Как представляли себе подземное царство дуат древние египтяне кратко

Обновлено: 06.07.2024

Дуат - это загробный мир египтян, который появился не сразу. Сначала были Поля Иалу - их создал Ра , когда когда отрекся от престола. Где именно те находились до конца не ясно - то ли в небе, то ли на земле, а может быть и там, и там. Главное, что на этих полях жилось хорошо и привольно. Земля была изобильной, давала богатые урожаи.

Один минус - нужно было работать. Но и с этим ушлые египтяне справились. И мы расскажем вам, как именно!

Как попасть в египетский рай

Как и в христианской традиции, права на счастливое посмертие удостаивались только избранные. После смерти египтянин должен был дойти до загробного мира на своих двоих. Там его встречала Баба Яга местного розлива - бог смерти Анубис, который провожал душу на суд.

Страшный суд по-египетски был довольно бескомпромиссной штукой: сердце грешника взвешивали на весах, положив на другую чашу перо истины. И если весы не приходили в равновесие, то на этом посмертие заканчивалось. Душу съедало чудовище - Амаит.

Подготовка к смерти: что брать с собой

Египтяне со всей ответственностью подходили к вопросу переселения в мир мертвых и считали, что с собой можно взять все! В могилах находили мотыги, оружие и сосуды с пищей и даже косметику. Видимо, без косметики в мир мертвых было ну никак!

Во времена первой династии в усыпальницы клали все, что может понадобиться, включая слуг: так, например, в гробнице визиря Хемака, нашли тела аж девятнадцать человек, которые должны были сопровождать его в посмертии.

Кстати, достаточно часто слуг пред смертью калечили – по одной из версий затем, чтобы в загробном царстве те не удрали от господина. Не очень понятно, правда, как он потом мог служить, но, видимо, это египтян не смущало.

Когда тащить в загробный мир настоящих людей стало считаться неправильным, народ начал обходиться фигурками ушебти и изображениями на стенах гробниц . Но, видимо, верность и этих слуг была невысока - часто и их изображали увечными.

Вот и ответ, кто собственно должен был батрачить на полях Иалу, пока египтянин вкушал радости посмертия - слуги, неважно, реальные или из камня и глины.

Главное - уберечь имя

Ну и конечно самое важное - ничто не поможет вам получить вход в загробный мир, если ваше имя не сохранится в веках. Именно поэтому на гробницах вельможи старательно писали послания к живым. Чтобы те, проходя мимо усыпальницы, могли прочитать жертвенную формулу, назвать имя - и помочь человеку получить порцию еды и всяких ништяков в посмертии.

Чтобы избавиться от врага окончательно и бесповоротно, нужно было стереть его имя отовсюду. Так что в Египте есть богатые гробницы, украшенные сценами с множеством прислуги, скота и еды, но имя владельца стерто, а лицо его на изображениях обезображено. И все. Все усилия впустую.

Нередки и случаи, когда народ примазывался к чужим гробницам и подписывал своим именем некоторые изображения, в надежде оказаться в загробном мире вместе с владельцем.


О том, как именно она была создана, разные источники рассказывают по?разному. Во всяком случае, она возникла из хаоса, называвшегося Нун. Достаточно скоро из него выделился первоначальный холм (на котором позднее возник город Иуну, больше известный под греческим названием Гелиополь – город Солнца). Кроме того, по одной из версий, родившийся из хаоса бог солнца Атум (Ра) оплодотворил сам себя и родил бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, а те, в свою очередь, родили бога земли Геба и богиню неба Нут, которые нас интересуют в первую очередь, поскольку загробный мир египтян в основном был сосредоточен на земле, под землей и на небе. Богиня Нут иногда отождествлялась с женщиной, изогнувшейся от горизонта до горизонта. Существовало и представление о Небесной Корове, богине Хатор, усыпанной звездами. Но будь небо женщиной или коровой, по животу у нее протекала одна из важнейших рек мира, небесный Нил, по которому позднее стал плавать в своей ладье бог солнца Ра. А пока что Ра правил на земле, совмещая бремя государево с заботами по освещению и отоплению: он жил на священном Холме Бен-Бен в Гелиополе, ночью спал в цветке лотоса, а по утрам взмывал в небеса и в облике сокола летал над своим царством. Иногда он опускался слишком низко, и тогда начиналась засуха. Так было изо дня в день, из года в год.

Ра правил долго, и в конце концов он устал от власти. Отметим, что это весьма редкий случай: бог сам уступает верховную власть своему преемнику. Сначала Ра хотел передать бразды правления богу Тоту, но Тот не согласился царствовать один, и некоторое время они правили вместе. По-видимому, это сильно облегчило жизнь Ра, во всяком случае, он прекратил бессистемное блуждание по небу и упорядочил свою деятельность. Возможно, в этом сказалось влияние Тота, который был богом мудрости, счета и письма и считался вдохновителем интеллектуальной жизни Египта. Теперь днем Ра путешествовал на своей ладье по небесному Нилу, совершая путь от востока до запада, ночью он спускался к горизонту и плыл по Нилу подземному, а Тот, ставший по совместительству богом Луны, всходил над землей в отсутствие Ра. Существуют сведения, что к установлению этой системы приложила руку и жена Тота, богиня порядка Маат.

Однако в конце концов Ра все?таки отрекся от престола (хотя и не отказался от выполнения обязанностей бога солнца). И, уже покинув трон, а заодно и землю, создал первую обитель мертвых – Поля Покоя. По поводу того, находятся они на небе или под землей, существуют разногласия, возможно, имеются две области Полей. Весьма вероятно, что Ра создавал эти места не столько ради усопших, сколько ради себя самого. Что же касается покойных переселенцев, они стали направляться туда значительно позднее, не исключено, что к удивлению и вопреки намерениям самого Ра.


Итак, каждую ночь Ра спускался на своей ладье под землю, чтобы освещать подземное царство. Но по поводу того, было ли это царство в те времена населено мертвыми, существуют большие сомнения. По-видимому, уже в глубокой древности в долине подземного Нила обитали некоторые боги и многочисленные демоны; к населению можно отнести и живущих у входных врат павианов (они разумны и владеют членораздельной речью). Но что касается душ умерших, в ту далекую эпоху (до начала Додинастического периода, то есть примерно до рубежа V – IV тысячелетий до н.э.) их судьба была весьма неоднозначна.

Первые переселенцы, целенаправленно отправляющиеся в загробный мир и снаряженные для жизни в нем, стали более или менее массово покидать Египет в конце пятого – четвертом тысячелетии до н.э. Археологические данные говорят о том, что они брали с собой мотыги, кремневое оружие, гарпуны с костяными наконечниками и сосуды с пищей. Очень большое внимание в потустороннем мире, по?видимому, уделялось косметике, потому что множество египтян захватывало с собой сланцевые пластинки для растирания косметических средств и мешочки с малахитом, который применялся при их изготовлении. Глиняные дома должны были обеспечить их кровом над головой. А судя по глиняным моделям лодок, которые постоянно встречаются в могилах, египтяне собирались по дороге в царство мертвых переправляться через подземный (или небесный) Нил.

Кто не мог или не хотел брать с собой в загробный мир настоящих людей, ограничивался их изображениями, нарисованными на стенах гробниц или скульптурными, которые умножали население мира мертвых. Верность этих слуг господину тоже ставилась под сомнение, поэтому рисунки и скульптуры времен Раннединастического периода часто имеют физические недостатки. Иногда в гробницах встречаются глиняные женские тела, не имеющие конечностей. По-видимому, это наложницы усопшего, которым не требовалось ни рук, ни ног для выполнения своих главных обязанностей.

Несмотря на то что царем подземного мира был Осирис, покойными до конца эпохи Древнего царства ведал его сын Анубис, имевший вид шакала (или человека с головой шакала). В то время как Осирис властвовал над подземным царством вообще, Анубис занимался именно умершими. Впрочем, его функции в те времена были минимальны – как мы уже говорили, все покойные, кроме фараонов, достаточно автономно жили в своих гробницах. А фараоны, поступавшие после смерти в свиту солнца, становились богами, отождествляли себя с Осирисом, вступали в ритуальный брак с его женой Исидой и ни о каком подчинении Анубису или кому бы то ни было не желали даже слышать. Тем более что к подземному царству они прямого отношения не имели. Они еженощно проплывали по нему на своих кораблях, но жили преимущественно в обители богов на небе.

В текстах описывается лестница, которая уведет царя на небо, а специальные заклинания, обращенные к богиням, должны обеспечить ему помощниц на этом пути. Потом царь, окончательно отождествленный с Осирисом, возрождается при помощи богинь к новой жизни:

Долгие века Осирис царствовал, но не правил: он не имел ни законодательства, ни действенных механизмов судебной и исполнительной власти. В сложившейся ситуации бог начинает принимать первые меры по укреплению если не реальной власти, то по крайней мере своего авторитета в ширившихся массах покойных египтян. Начиная примерно с середины Шестой династии в гробницах появляются надписи в честь Осириса. Однако пропагандистская кампания не дала ожидаемых результатов, авторитет владыки загробного мира продолжал падать, и фараоны, собиравшиеся пересечь границу его царства, декларативно оставляли на стенах коридоров и камер пирамид и гробниц надписи, в которых подробно описывали свои будущие бесчинства в потустороннем мире, включавшие в числе прочего убийства богов с последующим каннибализмом и изнасилование богинь.

Первым украсил стены своей гробницы описаниями будущих безобразных сцен в долине подземного Нила последний фараон Пятой династии Унас.

Неизвестно, ограничивались ли Унас и его последователи декларациями о намерениях или действительно совершали во владениях Осириса все то, что было заявлено на стенах. Во всяком случае, Осирис не имел возможности ни покарать нечестивцев, ни воспрепятствовать их проникновению в свое царство.

С падением на земле Древнего царства в подземном мире устанавливается единоличное правление Осириса, подкрепленное сформированной системой исполнительной власти. Царь сместил Анубиса и самолично взял на себя функции управления умершими, которые к этому времени составляли уже значительную (если не подавляющую) часть населения долины подземного Нила. Впрочем, Анубис продолжает играть при отце определенную роль: он участвует в процедуре суда, ведает погребальным ритуалом, бальзамированием, охраной каноп – сосудов с внутренностями умершего. Но с двоевластием покончено навсегда. И даже Ра, продолжая оставаться важнейшим богом египетского пантеона, сливаясь с Амоном и Атоном, в подземном царстве вынужден признать главенство Осириса. Умершие фараоны продолжают пополнять свиту солнечного бога, но и они, стремясь к загробному возрождению, прежде всего отождествляют себя с Осирисом. Сам Осирис принял на себя дополнительную роль бога подземных глубин, и теперь вся вселенная оперлась на его плечи, а истоком Нила стал пот, струившийся из рук Осириса.

Забегая вперед, скажем, что к концу Нового царства (в конце второго тысячелетия до н.э.) Осирис окончательно победил Ра и присвоил себе его главный атрибут – солнечный диск. С этого времени его – бога подземного царства и владыку мертвых – стали изображать с сияющим диском на голове, что можно расценить двояко: как окончательную победу загробного мира над миром живых – но и как победу жизни и света над мраком смерти. Но это случится на тысячу лет позже. А пока что в загробном царстве египтян надолго установился определенный порядок, не нарушаемый никакими революционными потрясениями.

Впрочем, назвать систему, установившуюся в подземном царстве, порядком в нашем понимании этого слова, пожалуй, трудно. Здесь, помимо прибывающих сюда на жительство переселенцев, издревле существовало местное население, состоящее из разного рода зверей и демонов, ведущих свою жизнь и не вступающих с администрацией Осириса ни в какие отношения. Поэтому умерший египтянин, даже отмеченный при жизни всяческой праведностью и не без оснований рассчитывавший на счастливую посмертную участь, подвергался на пути к Огненному острову многочисленным опасностям и мог безвинно погибнуть до начала судебной процедуры. Осирис не принимал никаких мер по обеспечению безопасного передвижения на вверенных ему территориях, и, чтобы как?то это компенсировать, египетские жрецы стали создавать многочисленные руководства для новоприбывших.

Я не совершал несправедливости против людей.

Я не притеснял ближних.

Я не грабил бедных.

Я не делал того, что не угодно богам.

Я не подстрекал слугу против его хозяина.

Все вышесказанное наводит на мысль, что к концу Среднего царства и тем более в эпоху Нового царства в Дуате произошел мощнейший демографический взрыв. Сюда толпами ринулись бедняки, которым раньше загробная жизнь не полагалась. Кроме того, Дуат был наводнен тысячами, если не миллионами ушебти. Ситуация осложнялась тем, что каждый покойник (к ушебти это, по?видимому, не относилось) приводил в загробный мир сразу несколько своих сущностей, ведших достаточно самостоятельную жизнь. Сколько именно их приходилось на одного человека, сегодня сказать трудно: египтологи называют цифры до шести и даже до восьми. И о сути каждой из них информация тоже имеется самая противоречивая.

Поклоняются тебе обитатели Дуата.

Восхваляют они тебя, грядущего в мире

Ликуют сердца подземных,

Когда ты приносишь свет обитающим на Западе.

Их очи открываются, ибо они видят тебя.

Полны радости их сердца,

Когда они смотрят на тебя,

Ибо ты слышишь молитвы лежащих в гробах,

Ты уничтожаешь их печали

И отгоняешь зло от них прочь.

Все спящие поклоняются твоей красоте,

Когда твой свет озаряет их лица.

Проходишь ты, и вновь покрывает их тьма,

И каждый вновь ложится в свой гроб.

Тело обитало в загробном мире наряду с душами. Но при этом от его сохранности зависела посмертная судьба всех душ покойного. Известно, что грабители, промышлявшие в гробницах, старались уничтожить (например, сжечь) ограбленную мумию и саркофаг, имевший форму тела, – иначе им грозила месть со стороны умершего. Сохранился протокол допроса некого Амонпанефера – главаря шайки, промышлявшей во времена Девятнадцатой династии (вторая половина второго тысячелетия до н.э.).

Уничтожение тела – самое страшное, что могло случиться с египтянином, особенно если это сопровождалось уничтожением его изображений. Это давало фараонам возможность преследовать своих врагов после их смерти, и крамольный сановник, даже умерев и благополучно пройдя через суд Осириса, не мог чувствовать себя в полной безопасности.

А. Древний мир

А. Древний мир На Ближнем Востоке в древности не было учения о жизни после смерти, которое бы соответствовало библейскому учению о воскресении. Однако в месопотамской литературе сила воскрешать мертвых приписывалась Иштар и Мардуку (21, с. 384, 437). Греки верили в бессмертие

А. Древний Ближний Восток

А. Древний Ближний Восток Отличительным признаком историй творения, пришедших к нам из древнего мира, является их политеизм. В этих мифах и легендах мир был сотворен в результате эпизодических стычек и споров между богами. Во время этого конфликта воля одного бога или

А. Древний мир

А. Древний мир Жители древней Месопотамии думали, что после смерти люди обречены на то, чтобы быть тенями в потустороннем мире. Мало что можно было сделать в жизни, чтобы обеспечить себе блаженное бытие в будущем веке.Для древних египтян смерть была продолжением земной

Дуат (Древний Египет)

Дуат (Древний Египет) Загробный мир Древнего Египта, Дуат (или Херет-Нечер), имел очень сложную историю и топологию и был тесно переплетен с миром живых, точнее с четырьмя другими мирами, из которых состояла вселенная: небом, землей, водой и горами. Как возник Дуат,

VI. СИМЕОН ДРЕВНИЙ

VI. СИМЕОН ДРЕВНИЙ 1. Если бы кто?нибудь преднамеренно не упомянул бы о старце Симеоне и предал бы забвению память о его любомудрии, тот не избежал бы, пожалуй, обвинения в несправедливости и зависти и упрёка в том, что он не хочет восхвалять достойное похвалы и предложить

Древний язык

Древний язык Как показал в начале нашего века известный языковед Н.Я.Марр, все языки произошли от одного общего языка. Эта точка зрения была принята советскими лингвистами, и с тех пор идёт его поиск. По мнению ряда лингвистов, к нему ближе всего относится индоевропейская

Древний свет

Древний свет Дом Федота Абрамовича Дымова построен при Николае I. Сложен он из просмоленных кряжистых бревен, ставших от времени сизыми, с зазеленью. Три маленьких окна со ставнями выходят на людную Торговую улицу, застроенную новыми каменными домами. На прожженных

Древний свет

Древний свет Дом Федота Абрамовича Дымова построен при Николае I. Сложен он из просмоленных кряжистых бревен, ставших от времени сизыми, с зазеленью. Три маленьких окна со ставнями выходят на людную Торговую улицу, застроенную новыми каменными домами. На прожженных










 (313x292, 21Kb)

Дуат — это свернутое в кольцо пространство, многократно превосходящее по площади Египет. Можно предположить, что оно имеет два уровня: Поля Хотеп, соответствующие пространству от Фив до Гелиополя, куда покойный попадает, пройдя взвешивание сердца на весах, т. е. египетский рай; и пространство, переполненное кошмарными обителями демонов и безжалостными чудовищами, через которое покойный должен пройти для достижения Зала Двух Истин.

Глубокое, завершенное понимание египтянами природы двойственности во Вселенной отображено во многих египетских текстах и видах искусства.

Проявление двойственности - это не что иное как расщепление единого. Что представитель западной культуры понимает как символику противоположного, для египтянина - символика дополнительности. Небо и земля - не противоположности, а дополняют друг друга до мира в целом, так же как два государства в их единстве образуют Египет.

Египет называли Двумя Землями именно по соображениям символизма, а не в силу географических или политических причин.
В их постройках, рельефах и росписях господствовали симметрия, четкий и ясный ритм, лаконизм форм.
Симметрия - господствующая особенность египетского искусства. Ни одна архитектура не уравновешивает так массы, как египетская.

Понятие симметрия не ограничивается симметрией объектов. Оно распространяется также на физические явления и управляющие ими физические законы. Именно симметрия позволяет нам охватить самые разнообразные тела с единых позиций.

 (370x249, 47Kb)


Солнечное божество в Дуате.
Роспись гробницы Таусерт. Долина царей. 12 в. до н. э.

 (550x358, 30Kb)

 (427x348, 84Kb)

Древнеегипетские жрецы считали Дуат местом, где солнце скрытого от нас мира (Чёрное Солнце) - Усир (Осирис) встречается с солнцем нашего явного мира - РА. Этой встречей они даруют друг другу новые силы для очередного жизненного цикла.
Исида и Нефтида

Изображение

Пектораль царевны Меререт
Около 1840 до н. э.
Золото, сердолик, лазурит, фаянс
7,9 х 10,5 см
Египетский музей
Каир


Aquarius Secures the Reed Sea With a Gordian Knot made of Nazarenes.

Рис. 14. Aquarius Secures the Reed Sea With a Gordian Knot made of Nazarenes.


 (500x392, 61Kb)

 (640x349, 20Kb)


По ту сторону неба


лат. dualis — двойственный от лат. duo два


DYEU – 1. солнце; 2. божество солнца; *dyeu-s “день, небо, верховный бог”
DEUS – лат. Бог;
DEVA – санс. Бог;

Собственно, это было "божество ясного неба"


 (302x167, 6Kb)

На фото: 25 декабря Беломорье. Встреча двух Солнц.
Этот потрясающий вид можно ежегодно наблюдать на 65-м градусе северной широты на островах Беломорья в третьей декаде декабря.


Дуат — загробный мир в представлении древних египтян. Также он являлся местом заточения богов. Именно через Дуат совершает свой путь огненная лодка Ра ночью. Здесь находится дворец Осириса, а также так называемые рай и ад в представлении древних египтян. Это место обитания демонов и Хаоса, а также Маат и богов.

Содержание

География [ ]

Дуат состоит из нескольких слоев. Чем глубже слой, тем труднее выбраться оттуда. На самых нижних слоях находится Страна Демонов и заточен Апофис. В более верхних обитают души мертвых и боги. Через весь Дуат протекает река. Ее можно достичь, плывя по любой реке мира живых от истока к устью, если обладать нужными знаниями, конечно.

Магические качества [ ]

Сильный маг может смотреть на свой мир через Дуат или в Дуате. Это довольно сложно понять, так как сам Дуат — это что-то необъяснимое, он не поддается никаким описаниям и не подчиняется никаким законам. Это видение открывает всю сущность, показывает мир, таким, какой он есть. К примеру, посмотрев на мага, можно различить ауру его силы, она будет меняться в зависимости от того, путем какого бога следует маг или какая стихия ему подчиняется.

Когда душа человека (ба), отправляется в ночное путешествие, оно проделывает это в Дуате, а человек видит все так, как это есть на самом деле, то есть через Дуат. Если душа слишком сильно углубиться в Дуат, то человек может умереть, так как потеряет с ней связь. Чтобы защититься, маги предпринимают для защиты все возможные средства, но им удается лишь затормозить неизбежную разлуку души и тела.

Через Дуат можно путешествовать, так как в нем нету такого понятия, как расстояние. Маги погружаются в Дуат (совсем чуть-чуть, чтобы не быть унесенными им) и позволяют течениям мира нести их туда, куда им нужно. Это требует концентрации и внимания, не каждый маг способен на это. Магические животные (в частности грифон) могут путешествовать через Дуат самостоятельно, но это отнимает у них много энергии и сил.

Дома Ночи [ ]

Каждый дом соответствует одному часу ночи. Всего их двенадцать. Каждые сутки Ра спускается с небес и плывет через дома к выходу из Дуата, чтобы продолжить освещать землю.

Первый Дом [ ]

Граничит с реальным миром и грань между ними очень тонка. Первый дом символизирует первую фазу сна человека, время, когда он пребывает в полусне.

Второй Дом [ ]

Самый темный из всех Домов. Он - сама пустота. Плывя по нему, испытываешь ужасное чувство, будто все кончено, а ты уже давно умер.

Третий Дом [ ]

Практически ничем не отличатся от второго. Там также тихо, пусто и ничего не видно, только берега Реки Ночи подступают ближе друг к другу.

Четвертый Дом [ ]

Пятый и Шестой Дома [ ]

По берегам реки находятся селения, сложенные из костей, пещеры, в которых потерянные ба никак не могут обрести покоя.

Седьмой Дом [ ]

Седьмой Дом или Дом Иалу - место в подземном мире для праведных душ. Это место обитания Осириса, здесь же Ра всегда делал остановку, чтобы подкрепиться и накопить сил для борьбы с Апофисом.

Восьмой Дом [ ]

Девятый, Десятый и Одиннадцатый Дома [ ]

Ничем особенным не отличаются. В них относительно спокойно и почти нет опасных порогов и водоворотов.

Двенадцатый Дом [ ]

Река Ночи [ ]

Река Ночи - главная и единственная река Дуата. Ее так же называют Магической, так как она несет свои воды, наполненные самым необъяснимым через самое необъяснимое место в мире. О ее протяженности сказать трудно. Так как в Дуате много слоев, то и Река Ночи не всегда постоянна. На ней много порогов, водопадов и просто опасных мест, которые нельзя преодолеть без подготовки или помощи профессионала. Река впадает и вытекает из Огненного Озера

Огненное Озеро [ ]

Озеро, состоящее из огня. В нем лодка Ра каждую ночь наполняется энергией и получает свет, необходимый для освещения земли. В Озеро впадает Река Ночи, низвергаясь в него огненным водопадом. На берегах озера находится Солнечное Поместье, а на пляже отдыхают боги. Как все в Дуате, Огненное Озеро нельзя охватить взглядом. Оно не имеет видимых границ, и о его местоположении трудно судить. В центре озера находится Дворец Осириса

Дворец Осириса [ ]

Представляет собой большое, монументальное строение из черного камня. В его Тронном зале стоит трон Осириса, а перед ним весы, на которые кладут сердце погибшего человека. Именно в этом месте творится суд над усопшими, здесь дом Аммит Пожирательницы и Анубиса.



Иероглиф Дуат — круг со звездой в центре. Как подземное царство Дуат связывается с ночными светилами.

Содержание

После смерти труп умершего бальзамировали и мумифицировали. Над ним проводили погребальные обряды, помогающие умершему воскреснуть в загробном мире. Пассы и заклинания, выполняемые жрецом описаны в Текстах пирамид, Текстах саркофагов и Книге Мёртвых.

Согласно поверию древних египтян, умершему после воскрешения в загробной жизни предстояло пройти к царству Осириса через множество препятствий, среди которых были стражи. Чтобы благополучно преодолеть эти трудности, египтянин должен был при жизни выучить различные заклинания, которые оберегали бы его после смерти Макс Мюллер. Египетская Мифология. . Существовали различные амулеты (как, например, око Уаджет), охраняющие человека в загробном мире , а также литература, содержащая имена стражей, оберегающие заклинания и т. п., что должно было помочь умершему пройти все испытания. Пройдя испытания, умерший попадал на Суд Осириса, на котором определялось, попадёт ли он на Поля Иалу, или его душа погибнет.

Читайте также: