Почему дети бросают музыкальную школу

Обновлено: 07.07.2024

И, тем не менее, многие еще хотят, чтобы их дети учились музыке. Может быть, они найдут ответы на свои вопросы в этой статье.

Музыкальная школа

К основным предметам, преподаваемым в музыкальной школе, относятся: специальность (игра на одном из музыкальных инструментов), сольфеджио (основы музыкальной теории), музыкальная литература (изучение как жизнеописания, так и творчества композиторов в основном классического периода, а также основы анализа музыкальных произведений), фортепиано (для тех, у кого специальностью не является фортепиано), хор, ансамбль.

Кроме основных предметов, в зависимости от уровня школы, могут преподаваться и дополнительные (факультативные), чаще творческого направления, например, композиция, аранжировка и др.

Основным результатом учебы в музыкальной школе является, во-первых, грамотное исполнение музыки (специальность) и, во-вторых, грамотное восприятие музыки (музыкальная литература). Также могут быть и творческие проявления.

Исполнение и связанные с ним трудности

Основной задачей ученика как исполнителя является, во-первых, полное понимание замысла композитора и, во-вторых, техничное донесение этого замысла на эмоциональном уровне до слушателя. Понятно, что как первое, так и второе не может быть выполнено учеником самостоятельно не только в шесть-семь лет, но и в 13−14.

С точки зрения исполнения музыки одной из основных трудностей является разобщенность всех предметов. Только на преподавателя специальности ложится ответственность по интеграции всех теоретических знаний ученика при подготовке к исполнению. Часто преподаватели либо не хотят тратить на это время, либо сами плохо понимают необходимость применения теории при подготовке к исполнению. А непонимание учеником того, что он делает, приводит к потере мотивации к занятиям.

При первоначальной подготовке к исполнению преподаватель должен с учеником проводить детальный анализ исполняемого произведения. Во-первых, с точки зрения сольфеджио (в плане определения используемых тональностей, построения мелодии). Во-вторых, с точки зрения музыкальной литературы (определение замысла композитора, проведение анализа формы произведения, определение фактуры, выявление отдельных тем и их развития, возможных повторений и др.).

Особняком стоит анализ технических аспектов произведения. Сюда входят все технические приемы, применяемые для передачи определенных настроений, динамика произведения, его темп и размер.

Все перечисленные выше элементы анализа необходимы для полного понимания замысла композитора. И без их детального разбора практически невозможно грамотное исполнение, в том числе и технически.

После анализа должны выполняться подготовительные упражнения. К ним относится проигрывание гамм и арпеджио по всем выявленным тональностям. Это нужно для привыкания пальцев к определенному положению, так как в разных тональностях положение различается. Исполнение специальных этюдов и упражнений на выявленные технические приемы (трудности). При этом перед каждым упражнением преподаватель должен убеждаться в понимании учеником того, что он делает.

Все вышеперечисленное ученик должен уметь в доступной форме и сам объяснить родителям. Если он этого не может, то явно видна недоработка учителя. После (а лучше до) можно побеседовать с преподавателем специальности на указанные выше темы. При этом совершенно необязательно детальное понимание родителями указанного материала. Важно, чтобы учитель на просьбу изложить кратко методику подготовки к исполнению обрисовал примерно все вышесказанное. Если он этого не делает, значит либо не хочет, либо не может. Вывод — надо искать другого преподавателя.

Проблема может быть еще проще. Учитель не нашел контакта с ребенком. Значит, тоже надо искать другого. Или просто бросать школу, так как уже может быть заложено отрицательное отношение к музыке вообще. Зачем мучить себя и ребенка?

Есть и другая сторона этой проблемы. Хороший преподаватель набирает талантливых учеников. Поэтому надо определять качество педагога по специальности как можно раньше (лучше до поступления, например, посетив отчетный концерт (ы) школы). Иначе никто не захочет возиться с отстающим.

Восприятие музыки

Грамотное восприятие музыки формируется в основном на уроках музыкальной литературы. Это обычно групповые занятия. Отсюда следствие: нехватка времени на индивидуальное общение и понимание возможностей каждого ученика.

Обычно на уроках для иллюстрации проигрываются небольшие фрагменты пару-тройку раз. А это явно недостаточно для нормального запоминания и последующей идентификации, не все же гении. Поэтому необходимо ребенка обеспечивать всеми записями изучаемых произведений, чтобы он мог самостоятельно их прослушивать необходимое количество раз. При необходимости просить преподавателя о дополнительных индивидуальных занятиях с целью проверки знаний ученика.

Результатом занятий должно быть уверенное знание исторического контекста изучаемых произведений (без него невозможно полное понимание) и уверенное понимание, к какой части формы относится каждый прослушиваемый элемент произведения, и где происходит смена ладо-тональности. Необходимо также добиваться понимания замысла композитора. Если у ребенка не отличные оценки, и он неуверенно говорит обо всем перечисленном, то это повод пообщаться с преподавателем и провести дополнительное занятие.

Не все так плохо, как может показаться. Главное — вовремя определять возникающие трудности (желательно заранее). Чаще общаться с преподавателями, выявляя их возможности. Не поддаваться на заявления преподавателя, что вы не профессионал и не понимаете. Музыка не химическая физика, музыка существует для нормальных людей, а не узких профессионалов. При необходимости не бояться менять преподавателей. А при невозможности решения проблем вообще — бросать занятия. Последнее может спасти от обиды на музыку вообще.

boy and piano

Уже целых две с половиной мамы пожаловались мне, что их 10-11 летние дети не хотят ходить в музыкальную школу! Почему две с половиной? Потому что третья мама пожаловалась не на своего ребенка, а на свою маму. Посетовала на то, что будучи 10-летней девочкой, сама взбрыкнула, отказалась от музыкальных занятий, а мать пошла на поводу у ребенка и в итоге девочка выросла в большую жесткую неэмоциональную женщину, которой очень хочется петь, но она не умеет. Да, ребята, такое тоже бывает. Я не устаю твердить, что к 40 годам человек начинает задумываться о смысле жизни и тянется к искусству.

Давайте разберемся вместе. Поговорим о возрасте, в котором музыку бросают около 80% всех учеников – это тот возраст, когда ребенок готовится стать подростком. 10-12 или даже 10-13 лет.

Итак, ваш ребенок сказал, что в гробу он видел вашу музыкальную школу.

Во-первых,

не паникуйте. Может, и вправду следует бросить.

Во-вторых,

спросите у ребенка, почему он решил озвучить свое решение. Не ляпнул же не подумав. Хотя и такое случается.

В-третьих,

спросите у педагога, как в общем и целом развивается ваш ребенок. Одно дело, если педагог видит в ребенке талант и верит в его светлое будущее, и другое – когда педагог говорит, мамаша, может вы лучше пойдете на бокс.

В-четвертых,

примите решение, от которого ВСЕМ будет хорошо. И сейчас, и в будущем.

Озвучу причины, по которым, как МНЕ кажется, ваш 10-13 летний ребенок желает бросить музыкальную школу.

skripochka

Видео курсы для родителей!
Как заниматься со своим малышом.







ЧТО ДЕЛАТЬ?

  • Пересмотреть свои приоритеты. Родителю – разобраться в своих амбициях. Ваши амбиции – это только ваши амбиции, и ничего больше.
  • Однозначно следует бросить, если у ребенка начинается физическое неприятие музыкальных занятий – нервный тик, заикание или рвота. Увы, бывает и такое. Попробуйте что-то другое. А вдруг ребенок станет гениально плести макраме, а вы его заставляете гаммы разучивать?
  • Отложить занятия на некоторое время и посмотреть, что будет. Может, на месяц, или два. Может, на полгода. Вернуться и тоже посмотреть, что получится. Возможно, в тот момент ребенок был в плохом настроении, был уставшим, голодным, злым.
  • Следует попробовать поменять педагога. Возможно, были сделаны ошибки в подходе к ученику, возможно, не был установлен доверительный контакт. Одна мама сказала мне, что у ее 11-летней дочери 80-летняя учительница, которая строго следует старой учебной программе и слышать не хочет ни о чем новом. Смекаете?
  • Сделать шаг назад. Ничего страшного и позорного в этом нет. Если ребенок не успевает, имеет смысл сменить репертуар на полегче. Дело в качестве исполнения. Стоит играть так, чтобы получать от этого удовольствие.
  • Поговорить серьезно с ребенком. Тут вот какая штука: бросить дело на полпути – это РАНЬШЕ никуда не годилось. Сегодня наоборот – поощряется скорость: попробовал там – не получилось, попробовал тут – понял что не твое – бросил, побежал искать свое дело. Но в данном случае я бы воспитывала упорство и труд. На это и обращены музыкальные занятия в целом. Играть на инструменте – дело сложное и тонкое, и овладеть этим искусством за какие-то жалкие 3-4 года невозможно. Это ему кажется, маленькому, что прошла целая вечность, а на деле 3-4 года – это в жизни вообще ни о чем. Расскажите ему, что без труда и упорства не делается вообще ничего. Расскажите ему как классно уметь делать то, чего не умеют делать все остальные. Расскажите ему о том, что музыка доступна каждому, звуки могут достигнуть любого сердца, без терминов, без иностранного языка. У него не получается сейчас – и это нормально, нужно это переждать и работать над этим. Обязательно все получится!
  • Мотивировать. И делать это не старыми способами, которые, ясень пень, уже не работают (давай позанимайся часик, а потом можно мультик!), а придумать новые.
    Какие? Включайте свою фантазию, вы же лучше знаете, что надо вашему ребенку сейчас. Я предлагаю попробовать следующие варианты:


Рабочие тетради для детей от года до 6 лет









Всегда помните, что занятия музыкой – это огромный труд, на который не всякий взрослый способен. Всегда помните, что ваш ребенок УЖЕ герой, если он занимается музыкой. Всегда помните, что на музыкальной школе свет клином не сошелся, и что если дело принимает совсем уж плохой оборот – всегда можно отложить занятия музыкой и заняться более важными вещами: взаимопониманием, здоровьем и любовью. Но я клянусь вам, я вам обещаю и гарантирую: настанет время, когда ваш ребенок, возможно уже будучи взрослым, захочет вдруг запеть – от счастья или просто колыбельную своему ребенку, или захочет подобрать на фортепиано услышанный саундтрек из фильма, или спеть серенаду под балконом у своей возлюбленной, или просто посидеть наедине с своими мыслями, перебирая струны у гитары – и у него это получится! И он будет в этот момент невероятно счастлив! Безумно, бесповоротно, всепоглощающе.



вот кстати, да. Усидчивость. как и в спорте - выносливость. и т.д. и т.п. и еще не совсем по теме, НО. я считаю нотная грамота развивает абстрактное мышление, ведь ноты - это абстракция. соответственно это дает развитие математических способностей. ну вот у моего ребенка так случилось. чем старше класс, тем больше понимание предметов точных наук )))


У меня сестра бросала. Целую четверть не ходила, но педагоги звонили, уговаривали. У нее голос хороший. Вернулась и закончила. Так ведь я за нее так волновалась на выпускных экзаменах, что в итоге у нее аттестат лучше, чем у меня :gy:


Музыкалку воспринимаю как нейрогимнастику, а это ооочень важно для созревающего мозга.. все остальное-оценки, достижения, грамоты пофик. Это вложение в интеллект, развитие обеих полушарий и тп. Потупить в тик токе и после музыкалки можно


Ходила в муз школу с 5 лет и до 14 лет, вообщем остался один год, бросила,не жалею, детей туда не отдам, если только захотят, меня не спрашивали, говорили надо ходить, и все.
Многих знаю закончили ее, вместе учились и никому не пригодилось, все юристы, менеджера, бухгалтера



,
Всю тему не прочитала, проблема понятна, расскажу, как было у меня. Поступила в муз, когда пошла в 6 класс школы. По 5-летке, на баян. Проучилась 3 года, резко захотела бросить (материал усваивала адекватно, появились некоторые проблемы с преподами - винты переходный возраст наверно). При том я упеваоа вместо уроков в муз школе гулять и ходить в городской оркестр и выступать активно (на другом инструменте причем). Как меня уговаривали остаться в муз , честно, не помню, но! Договорились со школой, перешли на сокращённое обучение, я сразу перешла в ,5-й, выпускной класс. Я понимала, что это не источник дохода, но наличие диплома мкзыкалки это самоутверждение, это "нате" родителям. Сейчас я с музыкой не связана ну никак, но я благодарна маме, что она меня отдала в муз, т к я поняла, что можно кататься с выступлениями,это коллектив интересный, это "движуха", и хорошо, что я доучилась тот год, потому что так вырабатывается ответственность, начала - закончи, из за психов и конфликтов бросать не надо. Я к чему, может у вашего ребенка тоже возраст такой наступил? Найдите в "нелюбимом " занятии новые аспекты? Да даже то, что человек окончил что либо, курсы,/мкзыкалку/секцию характеризует его как более социально ответственного, имхо. Ps. И закончмла я ее с красным дипломом, потому что доказать преподу хотела, что смогу, и не навредила другим своим увлечениям, в т ч имею навыки игры на значительном числе муз инструментов


Кроме всего, возраст 10-12 лет - возраст, когда все бросают. Ребёнок взрослеет и понимает, что это ежедневный труд, времени и сил отнимает много, да еще домашка. Большинство тех, кто бросил музыкалке, сделал это именно лет в 11. Программа усложняется, это момент перехода. Поговорите с ребёнком, например, в ключе: давай продолжим и если будет желание бросить, то бросишь после 1 четверти, например. Мой стабильно хочет бросить в феврале-марте, когда конкурсы, когда к концу года устал играть программу, когда надо ежедневно репетировать (помимо занятий дома) и тд. Но как только наступают каникулы - сам занимается учит что-то на следующий год, готовится к конкурсам))))


Про корпоративы посмеялась. Спасибо :gy:

Аноним 351,
У меня музыкант-недомузыкант, кому музыка надоела и хочет отвязаться поскорее :crazy: тянем последний год. После дистанта также кризис встал. Осталось 2 класса закрыть. Бросать уже не вариант для меня. Он мне столько сил, нерв и денег с этим ф-но потратил. 4 раза бросал и возращался. Последний раз уговор был, что если пойдет, будет доучиваться через кровь из носа. Меня не волнует больше :crazy:
в итоге из музыкалки уходит и сговорились на индивидуальной учительнице, которая ему нравится, но с которой придется закончить два года за один. Отмучаемся еще год, и все.
Со вторым даже слышать больше не хочу ни о какой музыке. Занииался и ф-но, и эл гитарой до кризиса, но желания нет и с весны не вспомнил ни разу , поэтому сразу В топку эту музыку :gy:


Моему 12 в начале месяца исполнилось, но мой с 2.5 до 12лет 4 раза бросал уже :gy:
Начинал только потому, что учителя по вокалу без ф-но тоже отправляли его домой. В итоге бросил сам вокал, но ф-но я уже не дам больше :gy: пусть домучается год и свободен.
Опять же у нас огромный плюс наличие диплома для школьного выпускного диплома и огромный плюс при поступлении в хороший вуз.


Ну вот поэтому, если дочь автора не хочет именно музыкалку, то может уйти и заниматься для души либо чисто вокал, хоровое пение, либо инструмент, потому что вот тут соглашусь


Тоже училась в музыкалке. Бросила, не жалею. Любила ходить только на пение, сольфеджио и фортепиано не любила, хотя способности были. Но вот себя в будущем музыкантом не видела. И да, родители поймали катающуюся на нотной тетради на горке))) хотя училась на одни 5, полгода ещё бегали преподы. Да ну это.
Сына не отдала туда, даже мысли не возникло. Считаю, что музыкалке только для тех детей, кто хочет с этим связать свое будущее.


А если ребёнок сам просится? Я прекрасно помню как со слезами маму просила отдать меня на фортепиано, потом было прослушивание и меня определили в группу скрипки, это ж конец жизни для меня был :gy: Слава богу потом после моих слез, взяли на класс фортепиано. И жизнь я свою хотела связать только с музыкой, концерты обожала выступать. А потом переезд, не тот учитель и всё желание пропало.
У меня у родителей стоит до сих пор моё фортепиано. Дети приезжают брякают, я старшей предложила, она сразу сказала что это ей не интересно. Она рисует, в художку пошла.


Есть ситуации, когда ребёнок просится, и есть, когда отдают, а ребёнку все равно. А есть, когда ребёнок не хочет, а заставляют. Мой не просился. Для развития мозга занимались мелкой моторикой и скалолазанием. А из музыкальных для развития мозга только фортепиано подходит по исследованиям.


А я вот жалею, что бросила музыкалку в свое время(((. Сейчас бы, работая воспитателем в садике, могла бы еще и музыкальным руководителем в садике подрабатывать

Пожалела в 25 лет. Был конкурс "Учитель года" городской, я вышла в финал. В финале конкур "Самопрезентация", кто то спел, кто то станцевал, а я стих рассказала, могла бы и на фортепиано сыграть "На память Элизе", если бы родители настояли на музыкальной школе.


Зефир в шоколаде,
Однозначно! Нам повезло с преподавателями, с грымзами конечно бы не стала мучить ребенка столько лет

Заставлять? Говорить, что “это полезно”? Угрожать отобрать телефон? Все эти методы - мимо, а вот что реально работает.

Записаться в музыкальную школу, чтобы научиться играть на каком-то инструменте, просит практически каждый ребенок. Вот только если мечта и сбывается, то лишь единицы доводят дело до конца. Как правило, увлечение бросают через пару месяцев, в лучшем случае — лет. И то самым стойким обычно просто мама не разрешила прекратить занятия музыкой.

Почему дети быстро “сдаются”? Одна из самых распространенных причин — уверенность ребят в том, что музыка — это только развлечение. Но в реальности тут, как и в спорте, нужно приложить немалые усилия, потратить много времени, чтобы добиться каких-либо действительно стоящих результатов.

Если вы родители ребенка, который так просил отдать его в “музыкалку”, а сейчас всеми силами стремится избежать занятий музыкой, то прислушайтесь к нашим советам.

Поговорите

как помочь ребенку не бросить занятия музыкой

Если же ребенок не может однозначно ответить на этот вопрос, колеблется между “да, можно попробовать” и “не уверен”, то читайте дальше.

Позвольте выбирать

как помочь ребенку не бросить занятия музыкой

Дайте своему ребенку право выбирать инструмент самостоятельно. Вы можете мечтать воспитать второго Дениса Мацуева, а его кумир — барабанщик Джон Бонэм из Led Zeppelin. Не нужно навязывать ребенку свои личные предпочтения, он личность, которая вправе на собственные увлечения.

Также дайте ребенку право выбирать между классикой и современными технологиями. Если занятия музыкой на классическом фортепиано вызывают скуку, то замена инструмента на более продвинутый электронный аналог с кучей функций может вызвать интерес. Уточните у ребенка, что он хочет: играть классику или современную музыку? И уже выбирайте инструмент исходя из его запросов.

Не будьте так уперты

как помочь ребенку не бросить занятия музыкой

Если в процессе обучения игре на музыкальном инструменте выяснилось, что ребенку он не понравился, не подошел, слишком сложен и так далее, позвольте ему поменять его. Всем нам свойственно ошибаться, и не нужно упрекать ребенка в том, что он ищет себя. Это жизненный опыт, через который проходят все. Только взрослые обычно привыкли себя оправдывать, а вот детям припоминают об ошибках не один раз.

Но здесь есть один педагогический нюанс: ребенку нужно дать понять, что нельзя просто так взять и бросить какое-то дело. Чтобы этот воспитательный урок он усвоил на всю жизнь, договоритесь, что он сможет поменять инструмент как только добьется какой-то поставленной и, самое главное, достижимой для него цели. Например, разучит какое-то произведение, которое ему кажется сложным.

Не торопитесь тратить деньги

как помочь ребенку не бросить занятия музыкой

Для верного выбора инструмента лучше посоветоваться с разными педагогами и музыкантами. Всегда можно найти недорогой, но качественный инструмент для того, чтобы понять: есть у ребёнка интерес к занятиям, или нет. Покупать что-то подороже можно только когда ребенок убедится, что хочет продолжать.

Обратите также внимание на рынок б/у инструментов. Они стоят гораздо дешевле новых, но по качеству ничуть не хуже. Более того, некоторые с возрастом становятся только лучше.

Не навязывайте свои вкусы

как помочь ребенку не бросить занятия музыкой

Приобщайте к музыке

как помочь ребенку не бросить занятия музыкой

Водите ребенка на живые концерты и знакомьте с авторитетными музыкантами того музыкального жанра, который ему нравится. Если ребёнок любит рок, не стоит тащить его в консерваторию. И наоборот, любителю вальсов и симфоний нечего делать на рэп-тусовке.

Используйте увлечения по максимуму

как помочь ребенку не бросить занятия музыкой

Юные музыканты могут провести лето в тематическом лагере. Здесь ребята окунутся в атмосферу репетиций и настоящих концертов, а еще найдут единомышленников и просто весело проведут время.

Летний тематический лагерь “Мыс рока” подходит для ребят, которые всегда мечтали стать настоящими рок-звездами. Сюда могут приехать не только дети с продвинутым уровнем владения музыкальным инструментом, но и новички, которые даже не держали инструмент в руках. Для каждого найдется возможность прокачать свой уровень мастерства.

В лагере “Мыс рока” ребята организовывают свои первые музыкальные группы, которые часто сохраняются и после смены, поскольку большинство детей приезжают из Москвы и Подмосковья. Это же позволяет найти друзей, с которыми удается поддерживать связь и встречаться в реальной жизни даже после лагеря.

Занятия в лагере “Мыс рока” проводят профессиональные музыканты, которые знают, как прокачать уровень музыкального мастерства. В конце смены группа выступает на настоящей сцене перед аудиторией более 100 человек. А это уже настоящий опыт и драйв, воспоминания о котором лучше всяких наставлений поддержат в детях стремление продолжать занятия музыкой.

Записывайте видео

как помочь ребенку не бросить занятия музыкой

Предложите ребенку записать на видео свои результаты и поделиться ими с близкими и друзьями. Успехи в музыке надо поощрять. К тому же это позволяет оценивать прогресс, что также очень важно в поддержании мотивации.

Не скрывайте правды

как помочь ребенку не бросить занятия музыкой

Музыка — это большой труд, и в первую очередь это должны понимать вы, родители. Еще после первых слов своего ребенка “мам, запиши меня в музыкальную школу” необходимо объяснить, что придется тратить много времени и усилий, если он хочет добиться хоть каких-то результатов.

И еще не забывайте, что успех ребенка во многом зависит и от вашей реакции. Искренне интересуйтесь его делами, не считайте, что он слишком мал, слаб или глуп, чтобы добиться высоких результатов. Верьте в него, и тогда он поверит в себя. Дайте ему понять, что вы цените его увлечения.

Если ваш ребенок всегда мечтал попробовать себя в роли настоящей рок-звезды, подарите путевку в лагерь “Мыс рока” . Лагерь находится в часе езды от Москвы в живописном хвойном лесу. Здесь ребенок не только прокачает свои музыкальные навыки, но и обретет новых друзей и получит массу впечатлений. А значит, вернется домой воодушевленным и полным сил продолжать занятия музыкой.

Подарите ребенку шанс стать настоящей музыкальной звездой в лагере “Мыс рока”.

Читайте также: