Как проверить и отрегулировать натяжение ремня вентилятора кратко

Обновлено: 05.07.2024

Двигатель Д-16. Натяжение ремня проверяют через 20—24 часа работы двигателя. При нажатии с усилием 4—5 кГ на ветвь ремня, проходящего между шкивами генератора и вентилятора, величина прогиба ремня должна быть 10—15 мм. Регулируют натяжение ремня, перемещая генератор регулировочным винтом кронштейна генератора. Перед регулировкой нужно отвернуть контргайку регулировочного винта.

В процессе эксплуатации ремень постепенно вытягивается, в связи с чем натяжение его ослабляется, а это, в свою очередь, приводит к пробуксовке ремня на шкивах вентилятора, водяного насоса и генератора.

Требуемый инструмент: переносная лампа, ключ 17 мм для гаек крепления генератора, трубчатый ключ 8×10 для отворачивания брызговика двигателя, прошивка и лопатка для монтажа шин.


Установив автомобиль на канаву или эстакаду, зафиксируйте его положение ручным тормозом и на всякий случай упорами под колеса. Откройте капот, ослабьте затяжку гайки 3 крепления генератора к натяжной планке 4.

При необходимости, подсвечивая переносной лампой, отверните болты крепления брызговика двигателя и отпустите гайку 2 болта крепления генератора к кронштейну 1.

С помощью монтажной лопатки сместите генератор в сторону (от двигателя) и зафиксируйте его положение, затянув гайки крепления.

Установите на место брызговик двигателя и затяните до отказа болты.

Натягивая ремень вентилятора, следует помнить, что слабо натянутый ремень проскальзывает, а сильно натянутый — приводит к повышенному износу подшипников генератора и водяного насоса.

Нормальный прогиб ремня должен быть 10—15 мм при усилии нажатия 10 кгс.

Для контроля необходимого усилия можно воспользоваться услугами простейшего безмена.

При использовании приводные ремни понемногу растягиваются под воздействием генератора, водяного насоса и вентилятора (если он есть). Кроме того, состояние ремней зависит от их возраста и степени скручивания.

Принцип работы приводных ремней

Ремень крепится к шкиву с V-образной канавкой и управляет генератором и водяным насосом с вентилятором, передавая вращательное движение от коленчатого вала.


Растянутые ремни часто проскальзывают и соскакивают со шкивов. Потрескавшиеся ремни в конечном итоге рвутся. Необходимо проверять натяжение и общее состояние ремней по меньшей мере один раз в месяц.

О порванном ремне обычно свидетельствует сигнальная лампа зажигания или прекращение работы генератора.

Перегрев двигателя или внезапно разрядившаяся батарея, могут указывать на то, что ремень провис или соскочил со шкива.

Как правило, ремень проскальзывает при большой загруженности генератора — например, когда одновременно включены фары и отопитель заднего стекла. В этом случае сигнальная лампа не загорается, но батарея не заряжается на полную мощность и в конце концов изнашивается.

Перегрев, вызванный проскальзыванием ремня, нарушает работу водяного насоса и вентилятора.

Помимо этого, под влиянием избыточной температуры сам ремень изнашивается гораздо быстрее. Как правило, в первую очередь трескается его внутренняя поверхность.

С другой стороны, избыточное натяжение ремня увеличивает нагрузку на генератор и шестеренки насоса, что вызывает преждевременные поломки.

Перед проверкой ремней извлеките ключ зажигания, чтобы предотвратить возможные травмы от внезапно включившегося двигателя.

При первичной проверке внимательно осмотрите ремень и ощупайте его внутреннюю поверхность, чтобы выявить повреждения. Для более тщательной проверки снимите ремень и последовательно согните каждый участок, чтобы обнажить возможные трещины.

При обнаружении трещин, потертостей, разрывов и выпуклостей ремень необходимо заменить. V-образные канавки на шкивах также нуждаются в осмотре. Убедитесь, что они не являются причиной повреждений. Канавки должны быть чистыми, гладкими и ровными. Проследите за тем, чтобы они полностью совпадали с ремнями и не перекручивали их.

Любое несоответствие обычно означает, что генератор был закреплен неправильно.

Механизм натяжения промежуточного колеса


В некоторых автомобилях присутствует вспомогательный механизм, который позволяет быстро и четко отрегулировать степень натяжения ремня. Ослабьте гайку на регулировочном винте и вращайте его до тех пор, пока ремень не натянется до нужной степени. Закрепите гайку и проверьте натяжение.

Как правило, провисший или соскочивший ремень издает пронзительный визг. Этот звук меняется в зависимости от скорости вращения двигателя.

Не пытайтесь устранить его, смазав ремень маслом. Это может вызвать непредвиденные повреждения и поломки. Кроме того, липкий и мокрый ремень будет по-прежнему скрипеть даже после регулировки.

Порванный ремень, о котором свидетельствует сигнальная лампа зажигания, может сильно повредить другие детали.

К примеру, его болтающиеся концы часто задевают элементы электропроводки, перерезают шланги или даже проминают радиатор. Если вы предполагаете разрыв, отключите двигатель как можно быстрее.

Составной шкив


В месте крепления генератора к неподвижной опоре обычно присутствует составной шкив, позволяющий снять или отрегулировать ремень. В конструкцию входят два вогнутых диска, скрепленных между собой, и несколько прокладок (шайб).

На рисунке изображена внешняя половина шкива с гайкой, прокладкой и дополнительной шайбой.

Проверка натяжения ремня

Найдите середину ремня, измерив расстояние между шкивами с помощью линейки.

Найдите середину ремня, измерив расстояние между шкивами с помощью линейки. Возьмитесь за середину указательным и большим пальцами и подвигайте ремень из стороны в сторону.


Обратите внимание на то, насколько сильно он отклоняется от исходного положения.


Нормальное отклонение составляет примерно 13 мм. При большем отклонении ремень следует подтянуть, при меньшем — ослабить. При необходимости сверьтесь с руководством к автомобилю.

Регулировка приводного ремня

Для того, чтобы подтянуть ремень, отведите генератор от двигателя с помощью деревяшки или трубки.


Регулировка обычно производится с помощью болта, расположенного в месте крепления генератора к двигателю.

Крепление является подвижным, поэтому генератор можно отвести в сторону. Тем не менее, следует помнить, что траектория движения ограничивается металлической пластиной, прикрученной к свободному краю генератора.

Регулировка ремня производится путем откручивания крепежных болтов и пластины, обеспечивающей свободное движение генератора.

Ослабьте болты на генераторе и регулировочной пластине.


Подложите под генератор прочную деревяшку (например, ручку молотка), а затем натяните ремень.

После этого затяните болты на пластине, удерживая генератор в нужном положении. Проверьте ремень. Если он натянут правильно, затяните болты на генераторе.


Проверьте натяжение ремня, удерживая генератор в нужном положении. Если он натянут правильно, затяните болты.

Если вам необходимо ослабить ремень, немного открутите болты на генераторе так, чтобы его можно быть отодвинуть руками. Постепенно перемещайте генератор по направлению к двигателю до тех пор, пока не почувствуете, что ремень достаточно натянулся.

После этого затяните болты на генераторе и пластине.

В некоторых автомобилях присутствует механизм натяжения, который прижимает ремень к колесу. В этом случае необходимо снять регулировочный болт, повернуть колесо и проверить натяжение ремня. Как правило, этот способ вызывает меньше затруднений, чем перемещение генератора.

Регулировка ремня на составном шкиве

Снимите гайку или гайки, которые скрепляют части шкива.


Уберите переднюю деталь, снимите или установите шайбы так, чтобы сузить или расширить зазор между частями шкива.


При сужении зазора ремень отодвигается от центра к плечам шкива и натягивается. При расширении зазора ремень пододвигается к центру, и натяжение ослабевает.

Снимите переднюю деталь и убедите одну шайбу, чтобы натянуть ремень. Если вам необходимо ослабить натяжение, добавьте одну шайбу.

Постарайтесь не зажать ремень между деталями шкива при обратной сборке.

Установите переднюю деталь шкива и закрепите ее гайкой.

Немного затяните гайку, поверните двигатель на треть оборота, снова затяните ее и т.д. до тех пор, пока детали не сомкнутся достаточно плотно.


После этого проверьте натяжение ремня.

Замена приводного ремня

Искривление нового ремня на верхнем шкиве. Не пытайтесь поддеть его отверткой.


В магазинах и на станциях техобслуживания, где продаются вентиляторы и приводные ремни, всегда есть списки запчастей, подходящих для автомобилей самых популярных марок. Купите ремень нужного размера и качества.

Ремни для генераторов обычно прочнее и дороже, чем ремни для динамо-машин, однако если вы попытаетесь использовать неподходящий ремень, он быстро износится и внезапно порвется.

Если в продаже нет нужных ремней, обратитесь за консультацией к поставщику. Не забудьте взять с собой старый ремень для сравнения. Покупая ремень, отличный от старого, убедитесь в том, что его характеристики соответствуют требованиям вашего автомобиля.

Если шкивы расположены в передней части автомобиля, замена приводных ремней не вызывает особых затруднений. Если же двигатель находится сзади (как, например, в Mini), работа усложняется, т.к. доступ к ремню перекрывается кожухом вентилятора или другими деталями. В некоторых случаях приходится снимать кожух (хотя бы частично).

Для того, чтобы снять старый ремень, ослабьте крепление на опоре генератора и как можно сильнее подвиньте генератор к двигателю.

После этого вам, скорее всего, удастся снять ремень с верхнего шкива (у водяного насоса). Снимите ремень со шкивов у генератора и коленчатого вала и приподнимите его над вентилятором. Если на вентиляторе есть кожух, попытайтесь протащить ремень между ним и лопастями вентилятора.

Если на вентиляторе есть вязкостные муфты, поверните шкив коленчатого вала, чтобы освободить ремень.

Для установки нового ремня проделайте действия в обратном порядке. В некоторых случаях ремень необходимо натянуть на верхний шкив.

Накиньте ремень вентилятор, убедившись в том, что он плотно лег в канавки на нижних шкивах. Как можно плотнее натяните ремень на верхний шкив, а затем медленно поверните вентилятор, надавливая на кромку шкива большим пальцем. Постарайтесь не прищемить его ремнем.


Если в вашем автомобиле установлен электровентилятор с вязкостными муфтами (см. раздел Как работает система охлаждения двигателя), возможно, для натягивания нового ремня вам придется немного повернуть двигатель, т.к. при такой конструкции шкив вентилятора не вращает шкив коленчатого вала, и натянуть ремень иными способами невозможно.

Если на вентиляторе есть вязкостные муфты, поверните шкив коленчатого вала, чтобы освободить ремень.

Как правило, двигатель можно повернуть с помощью гаечного ключа, зажав им шкив коленчатого вала.

Если вам необходимо снять ремень с составного шкива, используйте метод, описанный в разделе о регулировке. При установке нового ремня сначала поставьте все нужные шайбы, а затем проверьте натяжение и уберите ненужные.

При первом использовании все новые ремни растягиваются, поэтому повторную проверку рекомендуется осуществить через 300 км (или в соответствии с рекомендациями производителя).

В процессе эксплуатации ремень постепенно вытягивается, в связи с чем натяжение его ослабляется, а это, в свою очередь, приводит к пробуксовке ремня на шкивах вентилятора, водяного насоса и генератора.

Требуемый инструмент: переносная лампа, ключ 17 мм для гаек крепления генератора, трубчатый ключ 8x10 для отворачивания брызговика двигателя, прошивка и лопатка для монтажа шин.

Натяжение ремня

Установив автомобиль на канаву или эстакаду, зафиксируйте его положение ручным тормозом и на всякий случай упорами под колеса. Откройте капот, ослабьте затяжку гайки 3 крепления генератора к натяжной планке 4.

При необходимости, подсвечивая переносной лампой, отверните болты крепления брызговика двигателя и отпустите гайку 2 болта крепления генератора к кронштейну 1.

С помощью монтажной лопатки сместите генератор в сторону (от двигателя) и зафиксируйте его положение, затянув гайки крепления.

Установите на место брызговик двигателя и затяните до отказа болты.

Натягивая ремень вентилятора, следует помнить, что слабо натянутый ремень проскальзывает, а сильно натянутый — приводит к повышенному износу подшипников генератора и водяного насоса.

Нормальный прогиб ремня должен быть 10—15 мм при усилии нажатия 10 кгс.

Для контроля необходимого усилия можно воспользоваться услугами простейшего безмена.




Доставка сельхозтехники и запасных частей, оросительных систем, насосов во все города России (быстрой почтой и транспортными компаниями), так же через дилерскую сеть: Москва, Владимир, Санкт-Петербург, Саранск, Калуга, Белгород, Брянск, Орел, Курск, Тамбов, Новосибирск, Челябинск, Томск, Омск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уфа, Казань, Самара, Пермь, Хабаровск, Волгоград, Иркутск, Красноярск, Новокузнецк, Липецк, Башкирия, Ставрополь, Воронеж, Тюмень, Саратов, Уфа, Татарстан, Оренбург, Краснодар, Кемерово, Тольятти, Рязань, Ижевск, Пенза, Ульяновск, Набережные Челны, Ярославль, Астрахань, Барнаул, Владивосток, Грозный (Чечня), Тула, Крым, Севастополь, Симферополь, в страны СНГ:Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан, Ташкент, Азербайджан, Таджикистан.

Проверку натяжения ремней производите в следующем порядке: приложите приспособление для измерения натяжения ремней к наружной поверхности ремня. Ползун приспособления должен касаться ремня в середине пролета между шкивами (рис. 152);


нажмите на планку приспособления так, чтобы она соприкасалась с поверхностью ремня, и закрепите ползун винтом;
определите по шкале величину прогиба ремня и снимите приспособление. Если прогиб ремня не соответствует требуемой величине, отрегулируйте его натяжение.

Помните, что при недостаточном натяжении ремни пробуксовывают и быстро изнашиваются, а дизель — перегревается. Чрезмерное натяжение ремней приводит к их вытягиванию, а также вызывает ускоренный износ подшипников водяного насоса, генератора и компрессора.

Натяжение ремня привода генератора регулируется поворотом корпуса генератора относительно осн его крепления, для чего:

  • ослабьте гайки болтов крепления передней и задней лап генератора и болт крепления генератора к планке;
  • поворотом корпуса генератора отрегулируйте натяжение ремня; затяните болт крепления генератора к планке и гайки болтов крепления лап генератора. Проверьте натяжение ремня. Прогиб ремня на ветви шкив вентилятора — шкив генератора должен быть в пределах 15 – 22 мм.

Регулировку натяжения ремней привода вентилятора производите в следующем порядке:

  • ослабьте затяжку контргайки 5 (рис. 153) и гайки 6 крепления натяжного ролика;
  • передвиньте натяжной ролик 2 в пазе кронштейна 4 путем заворачивания или выворачивания болта 1 до получения требуемого натяжения ремней 3.



Проверку натяжения, регулировку и замену ремней вентилятора в случае чрезмерной вытяжки или обрыва одного из ремней производите одновременно. Натяжение ремня привода компрессора регулируется перестановкой прокладок 6 (рис. 154) на шкиве компрессора, а именно:

Ослабляем затяжку винта натяжителя и двух нижних болтов крепления генератора (см. Снятие генератора). Вставляем между двигателем и генератором рычаг (монтажную лопатку). Отжимаем генератор от двигателя, натягивая ремни. Удерживая рычаг заворачиваем винт натяжителя и проверяем натяжение ремней. После чего затягиваем два нижних болта генератора.


Нажимаем на ремень с усилием 4 кгс в средней точке между шкивами генератора и насоса охлаждающей жидкости. Прогиб ремня должен составлять 8–10 мм. При недостаточном натяжении ремень проскальзывает с характерным свистом, а при чрезмерном — сокращается срок службы самого ремня, подшипников генератора и насоса.

Читайте также: