Динамичная характеристика школы как системы

Обновлено: 05.07.2024

Анализ представленных в современной научной литературе подходов к пониманию и описанию школы позволяет сделать вывод, что в последние годы произошли существенные перемены во взглядах на нее научного сообщества вследствие распространения теорий организации и управления (менеджмента), расширения самостоятельности и автономности ОУ, изменения социального заказа на общее образование и действия других факторов.

Не претендуя на полноту характеристики этих изменений, зафиксируем некоторые из них, значимые для нас.

1. Если в работах советского периода возможности моделирования и проектирования школы были объективно весьма ограниченными и ее существующее устройство воспринималось как данность и нечто само собой разумеющееся, то современные исследования принимают на вооружение проектно-разработческую парадигму. Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко, В.С. Лазарев, В.И. Слободчиков и др. рассматривают развивающуюся и сознательно развиваемую школу как объект моделирования, проектирования и конструирования. Такой подход ориентирует как исследования, так и практику управления на значительно большие усилия по познанию и пониманию данного социального института, его назначения, строения, функционирования и развития.

2. Если в прежние годы школа представляла собой преимущественно совокупность педагогических (учебно-воспитательных) процессов и прямо декларировалось, что объектом управления выступает учебно-воспитательный процесс, то сейчас утверждается и становится преобладающим осмысление ее как особой разновидности социальной организации, которой присущи все соответствующие атрибуты (взаимодействие с внешней средой, ориентация на удовлетворение определенных потребностей и достижение внешних и внутренних целей, использование ресурсов, наличие коллектива, внутренней среды, организационной структуры и культуры, разделение труда, потребность в управлении и др.) и где наряду с собственно образовательными осуществляются и другие задачи, значимые для достижения организационных целей (В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, М.М. Поташник, К.М. Ушаков, Л.И. Фишман и др.).

3. Школа все чаще начинает пониматься и исследоваться не просто как первичное звено и базовый элемент системы общего образования, но и как целостная, целеустремленная, динамическая социально-педагогическая модель, имеющая определенный набор компонентов (в том числе инвариантных, присущих любому общеобразовательному учреждению). С этим изменением неразрывно связана тенденция рассмотрения школы с позиций системного подхода, предполагающая последовательное выявление и содержательное описание ряда ее аспектов как системы (компонентного, структурного, функционального, коммуникативного, историко-генетического, интегративного, управленческого).

потенциально адаптивны, способны в определенных пределах приспосабливаться к изменениям во внешней среде (иногда вынужденно и с опозданием, иногда – осмысленно и даже с опережением);

субъектны и активны, обладают произвольным поведением, имеют собственные потребности и стремление к их удовлетворению;

как правило (прежде всего – в лице своих управляющих), ставят и преследуют собственные цели, при этом они не только адаптируются к среде как данности, но и пытаются по мере возможностей ее изменить, адаптировать в своих интересах;

могут учреждаться по плану, однако реальное предприятие всегда будет отличаться от своего проекта, что порой сильно травмирует проектировщиков и создателей;

имеют сознание и самосознание (хотя и не знают о себе всего); для них очень важны своя история, биография, отношение к прошлому, настоящему и будущему; в их жизни можно обнаружить критические события, сыгравшие поворотную роль;

способны к самодостройке, самосозиданию, самосовершенствованию (что не присуще механическим системам);

порой подчиняются внешнему управлению и диктату обстоятельств, но истинный источник их развития – внутренний и находится в них самих;

компетентны по отношению к определенным задачам и ситуациям, что-то делают хорошо, что-то хуже; наличие особой компетентности дает конкурентные преимущества;

эмоциональны; им присущи преобладающий настрой, тонус, темп, ритм жизнедеятельности, различные функциональные состояния – они могут находиться в отличной форме или, напротив, работать вяло и апатично, болеть или выздоравливать, переживать кризисы, которые очень важны для их выживания и развития.

Организации рождаются, проходят путь становления, выживают, функционируют, совершенствуются; порой умирают, причем делают это крайне неохотно, отчаянно борясь за существование.

6. В условиях высокой степени унификации и единообразия образовательных учреждений школа была реализатором, исполнителем общих государственных целей образования, и на первом плане оказывалась ее способность транслировать всем учащимся его единое содержание. А сегодня при законодательно утвержденном принципе автономности ОУ на первый план выходит понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы, творчески осмысливающей социальный заказ на образование и способной преобразовывать его в конкретный набор целей, отличных от целей других учебных заведений.

Старый, традиционный, и новый взгляды на школу отражены в таблице.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ШКОЛА КАК СИСТЕМА

Структура такой системы, как школа - многообразна, полиструктурна, в ней функционирует огромное количество структур различного рода, которые можно сгруппировать в четыре основные группы.

1) Структура материально-учебной базы школы, т.е. способ связи таких элементов, как школьные здания, мебель, технический инвентарь, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и т.д.

2) Структура общешкольного коллектива , включающая:

структуру педагогического коллектива, в которой выделяются методические комиссии по предметам, предметные кафедры, воспитатели, различные неформальные группы и т.д.;

структуру ученического коллектива, состоящую из коллективов классов начального, среднего и старшего звеньев, различных ученических объединений в соответствии с интересами учащихся;

структуру вспомогательного персонала школы;

структуру управленческого аппарата (организационная структура управления).

3) Процессуальные структуры - наиболее подвижные, динамичные, проявляющиеся в деятельности людей. Процессуальных структур в школе огромное количество, начиная от структуры каждого урока до инновационного процесса. Системообразующим, объединяющим, подчиняющим все остальные, является учебно-воспитательный процесс.

4) Последний блок в общешкольной структуре - наиболее сложный и менее изученный - её духовная структура . Это её философия, миссия, политика и стратегия, организационная культура.

Организационная культура - это система представлений, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами, задающих ориентиры их поведения и действий, а также знаково-символическая система (мифология, обряды и ритуалы, герои организации, организационные табу, язык общения и лозунги) [5].

При рассмотрении управляющей системы школы обычно выделяют состав её субъектов, набор управленческих функций, организационную структуру управления (их иерархическое строение, управленческие связи и отношения, подчиненность и соподчиненность по уровням, звеньям и блокам).

Организационную структуру управляющей системы обычно изображают в виде схемы, модели, называемой органиграммой, где, кроме субъектов, показаны связи между ними: кто кому подчиняется (отношения субординации), кто с кем взаимодействует на равных (отношения координации).

Существует несколько видов организационных структур управления образовательным учреждением : линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная. Рассмотрим основные из них.

Линейная - представляет последовательность (иерархию) индивидуальных и коллективных субъектов, выстроенных в порядке подчинения сверху вниз, т.е. в отношениях субординации;

Функциональная , где субъекты выстраиваются в соответствии со своими функциональными обязанностями, где указываются связи координации;

Линейно-функциональная оргструктура, где связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией, т.е. развиты и по вертикали и по горизонтали;

для школ, перешедших в режим развития, наряду с линейно-функциональной действует ещё и матричная структура, в которой представлены различные смешанные субъекты управления (творческие группы, оргкомитеты, исследовательские коллективы и др.), которые создаются временно для решения той или иной инновационной задачи, проблемы.

Наиболее часто встречающаяся в практике организационная структура образовательного учреждения - линейно-функциональная структура (Приложение 1).

Говоря об организационных структурах управления образовательным учреждением нельзя не сказать об уровнях управляющей системы. Структура управляющей системы большинства образовательных учреждений представлена 4-мя уровнями управления (вертикальная структура):

Первый уровень - директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, организатор детского движения, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении. Эти субъекты осуществляют тактическое управление образовательным учреждением.

Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие оперативные управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.

Четвертый уровень - соуправление - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект - субъективный характер отношений между учителями и учениками.

Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню (Приложение 2). На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, советов и т.п.

Пятый и шестой уровни в структуре управления могут появиться, если объединяются несколько образовательных учреждений (уровень генерального директора), а также когда какой-то орган (например, совет учредителей, попечительский совет, школьная конференция и др.). Субъекты данного уровня наделены правом назначать и снимать директора, распределять финансы, менять предназначение и структуру школы.

1 Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова

Проведен анализ научно-педагогических характеристик школы как образовательной системы. Раскрыто понятие образовательная система, показаны принципы построения образовательных систем. В статье школа раскрыта как образовательная система и системный объект. Представлена характеристика школы как образовательной системы, которая включает: представление о расчлененности ее на элементы, структурные связи и взаимозависимости элементов системы друг с другом, целостность, автономность, самоорганизация, открытость. Дается понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы. Делается вывод, что школа является образовательной системой, состоящей из определенного множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, что позволяет ей существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума организму.


2. Борытко Н.М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 48 с.

3. Воробьёва С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие для студентов вузов/ С.В. Воробьёва, М.: Изд. центр Академия, 2008. – 208 с.

4. Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. – 65 с.

5. Крюгер. А. Образование в сообществе и жизнеобеспечивающее развитие // Новые ценности образования: Школа — культурный центр. – М., 2004. – Вып. 3 (18). – С. 14-21.

7. Сериков Г.Н. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней: Монография. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 632 с.

8. Сидоров С.В. Усиление роли дополнительных функций в школьном инновационном менеджменте // Социосфера. – 2010. - № 3. – С. 55-60.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

10. Управление образовательными системами : учеб. пособие. – изд. 2-е, испр. и доп. / авт.-сост. Л.А. Кабанина, Н.П. Толстолуцких. – Балашов: Изд-во "Николаев", 2005. – 60 с.

  • ориентацию образовательной системы на человека, на его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, среди которых важнейшее место занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации;
  • широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, расы;
  • гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов, стилей и темпов обучения различных категорий населения [3].

Соответственно, в качестве примеров образовательных систем можно назвать:

  • систему образования Российской Федерации; систему образования региона - субъекта РФ; муниципальную систему образования;
  • образовательное учреждение/организацию;
  • образовательную программу, учебно-воспитательный процесс (например, реализуемый на уроке) и т.д.

Очевидно, школа может и должна быть представлена как самостоятельная образовательная система, которая в то же время обладает общими признаками образовательных систем. В связи с этим представляется интересным для нашего исследования выделение В.Г. Афанасьевым взаимосвязанных аспектов системного подхода:

  • системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
  • системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
  • системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
  • системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
  • системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы [1].

Анализ этих аспектов в организации и деятельности школы позволяет раскрыть ее как системный объект.

Н.М. Борытко [2], рассматривая школу с позиций системного подхода, выделяет следующие характеристики системы: 1) она имеет сложный состав (состоит из элементов, компонентов, составляющих); 2) эти элементы находятся в закономерных структурных (т.е. устойчивых) связях и взаимозависимостях друг с другом; 3) системе присуща целостность, единство как относительная автономность, выделенность, независимость от окружающей среды.

По определению Н.М. Борытко [2], первой характеристикой системы, через которую раскрывается ее содержание, является представление о расчлененности ее на элементы. С позиций системного подхода результаты развития системы - это изменения в составе элементов и связей между ними, обеспечивающие общий рост ее потенциала для успешной реализации основной функции, обучения и воспитания школьников.

В определении структурных компонентов школы и их отношений мы обращаемся снова к исследованиям И.Ф. Исаева и В.А. Сластенина, которые в образовательной системе школы выделяют следующие структурные компоненты: 1) участники целостного педагогического процесса; 2) содержание целостного педагогического процесса; 3) формы и методы целостного педагогического процесса [9].

Первую группу структурных компонентов составляют две постоянно взаимодействующие системы участников целостного педагогического процесса: управляющая система и управляемая система.

Содержание целостного педагогического процесса как структурный компонент образовательной системы школы - это совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, приобретаемых школьниками в целостном педагогическом процессе, а также педагогических и управленческих ценностей, определяющих характер внутришкольного управления на всех его уровнях. Как структурный компонент целостного педагогического процесса содержание определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а также уставом общеобразовательного учреждения [9].

Формы и методы целостного педагогического процесса, являясь ещё одним структурным компонентом школьной образовательной системы, представляют собой способы организации и осуществления целостного педагогического процесса. Формы - способы организации деятельности участников педагогического процесса. Методы - способы воздействия управляющей системы на управляемую, способы взаимодействия этих систем.

Школа как единство представленных компонентов объективно обладает определенными системными, интегративными качествами, носителями которых выступают все ее составляющие и связи между ними, а при сознательном построении определенных моделей школы необходимо моделировать и обеспечивать наличие таких свойств [6].

Сходного мнения придерживается Г.Н. Сериков [7], который считает, что школа как образовательная система включает в себя следующие компоненты: обобщенные цели образования, участники образования, их образовательная деятельность, образовательные отношения между ними, образовательные процессы, результаты образования.

В понимании школы как образовательной системы мы приходим к необходимости перехода к анализу следующей качественной ее характеристики - структурных связях и взаимозависимостях элементов системы друг с другом. Обращаясь снова к исследованиям Н.М. Борытко [2], отметим, что свойства образовательной системы школы определяются не только свойствами ее элементов, но в первую очередь ее структурой. Отсюда структура системы - следующая важнейшая ее характеристика. Структура трактуется как порядок оформления элементов в систему, принцип ее строения; она отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств.

Характеризуя школу как образовательную систему, И.П. Гришан [4] отмечает, что структура зависит не только от характера образовательной системы, размеров и типа школы, но и от реализуемого подхода к управлению. Так, состав органов управления и степень участия в их работе учителей, способы координации отношений в организации и особенности делегирования полномочий и ответственности, - все эти характеристики структуры зависят от того, какой тип управления используется в школе.

Неразвитая структура школы и непродуманная структура управления ею ведут к авторитарным, насильственным методам руководства, к формированию атмосферы нетерпимости ко всяким отклонениям от установившегося порядка вещей [2].

Отмечая необходимость применения системного подхода в управлении школой как образовательной системой, Н.М. Борытко выделяет следующие основные типы организационных структур:

  • линейная, предполагающая систему соподчинения сверху вниз по принципу субординации;
  • функциональная, при которой согласование подчиненности и ответственности выстраивается в соответствии с функциональными обязанностями сотрудников и подразделений по принципу координации;
  • смешанная (линейно-функциональная), где связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией, и координацией.

Кроме того, анализ работ Н.М. Борытко позволяет нам сделать вывод о том, что руководитель школы должен заниматься в первую очередь вопросами стратегии развития. Этому способствует продуманная организационная структура и соответствующая ей система управления. В новых условиях руководитель школы в большей мере становится стратегом, делегируя функции оперативного управления своим заместителям и руководителям структурных подразделений. Но и на следующих уровнях (в пределах своей компетенции) каждый участник педагогического процесса выполняет функции перспективного и текущего планирования, принятия оперативных решений и выработки алгоритмов поведения, определения целей деятельности и нахождения средств их достижения [2].

При законодательно утвержденном принципе автономности на первый план выходит понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы, творчески осмысливающей социальный заказ на образование и способной преобразовывать его в конкретный набор целей, отличных от целей других учебных заведений.

Поскольку образование является одной из важнейших функций общества, очевидно также, что саму школу как элемент социальной системы нельзя рассматривать в отрыве от общества, от социального заказа/запроса, что определяется как открытость образовательной системы.

В научных работах, посвященных школе, утвердилась мысль о том, что каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. В исследованиях признается тот факт, что школа как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.

Таким образом, мы приходим к выводу, что школа является образовательной системой, состоящей из определенного множества элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, что позволяет ей существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума организму. Однако этот вывод определяет лишь правомерность отнесения школы к системным объектам, но не ее (школ как системы) специфические характеристики.

Рецензенты:

Любое образовательное учреждение представляет собой динамичную педагогическую систему. Школа, являясь учебно-воспитательным учреждением, обеспечивает обучение и воспитание подрастающего поколения в обществе и государстве. Она представляет собой целостную систему, в состав которой входят обязательные компоненты: коллективы учителей, учащихся и родителей, и происходят процессы: педагогический, образовательный, воспитательный процессы.

В школе множество систем разного порядка. Например, процесс обучения является подсистемой целостного педагогического процесса, а

урок - подсистемой процесса обучения. В то же время сам урок - это сложная целостная система. Эту иерархию построения сложных систем должен хорошо знать руководитель школы и каждый педагог.

Руководителю любого ранга необходимо уметь делить систему на части, подсистемы и структурообразующие элементы для правильного управленческого воздействия. В управлении образовательным учреждением надо учитывать взаимосвязи всех подструктур, явлений и процессов. Опора на этот общий признак систем лежит в основе всей его аналитической деятельности как руководителя.

Каждый компонент, входящий в систему, сам состоит из отдельных элементов. От их набора и связи зависит, какую роль данный компонент будет играть в получении запланированного результата. Так, если педагог правильно сформулировал учебно-воспитательную задачу в учебно-воспитательном моменте занятия, но не сумел подобрать под нее учебный материал соответствующего содержания, то какие бы методы обучения и формы организации познавательной деятельности он ни применял, получить высокий положительный результат уже невозможно. Или же когда под данную задачу и содержание отбираются неадекватные методы и формы организации познавательной деятельности. Тогда данный учебно-воспитательный момент в системе других моментов учебного занятия не может играть отведенную ему роль, и реальный результат такого занятий будет незначительным.

Таким образом, уровень целостности системы зависит от ее целеустремлённости, полноты набора компонентов, качества каждого компонента и плотности взаимосвязей как между компонентами, так и между каждым из них и целым.

Современный взгляд на школу как социальную организацию предполагает применение к ней общих для социальных систем принципов управления. Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система.

Школа входит в более широкие образовательные системы и одновременно она является частью всей социальной системы. Связь школ с внешней средой двусторонняя. Каждое учреждение образования испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться к тем или иным изменениям или, напротив, активно влиять на окружающую её среду.

Особенностью школы как системы является её теснейшая связь с внешней средой. Выделяется шесть основных внешних подсистем: общественно-политическая, производственно-экономическая, социально-

бытовая, природно-экологическая, культурная, духовно-нравственная.

Задача любого образовательного учреждения - использовать возможности этих подсистем для воспитания личности.

Школа как система имеет и свою внутреннюю среду, которая представлена системами взаимодействия: учащиеся - учащиеся, учителя - учащиеся, учителя - родители и т. д. Кроме того, это система взаимодействия определяется направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой - адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.

Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходят информационные процессы. Эти факторы вызывают изменения внутреннего состояния системы.

Учреждения образования выступают в следующих аспектах системного подхода:

1. Системно-целевой аспект.

2. Структурный аспект системности.

3. Системно-функциональный аспект.

4. Исторический аспект.

5. Коммуникативный аспект системности.

6. Информационный аспект.

7. Управленческий аспект.

Приведенные аспекты являются основополагающими при характеристике процесса управления образовательными учреждениями в системе образования.

Единую систему непрерывного образования в стране составляет базовое и дополнительное образование. Базовое образование представлено иерархией самоуправляемых систем, начиная от яслей-сада и завершая высшими учебными заведениями, а дополнительное образование - системой внешкольных учреждений, а также учебных заведений по переподготовке и повышению квалификации и др.

При определении учреждений образования как педагогической системы учитываются ее особенности, главная из которых состоит в том, что продуктом их является формирующаяся личность. Поэтому под педагогической системой понимается социально обусловленную целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, а также духовных и материальных факторов, направленных на формирование личности, способной как к саморазвитию, так и к развитию окружающей действительности. Результативность деятельности школы как системы обеспечивается единством понимания задач всеми участниками педагогического процесса, единством их действий на основе идеи сотрудничества.

Результат системной деятельности в образовании, присваивание качеств человеку в процессе образования закладывается целями образования. Они многообразны и ориентированы на разные группы населения.

В зависимости от масштабов реализации целей образования различают массовые и индивидуальные тенденции в образовании. Это осложняет систему управления им и повышает ответственность управленцев образованием в понимании специфики целей и их направленность для каждого сектора образования, умении их согласовывать и систематизировать

На современном этапе существует нескольких групп целей, которые затрагивают пространства культуры, социума, человека, аксиологии и др. и несут определенную ответственность за их выполнение.

Образование должно транслировать и обеспечивать усвоение знаний, норм общемировой культуры; должно подготовить человека к жизни в обществе, к профессии, выстраивать свою деятельность и постоянно развиваться; должно обеспечить развитие индивидуальности, удовлетворять культурные познавательные потребности; научить человека самоопределяться в мире культуры, жить по принципам, руководствоваться духовными основаниями.

Система образования должна обеспечивать передачу знаний различного уровня сложности, основываясь на опыте предшествующих поколений, и готовить молодежь к решению принципиально новых проблем, встающих перед обществом.

Управление, обеспечивающее развитие сферы образования, направлено на выявление противоречий и поиск путей их разрешения.

Развитие национальной системы образования предполагает, что:

- образование станет определяющим фактором формирования свободной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности;

- образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фактором совершенствования правового демократического государства;

- образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики.

Достижение цели предполагает сохранение и развитие лучших качеств системы образования; обеспечение опережающего и адекватного реагирования системы образования на социокультурные преобразования; формирование системы обучения и воспитания, отвечающей задачам нового этапа развития общества.

Важнейшим условием реализации поставленных задач является повышение престижности образования. Это обуславливает необходимость формирования в общественном сознании представления об образовании как ведущем факторе развития общества, признания образования приоритетом государственной политики, осознания того, что инвестиции в образовании являются одним из самых перспективных и эффективных способов вложения интеллектуальных и материальных ресурсов.

Решение комплекса стоящих перед образованием задач требует определения направлений и проведения согласованных мероприятий по развитию каждого звена системы образования.

Проводимые в системе школьного образования преобразования направлены на создание условий для подготовки молодого поколения к полноценной жизни в изменяющемся мире, гармоничного развития личности, овладению ею основами национальной и мировой культуры.

Достижение этой цели предполагает:

- повышение общеобразовательного уровня населения страны;

- совершенствования структуры и содержания общего образования;

- создание эффективной системы патриотического, гражданского, физического и духовно-нравственного воспитания.

Совершенствование образовательного процесса направлено на создание в начальной школе условий, обеспечивающих адаптацию ребенка

к процессу обучения с учетом его реальных возможностей, придание содержанию образования на уровне базовой (основной) школы относительно завершенного характера, осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования, что предполагает:

- внедрение современных методик и технологий обучения;

- обеспечение обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- установление научно-обоснованной недельной нагрузки, создание оптимальных условий для физического развития и охраны здоровья учащихся;

- переход к вариативным формам организации учебного процесса.

Совершенствуется содержание обучения за счет расширения культурологической, экономической, экологической подготовки.

Осуществляется периодическое обновление стандартов образования, учебных программ, учебных пособий и других средств обучения.

Совершенствование системы внешкольного образования направлено на создание оптимальных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения интересов, склонности и дарований учащихся, их самообразования, творческого труда, профессионального самоопределения и укрепления здоровья. Для этого необходимо дальнейшее развитие сети внешкольного образования и воспитания; создание условий для развития детского и молодежного движения; обеспечение единства учебно-воспитательного процесса в системах школьного и внешкольного образования.

Решение указанных задач предполагает:

- согласование образовательных программ общеобразовательной школы и внешкольных учреждений

- введение критериев, определяющих требования к качеству внешкольного образования и воспитания

- создание системы государственной аттестации учреждений внешкольного образования и воспитания,

- создание условий, способствующих привлечению внебюджетных средств на развитие внешкольного образования и воспитания.

Совершенствование системы воспитательной работы направлено на активизацию деятельности всех звеньев системы образования по формированию духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, воспитанию патриотизма, ответственности, трудолюбия, формированию активной гражданской позиции, профессиональной культуры специалиста.

Реализация этой цели предполагает:

- совершенствование воспитательной работы в учебных заведениях

- создание условий для включения детей и молодежи в различные виды социально-значимой деятельности

- повышение роли самоуправления и степени участия в жизнедеятельности учебного заведения

- согласование программ воспитания на всех уровнях образования.

Предполагается проведение организационных преобразований, направленных на создание в учебных заведениях комплексной системы воспитательной работы на основе принципа непрерывности и единства обучения и воспитания; использование индивидуальных и коллективных, учебных и внеучебных форм работы; взаимодействия учебных заведений с семьей и молодежными организациями. Широко используются воспитательные возможности учебных дисциплин. Повышается ответственность учебных заведений за результаты воспитательной работы.

Решение всех этих задач требует реализацию комплекса мероприятий по следующим направлениям:

- Совершенствование системы управления. Это предполагает проведение необходимых структурных изменений республиканских и местных органов управления образованием, переориентация их деятельности на режим управления развитием инновационных процессов, совершенствование системы управления учреждениями образования.

- Кадровое обеспечение реформирования системы образования. Структура и содержание подготовки педагогических кадров приводится в соответствие с состоянием педагогической науки, а также с требованиями общества и общеобразовательных школ по квалификационным требованиям и компетентностям учителей и менеджеров образования.

- Ресурсное и материально-техническое обеспечение всех звеньев системы образования, соответствие национальных стандартов образования мировым или европейским.

Читайте также: