Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста кратко

Обновлено: 06.07.2024

Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры в школе.

К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом.

Кроме того, есть еще один положительный аспект: спорт помогает встретиться с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать себя раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим, реально рассчитывать свои силы.

Хотелось бы еще упомянуть, что физические нагрузки, активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже пенсионерам.

Человеку, хоть раз испытавшему заряд энергии и бодрости, приливающих к телу после физической активности, очень трудно в дальнейшем себя этого лишить (естественно, если в борьбу не вступает такой отрицательный фактор, как лень). Поэтому и в 20, и в 30, и в 50, и даже в 70 лет человек стремится к спорту. Естественно, 60-летний дедушка не сможет так же быстро и долго бегать трусцой, как он это делал в свои 20. А если в 20 он этого вообще не делал? Здесь можно употребить достаточно избитую фразу: “Лучше поздно, чем никогда!“ Но дело вовсе не в этом. Заниматься спортом можно начать в любом возрасте, только делать это надо с умом и с расчетом. Наверняка у того же дедушки найдется с десяток различных болезней и заболеваний. Поэтому общепринятые упражнения и нагрузки (они даются на среднего здорового человека) будут не приемлемы.

Занятия физической культурой - это, прежде всего профилактика различных заболеваний и в первую очередь гипертонии и ишемической болезни сердца. Эти болезни требуют длительного лечения. Но, увы, оно не всегда ведет к выздоровлению. Значительно большой эффект дает их профилактика.

Для того чтобы добиться профилактического эффекта, необходимо заниматься физической культурой не менее 2-х раз в неделю по 30 минут с высокой интенсивностью, подходящей именно для конкретного возраста занимающегося, при условии, что в выполнении упражнений будут участвовать не менее 2\3 мышц всего тела. Для предупреждения болезней опорно-двигательного аппарата ( позвоночника, суставов ) следует делать гимнастические упражнения, которые выполняются с участием всех суставов да еще с большей амплитудой.

В процессе занятия физическими упражнениями повышается работоспособность.

Об этом свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности в состоянии мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и прежде всего сон используется организмом полностью.

1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи

В основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Использование новых концептуальных подходов предполагает поэтапное, трехуровневое обучение специалистов уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению аспирантуре.

роль физической культуры в развитии человека;

ориентироваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни;

владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья, развития психофизических способностей и качеств.

Третья ступень предполагает дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспирантуре на основе магистерской степени высшего духовно-творческого уровня осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.

Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда было и будет тесно связано с условиями и характером труда.

Вопросы повышения профессионального мастерства средствами физического воспитания более подробно можно рассмотреть в процессе производственной физической культуры (ПФК).

Производственная физическая культура – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.

подготовить организм человека к оптимальному включению профессиональную деятельность;

активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;

профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

2. Методические основы производственной физической культуры

Основы производственной физической культуры – теория активного отдыха. Великий ученый И.М. Сеченов показал, что для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается.

В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова мы находим объяснения того, как устойчивая работоспособность зависит от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.

Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки - умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.

чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;

чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.

3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК

Производственная физическая культура проявляется в различных формах:

в рабочее время в форме производственной гимнастики и профессионально-прикладной, физической подготовки;

в свободное время в форме оздоровительно-восстановительных процедур, оздоровительно-профилактических физических упражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимости – профессионально-прикладной физической подготовке к отдельным профессиональным видам работ.

Занятия в любых формах ПФК могут проводиться как индивидуально, так и в группах.

На подбор методов и средств ПФК оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления человека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабочего времени или после него - необходимое условие для подбора оптимальных методов и средств ПФК.

Похожие страницы:

Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. Роль специалистов,

. филиал Реферат по физической культуре на тему: «Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. Роль специалистов, по внедрению физической культуры и спорта в производственный .

Физическая культура в профессиональной деятельности (2)

11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА Содержание Введение 1. Цель и задачи производственной физической культуры 2. Методические основы производственной физической культуры 3. Производственная физическая культура в .

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов (2)

Теоретические основы курса Физическая культура

. 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА Содержание Введение 1. Цель и задачи производственной физической культуры 2. Методические основы производственной физической культуры 3. Производственная физическая культура .

Роль физической культуры в профессиональной подготовке студента

. профессиональной деятельности, а в частности в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста экономики. Для изучения влияния физической культуры на жизнь человека и его профессиональную деятельность необходимо .



4. Методика составления и проведения комплексов упражнений вводной
гимнастики, физкультурной паузы и физкультурной минутки
Методика производственной гимнастики включает два компонента: методику составления комплексов производственной гимнастики и методику их проведения в режиме рабочего дня. Оба компонента тесно связаны друг с другом, они определяют эффект занятий. Если грамотно составленный комплекс физических упражнений проводится не вовремя, то он принесет мало пользы, так же как комплекс, составленный без учета основных методических требований к разным видам производственной гимнастики.
Методики составления и проведения комплексов в различных видах производственной гимнастики имеют существенные отличия. Если место вводной гимнастики определено четко до начала работы, то время проведения других видов производственной гимнастики во многом зависит от динамики работоспособности человека в течение трудового дня.
Типовая схема вводной гимнастики состоит из упражнений организующего характера, упражнений для мышц туловища, рук и ног, упражнений общего воздействия, специальных упражнений.
Для людей, занятых тяжелым физическим трудом, в комплекс вводной гимнастики рекомендуется включать простые по координации движения динамического характера. Они позволяют последовательно вовлекать в активную деятельность различные группы мышц. Общая нагрузка при выполнении упражнений постепенно увеличивается к последней четверти комплекса.

На подбор упражнений производственной физической культуры влияют также температурные и климатические особенности времен года в тех или иных регионах.
Во время самостоятельных занятий физическими упражнениями возможны различные травмы. К наиболее частым повреждениям относятся ссадины, ушибы, растяжения мышц и связок, потёртости, мозоли и различные раны.
Ссадины – механическое повреждение наружного слоя кожи или слизистой оболочки. Ссадину следует обработать перекисью водорода, подсушить ваткой и обработать зелёнкой и наложить повязку.
Ушибы – следствие механических повреждений мягких тканей, но без нарушения их целостности. Непосредственно после получения травмы необходимо подержать холод на месте ушиба, обеспечив пострадавшему органу покой. Через 2 – 3 дня можно принять тёплую ванну.
При растяжении мышц и связок возникают разрывы отдельных волокон связок. Первая помощь такая же, как при ушибах. Вначале холод, давящая повязка, а затем тёплые ванночки
Ранение – это открытое повреждение тканей и органов с их анатомическими и функциональными расстройствами. Первая помощь при любом ранении – защита раны от вторичного загрязнения. Кожу вокруг раны надо обработать перекисью водорода или спиртовым раствором йода и наложить стерильную повязку.
Обморожению чаще всего подвергаются пальцы рук и ног, нос, ушные раковины. Первая помощь заключается, прежде всего, в общем разогреве организма, а поражённый участок надо растирать до тех пор, пока кожа не покраснеет и восстановится её чувствительность.
Тепловой и солнечный удары возникают потому, что при перегревании и чрезмерном потении организм теряет большое количество жидкости, кровь сгущается, нарушается равновесие солей в организме. Первые признаки теплового и солнечного удара – вялость, тошнота, головная боль, головокружение. Пострадавшего надо уложить в тень или хорошо проветриваемое помещение. К голове, а также на область крупных сосудов прикладывают пузырь со льдом или холодной водой.
Заключение
Физическая культура и спорт являются важным фактором повышения экономической эффективности современного производства и социального развития трудовых коллективов. Специалисты высшей квалификации на определенном этапе своей профессиональной деятельности, как правило, становятся руководителями производственного, творческого, управленческого
или другого коллектива. От того, насколько сам руководитель осознает роль и значимость производственной физической культуры для профессиональной дееспособности каждого члена коллектива, во многом зависит степень ее внедрения. Проблема использования различных форм ПФК не простая, так как часто вступает в противоречия с общими экономическими показателями. При решении вопросов производственной физической культуры руководителю коллектива приходится анализировать плюсы и минусы ее внедрения, сопоставляя гуманистические аспекты этих мероприятий с экономическими возможностями производства, организации.
Поэтому современный руководитель производства должен обладать определённой суммой знаний, навыков, привычек в области использования средств и методов физической культуры и спорта для решения производственных и социально-экономических задач. Он должен знать основные положения системы физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовки рабочих и специалистов своего производства, хорошо представлять все виды и формы производственной физической культуры и спорта в коллективе. Важное значение для успешной производственной деятельности руководителя производства имеет хорошее состояние в первую очередь его сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Специалисты, занимающиеся управленческой деятельностью, страдают этими заболеваниями от 43 до 80%.
Сегодня уже недостаточно, если специалист, окончивший высшее учебное заведение, сам занимается спортом. Очень важно, чтобы он умел организовывать в коллективе физкультурные мероприятия в течение и после рабочего дня, добиваться рациональной организации труда и отдыха своих сотрудников, способствовать их реабилитации и восстановлению.
Контрольные вопросы
1. Производственная физическая культура, её цели и задачи.
2. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств производственной физической культуры.
3. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики.
4. Физическая культура и спорт в свободное время.
5. Утренняя гигиеническая гимнастика.
6. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышение функциональных возможностей.
7. Дополнительные средства повышения работоспособности.
8. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
9. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов нефтегазового профиля.

Литература

1. Анатомия человека: В двух томах. Т.1 /Э. И. Борзяк, Л. И. Волков, Е. А. Добровольская и др.; Под ред. М. Р. Сапина. 1993. – 544 с.

4. Валеология. Здоровый образ жизни. – Дубровский В. И. \ предисл. Н. А. Агаджанян. – М.: RETORIKA-A, 2001. – 560 с.

5. Книга тренера по легкой атлетике. – изд. 3-е перераб. /под ред. Хоменкова Л.С. – М.:Физкультура и спорт, 1987. – 399 с.

6. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации : Руководство для врачей/ Под ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. – М.: Медицина 1995. – 400 с.

9. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие /Казин Э.М., Блинова Н.Г. , Литвинова Н.А. – М.:Гуманитарный издательский центр ВЛОДОС, 2000. – 192 с.

11. Психология. Учебное пособие для студентов. В 3 книги. Кн.1 Общие основы псилогии / Немов Р. С. – 2е издание. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

12. Психология. Учебное пособие для студентов. В 3 книги. Кн.2 Психология образования. /- Немов Р. С. – 2е издание. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496стр.

13. Подготовка квалифицированных спортсменов/ Платонов В. Н. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.

18. Спортивная медицина: учеб. для ин-тов физ.культ. – / под ред. В. Л. Карпмана. –М.: Физкультура и спорт, 1980. – 349 с.

20. Физиологические основы физической культуры и спорта/Зимкин, Коробков, Лехтман- М.:1955 – 416 с.

21. Физиология человека. Дж.Дудел, И. Рюэгг, Р. Шмидт, В. Яниг – в 4 томах, Т.1. пер. с англ.

4. Методика составления и проведения комплексов упражнений вводной
гимнастики, физкультурной паузы и физкультурной минутки
Методика производственной гимнастики включает два компонента: методику составления комплексов производственной гимнастики и методику их проведения в режиме рабочего дня. Оба компонента тесно связаны друг с другом, они определяют эффект занятий. Если грамотно составленный комплекс физических упражнений проводится не вовремя, то он принесет мало пользы, так же как комплекс, составленный без учета основных методических требований к разным видам производственной гимнастики.
Методики составления и проведения комплексов в различных видах производственной гимнастики имеют существенные отличия. Если место вводной гимнастики определено четко до начала работы, то время проведения других видов производственной гимнастики во многом зависит от динамики работоспособности человека в течение трудового дня.
Типовая схема вводной гимнастики состоит из упражнений организующего характера, упражнений для мышц туловища, рук и ног, упражнений общего воздействия, специальных упражнений.
Для людей, занятых тяжелым физическим трудом, в комплекс вводной гимнастики рекомендуется включать простые по координации движения динамического характера. Они позволяют последовательно вовлекать в активную деятельность различные группы мышц. Общая нагрузка при выполнении упражнений постепенно увеличивается к последней четверти комплекса.

На подбор упражнений производственной физической культуры влияют также температурные и климатические особенности времен года в тех или иных регионах.
Во время самостоятельных занятий физическими упражнениями возможны различные травмы. К наиболее частым повреждениям относятся ссадины, ушибы, растяжения мышц и связок, потёртости, мозоли и различные раны.
Ссадины – механическое повреждение наружного слоя кожи или слизистой оболочки. Ссадину следует обработать перекисью водорода, подсушить ваткой и обработать зелёнкой и наложить повязку.
Ушибы – следствие механических повреждений мягких тканей, но без нарушения их целостности. Непосредственно после получения травмы необходимо подержать холод на месте ушиба, обеспечив пострадавшему органу покой. Через 2 – 3 дня можно принять тёплую ванну.
При растяжении мышц и связок возникают разрывы отдельных волокон связок. Первая помощь такая же, как при ушибах. Вначале холод, давящая повязка, а затем тёплые ванночки
Ранение – это открытое повреждение тканей и органов с их анатомическими и функциональными расстройствами. Первая помощь при любом ранении – защита раны от вторичного загрязнения. Кожу вокруг раны надо обработать перекисью водорода или спиртовым раствором йода и наложить стерильную повязку.
Обморожению чаще всего подвергаются пальцы рук и ног, нос, ушные раковины. Первая помощь заключается, прежде всего, в общем разогреве организма, а поражённый участок надо растирать до тех пор, пока кожа не покраснеет и восстановится её чувствительность.
Тепловой и солнечный удары возникают потому, что при перегревании и чрезмерном потении организм теряет большое количество жидкости, кровь сгущается, нарушается равновесие солей в организме. Первые признаки теплового и солнечного удара – вялость, тошнота, головная боль, головокружение. Пострадавшего надо уложить в тень или хорошо проветриваемое помещение. К голове, а также на область крупных сосудов прикладывают пузырь со льдом или холодной водой.
Заключение
Физическая культура и спорт являются важным фактором повышения экономической эффективности современного производства и социального развития трудовых коллективов. Специалисты высшей квалификации на определенном этапе своей профессиональной деятельности, как правило, становятся руководителями производственного, творческого, управленческого
или другого коллектива. От того, насколько сам руководитель осознает роль и значимость производственной физической культуры для профессиональной дееспособности каждого члена коллектива, во многом зависит степень ее внедрения. Проблема использования различных форм ПФК не простая, так как часто вступает в противоречия с общими экономическими показателями. При решении вопросов производственной физической культуры руководителю коллектива приходится анализировать плюсы и минусы ее внедрения, сопоставляя гуманистические аспекты этих мероприятий с экономическими возможностями производства, организации.
Поэтому современный руководитель производства должен обладать определённой суммой знаний, навыков, привычек в области использования средств и методов физической культуры и спорта для решения производственных и социально-экономических задач. Он должен знать основные положения системы физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовки рабочих и специалистов своего производства, хорошо представлять все виды и формы производственной физической культуры и спорта в коллективе. Важное значение для успешной производственной деятельности руководителя производства имеет хорошее состояние в первую очередь его сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Специалисты, занимающиеся управленческой деятельностью, страдают этими заболеваниями от 43 до 80%.
Сегодня уже недостаточно, если специалист, окончивший высшее учебное заведение, сам занимается спортом. Очень важно, чтобы он умел организовывать в коллективе физкультурные мероприятия в течение и после рабочего дня, добиваться рациональной организации труда и отдыха своих сотрудников, способствовать их реабилитации и восстановлению.
Контрольные вопросы
1. Производственная физическая культура, её цели и задачи.
2. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств производственной физической культуры.
3. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики.
4. Физическая культура и спорт в свободное время.
5. Утренняя гигиеническая гимнастика.
6. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышение функциональных возможностей.
7. Дополнительные средства повышения работоспособности.
8. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
9. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов нефтегазового профиля.

Литература

1. Анатомия человека: В двух томах. Т.1 /Э. И. Борзяк, Л. И. Волков, Е. А. Добровольская и др.; Под ред. М. Р. Сапина. 1993. – 544 с.

4. Валеология. Здоровый образ жизни. – Дубровский В. И. \ предисл. Н. А. Агаджанян. – М.: RETORIKA-A, 2001. – 560 с.

5. Книга тренера по легкой атлетике. – изд. 3-е перераб. /под ред. Хоменкова Л.С. – М.:Физкультура и спорт, 1987. – 399 с.

6. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации : Руководство для врачей/ Под ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. – М.: Медицина 1995. – 400 с.

9. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие /Казин Э.М., Блинова Н.Г. , Литвинова Н.А. – М.:Гуманитарный издательский центр ВЛОДОС, 2000. – 192 с.

11. Психология. Учебное пособие для студентов. В 3 книги. Кн.1 Общие основы псилогии / Немов Р. С. – 2е издание. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры в школе.

К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом.

Кроме того, есть еще один положительный аспект: спорт помогает встретиться с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать себя раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим, реально рассчитывать свои силы.

Хотелось бы еще упомянуть, что физические нагрузки, активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже пенсионерам.

Человеку, хоть раз испытавшему заряд энергии и бодрости, приливающих к телу после физической активности, очень трудно в дальнейшем себя этого лишить (естественно, если в борьбу не вступает такой отрицательный фактор, как лень). Поэтому и в 20, и в 30, и в 50, и даже в 70 лет человек стремится к спорту. Естественно, 60-летний дедушка не сможет так же быстро и долго бегать трусцой, как он это делал в свои 20. А если в 20 он этого вообще не делал? Здесь можно употребить достаточно избитую фразу: “Лучше поздно, чем никогда!“ Но дело вовсе не в этом. Заниматься спортом можно начать в любом возрасте, только делать это надо с умом и с расчетом. Наверняка у того же дедушки найдется с десяток различных болезней и заболеваний. Поэтому общепринятые упражнения и нагрузки (они даются на среднего здорового человека) будут не приемлемы.

Занятия физической культурой - это, прежде всего профилактика различных заболеваний и в первую очередь гипертонии и ишемической болезни сердца. Эти болезни требуют длительного лечения. Но, увы, оно не всегда ведет к выздоровлению. Значительно большой эффект дает их профилактика.

Для того чтобы добиться профилактического эффекта, необходимо заниматься физической культурой не менее 2-х раз в неделю по 30 минут с высокой интенсивностью, подходящей именно для конкретного возраста занимающегося, при условии, что в выполнении упражнений будут участвовать не менее 2\3 мышц всего тела. Для предупреждения болезней опорно-двигательного аппарата ( позвоночника, суставов ) следует делать гимнастические упражнения, которые выполняются с участием всех суставов да еще с большей амплитудой.

В процессе занятия физическими упражнениями повышается работоспособность.

Об этом свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности в состоянии мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и прежде всего сон используется организмом полностью.

На современном этапе развития общества, в условиях научно-технической революции, все большее значение имеет широкое внедрение физической культуры в научную организацию труда. Этого требуют как интересы всестороннего гармонического развития личности, так и закономерности прогресса общественного производства.

Рассматривая место физической культуры (ФК) в профессиональной деятельности специалиста, можно выделить три сферы (или уровня) ее целесообразного использования:

непосредственно в рамках учебного и трудового процесса;

в непосредственной связи с процессом труда, учебы, новых его собственных рамок;

вне производства, вне учебы, но в связи с его требованиями (в системе профессионально-прикладной подготовки, широких физкультурно-реабилитационных мер).

Первые две сферы составляют область производственной ФК, а третья является как бы переходной сферой, связывающей непосредственную и другие формы ФК.

Непосредственно в рамках трудового процесса ФК представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет три формы:

Для понимания их сути и отличительных особенностей требуется хотя бы вкратце рассмотреть динамику работоспособности в течение рабочего дня (рис. 3).

0 - 1 – период врабатывания, обусловленный биологическими особенностями функций организма;

1 - 3 – период устойчивой работоспособности;

3 - 4 – нарастание усталости и снижение работоспособности;

4 - 5 – обеденный перерыв;

5 – повторное врабатывание;

5 - 7 – устойчивая работоспособность;

8 – конечный порыв.


Устойчивость достигнутого функционального состояния зависит от факторов выносливости по отношению к данной трудовой деятельности, а также от режима работы и других условий.

Утомление развивается по мере увеличения деятельности (уменьшается возбудимость и лабильность нервных центров).

Динамика работоспособности во всех ее фазах зависит не только от внутренних факторов, но и от режима труда, его общей организации и ряда других условий, в том числе от направленного использования физической культуры в режиме рабочего дня.

Производственная физическая культура (ПФК) – это система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению производительности труда. Производится она большей частью на территории предприятия, учреждения как в рабочее (учебное) время, так и вне.

Производственная физическая культура включает в себя 4 вида:

профилактические занятия в системе ПФК;

профессионально-прикладная физическая подготовка.

Как уже сообщалось выше, в рамках производства (учебы) ФК представлена производственной гимнастикой (ПГ). Задача ПГ – повышение работоспособности во время работы, учебы за счет снижения утомления и укрепления восстановительных процессов.


Вводная гимнастика; служит введением в трудовой процесс – она включается непосредственно перед началом работы, для сокращения периода врабатывания, скорейшего достижения высоких показателей работоспособности. Продолжительность 5-7 минут. Вводная гимнастика может наи более сократить фазу врабатывания. Вводная гимнастика состоит из 6-8 упражнений, которые воздействуют на основные мышечные группы и активизируют вегетативные функции. Необходимо при этом, чтобы некоторые упражнения, особенно в заключительной части комплекса, моделировали бы трудовые действия (элементы координации, темп, ритм). Надо привести в действие рабочий динамический стереотип (РДС).

Часть упражнений в ФП должны иметь контрастный характер по отношению к трудовым действиям. Например, для работников тяжелого физического труда, рекомендуются упражнения для мышечного расслабления, упражнения в растягивании и дыхательные упражнения. Интенсивность невелика. А для работников умственного труда (студентов) необходимы более интенсивные упражнения для основных мышечных групп и вегетативных органов (С.С. Галеев, Л.Н. Нифантова).

В заключительной части ФП дать упражнения настраивающие на трудовые действия. (Интенсивность постепенно нарастает до середины паузы с последующим снижением – для работников умеренной напряженности труда). У работников тяжелого физического труда ФП в большей части с невысокой физической нагрузкой с некоторым повышением в заключительной части.

Желательно сочетание производственной гимнастики с другими факторами оптимизации работоспособности:

аэрация (управляемая вентиляция, создающая комфортную воздушную среду в рабочем помещении);

аэроионизация (насыщение воздуха отрицательными заряженными ионами);

В процессе труда существуют ограничения для использования всего многообразия факторов физической культуры. В этом отношении широкие возможности имеются в дорабочее время, послерабочее время и во время обеденного перерыва (если он продолжается до 1 часа). Все большее распространение на производстве получают компоненты ФК, используемые в послерабочее время. Очень существенна их роль, когда трудовая деятельность протекает в экстремальных или отчасти неблагоприятных условиях производственной среды (шумы, вибрация, перегревание, переохлаждение и т.д.).

Эффективныфизические упражнения в послерабочее время в комплексе с гигиеническими, физиотерапевтическими и другими факторами восстановления и профилактики (сауна, душ, восстановительный массаж, сеансы психорегуляции, ультрафиолетовое облучение и т.д.). Нагрузка в физкультурных занятиях после работы зависит от последствия рабочей нагрузки. Ведь должно произойти полное восстановление работоспособности к началу следующего рабочего дня.

Физкультурно-реабилитационные мероприятия вне производства проводятся в условиях профилакториев, домов отдыха и в секциях КФК. В быту необходима использование циклических упражнений (развивающих аэробную и другие виды выносливости): бег, плавание, гребля, лыжи, велосипед и т.д. в сочетании с закаливающими факторами естественной среды. Все физкультурно-реабилитационные меры направлены на снятие не только текущего, но и кумулятивного утомления, т.е. утомления, возникающего в результате хронической суммации следов недовосстановления при длительных периодах напряженной работы. Здесь необходимы средства восстановления, отличающиеся особой эмоциональной привлекательностью и не строго регламентированной двигательной активностью (это турпоходы, турслеты, охота, рыбалка и т.д.).

Физическая культура далеко выходит за рамки собственно трудовой деятельности и ее непосредственных условий. Она широко проникает в среду внерабочего восстановления, отдыха и общей культуры быта.

Все основные формы физической культуры в быту и в системе воспитания так или иначе связаны с трудовой деятельностью, поскольку обеспечивают подготовку к ней, гарантируют здоровье и повышенный уровень общей работоспособности как важнейшие предпосылки высокой производительности труда (Матвеев Л.П., Саноян Г.Г. Физическая культура в системе НОТ, Москва – 1981).

Факты снижения работоспособности

Основная задача– повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию различных видов труда.

Если 20-30 годы были сопряжены тяжелым физическим трудом (шахтеры, металлурги, строители), то для настоящего времени – гипокинезия (ограничение количества и объема движений) и гиподинамия (уменьшение величины мышечных усилий в процессе труда).

Это приводит к понижению физической работоспособности, связанному с повышенной утомляемостью, более высокой заболеваемостью и т.д., что является следствием слабой тренированности.

Теряется координация движений, сила, ловкость, подвижность суставов. Отсюда: рост веса тела, что ведет к болезням.

Возросла доля труда, носящего монотонный характер (операции просты, но однообразны), что приводит к ограничению мышечных усилий – отсюда рост травматизма, неврозы, снижение работоспособности.

Методика использования физических упражнений для

профилактики неблагоприятных воздействий

Фактор: тяжелый физический труд.

Упражнения на расслабление, лежа для позвоночника, стопы; массажи – ручной, механический; динамические упражнения на растягивание – при тугоподвижности в суставах.

Ежечасные перерывы на 1-3 минуты (физкультминутки); занятия повышенной эмоциональности с музыкальным сопровождением.

Нервно-мышечная патология – упражнения на расслабление мышц, динамические упражнения в сочетании с самомассажем, плаванием.

При статической рабочей позе – динамические упражнения для мышц ног (махи, поднимание ног, приседания, выпады и т.д.), упражнения на тренажерах.

При повышении нервно-эмоциональной напряженности – упражнения скоростно-силового характера в среднем и быстром темпе при помощи различных силовых и спортивно-игровых тренажеров.

При вибрации – тепловые процедуры, обогревание теплым воздухом, массаж и самомассаж, физические упражнения, сочетание физиотерапевтических процедур с физическими упражнениями и массажем. Надо уметь расслаблять мышцы.

При неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях – упражнения на дыхание и расслабление, специальные упражнения на воздухе.

Основные формы занятий профилактической направленности

1. Профилактическая гимнастика – это комплекс упражнений, подобранных в соответствии с необходимостью профилактики конкретных неблагоприятных влияний различных факторов труда.

Профилактическая гимнастика проводится в нерабочее время, в больших перерывах (переменах), можно в домашних условиях по рекомендациям (типа буклета).

При вибрации – в рабочее время в регламентированных перерывах.

2. Профилированная группа здоровья – люди, подобранные по однотипным влияниям определенных факторов труда, или лица, болеющие определенными формами заболеваний (простудные, сердечно-сосудистые, опорно-двигательный аппарат и т.д.). Как правило, снижение заболеваемости в 10 раз. В общеоздоровительных группах в 2-3 раза. Занятия 2-3 раза в неделю по 45-90 минут.

3. Профилированные самостоятельные занятия – на этих занятиях могут применяться различные виды физических упражнений, помогающие противодействовать неблагоприятным факторам труда (на основании исследования особенностей труда предложено в качестве профилактического средства плавание). При гипертонии рекомендуется УГГ, ходьба, производственная гимнастика, активный отдых в выходные дни.

4. Профилированные занятия в физкультурно-оздоровительных центрах – одна из эффективных форм профилактических воздействий. Оборудование: тренажеры, сауна, массажи, бассейн. Занятия – до работы, после работы, в перерыве. Нагрузка в перерыве выше нагрузки при работе на 40-50% (80-120 уд/мин).

5. Занятия в санаториях-профилакториях – организуются по типу профилированных групп здоровья и входят в комплекс оздоровительно-профилактических процедур, которые назначаются данному человеку.

Богданов Я.М., Краковяк Г.М. Гигиена. – М.: ФиС, 1956

Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС, 1985

Головин В,А. Физическое воспитание. – М.: ФиС, 1983

Иваницкий И.Ф. Анатомия человека. – М.: ФиС, 1966

Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. – М.: ФиС, 1978

Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспи­тания. М.: ФиС, 1976

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977

Маломужев И.М. Теоретические разделы программы по физическому воспитанию. – 0бнинск, ИАТЭ, 1991

Зимкин Н.В. Физиология человека. – М.: ФиС, 1975

Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. – М.: ФиС, 1989

Темкин И.Б. Физические упражнения и сердечно-сосудистая сис­тема. – М.: Высшая школа, 1979

Фомин И.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: ФиС, 1991

Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. …………

Социально-биологические основы физическойкультуры.

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

1. Принципы физического воспитания……………………..

2. Методы физического воспитания……………………….

3. Основы обучения движениям…………………………….

4. Воспитание физических качеств…………………………

5. Формы занятий физическими упражнениями………….

6. Учебно-тренировочные занятия………………………….

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнниями.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или системы Физических упражнений.

Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спотом.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов.

Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. …

Читайте также: