Какие виды опорных прыжков вы знаете кратко

Обновлено: 05.07.2024

Опорные прыжки — один из видов гимнастического многоборья. Это сложные по координации кратковременные движения, требую­щие большей концентрации мышечных усилий. Чтобы быстро чере­довать фазы прыжка, спортсмен должен уметь правильно распреде­лять внимание и моментально переключать его. С помощью прыжков развивается сила мышц, быстрота, ловкость и точность движений. Сложные прыжки с последующим сальто вперед, назад, боком и некоторые другие связаны с риском. При обучении им воспитывает­ся смелость, решительность, настойчивость, хладнокровие. Опорные прыжки предъявляют повышенные требования к скоростно-силовой подготовке гимнаста. Они включаются в каждое тренировочное за­нятие.

Классификация опорных прыжков' *

Опорные прыжки классифицируются по структурным призна­кам. Для всех структурных групп характерны общие и частные за­кономерности. К общим закономерностям относятся направление вращения тела гимнаста вперед после толчка ногами, к частным — изменение или сохранение вращения после толчка руками, а также способ отталкивания руками.

Краткая характеристика структурных групп

1. Прямые прыжки. Гимнаст прыгает через снаряд в направле­нии разбега в слегка прогнутом положении. В дальнейшем прыжок может быть выполнен с замахом или без него, толчком о ближнюю или дальнюю части снаряда, без поворотов или с поворотами на 90° и более. Руки ставятся на опору одновременно. Толчок руками — стопорящий, после которого тело гимнаста приобретает противопо­ложное вращение — назад. К этой структурной группе относятся прыжки: ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, лётом и др.

2. Боковые прыжки. Толчок руками в боковых прыжках выпол­няется поочередно. Во время толчка руками гимнаст может нахо­диться по отношению к коню: а) боком, углом или прогнувшись или б) в стойке на руках.

Прыжки могут быть выполнены с поворотом на 90,180° и более. В боковых прыжках первая полетная фаза очень кратковременна.

3. Прыжки переворотом. Гимнаст проходит над снарядом в
плоскости разбега, переворачиваясь через голову в согнутом, прог­
нутом положении или в группировке. Сюда входят прыжки перево-

ротом вперед прогнувшись, переворотом вперед сгибаясь и разги­баясь, переворотом с последующим сальто вперед и др.

В прыжках переворотом тело гимнаста вращается в одном на­правлении — вперед.

Все прыжки выполняются толчком о ближнюю или дальнюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более.

Основы техники

Каждая структурная группа прыжков характеризуется особен­ностями выполнения основных двигательных действий. Так, для пря­мых прыжков характерно изменение направления вращения после толчка руками, для прыжков переворотом, наоборот, сохранение первоначального направления вращения, для боковых прыжков — поочередный толчок руками и положение тела гимнаста во время опоры о снаряд. Однако в кажом из прыжков есть и много общего. Например, прыжок на мостик производится толчком сильнейшей (толчковой) ноги, толчок ногами сопровождается взмахом руками. Эти сходные действия, единые для всех опорных прыжков, и состав­ляют основу их техники.

Для облегчения анализа и изучения основ техники опорные прыжки условно подразделяются на следующие фазы: разбег, на­скок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок ру­ками, полет после толчка руками и приземление. Ошибочное вы­полнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказы­вается на исполнении прыжка в целом.

Завершающие действия гимнаста в одной фазе прыжка всегда являются подготовительными для выполнения последующей фазы. Так, правильное завершение замаха и полный вынос рук вперед в полете после толчка ногами способствуют подготовке к рациональ­ному толчку руками о снаряд; некоторое сгибание тела в тазобед­ренных суставах в конце полета после толчка руками облегчает под­готовку к устойчивому приземлению и т. д. Это необходимо учиты­вать при анализе причин, вызвавших появление ошибок в той или иной фазе прыжка.

При выполнении опорных прыжков двигательные действия гим­настов должны соответствовать определенным количественным ха­рактеристикам. Такими характеристиками являются скорость раз­бега, длительность усилий и их направление при толчке ногами о мостик и руками о тело коня, продолжительность, высота и даль­ность полета гимнаста в безопорных фазах.

Техника выполнения мужских и женских прыжков принципиаль­но ничем не отличается.

Разбег.У высококвалифицированных гимнастов наибольшая скорость разбега достигает 7,6—8,6 м/сек (у женщин 7—7,5 м/сек). Оптимальная скорость разбега с ростом спортивного мастерства, а также в зависимости от особенностей выполнения прыжков различ­ных структурных групп изменяется. Так (при выполнении одних и тех же прыжков) скорость разбега у гимнастов-мастеров выше, чем

у гимнастов других разрядов. Скорость разбега в прямых прыжках колеблется в пределах 7—7,6 м/сек, в то время как в прыжках пере­воротом с последующим сальто она 8—8,6 м/сек.

Разбег должен быть равномерным, без рывковых ускорений. Зна­чительные колебания скорости разбега отрицательно влияют на ка­чество выполнения толчка ногами. От прыжка к прыжку условия отталкивания изменяются. Чтобы избежать этого, гимнастам необ­ходимо:

начинать разбег из одного и того же исходного положения;

не изменять (на данный период подготовки) длину разбега;

постепенно увеличивать скорость разбега, так как резкий старт вызывает скованность движений.

Длина разбега зависит от снаряда, через который выполняется прыжок, вида прыжка, индивидуальных особенностей занимающе­гося, степени овладения техникой и др. У начинающих гимнастов длина разбега обычно не превышает 12—15 м, у гимнастов старших разрядов — 20 м. Техника беговых шагов принципиально ничем не отличается от техники бега на короткие дистанции в легкой атле­тике.

Наскок на мостик. Наскок на мостик выполняется в момент при­обретения наибольшей горизонтальной скорости. Снижение скоро­сти перед напрыгиванием на мостик отрицательно сказывается на результате прыжка и свидетельствует о неправильном выполнении разбега. Наскок, равный 1,5—2,8 м, выполняется толчком сильней­шей (толчковой) ноги. В момент наскока туловище наклоняется вперед под углом от 5 до 26°, ноги обгоняют туловище, согнутая в тазобедренном и коленном суставах толчковая нога подтягивается к маховой, затем ноги соединяются и почти прямые выносятся впе­ред. Наскок на мостик продолжается 0,27—0,33 сек. При наскоке руки из крайнего заднего положения начинают двигаться вниз-впе­ред, а в момент касания ногами мостика находятся внизу. Это важ­но для выполнения последующего взмаха руками.

Чем выше скорость разбега, тем дальше мостик ставят от сна­ряда (на расстоянии 50—200 см). При установке мостика необходи­мо также учитывать вид прыжка (например, прыжок углом или переворотом) и место толчка руками (о ближнюю или дальнюю часть коня).

Толчок ногами. Прыжок на мостик производится на носки на­пряженных, почти прямых ног без перехода на всю ступню. Ноги на мостике располагаются параллельно, примерно на ширине сто­пы. Лучшие гимнасты-прыгуны ставят ноги на место толчка акцен­тирование С этой целью они в конце прыжка на мостик активно разгибают ноги в коленных и тазобедренных суставах и производят подошвенное сгибание стоп. Неквалифицированные гимнасты пас­сивно ждут момента приземления. При акцентированной постанов­ке ног отталкиваются за 0,09—0,12 сек., а при неакцентированной — за 0,15—0,18 сек.

На эффективность толчка ногами влияет также своевременный взмах руками. Большинство гимнастов из положения руки назад

делают активное движение руками вниз, а затем вперед-вверх. Движение рук тормозится примерно на уровне головы. Толчок но­гами и взмах руками заканчиваются одновременно. Сильнейшие гимнасты-прыгуны в процессе толчка ногами развивают усилия до 11—13 кг на 1 кг веса тела спортсмена. В момент окончания толч­ка ноги полностью выпрямляются в коленных суставах.

Полет до толчка руками.Выполняя те или иные прыжки, гим­наст изменяет угол вылета и производит различные движения до того, как руки коснутся опоры. В фазе полета нельзя изменить тра­екторию о. ц. т., можно изменить лишь положение тела и его от­дельных звеньев относительно о. ц. т. В прямых прыжках траекто­рия полета пологая и низкая, тело слегка прогнуто в пояснице, плечи двигаются низко над конем, чтобы обеспечить своевременный толчок руками. В прыжках переворотом гимнаст выполняет более высокий предварительный мах ногами назад — разгибает тело в тазобедренных суставах до прогнутого положения. Замах, выпол­няемый до опоры руками, способствует: 1) увеличению скорости движения ногами по касательной вверх; 2) созданию условий для резкого сгибания в тазобедренных суставах в момент толчка ру­ками (так называемого рывкового движения туловищем), необхо­димого для увеличения давления на площадь опоры и торможения скорости движения ногами. Все это влияет на эффективность по­следующего толчка руками.

Толчок руками.Толчок руками зависит от структуры прыжка? При выполнении прямых прыжков и переворотов гимнасты ставят руки на снаряд одновременно впереди туловища, под тупым углом к нему. Благодаря этому обеспечивается стопорящий толчок. Кисти на место толчка ставятся параллельно; толчок руками выполняет­ся навстречу движению тела, как бы от себя. Толчок должен соче­таться с рывковым движением туловищем (сгибанием тела в тазо­бедренных суставах и перемещением таза вверх), позволяющим гим­насту увеличить давление на площадь опоры и эффективнее оттолк­нуться. Наибольшие усилия развиваются гимнастом во время толч­ка руками при выполнении прыжка лётом (7—8 кг на 1 кг веса тела гимнаста), наименьшие — в прыжках переворотом (3—3,5 кг/кг). В прыжках переворотом с последующим сальто сила толчка руками равна 5,5—6 кг/кг. Энергичный и короткий толчок руками (0,13— 0,16сек.) должен закончиться к моменту, когда плечи пересекают вертикаль, проходящую через площадь опоры. Уровень расположе­ния о.ц.т. тела в этом случае наибольший, следовательно, может быть достигнута большая абсолютная высота прыжка.

В боковых прыжках руки ставятся на опору поочередно. Толчок выполняется сначала одной, затем другой рукой. В этих прыжках время толчка руками наибольшее и колеблется от 0,3 до 0,4 сек.

Полет после толчка руками. Положение тела гимнаста в полете после толчка руками определяет вид прыжка. От качества выпол­нения этой фазы в значительной степени зависит оценка за прыжок в целом. Высококвалифицированные гимнасты при выполнении пря­мых прыжков после толчка отводят руки не вперед, а назад-вверх;

при прыжках переворотом вначале сохраняют положение рук, при­нятое к моменту окончания толчка, и только во второй части полета слегка разводят их наружу. Зафиксировав положение, определяю­щее форму прыжка, гимнаст сохраняет это положение (прыжки лё­том, перевороты) или прогибается (прыжки согнувшись, ноги врозь идр.)- Чем дольше сохраняется четкое положение, тем выше ка­чество прыжка. У лучших гимнастов-прыгунов высота подъема, о.ц.т. тела в этой фазе достигает 2,5—2,6 см. Длительность полетной фазы после толчка руками колеблется от 0,7 до 0,9 сек.

Приземление.Приземлившись на носки напряженных ног, гим­наст немедленно опускается на всю стопу и незначительно сгибает ноги, усиливая напряжение мышц спины и плечевого пояса. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки вверх-наружу, туловище слегка наклонено вперед (голову вперед не наклонять).

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Прямые прыжки, для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голо­ву. К этой группе относятся прыжки ноги врозь, согнувшись и др.

2. Прыжки переворотом, при выполнении которых гимнаст про­ходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или группировке. Сюда входят прыжки переворотом вперед, переворотом вперед сгибаясь-разгибаясь, переворотом с последующим сальто вперед и др. Все прыжки могут выполняться толчком о ближнюю или даль­нюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более.

3. Боковые прыжки, при выполнении которых ОЦМ тела гим­наста проходит в стороне от площади опоры. К ним относятся прыжки боком, углом, прогнувшись. Они выполняются через коз­ла, коня в ширину, через коня с ручками, через комбинирован­ные снаряды.

Методика обучения технике опорных прыжков

Презентацию подготовил

Учитель физической культуры

Захаров Андрей Алексеевич

В школьную программу входят простейшие прыжки через гимнастического козла и коня.

Опорные прыжки делятся на три группы : 1 . Прямые прыжки , для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голо­ву. К этой группе относятся прыжки ноги врозь, согнувшись и др. 2. Прыжки переворотом , при выполнении которых гимнаст про­ходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или группировке. Сюда входят прыжки переворотом вперед, переворотом вперед сгибаясь-разгибаясь, переворотом с последующим сальто вперед и др. Все прыжки могут выполняться толчком о ближнюю или даль­нюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более. 3 . Боковые прыжки , при выполнении которых ОЦМ тела гим­наста проходит в стороне от площади опоры. К ним относятся прыжки боком, углом, прогнувшись. Они выполняются через коз­ла, коня в ширину, через коня с ручками, через комбинирован­ные снаряды.

Опорные прыжки делятся на три группы :

1 . Прямые прыжки , для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голо­ву. К этой группе относятся прыжки ноги врозь, согнувшись и др.

2. Прыжки переворотом , при выполнении которых гимнаст про­ходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или группировке. Сюда входят прыжки переворотом вперед, переворотом вперед сгибаясь-разгибаясь, переворотом с последующим сальто вперед и др. Все прыжки могут выполняться толчком о ближнюю или даль­нюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более.

3 . Боковые прыжки , при выполнении которых ОЦМ тела гим­наста проходит в стороне от площади опоры. К ним относятся прыжки боком, углом, прогнувшись. Они выполняются через коз­ла, коня в ширину, через коня с ручками, через комбинирован­ные снаряды.

Прямой прыжок Прыжок переворотом Боковой прыжок

Различают следующие фазы опорного прыжка: РАЗБЕГ НАСКОК НА МОСТИК ТОЛЧОК НОГАМИ ПОЛЕТ ДО ТОЛЧКА РУКАМИ ТОЛЧОК РУКАМИ ПОЛЕТ ПОСЛЕ ТОЛЧКА РУКАМИ ПРИЗЕМЛЕНИЕ

Различают следующие фазы опорного прыжка:

При освоении опорных прыжков вначале рекомендуется:

  • обучить устойчивому приземлению
  • обучить технике разбега
  • обучить наскоку на мостик
  • обучить толчку ногами о мостик
  • обучить технике полета до толчка руками

Только после овладения этими действиями можно обучать отдельным опорным прыжкам.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ Приземление завершает прыжок и определяет его качество в целом. Приземлившись на носки напряженных ног, надо немедленно опуститься на всю стопу, с амортизировать действие внешних сил за счет легкого сгибания ног. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки подняты вперед-наружу, туловище слегка наклонено вперед, голова прямо. Последовательность обучения. Упражнения на умение приземляться. Принять правильное положение приземляться и фиксировать 5 сек. Прыжок вверх на месте в полуприсед на носки с быстрым переходом на всю стопу в позу приземления. Прыжок с поворотом на 90°, 180° с правильным приземлением. Прыжок с гимнастической скамейки с различными положениями ног (ноги врозь, согнув ноги).

ПРИЗЕМЛЕНИЕ

Приземление завершает прыжок и определяет его качество в целом. Приземлившись на носки напряженных ног, надо немедленно опуститься на всю стопу, с амортизировать действие внешних сил за счет легкого сгибания ног. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки подняты вперед-наружу, туловище слегка наклонено вперед, голова прямо.

Последовательность обучения.

Последовательность обучения.

НАСКОК НА МОСТИК

Разбег и толчок ногами – единое целостное действие. Наскок на мостик, является связующим звеном между ними. От правильного наскока зависит эффективность толчка ногами и всего прыжка в целом. Наскок на мостик выполняется с сильнейшей /толчковой/ ноги.

Последовательность обучения.

1. Ходьба перекатом с пятки на носок, высоко поднимаясь на носки.

2. Прыжки на месте с опорой руками о рейку гимнастической лестницы.

3. Подскоки на месте на одной ноге, положив другую ногу, вытянутую вперед, пяткой на опору повыше.

4. Стоя на месте, имитация взмаха руками, поднимаясь на носки прямых ног в момент взмаха.

НАСКОК НА МОСТИК Последовательность обучения (продолжение). 5. Прыжки на носках на месте и с небольшим продвижением вперед с одновременными , короткими и энергичными взмахами рук (через невысокие препятствия). Прыжки через скакалку с продвижением вперед. Обращать внимание на отталкивание только стопой и минимальное сгибание ноги в коленном суставе. 6. Стоя ноги врозь поперек скамейки, прыжки на скамейку с прямыми ногами со взмахом рук. 7. С шага вперед толчковой ногой прыжок на обе ноги и в темпе прыжок вверх; то же с двух, трех шагов разбега. 8. С гимнастической лестницы (скамейки) соскок и в темпе прыжок вверх. 9. С высоты /тумбы/ соскок на мостик и в темпе прыжок вверх. 10. С небольшого разбега напрыгнуть на мостик и приземлится на горку матов (прыжок прогнувшись, прыжок ноги врозь, прыжок согнув ноги, с поворотом на 90°, на 180°, на 360°. 11. С небольшого разбега напрыгнуть и в полете на мостик и достать головой предмет подвешенный над матом (шарик).

НАСКОК НА МОСТИК

Последовательность обучения (продолжение).

5. Прыжки на носках на месте и с небольшим продвижением вперед с одновременными , короткими и энергичными взмахами рук (через невысокие препятствия). Прыжки через скакалку с продвижением вперед. Обращать внимание на отталкивание только стопой и минимальное сгибание ноги в коленном суставе.

6. Стоя ноги врозь поперек скамейки, прыжки на скамейку с прямыми ногами со взмахом рук.

7. С шага вперед толчковой ногой прыжок на обе ноги и в темпе прыжок вверх; то же с двух, трех шагов разбега.

8. С гимнастической лестницы (скамейки) соскок и в темпе прыжок вверх.

9. С высоты /тумбы/ соскок на мостик и в темпе прыжок вверх.

10. С небольшого разбега напрыгнуть на мостик и приземлится на горку матов (прыжок прогнувшись, прыжок ноги врозь, прыжок согнув ноги, с поворотом на 90°, на 180°, на 360°.

11. С небольшого разбега напрыгнуть и в полете на мостик и достать головой предмет подвешенный над матом (шарик).

ОТТАЛКИВАНИЕ РУКАМИ Фаза отталкивания руками – наиболее сложная по сравнению с другими прыжковыми фазами. Она очень важна для овладения правильными навыками опорного прыжка. Без хорошей физической подготовки учащихся этому научить невозможно. Ведь в данном случае для требуемой скоростно-силовой подготовки нужны хорошо развитые мышцы рук и, конечно спины и брюшного пресса.

ОТТАЛКИВАНИЕ РУКАМИ

Фаза отталкивания руками – наиболее сложная по сравнению с другими прыжковыми фазами. Она очень важна для овладения правильными навыками опорного прыжка. Без хорошей физической подготовки учащихся этому научить невозможно. Ведь в данном случае для требуемой скоростно-силовой подготовки нужны хорошо развитые мышцы рук и, конечно спины и брюшного пресса.

ОТТАЛКИВАНИЕ РУКАМИ Последовательность обучения. Быстрое сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке (8 – 10 раз). Стоя на расстоянии от стены , упасть прямым телом на стенку, быстро оттолкнуться руками и возвратиться в исходное положение (заканчивать отталкивание кистью). Отталкивание от стены выполнить после прыжка на месте ноги вместе, во время безопорной фазы (в воздухе). Во время отталкивания от стены, ноги развести, а во время приземления свести. В упоре лежа на полу (тело прогнуто), толчки двумя руками с хлопками, Отталкиваться руками за счет выпрямления тела и поднимания спины. В упоре лежа на полу толчок руками и ногами одновременно. Из упора лежа на полу, руки перед линией (гимнастической палкой), толчком руками перейти в упор лежа за линию (палку) и возвратиться в исходное положение

ОТТАЛКИВАНИЕ РУКАМИ

Последовательность обучения.

  • Быстрое сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке (8 – 10 раз).
  • Стоя на расстоянии от стены , упасть прямым телом на стенку, быстро оттолкнуться руками и возвратиться в исходное положение (заканчивать отталкивание кистью).
  • Отталкивание от стены выполнить после прыжка на месте ноги вместе, во время безопорной фазы (в воздухе).
  • Во время отталкивания от стены, ноги развести, а во время приземления свести.
  • В упоре лежа на полу (тело прогнуто), толчки двумя руками с хлопками, Отталкиваться руками за счет выпрямления тела и поднимания спины.
  • В упоре лежа на полу толчок руками и ногами одновременно.
  • Из упора лежа на полу, руки перед линией (гимнастической палкой), толчком руками перейти в упор лежа за линию (палку) и возвратиться в исходное положение

Полет после толчка руками определяет вид прыжка: согнув ноги, ноги врозь, согнувшись и др. От качества выполнения этой фазы в наибольшей степени зависит оценка прыжка в целом. Чем дольше сохраняется фиксированное положение тела в полете, тем выше качество исполнения прыжка. Высота и длина полета после толч­ка руками зависят от вертикальной и горизонтальной скорости, направления и силы толчка руками и ногами, а также от характе­ра прыжка.

Прыжок ноги врозь через козла в ширину После толчка ногами о мостик надо потянуться руками к опоре, поставить на нее руки, согнуться в тазобедренных суставах и развести ноги, при отталкивании разогнуться и выполнить приземление.

Прыжок ноги врозь через козла в ширину

Прыжок ноги врозь через козла в ширину

  • а) прыжки на месте с разведением и сведением ног;
  • б) в упоре лежа толчком ног развести их и прийти в упор стоя согнувшись, ноги врозь, выпрямляясь, выполнить Прыжок вверх и приземлиться;
  • в) вскок на снаряд в упор стоя на коленях и толчком ног, взмахом рук выполнить соскок ноги врозь.

Упражнение усложняется за счет увеличения высоты снаряда и расстояния от него до мостика.

Страховка и помощь оказываются:

Прыжок согнув ноги через козла в ширину

Прыжок согнув ноги через козла в ширину

  • а) прыжки на месте вверх, сгибая ноги вперед в коленных и тазобедренных суставах;
  • б) из упора лежа толчком ног — в упор присев и энергичным толчком руками встать;
  • в) прыжок согнув ноги, с постепенным увеличением высоты снаряда и расстояния от мостика до козла, с поворотами (90— 180 и 360°), на дальность приземления.

Страховка и помощь оказываются:

Прыжок боком через коня в ширину

Одновременно с толчком ногами надо опереться руками о тело коня и, поднимая таз, согнуться в тазобедренных суставах. Продолжая движение ног в сторону-вверх и передавая вес тела на левую (правую) руку, опустить правую (левую) руку и разогнуться в тазобедренных суставах над плоскостью снаряда. Туловище горизонтально, свободная рука в сторону, голова прямо. Пройдя над плоскостью снаряда, оттолкнуться опорной рукой и приземлиться спиной к снаряду.

Прыжок боком через коня в ширину Последовательность разучивания: а) из упора лежа на полу перемах двумя вправо (влево) в упор лежа боком; б) из упора стоя на подкидном мостике перед конем, отталкиваясь ногами, прыжок боком; в) из упора стоя на мостике правая (левая) нога в сторону на теле коня, опираясь на левую (правую) руку и ногу, продевая левую (правую) ногу, выполнить соскок боком; г) прыжок боком через коня в ширину самостоя­тельно, а затем и через положенный на него набивной мяч. Страховка и помощь оказываются стоя за конем со стороны приземления, немного сбоку в зависимости от движения ног прыгающего, за руки и под спину, сопровождая его до момента приземления.

Прыжок боком через коня в ширину

  • а) из упора лежа на полу перемах двумя вправо (влево) в упор лежа боком;
  • б) из упора стоя на подкидном мостике перед конем, отталкиваясь ногами, прыжок боком;
  • в) из упора стоя на мостике правая (левая) нога в сторону на теле коня, опираясь на левую (правую) руку и ногу, продевая левую (правую) ногу, выполнить соскок боком;
  • г) прыжок боком через коня в ширину самостоя­тельно, а затем и через положенный на него набивной мяч.

Страховка и помощь оказываются стоя за конем со стороны приземления, немного сбоку в зависимости от движения ног прыгающего, за руки и под спину, сопровождая его до момента приземления.

Прыжок ноги врозь через коня в длину Руки при постановке на снаряд вытянуты вперед и образуют с туловищем тупой угол. С началом толчка руками происходит незначительное сгибание тела в тазобедренных суставах и разведение ног, а после толчка руками идет энергичное разгибание до прогнутого положения тела и приземления.

Прыжок ноги врозь через коня в длину

Руки при постановке на снаряд вытянуты вперед и образуют с туловищем тупой угол. С началом толчка руками происходит незначительное сгибание тела в тазобедренных суставах и разведение ног, а после толчка руками идет энергичное разгибание до прогнутого положения тела и приземления.

Прыжок ноги врозь через коня в длину Последовательность разучивания: а) прыжок ноги врозь с высоты; б) то же, но сгибаясь-разгибаясь; в) прыжок ноги врозь через козла в длину; г) то же, но с использованием веревки, натянутой между мостиком и снарядом; д) прыжок ноги врозь через два козла, установленных один возле другого в длину; е) прыжок ноги врозь через коня, установленного под углом по направлению движения с постепенным выравниванием его до положения в длину; ж) прыжок ноги врозь с приземлением на горку матов, уложенную вплотную к коню на одной с ним высоте. Страховка и помощь осуществляется сбоку у дальней трети коня, обеими руками гимнаста поддерживают за плечо, двигаясь с ним вперед до приземления.

Прыжок ноги врозь через коня в длину

  • а) прыжок ноги врозь с высоты;
  • б) то же, но сгибаясь-разгибаясь;
  • в) прыжок ноги врозь через козла в длину;
  • г) то же, но с использованием веревки, натянутой между мостиком и снарядом;
  • д) прыжок ноги врозь через два козла, установленных один возле другого в длину;
  • е) прыжок ноги врозь через коня, установленного под углом по направлению движения с постепенным выравниванием его до положения в длину;
  • ж) прыжок ноги врозь с приземлением на горку матов, уложенную вплотную к коню на одной с ним высоте.

Страховка и помощь осуществляется сбоку у дальней трети коня, обеими руками гимнаста поддерживают за плечо, двигаясь с ним вперед до приземления.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Опорные прыжки
Техника выполнения

Опорные прыжки делятся на три группы:
Прямые прыжки, для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голо­ву.
Прыжки переворотом, при выполнении которых гимнаст про­ходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или группировке
Боковые прыжки, при выполнении которых центр масс тела гим­наста проходит в стороне от площади опоры.

Для облегчения изучения основ тех­ники прыжков каждый из них условно делится на следующие фазы:
разбег
наскок на мостик
толчок ногами
полет до толчка рука­ми
толчок руками
полет после толчка руками
приземление

Прыжок ноги врозь через козла в ширину
После толчка ногами о мостик надо потянуться руками к опоре, поставить на нее руки, согнуться в тазобедренных суставах и развести ноги, при отталки­вании разогнуться и выполнить приземление

Прыжок согнув ноги через козла в ширину
После постановки рук на опору поднять таз, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах. До прохождения ногами вертикали оттолкнуться рука­ми, поднять их вверх и прогнуться, выполнить приземление.

Прыжок углом с косого разбега через коня в длину толчком одной ноги
Прыжок углом впра­во выполняется толчком левой с одновременной опорой правой рукой о тело коня, маховая нога направляется вверх и через сна­ряд, опорная нога после отталкивания быстро присоединяется к маховой над снарядом. Туловище по возможности выпрямляется. Руки опираются о снаряд последовательно, в начале прыжка правая, а во второй половине — левая. Разбег небольшой (7 — 8 м).

Прыжок углом через коня в ширину
После прямого разбега надо оттолкнуть­ся ногами от мостика и, опираясь прямыми руками о снаряд, повернуться на 90° направо (налево). Поворот начинается после­довательно движением ног, а затем туловища, заканчивается над конем. В момент поворота туловище находится в вертикальном положении, а ноги под прямым углом к нему. При выполнении прыжка таз высоко не поднимается, держится ближе к плоскости коня (к ручкам).

Прыжок боком
Выполняется с небольшого разбега через коня в ширину с ручками и без ручек. Одновременно с тол­чком ногами надо опереться руками о тело или ручки коня и, поднимая таз, согнуться в тазобедренных суставах. Продолжая дви­жение ног в сторону-вверх и передавая вес тела на левую (пра­вую) руку, опустить правую (левую) руку и разогнуться в тазо­бедренных суставах над плоскостью снаряда. Туловище горизон­тально, свободная рука в сторону, голова прямо. Пройдя над плос­костью снаряда, оттолкнуться опорной рукой и приземлиться спиной к снаряду.

Прыжок ноги врозь через коня в длину
Руки при постановке на снаряд вытянуты вперед и обра­зуют с туловищем тупой угол. С началом толчка руками происхо­дит незначительное сгибание тела в тазобедренных суставах и раз­ведение ног, а после толчка руками идет энергичное разгибание До прогнутого положения тела и приземления

Прыжок ноги врозь через коня в ширину
Угол вылета после толчка ногами 70—75°. К моменту постановки рук слегка прогну­тое тело гимнастки находится под углом 30 — 38° к оси снаряда. Одновременно с толчком руками гимнастка разводит ноги и сги­бается в тазобедренных суставах. Сгибание заканчивается, как толь­ко ноги пройдут над телом коня. Стопорящий толчок руками по­зволяет высоко взлететь над снарядом и пройти над ним в поло­жении, близком к вертикальному. Положение ноги врозь фикси­ровать до момента приземления.

Переворот вперед через коня в ширину
После отталкивания ногами от мостика гимнастка быстро отводит ноги назад до слег­ка прогнутого положения. К моменту постановки рук на коня тело Находится под углом 50 — 55° по отношению к оси снаряда. В процессе толчка, который должен быть очень коротким (0,16 — 0,18 с), величина прогиба уменьшается. Во время толчка подбородок не поднимается. Положение рук, принятое к моменту окончания толчка, сохраняется до приземления. Перед приземле­нием не следует сгибаться.

Опорные прыжки делятся на три группы:
1.Прямые прыжки,для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голо­ву. К этой группе относятся прыжки ноги врозь, согнувшись и др-2.Прыжки переворотом, при выполнении которых гимнаст про­ходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или группировке. 3. 3.Боковые прыжки, при выполнении которых ОЦМ тела гим­наста проходит в стороне от площади опоры. К ним относятся прыжки боком, углом, прогнувшись. Они выполняются через коз­ла, коня в ширину, через коня с ручками. Для облегчения изучения основ тех­ники прыжков каждый из них условно делится на следующие фазы: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка рука­ми, толчок руками, полет после толчка руками и приземление. Разбег играет важную роль при выполнении последующих фаз прыжка. От скорости разбега и силы толчка от опоры зависит время нахождения гимнаста в фазах полета.Для правильного выполнения разбега необходи­мо начинать его с одного и того же расстояния от снаряда,наращивая скорость постепенно и увеличивая разбег.

Наскок на мостик и отталкивание выполняются в момент при­обретения гимнастом наибольшей скорости тол­чком сильнейшей ноги. При наскоке на мостик тул-ще слегка наклонено вперед,руки внизу чтобы сделать активный взмах,стопы ставятся параллельно.

Отталкивание происходит за счет активного разгибания ног во всех звеньях Стопы ног завершают толчок. Полет до толчка руками зависит от эффективности разбега и толчка от мостика. . В этой фазе выполняется предварительный мах ногами назад за счет разгибания тела в тазобедренных суставах. Толчок руками.Руки ставятся на снаряд впереди тулови­ща под тупым углом к плоскости снаряда.Кисти рук на место отталкивания ставятся па­раллельно, пальцы вместе. Тол­чок выполняется навстречу движению тела, за счет разгибания рук в плечевых, локтевых и сгибания в лучезапя-стных суставах. Он должен быть энергичным и коротким. Полет после толчка руками определяет вид прыжка: согнув ноги, ноги врозь, согнувшись и др. Чем дольше сохраняется фиксированное положение тела в полете, тем выше качество исполнения прыжка. Высота и длина полета после толч­ка руками зависят от вертикальной и горизонтальной скорости, направления и силы толчка руками и ногами, а также от характе­ра прыжка.

Приземление завершает прыжок, определяет его качество в це­лом. В завершающей фазе действия гимнастов направлены на смяг­чение удара, возникающего при соприкоснове­нии с опорой.Пприземление происходит на носки с переходом на всю стопу,слегка сгибая ноги руки вперед встороны,тул-ще слегка наклонено вперед

Упражнения для развития силы мышц живота, 4-5 вариантов, по степени повышения интенсивности

· Отжимание на подставках с отягощением (1 подход по 15-20 раз или 1 подход по 6-10 раз) (рис. 42).

· Разведение рук с отягощениями в стороны в положении лежа на спине на наклонном гимнастическом козле (2 подхода по 6-8 раз).

· Разведение рук с гантелями в стороны (2 подхода по 6-8 раз) (рис. 43).

· Перенос гантелей прямыми руками из-за головы на бедра в положении лежа на наклонной скамье головой вниз. Ноги зафиксированы (2 подхода по 4-6 раз) (рис. 44).

· Разведение рук с гантелями в стороны в положении сидя на скамье с наклонной спинкой (2 подхода по 4-6 раз) (рис. 45).

· Подъем рук с гантелями из-за головы в положении лежа на скамье на спине (2 подхода по 4-6 раз)


Опорный прыжок — один из видов упражнений в спортивной гимнастике.

Содержание

Описание

Опорные прыжки входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по опорному прыжку, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.

При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это может быть гимнастический конь или специальный снаряд). В ходе прыжка спортсмен совершает дополнительные акробатические элементы в воздухе (сальто, пируэты, вращения и др.). Выступление оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. Особое внимание уделяется качеству приземления, падение при приземлении или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению итоговой оценки.

По правилам ФИС — Федерации гимнастики — высота снаряда — 135 см от поверхности пола. Приблизительная длина дорожки разбега — 25 метров, ширина — 1 метр. Высота пружинящего мостика — 20 см.

В соревнованиях командного первенства и многоборья гимнасты исполняют один прыжок. Если гимнаст рассчитывает на попадание в Финал по опорному прыжку — он должен показать в квалификации два прыжка из различных структурных групп. Финал в отдельном виде — Опорном прыжке, также требует от гимнаста выполнения двух разных прыжков. Суммарная оценка гимнаста — полусумма первого и второго прыжка.

Прыжки можно поделить на прыжки лётом (без переворота через голову) и прыжки с переворотов. Любой переворот — это вращение в воздухе на 180 градусов. Соответственно, если к перевороту добавляется сальто, то получается поворот в воздухе на 540 градусов вокруг продольной оси. Все сальто, выполняемые после переворотов, будут полуторными.

То есть переворот — сальто, если рассматривать его от момента касания руками снаряда, до момента прихода ног на мат, будет полуторным (1,5 сальто). По аналогии переворот — двойное сальто, можно рассматривать как 2,5 сальто и т. д.

Важным элементом для совершения опорного прыжка является трамплин.

Структурные группы Опорных прыжков (мужчины)

I. Прыжки лётом

В данную структурную группу прыжков, входят прыжки без переворота через голову — прыжки лётом. В настоящее время эти прыжки практически исчезли, так как за них никто не берётся (слишком мала сложность в базовой оценке, хотя многие прыжки реально очень сложны в выполнении). Прыжки лётом могут как содержать поворот вокруг вертикальной оси, так и не содержать его.

Также интересен прыжок лётом с добавление контр-сальто назад. Данный тип прыжка так и не был внесён в официальные таблицы правил. Хотя подобные прыжки могли разнообразить комбинации гимнастов и предложить новые пути эволюции лётовых прыжков

II. Прыжки вперёд с поворотом на 360 в первой фазе полёта

Также группа прыжков, давно неиспользуемая, на международных соревнованиях. Координационно сложные прыжки, но опять таки имеющие достаточно низкие базовые оценки, чтобы гимнаст брался за их выполнение.

III. Прыжки переворотом вперёд и Ямасита

Распространённый тип прыжков — с переворота вперёд. По физической нагрузке самые сложные из прыжков (из 3-5 групп). Поэтому базовая оценка этих прыжков, при выполнении одного и того же сальто, больше чем в остальных группах.

Куэрво — это прыжки переворот вперёд с поворотом на 180 во второй фазе и последующим сальто назад.

IV. Прыжки с рондата (Цукахара и Касамацу)

Прыжки Цукахара — в первой фазе полёта исполняется колесо с поворотом на 90 градусов (рондат) с последующим сальто назад.

Прыжки Касамацу — это прыжки с рондата с поворотом на 180 во второй фазе полёта и последующим сальто вперёд.

Прыжки объединены в одну структурную группу, так как достаточно сложно отличить прыжки типа Цукахара — пируэт назад и Касамацу — полпируэта вперёд. Для устранения спорных ситуаций в судействе, подобные прыжки объединены в одну ячейку таблиц Правил.

V. Прыжки с рондата — фляка (Юрченко)

Этот тип прыжков отличается от всех предыдущих тем, что гимнаст наскакивает на мостик не обычным прыжком, а предварительно выполнив рондат, соответственно на снаряд выполняется фляк и далее во второй фазе полёта какое-нибудь сальто.

Структурные группы Опорных прыжков (женщины)

I. Прыжки без исполнения сальто(перевороты вперёд, Ямасита, с рондата) с, или без вращения вокруг продольной оси в первой или второй фазе полёта

В отличие от мужчин, в первую структурную группу прыжков у женщин, входят все типы несальтовых прыжков. То есть помимо лётов, сюда включены все типы переворотов (назад, вперёд, боком). У мужчин же первая группа включала только прыжки лётом, а перевороты были распределены по остальным структурным группам.

II. Прыжки вперёд с (или без) поворотом на 360 в первой фазе полёта — сальто вперёд во второй фазе полёта

Эта группа прыжков объединяет мужские вторую и третьи группы. Наиболее известные первооткрывательницы этих прыжков — это Ольга Корбут и Елена Давыдова. Они виртуозно выполняли в первой части пируэт, а вторая часть была переворот на 360 и сальто вперёд соответственно.

III. Прыжки с рондата в первой фазе полёта — сальто во второй фазе полёта (Цукахара)

Аналогична четвёртой группе у мужчин, за исключением того, что вторая фаза полёта должна быть обязательно сальто (простой рондат не считается, так как относится к первой группе).

IV. Прыжки Юрченко с (или без) поворотом на 360 в первой фазе полёта

V. Прыжки Юрченко с поворотом на 180 в первой фазе полёта

Популярные прыжки. Так как базовая оценка их достаточна высока, а методики изучения хорошо известны. Требует хорошего умения выполнять сложные сальто вперёд.

Эволюция вида

1930-1950-е гг

1960-е гг

Считается, что первым исполнителем прыжка переворот вперёд — сальто вперёд в группировке или полуторного сальто вперёд с рук на ноги, был советский гимнаст А.Азнавурян в 1962 г. Но на широкую арену этот прыжок вышел значительно позже — в 70-х годах. Этот прыжок совершил революцию в теории и практике прыжков. Так как потребовал совершенного новой техники отхода от снаряда и крутки. Потребовалась смена поколения гимнастов, чтобы освоить это сложное движение, ставшее родоначальником большого семейства прыжков по сальто вперёд. Но если рассматривать прыжки 60-х годов, то гимнасты в основном исполняют перевороты вперёд с усложняющими поворотами на 360 и 540 градусов.

К концу 60-х годов гимнасты всё больше углубляются к освоению технически более простого прыжка — переворот боком с поворотом на 90 (рондат) и сальто назад в группировке. Впервые такой прыжок был исполнен советским гимнастом А.Углевым, но на международных соревнованиях он впервые показан японцем Мицуо Цукахарой в 1970 г. Его имя и носит до сих пор.

1970-е гг

Если эволюция прыжков в 60-х была крайне вялой, но тем не менее, именно в конце 60-х был заложен фундамент для следующих поколений. Именно в 60-х показаны определяющие прыжки своих направлений — переворот-сальто вперёд и рондат-сальто назад. В 70-х эта идея продолжена советским гимнастом А.Катковым. Он исполняет оригинальный прыжок переворот боком и сальто боком. Но впоследствии почему-то боковые сальто не получили широкого продолжения и были забыты.

К 1976 году гимнасты переходят от Цукахары в группировке к Цукахаре прогнувшись . А переворот вперёд — сальто вперёд в группировке усложняется поворотом на 180 или выполняется в положении согнувшись с и без поворота.

И наконец в 1979 году кубинский гимнаст Хорхе Роче показывает рекордный прыжок — переворот вперёд и двойное сальто вперёд в группировке. Это прыжок был единичным но уже показывающим, что потенциал гимнастов на этом снаряде далеко не исчерпан. Хотя в массах на конец 70-х годов гимнасты в основном исполняют по два прыжка — один с переворота вперёд и сальто вперёд в группировке или согнувшись с поворотом на 180, и второй либо Цукахара прогнувшись, либо Касамацу в группировке.

Гимнастки к 1972 году по прежнему исполняют прыжки Ямасита, а вот к 1974 переходят по примеру мужчин к прыжкам переворот вперёд с поворотом пока на 360 градусов. Если большинство гимнасток исполняет поворот во второй части прыжка то советские гимнастки, а в частности Ольга Корбут, показывают поворот в первой части прыжка, то есть в наскоке. В 1976 году Ольга Корбут ещё усложняет прыжок и выполняет поворот на 360 как в первой, так и во второй фазе прыжка.

Но как выяснилось, гимнастки не сильно отстали в прогрессе прыжков от мужчин и 1974 году Людмила Турищива показывает прыжок Цукахары в группировке, а в 1976 году Нелли Ким усложняет его, добавив поворот на 360 градусов. Что показательно, Ким исполнила именно прыжок Цукахары, а не Касамацу. Это во многом обусловлено тем, что конь, через которого прыгают гимнастки, расположен вдоль, а не поперёк и нет возможности исполнить наскок переворот боком.

К концу 70-х годов гимнастки в массах исполняют по два прыжка разной структуры: переворот вперёд с поворотом на 360 в первой и во второй фазе полёта, а также Цукахара согнувшись. В 1980-м году советская гимнастка Елена Давыдова значительно усложняет прыжок Корбут и преобразует его в прыжок Давыдовой, а именно переворот вперёд с поворотом на 360 в первой фазе полёта и сальто вперёд в группировке во второй. Прыжки этого сложного типа так и остались невостребованными в будущем, хотя потенциал их далеко не исчерпан. Также гимнастки берутся и за выполнения мужского прыжка переворот вперёд — сальто вперёд в группировке с поворотом на 180.

1980-е гг

Отдельно стоит отметить оригинальный и супер-сложный тип прыжков — прыжки с 1,5 сальто в первой фазе. Действительно ряд смелых гимнастов исполняли наскок на коня полуторным сальто вперёд или полуторным твистом вперёд и полпереворота вперёд во второй фазе. Позже такие прыжки были признаны сверх-травмоопасными и запрещены к применению.

А вот прыжки по сальто назад сильно развивались и прогрессировали. К примеру, на чемпионате мира 1983 года Артур Акопян демонстрирует прыжок Цукахары прямым телом с двумя пируэтами, а если быть точным, то Касамацу с пируэтом. Этот прыжок будет активно осваиваться и другими гимнастами, а концу 80-х станет самым массовым прыжком у гимнастов. Также интересен опыт чемпионата мира 1985 года, когда гимнастам предложили исполнить прыжки Цукахары с отталкиванием от коня одной рукой. После этого данные прыжки также перешли в ряд запрещённых и были исключены из правил.

Но как это не удивительно, а ведь в 80-е годы именно женщины совершили огромный качественный прорыв в развитии прыжков. И в след за гимнастками, такой тип прыжков стали осваивать и мужчины. Первой гимнасткой, которая подарила миру прыжки с рондатовым наскоком на мост, а затем фляком на коня стала советская гимнастка Наталья Юрченко. Уже в 1983 году она исполняет рондат — фляк — сальто назад в группировке с поворотом на 360. А к концу 80-х этот прыжок стал в массах исполняться прямым телом.

1990-е гг

90-е годы можно назвать расцветом сложности в опорных прыжках как у мужчин так и у женщин.

Мужчины осваивают прыжки всех структурных групп. К примеру, в прыжках по сальто вперёд, прыжок Роче встречается уже не редкою апогеем становится Олимпиада 2000-го года, когда этот прыжок исполняют сразу несколько гимнастов. А румынский гимнаст Мариан Драгулеску ещё усложняет этот прыжок, добавив во втором сальто поворот на 180 градусов. Достигают большого прогресса гимнасты и в исполнении пируэтов вперёд. Полуторный пируэт вперёд прямым телом — это основной массовый прыжок данной структурной группы. Но некоторые гимнасты выполняли и даже двойной пируэт вперёд. А в самом конце 90-х корейский гимнаст Хонг Чул Ео выполняет рекордный прыжок в 2,5 пируэта вперёд.

С середины 90-х годов мужчины начинают осваивать новый прогрессивный тип прыжков, которые возникли на основе прыжков Юрченко, но с вращением по сальто вперёд. Одним из первопроходцев такого типа прыжков стал российский гимнаст Алексей Немов. Прыжки типа рондат — фляк с поворотом на 180 и сальто вперёд сложен и перспективен, так как сохраняет импульс наскока и отлично преобразует его в амплитуда сальто вперёд второй фазы полёта. Наиболее популярным прыжком данного типа к концу 90-х станет 1,5 пируэта вперёд прямым телом.

Прыжки по заднему сальто также активно развиваются и гимнасты отлично обучаются сложным прыжкам как по пируэтому вращению, так и по двойному сальто. Первопроходцами двойного сальто назад стали Хонг Чул Ео с рондата и Мелиссанидис с рондата — фляка. Более того, двойное сальто назад выполняется не только в группировке и, но и согнувшись. Пируэты назад были не столько популярны в этот временной отрезок, но нельзя не заметить появления 2,5 пируэтов назад.

Женская гимнастика также активно развивалась. Гимнастки в основном исполняют прыжки Юрченко и очень скоро осваивают прыжок в два пируэта, а в конце 90-х Симона Аманар показывает прыжок в 2,5 пируэта назад. Сальто вперёд, Цукахара и прыжки Немова и Щербо — редкость. Но и в них гимнастки достигают своих высот. Особенно показателен пример Елены Замолодчиковой, которая в конце 90-х выполняла первоклассный прыжок Цукахары с двумя пируэтами. Светлана Хоркина впервые показывает сложнейший вариант прыжка рондат — фляк с поворотом на 180 и сальто вперёд в группировке с поворотом на 540 градусов. На фоне остальных гимнасток этот элемент смотрится просто невероятным. Но самый сложный прыжок в женской гимнастике был исполнен в 1999 году Еленой Продуновой. Она сумела показать рекордный прыжок переворот вперёд — двойное сальто вперёд в группировке. До сих пор этот прыжок никем не повторён на международных соревнованиях.

2000—2010е гг

Гимнастки в основном прыгают прыжок Юрченко с двумя пируэтами, в исполнении которого достигают высочайшего мастерства. Второй прыжок гимнасток различен. Кто то предпочитает рондат — фляк с поворотом на 180 — сальто вперёд прогнувшись с поворотом на 180 или Цукахару с 1,5 пируэтами, а в редких случаях и с двумя пируэтами. Но ряд гимнасток рискует и исполняет более сложные прыжки. Например, победительница финала в опорном прыжке Олимпиады 2004 Моника Рошу выполнила прыжок Юрченко 2,5 пируэта назад, который смотрелся как вспышка на фоне тёмного неба. Или корейская гимнастка Канг Юн Ми исполняет прыжок Щербо, а Оксана Чусовитина практикует столь редкую группу прыжков с переворота вперёд и прыгает пируэт вперёд, а чуть позже и полуторный пируэт вперёд.

С 2006-го года Правила проведения соревнований изменяются и гимнасты, и гимнастки должны обязательно исполнять прыжка с различной второй фазой. Также сильно изменяется подход к начислению сложности за прыжки. Теперь разница между простыми и сложными и прыжками значительно увеличивается. Если раньше 2.5 пируэта назад и прыжок Драгулеску у мужчин отличались на 0,1 в сложности, то теперь разница составляет уже 0,4. У женщин и того больше. Ведь гимнастки в плане опорных прыжков фактически остановились в развитии и дальше Юрченко 2 пируэта развиваться не хотели. Новые же правила разграничили 2 пируэта, 2,5 пируэта и три пируэта в 0,7 друг от друга. И это привело к значительному прогрессу в сложности исполняемых прыжков. Например, к концу 2010-го года прыжок Юрченко 2,5 пируэта назад (Аманар) стал уже нормой и освоен большим количеством гимнасток. Также следует отметить китайскую спортсменку Чэн Фэй, которая прославилась не только благодаря отличному исполнению прыжка Аманар, но и своего собственного прыжка рондат — фляк с поворотом на 180 и 1,5 пируэта вперёд прогнувшись. Но тем не менее, прыжки Продуновой или Юрченко три винта остаются пока невостребованными.

У мужчин прыжок типа Драгулеску, Касамацу с двумя пируэтами или Цукахара двойное сальто назад согнувшись стали просто обязательными, чтобы выиграть финал на прыжке. Это ещё один серьёзный прогрессивный шаг в развитии гимнастики. Кроме того заметим, что многие лучшие гимнасты в отличной степени владеют двумя такими прыжками Более того, корейский гимнаст Ри Сё Гванг выполняет два уникальных прыжка — переворот вперёд — двойное сальто вперёд согнувшись с поворотом на 180 и супер-новинку Цукахару двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360.

Развитие прыжков продолжается и оно прогрессивно. Можно только предположить, что в будущем мы должны стать свидетелями четвертного пируэта или 3,5 сальто.

Читайте также: