаторов впервые занялся русский ученый И. П. Павлов. Он считал, что анализаторы – это пучок проводниковых нервов, которые переходят периферический отдел, а затем посылают сигнал в кору головного мозга. Его предположение было изучено и подтверждено.

Органы чувств человека

Рецепторы – это образования, которые передают информацию о внешнем раздражителе. Играют роль проводника нервного импульса в ЦНС. В зависимости от области локализации их разделяют:

  • внутренние (экстерорецепторы);
  • внешние (интерорецепторы).

Второе название анализаторов – органы чувств. Они все отвечают за какое-либо чувство восприятие окружающего мира:

Каждый орган имеет свое место расположение и играет определенную роль.

Строение органа зрения

Зрение обеспечивает более 90 % информации, поступающей в мозг человека из окружающей среды. Для функции зрения дополнительно требуется электромагнитное излучение в виде солнечного или искусственного света.

Глаз – это округлый орган, слегка неправильной формы. По центру расположен зрачок, который отвечает за фокусирование зрение. Орган представлен следующими частями:

  • бровь;
  • слезная железа;
  • веко;
  • ресницы;
  • слезный мешочек.

За работу глаза отвечает зрительный нерв, он расположен в затылочной части головного мозга.

Строение органа зрения - глаз

Орган состоит из трех оболочек:

  1. белковая;
  2. сосудистая;
  3. сетчатка.

Снаружи глаз покрыт соединительнотканной белочной оболочкой, которая плавно переходит в прозрачную роговицу глазного яблока. Она отвечает за преломление света, имеет слегка выпуклый вид. Под ней находится сосудистый слой, который обеспечивает питание органа. В передней части слоя расположены радужная оболочка и ресничное тело, состоящие из мышечной ткани. Они позволяют зрачку расширяться и двигаться хрусталику,.

С внутренней стороны сосудистой оболочки находится сетчатка. Она преобразует свет в нервные импульсы, по которым проходит сигнал в мозг. Радужка покрывает двояковыпуклую линзу передней части глаза – хрусталик. Он становится в разные положения при восприятии света, прикреплен к ресничным мышцам.

Фокусирование глаза на определенном предмете называется аккомодацией. За эту функцию и отвечает хрусталик. За ним расположено большое студенистое округлое тело – стекловидное тело.

Внутреннее строение глаза имеет следующий вид:

  • роговица;
  • склера;
  • сосудистая оболочка;
  • радужная оболочка;
  • зрачок;
  • сетчатка;
  • передняя камера;
  • стекловидное тело;
  • хрусталик;
  • зрительный нерв.

Внутреннее строение глаза

Глазные рецепторы представлены палочками и колбочками. Палочек в одном глазном яблоке находится около 125 млн. Они отвечают за преломление света. В состав входит родопсин, цветной пигмент. При попадании света на палочки, они выцветают и разлагаются, после чего поступает сигнал в мозг.

Интересно! В состав родопсина входит большое количество витамина А, поэтому при его дефиците возникает частичная потеря зрения.

Колбочек в сетчатке намного меньше, чем палочек, до 6 млн. Они отвечают за восприятие цвета. В его состав входит пигмент йодопсин. Его действие происходит также, как и в палочках. Дальтонизм проявляется в тех случаях, когда часть колбочек утрачена.

В глазном яблоке есть слепое пятно. В нем нет ни колбочек, ни палочек. Здесь прикрепляется зрительный нерв, через который передаются сигналы в мозг.

Строение органа слуха

Слуховой аппарат человека передает звуковые сигналы в головной мозг. Восприимчивость колеблется в диапазоне от 16 до 20000 Гц. Внутреннее строение сложное. Орган представлен тремя отделами:

Наружное ухо:


Среднее ухо:


Внутреннее ухо:

Строение органа слуха. - уха

Наружное ухо представлено ушной раковиной, наружным слуховым проходом и барабанной перепонкой. Среднее ухо представлено тремя слуховыми косточками: наковальня, молоточек, стремечко. Последнее стоит на границе с овального окна, которое относится к внутреннему уху. Внутреннее ухо представляет лабиринт из мелких косточек и каналов.

Полукружные каналы в составе внутреннего уха отвечают за равновесие. Ушная улитка представляет собой костную полость, заполненную жидкостью, имеющую вид улитки, собранной в 2 оборота. Кортиев орган – находится в среднем канале, его волосковые клетки отвечают за восприятие звуковых сигналов.

Звуковые колебания поступают через наружное ухо к барабанной перепонке, вызывают ее раздражение. Затем сигнал проходит через среднее ухо и поступает в верхнюю часть улитки, где вызывает изменение давления жидкости. Происходит воздействие на волосковые клетки и передача информации по нервным импульсам.

Прохождение звуковой волны

Строение органа равновесия

Органы равновесия или вестибулярный аппарат играет важную роль в жизнедеятельности человека. Он отвечает за перемещение тела в пространстве. Орган располагается во внутреннем ухе. Имеет периферический и внутренний отдел.

Периферический включает три полукружный канальца и два мешочка. Находится в пирамиде височной доли рядом с улиткой. Каналы находятся в трех перпендикулярных плоскостях, мешочки - рядом с ними. Они наполнены жидкостью и замкнуты, так чтобы не происходило вытекания. В стенках каналов находится рецепторы клеток, волоски их погружены в желеобразную жидкость, содержащую ионы кальция. Называются они отолитовые мембраны (купулы).

Движение тела вызывает изменение расположения этих волосков и происходит возбуждение рецепторов. Сигнал переходит в продолговатый мозг, а затем в мозжечок и гипоталамус. Сигнал также проходит по теменным долям больших полушарий головного мозга. Своевременное поступление сигнала в головной мозг, обеспечивает поддержание тела в пространстве.

Строение органа равновесия

Строение органа равновесия - лабиринт

Строение и функции органа осязания

Орган осязания не имеет определенного места локализации. Он расположен на поверхности кожи, а кожа покрывает все тело человека. Он есть даже на языке, который чувствует прикосновения и различает вкусы. Кожа представлена тремя слоями:

На поверхности кожи расположены нервные рецепторы. Нейроны лежат аксонами на поверхности кожи. При прикосновении происходит передача нервного импульса в мозг через сеть нервных клеток. Окончательная точка импульса – теменная доля коры больших полушарий мозга. При помощи таких рецепторов человек способен различать:

Строение органа вкуса

Вкусовые качества пищевых продуктов может определить орган вкуса, который представлен языком. Он располагается в ротовой полости, его прикрывают зубы, лежит между верхним и нижним небом. Движение языком обуславливается мышечными волокнами, ограничение происходит за счет подъязычной уздечки. Вкусовые рецепторы расположены по всех поверхности, каждый отдел отвечает за свой вкус.

Строение органа вкуса

Все вещества имеют специфический вкус. Выделяют четыре основных:

  • сладкое;
  • соленое;
  • кислое;
  • сладкое.

Их сочетание создает различные вкусы. Рецепторы находятся на поверхности вкусовых почек, они расположены на поверхности вкусовых сосочков языка. На кончике языка рецепторы отвечают за сладкое, чуть выше соленое, кислые почки находятся по бокам, а горькие у корня языка, практически возле глотки.

Такое расположение сосочков не случайно. Эволюция предусмотрела рвотный рефлекс, особенно он обостряется если горькие продукты или веществ попадают на рецепторы. Это работает, как защитная реакция от горьких веществ.

Вкусовые сосочки имеют разную форму, в зависимости от функции и места локализации:

  • грибовидные;
  • желобоватые;
  • нитевидные;
  • листовидные.

Строение органа обоняния

Отвечает за различие запахов. Имеет вид носа. Наружный орган имеет носовые ходы, выстланные ресничками. Нос также относится к органам дыхания, входит в состав дыхательной системы, играет роль проводника кислорода к дыхательным путям.

Строение органа обоняния

Система обоняния человека. 1: Обонятельная луковица 2: Миндалины 3: Кость 4: Носовой эпителий 5: Клубочки 6: Обонятельные рецепторы

За обонятельные функции отвечают ресничные клеточки, погруженные в эпителий верхней части носовой полости. При помощи этик клеток, человек способен различать запахи. В биологии выделяют основные запахи:

  • пряный;
  • смолистый;
  • гнилостный;
  • цветочный;
  • горелый;
  • фруктовый.

Все остальные считаются комбинациями 6 основных запахов. Даже при низкой концентрации летучего веществ в воздухе, обонятельные рецепторы передают сигналы через нервы в кору больших полушарий переднего мозга, расположенного в височной доле.

Рецепторы вкуса и обоняния относятся к хеморецепторам, их возбуждение начинается только при взаимодействии с молекулами летучих или растворенных веществ. Потому их можно называть хеморецепторами. Все анализаторы тесно связаны между собой. Известно, что если один из рецепторов имеет определенные отклонения и неспособен полностью выполнять свою функцию, то другие развиваются сильнее. Например, если человек рожден слепым, то обоняние и осязание у него развиты лучше, чем у других людей.

Читайте также: