Почему дети убегают из школы

Обновлено: 05.07.2024

Бегут от родителей и от проблем

По словам Сергея Глушкова, дети сбегают из семей по разным причинам. Конфликты с родителями из-за успеваемости в школе, желание жить отдельно от мамы с папой, отсутствие контроля со стороны взрослых и даже отказ в покупке желаемых вещей.

Как рассказал Сергей Глушков, с потеплением количество сбегающих детей растет. За год в Воронежской области в розыск объявляют порядка 300 детей. Причем половина из них сбегают неоднократно. С начала этого года из семей и интернатов сбежали свыше 100 детей в возрасте, в основном, от 14 до 18 лет. Около 25% пропавших детей убегают из интернатов, многие – из неблагополучных семей. Но бывают случаи, когда дети бегут из беспроблемных семей.

Ни один ребенок не в силах подчиняться запретам, указаниям и правилам на сто процентов. И если одни шалости вызывают у взрослых улыбку, то другие могут нанести реальный вред малышу.

Важно вовремя заметить потенциальную склонность к побегу и принять меры для того, чтобы этого не произошло.

Почему дети убегают?

  • Основные причины возникновения желания уходить без предупреждения, связаны с конфликтами, желанием свободы, стрессом или неблагополучной обстановкой вокруг ребенка.
  • Простой интерес, любопытство и любознательность также могут стать поводом для побега.

В последнем случае жажда узнать неизведанное и страсть к исследованиям, происходит через поведение, которое может отклоняться от нормы.

Стрессы, вызванные конфликтами среди сверстников или в семье, потеря близкого человека, становятся частой причиной побегов.

  • Еще один фактор ­– желание родителей держать ребенка под абсолютным контролем , не давая возможности выбора или слова.

Как не допустить детских побегов?

Прежде всего, родителям следует установить доверительную связь с ребенком.

Дети должны знать, что несмотря ни на что, семья ­– это место, где он может поделиться со своими проблемами и быть понятым.

Избежать самовольных уходов из дома, детского сада или школы можно, если соблюдать основные правила:

· Ребенок ­– личность , у которой должно быть собственное пространство и право выбирать

· Воспитание ответственности и поддержка в начинаниях

· Доверительные разговоры с детьми помогают наладить здоровые отношения внутри семьи

· Для малышей уместно использование гаджетов с функцией слежения

· Важно вовремя заметить психическое заболевание , которое может стать причиной частых побегов из дома

· Решить конфликтные ситуации

· Рассказать ребенку о правилах безопасности и поведения на улице, с незнакомцами и на дорогах

Решать проблему необходимо исходя из ее первопричины, тщательно анализируя ситуацию.

К сожалению, не все дети подчиняются правилам, которые устанавливают взрослые. Если они нарушают эти правила, находясь дома, это – еще полбеды. Гораздо опаснее, если ребенок убегает из школы, с детской площадки или даже из детского сада. Последствия таких побегов могут быть совершенно непредсказуемыми.

Причины побегов

Что делать, если ребенок убегает из дома

Далеко не у каждого ребенка возникают мысли о побеге. Причины такого желания могут быть разными.

Вот лишь некоторые из них:

  • в детском саду, школе или дома произошел конфликт, и ребенок настолько зол и раздосадован, что предпочитает сбежать (причем ребенок убегает из школы из-за ссор не только с одноклассниками, но и учителями);
  • некоторые дети при помощи побегов выражают свой протест против родительской опеки;
  • желание узнать что-то новое и проверить на прочность границы дозволенного;
  • банальная забывчивость: некоторые дети просто забывают предупредить родителей о том, что ушли к друзьям, заигрались и забыли о времени;
  • если ребенок что-то натворил, к побегу его может подтолкнуть боязнь наказания;
  • избалованность: такие дети знают, что им все сойдет с рук, поэтому делают все, что им вздумается;
  • в неблагополучных семьях ребенок убегает из дома из-за постоянных конфликтов и недопустимого поведения родителей;
  • внутренние противоречия, свойственные подросткам;
  • стрессовое состояние после произошедшей трагедии;
  • излишнее родительское давление и гиперопека.

Как правило, если уход из дома произошел не под влиянием сиюминутного порыва, а обдуманного решения, причин может быть сразу несколько: и внутренние проблемы, и конфликт, и протест против излишнего давления. Если ребенок стал убегать из дома и делал это уже неоднократно, родителям необходимо пересмотреть методы воспитания и взаимодействия с ребенком.

Что должны делать родители в такой ситуации?

Что делать, если ребенок совершил побег? В такой ситуации надо действовать без промедления.

Как избежать побегов

Что делать, если ребенок убегает из дома

Что делать, если ребенок убегает из дома? Можно ли предотвратить подобные ситуации? Можно, если не терять контакт со своим ребенком и установить с ним доверительные, дружеские отношения. Безусловная любовь и доверие помогают избегать проблем. Ребенок должен чувствовать себя любимым. Знать, что он может говорить с родителями о том, что его волнует, делиться своими планами и мечтами.

Безусловная любовь означает, что вы любите его вне зависимости от его школьных и других успехов, просто потому, что он есть. Однако безусловная любовь не подразумевает вседозволенности, впрочем, как и чрезмерной опеки. Ребенок должен иметь личное пространство, но и знать границы дозволенного. Найти эту золотую середину – задача родителей.

В ребенке необходимо воспитывать самостоятельность и ответственность с раннего детства, не сюсюкать и помнить, что это не ваше продолжение, а самостоятельная личность. Не менее важно поддерживать интересы и стремления ребенка. Водить в изостудию, если он хочет рисовать, или на плавание, если ему хочется плавать. Даже если из него не получится знаменитого художника или пловца, он приобретет полезные для жизни навыки, а вы сможете, когда он вырастет, с улыбкой вспоминать то прекрасное время совместных походов в секцию или студию и задушевных разговоров по дороге.

Необходимо говорить с подростком о том, что надо регулярно звонить родителям, особенно если ушел на мероприятие или к друзьям и задерживаешься. Детям помладше необходимо на телефоне установить функцию слежения, чтобы знать, где они находятся.

Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию и бесплатный пробный день в нашей школе

Пожалуйста не переносите никуда. Меня интересует больше психологический момент.
Сегодня произошла ситуация, повергшая меня в шок. Сыну 7,5 лет. 1 класс. Приезжаю за сыном забрать с продленки. Паркую машину в соседнем дворе, и мне в окошко голосок - привет мам! Сказать что я была в шоке, ничего не сказать. Я спросила, как ты тут оказался? Почему ты не в школе? На что сын отвечает, что ему сказали дежурные, что за ним пришли, и он пошел. Увидел что меня нет, и стал искать. И гулял на площадке. Пошла в школу, там естественно сказали что никто не звал его. Сын стал отмазываться, что ему послышалось. Сделали замечание мне, что сегодня совсем не слушался. Как он вышел через охрану. Он сто раз был проинструктирован о том, что чтобы не случилось, со школы он не уходит никогда. Объясняет тем, что забыл. Последнее время с ним очень сложно. Постоянно огрызается, не слушается, на наказание отвечает-ну и что. В журнале компьютера замечены поиски игр "убить учителя"! Если что, учителя все очень хорошие! Относятся как к своим деткам ко всем! Видно что он устал уже к концу года. Уроки делать не хочет совсем. Что происходит с ребенком? Почему такое поведение может быть, интересы к играм? От куда вообще такая информация о таких играх. Почему зная что нельзя уходить - ушел. Что могло произойти с ним? Что сотворилось в голове ребенка. ДО сих пор нахожусь в школе.

Психологически он должен сейчас выпускаться из сада и готовиться к тому, чтобы в сентябре пойти в школу в 1 класс.

Ему нравится в школе. Идет туда с удовольствием. Программу усваивает хорошо. Но сейчас май, конец года. Думаю все дети в мае уже очень уставшие.

Очень мне знакома эта самостоятельность, при незрелости воли, поэтому я своего такого очень самостоятельного мальчика и не отдала в школу до 7 лет, пойдёт почти в 8 лет. Вот только к этой весне (сейчас ему 7л7м) появилась усидчивость, сосредоточеность действий и некоторая ответственность, возможно благодаря садиковому режиму и дневному сну, сейчас 2-3 раза в неделю, уверена что это очень хорошо влияет.
Скорее всего ребёнок очень устал, особенно сейчас в конеце года, особенно учитывая продлёнку. Много ли он гуляет и занимается спортом, есть ли у него время просто поиграть, сколько он времени за компом и телевизором проводит, сколько часов в сутки спит?

Гуляют на продленке, потом в 5.20 я его забираю, кушает, делает уроки, опять гуляет. В основном сейчас только на велосипеде. Просится во круг дома один. Очень ощущает себя самостоятельным. Ложится спать в 21.30 Т.е. сейчас даже и нет времени посидеть перед мультиками или компом, т.к. много гуляем.

постою послушаю. из школы пока не уходил. но огрызаться начал. тоже 7,7 и 1й класс.
при том огрызаться начал неделю назад примерно. до этого паинька мальчик.
а уж мечта дойти до школы одному прям как идея фикс

Вломила бы по первое число (речь не о физическом наказании). И учителю продленки тоже. И охраннику. Как ребенок мог самостоятельно покинуть здание школы без взрослого?

Уже вломила. Сыну тоже. Пришлось показать ролик о детях, которых били в интернате. Раньше говорила о том, что не будет слушаться дома, в школе -смогут забрать в дет. дом от меня. У меня сложилось ощущение, что представление о дет. доме у него сложились как детский садик. Наверно жестко, но ролик о том как обошлись с малышами в интернате я показала. Ребенок весь вечер был шелковым.

Это конец года.
Сейчас уговаривала сына не ходить в школу: встал не с той ноги, устроил истерику, рыдал все утро. В школе будет атас полный. Нервный срыв у ребенка классический.

ну и, естественно, усталость.

Уговаривала сына не ходить в школу . Это как? А в школе как на такое реагируют? Когда у вас плохое настроение вы тоже на работу не ходите?

Ну мы все-таки взрослые люди, а они еще маленькие дети.
Да, если ребенок сильно устал, то не вижу ничего страшного, чтобы на день оставить его дома. Для восстановления и приведения в порядок нервной системы.
В школе относятся нормально, в школу пишется записка: "Прошу освободить от занятий по семейным обстоятельствам" и все.

Точно))
Пару раз писала записки в этом году.
Справку у нас требуют, если больше трех дней ребенок отсутствует

В гости ходить можно вечером.
А если семейного плана заявление на имя директора в которой, указать надо уважительная причину и что обязуешься заниматься с ребенком дома. У нас раз такое было, когда уезжали на похороны, а с детьми осталась бабушка не ходячая.

Я сама решаю когда мне и моему ребенку ходить в гости. Мой ребенок НЕ Обязан посещать школу ежедневно.Разумеется я пишу записку на имя директора-это им для снятия ответственности нужно.

Я не пугала его дет. домом. Мы с ним разговаривали как-то о ювенальной юстиции. Говорила ему о том, что если он будет закатывать истерики, во время выполнения домашнего задания, то сердобольные соседи подумают что я тебя обижаю тут, и вызовут полицию и опеку. И у меня его заберут в дет. дом. И буду потом ходить и доказывать. Вот об этом я говорила. Но я пришла к выводу, что он представлял себе дет. дом, как садик с игрушками. Чтобы развеять этот миф у ребенка, я показала ему, чтобы он понимал, что там все не так. Спросила, есть ли у тебя все, игрушки, родители, забота, уважение? А у этих деток это есть? И попросила ценить и уважать то, что имеет. Возможно мой метод был жесток, но в связи с тем, что у меня уже опускаются руки, я пришла именно к этому варианту. Ребенок был впечатлен, и даже сам предложил помощь в приготовлении ужина.

Взрослеет ребенок, хочеться самостоятельности, а не дают. Сейчас все мамы над своими чадами стоят, самостоятельно им и продыхнуть не дают, ни в школу самому, ни из школы, ни погулять самому, ни в магазин сходить, а ребенок хочет почуствовать себя взрослым (и ничего в этом плохого нет).
Я такая же, все тряслась над ним, а сейчас ситуация сложилась, я на работе, городок не большой, до школы 100 м. (правда дорогу переходить), вот и пришлось ребенку самому в школу ходить (9,5 лет). Мало того, в нашем классе оказываеться нет ни одного ребенка, которого бы в школу водили и забирали. Мой расцвел весь от самостоятельности, но у меня всеравно сердце болит от волнения, пока он в школу идет.

То есть для вас истерики во время выполнения домашнего задания в 1 классе есть "нравится школа, программу усваивает хорошо"? Маленький он у вас просто, и для школы, и для учебы самостоятельной, и для разговоров таких взрослых.

В смысле "НЕ Ообязан посещать школу"? А зачем вы туда вообще ходите? Представляю: сидит Вася Пупкин на уроке встает и говорит я не обязан тут сидеть и мы с мамой пойдем лучше в гости.
А какие обязанности есть у вашего ребенка?

У моего сына астено-невротический синдром, то есть грубо говоря слабость нервной системы. Это значит, что успокоиться и взять себя в руки ему сложнее, чем нейронормальному ребенку, хотя он и старается. Учитывая его сопутствующие диагнозы (ММД и невроз навязчивых движений) сам факт его успешного обучения в общеобразовательной школе - это следствие больших усилий и большого самоконтроля с его стороны.

И у меня уже давно существует договоренность с классным руководителем, а также есть справка от врача-невролога с записью в школьной карте, что моему сыну допустимо несколько раз в месяц отдыхать от регулярных занятий.
Я попыталась воспользоваться этим ВПЕРВЫЕ за два учебных года, потому что меня ДЕЙСТВИТЕЛЬНО очень сильно трвожило психологическое состояние моего сына вчера утром.
С условием, что график у моего сына в течение года достаточно жесткий, в школе он отличник, то ничего страшного от одного дня в конце года я не вижу.

ИМХО, на первые три вопроса я ответила.
Отвечаю на последний: я не хожу на работу, когда у меня плохое самочувствие. В данном случае я рассматривала нервный срыв ребенка как факт заболевания.
К слову, сын отказался от предложения. И вчера учился полный учебный день. А потом пошел на тренировку. Это для него большой шаг вперед в плане самоконтроля.

В прямом смысле) Он обязан обучаться в школе.Аттестовываться.Что он должен ходить постоянно- нигде не установлено.
Обязанности у моего ребенка безусловно есть) В комнате убирать,животных кормить.Но если ребенку захочется пропустить школу- трагеди не будет)

Спасибо вам огромное за статью, не автор, но много полезного почерпнула про среднего сына-дошкольника, со старшим кризиса 7 лет не было, а со средним -все как в статье, стало легче и понятнее. Спасибо!

А что вы вкладываете в это слово?)
Если вопрос о том,есть ли у него на данный момент среднее образование-то нет,нету.В 5 класс только перешел.

+1
даже официально есть свободное посещение, подумываю своего перевести, отличник, победитель олимпиад, поэтому свободно разрешаю не ходить в школу , когда устал.

Это действительно усталость. Мой второклассник, отличник и любитель школы, так от учебы устал, что придумал не учиться последнюю неделю. Сказал, что они учатся до 25 мая и все - каникулы. Хорошо, что я случайно уточнила этот момент у учительницы. И ведь он даже не понял что обманул. Он так хотел каникул, что сам поверил в свою историю. И по поведению видно, что устал - вообще неуправляемый стал, даже рюкзак до комнаты донести не может, уроки делает "из под палки". Но, попробуйте вспомнить себя в детстве - весна, скоро каникулы - ну, какая тут учеба может быть?

А игру такую ищет в инете почему? Тоже от усталости, типа ненавижу училку? Про игру рассказал, что мальчик во дворе постарше проинформировал о таковой существующей.

А учится то как? С репетиторами занимаетесь? Как он программу школьную изучает если он не обязан ходить в школу.
У любого взрослого человека есть определенные обязанности и хочешь-не хочешь, но идешь и делаешь. И это должно закладываться с детства. Вы же идете на поводу у ребенка и разрешаете ему не выполнять свои обязанности. Я еще понимаю 1 класс, адаптация то сё пятое десятое. но простите 5-ый класс! И ребенок устал и он сидит дома. Извините, но не боитесь что ребенок будет лодырем?
Да может быть ребенок не обязан посещать школу, но учиться он обязан.

Права и обязанности школьников
В нашей стране каждый, кто пришёл учиться в школу, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей.
Каждый школьник имеет право: • получить качественное образование; • обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома; • получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни; • бесплатно пользоваться школьной библиотекой; • получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений; • свободно выражать своё мнение; • участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.
Каждый школьник обязан: • действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции; • строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки; • добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выпол­нять домашние задания; • в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача или объяснительную записку от родителей; • выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы; • относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам; • предъявлять дневник по требованию учителя; • записывать в дневник домашние задания по всем предметам; • приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.; • выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида строгому деловому стилю; • заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности; • обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную сумку (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека, немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы; • беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории; • принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.

Это устав нашей школы.

А согласно пункта 3, статьи 52. Закона об образовании
"Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения".

И пункт 5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

Далеко не каждый ребенок подчиняется правилам, слушает запреты. И неважно, чьи это правила: воспитателя, учителя или родителей. И если основная масса детей на прогулке в детском саду играет, один ребенок может в это время планировать побег и со временем его осуществить. Ребенок может уйти из детского сада, школы, с детской площадки. И такие действия принесут не только тревогу и волнение родителям, они могут представлять реальную опасность для самого ребенка. Что же делать?

Что делать, если ребенок убегает из дома, садика, школы?

Причины

Почему у ребенка вообще возникает мысль куда-то уйти одному и при этом не предупредить старших?

Вот основные причины подобного поведения:
• конфликты — в саду, школе, с родителями, сверстниками, учителями, воспитателями;
• желание свободы — бунт против родительской опеки;
• этапы взросления — ребенок стремится познать что-то новое;
• скука — скучно сидеть одному дома, ушел к другу и забыл о времени и предупредить родителей;
• страх наказания — тут все просто: ребенок боится;
• простое любопытство;

А может быть и так, что у ребенка есть несколько причин уйти. Например, бунт против опеки, конфликт и внутренние проблемы. Или в одном случае может быть одна причина ухода, а в другом – другая. Например, сначала ребенок ушел из скуки, а в другой раз из-за конфликта.

Что делать родителям?

Как только родители узнали о побеге, необходимо быстро принять меры.

Итак, сначала надо вспомнить все, о чем говорил ребенок в последние дни или недели. Возможно, что-то натолкнет на важную мысль.

Далее обзвонить всех друзей и знакомых ребенка, поговорить с воспитателем или учителем, сообщить родителям друзей ребенка о происшествии и попросить предупредить, если ребенок появится у них.

Обязательно надо проверить вещи и одежду ребенка. Взяли ли он что-то с собой или все вещи на месте. Если все вещи на месте, то следует позвонить в скорую и полицию, возможно, они забирали с улицы ребенка определенного возраста.

Если нет результатов, значит, необходимо написать заявление в отделение полиции и подать в розыск. Следующий шаг – визит к инспектору по делам несовершеннолетних. Ему необходима фотография ребенка и максимально полная информация о нем.

При всех этих шагах не следует прекращать поиск у одноклассников, друзей и знакомых ребенка. Дети могут иногда скрывать информацию, если, например, пообещали другу не сообщать о нем родителям.

Если ребенок не хочет сейчас говорить, стоит окружить его заботой, но при этом не заставлять слушать обвинения и говорить. Пройдет некоторое время, он успокоится, и тогда можно аккуратно начинать беседу. После этого надо проанализировать ситуацию, узнать, почему произошел побег, и при этом заверить ребенка в своей любви, в своем желании меняться вместе.

Естественно, решать эту проблему нужно, исходя из ее причин. Например, стоит дать ребенку больше свободы, если родители слишком опекают чадо. Если ребенку скучно, чаще проводить время вместе, находить интересные дела и посещать любимые мероприятия. А любые конфликты (в школе, дома) надо решить.


Как избежать побегов?

Что делать, чтобы побегов не было?

Прежде всего, быть другом своему ребенку. Доверие, любовь – вот то, что всегда поможет избежать проблем. Ребенок должен знать, что всегда сможет поделиться тем, что его волнует.

Чрезмерная опека и вседозволенность – одинаково плохо. Надо искать золотую середину. У ребенка должно быть право выбора, личное пространство. Особенно у подростка. Но при этом он должен знать определенные границы.

Как только ребенок научится ходить, в нем надо воспитывать самостоятельность и ответственность. Иногда это бывает очень трудно, но об этом нельзя забывать. А еще важно поддерживать ребенка во всех начинаниях, позволять ему быть таким, какой он есть.

Вовремя следует отпускать ребенка во взрослую жизнь. Делать это медленно и постепенно, при этом он должен учиться совершать поступки и отвечать за них.

А еще постоянно надо беседовать, договариваться о регулярных звонках родителям, чтобы они не волновались о том, где находится ребенок. Для малышей стоит использовать часы или телефон с функцией слежения.

Если такой случай уже произошел однажды, надо принять все возможные меры, чтобы больше подобного не повторилось. И тут хороши все способы: и специальные часы, и беседы, и частое совместное веселое времяпрепровождение.

Читайте также: