Почему если применять штихель для подрезки торцов детали можно уменьшить расход древесины кратко

Обновлено: 16.05.2024

Изготовление штихеля простейшей конструкции доступно домашнему мастеру, владеющему слесарными навыками. Для этого за основу берут:

  • напильник или надфиль;
  • рессорный лист;
  • часть обоймы подшипника.

Главное, чтобы сталь была высокопрочной и упругой. Прочность необходима для того, чтобы штихель успешно резал металл заготовки, долго не тупился и держал заданную форму заточки. Упругость позволит инструменту не сломаться под нагрузкой.

Более качественный резец можно получить методом ковки, но для этого следует иметь хорошие кузнечные навыки и располагать кузницей. Штихель из надфиля будет заметно уступать кованому и по прочности, и по гибкости.

Прежде, чем начинать пилить и ковать металл, следует построить чертеж инструмента. Потребуется не только масштабное изображение самого резца, но и чертеж ручки.



Как выковать штихель

Начинающие граверы обходятся покупными штихелями или переделанными из напильников. Зрелые мастера часто чувствуют потребность в надежном кованом резце.

Самостоятельное изготовление кованого штихеля требует владения кузнечными навыками на среднем уровне. Инструкция, как сделать штихель методом горячей ковки, приведена ниже.


Ковка разбивается на следующие основные этапы:

  • ковка заготовки;
  • закаливание;
  • окончательная обработка и доводка.

Во время ковки необходимо постоянно следить за температурой детали. Она определяется пирометром или традиционным методом- по цвету накала. В начале процесса деталь должна быть светло- желтой, на последних операциях-светло-красной.

Хорошо прогретую заготовку нужно клещами выхватить из горна и уложить на наковальню. Легкими частыми ударами сбивается окалина. Чтобы получить прямоугольник, применяется техника поперечной протяжки. Для формирования треугольной формы детали- ее протягивают продольно на краю наковальни, повернув под необходимым углом. Сходным приемом выполняется протяжка и для трапецеидальной формы сечения.

Более сложным образом кузнец добивается ромбообразного сечения. Сначала проводится протяжка на острие в одну сторону, затем изделие переворачивается и протягивается в обратную сторону. Часть детали при этом придется отрубить.

Следующая операция- протяжка хвостовой части резца. ее нужно дополнительно прокалить и протянуть до образования пирамидального хвостика.

Можно переходить к следующему этапу – закалке. Закаливание углеродистых сплавов проводят в следующей последовательности:

  • нагреть изделие до 805 ±15 °С;
  • быстро опустить в холодную воду;
  • проверить степень закалки надфилем: если он скользит по металлу, не образуя стружки, то нужная твердость достигнуть;
  • при образовании стружки закалку следует провести повторно.

И завершающий этап — мехобработка. На абразивном круге штихелю придается окончательная форма. Здесь же затачивают лезвие до требуемой остроты. Окончательная доводка выполняется на мелкозернистом круге.

Штихели

В этой теме обсуждается самый основной инструмент-ШТИХЕЛЬ.Штихели бывают как ручными,так и механическими(приводимые в действие сжатым воздухом или электроприводом).

Краткий обзор штихелей:

Основной инструмент при гравировании – штихель, является стальным резцом, вставленным в деревянную ручку. Штихели бывают нескольких видов и различаются по форме клинка и поперечного сечения. Режущая часть штихеля имеет типичную форму клина, снимающего стружку с поверхности металла поступательным движением. Большое значение имеет угол заточки штихеля, который должен быть 45 градусов, при этом резец будет резать металл легко и на нужную глубину. Если угол заточки будет перемещаться рывками, а при большем угле заточки – скользить по металлу. Рабочая часть резца должна быть обработана шлифованием.

Основные виды штихелей, применяемых при гравировании ювелирных изделий, следующие: прорезной, вырезной, радиусный, плоский, растровый и т.д.

Прорезной штихель (мессерштихель) в поперечном сечении имеет клиновидную форму с острой слегка закругленной режущей кромкой. Радиус закругления 0,1-0,2 мм. Этот вид штихелей имеет шесть размеров и применяется для вырезания волосных линий большой глубины.

Вырезной штихель (шпицштихель) отличается от прорезного тем, что боковые стенки в поперечном сечении имеют небольшую выпуклость. Этот вид штихеля наиболее распространен, он имеет 2 различных размеров.

Радиусный штихель (боллштихель) имеет в сечении клиновидную форму. Режущая кромка выполнена по радиусу от 0,3 до 1,5 мм. Используется для штифтовых надписей и чистовой обработки поверхности изделия. Имеет 20 различных размеров.

Плоский штихель (флахштихель) имеет плоскую режущую кромку шириной 0,2-3 мм. Применяется для получения широких плоских углублений, а также для чистовой обработки ювелирных изделий. Имеет 20 различных размеров.

Растровый штихель (рунд) имеет плоскую режущую кромку с несколькими зубьями, вследствие чего на поверхности можно сразу получить несколько параллельных углублений. Шаг зубьев 0,1-0,3 мм. Имеет 7 различных размеров.

При гравировании плоских изделий применяется специальная кожаная гравировальная подушечка. Часто при гравировании изделия закрепляются в граверную колоду.

При обронном гравировании, как правило, с поверхности снимается большая масса металла. Поэтому, кроме штихелей, применяются гравировальные зубила, так как рубить металл значительно легче и быстрее, чем резать его штихелем. Кроме штихелей и зубил при обронном гравировании применяются керны (для разметки поверхности), сечки (плоские зубила различной ширины с заточкой на одну сторону, чеканы (стальные стержни для выравнивания фона и набивки фактуры).

Назначение штихеля

Для гравировки мастеру требуется комплект штихелей по металлу разной формы для гравировки различных элементов изображения. Самые распространенные- это:

  • шпиц — это резец в форме клина с уклоном от 30 до 40°, применяется для оформления контура изображения и четких элементов большой глубины;
  • мессер – напоминает нож, уклон клина от 15 до 30°, им выполняют тонкие детали;
  • флах — похож на лезвие стамески шириной 0,15-6 мм, им выбирают впадины в рисунке;
  • бол — округлое острие радиусом 0,2-0,6 мм, с его помощью выбирают полукруглые впадины, из которых формируют текстовые элементы рисунка;
  • граб — ромбовидное сечение, им выбирают крупные элементы на вогнутых элементах;
  • фассет — трапециевидное сечение с углом заточки лезвия от 50 до 115°, применяется для формирования изображений высокой сложности;
  • шатир — лезвие имеет зубчатую форму с расстоянием между зубцами от 0,1 до 0,5 мм, его применяют для получения нескольких параллельных штрихов.


Штихеля для резьбы по металлу другой формы используются редко, при реставрационных работах и при выполнении особо сложных изображений.

Почему если применять штихель для подрезки

Домовая резьба-М.: Нива Росси совместно с , 1993-352 с.

2. Ветошкин Ю.И., Старцев В.М., Задимидько В.Т.

Деревянные художества: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т. 2012.

После заточки флахштихеля его кончик заполировывается. Успех выполнения этой опе­рации напрямую связан со способностью штихеля производить глянцевую подрезку металла, окружающего бриллиант. В иде­але, этот металл должен быть прорезан под наклоном, рез дол­жен быть плоским, ровным и блестеть, как зеркало, подчеркивая очарование бриллианта. Существует много способов полировки кончика штихеля, сюда входят полировальная бумага, твердый тонкий оселок и идеально выровненная закаленная стальная пла­стина. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки, и ни один из них не бесспорен. Однако мастер должен овладеть, по меньшей мере, одним из этих способов для того, чтобы быть в состоянии завершить большинство из существующих процедур корнеровой закрепки. Для глянцевой подрезки отполированным должен быть лишь отрезок кончика штихеля в 0,25 мм. Другой фактор, который нельзя упускать из вида — необходимость сохра­нения острой и прямолинейной режущей кромки.

Использование полировальной бумаги — один из наиболее распространенных способов полировки кончика флахштихеля. Полировальная бумага, предпочтительно зернистости 4/0, поме­щается на стекло или другую ровную поверхность, чтобы умень­шить вероятность скругления кончика штихеля. Штихелем про­тягивают по ней примерно 4 см, держа его почти параллельно поверхности рукояткой в направлении движения. Эту операцию следует проделать 2-3 раза; главное — не перестараться. Чрез­мерное усердие при полировке приведет к затуплению режущей кромки. Одно из преимуществ использования полировальной бу­маги — то, что никаких особых навыков не требуется. Недостаток этого метода в том, что всегда есть опасность скруглить кончик штихеля, что приведет к не совсем плоской в той или иной степе­ни поверхности.

Гравировка штихелем по металлическим поверхностям

Штихельная гравировка по металлу требует от гравера верного глаза, твердой руки и художественного вкуса, но прежде всего- терпения и усидчивости. Необходимо также определиться с материалом для заготовок. Медные и латунные больше подходят для начинающего мастера. Более опытные граверы работают и по другим цветным металлам, и по мягким стальным сплавам, используя специфические способы гравировки и усовершенствованный инструмент.

Все, что необходимо для гравировки из инструмента и оборудования- это рабочий стол и набор штихелей. На первом этапе освоения технологии ручной гравировки рекомендуется добиться устойчивого качества прямых и извилистых штрихов. Когда они стали получаться уверенно, можно перейти к более сложным элементам изображения.

Перед началом нанесения гравировки на заготовку мастер традиционно проверяет остроту заточки штихеля, проводя по кончику ногтя. Если полоску удается срезать без усилия и нажима- острота достаточная. Ручка зажимается в рабочей руке, большой и указательный пальцы охватывают резец в 10-20 мм от острия.


Лезвие упирают в поверхность заготовки под углом 35-45°, далее угол резко уменьшают до 5-10°, при этом кусочек металла вырезается из заготовки и формируется штрих. Для начинающих не рекомендуется ограничить их длину 3-4 мм. С приобретением опыта начнут получаться и более длинные.

Правила и основные приемы работы гравера со штихелем

Во время работы штихель держат в правой руке, при этом его рукоятка упирается в ладонь. Большой и указательный палец держат полотно штихеля на расстоянии в 15-20 мм от лобовой грани. Остальными пальцами поддерживают штихель — его полотно, ручку сбоку и низ. Локоть находится в подвешенном состоянии, а рука опирается только на большой палец, скользящий по поверхности, на которую наносится гравировка. Он также выступает своеобразным тормозом, то есть предотвращает проскальзывание штихеля вперед. Указательным пальцем регулируется сила надавливания на ребро штихеля, а также направляет его. В самом начале гравировки, пальцы располагают так, чтобы в указательный палец левой руки упирался большой палец правой. Лобовая грань штихеля должна проходить между пальцами. Такое расположение помогает граверам избежать соскальзывания штихеля и защититься от ранения левой руки.

Штихель вводят в металл под углом в 40 градусов к гравируемой плоскости. После этого ручку опускают вниз, приблизительно до угла в 5-10 градусов, и начинают процесс гравирования. Штихель ведется проталкиванием вперед по прямой линии в направлении справа налево.

Поворачивать штихель можно только в небольших пределах, во время гравирования закруглений или кривых линий. При поворотах и изгибах в соответствии с рисунком левая рука поворачивает гравируемую плоскость, которая закреплена в тисках. При этом направление должно быть навстречу движения штихеля.

Штихель следует тщательно и правильно затачивать перед работой. Угол заточки штихеля тем острее, чем мягче материал, на который наносится гравировка. Для мягких металлов угол составляет 45 градусов. При обработке стальных поверхностей его величина достигает 60-65 градусов. Тупой штихель не допускается к работе. Он может соскальзывать, портить всю проделанную работу, а также есть шанс поранить штихелем руку.

При ручном гравировании опыта лучше набираться с использованием больштихеля. Гравер обычно проталкивает инструмент вперед, а канавка тянется за полотном блестящей лентой. Чтобы добиться чистоты среза и так резать металл нужно много учиться.

Самая простая и безопасная техника, когда штихель ведется по полотну, движущемуся зигзагообразно со стороны в сторону. Такой способ предполагает лучшее удерживание штихеля, как это бывает при резьбе по линолеуму или дереву, то есть инструмент обхватывается пальцами с боков, а указательный надавливает на верхнюю грань штихеля.

Когда гравировка длинных линий проводится на металле, то для удобства и безопасности процесса используют латунную пластинку, которую кладут под штихель. Такая подкладка позволяет штихелю работать как рычаг. При этом о подкладку опираются большой палец правой руки и нижняя грань полотна, а средний и указательный пальцы удерживают латунную пластинку на гравируемой поверхности. Штихель направляю к обрабатываемой поверхности под углом в 70 градусов. У опорной подкладки с одной стороны находится скос. Боковые грани, разные по высоте, дают возможность в ходе работы выбрать лучшую для гравирования опору.

Ручное гравирование имеет свои особенности при снятии большого количества металла и оконтурирования выступающего пуансона рабочих частей знаков, букв и прочего. В правой руке зажимается инструмент и с его помощью совершаются пружинящие движения, при этом штихель проталкивается вперед. Большой палец опирается на край заготовки и место, находящееся чуть ниже гравируемой площадки. Нижняя грань полотна штихеля должна без проблем скользить по поверхности на удобном для гравера уровне. Штихель проталкивается вперед небольшими участками, чтобы избежать срывы и соблюсти точность рисунка.

Штихель выполняет прорезы в металле на глубину 0,1-0,2 мм. В процессе нужно следить за состоянием режущей кромки штихеля.

опубликовал Engineer | | опубликовать свою технику

Виды штихелей

Кроме традиционного, ручного инструмента, в последнее время все большее распространение получают механизированные резцы. Форма лезвия у них точно такая же, как и у ручного, но нажим на резец осуществляется за счет механического привода. В зависимости от типа привода различают следующие виды штихелей:

Электромеханический штихель можно купить, а можно сделать своими руками. Это потребует серьезных навыков в электротехнике и конструировании.

Гораздо проще конструкция и технология изготовления пневмоштихеля по металлу. Для его сборки достаточно выточить (или подобрать подходящий) цилиндр и поршень, который под воздействием подаваемого через патрубок сжатого воздуха будет ударять по хвостовику штихеля.

Общая технология

Техника выполнения бывает ручная и механическая (используется различное оборудование).

Также она подразделяется на штриховую и обронную:

  1. Техника штриховой гравировки выполняется нанесением контурных линий и штрихов на предмет. Резьба по металлу не глубокая, затрагивает только поверхность предмета;
  2. Обронная, иначе ее называют трехмерной, механическая глубокая техника позволяет добиться объемного рисунка. См. фото.

Резцовая гравировка выполняется специальным инструментом – штихелем.

Если задаться вопросом, как сделать ее самому и где приобрести эти инструменты, то ответ прост: данный инструмент продается в тех же магазинах, где можно найти различные художественные принадлежности.

Тончайшие линии делаются мессер-штихелем. Если понадобится сделать параллельные линии, то делаются они реп-штихелем.


Для выполнения качественных работ данный инструмент необходимо заточить, для этого используют мелкозернистый брусок, который предварительно смачивают водой, можно маслом.

Ручная обработка мелких предметов в домашних условиях предполагает наличие специальной подушки, ее легко можно сделать своими руками: берутся два куска материи одинаковых размеров (круглые или квадратные), сшиваются между собой по краю, отступив от него немного, но необходимо оставить небольшой промежуток для того, чтобы можно было засыпать внутрь песок.

Подготовленная форма выворачивается, засыпается просушенный песок, оставшееся отверстие зашивается.

Инструмент для гравирования в виде подушки готов.

Как правильно держать инструмент в руке?

Делать это нужно так, словно вы держите обычную шариковую ручку: указательный палец должен находиться сверху клинка (так называется металлическая часть резца), а большой – придерживает его сбоку.

Работы необходимо выполнять от себя.

В случае, когда нужно изменить направление рисунка, разворачивают подушку с предметом, на котором выполняется нанесение элемента, но не меняют направление движения руки.

Что еще полезно знать о резцах?


Для выполнения гравировки своими руками в домашних условиях сначала желательно потренироваться, чтобы резьба в итоге получилась красивой.

ВАЖНО ЗНАТЬ: Затачиваем сверло по металлу правильно

Лучше приобрести набор инструментов: квадратным сечением резцов лучше наносить закругленные линии, круглым сечением лучше делать прямые линии.

При работе очень часто появляются заусенцы, избежать которые не получится, но убрать их можно при помощи шабера.

Шабер можно сделать самому. Для этого потребуется напильник, с граней которого нужно сточить насечку.

Перед нанесением поверхность необходимо зачистить мелкой наждачкой и отполировать. Для полировки используется специальная полировочная паста.

Паста легко заменяется окисью хрома (масляная краска). Поверхность предмета необходимо тщательно и энергично растереть. Паста растирается кожаным толстым кусочком.

Почему, если применять штихель для подрезки торцов детали, можно уменьшить расход древесины?

СРОЧНО НУЖЕН ОТВЕТ.


Штихель позволяет уменьшить длину крайних отрезаемых участков заготовки и сэкономить расход древесины.


Дерево с коричневой древесиной из которой получают ценный шпон для облицовки мебели?

Дерево с коричневой древесиной из которой получают ценный шпон для облицовки мебели.

Дерево с мягкой древесиной белого цвета применяемое для изготовления спичек 4 буквы.

Дерево мелкослойная древесина которого применяется для изготовления музыкальных инструментов 3 буквы.


Почему в присоединяемой детали диаметр сквозного отверстия должен быть немного больше, чем диаметр самореза?

Почему в присоединяемой детали диаметр сквозного отверстия должен быть немного больше, чем диаметр самореза?


Какие предметы могут рубить или резать древесину кто больше перечеслит тому спасибо + лучший ответ начинаем?

Какие предметы могут рубить или резать древесину кто больше перечеслит тому спасибо + лучший ответ начинаем.


Почему перед тем, как сшить две какие - то детали, их прошивают намёточным швом?

Почему перед тем, как сшить две какие - то детали, их прошивают намёточным швом?


Почему для контурной резьбы не используются хвойные породы древесины?

Почему для контурной резьбы не используются хвойные породы древесины?


Почему шурупов и саморезов нельзя забивать в древесину молотком?

Почему шурупов и саморезов нельзя забивать в древесину молотком.


1. как определить плотность древесины 2?

1. как определить плотность древесины 2.

Как вы думаете , почему у свежеспиленного дерева очень высокая влажность древесины 3.

Каким образом определяют влажность древесины 4.

С какой целью сушат древесину 5.

Чем отличается упругость от её прочности.


Почему для обработки вогнутых срезов нужно применять косую бейку?

Почему для обработки вогнутых срезов нужно применять косую бейку?

Если можно кратко).


Чем отличаются сборочный чертеж детали из древесины и из металла?

Чем отличаются сборочный чертеж детали из древесины и из металла?


Почему свилеватость затрудняет обработку древесины срочно?

Почему свилеватость затрудняет обработку древесины срочно!


Б) Вдохновение Г) Перенос На бумагу Е) Духовное обогощение Только это не точно Я предположил.


Дизайнер интерьера в идеале должен обладатьобразованием – существует множество колледжей, училищ и даже ВУЗов, где обучают дизайнеров. Однако этот критерий не самый главный – дизайнер без образования может быть очень хорошим, а с образованием – сове..


2 планшет 3 циркуль 4дворник 9 математика 10 ткань 11 авто.


Аспидистра у меня есть такой вазон я знаю как он називаеться.


К натуральной группе.


Профессия фотограф. Фотограф — это человек, который с помощью фотоаппарата запечатлевает те или иные события, людей и объекты. Несмотря на некоторые различия в деятельности работодателей, должностные обязанности фотографа отличаются не очень сильно..


Чугу́н — сплав железа с углеродом (и другими элементами). Содержание углерода в чугуне не менее 2, 14 % (точка предельной растворимости углерода в аустените на диаграмме состояний), сплавы с содержанием углерода менее 2, 14 % называются сталью. Угл..


Попробуй сделать дворик ограждённой соломой (заборчик из соломы) и из разных природных материалов каких - нибудь животных, или даже из пластилина. Соломенный бычок, корова и т. Д.


1) Микроорганизмы — собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер — менее 0, 1 мм). На пищевые продукты ничего хорошего они не оказывают, а только наобо..


В одном случае это появление совершенно новых девайсов, а второй это эвалюция в производстве! Вот и всё.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Тема: Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины.

ЗАДАНИЕ: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ И ЗАПИШИТЕ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ОТВЕТЫ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

  1. Чем фасонная поверхность отличается от цилиндрической?

2. В каком случае при изготовлении деревянных шаров применяют специальную радиусную стамеску?

3. Почему, если применять штихель для подрезки торцов детали, можно уменьшить расход древесины?

4. Как выполняют отделку деталей, изготовленных из разных пород древесины?

Деталь имеет фасонную поверхность, когда в детали цилиндрические поверхности сочетаются с коническими, криволинейными или сферическими поверхностями, имеются канавки, уступы и т.д.

Для обработки фасонных наружных поверхностей применяют обтачивание, подрезание и закругление торцов, прорезания канавок, а для внутренних – сверление, растачивание, подрезание фасок и внутренних торцов.

Точат только сухую древесину (влажностью 9-15 %). У непросушенной древесины, поверхность будет ворсистой, а у пересушенной – становится хрупкой.

Точение конусной поверхности ведут от большого диаметра к меньшему. Черновое точение выполняют полукруглой стамеской. Причем первый проход можно выполнять центральной частью ее желобка, а последующие – боковой частью лезвия: участком режущей кромки, наклоненным под углом 15-20° к оси вращения заготовки в сторону вершины конуса (в сторону подачи стамески). После 2-3 минут работы следует проверить надежность закрепления заготовки и поджать ее центром задней бабки (рис. 27, а).

Стамеску следует продвигать плавно, без остановок и рывков. Для чистовой обработки оставляют припуск 3-4 мм на диаметр.

Чистовое точение выполняют косой стамеской, осторожно касаясь заготовки серединой ее режущей кромки. При чистовом точении следует периодически измерять диаметры конуса кронциркулем или штангенциркулем (при небольших диаметрах), обращая особое внимание на участок при вершине конуса.

После чистовой обработки конуса подрезают правый торец, а потом левый. Вначале косой стамеской, установленной острым углом вниз, делают неглубокую кольцевую канавку глубиной 2. 3 мм в том месте, где будет находиться торец. Затем переворачивают стамеску тупым углом вниз, ставят её па ребро и, отступив немного от канавки, срезают на конус концевую часть заготовки до торца. Эту операцию повторяют несколько раз, пока диаметр шейки не станет равным 10. 12 мм. Иногда для удобства подрезания левого горца стамеску правой рукой прижимают к подручнику (рис. 27, б), а левой рукой направляют. После подрезания торцов деталь снимают со станка и отрезают её концы ножовкой, а торцы зачищают.

2 четверть 2020-2021 учебный год. Задание №7 по ДО для 7-х классов 09.11.2020, изображение №1

2. Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности.

Для обработки вогнутой поверхности сначала обтачивают цилиндрическую заготовку диаметром, равным диаметру буртика. После этого делают разметку центра и краёв криволинейной поверхности. Затем полукруглой стамеской проводят черновое точение от центра к краям (рис. 28, а), постоянно контролируя наименьший диаметр заготовки с помощью кронциркуля.

Чистовое точение выполняют косой стамеской от краёв к центру. Для этого переставляют подручник под углом к оси заготовки вдоль обрабатываемой поверхности. Причём станок периодически останавливают и контролируют форму поверхности с помощью шаблона (рис. 28, б). Шаблон изготовляют из твёрдого картона, листовой пластмассы или жести. Шаблон

прикладывают к заготовке и карандашом помечают места его соприкосновения с заготовкой. Затем при последующей обработке эти места срезают стамеской.

Для подрезания торцов и проточки канавок часто применяют узкую стамеску — штихель, напоминающую узкое столярное долото (рис. 28, в). Это позволяет уменьшить длину крайних отрезаемых участков заготовки и сэкономить расход древесины. Для получения у прорезаемых канавок гладких стенок штихель затачивают так, чтобы его ширина от лезвия к рукоятке уменьшалась.

Получение выпуклой криволинейной поверхности также начинают с обточки цилиндра и разметки заготовки по длине. Косой стамеской подрезают горцы, примыкающие к криволинейной поверхности (рис. 29, а). Затем выполняют черновое и чистовое точение от центра к краям (рис. 29, б), периодически контролируя форму поверхности шаблоном (рис. 29, в).

2 четверть 2020-2021 учебный год. Задание №7 по ДО для 7-х классов 09.11.2020, изображение №2

3. Точение шаров и дисков.

Для изготовления шаров вытачивают цилиндрическую заготовку диаметром, равным диаметру шара плюс припуск 4. 5 мм на диаметр. Заготовку размечают по длине (рис. 30, а) и проводят черновое точение конусных поверхностей (рис. 30, б). Затем выполняют чистовую обработку сферы косой стамеской. Если необходимо изготовить большое количество одинаковых шаров, применяют специальную вогнутую стамеску с радиусом, равным радиусу шара (рис. 30, в). Форму шара периодически проверяют с помощью шаблона (рис. 30, г). После точения сферы шары зачищают шлифовальной шкуркой. Заготовку снимают со станка, отпиливают шейки (рис. 30, д) и зачищают места отреза напильником с мелкой насечкой до получения готового шара (рис. 30, е).

Чтобы получить диски со скруглёнными краями, сначала вытачивают цилиндрическую заготовку и размечают её по длине (рис. 31, а). Затем прорезают канавки (рис. 31, б) и после этого придают овальную форму краям диска косой стамеской. Если необходимо получить много одинаковых дисков, используют специальную радиусную стамеску (рис. 31, в). Контроль производят кронциркулем и шаблоном (рис. 31, г). Заготовку снимают со станка и разрезают ножовкой по шейкам (рис. 31, д), после чего зачищают торцы дисков (рис. 30, е).

2 четверть 2020-2021 учебный год. Задание №7 по ДО для 7-х классов 09.11.2020, изображение №3

4. Отделка изделий.

После того как изделие выточено и отполировано, выполняют его отделку. Для изделий из древесины, имеющей красивую текстуру, — дуба, клёна, кедра, сосны, красного дерева — применяют прозрачное лаковое покрытие. Изделия из древесины с невыразительной текстурой — липы, берёзы, ольхи, осины — украшают выжиганием, резьбой, расписывают красками.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ.

  1. Включать станок только с разрешения учителя.

2. Работать на станке можно только в спецодежде и защитных очках.

3. Работать только при опущенном защитном экране.

4. Не опираться на станок, не класть на него инструменты и заготовки.

Читайте также: