Каким требованиям должны отвечать учебники для школ глухих
Обновлено: 05.07.2024
Программы – нормативные документы, направляющие практическую деятельность обучения. Программы дают общую картину содержания учебных предметов и формулируют основные требования к методам и организации их изучения.
Программа содержит объяснительную записку, в которой раскрываются цели и задачи конкретного учебного предмета, кратко характеризуется структура содержания, методы и формы организации занятий, критерии оценки результатов.
Текст программы содержит компоненты содержания образования по годам обучения, по разделам или темам. Программы для школ глухих составляются с учётом требований общедидактических принципов и специальной дидактики, особенности усвоения знаний глухими школьниками. Эти программы систематически перерабатываются в соответствие с изменяющимися требованиями к уровню общего среднего образования.
Особенность новых программ в том, что они содержат предметы коррекционно - развивающего направления обучения: русский язык, ППО, природоведение, математика, и т.д.
В программах определяются объём и характер речевого материала, необходимого для усвоения глухими учащимися в процессе изучения определённой темы. В программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по каждому учебному предмету. В программе приводится список действующих учебников, а также основной список литературы для учителей.
По определению М.Н.Скаткина, учебник – это средство для усвоения содержания, предназначенная для учащихся, а для учителя – резюме изложения научных сведений и основ методической системы обучения данному предмету. Учебник составляется на основе учебного плана и программы по предмету. Учебникдля глухих должен отражать компенсаторно-коррекционную направленность обучения, осуществлять образовательную, развивающую и воспитательную функции.
Общий объём излагаемого в учебнике материала должен соответствовать учебному времени, отведённому для данного курса. Особое требование предъявляется к речевому оформлению учебника: материал излагается ясно, точно, лаконично и понятно литературным языком.
Методический аппарат учебника направлен на развитие интереса глухих учащихся к изучаемому материалу. Иллюстрации учебника нацелены на конкретизацию излагаемого материала, на понимание общего смыслового содержания текста, раскрытию последовательности, усилению эмоционального воздействия. Важное значение имеет художественное оформление и полиграфическое исполнение учебника. Учебники должны удовлетворять эстетическим требованиям, соответствовать гигиеническим и полиграфическим нормам. Пособие для учителей нацелены облегчить подготовку учителя к уроку.
Учебные программы школы для глухих
Программы – нормативные документы, направляющие практическую деятельность обучения. Программы дают общую картину содержания учебных предметов и формулируют основные требования к методам и организации их изучения.
Программа содержит объяснительную записку, в которой раскрываются цели и задачи конкретного учебного предмета, кратко характеризуется структура содержания, методы и формы организации занятий, критерии оценки результатов.
Текст программы содержит компоненты содержания образования по годам обучения, по разделам или темам. Программы для школ глухих составляются с учётом требований общедидактических принципов и специальной дидактики, особенности усвоения знаний глухими школьниками. Эти программы систематически перерабатываются в соответствие с изменяющимися требованиями к уровню общего среднего образования.
Особенность новых программ в том, что они содержат предметы коррекционно - развивающего направления обучения: русский язык, ППО, природоведение, математика, и т.д.
В программах определяются объём и характер речевого материала, необходимого для усвоения глухими учащимися в процессе изучения определённой темы. В программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по каждому учебному предмету. В программе приводится список действующих учебников, а также основной список литературы для учителей.
По определению М.Н.Скаткина, учебник – это средство для усвоения содержания, предназначенная для учащихся, а для учителя – резюме изложения научных сведений и основ методической системы обучения данному предмету. Учебник составляется на основе учебного плана и программы по предмету. Учебникдля глухих должен отражать компенсаторно-коррекционную направленность обучения, осуществлять образовательную, развивающую и воспитательную функции.
Общий объём излагаемого в учебнике материала должен соответствовать учебному времени, отведённому для данного курса. Особое требование предъявляется к речевому оформлению учебника: материал излагается ясно, точно, лаконично и понятно литературным языком.
Методический аппарат учебника направлен на развитие интереса глухих учащихся к изучаемому материалу. Иллюстрации учебника нацелены на конкретизацию излагаемого материала, на понимание общего смыслового содержания текста, раскрытию последовательности, усилению эмоционального воздействия. Важное значение имеет художественное оформление и полиграфическое исполнение учебника. Учебники должны удовлетворять эстетическим требованиям, соответствовать гигиеническим и полиграфическим нормам. Пособие для учителей нацелены облегчить подготовку учителя к уроку.
По определению М.Н. Скаткина, для учащихся учебник — это средство для усвоения содержания, а для учителя — резюме изложения научных сведений и ориентир основ методической системы обучения данному учебному предмету.
Учебник составляется на основе учебного плана и в соответствии с учебными программами по предмету. Важнейшими элементами образования являются знания, и в учебнике им отводится главное место. В нем представлены различные виды знаний: основные термины и понятия, законы науки, научные факты, знания о способах деятельности, методах познания и истории развития науки, оценочные знания о нормах отношения к различным явлениям жизни. Учебник осуществляет воспитывающую функцию путем подбора соответствующих текстов. В специальной школе глухих он призван выполнять те же функции, что и в массовой школе: помочь неслышащим учащимся усвоить основное содержание того или иного учебного предмета, научит пользоваться учебником как важнейшим источником для углубления и закрепления знаний, полученных на уроке. Учебник для неслышащих учащихся должен отражать компенсаторно-коррекционную направленность обучения, осуществлять образовательную, развивающую и воспитательную функции.
Методический аппарат учебника направлен на развитие интереса глухих учащихся к изучаемому материалу, их творческой активности, теоретических и практических навыков, на формирование основных приемов умственной деятельности и умений применять полученные знания на практике. Методический аппарат учебника предусматривает наличие примеров, пояснений, образцов выполнения заданий для организации классной и домашней учебной работы, материал для закрепления и повторения, а также для самостоятельной работы учащихся.
Иллюстрации учебника способствуют конкретизации излагаемого материала, пониманию глухими учащимися общего смыслового содержания текста, раскрытию последовательности событий, установлению причинно-следственных связей. Они дают наглядную информацию, усиливающую эмоциональное воздействие учебного материала. Иллюстрации учебника способствуют пониманию глухими учащимися значения отдельных слов и выражений, последовательности событий, раскрытию содержания, его дополнению и конкретизации. Аппарат ориентировки (предисловие, оглавление, сигналы-символы для обозначения структурных элементов книги, указатели, сноски, ссылки) учит глухих школьников умению выделять главное, содействует развитию умений самостоятельно работать с учебником, обеспечивает подготовку к самостоятельному приобретению знаний. Важное значение имеют художественное оформление и полиграфическое исполнение. Учебники для школы глухих должны удовлетворять эстетическим требованиям, соответствовать гигиеническим и полиграфическим нормам. Начала осуществляться подготовка к изданию учебно-методических комплектов, состоящих из учебника, учебных пособий, методических разработок, разнообразных дидактических средств, технических средств обучения (ТСО) и компьютерной техники, пособия для учителя с рекомендациями по организации учебного процесса в соответствии с действующими программами, которые призваны облегчить подготовку учителя к уроку.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте ведущие идеи определения содержания образования на современном этапе.
3. Проанализируйте учебную программу школы глухих по любому предмету и определите возможности реализации задач образования.
4. Дайте анализ опыта разработки учителями разноуровнего содержания: учебного материала для учащихся с различным уровнем развития и подготовленности.
5. Раскройте характерологические особенности содержания образования специальной школы глухих.
6. Дайте сравнительную характеристику учебных планов общеобразовательной школы и базисного плана, приведенного
в учебнике. Установите их сходство и различие.
7. По данной схеме проанализируйте программу для школы глухих по одному из учебных предметов.
Схема
• Какие научно-теоретические проблемы обучения глухих находят отражение в новых программах.
• Какова структура программы (кратко охарактеризовать разделы программы).
• Каков принцип расположения материала в программе школ глухих.
• Как реализуются в программе принципы обучения (общие и специфические), подтвердите примерами на основе анализа раздела или темы по одному из учебных предметов любого класса.
• Как осуществляется преемственность в обучении отдельных предметов (покажите на примере одного предмета).
• Как осуществляется повторение материала.
• Какие изменения внесены в новые программы. Чем обусловлена их необходимость (сравните с программой 1991 г.).
• Проведите анализ на основе предлагаемой схемы одного из учебников для начальных классов.
• Проведите анализ учебника по русскому языку для 5—6 классов школы глухих. Определите его соответствие основным педагогическим требованиям, предъявляемым к содержанию образования на современном этапе развития школы глухих.
• Цели и назначение учебника. Соответствие учебной программе по структуре, объему и глубине раскрытия материала.
• Соответствие системы вопросов, заданий, упражнений, задач, практических работ требованиям программ и практическим умениям и навыкам учащихся.
• Доступность предложенного учебного материала глухим учащимся данного возраста, соответствие предшествующей подготовке и уровню развития учащихся.
• Доступность объема учебного материала нормам учебного времени.
• Наглядность и конкретность изложения учебного материала. Характер использования наглядно-иллюстративных средств (картинок, рисунков, схем). Коммуникативная направленность заданий. Связь с ППО.
• Пригодность учебника для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления индивидуализации обучения.
• Доступность для глухих учащихся основных вопросов, заданий, упражнений, задач, практических работ.
• Ясность, точность языка учебника.
• Соблюдение внутрипредметных и межпредметных связей.
• Соблюдение преемственности с предшествующими учебниками по данному предмету.
• Общее заключение об учебнике.
Литература
1. Астапов В.М., Лебединская О.М., Шапиро Б.Ж. Проблемы специального обучения людей с ограниченными возможностями // Социальная работа: теория, технология, образование. 1996. № 1.
2. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1998.
3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.
4. О положении детей в Российской Федерации. М., 1995.
5. Программы специальных общеобразовательных школ для глухих детей. М., 2003.
6. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000
На основе учебного плана и в соответствии с учебными программами по каждому предмету составляются учебники, в которых в определенной системе излагается содержание учебного предмета.
Главное назначение учебника — помочь глухим школьникам углубить и закрепить знания, полученные на уроке. Большая роль принадлежит учебнику в формировании у учащихся навыков самостоятельной работы. Умение работать с книгой является важным условием дальнейшего образования и самообразования глухого.
В начальных и средних классах школы глухих используются специальные учебники, что обусловлено необходимостью учета общего и речевого развития учащихся. Старшие классы работают по учебникам общеобразовательной неполной средней школы.
При составлении учебников для специальной школы глухих является обязательным учет общих педагогических и специфических требований. Содержание школьных учебников должно соответствовать целям обучения, задачам школы, учебной программе, современному уровню развития данной области науки и техники, задачам коммунистического воспитания учащихся и представлять целостную систему знаний с учетом внутрипредметных и межпредметных связей. В нем должна быть раскрыта сущность основных научных идей, теорий, законов, понятий, отражена связь с жизнью. Содержание учебника также определяется задачами развития словесной речи глухих в процессе изучения каждого учебного предмета.
Большое внимание уделяется доступности содержания учебника для глухих школьников в соответствии с их возрастными и познавательными возможностями, уровнем общего развития, способностями и интересами, а также предшествующей общеобразовательной подготовкой. Общий объем излагаемого в учебнике материала должен соответствовать учебному времени, отведенному на изучение данного курса, а распределение материала по разделам, темам и параграфам должно быть по возможности равномерным и по объему соответствовать содержанию учебного материала, изучаемого на уроке.
Особое требование предъявляется к речевому оформлению учебника для глухих школьников: учебный материал излагается ясным, точным, лаконичным и понятным для учащихся литературным языком с учетом уровня речевого развития глухих и необходимости его обогащения. В учебнике следует соблюдать дозировку нового речевого материала и грамматических форм.
Методический аппарат учебника направлен на развитие интереса глухих учащихся к изучаемому материалу, их творческой активности, теоретических и практических навыков, на формирование основных приемов умственной деятельности и умений применять полученные знания на практике. В методическом аппарате представлена работа над новыми словами, входящими в основной текст.
Иллюстрации учебника способствуют пониманию глухими учащимися значения отдельных слов и выражений, последовательности событий, раскрытию содержания, его дополнению и конкретизации, выделению в учебном материале основных моментов, а также дают самостоятельную информацию, усиливают эмоциональное воздействие материала.
Аппарат ориентировки (предисловие, оглавление, сигналы-символы для обозначения структурных элементов книги, указатели, сноски, ссылки и др.) направляет глухих школьников на изучение главного, сущности основных понятий, содействует развитию умений самостоятельно работать с учебником, обеспечивает подготовку к самостоятельному приобретению знаний.
Важное значение имеют художественное оформление и полиграфическое исполнение. Учебники для школы глухих должны удовлетворять эстетическим требованиям, соответствовать гигиеническим и полиграфическим нормам.
Начала осуществляться подготовка к изданию учебно-методических комплексов, состоящих из учебника, учебных пособий, методических разработок, разнообразных дидактических средств, технических средств обучения (ТСО) и компьютерной техники, пособия для учителя с рекомендациями по организации учебного процесса в соответствии с действующими программами и учебниками. Учебно-методические комплексы призваны облегчить труд учителя, его подготовку к проведению каждого урока и донести до него современные идеи в области психолого-педагогических наук.
Учебники издаются полным тиражом один раз в 4 года с последующей допечаткой по мере необходимости.
Читайте также: