Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество кратко

Обновлено: 03.07.2024

Аннотация: показана необходимость международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды в условиях глобализации. Дана характеристика международных организаций и программ по охране окружающей среды.

Цель лекции: ознакомиться с международной стороной деятельности по охране окружающей среды.

Международное сотрудничество лежит в основе концепции устойчивого развития. Многие экологические проблемы носят трансграничный и даже глобальный характер. Вмешательство в природную среду не только наносит прямой ощутимый ущерб , но и постепенно разрушает экосистемы, создавая отдаленные негативные последствия. Последствия нарушения баланса в экосистемах сказываются на состоянии природной и окружающей сред всей планеты. Поэтому необходимость международного сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды очевидна.

Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды включает в себя:

  1. Работу международных организаций по контролю за состоянием окружающей среды и соблюдением международных экологических соглашений.
  2. Учреждение международных экологических программ и проектов.
  3. Обмен опытом в сфере охраны окружающей среды.

Одной из основных международных организаций является Организация Объединенных наций (ООН). Еще в 1972 году ООН включила в сферу своей деятельности глобальные экологические проблемы. В ООН существует отдельное подразделение по охране окружающей среды – ЮНЕП (United Nations Environment programme – Программа ООН по окружающей среде). Штаб-квартира ЮНЕП находится в г. Найроби (Кения). Программа ЮНЕП действует на постоянной основе. Основные направления деятельности ЮНЕП [12.1]:

  1. Противодействие изменению климата.
  2. Снижение угрозы от природных и техногенных катастроф.
  3. Внедрение в странах мира системы экологического менеджмента на макроуровне в целях сохранения природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития.
  4. Содействие внедрению экологического руководства и обеспечение международного сотрудничества по вопросам природопользования.
  5. Минимизация воздействия химических веществ на человека и окружающую среду.
  6. Обеспечение уровней производства и потребления, необходимых для достижения устойчивого развития.
  7. Предоставление свободного доступа у информации о состоянии окружающей среды.

Организационная структура ЮНЕП включает в себя региональные представительства, секретариаты, подразделения и центры сотрудничества. Региональные представительства включают в себя:

  1. Отдел регионального сотрудничества ЮНЕП.
  2. Региональное бюро для стран Африки (г. Аддис-Абеба).
  3. Региональное бюро для стран Азии и Тихоокеанского бассейна (г. Пекин).
  4. Европейское региональное бюро (г. Москва, г. Брюссель, г. Вена).
  5. Региональное бюро для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (г. Мехико, г. Рио-де-Жанейро).
  6. Региональное бюро для стран Северной Америки.
  7. Региональное бюро для стран Западной Азии (г. Каир).
  8. Офис ЮНЕП в Нью-Йорке.

Деятельность секретариатов ЮНЕП связана с конвенциями по различным проблемам (изменению климата, озону, биоразнообразию и др.). В ЮНЕП действуют следующие подразделения :

  1. Отдел коммуникаций и информирования общественности.
  2. Отдел экологического права и природоохранных конвенций.
  3. Отдел по осуществлению природоохранной политики.
  4. Отдел технологий, промышленности и экономики.
  5. Отдел раннего предупреждения и оценки.

В рамках ЮНЕП действуют центры сотрудничества по различным экологическим проблемам, например, Базельское агентство по устойчивой энергетике, глобальная база данных по ресурсам, центр экоустойчивых зданий, Франкфуртская школа финансов и менеджмента и др.

Помимо ЮНЕП, охраны окружающей среды касаются в своей деятельности и другие независимые международные организации , действующие под эгидой ООН:

  1. ЮНЕСКО - Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Education, Scientific an Cultural Organization). Некоторые программы и комитеты ЮНЕСКО напрямую связаны со сбережением природного капитала, например [12.2]:
    • программа "Человек и биосфера": наблюдение за глобальными экологическими изменениями, изучение и сохранение биоразнообразия, создание мировой сети биосферных заповедников, издание справочников и создание баз данных по биоразнообразию.
    • Межправительственная океанографическая комиссия: исследование климата, изучение морских и океанических экосистем, изучение взаимодействия моря и суши в прибрежных зонах и другие исследования, связанные с океаном.
    • Международная программа по геонаукам: изучение геологических объектов, решение глобальных экологических проблем, экологический мониторинг, решение проблем добычи и использования природных ресурсов, предсказание экологических и природных катастроф, предотвращение стихийных бедствий.
  • "Вода, санитария и гигиена": обеспечение доступа к качественной питьевой воде на всей планете, мониторинг состояния водных ресурсов и водоснабжения.
  • "Гигиена окружающей среды в условиях чрезвычайных ситуаций".
  • "Здоровье детей и окружающая среда".
  • "Изменение климата и здоровье людей".
  • "Ионизирующая радиация": поиск способов защиты людей от воздействия радиации при техногенных авариях, в окружающей среде, на рабочих местах.
  • международная программа по химической безопасности: предотвращение острых и хронических отравлений химическими веществами, в том числе в результате промышленных выбросов и сбросов.
  • "Окружающая среда и социальные детерминанты здоровья": изучение влияния экологического и социального факторов на здоровье населения. Поиск и использование резервов оптимизации социально-природных взаимодействий.

Ряд международных организаций , работающих не под эгидой ООН, также занимаются проблемами окружающей среды. Наиболее известные из них:

  1. Римский клуб – международная неправительственная организация, занимающаяся изучением проблем устойчивого развития, эколого-экономических и социально-природных взаимодействий в масштабе всей планеты. Участники Римского клуба не занимают должностей в правительствах и действуют не в интересах отдельных государств, а в интересах всего человечества.
  2. Гринпис (Greenpeace) – независимая международная общественная организация, цель которой – предотвращение негативных воздействий на окружающую среду. Гринпис привлекает внимание общественности к экологическим проблемам, проводит акции протеста против разрушения природы в процессе хозяйственной деятельности, контролирует охрану окружающей среды в разных странах мира, является официальным наблюдателем во многих международных конвенциях по охране окружающей среды. Гринпис имеет отделения в 32 странах мира.
  3. Международный экологический суд рассматривает конфликты в сфере экологии, затрагивающие интересы нескольких государств. Решение об обращении в Международный экологический суд принимают сами участники конфликта. Дело рассматривается по принципу третейского суда на основании норм международного права, национальных законодательств и международных экологических соглашений.Всемирный фонд дикой природы (WWF). Основная цель WWF – сохранение биоразнообразия, охрана редких видов животных. Направления работы – создание особо охраняемых природных территорий, охрана вымирающих видов животных, устойчивое управление лесами, устойчивое морское рыболовство, борьба с климатическими изменениями, развитие возобновляемой энергетики, снижение показателя "экологический след" [12.6].
  4. Международный союз охраны природы (МСОП) ставит своей целью обеспечение рационального природопользования и решение глобальных экологических проблем. Именно МСОП ведет Международную Красную книгу. МСОП включает в себя комиссии, занимающиеся отдельными проблемами:
    • Комиссия по выживанию видов;
    • Всемирная комиссия по охраняемым территориям;
    • Комиссия по экологическому праву;
    • Комиссия по экологической, экономической и социальной политике;
    • Комиссия по образованию и коммуникации;
    • Комиссия по управлению экосистемами.

Международные отношения в сфере охраны окружающей среды регулируются международным экологическим правом (интерэкоправо). Объекты международно-правовой охраны подразделяются на два типа:

Государствами мира подписано множество конвенций, соглашений, протоколов по общим и частным вопросам охраны окружающей среды. Международные соглашения регулируют загрязнение окружающей среды , использование морских ресурсов, флоры и фауны, обращение опасных веществ и многие другие частные аспекты охраны окружающей среды. Национальное законодательство, регулирующее природопользование в странах, подписавших международные соглашения, разрабатывается с учетом требований этих соглашений. Подписание конвенции или соглашения налагает на государство определенные обязательства в сфере экологии. Наиболее существенные международные соглашения в области охраны окружающей среды [12.8]:

  1. Конвенция о биологическом разнообразии.
  2. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры.
  3. Венская конвенция об охране озонового слоя.
  4. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.
  5. Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения.
  6. Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения.
  7. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
  8. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
  9. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием.
  10. Рамочная конвенция ООН об изменении климата.
  11. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.
  12. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
  13. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях.

Финансирование международных программ и проектов, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, осуществляется за счет экологических фондов. Крупнейшим из них является Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Деятельность ГЭФ тесно связана с ООН, в частности, с ЮНЕП, а также со Всемирным банком. Фонд формируется за счет внесения средств разными государствами. ГЭФ финансирует проекты, связанные с климатическими изменениями, сохранением биоразнообразия, сохранением озонового слоя Земли, загрязнением водоемов и атмосферы. Финансирование проектов и программ осуществляется в форме грантов и льготных кредитов. Гранты, как правило, предоставляются на научные исследования, экологический мониторинг и т.п., а льготные кредиты – на проведение природоохранных мероприятий, реализацию проектов по внедрению малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий. Помимо ГЭФ, финансирование природоохранной деятельности осуществляют такие международные финансовые организации, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), фонд ЮНЕП, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др. [12.8].

Российская федерация принимает участие практически во всех формах международного сотрудничества, что отражено в статьях 81-82 Федерального закона "Об охране окружающей среды" [12.8].

Ключевые термины: международное сотрудничество, международная организация.

Потому что это проблемы не только одного народа, а проблема всего человечества, если где-то случится техногенная авария то это затронет не только маленькую область, а отразится и на других регионах, городах или странах. К примеру Чернобыльская авария.

Потому что экологические проблемы не только в одной стане, а во всём мире, мы все в ответе за землю, где живём, поэтому и решают вместе.

Загрязнению воздушного пространства – нет государственных границ, реки несут отходы, загрязненные воды из одних стран в другие; масштабы загрязнения велики, поэтому недостаточно мер, принимаемых отдельными странами.


На протяжении всей своей истории человечество постоянно подвергалось влиянию природных и техногенных катастроф. Они есть причиной того, что уносятся тысячи человеческих жизней, наносится огромный экономический ущерб и в одно мгновение уничтожается все, что было создано за долгие годы, десятилетия или даже столетия. Поэтому проблема безопасности жизнедеятельности становится приоритетной задачей государства и состоит из социальной, военной, экономической, экологической и безопасности жизнедеятельности в производственной сфере. Эта проблема волнует не только россиян, она актуальна для населения всех стран мира.

Экологические проблемы все чаще выходят на первый план в международных отношениях.

Неравномерное распределение природных ресурсов на Земле и стремление владеть тем, чего нет в себе, но есть у соседа, во все времена были причиной любых взаимоотношений между народами (от торговли до войны). Учитывая, что большинство используемых природных ресурсов имеют границы и являются невозобновляемыми, эта проблема со временем усугубляется [1; 3].

Интеллект, рациональное производство и использование невозобновляемых ресурсов, защита и воспроизводство возобновляемых ресурсов по мере их истощения и загрязнения будут все больше превращаться из внутренних дел одной страны в человеческую проблему выживания, которая требует установления соответствующих международных отношений.,

В настоящее время одним из первых мест в международных отношениях является проблема рационализации природопользования и охраны окружающей среды. Уже есть экологические беженцы и экологические войны. Обусловленность государственных границ особенно заметна в районах экологического бедствия. Африка в районе Сахары является примером. Когда-то давно эта пустыня возникла на месте саванны в результате выпаса скота, и в настоящее время растет со скоростью несколько километров в год.

Население и живая природа, спасаясь от голода и жажды, пытаются перебраться на еще более пригодные для жизни территории соседних государств, что вызывает кровопролитные столкновения. Всем стало ясно, что в принципе невозможно решить экологические проблемы только на национальном уровне. Природный комплекс некоторых стран, особенно малых, неразрывно связан с природным комплексом соседних стран или даже является его частью.

Необходимость международного сотрудничества в области защиты окружающей среды в настоящее время продиктована растущей и большей экологической зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя, загрязнение атмосферы, океанов и повышение температуры на планете распространяются не только на страны, где разрешена экологически опасная деятельность, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства под эгидой Организации Объединенных Наций или на двусторонней основе сотрудничают в целях защиты мест обитания людей, флоры и фауны. Такое взаимодействие основано на ряде общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования окружающей среды. Они содержатся частично в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и обобщаются в решениях наиболее значимых международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества между государствами и народами в этой области. [4].

Негативное изменение окружающей среды на нашей планете стало глобальной проблемой в глобальном масштабе, в которой должны участвовать все страны. Воздействие человека на окружающую среду достигло чрезмерно высокого уровня. Это привело к тому, что на планете практически не осталось естественных экологических систем. Кроме того, многие международные и национальные экологические проблемы вызваны трансграничным антропогенным воздействием на окружающую среду, что делает такое решение возможным только благодаря объединенным усилиям всех государств.

Необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды также усугубляется заботой мирового сообщества о глобальных экологических проблемах, некоторые из которых связаны с охраной природных объектов за пределами действия национальной юрисдикции, таких как изменение климата, разрушение озонового слоя, загрязнение окружающей среды, загрязнение вод океанов и др. [5]

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды играет важную роль в обеспечении экологической безопасности страны; совершенствование международного права окружающей среды; гармонизация законодательства, национальных и международных процедур, критериев и стандартов оценки качества окружающей среды; развитие международной системы стандартизации; противодействие экологическому терроризму.

Для международного сообщества охрана природы является одной из наиболее важных задач, которые необходимо решать для защиты экологических интересов не только сегодняшнего дня, но и будущих поколений. Именно поэтому международное сотрудничество в области охраны окружающей среды является самостоятельным блоком активной внешнеполитической деятельности российского государства, обусловленной особой значимостью России, обладающей природными ресурсами и стабилизирующей экологический потенциал мирового значения.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области устойчивого природопользования, необходимо в первую очередь:

– продвигать национальные интересы Российской Федерации в указанной сфере международной деятельности;

– создавать экологически безопасные и природные ресурсы, обеспечиваемые переходом Украины к устойчивому развитию путем содействия устойчивому глобальному развитию;

– обеспечить постоянный анализ эффективности участия Российской Федерации в международных природоохранных и природоохранных соглашениях, а также в деятельности международных организаций по оптимизации форм и механизмов сотрудничества [6].

Международное сотрудничество России основывается на императивах универсального международного права и международного экологического права (международного экологического права), а также на приоритетах национальной экологической политики. Конкретными принципами международного сотрудничества в этой области являются: принцип неотъемлемого суверенитета государств над национальными природными ресурсами; принцип недопустимости причинения трансграничного ущерба окружающей среде; принцип предварительного уведомления и обмена экологической информацией; принцип минимизации воздействия на окружающую среду и т. д.

В целях обеспечения экологически устойчивого развития Российской Федерации на глобальном, региональном межгосударственном, федеральном, федеральном и местном уровнях необходимо определить приоритеты международного сотрудничества в области охраны окружающей среды [7].

В течение последних нескольких десятков лет, под эгидой ООН, был создан ряд международных органов, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного природопользования и охраны окружающей среды, среди которых следует выделить:

– Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Международная морская организация, Всемирная метеорологическая организация, Международная организация по радиологической защите и другие.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды может осуществляться на нескольких уровнях (глобальном, региональном).

Важную роль в области охраны окружающей среды играет Организация Объединенных Наций, которая на практике реализует совместные международные усилия. В этом направлении, налаживая сотрудничество, с государствами мира, способствуя решению национальных проблем, связанных с охраной природы [2, с. 59].

В соответствии с Уставом ООН и принципов международного права, государства обязаны заботиться о том, чтобы любая деятельность, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерб окружающей среде той или иной тстраны среде других стран или районов, находящихся за их пределами

Эксперты ООН отмечают, что решить современные экологические проблемы, существующие в мире, можно путем проведения следующих мероприятий:

1) исследование и анализ основных причин экологиеского кризиса и борьба с его последствиями;

2) привлечение широкой общественности;

3) обеспечение средств правового регулирования;

4) инвестирование в будущее [4].

На региональном уровне также прослеживается активная деятельность институтов власти, направленная на обеспечение охраны окружающей среды и рациональное использования природных ресурсов.

Международное сотрудничество невозможно без консолидированных усилий государств и их активного участия в деятельности ведущих международных организаций. Речь идет о выполнении финансовых обязательств государств, а также об оптимизации правовых основ сотрудничества, а также об управлении информационными потоками.

Таким образом, в XXI веке экологические проблемы приобрели высокой степени риска для дальнейшей нормальной жизнедеятельности человечества. Как следствие, мировое сообщество объединяется для решения таких проблем, поскольку они требуют высокого научного потенциала, средств для проведения работ, сложного оборудования и согласованных действий.

Основная тяжесть обеспечения реализации политики, направленной на охрану окружающей природной среды, берут на себя международные организации и региональные образования государств.

Россия принимает активное участие в сотрудничестве по охране окружающей среды, направляет усилия на повышение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.

  1. Актуальные проблемы деятельности международных организаций: теория и практика. — М., 1992. — С. 294.
  2. Глобализация и терроризм: противоречия и угрозы XXI века: ст. и докл. междунар. конф., Москва, 13–15 мая 2008 г. / В. В. Минаев и др.; под ред. В. В. Минаева. — М.: Издат. центр Российского государственного гуманитарного университета, 2008.– 467 с.
  3. Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 5–16 июня 1972 года (издание Организации Объединенных Наций, № Р.73. II. А. 14), глава 1.
  4. Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. Международное право: Учебник. Издание 2- е, доп. и перераб. — М.: Международные отношения, 1998. — 624 с.
  5. Копылов М. Н. Международные организации и охрана окружающей среды. — М., 1994. — С. 274.
  6. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, тридцать седьмая сессия, Дополнение № 51. — С. 24–27.
  7. Принципы, касающиеся общих прав и обязанностей. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию // МЖМП.1992. — № 4. — С. 207.
  8. Рачевский А. Н., Данекина Д. П. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в 1996 году. — Мн.: 1997.
  9. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ 19 апреля 2017 г. № 176).

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, международное сотрудничество, область охраны, Российская Федерация, мировое сообщество, проблема, ресурс, активное участие, окружающая природная среда, природный комплекс.

Похожие статьи

Современные проблемы охраны природы | Статья в журнале.

А оптимальная окружающая среда — это никак иначе естественное состояние природы. Приучать с детей с малых лет не загрязнить природу

Основные термины (генерируются автоматически): охрана природы, окружающая среда, атмосфера, Российская Федерация.

Охрана биологического разнообразия | Статья в журнале.

окружающая среда , Российская Федерация , благоприятная окружающая среда

Экологическая проблема — это изменение природной среды, в результате

окружающая среда, экологический менеджмент, природная среда, экологическая безопасность.

Общая характеристика принципа сотрудничества государств.

Международно-правовая охрана окружающей среды — одна из функций международного

Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды

Сотрудничество государств в области охраны окружающей среды в мировом масштабе.

Социальные, экологические, экономические проблемы и их.

Интеграция с международными информационными системами в области охраны

окружающая среда, экологический менеджмент, природная среда, экологическая

окружающая среда, устойчивое развитие, экономический рост, Мировой океан, природная.

Экологические проблемы современного общества и их пути.

Экологическая проблема — это изменение природной среды, в результате (антропогенных воздействий или стихийных бедствий), ведущее к нарушению структуры и

- усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов

Роль ООН в развитии международного экологического права

Боклан, Д. С. Трансграничный ущерб окружающей природной среде от опасных видов деятельности (международно-правовые основы

Россия, сотрудничество , международное сообщество, Совет Европы, Совет Безопасности ООН , Украина, Российская Федерация.

Проблемы экологического образования и воспитания на.

Китай и Россия в международной системе обеспечения охраны.

Ключевые слова: окружающая среда. В настоящее время в мире существует множество

Изменение отношения китайского руководства к проблеме охраны окружающей среды

В 2009 г. началось активное сотрудничество в создании заповедника для сохранения.

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об.

атмосферный воздух, Башкортостан, окружающая среда, III, окружающая природная среда, альтернативное средство передвижения

охрана природы, окружающая среда, атмосфера, Российская Федерация, радиоактивное загрязнение, оптимальная окружающая среда.

Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации.

Международное сотрудничество в области экологического образования было продолжено на конференциях в Найроби (1982г.), Бече

Так, основополагающими принципами экологического образования в области охраны окружающей среды в рекомендациях международных.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Таня Масян

В природе постоянно происходит круговорот веществ, который затрагивает все регионы мира. Так выбросы углекислого и сернистого газа Великобританией выпадают в виде кислотных осадков над территорией других стран (находящихся восточнее Великобритании, на пути западного переноса воздушных масс). Таким образом все страны связаны друг с другом, именно поэтому для проведения природоохранной деятельности недостаточно мер, предпринимаемых отдельными странами. Необходимы усилия всего мирового сообщества.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: