Почему человек верит в бога кратко

Обновлено: 04.07.2024

Почему верят люди в Бога? Этот вопрос должно в первую очередь адресовать верующим. Все ответят по - разному и их ответы не вполне могут удовлетворить вопрошающего. Тем не менее многие люди верят в Бога. Ну, во - первых, это прежде всего те, кто о Нем слышал. Тот, кто не слышал о Господе, не знает о Нем. Знание приходит лишь к тем людям, которые хотят, то есть имеют желание знать о Боге. Ведь, согласитесь, многие слышали, читали, но желания и дальше что - либо узнавать об этом, нет. Человек располагает рациональностью, способностью быть разумным, и волей, желанием действовать. Прикладывая эти две способности, человек живёт. Но человек, разумеющий, что нужно жить по тем законам, которые, как он понял, даны Богом, своей целью ставит служение Богу и Ближнему. Но не все понимают, в чем состоит это служение. Поясню на таком примере : врач, оказывающий помощь не за з/п, а за совесть, исходя из желания вылечить, а не заработать. Учитель, дающий знания всем одинаково, а не избирательно. Только потому, что родители одного ребёнка могут ему заплатить, а другие не могут. Судья, справедливо выносящий приговор на основании установления виновности. И это означает не что иное, как жить по вере. Те же люди, которые считают, что они сами по себе разумны, предусмотрительны, и что вследствие этого имеют превосходство над другими, подчиняют свой разум своей воле и действуют только в собственных интересах. Порой за счёт благополучия других. Доказательств существования Бога бесчисленное множество, но только для тех, кто всё приписывает Господу. Напротив говорят те, кто всё приписывает себе. Они всегда будут отрицать Бога, какие бы аргументы не были бы приведены. В Евангелии от Иоанна описано следущее: ". Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними (апостолами), когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему : мы видели Господа. Но он сказал им : если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал : мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему : ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие. Была бы воля человека верить, а разум подтвердит волю, используя все свои возможности.


На протяжении веков человечество верует в Бога. На каких бы континентах и в каких странах люди не проживали, все они посещают храмы, поклоняясь высшим силам. Почему люди это делают, почему верят в Бога? Ответ прост: население той или иной страны уже родилось с определенной верой, например, индусы, мусульмане, грекокатолики и т.д. Людям не позволяют усомниться в вере, убеждая в существовании Бога.

Вдобавок, возникают еще некоторые социальные ситуации, из-за которых верующие придерживаются строго, установленных религиозных правил. Каждая церковь создает сообщества и дает прихожанам чувство поддержки при необходимости. Многие области прагматической жизни свели к нулю свои ценности, а религиозные сообщества заполнили такие пустоты. Верование в Бога убеждает людей в том, что так можно обрести наставника в сложные времена.

Большинство людей, анализируя сложность создания вселенной или созерцая красоты природы, осознают, что в нашем мироздании есть нечто большее, что и могло сотворить такое великолепие, а также физический мир, окружающий нас.

Возможно, основная причина верования в Бога исходит из личного опыта отдельно взятой личности. Пожалуй, что кто-то услышал ответ на молитвы, кто-то получил предупреждение в опасный момент, на кого-то сошла благодать, и он выздоровел, став при этом счастливым человеком; кто-то, получив благословение, с успехом окончил начатое дело. Так возникает чувство счастья и успокоения, это побуждает ходить в церковь, знакомиться со священными писаниями.


На сегодняшний момент колоссальное количество людей, вопреки бессчётным достижениям техники, пребывают в депрессивном несчастном состоянии. Это происходит из-за социальных проблем и каких-то жизненных лишений, а также из-за стремления большинства к сравнению личной жизни с жизнью успешных людей.

Также люди верят в Бога для того, чтобы стать счастливыми, понять смысл жизни. Некоторым индивидам необходимы строгие правила, позволяющие им контролировать их действия, другим, напротив, требуется больше самовыражения и свободы. Верование в Бога позволяет понять человеку его цели и ценности. Вера дает вероятность предопределить свои приоритеты, переосмыслить отношения с близкими, требования к себе и социуму.

Религия помогает найти ответ: в чем смысл жизни. Для каждой личности этот вопрос на протяжении жизни остается главным. Эта духовная проблема имеет отношение к определению окончательной цели существования. Не каждый способен ответить, в чем смысл бытия. И даже осознав смысл, не каждой личности удается аргументировано обосновать его. Но что интересно, так это то, что в каждом индивиде присутствует потребность отыскать смысл и разумно его оправдать. Решая вопрос смысла жизни, человеческое сознание встает перед неизбежностью выбора одной из двух вероятных альтернатив, поскольку множество мировоззрений в результате ограничивается двумя направлениями: религия или атеизм. Человеку приходится выбирать между религией и атеизмом.


Понятие религия было впервые применено в речах римского политика и оратора I в. до н. э. Цицерона, который противопоставил религию другому слову, значащему суеверие (мифическое, темное верование).

Первоначально элементом всякой религии есть вера. Вера была и будет важным свойством сознания индивида, главным мерилом духовности.

Любая религия существует благодаря религиозной деятельности. Теологи составляют труды, преподаватели обучают основам религии, миссионеры распространяют веру. Однако стержнем религиозной деятельности является культ (с латинского языка – почитание, возделывание, уход).

В культ включается понимание всей совокупности действий, совершающихся верующими с целью поклонения Богу или каким-то сверхъестественным силам. К ним относят молитвы, обряды, религиозные праздники, богослужения, проповеди.

Предметы культа, священство, храмы могут отсутствовать в некоторых религиях. Есть религии, где культу отводится несущественное значение или он может быть незаметен. Хотя в целом в религии сама роль культа весьма значима. Люди, осуществляя культ, коммуницируют, обмениваясь информацией и эмоциями, созерцают великолепные произведения живописи, архитектуры, слушают священные тексты, молитвенную музыку. Все это способствует увеличению религиозных чувств прихожан, объединяет их, помогая достичь духовности. Вместе с тем церковь навязывает свои суждения, правила, что отрицательно может сказаться на психике людей.

Минусы и плюсы религии

Под функциями религии понимают способы религиозного влияния на жизнь общества. Функции религии порождают, как плюсы, так и минусы.

Плюсом любой религии выступает то, что вера помогает верующим легче перенести негативные эмоции. Другими словами религия дает утешение, нивелируя отрицательные эмоции (отчаяние, страх, горе, переживание печали, одиночества и пр.). Религиозное утешение это специфическая форма психотерапии, причем эффективная и дешевая. Благодаря такому утешению человечество смогло выстоять в историческом прошлом, выживает и сейчас.

Второй плюс функции религии выражается в том, что она способствует коммуникации людей с общим мировоззрением.

Коммуникация является значимой потребностью и ценностью в жизни. Ограниченность в общении или его отсутствие заставляют людей страдать.


Особенно переживают остро недостаток общения большинство пенсионеров, однако бывает, что и молодежь попадает в это число. Религия помогает всем преодолевать эту негативную сторону жизни.

Минусы религии отмечают только историки, поскольку богословы убеждены, что у религии минусов нет.

Историки причисляют к минусам отчуждение людей по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что прихожане разных конфессий относятся друг к другу или безразлично, или враждебно. Чем сильнее пропагандируется идея избранности в религии, тем более выражено происходит отчуждение между верующими различных конфессий. Однако есть религия (бахаизм), кодекс морали которой осуждает такое поведение и причисляет его к нравственному пороку.

Вторым минусом, по мнению историков, является снижение уровня социальной активности верующих.

Социальная активность – это нерелигиозная деятельность, целью которой выступает служение социуму, например, общественно-полезный труд, политическая деятельность, научно-культурная деятельность.

Религии из-за мировоззренческой функции мешают участию людей в общественно-политической деятельности (участие в митингах, выборах, демонстрациях и т.д.). Это происходит, как через прямые запреты, но зачастую из-за того, что для общественной деятельности совсем не остается времени, поскольку личное время посвящено молитвам, обрядам, изучению и распространению религиозной литературы.

Атеисты, пытаясь верующих понять, задаются вопросом, что побуждает людей верить в Бога.

Иногда и религиозные личности замысливаются над этим, наблюдая разнообразие религиозных течений.

Одни полагают, что верование в Бога это вопрос личного предпочтения, другие считают, что без веры человек становится неполноценной личностью, третьи предпочитают помалкивать ввиду убеждения, что люди сами придумали себе веру в Бога. Все мнения противоречивые, за каждым стоит убежденность, отражающая взгляд личности на веру в создателя.

Итак, люди начинают верить в Бога по следующим причинам:

  • рождение в верующей семье. Вероисповедание зависит от местности, в которой проживает семья (например, в Индии живут индусы, в Италии – католики, в Марокко – исламисты и т.д.);
  • некоторые личности приходят к вере, поскольку ощущают потребность в Боге. Они осознанно интересуются религией, творцом, восполняя, таким образом то, чего им не хватает. Они убеждены, что появление человечества неслучайно, у каждого есть предназначение. Такая вера не временный порыв, а глубокая убеждённость;
  • даже отдалённый от религии индивид, пережив жизненные испытания, обращается к Богу, например, в период тяжелой болезни;
  • некоторые, поняв ответ на свои мольбы, начинают веровать в Бога по личному желанию, выражая ему свою благодарность; толкает человека к вере. Он может не иметь веры в действительности, однако будет делать видимость верующей личности из-за опасения быть осуждённым другими или веровать из-за страха, что с ним станет после смерти.

Почему люди верят в Бога? Является ли это их личным выбором, или они предрасположены верить в него? Какой ответ дает наука?

В 2011 году группа ученых из Оксфордского университета, возглавляемых психологом Джастином Барреттом, завершили трехлетний проект "Познание, религия и теология", в рамках которого попытались выяснить психологические основы веры в Бога и в загробную жизнь.

Ученые провели исследование в 20 странах, изучив традиционно религиозные и атеистические сообщества. Результаты получились довольно интересными.

1. Дети до 5 лет склонны накладывать на взрослых сверхъестественные свойства. Примерно к 4 годам дети начинают понимать, что их родители не обладают всеведением. Но из-за потребности верить в это, они перемещают эти свойства на сверхъестественные сущности: богов и духов.

Таким образом, ребенок наделяет своих родителей всеми теми атрибутами, которые религиозные доктрины приписывают своим божествам: святость, абсолютная власть, всеведение, вечность, вездесущность. Но затем происходит процесс замещения реальных объектов на сверхъестественные.

Это удивительно, что дети уже с самого раннего возраста пользуются религиозными эпитетами для описания окружающей среды. Поэтому дети так легко начинают верить в Бога и прочие сверхчувственные сущности. Факт наличия в детях потребности верить во что-то сверхчувственное говорит о прирожденной склонности людей к вере в Бога.

2. Люди во многих различных культурах инстинктивно верят, что какая-то часть их разума, души или духа живет после смерти. Исследования показывают, что люди являются естественными "дуалистами", которым удобнее жить с мыслью о разделении души и тела.

3. Религия с меньшей вероятностью будет процветать среди населения, живущего в городах развитых стран, где уже существует мощная социальная поддержка.

Это значит, люди склонны иметь религиозное мировоззрение из-за отсутствия сильной социальной поддержки. В таком случае атеизм и светский гуманизм являются альтернативой религиозного мировоззрения в сильных безопасных сообществах.

4. Религия является общим для всех людей явлением. Это говорит о том, что попытки подавить религию, вероятно, будут недолговечными, поскольку человеческая мысль естественным образом связана с религиозными переживаниями.

Из всего этого можно сделать вывод, что учение об отсутствии бога - атеизм, и учение о существовании бога - теология, являются равнозначными мировоззренческими системами в рамках естественного человеческого мировосприятия. Важно разделять естественное мировосприятие с научным познанием.

Также можно заключить, что появление религиозности у людей не обязательно связано с воспитанием и приобщением к определенной религиозной культуре. Скорее дети сами склонны приобщаться к этой культуре, потому что они уже имеют для этого когнитивную базу.


Говорит протоиерей Алексий Иродов, настоятель храма священномученика Владимира в Виннице:

– Моё глубокое убеждение, что человек верит в Бога только лишь по одной причине: Бог такому человеку нужен, и человек хочет, чтобы Бог был. И человеку глубоко наплевать, видел Гагарин в космосе Бога или нет. Такому человеку не нужны доказательства. Доказательством для него является его горячее желание, и уже потом весь мир, который красноречиво свидетельствует о том, что без Бога он не мог бы существовать.

протоиерей Алексий Иродов

– Есть у человека особый дар веры, способность к этому?

– Почему многие люди хотят поверить и не могут?

– Есть ли критерий подлинности веры? Вот этот – верит искренне, а этот – делает вид? Причем, обманывает сам себя.

– Критерии есть обязательно, но на этот вопрос лучше отвечать из предыдущего моего комментария. Человек узнаёт только те вещи, которые пережиты им самим, знакомы ему. Чужой опыт веры поэтому, хоть и полезен, но понять его можно тоже только через личный труд. Именно труд, а не работу. О том, что это была работа узнаёшь потом, а пока ищешь – как будто горы передвигаешь.

0_22bca_c9540f3b_XL

– На что рассчитывают люди, которые не верят в Бога? И те, которые говорят, что Бог у них в душе, что все религии равны, и Бог один для всех?

– Какова будет посмертная участь неверующих и тех, кто не ходил в храм, не причащался Тайн Христовых?

– Я считаю, что никакого спасения они не наследуют, но я далёк от того, чтобы запрещать Богу что-нибудь придумать и для них на Своё Праведное Усмотрение. Если я увижу их в Царствии Небесном – я не буду обижаться.

Читайте также: