Почему девочки должны носить юбки и платья в школу

Обновлено: 02.07.2024

Споры вокруг школьной формы ведутся давно — не только в России, но и, наверное, во всех странах мира. Сторонники идеи формального костюма считают, что строгий дресс-код помогает детям сосредоточиться на учебе и приводит к сплоченности учеников. А противники унификации чаще всего приводят доводы о том, что школьная форма — это насилие над личностью, ограничивающее право ученицы или ученика на самовыражение. Но есть и еще один аспект, о котором теперь говорят все чаще — школьная форма нередко является формой дискриминации и боди-шейминга девочек. Вот несколько примеров.

Не тот цвет волос и не тот макияж

Никаких штанов

Аналогичный запрет появился в девяти школах в заполярной Кандалашии в Мурманской области — притом, что температура здесь зимой опускается до -30 градусов. В дело пришлось вмешаться прокуратуре, и в итоге здравый смысл все-таки победил и девочкам все-таки разрешили приходить на учебу не только в юбках.

Не та длина юбки

Выглядывающие бретельки

Мэллори Джонстон и Грейс Вуд, учащиеся средней школы в Онтарио, протестовали против политики своей школы: руководство пообещало отстранять от занятия девочек, если у тех из-под одежды были видны бретельки бюстгальтера (что? да!).

Леггинсы только для худых

Директриса средней школы в Южной Каролине посоветовала ученицам не ходить в леггинсах, чтобы не выглядеть толстыми.

Многие ученицы школы написали в соцсетях, что им было безумно обидно слышать такое замечание от директрисы, и в итоге женщина принесла девочкам извинения. Бодишейминг не пройдет!

Слишком торчащие соски

Лиззи Мартинез, ученица средней школы Брейден-Ривер в Брадентоне, штат Флорида, как-то раз пошла в школу без бюстгальтера, потому что у нее был сильный солнечный ожог, и она не хотела, чтобы нижнее белье давило на чувствительную кожу. Ее выгнали из класса за то, что она якобы отвлекала своим видом учеников, когда один мальчик из класса засмеялся над ней и сказал своим друзьям, что на ней нет бюстгальтера.

Никаких открытых плеч

В августе 2017 года руководство средней школы Сан-Бенито в Холлистере, штат Калифорния, отправило домой 50 учеников (и мальчиков, и девочек) за ношение одежды с открытыми плечами. Этот стиль был запрещен школьным сводом правил, но ученики попытались выступить против ограничений с помощью такой акции.

Непотребные шорты

Нам бы очень хотелось, чтобы девочки во всем мире могли сами выбирать, какую одежду они будут носить в школу, в какой цвет красить или не красить волосы и ресницы — и не получать за это оскорбительных комментариев и насмешек. И уж совсем немыслимо, что кого-то в современном обществе могут не допустить к урокам из-за внешнего вида. Короче говоря, мы надеемся, что такие истории останутся в прошлом, а пока всем girl power и хорошего начала учебного года!

В Самарской школе девочкам запретили носить брюки, причём вне зависимости от их кроя. Прокуратура уже приняла решение о неправомерности такого запрета. Что несёт большее "зло" ― оголение колен или облегающие леггинсы, скрывающиеся под "благородным именем" части классического костюма? Лайф решил разобраться в правилах школьного дресс-кода.


В Самаре разгорелся скандал вокруг общеобразовательной школы №22: региональная прокуратура решила разобраться в "модных ограничениях". Ещё в мае совет учебного заведения принял решение запретить девочкам надевать на занятия брюки (даже классического кроя), а почему конкретно, никто не ответил. Директор ограничился фразой о чрезмерно "вызывающей" одежде учениц. Прокурорская проверка (в связи с жалобами родителей) привлекла внимание российской общественности и, как следствие, Департамента образования Самарской области, а за ним и городской администрации.

И как бы школьный совет не пытался "оградить" детей от "порока", местные чиновники главу школы не поддержали ― в департаменте образования Самары заявили, что брюки девочкам носить можно. Главное, чтобы крой был классический. Однако местные чиновники лишь "порекомендовали" школьному совету пересмотреть своё решение.

Дальше ― больше. Прокуратура города запрет на ношение брюк школьницами опротестовала, отметив, что запрет должен был приниматься с учётом мнений учеников и их родителей. В ведомстве заявили, что в начале нового учебного года нужно собрать новый совет и уже с учётом всех мнений разобраться с дресс-кодом, иначе "брючный запрет" всё же вступит в силу.

Кажется, брюки ― всё же более строгий элемент костюма, чем юбка. Но, может, вместе с тем и более привлекательный?

Эксперты спорят. Одни говорят об ущемлении прав человека, другие поддерживают благонравные идеи совета школы. Тем не менее кто-то считает, что разницы в женском "представлении" нет никакой.

"ЗА": Почему девочки должны оставаться девочками, а школьные указы ― исполняться беспрекословно.

Большинство поддержавших запрет на брюки считает, что нельзя идти поперёк школьного совета, тем более что на Западе в большинстве случаев женская учебная форма подразумевает только юбки.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава:


― Считаю, что в школе должна быть форма. И это нормально, что учреждение решает самостоятельно, какая она должна быть. Ученики обязаны соблюдать эти требования. Е сли утвердили форму без брюк, то значит, так и надо . Такая мера объясняется тем, что дети, скорее всего, соревновались экстравагантностью в одежде.

Для зимы есть колготки. Это и красиво, и для детей лучше, ― поделился депутат. ― Классическую школьную форму исторически сохраняют во всех развитых странах и на Западе. Это ещё одна разновидность образовательных мер. Как говорил Макаренко, стены тоже воспитывают. Если следить, кто хуже или лучше одет, когда заниматься учёбой?

В Русской православной церкви к запрету на брюки относятся положительно.

Протоиерей отец Лев Семенов, преподаватель в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете:


― Предпочтительнее, чтобы женщина была не в брюках (во избежание путаницы между мужским и женским обликом). Но, как мы видим, это соблюдается не всюду. Человек должен выглядеть скромно, не вызывающе. Но г лавное, конечно, не то, в какой ты одежде, а в каком духе и содержании. Манере общения, отношении к жизни и людям.

ПРОТИВ: "брючный запрет" ― пережиток прошлого, который может подорвать психику и здоровье ребёнка

Многие считают, что жёсткие рамки в отношении школьной формы для девочек ― глупость и нарушение прав человека. Другие в противовес "благой идее" ставят превышение директором школы своих полномочий, третьи вовсе видят в нём "извращенца".

Десятиклассница Самарской школы № 22 Анастасия Барсукова рассказала, что девочкам запретили носить брюки ещё в конце прошлого учебного года.

― Большинство девушек не хотели носить классические брюки и частенько надевали зауженные, в обтяжку. А нашего директора это не устраивало. Теперь мы вынуждены носить только юбки и платья.

По словам Барсуковой, родители не до конца верят в это, поскольку учителя и администрация школы ещё официально не сообщали об этом. Но одноклассницы в запрете уверены, и большинство из них отрицательно отнеслись к такому нововведению.

― Нам хочется не только в юбках ходить, но и в брюках, хотя бы изредка. Тем более, по правилам, юбка должна быть однотонная, неяркая. Да и зимой не очень удобно. Мало того, что холодно, нет условий для того, чтобы переодеться. Разве что в туалете, ― рассказала школьница.

Активистка и общественный деятель Мария Арбатова считает, что глава учебного заведения должен быть уволен.


― В стране нет официальной школьной формы (она есть в частных школах и тех, в которых родители за это выступают), поэтому нельзя запрещать что-то. Директор должен быть освобождён от должности ― он развлекается не на собственной кухне, а в учреждении за наши налоги ― нужно поднять вопрос о его мгновенной отставке. Существуют "городские сумасшедшие", которые определяют дресс-код, ― это профнепригодность. Если директору что-то не нравится, то пусть он едет, куда хочет, и заматывает девочек в тряпки, чтобы они были полуинвалидами, полуглухими и полуслепыми. Личные проблемы нужно решать у психоаналитика, но не в школе.

По словам врача-сексолога Александра Полеева, в запрете на "штаны" чётко прослеживается отголосок прошлого.


― Такие истории были 40 лет назад. В советских институтах преподавательницам приказывали не носить брюки. Но даже тогда это считалось абсурдом, ― рассказал сексолог.

В наше время многие девочки обладают расстройством, из-за которого им кажется, что у них кривые ноги. Брюки помогают школьницам свои "проблемы" скрывать. Запрет на штаны приведёт к тому, что подростки просто не будут ходить в школу или будут носить длинные юбки, которые выглядят религиозно и смешно. Некоторые девочки страдают и физическими заболеваниями (цистит, например), и врачи советуют носить им брюки. Многих женщин это спасает от будущих неприятностей.

Женщина в юбке (вне зависимости от длины) заводит мужчину сексуально больше, чем та, что в брюках. Далеко не все школьницы понимают, что, нагибаясь даже в длинной юбке, они показывают ягодицы (их силуэт), а если речь идёт о юбках выше колена, то ещё и промежность. Как вы в ней ни крутитесь ― ветер, движения. Демонстрируются ноги. А если ещё и в чулках. У подростков в выпускных классах и так излишняя сексуальность, зачем возбуждать её ещё больше.

Психиатр утверждает, что лишь немногие школьницы одеваются вызывающе.

― Именно с такими нужно проводить воспитательные беседы, и необязательно принуждать отказываться от брюк всё образовательное учреждение.

Оттенки "серого". Без паники!

Фото: © Flickr / FoxSchumacher

Фото: © Flickr / FoxSchumacher

Член московской коллегии адвокатов "Князев и партнёры" Зиннур Зиннятуллин:


― Нормативно-правового акта на введение ограничений в школьной форме нет (только школы определяют порядок формы). Однако можно обратиться в суд с иском о нарушении прав, законов и интересов как школьников, так и родителей (они обеспечивают их одеждой). В решении совета школы можно найти несоответствия с законом, потому как каждый человек имеет право выбора, в чём и как ходить.

Профессор Московской духовной академии.


Андрей Кураев, в отличие от православных коллег, не был категоричен:

― Апостол Павел внятно об этом говорил: "Никто да не осуждает вас за ваши праздники". Здесь речь идёт о календарных праздниках, а тем более как можно человека ограничивать в повседневной жизни. Я не могу представить себе апостолов Христа, которые стоят у врат Рая и замеряют длину юбок приходящих. Или что ещё лучше, спрашивают: "Не носила ли брюки ты?" Однако каждая корпорация, действительно, может устанавливать свой дресс-код. Только это должно обсуждаться с родителями.

Итог

"Противники" ограничений одержали безоговорочную победу, вопреки попыткам сделать учениц "скромнее".

― Большинство школьников и их родителей предпочитают брюки юбкам (вне зависимости от фасона), так как, например, зимой никто не хочет рисковать собственным здоровьем. В морозы и сильные ветра брюки не только безопаснее, но и удобнее.

― Ребёнок всегда должен иметь и чувствовать право выбора. Классическая форма ―хороший способ не выделяться из толпы. Но за детьми стоит оставить право определять: юбка или брюки. Это предаст школьнику уверенности.

― "Юбки" могут спровоцировать сексуальную агрессию со стороны мальчиков-подростков. Зачастую девочки могут стать объектами вожделения, сами того не подозревая. Например, случайно нагнувшись, можно показать "волнующий" силуэт бедер.

В любом случае, прежде чем вводить в учебных заведениях особые запреты, школьному совету стоит выслушать и принять во внимание мнение второй стороны ― родителей и учеников.

Между тем, в школах из года в год пытаются обязать девочек носить именно форменные юбки. Брюки для девочек в школах не приветствуются, где более явно, где менее. А в этом августе, накануне учебного года, даже были попытки ввести прямой запрет на ношение девочками брюк. Например, в самарской школе N 22. История привлекла к себе внимание СМИ, но это далеко не единичный случай. Просто во многих других школах догадываются не фиксировать это требование в документах, чтобы не навлекать на себя критики.

Чего пытаются добиться школы, когда настаивают на ношении девочками именно юбок?

Как результат — протесты родителей. И не против самой формы, а против навязывания четкого формата одежды той или иной фирмы, с которой администрация или попечительский совет заключают выгодный обоим договор. Форма зачастую шьется очень некачественно: плохой материал, модель непривлекательная или неудобная. А ведь удобство в одежде значимо любому человеку, особенно детям с превалирующим кинестетическим каналом восприятия мира, которые ориентированы на ощущения тела. Девочкам-визуалам к тому же хочется красивой одежды, их самоощущение от этого зависит напрямую. Поэтому некрасивая и неудобная форма скорее способна травмировать, нежели способствовать психологическому комфорту в процессе обучения.


Психолог, супервизор из Краснодара Алексей Афанасьев считает, что все не так однозначно.

— Это вопрос очень интересный и непростой, — говорит он. — Мы не можем с точностью утверждать, что происходит в головах других людей и какими намерениями они руководствуются. Можно предположить, что намерения самые позитивные: формирование определенного образа учебного заведения, подкрепление гендерной определенности среди учеников и т.д. Ведь это действительно важно, чтобы мужчина выглядел и вел себя, как мужчина, а женщина – как женщина, даже если им по 10 лет от роду.

Причин, почему это вызывает протесты школьниц и их родителей, может быть много. Легко понять девочек-подростков, которые в штыки воспринимают любой запрет и навязанное действие. Если бы обязывали ходить только в сером или, наоборот, запрещали фиолетовый цвет в одежде, протестов была бы тоже масса. Что касается родителей, то у них свое видение вопроса: а вдруг дочка будет мерзнуть? А вдруг будет выглядеть чересчур сексуально? А вдруг маньяк? А вдруг еще что-нибудь?


— Особым эротизмом этот ассоциативный ряд отличается обычно лишь у того, кто ищет эротики в этой теме, — считает Алексей Афанасьев. — Как и всегда: кого-то, например, волнует медсестра в халатике или учительница в юбке-карандаш. Но вовсе не потому, что с этой одеждой что-то не так, а потому, что таковы индивидуальные предпочтения. Можно сказать, вехи на исторической карте чьей-то сексуальности.

Было бы странно в этой связи воспринимать медицинскую униформу или одежду делового стиля как нечто провокационное. Если одежда используется как атрибут ролевой игры, то да. Если выполняет свою прямую функцию, то нет. То же самое – и с юбками на школьницах.

Школьные юбки, конечно, вызывают у человека определенные ассоциации – в зависимости от личного опыта, скажем так. Тот, кто вырос в Советском Союзе, скорее всего, припомнит коричневые платья, фартуки и пару связанных с ними историй.

Представители более молодого поколения могут вспомнить, пожалуй, не столько их, сколько зарисовки из молодежного аниме… или другого кинематографического жанра.

Однако есть такая штука – закон привыкания. Мы довольно быстро перестаем акцентировать внимание на том, что видим постоянно. Поэтому для того, кто каждый день соприкасается со школьной жизнью (и видит школьниц в юбках), они ассоциируются скорее с повседневной рутиной, а не с эротической экзотикой.

Так что же, ношение школьницами юбок, в целом, с психологической точки зрения, полезно?

По мнению Татьяны Лявенко, форма помогает осознать формат своей роли, является ее неизменным атрибутом.

При этом форма должна гармонировать с содержанием, которое в свою очередь основывается на психологических особенностях возраста. Мы приходим в этом мир цельными. В нас есть и мужское и женское. Рождаясь в женском теле, девочка имеет изначально сильно выраженный мужской аспект. Этот факт помогает ей выжить и стать репродуктивно способной особью.

В период до полового созревания девочка, по сути своей, бесполая: девочки крупнее и сильнее мальчиков, у них много общих интересов и игр, правила которых не учитывают половую принадлежность. Как правило, игры активные, в которых, конечно же, удобнее участвовать в брюках.

С приходом месячных – по сути, это среднее звено школьного обучения — девочек стоит приучать к юбкам. Но к длинным — колени должны быть прикрыты. Ибо короткая юбка мало уместна для сидения за партой: и неудобно, и некрасиво, и холодно зимой.


Алексей Афанасьев считает, что сложно однозначно определять разумность ограничений, связанных с формой. В социальной психологии есть понятия социальной и личной идентичности. Социальная идентичность – это причисление себя к какой-то группе. Что делает меня похожим на других? В этом плане школьная форма – отличный знак своей социальной идентичности, принадлежности к группе.

А как же быть с личной идентичностью? С тем, что делает тебя непохожим на других, позволяет отличаться? Для этого тоже должно быть пространство. Пожалуй, баланс или дисбаланс этих двух течений и позволяет говорить о разумности (или неразумности) ограничений.


Трушина: Мне кажется, вопрос так ставить нельзя — время изменилось. Девочки могут выбирать в качестве одежды и юбки, и брюки. История тут долгая и сложная. Во многих странах мира возникают конфликты по поводу формы для школьников. В Великобритании, например, долго запрещали девочкам носить брюки. Родители боролись с этим, а когда добились своего, девочкам запретили носить юбки — потому что они неподобающе короткие, задираются и мешают ездить на велосипеде. Мне кажется, что запрет на брюки — пережиток прошлого. Но этому есть свое объяснение: школьная форма родилась из военной и церковной формы, причем школьная форма для девочек вышла именно из религиозной одежды.

В светских школах такого деления быть не должно. В принципе, это возможно в тех школах, где есть сильная религиозная составляющая. Например, в православных, где не носят юбки выше колена. Но в светских школах нет и не должно быть обязаловки. Там должны быть какие-то знаки отличия, иначе зачем вообще нужна униформа? Суть в том, что форма — обязательный предмет одежды. Школьники, как и медсестры, не могут сказать, что одежда им не нравится и они не будут ее носить. В школе у нас были активисты, которые боролись против школьной формы, потому что она якобы мешает их самовыражению. Я такую позицию уважаю, но чтобы выразить себя, существует масса других способов.


С помощью юбки можно очень ярко себя выразить.

И сразу же встает вопрос о ее длине. Опять же не надо забывать, что мы живем в то время, когда вся униформа очень фетишизирована. Любая женская форма — военная, полицейская — все карнавальные костюмы основаны на этом. В любом секс-шопе продаются костюмы школьницы, медсестры, монашки. Это момент трансгрессивный, это произошло, и никуда от этих коннотаций уже не уйти. Связь с этим будет все равно. Вопрос в том, где провести грань, отделяющую реальность от фантазии.

Возможно, суть проблемы именно в том, что не все способны провести эту грань.

Это уже зависит от степени испорченности людей. Но в других странах, например, много споров вокруг элементов одежды, обозначающих принадлежность к религии. В первую очередь речь о хиджабе. Этот вопрос куда более сложный, чем юбки. Но опять же оба они — женские. То, что эти вопросы до сих пор возникают и не теряют актуальности, — естественно. Женщины не так давно обрели право на образование в глобальном плане. И вот наконец дошли до того, что женщина — тоже личность и она может выбирать. Понятно, что консерваторы, считающие, что у женщин нет права выбора, никуда не делись. Тем более маленькая женщина, которой все — и родители, и школа, и государство — говорят, как жить. Девочка уже в юном возрасте осознает себя личностью и говорит, что хочет носить брюки. Она имеет на это полное право. А почему нет? Сколько историй о том, что девочки банально комплексуют из-за маленьких юбочек!


Фото: Сергей Узаков / ТАСС

Возможно, введение какого-то единого стандарта школьной одежды могло бы избавить их от этой проблемы.

С одной стороны, единая форма сняла бы некоторые вопросы. После того как школьная форма, обязательная всегда и везде, была отменена или заменена на выбор школы, она осталась как обязательный элемент только в религиозных и частных школах. Форма стала знаком отличия и элитарности. И если ввести единую — частные школы взбунтуются. А учитывая, насколько огромная у нас страна, это было бы очень проблематично.

Хотя в советские годы проблем с этим не возникало.

В самой по себе форме нет ничего плохого. Другое дело, что те времена ушли. Детям тоже нужно давать право на самовыражение. Мне кажется логичным иметь набор каких-то вариантов. Чтобы школьник имел право сочетать какие-то элементы костюма: юбку или брюки, жилет или пиджак, синий или серый. Все-таки жить до 18 лет, полностью лишенным права на самовыражение, тоже неправильно. Форма может иметь не один вариант, как это было в СССР, а несколько элементов, которые комбинируются по цвету, фасону, например, в зависимости от времени года. Чтобы школьник мог выбрать, что подходит именно ему, но при этом соблюдать универсальные приличия.


В российских школах сейчас крайне распространен так называемый офисный стиль: строгие брюки, черные юбки и белые блузки. Это проявление дисциплины? Воспитание белых воротничков?

Действительно, сейчас прослеживается такая тенденция — школьники носят то, что впоследствии будут надевать для работы в офисе. Условно белые воротнички. Эта тенденция на то и заточена, чтобы человек знал, как вести себя в закрытом сообществе. Для этого есть определенный набор кодов. Так не только в России. В принципе, это удобно для системного мышления и это легкий способ настроить человека на определенные поведенческие модели. Чаще всего школьная униформа связана с англо-саксонскими традициями, а также тоталитарно-милитаристскими режимами. Британская форма произошла от формы военной и в результате колонизации распространилась по всему миру. Во многих странах боролись с этим. Наиболее либеральное отношение к форме в Скандинавских странах и Швейцарии. Там практически никогда не стремились ее вводить, и соответственно, проблем с этим не было. Сильнее всего военное влияние ощущается в школьной форме Германии, Австрии, в странах Восточной Европы и в азиатских странах — Корее, Китае, Филиппинах. В 2000-х в Иране долго спорили об обновлении школьной формы. В итоге там разрешили в какой-то момент яркие цвета. Чуть ли не розовые платья для девочек. Однако скоро все это отменили. Этот вопрос всегда решается в том ключе, в каком развивается само общество.

Значит, форма, в которой ходят в школу дети, так или иначе отражает настроения в обществе?

На эту тему написано немало научных работ. В частности, рассматривается влияние именно школьной формы на современную рабочую одежду, а не наоборот. Люди настолько привыкли к этой униформе с детства, что впоследствии распространили ее на свою взрослую жизнь. Этот процесс идет в обе стороны. Не то чтобы взрослые хотят навязать детям какую-то модель, а наоборот, взрослая модель сформировалась под влиянием того, в чем людям удобнее работать. Такой точки зрения придерживаются историки костюма. Что касается женской формы — у нее более противоречивое значение как раз из-за фетишизации. В Японии образ школьницы в клетчатой юбочке — это фетиш. Сексуализация этого образа очень растиражирована. Девушки даже продавали ношеные элементы своей униформы в рамках этого фетиша. Мировая культура впитала такой образ. Но то же самое можно сказать и про медсестру с монахиней. Эти образы одинаково популярны в секс-шопах. Забавно и то, что образ учительницы не менее популярен, чем образ школьницы.

Читайте также: