Почему для катерины так важен разговор с тихоном что она поняла из этого разговора кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения.

Главные действующие лица в эпизоде – Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и ее тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею неприемлемое. Это доказывает клятва, которую так и не взял Тихон с жены.

Кабанов жалеет Катерину и искренне просит у нее прощения, но на уговоры не уезжать или взять супругу с собой не поддается,

Также Кабанов не понимает страха Катерины, о чем свидетельствует множество вопросительных предложений в конце эпизода. Речь Катерины, напротив, содержит мольбу, выраженную в восклицаниях.

Авторские реплики указывают на невозмутимость и непреклонность Кабанова к просьбам и ярое непринятие Катериной отъезда мужа. Девушка то обнимает Тихона, то падает на колени, то плачет – она в отчаянии. Тот безразличен к уговорам жены и мечтает лишь вырваться из ставшего ненавистным дома.

В целом, данный эпизод играет большое значение в произведении, так как влияет на разворачивающиеся позже ключевые события, такие как встреча Катерины с Борисом.

1. Почему для Катерины был так важен разговор с Тихоном?

Что она поняла? 2. О чем говорят ремарки к 3-му и 4-му явлениям? 3. Почему Катерина решила дать клятву Тихону?

Весь разговор с Тихоном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаянная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять

се с собой. Ответ Тихона показывает Катерине все его ничтожество, и она с ужасом восклицает: Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь? Катерина в отчаянии. Почва ускользает у нее из-под ног. И особенно ранит ее сердце упоминание Тихона о матери: Не говори ты о ней, не тирань ты моего сердца. Ах, беда, моя беда! Последнее, за что пытается ухватиться Катерина,это дать клятву. Ведь нарушить клятвустрашный незамолимый грех. И она произносит свою клятву.

Простившись, Тихон уходит, Катерина и Варвара за ним покидают сцену. Через некоторое время они возвращаются. И когда Кабаниха начинает упрекать Катерину в том, что она не воет, проводив мужа, Катерина отвечает: Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить' Стоит рассказать ученикам, как Стрепетова проводила эту сцену. Очевидец вспоминает, что, услышав голос Кабанихи, Катерина как бы уходит в себя, двигается, как автомат. Только в смелом взгляде, обращенном на свекровь, и в словах: Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!, произнесенных глухим, злым голосом, чувствуется протестующая сила.

Наступает момент, о котором Катерина говорила Варваре:

А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой.

Монолог с ключом необычайно емок и сложен. Лучше его прослушать в грамзаписи: чтение его даже подготовленными учениками обычно не передает всей гаммы чувства и глубины содержания, в нем заключенных.

На вопрос, что им кажется самым главным в этом монологе, ученики обычно прежде всего говорят, что для Катерины ' стало ясно, что в безвыходном положении, в котором она очутилась, виновата Кабаниха: Сокрушила она меня. от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны.

Катерине никто не помог в борьбе с охватившим ее чувством. Прощание с Тихоном показало, что ее верность и преданность не нужны мужу.

Но не всегда замечают ученики, что в знаменитом монологе с ключом Катерина, говоря о себе, связывает свою долю с долей всех русских женщин из народа. Ах, горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плаче г, а пуще всех мы, бабы. В простых словах Катерины, где маюсь становится синонимом слова живу, показана тяжелая доля русской женщины.

Монолог с ключом полон разнообразных оттенков чувств и настроения. Отчаяние, ужас, страх сомнения побеждаются непреодолимым стремлением к счастью.

Домашнее задание. 1. Как Островский заставляет зрителя, смотрящего 3-е действие, оправдать Катерину? 2. В чем значение 1-й сцены для понимания последующих событий?

3. Подготовить чтение по ролям диалогов Феклуши и Кабанихи, Дикого и Кабанихи и дать к ним комментарии. Сравнить речь Дикого в I и III действиях.

6-й урок. На чьей стороне драматург? (Работа над III действием.)

Островский все делает для того, чтобы зритель не только разумом, но и сердцем оправдал Катерину. Все действие построено на контрастах. Контрастны 1-я и 2-я сцены. В 1-й жизнь Калинова с произволом купцов, темнотой и жестокими 'нравами; во 2-йночной Калинов.

Контрасты и во 2-й сцене. Беззаботная и простая любовь Кудряша и Варвары подчеркивает сложность любви Катерины и Бориса. На сцене почти все время звучит песня. Песня часто входит в пьесы Островского, который считал, что хорошая песня не только вызывает симпатию к исполнителю, но говорит о самом человеке. И то, что Варвара и Кудряш поют широкие, удалые песни, свидетельство их положительной оценки драматургом. Знаменитая актриса Садовскаяисполнительница роли Варвары,казалось, в этой сцене дышала песней, а не пела ее, как поют все, у нее сердце стучало песней. Красота природы и песни в этой картине подчеркнута репликой Бориса:

Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песня, свидания! Они усиливают мотив всей картиныторжество жизни, любви. Но не может быть прочным счастье Катерины.

Предлагаем ученикам подумать, какие преграды стоят на пути Катерины к счастью. В беседе устанавливаем, что, помимо чисто внешних препятствий, есть непреодолимые преграды в самом характере Катерины. Страх греха, ужас перед геенной огненной еще вернутся к нейстарое не уходит мгновенно. Но не только эточестная, цельная Катерина никогда не сможет жить двойной жизнью.

Мы начали разговор со 2-й сцены, полной подлинного драматизма. С какими мыслями и чувствами остается зритель после 1-й сцены? Вспомним ее. В чем ее значение? Ученики читают подготовленное дома 1-е явление III действия.


Кого можно считать носителем человеческого достоинства?


Отношения с женой

Тихон женился по воле своей матери, может быть, он и неплохо относится к жене, но такой муж — не защитник. Он мечтает о свободе, но вряд ли знает, что с ней делать. Думает в первую очередь о себе, а не о несчастной женщине, живущей с ним рядом.

Жестокая мать ревнует своего единственного сына к жене, поэтому часто обижает ее без всякой причины. Покорный Тихон пытается успокоить мать, но не спешит заступаться за безответную жену.

Он не желает наказывать свою жену, но по приказанию матери все же бьет ее и ругает, хотя сам жалеет ее при этом. Когда встает вопрос о том, кто виновен в смерти грешной Катерины, слабый Тихон прямо обвиняет свою мать.

Цитатная характеристика, созданная по репликам героя пьесы, подчеркивают его характерные черты:

Изобретатель Кулигин


Главный герой пьесы

Тихон Кабанов — молодой мужчина, который родился в богатой купеческой семье. Герой пьесы женат на красивой и покладистой женщине. Но, несмотря на это, семейная пара не живёт той жизнью, которой им хотелось бы. Катерина и Тихон проживают в одном доме с матерью мужчины, которая является главой семейства и требует беспрекословного подчинения со стороны своего сына и невестки.

Сравнение с Борисом

Тихон относится к категории бесхарактерных людей, из-за чего беспрекословно выполняет все указания своей матери. Взрослый мужчина ничего не может сделать без прямого разрешения властной Кабанихи. Женщина своим сильным нравом подавила характер сына, из-за чего в родном доме он никогда не чувствовал себя уютно.

Если читатель обратит внимание на краткое описание речевой характеристики, то он заметит существенно приниженную роль мужчины. Тихон вынужден постоянно во всём соглашаться со своей матерью, утверждая при этом, что не желает жить исключительно своим умом. А вот Кабаниха, в свою очередь, не подбирает своих выражений в разговорах с собственным сыном, а также регулярно учит и ругает свою неопытную невестку Катерину.

Сочинение на тему Тихон Кабанов в Грозе

Автор не зря выбрал данное имя для героя – Тихон – тихий. Кабанов не имеет силы воли и позволяет злой матери не только грубо обращаться с ним, но и со своей женой. Это отчетливо наблюдается в сцене отъезда на ярмарку. Он понимал, что приказы матери злы и причиняют боль, но не мог им противиться, а после выполнения тихо спивался в своей темной лачуге, отчего становился еще более безвольным.

Катерина, жена Кабанова, единственное, что удерживает его от ухода из жизни. Любовь к ней становится, настолько велика, наравне с желанием стать свободным, освободиться от гнета матери и всегда несправедливой свекрови. Но, с каждым прожитом днем он начинает понимать внутри себя, что и с ней начинает происходить нечто странное, чего не было ранее. Он пытается понять ее душевные муки, но Катерина не в силах рассказать ему. Именно из-за своей мягкости и отсутствия внутренних сил Тихон не в состоянии помочь жене бороться с ее страстью к полной противоположности мужа – Борису. Когда слухи разошлись по всей деревни, Тихон не принял ни одной попытки облегчить участь Катерины от публичной расправы. Лишь только тогда, когда бездушное тело жены рухнуло на холодную землю, он понял, что эта была крайняя черта и решается восстать против Кабанихи, и публично обвиняет ее в смерти своей жены.

Явный деспотизм матери имеет отчетливое отражение на характере Тихона Ивановича, он затмевает его внутреннюю доброту и желание жить свободно. Он любил свою жену, всегда старался быть сострадательным к мучениям, но постоянный гнет Кабанихи и ее напористость заставляют главного героя позабывать всякое подобие собственной силы воли.

Тихон, будучи не в состоянии понять глубокую и чувственную душу Катерины и ее мечтательные порывы к новой лучшей жизни, он не уделяет ей нужного внимания в самый сложный жизненный момент, который стал критическим и становится одним из виновников ее гибели. Самодурство и вечный деспотизм, неизбежно порождают запуганных и забитых личностей.

Характер Катерины

Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.

Характеристика образа

Вся жизнь главного героя диктуется его матерью, он боится высказать своё мнение, поэтому полностью подчиняется ей.

Тихон по-своему любит жену Катерину, однако он не способен увидеть её страстную и свободолюбивую натуру, её душу. Вся проблема состоит именно в этом. В связи с такими затруднениями, главный персонаж находит отдушину в алкоголе и командировках в Москву. Командировка для него — это возможность нагуляться. Сам по себе Тихон Кабанов является слабым и бесхребетным. Однако оно и неудивительно, так как с самого детства его попытки принимать решения самостоятельно пресекались матерью. Именно её тирания стала причиной такого инфантильного поведения.

Взаимоотношения Катерины и Тихона


Характеристика Тихона

По сценарию пьесы, Тихон Иванович Кабанов — один из главных героев, сын Марфы Игнатьевны Кабановой (окружающие ее чаще называют Кабанихой) и муж Катерины. Но ни в том, ни в другом качестве он себя по-настоящему не проявил. Тихон вобрал в себя все черты инфантильного человека. Образ его представлен зрителю через отношение к матери и жене.

Он слишком слабохарактерен, чтобы иметь свое мнение, поэтому не вызывает даже простой человеческой жалости:

  1. Он боится слово сказать поперек матери, которая домашних заела поедом.
  2. И хотя он говорит Катерине, чтобы она не обращала внимания на ее слова, защитить жену от деспотичной свекрови не может.

И если у слабой женщины хватило решительности и душевных сил на такой шаг, то Тихон никогда не осмелится на это и продолжит влачить свое жалкое существование. Но как утверждает Добролюбов, ругать этих людей особо не следует, так как надо изменить почву, на которой они произросли. И на самом деле, трудно быть независимым, если человек ждет наследство от богатого родственника или полностью зависим от него.

Катерина и Борис


Что дает пьесе образ Тихона

Автор в своём произведении раскрывает следующие негативные черты:

  • нерешительность;
  • молчаливость;
  • бездейственность.

Все они присущи главному персонажу на протяжении всей пьесы. Только в конце, после самоубийства жены, Тихон понимает в чём его проблема, почему у него такой характер, и кто виноват в этом. Такая трагедия подтолкнула главного персонажа к тому, что он публично обвинил мать в смерти жены. Он впервые пошёл ей наперекор, тем самым нанеся самый страшный удар.

Образ Кабанова — символ конца матриархального уклада. Сам по себе он не злой человек, но слабый, поэтому и оказался между двух огней — матери и жены.

Конец пьесы неоднозначный и трагичный. Добро так и не победило, но и зло тоже не восторжествовало. Весь конфликт, который раскрывается в произведении, основан на эмоциональной борьбе главного героя. Тихон привлекает внимание читателя в первую очередь свой добротой, но в то же время отталкивает бездеятельностью и отсутствием характера.


Она должна была убедиться в его любви, в настоящей любви.


Кто лучше относится к Катерине, Борис или Тихон?

Кто лучше относится к Катерине, Борис или Тихон?


Почему Тихон не может простить катерину в измене?

Почему Тихон не может простить катерину в измене.


Почему катерина воспринимает отъезд мужа тихона как беду?

Почему катерина воспринимает отъезд мужа тихона как беду.


Пьеса Островского Гроза Почему Катерина решила дать клятву Тихону?

Пьеса Островского Гроза Почему Катерина решила дать клятву Тихону?

Почему Тихон не берет клятву?

Действие 2, явление 4.


Охарактеризуйте отношение Тихона и Катерины к Кабанихе(Островский "Гроза")?

Охарактеризуйте отношение Тихона и Катерины к Кабанихе(Островский "Гроза").


Почему сцена разговора Обломова с Захаром о свадьбе помогает понять что разрыв с Ольгой неизбежен?

Почему сцена разговора Обломова с Захаром о свадьбе помогает понять что разрыв с Ольгой неизбежен?


Что понял папа Васи после разговора с табурцием?

Что понял папа Васи после разговора с табурцием?


Разговор лютика и жучка Почему произведение юмористическое?

Разговор лютика и жучка Почему произведение юмористическое?


Почему Печорин не сказал Грушинскому , что знает о их разговоре?

Почему Печорин не сказал Грушинскому , что знает о их разговоре.


Почему разговор Ольги Ильинской и Ильи Обломова называют разговором двух немых?

Почему разговор Ольги Ильинской и Ильи Обломова называют разговором двух немых.


Пошёл как - то старик на базар . Пришёл и видит продают два платка . И говорит старик эх куплю как я старухе платок смотрит первый и говорит дорого да мило. Смотрит второй платок и говорит дёшево да гнило. Решил старик пройдет годок и купит он кр..


В повести о житие александра невского рассказывается о его подвигах и жизни. Здесь он представлен настоящим идеалом того времени. Он храбрый, достаточно умен, также хорош в дипломатии(что не мало важно для всей страны). Сам князь был человеком вер..


Фонвизин в своем творении поднимает проблему безалаберности и безграмотности даже богатых детей.


Наверно, многие люди любят время. Время учит людей всем премудростям жизни, залечивает душевные раны. "Время - движущийся образ неподвижной вечности", как ещё несколько веков назад сказал знаменитый французский поэт Жан Батист Руссо. Но есть у вре..


Двух личностей главного героя, который очень легко меняет отношение к жизни в зависимости от ситуации. Показано чинопочитание и двуличие людей.


Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать. В 1879 году в ..


Девушка Эля я читала там так было но точно сказать не могу эля.


Потому, что он благословил Дмитрия Донского перед его битвой с монголо - татарами. И в этой битве он одержал победу над ними (монголо - татарами). После этого Сергия Радонежского причислили к лику святых.


Греческие мифы, позднее заимствованные этрусками и римлянами, повествуют о 12 подвигах Геракла, одним из которых было похищение коров великана Гериона. Со слов Страбона, который цитировал Пиндара, следует, что в ходе своего путешествия на запад Гера..


Слово – начало творения и величайшая сила в мире. Слово, сказанное с добрыми или злыми намерениями и с разной интонацией, будет в значительной мере влиять на что - либо. Человеку было дано свыше сильнейшее "оружие" : язык, азбука, букварь. Всем из..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: