Кто из перечисленных ученых является представителем школы человеческих отношений

Обновлено: 05.07.2024

7. В теории управления эволюцию концепций менеджмента представляют такие управленческие школы как:

1. комплексного и маркетингового управления

2. научного управления и административная (классическая)

3. социально-этического управления

4. человеческих отношений и поведенческих наук

8. Назовите период, когда менеджмент выделился в самостоятельную область

1. на рубеже XIX и XX вв.

2. в середине XVIII века

3. в середине XX в.

4. в средине XIX века

5. в конце XX века

9. Сколько принципов управления организацией сформулировал французский предприниматель менеджер А.Файоль

11.Нобелевской премии за вклад в развитие теории принятия решений был удостоен …
1. В. Врум
2. Н. Винер
3. Г. Саймон
4. Г. Минцберг

12.Факторы, влияющие на процесс мотивации, разделил на гигиенические и мотивирующие …
1. Лайкерт
2. Гилбрет
3. Герцберг
4. МакКлеланд

14.К основным положениям школы научного управления можно отнести:

1. нормирование труда

2. научный подход к подбору и обучению персонала

3. усиление разработки социальных аспектов трудовых ресурсов

4. единство распорядительства

15.Основателем бюрократической доктрины в теории менеджмента был:

16.Свои исследования в рамках развития моделей человеческих отношений вели такие исследователи как:

17. Основоположник научной школы управления:

18. Основоположник административной (классической) школы управления:

19.Управленческие задачи с помощью экономико-математических методов и моделей решает:
1. школа научного управления
2. административная школа управления
3. школа науки управления
4. школа системного управления
5. школа эмпирического управления

20. Развитие школы науки управления позволило …
1. объяснить логику поведения работника в организации
2. использовать ЭВМ для решения ряда управленческих задач
3. признать важность ситуационных переменных
4. сократить непроизводительные затраты труда и времени

21. Контроль - это:

1. Вид управленческой деятельности по обеспечению выполнения определенных задач и достижения целей организации;

2. Вид человеческой деятельности;

3. Наблюдение за работой персонала организации;

4. Наблюдение за выполнением персоналом отдельных заданий;

5. Постоянная проверка того, как организация осуществляет свои цели и корректирует свои действия.

22. Контроль должен быть:

1. Объективным и гласным;

2. Гласным и действенным;

3. Объективным, деловым, эффективным, систематическим и гласным.

23. Под планированием понимают:

1. Вид деятельности;

2. Отделённый вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации;

3. Перспективу развития;

4. Состояние организации;

5. Интеграцию видов деятельности.

24. К средствам мотивации труда не относятся:

2. Проведение производственных совещаний;

3. Повышение квалификации персонала;

4. Обеспечение условий для самовыражения;

5. Объявление благодарности.

25. На уверенности в том, что за определенную выполненную работу человек получит вознаграждение основывается следующая теория мотивации:

26. Мотивация базируется на:

1. Потребностях и самовыражении;

2. Потребностях и вознаграждениях;

3. Вознаграждениях и удовлетворении отдельных людей;

4. Удовлетворении всех людей;

5. Самовыражении и вознаграждениях

27. Кто находится на вершине управленческой пирамиды?

1. Технические исполнители

3. Гл. специалисты

28. Верхним уровнем в пирамиде Маслоу было:

  1. Самоутверждение
  2. Стремление к контактам
  3. Самовыражение
  4. Физиологические потребности

29. Что не включает в себя функция планирования?

  1. Выбор целей и постановку задач планирования
  2. Материальное вознаграждение
  3. Определение стратегии
  4. Определение миссии

30. Делегирование полномочий можно определить как:

  1. Процесс, при котором руководители поручают часть своих прав людям, ответственным перед ним, тем самым, преумножая свою власть
  2. Способ побуждения людей для достижения поставленной цели
  3. Совокупность работников аппарата управления, которые находятся на одном управленческом уровне
  4. Разработка планов на перспективу

31. Что относится к организационно - производственным факторам:

1. размеры организации

2. функции управления

3. стратегия роста

4. характер выпускаемой продукции

5. стиль работы руководителя

  1. Сосредоточение, объединение чего-либо в одном центре, в одном месте, в одних руках, это:
  1. Структуры управления, в которых формальная, регламентированная сторона управленческой деятельности преобладает над содержательной творческой, это:

1. адаптивные структуры

2. бюрократические структуры

3. проектная структура

4. матричная структура

  1. Что относится к организационно - управленческим факторам:

1. ориентация на местный, национальный и мировой рынки

2. стратегия развития

3. система методов управления

4. размеры организации

5. характер выпускаемой продукции

  1. Основным принципом построения является вертикальная иерархия, т.е. соподчиненность звеньев управления снизу до верху:

1. линейная структура

2. функциональная структура

3. линейно-функциональная структура

4. программно-целевая структура

1. линейная структура

2. программно-целевая структура

3. дивизиональная структура

4. региональная структура

  1. Структура, предполагает создание специального органа по управлению разработкой и реализацией крупных программ:

1. линейно-функциональная структура

2. матричная структура

3. программно-целевая структура

4. региональная структура

5. продуктовая структура

  1. Структура, где все полномочия по руководству производством и сбытом какой-либо продукции передаются одному руководителю, который является ответственным за данный тип продукции:

1. линейно-функциональная структура

2. матричная структура

3. программно-целевая структура

4. региональная структура

5. продуктовая структура

  1. Это современный эффективный тип организационной структуры управления, построенный на принципе двойного подчинения исполнителей:

1. линейно-функциональная структура

2. матричная структура

3. программно-целевая структура

4. региональная структура

5. продуктовая структура

40. Может быть обусловлена пересмотром мисси организации, усложнением или потерей контроля над ее деятельностью, желанием руководителей усилить свое влияние в области расходования ресурсов, снижения издержек производства или контроля за определенными сторонами деятельности организации

1. выбор альтернативы;

2. результат выбора из нескольких возможных вариантов;

3. выбор альтернативы руководителем.

42. Управленческое решение это -

  1. результат выбора из нескольких возможных вариантов;
  2. результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического

обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели;

  1. выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

43. Цель управленческого решения заключается в принятии управленцем решения, чтобы выполнить обязанности:

  1. обусловленные занимаемой должностью;
  2. принятии верного управленческого решения;
  3. достижении поставленных перед организацией целей

44. Выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правильный - это решения:

  1. основанное на суждении;
  2. интуитивное;
  3. рациональное.

45. Решения, являющиеся результатом реализации определенной последовательности действий:

  1. осторожные;
  2. рациональные;
  3. запрограммированные;
  4. незапрограммированные.

46. Выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом - это

  1. основанное на суждении;
  2. интуитивное;
  3. рациональное.

47. Решения, принимаемые одним специалистом или руководителем:

  1. конкурентные решения
  2. адаптирующие решения
  3. определяющие решения

48. Решения, принимаемые с позиций системного подхода и учитывающие возможные последствия управленческого решения для всех частей организации:

  1. незапрограммированные решения
  2. компромисс
  3. запрограммированные решения

49. Решения, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта резко возрастает:

  1. синергетические решения
  2. асинергетические решения
  3. ординарные решения

50. На данной стадии процесса информационное решение реализуется в производственно-хозяйственной деятельности:

  1. оценка результативности управленческого решения
  2. разработка и обоснование вариантов решения
  3. управление реализацией решения

51. Метод, который заключается в разделении задачи на составляющие, в рамках которых осуществляется поиск наиболее рациональных идей и способов их осуществления:

52. Метод, основан на включении в творческую группу специалистов различных специальностей.

  1. номинальный групповой метод
  2. метод принудительных связей
  3. метод синектики

53. Группа специалистов, выполняющих функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к свои подчинённым:

  1. объект управления
  2. трудовой коллектив
  3. субъект управления персоналом

54. Видение менеджерами ценностей и мотивов, стимулов и установок, опасений и стремлений, в соответствии с которыми управляемые ими люди воспринимают их решение и реализуют в практической деятельности:

  1. управление
  2. механизм управления
  3. метод управления
  4. процесс управления

55. Предполагает использование административных механизмов, а также нормативных механизмов управления:

  1. командный метод
  2. экономический метод
  3. социально-психологический метод

56. Является способом воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем личного примера руководителя или иного лидера, образцы поведения которого являются примером для других:

  1. вовлечение
  2. побуждение
  3. подражание
  4. принуждение

57. Обеспечивает тормозящее воздействие на личность и по сути является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения:

  1. принуждение
  2. осуждение
  3. запрещение
  4. порицание

58. Это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии:

  1. намек
  2. обман ожиданий
  3. командование
  4. требование

59. Является позитивным психологическим приемом воздействия на личность и оказывает более сильное воздействие, чем осуждение:

60. Совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели:

  1. демократический стиль управления
  2. авторитарный стиль управления
  3. автократический стиль управления
  4. либеральный стиль управления

61. Совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение:

  1. демократический стиль управления
  2. авторитарный стиль управления
  3. автократический стиль управления
  4. либеральный стиль управления

62. Совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных:

  1. демократический стиль управления
  2. авторитарный стиль управления
  3. автократический стиль управления
  4. либеральный стиль управления

63. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает:

  1. Тип внутренне конфликтный
  2. Вариативный тип характера
  3. Гармонически целостный тип
  4. Конфликтный тип с пониженной адаптацией

64. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий:

  1. Тип внутренне конфликтный
  2. Вариативный тип характера
  3. Гармонически целостный тип
  4. Конфликтный тип с пониженной адаптацией

65. Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями:

  1. Тип внутренне конфликтный
  2. Вариативный тип характера
  3. Гармонически целостный тип
  4. Конфликтный тип с пониженной адаптацией

66. Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна:

  1. Тип внутренне конфликтный
  2. Вариативный тип характера
  3. Гармонически целостный тип
  4. Конфликтный тип с пониженной адаптацией

67. Особая жизненная форма, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью:

  1. Научный человек
  2. Экономический человек
  3. Эстетический человек
  4. Социальный человек
  5. Политический человек

68. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания – истина любой ценой:

  1. Научный человек
  2. Экономический человек
  3. Эстетический человек
  4. Социальный человек
  5. Политический человек
  6. Религиозный человек
  1. Референтная группа
  2. Ингруппа
  3. Аутгруппа

70. Это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном:

107. Знаменитым разработчиком основ бюрократической организации является:
• Вебер

108. Идеи функциональной администрации и принцип единоначалия соединил
• Анри Файоль

109. Идею о том, что эффективность производства возрастает, если каждого рабочего специализировать в узкой области, впервые выдвинул:
• Уитни

110. Идею создания науки об общих принципах организации (тектологии) выдвинул советский ученый:
• Богданов

112. Идея о решающем влиянии на рост производительности труда не материальных, а, главным образом, психологических и социальных факторов, впервые была выдвинута
• Фоллет

113. Идея о том, что одним из главных факторов интенсификации развития социалистического производства является его научная организация и управление, была выдвинута
• Афанасьевым

114. Иерархия потребностей предполагает первоочередное удовлетворение потребностей
• нижних уровней

115. Из перечисленных авторов, представителями классической школы управления являются:
• А. Файоль
• Д. Муни
• Л. Урвик

116. Из перечисленных авторов, представителями школы науки управления являются:
• Д. Марч
• Д. Форрестер
• С. Черчмен

117. Из перечисленных авторов, представителями школы научного управления являются:
• Г. Гант
• М.П. Фоллет
• Ф.У. Тейлор

118. Из перечисленных авторов, представителями школы человеческих отношений являются:
• А. Маслоу
• М.П. Фоллет
• Э. Мэйо

119. Из перечисленных видов планов, планами, дифференцированными по срокам, являются:
• перспективные
• среднесрочные
• текущие

120. Из перечисленных видов планов, планами, дифференцированными по хозяйствующим субъектам, являются:
• общегосударственные
• отраслевые
• региональные

Тестовые задания по Теории и истории менеджмента [26.03.17]

г) развитие таких наук, как экономика, кибернетика, психология и социология.

3. Исторически менеджмент развивался:

а) по мере развития социально-экономической среды;

б) революционным путем;

в) эволюционным путем;

г) на основе научных школ управления.

4. Управление было признано наукой и самостоятельной областью исследования:

а) в конце XV в.; в) в конце XIX — начале XX в.;

б) в конце XVII — начале XIII в.; г) в середине XX в.

5. К научным школам управления не относится:

а) школа научного управления;

б) классическая (административная) школа управления;

в) школа человеческих отношений;

г) школа А. Маслоу.

6. Автором-разработчиком 14 принципов менеджмента является:

а) Э, Мэйо; в) А. Файоль;

б) М. Вебер; г) Ф. Гилбрет.

7. Общими функциями менеджмента являются:

а) управление, планирование, координация, контроль;

б) планирование, организация, координация, мотивация и контроль;

в) организация, мотивация, кооперация и контроль;

г) маркетинг и реклама.

8. Основателем школы научного управления является:

а) Э. Мейо; в) А. Файоль;

б) Ф. Тейлор; г) А. Маслоу;

9. Наибольший вклад в развитие административной школы управления внес:

а) П. Дракер; в) 3. Мзйо;

б) А. Файоль; г) Мак-Клелланд;

10*. А. Файоль сформулировал:

а) функции управления;

б) принципы мотивации труда;

в) принципы управления;

г) должностные обязанности менеджера;

д) методы управления.

11. Автором модели рациональной бюрократии является:

а) А. Файоль; в) М. Вебер;

б) Г. Эмерсон; г) Г. Форд.

12. Основателем школы человеческих отношений является:

а) М. Вебер; в) П. Дракер;

б) Э. Мейо; г) А, Маслоу

13. Впервые стала официально учитывать человеческий фактор:

а) классическая школа управления;

б) школа научного управления;

в) школа человеческих отношений;

г) школа человеческих резервов

14. Причины тех или иных поступков людей наиболее серьезно стала изучать:

а) классическая (административная) школа;

б) школа поведенческих наук;

в) школа научного управления;

г) школа человеческих отношений.

15. К факторам, влияющим на национальную модель управления, относятся:

а) географическое положение страны;

б) духовное развитие общества;

в) менталитет нации;

г) численность населения страны.

16*. Модель управления организацией — это:

а) совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления;

б) самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению организацией или ее конкретной сферой;

в) управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммер­ческих организаций;

г) условный аналог системы управления организацией, представление самых общих ее осмыс­ленных характеристик.

17*. Для системы управления экономикой России с 20-х по 80-е гг. XX в. было характерно:

а) директивное планирование;

б) устранение государства от управления экономикой;

в) социально ориентированное рыночное регулирование;

г) государственное регулирование.

18. Что такое валентность вознаграждения?

б) мера ценности или приоритетности;

д) индивидуальная направленность;

19. Назовите главное различие между авторитарным, демократическим и нейтральным стилями руководства по типологии Курта Левина.

а) методы управления

б) способ контроля

в) характер принятия решения

г) стиль поведения лидера

20. Из-за человеческой неприязни к работе большинство людей необходимо контролировать, принуждать, направлять, подвергать наказаниям для того, чтобы цели организации были достигнуты – предположение о человеческой мотивации по …

а) Теории Y
б) Эволюционной теории
в) Биологической теории
г) Теории Х

21. Уровень 4 иерархии потребностей, предложенной Маслоу, включает:

а) потребность в безопасности

б) когнитивные потребности

в) потребность в признании

г) эстетические потребности

22. В Хоторнских экспериментах принимал участие:

б) Фридерик Гилбретт

в) Гуго Мюнстерберг

г) Девид Мак-Клелланд

23. Менеджмент как профессию определила школа:

а) научного управления

г) поведенческих наук

24. В рамках школы поведенческих наук работал

а) Гуго Мюнстерберг

б) Девид Мак-Грегор

г) Гаррингтон Эмерсон

25. Восстановите порядок возникновения школ управления

А. Школа человеческих отношений

Б. школа научного управления

В. Эмпирическая школа

Г. Школа поведенческих отношений

Д. Классическая школа управления

б) Фредерик Герцберг;

27*. Отличие многих современных российских менеджеров высшего звена от топ-менеджеров развитых стран заключается в том, что они:

а) имеют более высокий уровень знаний, умений и навыков по управлению организацией;

б) часто имеют техническое или технологическое образование;

в) не имеют доли в уставном капитале организации;

г) имеют долю в уставном капитале, размер которой недопустим для топ-менеджеров.

28. Для менеджеров России в начале XXI в. характерными являются следующие проблемы:

а) те же, что и для менеджеров большинства стран с развитой рыночной экономикой;

б) те, которые возникают у менеджеров в слаборазвитых странах;

в) специфические, которых нет ни в одной стране мира;

г) те же, что и для менеджеров всех стран мира.

29*. Особенностями российского менеджмента по сравнению с американским являются:

а) умение менеджеров работать в команде;

б) недостаток опыта руководства организацией в рыночных условиях;

в) умение менеджеров проводить презентации;

г) негативное отношение к федеральным и региональным законам.

30*. Формирующийся российский менеджмент должен учитывать:

а) менталитет российского народа;

б) отношение подчиненных к работе;

в) опыт менеджмента в странах с развитой рыночной экономикой;

г) образование персонала организации.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Отличительными чертами нового подхода в теории и практике управления персоналом являются:

1. Отказ от инженерного подхода, при котором работник являлся просто частью производственной системы.

Предприятие стало рассматриваться не только как технико-технологическая, но и как социальная система, обеспечивающая условия социального развития работников, инициирующая положительные внешние эффекты.

3. Субъективизм и индивидуализация управления персоналом. Представители школы человеческих отношений выдвинули положение о том, что главным объектом внимания является человек. С работником нужно общаться как с личностью. С помощью стандартных установок, правил и инструкций невозможно добиться стандартного поведения всех работников, поэтому к каждому из них требуется индивидуальный подход.

4. Отказ от рассмотрения только формальной структуры организации, создаваемой по инициативе руководства.

5. Изменение взглядов на взаимоотношения руководителей и подчиненных. Резкой критике подвергся один из главных постулатов классической школы о координации посредством иерархии. Представители школы человеческих отношений выступили против абсолютизации роли авторитета руководителя. Произошел переход от жесткой регламентации, неукоснительного выполнения всех требований руководителя и пренебрежительного отношения к воле простого рабочего к демократизации управления, гуманному отношению с подчиненными, уважению мнения специалистов и работников, групповому принятию решений. Возможности повышения эффективности бизнеса стали связываться с использованием коллективного управления и самоуправления групп за счет более эффективных коммуникаций, лучшего восприятия и реализации общей политики организации.

6. Рассмотрение менеджмента как процесса взаимодействия людей, задачи которого сводятся к изучению межличностных отношений. Теоретики неоклассической школы в значительной степени способствовали изучению человеческого аспекта менеджмента и в первую очередь функций руководства людьми. Они исходили из того, что менеджеры выполняют свою работу, взаимодействуя с людьми, поэтому менеджер должен, прежде всего, уметь работать с людьми.

7. Новое понимание движущих мотивов поведения работников и их групп. Представители школы человеческих отношений пришли к пониманию того, что поведение работника зачастую определяется не только опытом, квалификацией, знаниями, но и чувствами. Поэтому в управлении нужно учитывать эмоциональный фактор поведения и интересы работника. Поведение работников в коллективе определяется не столько экономическими и логическими факторами, сколько существующими групповыми установками и традициями. Значительное место в исследованиях стали занимать вопросы улучшения морально-психологического климата в коллективе.




8. Использование для получения и обоснования выводов и рекомендаций в области управления персоналом аналитического инструментария, принципов, достижений таких наук, как психология, социология, педагогика, антропология и др.

Таким образом, во второй четверти ХХ в. менеджмент приобрел социально-психологическую ориентацию. Представители школы психологии и человеческих отношений предложили новый подход к определению места и роли работника в организации, изменили отношение к трудовым ресурсам со стороны бизнеса.

Несмотря на ряд преимуществ по сравнению с классической школой, общая концепция школы человеческих отношений не лишена недостатков. Уже в середине ХХ в. многие ее постулаты подверглись критике. Прежде всего указывалось на три момента. Во-первых, представителям школы человеческих отношений не удалось содержательно определить природу конфликтов, возникающих между рабочими и руководителями, способы их разрешения. Подчеркивалось, что хотя хорошие человеческие отношения и способствуют сглаживанию конфликтных ситуаций, тем не менее недостаточно просто предоставить работнику ощущение своей важности в ситуациях, ведущих к большинству конфликтов. Во-вторых, практически не учитывалось влияние формальной структуры на поведение членов организации, а также значение экономических стимулов мотивации. В-третьих, не учитывалось влияние типа и сложности технологий на установление неформальной структуры организации.

К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести:

1. Гипертрофированное внимание к социальным факторам, при игнорировании технологических и производственных факторов. Недостаточное понимание экономического содержания общей системы управления.

2. Отсутствие системного взгляда на проблемы управления и способы их решения. Неспособность предложить что-либо, кроме расплывчатых лозунгов и обещаний.

3. Отсутствие целостной научной теории о месте работника в организации. Наличие тенденции к манипулированию работником.

4. Достаточно ограниченное представление о модели поведения человека. По мнению П. Друкера, для представителей школы человеческих отношений характерна склонность рассматривать коллектив в качестве механического объединения отдельных личностей, тогда как любой коллектив имеет свои закономерности существования и развития (Голубев К. И., СПб., 2003. С. 279).

6. Завышенная оценка степени влияния социально-психологических методов воздействия на работника.

В целом, несмотря на недостатки и дискуссионные моменты, основные положения школы человеческих отношений оказали заметное влияние на развитие управленческой мысли и получили продолжение в новых, более сложных концепциях менеджмента.

Отличительными чертами нового подхода в теории и практике управления персоналом являются:

1. Отказ от инженерного подхода, при котором работник являлся просто частью производственной системы.

Предприятие стало рассматриваться не только как технико-технологическая, но и как социальная система, обеспечивающая условия социального развития работников, инициирующая положительные внешние эффекты.

3. Субъективизм и индивидуализация управления персоналом. Представители школы человеческих отношений выдвинули положение о том, что главным объектом внимания является человек. С работником нужно общаться как с личностью. С помощью стандартных установок, правил и инструкций невозможно добиться стандартного поведения всех работников, поэтому к каждому из них требуется индивидуальный подход.

4. Отказ от рассмотрения только формальной структуры организации, создаваемой по инициативе руководства.

5. Изменение взглядов на взаимоотношения руководителей и подчиненных. Резкой критике подвергся один из главных постулатов классической школы о координации посредством иерархии. Представители школы человеческих отношений выступили против абсолютизации роли авторитета руководителя. Произошел переход от жесткой регламентации, неукоснительного выполнения всех требований руководителя и пренебрежительного отношения к воле простого рабочего к демократизации управления, гуманному отношению с подчиненными, уважению мнения специалистов и работников, групповому принятию решений. Возможности повышения эффективности бизнеса стали связываться с использованием коллективного управления и самоуправления групп за счет более эффективных коммуникаций, лучшего восприятия и реализации общей политики организации.

6. Рассмотрение менеджмента как процесса взаимодействия людей, задачи которого сводятся к изучению межличностных отношений. Теоретики неоклассической школы в значительной степени способствовали изучению человеческого аспекта менеджмента и в первую очередь функций руководства людьми. Они исходили из того, что менеджеры выполняют свою работу, взаимодействуя с людьми, поэтому менеджер должен, прежде всего, уметь работать с людьми.

7. Новое понимание движущих мотивов поведения работников и их групп. Представители школы человеческих отношений пришли к пониманию того, что поведение работника зачастую определяется не только опытом, квалификацией, знаниями, но и чувствами. Поэтому в управлении нужно учитывать эмоциональный фактор поведения и интересы работника. Поведение работников в коллективе определяется не столько экономическими и логическими факторами, сколько существующими групповыми установками и традициями. Значительное место в исследованиях стали занимать вопросы улучшения морально-психологического климата в коллективе.

8. Использование для получения и обоснования выводов и рекомендаций в области управления персоналом аналитического инструментария, принципов, достижений таких наук, как психология, социология, педагогика, антропология и др.

Таким образом, во второй четверти ХХ в. менеджмент приобрел социально-психологическую ориентацию. Представители школы психологии и человеческих отношений предложили новый подход к определению места и роли работника в организации, изменили отношение к трудовым ресурсам со стороны бизнеса.

Несмотря на ряд преимуществ по сравнению с классической школой, общая концепция школы человеческих отношений не лишена недостатков. Уже в середине ХХ в. многие ее постулаты подверглись критике. Прежде всего указывалось на три момента. Во-первых, представителям школы человеческих отношений не удалось содержательно определить природу конфликтов, возникающих между рабочими и руководителями, способы их разрешения. Подчеркивалось, что хотя хорошие человеческие отношения и способствуют сглаживанию конфликтных ситуаций, тем не менее недостаточно просто предоставить работнику ощущение своей важности в ситуациях, ведущих к большинству конфликтов. Во-вторых, практически не учитывалось влияние формальной структуры на поведение членов организации, а также значение экономических стимулов мотивации. В-третьих, не учитывалось влияние типа и сложности технологий на установление неформальной структуры организации.

К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести:

1. Гипертрофированное внимание к социальным факторам, при игнорировании технологических и производственных факторов. Недостаточное понимание экономического содержания общей системы управления.

2. Отсутствие системного взгляда на проблемы управления и способы их решения. Неспособность предложить что-либо, кроме расплывчатых лозунгов и обещаний.

3. Отсутствие целостной научной теории о месте работника в организации. Наличие тенденции к манипулированию работником.

4. Достаточно ограниченное представление о модели поведения человека. По мнению П. Друкера, для представителей школы человеческих отношений характерна склонность рассматривать коллектив в качестве механического объединения отдельных личностей, тогда как любой коллектив имеет свои закономерности существования и развития (Голубев К. И., СПб., 2003. С. 279).

6. Завышенная оценка степени влияния социально-психологических методов воздействия на работника.

В целом, несмотря на недостатки и дискуссионные моменты, основные положения школы человеческих отношений оказали заметное влияние на развитие управленческой мысли и получили продолжение в новых, более сложных концепциях менеджмента.

Читайте также: