Почему церковь боролась с народной культурой кратко

Обновлено: 07.07.2024

kak izvestno, zerkov bila sozdana (vprochem, kak i religiya voobshe), dlya kontrolya nad massami ludei, dlya togo, chtobi ludei derzhat "V kulake", a narod ne mozhet ( do sih por) protivostoyat estestvu - chto emu blizhe vsego v yazichestve- pokloneniu solnzu, a ne vidumannomu bogu- cheloveku, mucheniku i t.p. smotrite film: __zeitgeits _ ili film ob aleksandre nevskon

Многие элементы народной культуры имеют языческие (дохристианские) корни. Вот такие "пережитками пршлого" и искореняла церковь.

Привет я спартанец, и я обучаюсь в лагере уже с семи лет.Нас воспитывал самый лучший и известный спартанец в городе.У нас один мальчик становится командиром, и даёт на указы, а мы терпим наказания.Отбирали мальчика того который отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках.

За нашими играми и занятиями присматривали старики.Они всегда старались вызвать ссору и драку, а затем наблюдали, как отважны мы, упорны ли в схватках.

Нас обучали стойко переносить неудобства и лишения.

Бегали мы полуголыми и необутыми, спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник на берегу Еврота.

Кормили нас скудно, побуждая нас самих добывать себе еду.

Мы крали не только в огородах и чужих кладовых, но даже в храмах пищу.Тащили из-под носа караульных всё съестное-овощи, хлеб, сыр.

Но если кто-то попадался, его избивали плетью, наказывая не за кражу, а за неумелое воровство.

Нас учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы.

И мы напряжённо и мальчики и девочки занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья.

Мы часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми шли в бой


Исследования последних десятилетий во многом углубили и обогатили наши представления о народном художественном творчестве как в Западной Европе, так и в России, внесли много нового и в понимание сложных взаимоотношений между народным искусством и христианской церковью.

Все эти формы народной смеховой культуры, как убедительно показал М. М. Бахтин, по своему содержанию и социальным функциям принципиально отличались от официальной феодально-государственной и церковной культуры. Последняя была направлена на сохранение, упрочение и освящение существовавших в феодальном обществе сословных различий и привилегий, на утверждение незыблемости феодальной иерархической лестницы, которая санкционировалась авторитетом христианской церкви. Народная же смеховая культура, напротив, подчеркивала условность, временность, относительность существующей социальной системы, она высмеивала и пародировала её, противопоставляя ей мир всеобщего равенства, веселья, праздничности.


В художественном творчестве скоморохов определенное место (особенно в XVI–XVII вв.) занимало пародирование официальных церковных и государственных норм, правил и установлений. Даже священник и монах подвергались ими осмеянию.

Д. С. Лихачёв также предостерегает от упрощенного представления, согласно которому вся смеховая и пародийная литература на Руси носила антирелигиозный и антицерковный характер. Он указывает в этой связи на то, что люди в Древней Руси были в массе своей весьма религиозны, что большинство пародийных произведений создавалось в среде мелких клириков, причём эти произведения длительное время не запрещались и не преследовались церковью.

Главную причину, объясняющую это парадоксальное явление, Д. С. Лихачёв видит в своеобразии средневекового смеха, обращённого прежде всего на самого смеющегося. По его мнению, древнерусские пародии не являются пародиями в современном смысле этого слова, ибо в них пародируется не содержание или стиль тех или иных произведений (в том числе и церковных), а все существующие, установленные, упорядоченные формы культуры, в том числе и молитвы, церковные службы и т. п.

Не претендуя на полное и окончательное решение сложной проблемы социального смысла и социальной направленности народной смеховой культуры средневековья (проблема, несомненно, требует дальнейшего серьёзного исследования), попытаемся высказать своё мнение по этому вопросу.


Оценивая отношение христианской церкви к смеху и его проявлениям в народном творчестве, следует, на наш взгляд, учитывать, что, хотя церковь в силу ряда обстоятельств (устоявшиеся народные традиции и т. п.) и терпела многие элементы народной смеховой стихии (например, карнавалы в Западной Европе), не требуя их запрещения, она в то же время всегда осуждала в проповедях устных и письменных любые проявления веселья, празднества и увеселения, не гармонировавшие с психологическими установками христианства.

Таким образом, можно согласиться с Д. С. Лихачёвым, когда он предостерегает от упрощенного зачисления всех смеховых и пародийных элементов народной средневековой культуры в число сознательно антиклерикальных или даже атеистических произведений. Думается, что при анализе и оценке любых подобных произведений нужен вполне конкретный и исторический подход, выявляющий их генезис и их социальный смысл.

Однако, на наш взгляд, это не меняет общей оценки народной смеховой культуры средневековья как объективно направленной против официальной феодально-церковной культуры. Конечно, средневековый карнавал лишь временно освобождал людей от сословных пут и зависимостей. Он принципиально не менял устоев феодального общества, освящаемых церковью. Но он подготавливал социальные изменения, пробуждая в людях критическое отношение к системе феодально-церковных ценностей, воспитывая в них настроения и мироощущение, противостоявшие миросозерцанию, официально культивируемому церковью.


Социально-критическая функция карнавала и всех народных смеховых и пародийных форм углубилась и усилилась в Западной Европе в эпоху Возрождения, когда социальные и идеологические устои старого общества уже сознательно высмеивались и отрицались как крестьянством, так и нарождавшейся буржуазией и городским плебсом. Поэтому вполне естественно, что в творчестве Рабле народная смеховая стихия получила особенно четкую социально-критическую интерпретацию.

Многие русские писатели и критики справедливо указывали на безразличие русского народа к религии и церкви, на его критическое отношение к духовенству. А. С. Пушкин заявлял, что наш народ питает презрение к попам и равнодушие к отечественной религии.

Атеистическая направленность русского народного творчества резко возросла после Великой Октябрьской социалистической революции. Перестройка образа жизни и мировоззрения людей нашла своё отражение, в частности, и в появлении соответствующих песен, сказок, пословиц, частушек. Вот некоторые из частушек, посвящённых теме отхода от религии:

На пригорке старый дуб
Клонится над рожью.
Я пойду сегодня в клуб,
А не в церковь божью.

Не ругай меня, мамаша,
Что я в церковь не хожу.
Потому что в клубе нашем
Пользы больше нахожу.

Мать велела мне говеть,
А я как начну реветь:
- Не пойду на исповедь
- Дурой себя выставить.

Народное художественное творчество и сейчас остается богатым источником образов, характеров и сюжетов, которые критически изображают различные стороны церковной жизни, выявляют связь религии с господствовавшими эксплуататорскими классами. Оно может и должно широко использоваться в процессе атеистического воспитания трудящихся.


Как котолическая церковь боролась с еритеками?

Как котолическая церковь боролась с еритеками?


Почему и каким образом Католическая церковь боролась со своими противниками?

Почему и каким образом Католическая церковь боролась со своими противниками?


Почему монголо - татары не стали разрушать православную церковь?

Почему монголо - татары не стали разрушать православную церковь?

При монголо - татарном нашествии, дайте подробный ответ, не с интернета)).


Что про проповедовали еретики?

Что про проповедовали еретики?

Как католическая церковь боролась с еретиками?


Как католическая церковь боролась с протестантами?

Как католическая церковь боролась с протестантами?


Как католическая церковь боролась с еретиками?

Как католическая церковь боролась с еретиками?


Как боролась церковь с передовыми представителями науки?

Как боролась церковь с передовыми представителями науки.


Как котолическая церковь боролась с еретиками?

Как котолическая церковь боролась с еретиками?

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Почему церковь боролась с народной культурой?, относящийся к категории История. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


История древнейшая новая изучает рассказывает исследует наука , изучающаяпроцесс развития человеческого общества область знаний.


Для чего люди стали строить вавилонскую башню? (Они хотели прославиться по всему миру) Какой высоты хотели они сделать башню? (До небес) Почему закончилось строительство? (Потому что Бог сделал их языки разными) Больше на ум не приходит.


Гунны совершили поход на Византию в 447 году.


Всё население делилось на свободных и зависимых.


Герой из книги "Таинственный остров" Ж. Верна.


Сегодня незадолго до нового года нам бы хотелось поговорить об основных календарях народов мира и системах летоисчисления, существующих на планете, ведь далеко не все знают в какую дату принято отмечать этот самый новый год, да и не все знают какой г..


Пусть Первый угол будет х, тогда второй 3х Зная что сумма смежных углов 180° 3х + х = 180 4х = 180 х = 45 Первый угол 45°, второй 135°.


Швейцария стала родиной кальвинизма).



Александр Невский был смелым рыцарем, настоящим защитником своей Родины. Он был князем, занимавшим особое место в Русской истории и совершил не мало подвигов во славу России.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: