Каким требованиям должны отвечать учебники для школ глухих

Обновлено: 05.07.2024

Программы – нормативные документы, направляющие практическую деятельность обучения. Программы дают общую картину содержания учебных предметов и формулируют основные требования к методам и организации их изучения.

Программа содержит объяснительную записку, в которой раскрываются цели и задачи конкретного учебного предмета, кратко характеризуется структура содержания, методы и формы организации занятий, критерии оценки результатов.

Текст программы содержит компоненты содержания образования по годам обучения, по разделам или темам. Программы для школ глухих составляются с учётом требований общедидактических принципов и специальной дидактики, особенности усвоения знаний глухими школьниками. Эти программы систематически перерабатываются в соответствие с изменяющимися требованиями к уровню общего среднего образования.

Особенность новых программ в том, что они содержат предметы коррекционно - развивающего направления обучения: русский язык, ППО, природоведение, математика, и т.д.

В программах определяются объём и характер речевого материала, необходимого для усвоения глухими учащимися в процессе изучения определённой темы. В программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по каждому учебному предмету. В программе приводится список действующих учебников, а также основной список литературы для учителей.

По определению М.Н.Скаткина, учебник – это средство для усвоения содержания, предназначенная для учащихся, а для учителя – резюме изложения научных сведений и основ методической системы обучения данному предмету. Учебник составляется на основе учебного плана и программы по предмету. Учебникдля глухих должен отражать компенсаторно-коррекционную направленность обучения, осуществлять образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Общий объём излагаемого в учебнике материала должен соответствовать учебному времени, отведённому для данного курса. Особое требование предъявляется к речевому оформлению учебника: материал излагается ясно, точно, лаконично и понятно литературным языком.

Методический аппарат учебника направлен на развитие интереса глухих учащихся к изучаемому материалу. Иллюстрации учебника нацелены на конкретизацию излагаемого материала, на понимание общего смыслового содержания текста, раскрытию последовательности, усилению эмоционального воздействия. Важное значение имеет художественное оформление и полиграфическое исполнение учебника. Учебники должны удовлетворять эстетическим требованиям, соответствовать гигиеническим и полиграфическим нормам. Пособие для учителей нацелены облегчить подготовку учителя к уроку.

Учебные программы школы для глухих

Программы – нормативные документы, направляющие практическую деятельность обучения. Программы дают общую картину содержания учебных предметов и формулируют основные требования к методам и организации их изучения.

Программа содержит объяснительную записку, в которой раскрываются цели и задачи конкретного учебного предмета, кратко характеризуется структура содержания, методы и формы организации занятий, критерии оценки результатов.

Текст программы содержит компоненты содержания образования по годам обучения, по разделам или темам. Программы для школ глухих составляются с учётом требований общедидактических принципов и специальной дидактики, особенности усвоения знаний глухими школьниками. Эти программы систематически перерабатываются в соответствие с изменяющимися требованиями к уровню общего среднего образования.

Особенность новых программ в том, что они содержат предметы коррекционно - развивающего направления обучения: русский язык, ППО, природоведение, математика, и т.д.

В программах определяются объём и характер речевого материала, необходимого для усвоения глухими учащимися в процессе изучения определённой темы. В программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по каждому учебному предмету. В программе приводится список действующих учебников, а также основной список литературы для учителей.




По определению М.Н.Скаткина, учебник – это средство для усвоения содержания, предназначенная для учащихся, а для учителя – резюме изложения научных сведений и основ методической системы обучения данному предмету. Учебник составляется на основе учебного плана и программы по предмету. Учебникдля глухих должен отражать компенсаторно-коррекционную направленность обучения, осуществлять образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Общий объём излагаемого в учебнике материала должен соответствовать учебному времени, отведённому для данного курса. Особое требование предъявляется к речевому оформлению учебника: материал излагается ясно, точно, лаконично и понятно литературным языком.

Методический аппарат учебника направлен на развитие интереса глухих учащихся к изучаемому материалу. Иллюстрации учебника нацелены на конкретизацию излагаемого материала, на понимание общего смыслового содержания текста, раскрытию последовательности, усилению эмоционального воздействия. Важное значение имеет художественное оформление и полиграфическое исполнение учебника. Учебники должны удовлетворять эстетическим требованиям, соответствовать гигиеническим и полиграфическим нормам. Пособие для учителей нацелены облегчить подготовку учителя к уроку.

По определению М.Н. Скаткина, для учащихся учебник — это средство для усвоения содержания, а для учителя — резюме изложения научных сведений и ориентир основ методической системы обучения данному учебному предмету.

Учебник составляется на основе учебного плана и в соответствии с учебными программами по предмету. Важнейшими элементами образования являются знания, и в учебнике им отводится главное место. В нем представлены различные виды знаний: основные термины и понятия, законы науки, научные факты, знания о способах деятельности, методах познания и истории развития науки, оценочные знания о нормах отношения к различным явлениям жизни. Учебник осуществляет воспитывающую функцию путем подбора соответствующих текстов. В специальной школе глухих он призван выполнять те же функции, что и в массовой школе: помочь неслышащим учащимся усвоить основное содержание того или иного учебного предмета, научит пользоваться учебником как важнейшим источником для углубления и закрепления знаний, полученных на уроке. Учебник для неслышащих учащихся должен отражать компенсаторно-коррекционную направленность обучения, осуществлять образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Методический аппарат учебника направлен на развитие интереса глухих учащихся к изучаемому материалу, их творческой активности, теоретических и практических навыков, на формирование основных приемов умственной деятельности и умений применять полученные знания на практике. Методический аппарат учебника предусматривает наличие примеров, пояснений, образцов выполнения заданий для организации классной и домашней учебной работы, материал для закрепления и повторения, а также для самостоятельной работы учащихся.

Иллюстрации учебника способствуют конкретизации излагаемого материала, пониманию глухими учащимися общего смыслового содержания текста, раскрытию последовательности событий, установлению причинно-следственных связей. Они дают наглядную информацию, усиливающую эмоциональное воздействие учебного материала. Иллюстрации учебника способствуют пониманию глухими учащимися значения отдельных слов и выражений, последовательности событий, раскрытию содержания, его дополнению и конкретизации. Аппарат ориентировки (предисловие, оглавление, сигналы-символы для обозначения структурных элементов книги, указатели, сноски, ссылки) учит глухих школьников умению выделять главное, содействует развитию умений самостоятельно работать с учебником, обеспечивает подготовку к самостоятельному приобретению знаний. Важное значение имеют художественное оформление и полиграфическое исполнение. Учебники для школы глухих должны удовлетворять эстетическим требованиям, соответствовать гигиеническим и полиграфическим нормам. Начала осуществляться подготовка к изданию учебно-методических комплектов, состоящих из учебника, учебных пособий, методических разработок, разнообразных дидактических средств, технических средств обучения (ТСО) и компьютерной техники, пособия для учителя с рекомендациями по организации учебного процесса в соответствии с действующими программами, которые призваны облегчить подготовку учителя к уроку.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте ведущие идеи определения содержания образования на современном этапе.

3. Проанализируйте учебную программу школы глухих по любому предмету и определите возможности реализации задач образования.

4. Дайте анализ опыта разработки учителями разноуровнего содержания: учебного материала для учащихся с различным уровнем развития и подготовленности.

5. Раскройте характерологические особенности содержания образования специальной школы глухих.

6. Дайте сравнительную характеристику учебных планов общеобразовательной школы и базисного плана, приведенного

в учебнике. Установите их сходство и различие.

7. По данной схеме проанализируйте программу для школы глухих по одному из учебных предметов.

Схема

• Какие научно-теоретические проблемы обучения глухих находят отражение в новых программах.

• Какова структура программы (кратко охарактеризовать разделы программы).

• Каков принцип расположения материала в программе школ глухих.

• Как реализуются в программе принципы обучения (общие и специфические), подтвердите примерами на основе анализа раздела или темы по одному из учебных предметов любого класса.

• Как осуществляется преемственность в обучении отдельных предметов (покажите на примере одного предмета).

• Как осуществляется повторение материала.

• Какие изменения внесены в новые программы. Чем обусловлена их необходимость (сравните с программой 1991 г.).

• Проведите анализ на основе предлагаемой схемы одного из учебников для начальных классов.

• Проведите анализ учебника по русскому языку для 5—6 классов школы глухих. Определите его соответствие основным педагогическим требованиям, предъявляемым к содержанию образования на современном этапе развития школы глухих.

• Цели и назначение учебника. Соответствие учебной программе по структуре, объему и глубине раскрытия материала.

• Соответствие системы вопросов, заданий, упражнений, задач, практических работ требованиям программ и практическим умениям и навыкам учащихся.

• Доступность предложенного учебного материала глухим учащимся данного возраста, соответствие предшествующей подготовке и уровню развития учащихся.

• Доступность объема учебного материала нормам учебного времени.

• Наглядность и конкретность изложения учебного материала. Характер использования наглядно-иллюстративных средств (картинок, рисунков, схем). Коммуникативная направленность заданий. Связь с ППО.

• Пригодность учебника для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления индивидуализации обучения.

• Доступность для глухих учащихся основных вопросов, заданий, упражнений, задач, практических работ.

• Ясность, точность языка учебника.

• Соблюдение внутрипредметных и межпредметных связей.

• Соблюдение преемственности с предшествующими учебниками по данному предмету.

• Общее заключение об учебнике.

Литература

1. Астапов В.М., Лебединская О.М., Шапиро Б.Ж. Проблемы специального обучения людей с ограниченными возможностями // Социальная работа: теория, технология, образование. 1996. № 1.

2. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1998.

3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.

4. О положении детей в Российской Федерации. М., 1995.

5. Программы специальных общеобразовательных школ для глухих детей. М., 2003.

6. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000

На основе учебного плана и в соответствии с учебными прог­раммами по каждому предмету составляются учебники, в которых в определенной системе излагается содержание учебного предмета.

Главное назначение учебника — помочь глухим школьникам углубить и закрепить знания, полученные на уроке. Большая роль принадлежит учебнику в формировании у учащихся навыков са­мостоятельной работы. Умение работать с книгой является важ­ным условием дальнейшего образования и самообразования глу­хого.

В начальных и средних классах школы глухих используются специальные учебники, что обусловлено необходимостью учета общего и речевого развития учащихся. Старшие классы работают по учебникам общеобразовательной неполной средней школы.

При составлении учебников для специальной школы глухих является обязательным учет общих педагогических и специфичес­ких требований. Содержание школьных учебников должно соот­ветствовать целям обучения, задачам школы, учебной программе, современному уровню развития данной области науки и техники, задачам коммунистического воспитания учащихся и представлять целостную систему знаний с учетом внутрипредметных и межпред­метных связей. В нем должна быть раскрыта сущность основных научных идей, теорий, законов, понятий, отражена связь с жизнью. Содержание учебника также определяется задачами развития словесной речи глухих в процессе изучения каждого учебного предмета.

Большое внимание уделяется доступности содержания учебни­ка для глухих школьников в соответствии с их возрастными и поз­навательными возможностями, уровнем общего развития, способ­ностями и интересами, а также предшествующей общеобразова­тельной подготовкой. Общий объем излагаемого в учебнике материала должен соответствовать учебному времени, отведенно­му на изучение данного курса, а распределение материала по раз­делам, темам и параграфам должно быть по возможности равно­мерным и по объему соответствовать содержанию учебного мате­риала, изучаемого на уроке.

Особое требование предъявляется к речевому оформлению учебника для глухих школьников: учебный материал излагается ясным, точным, лаконичным и понятным для учащихся литератур­ным языком с учетом уровня речевого развития глухих и необхо­димости его обогащения. В учебнике следует соблюдать дозировку нового речевого материала и грамматических форм.

Методический аппарат учебника направлен на развитие инте­реса глухих учащихся к изучаемому материалу, их творческой ак­тивности, теоретических и практических навыков, на формирова­ние основных приемов умственной деятельности и умений приме­нять полученные знания на практике. В методическом аппарате представлена работа над новыми словами, входящими в основной текст.

Иллюстрации учебника способствуют пониманию глухими уча­щимися значения отдельных слов и выражений, последователь­ности событий, раскрытию содержания, его дополнению и конкре­тизации, выделению в учебном материале основных моментов, а также дают самостоятельную информацию, усиливают эмоцио­нальное воздействие материала.

Аппарат ориентировки (предисловие, оглавление, сигналы-сим­волы для обозначения структурных элементов книги, указатели, сноски, ссылки и др.) направляет глухих школьников на изучение главного, сущности основных понятий, содействует развитию уме­ний самостоятельно работать с учебником, обеспечивает подготов­ку к самостоятельному приобретению знаний.

Важное значение имеют художественное оформление и поли­графическое исполнение. Учебники для школы глухих должны удовлетворять эстетическим требованиям, соответствовать гигиени­ческим и полиграфическим нормам.

Начала осуществляться подготовка к изданию учебно-методи­ческих комплексов, состоящих из учебника, учебных пособий, ме­тодических разработок, разнообразных дидактических средств, технических средств обучения (ТСО) и компьютерной техники, пособия для учителя с рекомендациями по организации учебного процесса в соответствии с действующими программами и учебни­ками. Учебно-методические комплексы призваны облегчить труд учителя, его подготовку к проведению каждого урока и донести до него современные идеи в области психолого-педагогических наук.

Учебники издаются полным тиражом один раз в 4 года с пос­ледующей допечаткой по мере необходимости.

Читайте также: