Шекспир отелло анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Действие драматического произведения происходит в ХVІ веке в Венеции, а позже переносится на Кипр. С первых строк читатель становится свидетелем диалога Яго – поручика Отелло с местным дворянином Родриго. Последний пылко и безнадежно влюблен в дочь сенатора Брабанцио Дездемону. Но Яго поведал другу о том, что она тайно обвенчалась с Отелло – мавром на венецианской службе. Поручик убеждает Родриго в своей ненависти к Отелло, так как на должность лейтенанта, то есть своего заместителя, мавр взял некого Кассио, вместо Яго. Чтобы отомстить мавру, они сообщают новость о побеге Дездемоны ее отцу, который в бешенстве начинает разыскивать Отелло.

Во время шторма турецкие галеры утонули, а молодые наслаждаются счастьем. Яго продолжает свои коварные планы. Своим врагом он видит Кассио и пытается избавиться от него, используя Родриго. В канун праздника по случаю свадьбы Отелло и Дездемоны Яго спаивает Кассио, который от выпивки теряет контроль. Родриго намеренно задевает пьяного Кассио. Начинается драка, вызвавшая всеобщую суматоху. За недостойное поведение Отелло отлучает Кассио от службы. Лейтенант просит помощи у Дездемоны. Она, зная Кассио честным и преданным Отелло человеком, старается уговорить мужа смягчиться. В это время Яго сеет в голове Отелло семя сомнения в том, что Дездемона изменяет мужу с Кассио. Ее пылкие уговоры в защиту лейтенанта все больше разжигают ревность мужа. Он становится сам не свой и требует от Яго доказательств измены.

Отелло Уильяма Шекспира

Ревнивец просит Яго убить Кассио. К поручику приходит Родриго, разгневанный тем, что Яго вытянул из него уже все деньги, а результата нет. Яго уговаривает его убить Кассио. Выследив жертву вечером, Родриго ранит Кассио, а сам умирает, добитый клинком Яго. Отелло, услышав крики, решает, что предатель мертв. Вовремя поспевают Грациано и Лодовико и спасают Кассио.

Кульминация трагедии
Отелло, попросив Дездемону покаяться в своих грехах, душит ее и добивает клинком. Вбегает Эмилия и уверяет мавра, что его жена – самое святое создание, не способное на измену и подлость. Грациано, Яго и другие приходят к мавру, чтобы рассказать о случившемся и застают картину убийства Дездемоны.

Отелло рассказывает, что доводы Яго помогли ему узнать об измене. Эмилия говорит, что это она дала мужу платок. В суматохе Яго убивает ее и сбегает. Кассио приносят на носилках и вводят арестованного Яго. Лейтенанта ужасает случившееся, ведь он не давал и малейшего повода для ревности. Яго приговаривают к казни, а мавра должен судить сенат. Но Отелло закалывает себя сам и падает на постель возле Дездемоны и Эмилии.

Характеристика героев

Образы, созданные автором, живые и органичные. Каждому из них присущи как положительные, так и отрицательные черты, именно это делает трагедию жизненной и всегда актуальной. Отелло – блестящий полководец и правитель, смелый, сильный и отважный мужчина. Но в любви он неопытен, несколько ограничен и грубоват. Ему и самому с трудом верится, что молодая и красивая особа может полюбить его. Именно его некая неуверенность и позволила Яго так легко сбить Отелло с толку. Строгий и в то же время любящий мавр стал заложником собственных сильных чувств – безумной любви и неистовой ревности. Олицетворением женственности и чистоты является Дездемона. Однако ее поведение по отношению к отцу позволило Яго доказать Отелло, что его идеальная жена способна на хитрость и обман ради любви.

Самым негативным героем, на первый взгляд, является Яго. Он инициатор всех интриг, приведших к трагичной развязке. Но ведь он сам не сделал ничего, кроме убийства Родриго. Вся ответственность за случившееся ложится на плечи Отелло. Именно он, поддавшись наговорам и сплетням, не разобравшись, обвинил преданного помощника и любимую жену, за что отнял ее жизнь и отдал свою, не выдержав угрызений совести и боли от горькой правды.

Главная идея произведения

Лучшим драматическим произведением Уильяма Шекспира и одним из самых значимых шедевров мировой классики является трагедия “Ромео и Джульетта” – символ трагической и несбывшейся любви.

В основе комедии Уильяма Шекспира “Укрощение строптивой” заложена очень поучительная идея о женском характере, как основе настоящего женского счастья.

Игра Яго практически удалась, но он не сумел проконтролировать ее до конца из-за масштабности интриг и многочисленности ее участников. Слепое следование за чувствами и эмоциями, лишенное голоса разума, по мнению автора, неминуемо обернется трагедией.

Автор написал пьесу в 1604 году – она является образцом классической литературы и входит в программу внеурочного чтения.

История написания трагедии

Шекспир

Литературоведы склонны считать, что прототипом главного героя был рожденный в Италии Маурицо Отелло – один из главнокомандующих войсками Венеции в средние века.

Когда Отелло служил на Кипре, там погибла его жена, и настоящая причина смерти до сих пор неизвестна.

Главные герои и их характеристика

Отелло и Дездемона

Главные действующие лица пьесы:

Отелло – венецианский мавр, главнокомандующий.

Дездемона – молодая жена Отелло.

Яго – военный, подчиняющийся Отелло. Подлый человек, склонный к зависти.

Микелле Кассио – лейтенант, подчиняющийся Отелло.

Второстепенные персонажи

Родриго

Родриго – дворянин, испытывающий нежные чувства к Дездемоне.

Эмилия – жена Яго. Подруга главной героини.

Бьянка – куртизанка. Влюблена в Кассио.

Брабанцио – отец Дездемоны.

Произведение состоит из пяти актов. Краткий пересказ сюжета представлен ниже.

I акт

Отелло и Дездемона с отцом

Яго рассержен тем, что помощником Отелло стал Кассио, а не он. Яго намерен отомстить военачальнику. Вместе с Родриго он приходит к отцу Дездемоны, чтобы сказать, что она сбежала к Мавру. Брабанцио заметил, что дочери нет дома, и отправился к Отелло.

Появляется отец девушки и гневно требует вернуть ее домой. Вместе с мавром Брабанцио отправляется на военное собрание дожа.

Дож (титул главы государства в итальянских морских республиках) сообщает Отелло, что направляет его на Кипр с целью защитить венецианские владения. Мавр говорит Брабанцио, что женился на его дочери, и тот может лично удостовериться в ее любви к нему.

II акт

Прибытие Отелло

Войны с турками удалось избежать. Флот врагов разрушил шторм. В киприотскую гавань прибывают Яго, его супруга, Дездемона и Родриго. Там они встречаются с Отелло.

Яго внушает своему сообщнику, что Дездемона испытывает симпатию к Кассио, так как он молод и красив. Под влиянием манипуляций Родриго ссорится с офицером и настраивает против него Отелло.

Кассио планирует вступить на караул, но Яго зовет того отметить победу в обществе дворян. Юноша сообщает, что быстро и некрасиво пьянеет – предатель сразу решает использовать это в свою пользу.

Родриго в образе рядового солдата провоцирует охмелевшего Кассио на конфликт. Монтано пытается разнять дерущихся, но лейтенант ранит его.

Яго делает ставку на то, что забота Дездемоны о Кассио даст ее мужу повод для ревности.

III акт

Othello picture

Как и посоветовал Яго, Кассио едет к юной Дездемоне за помощью. Эмилия делится секретом – Отелло сам желает восстановить офицера, как только появится возможность.

Дездемона с радостью соглашается содействовать юноше. Офицер уходит. Девушка просит мужа вернуть ранг Кассио, и тот уступает супруге. Яго манипулирует другом, загадочным молчанием заставляя того подумать о неверности жены.

Далее Яго оклеветал Кассио – оставил в доме офицера платок Дездемоны, который та случайно обронила возле Эмилии. Мавр опечален своими подозрениями и требует от Яго фактов измены. Тот говорит, что бывший офицер ласкал девушку ночью, а она отдала ему свой расписной платок.

Отелло поручает Яго убить Кассио не позднее, чем через три дня. Сам он решает убить Дездемону. Яго отговаривает друга от этого шага, но Мавр непреклонен.

Отелло просит Дездемону отдать ее платок – та отвечает, что он пропал. Она усугубляет ситуацию, снова попросив вернуть Кассио на службу.

Офицер находит у себя земляничный платок и просит куртизанку Бьянку повторить приглянувшуюся вышивку.

IV акт

В то время как Мавр прячется неподалеку, Яго заводит с лейтенантом разговор о проститутке Бьянке. Юноша смеется над желанием Бьянки стать его женой. Отелло думает, что тот говорит о Дездемоне. Бьянка отдает платок юноше.

Приходит весть – Отелло должен вернуться в Венецию и оставить на замену Кассио. Дездемона обрадована возвращению, но Отелло воспринимает это как радость за юношу, и дает ей пощечину. Мавр оскорбляет жену и считает, что справедливо приревновал ее.

V акт

Трагедия Отелло

Предатели идут совершать убийство. В нападении погибает Родриго. Яго заявляет послам, что Кассио подвергся нападению разбойников и обвиняет Бьянку в содействии.

В это время Мавр входит в спальню и застает Дездемону спящей. Он целует ее и спрашивает, таит ли та грехи. Супруга отрицает это. Отелло душит ее и в этот момент стучится Эмилия, которая рассказывает о побоище на улице.

Она кричит, видя погибающую девушку, и Отелло признается, что причина, по которой он задушил супругу – ее измены. Сбегаются слуги, и Эмилия сообщает, что супруг велел ей принести платок девушки.

Анализ произведения

Главная идея трагедии – противоборство разума и сердца. Произведением автор предостерегал бездумно поддаваться буре чувств. Все известные цитаты из пьесы связаны с ложью, слабой волей, грехами.

700

Ключевые герои нашли свою смерть именно от того, что не прислушались к голосу разума и пошли на поводу у своих страстей. Каждый имел свою слабость:

Дездемона – излишнюю доверчивость;

Родриго – зависть и влечение;

Эмилия – доверчивость и невнимательность.


В основе написанной в 1604-м году трагедии Уильяма Шекспира “Отелло” лежит сюжет новеллы Джамбаттиста Джиральди Чинтио “Венецианский Мавр”, изданной в 1566 году в составе сборника “Сто рассказов”. Главные герои итальянского произведения – Мавр, Диздемона, Прапорщик, жена Прапорщика и Капитан по характеру сходны с Дездемоной (честной, верной, любящей), поручиком Яго (хитрым, подлым), Эмилией (преданной своей госпоже и проводящей с ней много времени) и лейтенантом Кассио (хорошим офицером и верным другом) Шекспира.

сюжетное расхождение между произведениями кроется в конфликтной причине: у Чинтио Прапорщик любит Диздемону и мстит и ей и Мавру из ревности; у Шекспира Яго ненавидит Отелло из-за потерянного офицерства и подозрений в том, что Эмилия изменяла ему с мавром. Платок с характерным арабским узором, преподнесенный главным героем своей жене в качестве свадебного подарка, в обеих историях становится главным доказательством измены Дездемоны: только у Чинтио его крадет трехлетняя дочь Прапорщика, а у Шекспира венецианка сама теряет вещь, которую Эмилия затем, как верная жена, передает Яго. Убийство Дездемоны в итальянской

новелле совершает Прапорщик. Он же разрабатывает и его план: забить несчастную наполненным песком чулком, после чего обрушить на ее тело потолок.

Шекспировский Отелло, как благородный герой, мстящий за поруганную честь, самостоятельно расправляется с женой, в начале душа ее и только затем закалывая, чтобы та не мучилась. Смерть мавра у Чинтио наступает от руки родственников Диздемоны, у Шекспира – герой сам лишает себя жизни, поняв, что совершил непростительную ошибку и погубил то единственное, ради чего стоило жить.

Художественные Образы героев трагедии – живые, яркие, реалистичные. В каждом из них можно встретить как положительные, так и отрицательные черты. Самая чистая героиня произведения – Дездемона и та, по признанию английских литературоведов, не лишена склонности к обману: отца – в тот момент, когда покидает отчий дом и бежит в объятия мавра, Отелло – когда не признается в том, что потеряла платок, Эмилии, которую убеждает, что убийцей является она сама.

Первый обман венецианки обусловлен любовью, второй – страхом и нежеланием огорчать любимого мужа, третий – попыткой защитить Отелло. Между тем, именно к первому обману (когда-то любимого отца) первоначального апеллирует в своей жестокой игре Яго, убеждающий мавра в том, что если Дездемона смогла пренебречь родительскими чувствами, то ничто не помешает ей сделать то же самое и с чувствами мужа.

Характер Яго представляет собой сочетание хитроумной жестокости и невероятной логики, сопровождающей все его поступки. Поручик просчитывает каждый шаг наперед, руководствуясь в своих кознях точным знанием психологических особенностей людей, которыми он играет. Родриго он ловит на страстной любви к Дездемоне, Отелло – на страхе потерять ту гармонию, которую он нашел в отношениях с венецианкой, Кассио – на доброте и природной наивности, Эмилию – на слабоволии.

Аморальность Яго не находит преград по причине его общения с людьми, морально чистыми, не представляющими себе, что кто-то (особенно близкий друг) может опуститься до лжи, наветов и предательства. При этом каждый из героев периодически пытается осмыслить слова и поступки поручика (Родриго несколько раз подозревает его в измене данному слову, Отелло долгое время сопротивляется внушаемой Яго мысли об предательстве Дездемоны, Эмилия пытается разобраться, зачем мужу нужен платок ее хозяйки, Кассио отказывается от предлагаемой поручиком выпивки), но каждую попытку вывести его на чистую воду Яго пресекает новой хитростью. В арсенале поручика – выдуманные истории (рассказ о том, как Кассио разговаривал во сне с Дездемоной), похищенные предметы (отнятый у жены платок Отелло), игра на чужих страстях (желание Родриго обладать Дездемоной, неумение Кассио отказаться от выпивки), построение разговора посредством упущений и недомолвок (для придания беседе ощущения достоверности и правдивости), выдача одних фактов за другие (разговор Яго с Кассио о Бьянке, который Отелло принимает на счет Дездемоны), физическое устранение людей, представляющих опасность для его козней (попытка убить Кассио руками Родриго, убийство Родриго, нападение и последующее убийство жены – Эмилии).

Яго мало отомстить одному Отелло: попутно он еще хочет нажиться на Родриго, убрать с дороги Кассио и уничтожить Дездемону, чье существование претит его представлениям о женской сущности. Последняя наиболее ярко проявляется в беседе венецианки с Эмилией: Дездемона не верит в то, что жены способны изменять своим мужьям, в то время как жена Яго полагает, что женщины устроены точно так же, как и мужчины, соответственно, ничто не мешает им вести себя аналогично. Эмилия не видит в измене ничего дурного, когда муж бросает жену или за измену мужу женщине предлагается целый мир, в котором она сможет придать своему поступку какую угодно окраску.

Данное умозаключение (хитроумное, субъективно окрашенное) по своей природе сходно теми положениями, которые высказывает Яго на протяжении всей пьесы: оно правдиво по логике, но фальшиво по сути.

Убийство Дездемоны совершает Отелло, но ответственность за это лежит на Яго. Мавр до последнего любит жену и, даже убивая ее, пытается сделать все аккуратно – не причинив ей дополнительного вреда, не заставляя ее мучиться. Гибель Дездемоны для Отелло ужасна, но необходима: рухнувший идеал, по мнению мавра, не может существовать в мире ни в каком виде. Трагедия Отелло не в ревности, о которой принято говорить применительно к этой пьесе Шекспира.

Трагедия Отелло в потере гармонии и разрушении окружающего его жизненного пространства.

Трагедия остальных героев пьесы и их последующая гибель основана на их главной слабости: беспредельной вере в любовь мужа Дездемоны, нерешительности Эмилии, страсти Родриго. Яго оказывается схваченным и разоблаченным исключительно потому, что не смог уследить за всеми действующими персонажами своей игры: Родриго перед смертью успел рассказать о проделках поручика, а в его карманах были найдены письма, обличающие Яго, Кассио объяснил появление в его квартире платка, Отелло объявил о том, что об измене Дездемоны первым заговорил Яго, Эмилия поведала всем о поручении мужа выкрасть для него платок Дездемоны. Правда вышла наружу и погребла под собой ложь.

Отелло убивает Дездемону

Убийство Дездемоны Отелло. Художник А. М. Колен, 1829

Но одному из приближенных офицеров Отелло – Яго, тайно его ненавидящему, удается опутать Отелло ложью – уверить в измене Дездемоны. Потрясенный страшным разочарованием в самом дорогом существе, Отелло решается покарать Дездемону за обман – задушить ее. Уже после ее гибели он узнает всю правду.

Яго – один из наиболее отъявленных злодеев, созданных Шекспиром. Типичные черты людей эпохи Возрождения – огромная воля, энергия, проницательность – достигают в нем необычайных масштабов. Но все это подчинено корыстолюбию, бесчеловечному эгоизму, который доходит у Яго до человеконенавистничества.

Узнав правду, Отелло отдаётся безудержному раскаянию, вновь обретает мудрость и, совершая над собой суд за свое преступление, убивает себя. Победа в этой трагедии Шекспира, как и в большинстве последующих, остается на стороне высоких моральных принципов. Шекспир продолжает звать читателя и зрителя на борьбу против зла.

Читайте также: