Почему дети ненавидят школу
Обновлено: 04.07.2024
Школа постоянно обвиняет меня в том, что мой ребёнок неохотно ходит в школу. Но я пока не понимаю, в чём тут моя вина. Ещё совсем недавно это было не так. Я пытаюсь найти пути выхода из этой ситуации, но в школе до недавнего времени на диалог шли неохотно и будто совсем не слышали родителей.
Не хотелось чувствовать себя белой вороной. На каникулах мне было скучно (кроме летних). Мне не хватало в сезонные каникулы школьной суеты, общения с друзьями и учителями, большинство из которых я очень любила. И мне казалось странным, что кто-то может по этому всему не скучать. Наверное, у ребят была насыщенная жизнь, раз вне школы им интереснее. Я же класса до 9-го насыщенной жизнью (жила я тогда в деревне и общалась помимо школы только с соседкой) похвастаться не могла. И сегодня, когда я вспоминаю свои школьные годы, своих учителей, у меня возникает чувство трепета по тем временам, потому что мне, правда, было в школе комфортно и интересно.
Дочь тоже с удовольствием раньше училась и ходила в школу. До 8 класса. Первое родительское собрание сразу и мне дало понять, что год будет непростым, потому уже сейчас все настроены на успешную сдачу ОГЭ, начинается подготовка, а это двойные нагрузки. Я понимала, что моя дочь в 8 классе совсем на это не настроена. Её сейчас больше интересуют друзья и её собака, чем ОГЭ в конце 9 класса. С каждым месяцем с начала учебного года прессинг со стороны школы возрастал. Дочь начала жаловаться на головные боли и периодические истерики по поводу школы, нежелание вообще туда идти.
Поверьте, у меня есть основания верить именно дочери, а не школе, потому что я сама отработала в школе, и видела все те ужасы, о которых говорит дочь. Видела, как учителя не уважают границ другого человека, а тем более ребёнка, и при всём классе могут его отчитать, обсудить его семью, обозвать и сделать выводы об ученике нелицеприятного характера. Видела, как учителя обвиняют детей в том, что они их не уважают и поэтому принимают решение на каждом уроке выяснять отношения с детьми.
Уважение нужно заслужить, а не выпрашивать его
Я ни в коем случае, не хочу винить всех учителей. Есть достойные в этой профессии. И большинство моих учителей были именно такими, я перед ними очень преклоняюсь по сей день, и о них я писала накануне Дня учителя на своих страницах в социальных сетях. Как-нибудь и в этом блоге обязательно напишу о выдающихся, на мой взгляд, учителях. Мне повезло в жизни, что у меня их было большинство. И никто из них при мне ни разу не повысил на ребёнка голос.
Я всегда говорила детям, что уважительное отношение к любому другому человеку — это норма твоего воспитания, а уважение — это уже твоё личное дело
Я прошу детей, если меня читают дети, обязательно уважительно относиться к учителям, как бы порой вызывающе они себя не вели. Я не требую уважения, его, действительно, человек сам заслуживает или нет, но уважительное отношение в любому другому человеку — это норма.
Но как сложно это говорить детям, когда они как раз наблюдают часто от учителей к себе неуважительное отношение. А разве не пример учит? Требовать уважительного отношения и при этом самому никого не уважать, — это просто странно. Я уже писала, что многие взрослые сегодня, а часто и учителя считают, что детей уважать не нужно. К детям всегда — с осуждением и предвзятостью. Возможно, именно потому сегодня школа переживает кризис в нашем обществе.
Почему в наших школах, несмотря на большие усилия, предпринимаемые нашими чиновниками от образования стало так тяжело и нудно учиться? Почему наши дети воспринимают учебу в школе, как самые неприятные воспоминания в жизни?
Вот и отпраздновали день рождения. Нам 7 лет. Детский сад позади и мы готовимся к поступлению в школу. В этот период для ребенка весь мир это огромное интересное мест, где что ни день то новые впечатления, новые события и новые радости. Но, это справедливо только до 7 летнего возраста, когда наши дети сталкиваются в с образовательным учреждением под названием школа.
* все дети ждут от школы чего-то необычного и интересного.
О сколько ожиданий и волнений от первого похода в школу. Подготовлены все тетрадки и учебники. Проверены карандаши, ручки, ластики. Все это аккуратно сложено в пеналы и уложены в ранцы и портфели. Ожидание чего-то необычного и прекрасного, нового этапа в маленькой семилетней жизни.
* впервые переступить порог школы - что может быть интереснее?
Первое сентября. Много незнакомых детей. Счастливые улыбающиеся мама с папой стоят в сторонке в группе таких же как и они родителей, впервые приведших в школу своих детей. Всюду много цветов, слышится музыка. И вот уже первая учительница уводит парами выстроенных первоклашек на первых в их небольшой жизни урок.
Почему так получается, что через месяц-два, а может быть и раньше, наш ребенок перестает хотеть в школу и утром встречает Вас вопросом "а можно я не пойду сегодня в школу?"
* типичный класс российской общеобразовательной школы. Все, как и пятьдесят лет назад. Все те же парты, учебники на столах, ранцы и рюкзаки.
Он ходит в школу еще какое-то время, прилежно делает уроки, но. негативные моменты нарастают и, в конце концов, большинство наших детей начинают воспринимать школу как, какое то наказание. А, когда начинаются домашние задания о былой счастливой жизни можно забыть совсем.
* типичная картина на уроке
С этого момента ребенок становится заложником жесткой образовательной системы, которая превращает его существование в один сплошной трудный день с недосыпами, зубрежками, уроками, упреками от родителей и учителей. И так 11 лет.
- Почему современная система российского образования вырабатывает у большинства учеников стойкое к ней отвращение?
- Почему многие закончившие школу ученики вспоминают о ней как о трудном и нежелательном периоде в своей жизни?
Везде ли так?
Учиться, конечно, не просто, но в силах взрослых правильно поставить процесс обучения, заинтересовать маленького ученика самим процессом получения знаний. Кто-то скажет, что это невозможно, что школа это всегда принуждение. И часто, такое мнение можно услышать от людей так или иначе связанном с нашим образованием.
Хочу сказать таким людям, что они ошибаются!
Есть примеры совершенно иного подхода к школьному образованию. И далеко за ними ходить не надо. Посмотрите на ближайшего нашего соседа - Финляндию.
* так выглядит небольшая сельская школа в Финляндии
А это еще одна, но уже большая, городская школа.
* у финских школ нет заборов, ЕГЭ и ФГОС
У финских школ нет заборов, ЕГЭ и ФГОС , а учителя не прячутся от родителей за заборами и охранниками.
О бучение детей в Финляндии в корне отличается от нашего!
* так выглядят классы в финской школе
В основу обучения там поставлени принцип, который можно охарактеризовать как "от целого к частному". В Финляндии придерживаются теории, что сами по себе отдельные предметы, как то география, история, математика и др. достаточно скучны для целенаправленного "моно" изучения. А вот если эти же предметы идут в купе с другим вопросом, то изучать их гораздо интереснее.
Приведем пример:
Вторая мировая война. На ее примере финские школьники изучают не только исторический аспект данного события, но и касаются географии, математики, рисования и даже пения. Одним словом надо "зацепиться за событие" и отталкиваться от него в изучении различных предметов.
* на уроке в Финской школе.
Данный вариант изучения для маленьких школьников значительно интересней, чем обычное заучивание уроков по учебникам, как это делается у нас.
* на уроке в средних классах финской школы
В отличие от нас, Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA .
По результатам анализа Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), показатели качества российского образования за последние три года снизились. В рейтинге из 79 стран за 2018 год российские школьники оказались на 31-м месте по читательской грамотности (479 баллов из 1000), на 30-м месте по математической грамотности (488 баллов) и на 33-м месте по естественнонаучной грамотности (478 баллов). Об этом говорится в отчете, опубликованном во вторник, 3 декабря, на сайте Федерального института оценки качества образования, выступающего национальным центром проведения PISA в России.
Именно поэтому взоры мировой образовательной науки третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.
* уроки проходят в простой и непринужденной обстановке.
* а иногда, урок может быть проведен прямо в фойе школы.
Почему бы нашим чиновникам не придумывать новые ФГОСы, загоняющие нашу систему образования на "задний двор" мирового образовательного процесса, а просто попытаться перенять уже опробованный и удачный вариант обучения у наших ближайших соседей?
Может быть в этом случае общеобразовательная школа для наших детей не будет ассоциироваться с 11 -летней каторгой?
Доведенных до ручки учеников раздражают даже булочки в столовой
Обидчики за соседней партой
От учителя в том числе зависит, какие отношения сложатся в классе, будут ли ученики доброжелательно относиться к школе и к друг другу
Пугают ЕГЭ
Ненавистные булочки
Деревенских любят больше
Любят за мальчиков, ненавидят за химию
На сайте под названием Любовь и ненависть не только жалуются, но и выставляют плюсы и минусы. В итоге людей, которые любят школу, по анонимному опросу оказалось 249 человек. Тех, кто проголосовал за ненавистную школу – 518, вдвое больше.
Ваш ребенок не любит ходить в школу? Вам приходится ежедневно заставлять его просыпаться, собираться и идти на уроки? Вы опасаетесь, что это может войти в привычку, и он потеряет интерес к учебе? Если вы обеспокоены растущей ненавистью вашего ребенка к школе и хотите помочь ему прямо сейчас, вам стоит прочитать эту статью!
1. Резкое увеличение академической нагрузки. Иногда можно заметить, что ребенок внезапно изменил свое отношение к школе, особенно это бросается в глаза вначале нового учебного года.
- Ребенок может испытывать трудности адаптации к изменению темпа обучения по сравнению с предыдущим классом (годом).
- Учебный план может показаться ему слишком тяжелым или ребенок может посчитать, что получает слишком много домашней работы или заданий на каждый день.
- Кроме того, если в этом году в расписании ребенка появляются новые предметы, ему вероятно, будет сложно справляться с дополнительной нагрузкой, во всяком случае, первое время.
- Обсудите с ребенком академическую нагрузку. Если ему кажется, что домашних заданий слишком много, составьте график, который поможет эффективнее структурировать время.
- Попросите его временно сократить количество внеклассных мероприятий и увлечений и сосредоточиться на новых предметах. Посоветуйте ребенку уделять больше времени изучению тех предметов, которые ему даются сложнее других и где он чувствует себя отстающим. После того как он обретет уверенность и хорошие познания в школьных дисциплинах, он сможет продолжить заниматься своими любимыми увлечениями.
2. Издевательства в школе. Школьные издевательства – буллинг – это один из худших кошмаров для ребенка, с которым он может столкнуться в школе, несмотря на строгие правила, запрещающие любые формы унижения и насилия.
- Ваш ребенок может стать жертвой школьных издевательств одноклассников, старших учеников или даже некоторых преподавателей.
- Группа детей может дразнить вашего ребенка или насмехаться над ним. Некоторые дети могут угрожать и запугивать его во время школьных занятий.
- Ваш малыш может столкнуться с издевательствами старших учеников или еще кого-нибудь в школьном автобусе или общественном транспорте.
- Если ваш ребенок ходит домой пешком, то может подвергнуться физической или словесной травле со стороны попутчиков или соседей.
- У ребенка может внезапно пропасть интерес к школе, вплоть до появления чувства ненависти, или же внезапно он может стать тихим и безразличным и потерять интерес к ранее любимым видам деятельности.
- Мягко поговорите с вашим ребенком и узнайте, не обидел ли его кто-нибудь в школе. Зачастую он может бояться, что, если вы пожалуетесь руководству школы или учителям, хулиган узнает об этом, и издевательства продолжатся, а может, и с новой силой. Спокойно скажите ребенку, что вы поможете ему всеми возможными способами и подойдете к решению проблемы с умом.
- Если ваш ребенок сталкивается с физическим насилием, вам следует проконсультироваться у администрации школы, которая предложит варианты дальнейших действий, включая обращение в милицию, чтобы впредь не допустить агрессивное поведение в школе.
3. Стрессогенный фактор. Иногда поход в школу способен привести к такому стрессовому состоянию, что ребенок может вообще отказаться от дальнейшего обучения.
- Ваш ребенок ведь тоже может страдать от большого количества стрессов в жизни, и многие из них родом из школы.
- В школе ребенок всегда находится под психологическим давлением, так как все ждут, что он будет хорошо учиться и получать хорошие оценки. Дома вы тоже ожидаете от ребенка хорошей подготовки, своевременного и качественного выполнения заданий и ночных бдений перед экзаменами.
- При таком количестве заданий ребенку может элементарно не хватать времени на общение со сверстниками. Он может часто пропускать встречи с друзьями, которые очень важны для его взросления и развития, в том числе для его психического и социального благополучия.
4. Отсутствие интереса к учебе. Вполне возможно, что вместо активного академического интереса ваш ребенок чувствует в себе какую-то профессиональную склонность, призвание к чему-либо.
- Ребенок может быть не в состоянии понять конкретный вопрос или, возможно, страдает от скуки в классе.
- Он может посчитать ненужным изучение того, что его совсем не интересует, и, возможно, даже признать такую учебу пустой тратой времени.
- Кроме того, если ваш ребенок уже изучал определенный предмет в предыдущем классе и не достиг в нем больших успехов, он может переживать о результатах дальнейшего изучения данного предмета и потерять к нему всякий интерес.
- Дома попробуйте объяснить ребенку определенные понятия, используя методы обучения, отличающиеся от тех, к которым принято прибегать в школе.
- Если ничего не помогает, обратитесь с просьбой к учителям, возможно, есть педагогический способ решить эту проблему, например, репетиторство.
Поход в школу это то, что должно нравиться вашему ребенку, то, чего он должен с нетерпением ожидать каждый день и не рассматривать в качестве наказания. Посоветуйтесь с учителями и школьным психологом о том, как вы можете помочь привить своему ребенку интерес к учебе.
Читайте также: