Почему эпитетам смиренный тихий ясный автор предпочел слова спокойный вид кратко

Обновлено: 04.07.2024

1- Творческое задание по отрывку-
Бориса Годунова "Отец Пимен, Григорий спящий".

(опыт литературоведческого исследования)
Сравните два варианта описания:
Начальный вариант текста
Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор, и важное смиренье
(И важный взор, и важное смиренье ,
И ясный взор и хладное терпенье).
Окончательный вариант текста
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погружённый,
Он летопись свою ведёт.
Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.
Почему эпитетами "смиренный" ,"тихий","ясный" автор предпочел слова "спокойный вид"?
Что изменилось, когда автор заменил фразу "Ещё одно ужасное преданье. " на "последнее сказанье", начав и закончив этими словами монолог Пимена?
2 -Творческое задание
Подготовьте небольшой очерк в школьную газету "Произведения А.С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебники для 7 класса".
Помогите пожалуйста.Срочно надо

5 - 9 классыЛитература 7+4 б

Начальный вариант текста.

Как ялюблю его смиренный лик,

И тихий взор и важное смиренье

(И важный взор итихое смиренье,

И ясный взор и хладное терпенье).

Окончательный вариант текста.

Как ялюблю его спокойный вид,

Когда,душой в минувшем погруженный,

Он летопись свою ведет.

Вопрос: Подумайте,что хотел усилить,уточнить поэт в окончательной редакции?

Почему эпитетам "смеренный,тихий,ясный" автор предпочел слова "спокойный вид"

Отметить нарушение ЯнкаВолчихина 20.12.2012

Ответы и объяснения

Поэт хотел указать на то, что для Пимена все в прошлом, но он гордится собой, тем, как прожил прошлую жизнь. И самое главное - он уверен в том, что в ней ничего не было зря. Он удовлетворен. А потому "спокойный вид". Но он любит вспоминать прошлое, погружается в него "душой". Для него это удовольствие, приятные воспоминания.

Автор предпочел слова ,,спокойный вид" потому что спокойный, как бы описывает все эти три эпитета, объединяя их. Это моя версия, либо еще потому что эти эпитеты описывают святых, а Пимен монарх, живущий и желающий жить как человек.

Изменился во первых смысл, во вторых, это более яркое на мое мнение описание, а в третьих это практически одно и то же, так что обратно возвращаясь к во первых, изменился смысл. А как изменился вы уж сами подумайте)

В балладе присутствуют несколько образов-символов. Первый из них - дорога.

Дорога-традиционный образ не только путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу "Светлана"- это птицы: ворон, голубь, петух.

Ворон-предсказывает плохое, страшное.

Вьётся над санями:

Ворон каркает: печаль. .

Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что "печаль" уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным.

Голубь-символ счастья, любви, нежности, защиты; символ благословления Господа.

Вот глядит: к ней

с светлыми глазами,

тихо, вея, прилетел,

к ней на перси тихо сел,

обнял их крылами.

Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону. Голубок силён равноценно силе веры в Бога Светланой. А Светлана, тем временем, как бы не было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх Светланы, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (мы понимаем - Бога. )

Присутствие голубка сменяет на рассвете петух.

Бьёт крылом петух,

День встречая пеньем. )

В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз "на границе" зла и добра. Чаша весов склоняется в сторону добра, потому что "наяву" не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне - "нейтрализуется" присутствием голубя.

Ещё один символ - свет.

Свет - несёт добро, защиту. Света в балладе Жуковского много: свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком, и пробивающимся сквозь метель, и искрящимся, и исходящим от луны, хоть и сквозь туман, и даже имя героини отождествляется со светом. Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта Вера не дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждение, к любимому суженому.

Одним из основных художественных приёмов, который использует Жуковский в балладе, является антитеза. (Борьба жизни и смерти, дня и ночи, любви и смерти, реального и воображаемого) .

Автор использует антитезу чтобы показать противоречия человеческой души, сложность мира, который окружает человека.

Основой сюжета в балладе является мистический сон главной героини. Именно в этом заключена особенность антитезы- противопоставление добрых сил злым, сна -действительности.

Автор использует еще и гиперболический ряд-усиление признака от меньшего к большему и наоборот (Печаль- Страх -Горе) .

Ответ: Притча короткий расказ

Я прочитал произведение М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" и оно мне очень понравилось!

Мое внимание привлек персонаж романа Григорий Печорин. Русский офицер произвел на меня неоднозначное впечатление. Герой ведет себя вальяжно и бесцеремонно по отношению к другим людям. Мужчину волнуют только его собственные цели и личный комфорт. Он не задумывается над тем, что может задеть чьи-то чувства. Княжна Мэри призналась в любви Григорию, но он не оценил этого. Григорий Александрович - это жестокий, бездушный, злой, холодный и бесчувственный чурбан, который не способен полюбить другого человека. Печорин своим поведением "подорвал" представления девушки о большой и светлой любви. Зачем он сделал это? Зачем "растоптал" мечты девушки? По отношению к девушке Печорин повел себя чудовищно. Таким образом, наш герой попытался скрыть свою "гнилую" душу. Но разве так поступает настоящий мужчина? Настоящий мужчина будет оскорблять чувства девушки? Поступок Печорина носит отнюдь не мужской характер. Настоящий мужчина не будет прятаться за спиной у девушки только для того, чтобы скрыть свои недостатки. В дуэли с Грушницким Григорий ведет себя раскованно. Он считает себя лучшим дуэлянтом. Самое главное оружие мужчины - это пустить пыль в глаза, чтобы у человека сложилось хорошее впечатление о нем. Молодой офицер не старается раскрыться перед человеком, а наоборот надевает маску, чтобы человек не смог разглядеть его сущность с самого начала. На протяжении всего романа Печорин вызывает у меня только чувства ненависти, злости и отвращения. Не было ни одного эпизода в романе, где Григорий проявил себя как настоящий мужчина, который не боится трудностей и готов прийти на помощь в любой момент. Прятаться, лгать, злорадствовать - это все, на что способен наш "герой". И это далеко не те качества, которые должны присутствовать у настоящего мужчины. Мне не понравилось в Григории то, что в нем чересчур много напыщенности, которая ему совершенно не к лицу. Несмотря на такой спектр негативных качеств, у Григория имеется необычайная способность притягивать к себе людей. Люди почему-то находят в нем что-то такое таинственное и загадочное, что влечет их к нему. Но со временем люди рассматривают его нутро, которое спрятано под многослойной оболочкой, состоящей из лжи.

Таким образом, в Григории нет тех качеств, которые должен сочетать в себе настоящий мужчина!

(опыт литературоведческого исследования)
Сравните два варианта описания:
Начальный вариант текста
Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор, и важное смиренье
(И важный взор, и важное смиренье ,
И ясный взор и хладное терпенье).
Окончательный вариант текста
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погружённый,
Он летопись свою ведёт.
Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.
Почему эпитетами "смиренный" ,"тихий","ясный" автор предпочел слова "спокойный вид"?
Что изменилось, когда автор заменил фразу "Ещё одно ужасное преданье. " на "последнее сказанье", начав и закончив этими словами монолог Пимена?
2 -Творческое задание
Подготовьте небольшой очерк в школьную газету "Произведения А.С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебники для 7 класса".
Помогите пожалуйста.Срочно надо

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Зачетный Опарыш

Лучший ответ:


Мари Умняшка




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.


Мы старались сделать для вас лучшую статью в интернете.
Поделитесь ею с друзьями, так вы поддержите развитие проекта.

Когда вы делитесь записью, вы помогаете ресурсу расти, что стимулирует нас продолжать развивать проект и радовать вас новым профессиональным контентом.
P.S. Если вы не хотите нас поддержать, нажмите на крестик в правом нижнем углу.




Начальный вариант текста.

Как ялюблю его смиренный лик,

И тихий взор и важное смиренье

(И важный взор итихое смиренье,

И ясный взор и хладное терпенье).

Окончательный вариант текста.

Как ялюблю его спокойный вид,

Когда,душой в минувшем погруженный,

Он летопись свою ведет.

Вопрос: Подумайте,что хотел усилить,уточнить поэт в окончательной редакции?

Почему эпитетам "смеренный,тихий,ясный" автор предпочел слова "спокойный вид"

Поэт хотел указать на то, что для Пимена все в прошлом, но он гордится собой, тем, как прожил прошлую жизнь. И самое главное - он уверен в том, что в ней ничего не было зря. Он удовлетворен. А потому "спокойный вид". Но он любит вспоминать прошлое, погружается в него "душой". Для него это удовольствие, приятные воспоминания.

Смиренный, тихий, ясный - образ святого, а Пимен является монахом, и как бы он не отдалился от людей, он все же человек с "человеческими" мыслями порой далекими от высокого, прекрасного. Поэтому, Пимен - человек, который прожил свою жизнь с толком, и он именно - "спокоен".

Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: экономика.
На сегодняшний день (06.03.2022) наш сайт содержит 43974 вопросов, по теме: экономика. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.

Нажимая на кнопку "Ответить на вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных



В келье Чудова монастыря.
Худ. Б. В. Зворыкин. 1927.
Источник: Пушкин А.С. Борис Годунов. Pouchkine, А. Boris Godounov. С иллюстрациями Б. Зворыкина. Издание на французском языке. Париж: L'edition D'art H. Piazza, 1927. Грав. тит. л., 135, с. 16 л. ил.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Основное содержание урока
Пушкин-драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

I. Пушкин-драматург
Беседа об особенностях драматургии:

— Каковы характерные черты драмы как рода литературы? Что такое трагедия?

Составление тезисов статьи:

Предположите, почему царь долго не разрешал публикацию трагедии.

IV. Образ летописца как образ древнерусского писателя

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам вразумил, хартия, Спаситель, дьяк, в приказах.

С какой целью Пимен ведёт летопись? О чём он сожалеет? На что надеется?

Каким видит летописца Григорий? Что его восхищает в старце и его труде?

Сделайте вывод о характере Пимена, о его жизненном подвиге.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям днесь, присно, пост, ратный стан, потехи, воевал под башнями Казани, рать Литвы, Шуйский, Иоанн, от отроческих лет, келия, инок, трапеза, от мира отложиться, обет, обитель.

Как можно объяснить сон Григория? Какой совет даёт ему Пимен?

Почему Григорий завидует бурной молодости Пимена? Сделайте вывод о характере, помыслах и мечтах Григория.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям сетовать, искушение, пленять, ведать, кромешники в тафьях и власяницах, чернец, игумен, Кирилл многострадальный, сподобил Бог уразуметь ничтожность / Мирских сует, братия, алкающий, схиму здесь честную восприму, державный, государь, Феодор, престол, молчальник, чертоги, к его одру, преставиться.

Почему Пимен познал блаженство, лишь уйдя в монастырь?

О каких поступках Иоанна Грозного повествует Пимен?

Что восхищает Пимена в царствовании Феодора?

Сделайте вывод о делах, поступках и душевном мире царя Иоанна Грозного.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям Димитрий-царевич, Углич, послушанье, обедня, набат, кормилица, предательница-мамка, Иуда Битяговский, покаяться, повесть плачевная, дела мирские, угодники, пророчества и знаменья небесны, заутреня.

С какой целью Григорий расспрашивает Пимена о царевиче Димитрии?

*Совпадает ли этот эпизод трагедии с историческими фактами о царевиче?

Почему Пимен хочет передать свой труд Григорию?

Сделайте вывод об отношении автора к царям, к способам их прихода на царство.

Обобщающая беседа:

V. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге

Составление цитатной таблицы:

— Почему труд летописца Пушкин считал нравственным подвигом?

*Сопоставление начальной и окончательной редакций текста.

VI. Истина как цель летописного повествования, завет будущим поколениям

Охарактеризуйте труд летописца.

Как летописцы относились к своей работе?

Каким их труд виделся со стороны?

С какой нравственной целью создавались летописи?

Можно ли утверждать, что целью летописи являлся поиск исторической и нравственной истины? Свой ответ обоснуйте.

Почему труд летописца являлся связующим звеном между поколениями?

Почему автор считал летописание нравственным заветом будущим поколениям?

Почему впечатление от чтения трагедии было таким сильным?

Итоговый вопрос:

Домашнее задание

Из текста первого монолога Пимена составить словарик слов и словосочетаний, характерных для речи летописца.

Групповое задание.

Индивидуальное задание.

Найти в Интернете значение имени Самсон и происхождение фамилии Вырин.

ПУШКИН-ДРАМАТУРГ

1. Патриа́рх — высшее духовное лицо, глава Русской православной церкви.

О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли. —

Сложен у Пушкина и образ Самозванца. Это пылкий юноша, который рвется из ненавистных ему стен обители и которого страстно влечет неизвестный ему большой мир. Григорий — не знатный дворянин, а простой чернец — в дальнейшем обнаруживает смелость, ум, дипломатические способности, которые в глухом монастыре никогда не смогли бы раскрыться и проявиться с такой силой. Однако он принужден играть чужую роль, притворяться. Народ с его высоким нравственным сознанием равно осуждает и Бориса, и Самозванца, для которых дорога к власти ле жит через насилие и преступление.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку) БОРИС ГОДУНОВ
А. С. Пушкин[2]
(отрывок)

НОЧЬ. КЕЛЬЯ
В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ
(1603 года)[3]

О т е ц П и м е н, Г р и г о р и й спящий.

Пимен
(Пишет перед лампадой.)
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,[4]
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно.
Но близок день, лампада догорает –
Еще одно, последнее сказанье.
(Пишет.)

Григорий
(Пробуждается.)
Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет – и дремотой,
Знать, во всю ночь он не смыкал очей.
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный,
Он летопись свою ведет; и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли новогородском Вече?[5]
О славе ли отечества? напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк, в приказах поседелый,[6]
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.

Пимен
Проснулся, брат.

Григорий
Благослови меня,
Честный отец.

Пимен
Благослови Господь
Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

Григорий
Ты все писал и сном не позабылся,
А мой покой бесовское мечтанье
Тревожило, и враг меня мутил.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось –
И, падая стремглав, я пробуждался.
И три раза мне снился тот же сон.
Не чудно ли?

Пимен
Младая кровь играет;
Смиряй себя молитвой и постом,[7]
И сны твои видений легких будут
Исполнены. Доныне – если я,
Невольною дремотой обессилен,
Не сотворю молитвы долгой к ночи –
Мой старый сон не тих, и не безгрешен,
Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юных лет!

Григорий
Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив! а я от отроческих лет
По келиям скитаюсь, бедный инок!
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
Успел бы я, как ты, на старость лет
От суеты, от мира отложиться,
Произнести монашества обет
И в тихую обитель затвориться.

Григорий
Давно, честный отец,
Хотелось мне тебя спросить о смерти
Димитрия-царевича; в то время
Ты, говорят, был в Угличе.

Григорий
Каких был лет царевич убиенный?

Пимен
Да лет семи; ему бы ныне было
(Тому прошло уж десять лет. нет, больше:
Двенадцать лет) – он был бы твой ровесник
И царствовал; но бог судил иное.
Сей повестью плачевной заключу
Я летопись мою; с тех пор я мало
Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю. В часы,
Свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны –
А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду. Но звонят
К заутрене. благослови, господь,
Своих рабов. подай костыль, Григорий.
(Уходит.)

Григорий
Борис, Борис! все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца,–
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку) РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
(опыт литературоведческого исследования)

Сравните два варианта описания:

Начальный вариант текста
Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор и важное смиренье
(И важный взор и тихое смиренье,
И ясный взор и хладное терпенье).

Окончательный вариант текста
Как я люблю его спокойный вид.
Когда, душой в минувшем погруженный.
Он летопись свою ведет.

Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

3. Чудов монастырь — кафедральный мужской монастырь в восточной части Московского Кремля. Название происходит от посвящения соборного храма монастыря – во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (разрушен в 1929–1932 годах).
По преданию, монастырь основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека, прозревшей молитвами Алексия.
Монастырь связан с историей Лжедмитрия I (ум. 17 мая 1606), который по официальной версии, возникшей в царствование Годунова, был монахом-расстригой Григорием Отрепьевым, бежавшим из Чудова монастыря. Игумен Чудова монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, – активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых. (вернуться)

4. . пыль веков от хартий отряхнув. – xартия (лат. charta, от греч. – бумага, грамота), в Средние века и Новое время – название некоторых документов публично-правового характера (конституций и др. актов). (вернуться)

5. Ве́че — в Древней Руси собрание горожан. (вернуться)

6. . дьяк, в приказах поседелый. – дьяк — в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
Прика́з — в Московском государстве XVI — XVII веков учреждение. (вернуться)

7. Смиряй себя молитвой и постом. – Пост — по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи. (вернуться)

8. Клобук (от тюрк. колпак – шапка) – надеваемое на голову облачение (одежда) монаха малой схимы в Православии. Символизирует собою терновый венец Спасителя – одежду смирения и шлем спасения, защищающий от демонских стрел. (вернуться)

9. Кромешники в тафьях и власяницах – опричники.
Тафья – маленькая плоская и круглая шапочка, плотно закрывающая макушку головы – подобие тюбетейки или ермолки, которую носили в старину (обычно под шапкой).
Власяница ( церков.-слав.) – длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. (вернуться)

10. Игу́мен – настоятель монастыря. (вернуться)

11. Алка́ющий, алка́ть — сильно желать. (вернуться)

12. Обе́т – торжественное обещание, обязательство. (вернуться)

13. Схи́ма – (от др.-греч. – образ) – торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.
Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха. (вернуться)

14. Зане́ – потому что, так как. (вернуться)


В келье у Пимена.
С. Ф. Галактионов. 1827
До появления трагедии в печати известный гравер и литограф С. Ф. Галактионов в иллюстрациях к "Невскому альманаху на 1828 год" поместил гравюру "Пимен и Григорий" (В келье у Пимена). Здесь же как пояснение к ней был опубликован отрывок из сцены "Ночь. Келья в Чудовом монастыре".


Читайте также: