Почему болонское соглашение не соблюдается на территории рф кратко

Обновлено: 03.07.2024

Целями процесса являются :

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Обязательные параметры Болонского процесса

  • Трёхуровневая система высшего образования.
  • Академические кредиты ECTS
  • Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
  • Европейское приложение к диплому
  • Контроль качества высшего образования.
  • Создание единого европейского исследовательского пространства.

Рекомендательные параметры Болонского процесса

  • Единые европейские оценки.
  • Активная вовлечённость студентов.
  • Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
  • Образование в течение всей жизни.

Факультативные параметры Болонского процесса

  • Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
  • Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
  • Модульная система.
  • Дистанционное обучение, электронные курсы.
  • Академические рейтинги студентов и преподавателей.

Трёхуровневая система высшего образования

  • Вводятся три уровня высшего образования:
    Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр").
    Второй уровень – магистратура (степень "магистр").
    Третий уровень – докторантура (степень "доктор").
  • Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.
  • Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.
  • Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки.
  • Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук".
  • В существующих условиях в рамках ГОС ВПО вуз определяет содержание обучения по уровням бакалавр/магистр.
  • Вуз определяет методику обучения.
  • Вуз определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины).
  • Вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).
  • ЕГЭ не имеет прямого отношения к Болонскому процессу.

(Источник: Г.И.Гладков "БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС". Справка для участников научно-практической конференции "Университетская политология России в национальном и европейском

Болонская система образования: что это такое, плюсы и минусы, особенности Болонского процесса в России

Образовательная система, выстроенная в советское время в России, уходит в небытие. Ей на смену приходит единый европейский стандарт высшего образования, или Болонская система.

Что подразумевает под собой Болонская декларация, какие цели преследует, в чём плюсы и минусы данной системы, а также какие особенности у Болонского процесса есть в России — об этом вы узнаете из статьи.

Хотите первыми получать полезную информацию из области образования? Подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте пользоваться горячими акциями и скидками.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Болонская система образования: определение, история, предпосылки создания

Итак, что же такое Болонская система обучения и в чём её отличие от специалитета? Чтобы разобраться, давайте дадим определение и разберём основные особенности образовательного процесса.

Болонская система: определение

Болонский процесс в образовании — это создание единого образовательного пространства, которое объединяет высшие учебные заведения разных стран, как правило, входящих в Европейский союз.

Ключевой позицией Болонского процесса для студентов является возможность обучаться не только в своём университете, но и отправляться на стажировки в другие европейские вузы. При этом не только получить новый опыт, но и образование, которое признаётся и котируется во всех государствах-участниках. Это должно повысить шансы молодого специалиста на трудоустройство в Европе.

История подписания Болонского соглашения

Как и когда возникла новая образовательная система? Официально это случилось в 1998 году. Тогда министры образования четырёх стран-основательниц Европейского союза — Германии, Италии, Франции и Англии — разработали и подписали Болонскую конвенцию. Но начало самого процесса относят к середине 70-х годов, когда принимались первые соглашения о сотрудничестве между европейскими университетами.

Когда Россия подписала болонскую декларацию? Это произошло в 2003, но процесс внедрения образовательной системы растянулся на годы.

Предпосылки создания Болонской системы

Предпосылками же для официальной разработки основных положений болонского процесса можно назвать:

  • ускоренное экономическое развитие ЕС;
  • усиление процессов глобализации;
  • тесное сотрудничество между университетами;
  • требования к развитию практических компетенций;
  • уход от длительного карьерного роста на одном месте;
  • требования к расширению профессиональной квалификации;
  • необходимость развивать гибкое мышление у студентов;
  • сложности с признанием дипломов других стран, необходимость подтверждения знаний;
  • конкуренция с американской системой образования.


Болонская система повышает привлекательность вуза

Болонское соглашение об образовании должно было решить все эти вопросы, помочь студентам получать конкурентоспособные знания и навыки и легко устраиваться на востребованную работу.

На самом деле декларация, которая дала официальный старт Болонской системе образования в 1998 году, называется Сорбоннской. Её подписание проходило в одноимённом парижском университете. А своё имя документ получил благодаря событию 1986 года. Тогда Болонский университет призвал другие вузы Европы принять Великую Хартию университетов.

Страны-участницы Болонского процесса

Необходимость создания единого образовательного пространства признавали многие государства, и уже после 1999 года список стран Болонской системы образования начал стремительно расширяться. На данный момент принципы болонского процесса разделяет 48 государств.

Какие же страны инициировали у себя Болонский процесс и в какое время:

  • 1999 год: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария;
  • 2001 год: Хорватия, Кипр, Лихтенштейн, Турция;
  • 2003 год: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Ватикан и Российская Федерация;
  • 2005 год: Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина;
  • 2007 год: Черногория;
  • 2010 год: Казахстан;
  • 2015 год: Беларусь.

Краткий обзор основных требований Болонского процесса

Прежде чем углубиться в цели и основные положения Болонского процесса в образовании, давайте кратко рассмотрим фундаментальные требования данной системы:

Обязательные критерии Рекомендуемые критерии Факультативные критерии
Ввести трёхэтапную образовательную систему: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Разработать единую систему оценок. Гармонизировать программу по направлениям подготовки.
Внедрить кредитную систему накопления баллов (ECTS). Делать акцент на вовлечённость студентов в процесс обучения. Предлагать курсы по выбору, чтобы студент сам формировал своё обучение.
Поощрять академическую мобильность. Оказывать материальную и социальную поддержку нуждающимся студентам. Ввести модульную систему обучения.
Выдавать приложение к диплому, установленного образца. Поддерживать идею непрерывного образования в течение всей жизни (Lifelong learning). Запустить дистанционные программы.
Поддерживать высокое качество высшего образования. Ввести рейтинговую систему для преподавателей и студентов.
Создавать единое европейское научное и культурное пространство.

Цели и основные положения Болонского соглашения

Болонское соглашение представляет собой документ, у которого есть определённые цели и основные положения. Давайте рассмотрим их подробнее.

Цели Болонского процесса

Цели Болонского образовательного процесса направлены на гармонизацию образовательных программ разных стран, чтобы привести их к единым стандартам. Итак, среди них можно назвать следующие:

  1. Создать единую образовательную зону в Европе и сблизить национальные образовательные системы разных стран.
  2. Сделать высшее образование более доступным для всех слоёв населения.
  3. Увеличить мобильность преподавателей и студентов, развивая связи между высшими учебными заведениями.
  4. Повысить возможности для трудоустройства молодых специалистов в новом глобальном мире.
  5. Усилить и развивать научный, культурный и интеллектуальный потенциал.
  6. Поднять престиж европейских университетов и снизить отток студентов в США и Канаду.
  7. Повысить качество и практическую направленность высшего образования.
  8. Усилить роль и функцию учебных заведений в формировании и развитии общих для Европы культурных ценностей.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Один из самых главных тезисов современных критиков Болонской системы образования — это обвинения в том, что она развивает тотальную толерантность ко всему и размывает понятия истины и лжи.

Основные положения Болонского процесса

К основным принципам болонского процесса относится требование принять общую образовательную систему, которую можно описать формулой 3+2. Что это означает? Что весь учебный процесс в вузах делится на два уровня подготовки по Болонской системе. К ним относятся:

  1. Предварительный. В него входит бакалавриат, который длится не менее трёх лет. Стандартно — четыре.
  2. Выпускной. Он состоит из магистратуры и аспирантуры, длится не менее двух лет и должен подводить учащегося к получению степени магистра или доктора.


Мобильность студентов и преподавателей — несомненный плюс Болонской системы

Помимо этого, у Болонской системы образования есть свои положения:

  • разработать выпускные дипломы, которые будут признаваться во всех странах, подписавших Болонскую конвенцию об образовании;
  • усилить возможности успешного трудоустройства для европейских граждан в едином экономическом пространстве;
  • внедрить Болонскую систему оценивания ECTS, которая представляет собой зачётные баллы или кредиты, которые студент зарабатывает во время обучения;
  • обеспечить студентам право самостоятельно выбирать изучаемые дисциплины;
  • расширить возможности для мобильного перемещения преподавателей и студентов по разным европейским университетам;
  • сблизить учебные критерии и методологии в разных странах;
  • разработать совместные программы обучения в разных университетах;
  • использовать методы адаптивного и интегрированного обучения.

Болонская система в России

Причины участия России в Болонском процессе: кратко

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Это решение приняли, исходя из нескольких причин:

  • советская система образования устарела и перестала соответствовать духу времени;
  • возникла необходимость в проведении реформ и поиске современной и востребованной системы образования;
  • появилась потребность в усилении уровеня компетенций, востребованных в мире;
  • появился запрос общества на открытие границ, сближение с другими странами;
  • правительство Российской Федерации определило курс на усиление участия нашей страны в глобальных процессах;
  • также выбрали цель повысить качество российского образования.

Требования для перехода на Болонскую систему

Присоединение России к Болонскому процессу не было простым. Внедрение основных положений документа потребовало значительной перестройки всей системы образования. Для это пришлось:

  • практически с нуля разработать педагогические программы, чтобы привести их к единым европейским стандартам;
  • ввести единый государственный экзамен в российских школах (ЕГЭ);
  • отказаться от специалитета, который готовил профильных специалистов, разделив его на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру;
  • разработать квалификационные стандарты для оценки знаний учащихся;
  • внедрить кредитно-модульный принцип.

Критика участия России в Болонском процессе

Болонский процесс в России имеет свои особенности. Многие специалисты признают, что внедрение системы сложно привести к образовательным стандартам, которые прописаны в конвенции. Это связано с сильными традициями советской школы и трудностями быстрого перехода на новую систему.

Параллельно с функциональными вопросами, появились и идеологические. Ведь за 17 лет уже видны первые результаты. Поэтому Болонская конвенция об образовании в России — это постоянный предмет для споров. Критике подвергаются следующие положения:

  1. Самый главный недостаток — это диплом бакалавра. Многие работодатели воспринимают этих специалистов, как людей с неоконченным высшим образованием. Хотя в самой системе их оценивают как специалистов широкого профиля.
  2. Российские вузы, несмотря на участие РФ в Болонском процессе, всё равно не особо котируются на западе. А значит, у выпускников продолжают возникать вопросы и трудности с признанием дипломов.
  3. Очень много критики вокруг самого процесса обучения. Специалисты считают, что стандартизация знаний, введение тестирования и кредитной системы плохо сказывается на развитии критического мышления учащихся и их способности думать.
  4. Отсутствие полноты и системности знаний. Так как студенты сами должны выбирать обучающие курсы, на которые они будут тратить свои силы и время, они часто выхватывают лишь часть знаний вместо комплексного подхода. В идеале за этим должен следить куратор, который присматривает за студентом с первого курса и помогает ему составлять грамотную программу обучения.

Плюсы и минусы Болонской системы

Болонская система имеет свои проблемы и перспективы. Давайте же подведём итоги и рассмотрим, какие плюсы и минусы есть у этого образовательного процесса.

Плюсы Болонской системы образования

  • высшее образование становится доступнее;
  • студенты могут переходить в вузы других стран без потери баллов;
  • студенты могут выбирать обучающие курсы, которые им интересно изучать;
  • высокие баллы открывают большие перспективы для научной карьеры;
  • основной акцент делается на профессиональные компетенции;
  • увеличивается привлекательность образования в национальных университетах стран-участниц Болонского процесса;
  • система определяет чёткие стандарты высшего образования;
  • растёт конкурентоспособность европейских вузов.


Болонская система образования даёт студентам конкурентные преимущества на европейском рынке труда

Минусы Болонской системы образования

  • бакалавр воспринимается как недоучившийся специалист;
  • вузы предоставляют малое количество бюджетных мест в магистратуре;
  • система тестирования не позволяет точно оценить уровень знаний;
  • часто у студентов не формируется чёткой картины мира и системного подхода;
  • студенты могут получать не комплексные знания, а отрывочные;
  • возникают сложности с внедрением образовательной системы в России.

Приживётся ли Болонская система в России или всё-таки наша страна пойдёт своим путём — это вопрос времени. А все вопросы с написанием, оформлением и подготовкой письменных работ можно решить с помощью студенческого сервиса! Обращайтесь — и сдавайте в срок!

К важнейшим тенденциям развития высшего образования в развитых странах на современном этапе относят его глобализацию, являющуюся следствием глобализации мировой экономики. Хотя на состояние и тенденции развития российского высшего образования оказывают влияние не только внешние, но и внутренние факторы, Болонский процесс, несомненно, активизировал его трансформацию.

Болонский процесс– процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования за счет введения стандартизованной для всех стран Европы уровней системы образования. Основной целью Болонского процесса является установление международного и глобального сотрудничества в области высшего образования[3, с. 20].

Основными целями Болонского процесса являются: построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства; формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования; повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в соответствии с которыми университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Сторонники Болонского процесса считают, что реформирование системы высшего образования в рамках Болонской декларации сделает полученное российским студентом образование понятным и приемлемым для работодателей по всей Европе, а также для иностранных менеджеров на территории России; студенты получат возможность в течение семестра или года учиться по программам мобильности в зарубежных вузах; они смогут скорректировать выбор профессии или выбор вуза при переходе с уровня на уровень – из бакалавриата в магистратуру или из магистратуры в докторантуру; студенты смогут накапливать академические кредиты и использовать их для получения, например, второго высшего образования и для образования в течение жизни; появятся новые возможности для глубокого изучения иностранных языков в родном вузе и в странах, носителях языков [4, с. 111].

С другой стороны, в научном и образовательном сообществе изначально были противники Болонского процесса. Их позиция основывается на том, что вступление в единое образовательное пространство повлечет за собой потерю некоторых качественных характеристик национальных систем высшего образования, отличающих эти системы друг от друга [3, с. 20].

С момента вступления России в болонский процесс прошло достаточное количество времени для подведения экономистами итогов реформирования отечественной системы высшего образования. И они не вполне оправдали ожидания реформаторов.

На первый взгляд, государственные вузы стали соответствовать тем параметрам, которые предопределяла Болонская реформа, такие как академическая мобильность, двухуровневая система обучения, формальное признание дипломов в зоне Единого образовательного пространства и т.д.

2. Болонский процесс 2020 – Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии: коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, Ленев/Лувен-ла- Нев,28–29 апреля 2009 года // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 159.

3. Болонский процесс и его значение для России: Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурсиайнена, С.А. Медведева. – Москва: РЕЦЭП, 2005. – 199 с.

4. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — 432 с.

5. Вахитов, Р. Болонский процесс в России / Р. Вахитов // Отечественные записки. – 2013. – № 4 (55).

7. Рысаев, И.Ш. Болонский процесс: первые итоги, противоречия и перспективы / И.Ш. Рысаев // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2014. – № 1(117). – С. 16-23.


Главной задачей Болонского процесса является создание в Европе динамичной и конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях и способной увеличить количество рабочих мест, обеспечить устойчивый экономический рост, большую социальную сплочённость и, в конечном итоге, противостоять глобальной экспансии американского капитала. Болонские соглашения ни в коей мере не ограничивают права и традиции национальных систем стран, входящих в процесс. Никто в Европе не заставляет и не собирается рушить всё разнообразие учебных программ, наработанных столетиями. Понятие престижности вуза также остаётся.

Однако, российская бюрократия старается выжать из текущего кризисного момента развития России для своего обогащения всё до единой капли, следуя законам евро-атлантической модели. Она это делает хладнокровно и бессовестно, невзирая на гуманное предназначение тех социальных сфер (будь то образование, медицина, семья, молодёжная сфера и тому подобные), на извращении нормального функционирования которых бюрократы делают деньги. Естественно, что такая позиция российской бюрократии обоснована тем состоянием науки, которое мы имеем до сих пор: что невозможно правильно научно описать, то извращается чиновниками, поскольку им никто из научных авторитетов не может указать на то, как надо. Излучая осведомлённость по широкому кругу проблем, наши чиновники не только склонны рассуждать о вещах, известных им понаслышке, но и нередко принимают решения на основании недостаточных данных. Эти милые слабости стали перенимать и лица, занимающие ответственные должности в профессиональных сферах. Пример тому - суета вокруг Болонского соглашения, касающегося создания единого европейского образовательного пространства. Все обсуждают и толкуют его по своему разумению. Вузы уже приступают к реальным шагам, которые, как предполагается, должны обеспечить полную европеизацию системы в рекордные сроки.

О плюсах и минусах Болонского процесса спорят и в самой Европе. Его предложения на поверку являются, не так уж хороши. Указано, что студенты должны учиться в разных странах, и Европа должна помогать их передвижению. Но это будет возможно (и уже реализуется по этой схеме) с помощью системы "кредитов" или "очков". Студент занимается в разных вузах, изучает самые разнообразные предметы и набирает достаточно очков, чтобы получить не понятно какой диплом. Работник, получивший такой диплом, не имеет достаточный уровень своего образования, и не может считаться специалистом. Таким образом, политика ЕС приводит к уничтожению диплома как ориентира для установления шкалы зарплат. Надо отметить, что европейские элитарные вузы отказались участвовать в этом процессе. Это означает, что Европейский союз строит дерегламентированную сферу образования для обычных людей, но остается нормальная сфера образования для элиты.

Существует ещё одна проблема - это традиции и престиж, связанный с некоторыми степенями и квалификациями. В странах, где приобретение высшего образования требовало 5-6 лет, студент, который прекращает учёбу через 3-4 года, может считаться неудачником, несмотря на то, что будет иметь диплом бакалавра. А значит, абсолютное большинство студентов захотят получить степень магистра, что нивелирует значение и целесообразность такой реформы в целом.

Первые шаги реформы показали, что недостаточно только изменить законы о высшем образовании. Существует целая цепь юридических, социальных и культурных вопросов, которые необходимо учитывать, решаясь на такие преобразования. Для того чтобы влиться в Болонский процесс, российскими специалистами разработаны рекомендации по изменению существующих национальных стандартов системы образования [1]. Вот основные шаги таких преобразований.

  1. Для повышения студенческой мобильности необходимо обеспечить совместимость российских стандартов профессионального образования с европейскими государственными требованиями.
  2. Позволить вузам самим решать вопрос о возможности перезачёта учебных дисциплин при переходе студента из одного вуза в другой; ввести одну из мировых систем зачётных единиц, предпочтительно ECTS.
  3. Изменить прежнюю модель обучения и контроля качества выпускника, которые сейчас сводятся к репродуктивному воспроизведению информации. Содержание стандарта должно определять минимальные требования именно к выпускнику как результату образовательного процесса, а не к самому образовательному процессу.
  4. Методика расчёта системы зачётных единиц не должна быть директивной. Необходимо выработать общие подходы, при этом каждый ВУЗ должен иметь право на введение собственных методик расчёта кредитов при сопоставимости учебных планов по родственным дисциплинам, как российских вузов, так и зарубежных.
  5. При введении системы зачётных единиц для студентов необходимо пересмотреть методики расчёта нагрузки преподавателей. Не исключена возможность введения системы кредитов учёта нагрузки преподавателей, куда войдет аудиторная нагрузка, разработка новых курсов, внедрение новых педагогических и информационных технологий в образовательный процесс.
  6. В связи с изменениями требований к выпускнику вуза в соответствии с требованиями рынка труда, следует изменить подходы к концепции практик, включенных в учебные планы. Необходима разработка нормативной правовой базы, регулирующей отношения ВУЗов и предприятий независимо от их форм собственности.
  7. С целью обеспечения диверсифицированной и гибкой системы непрерывного профессионального образования, предусмотреть в стандартах нового поколения расширение перечня направлений для перехода с бакалавриата на магистерскую ступень. Расширить номенклатуру мастерских программ.

Однако существует и обратная сторона медали. Одной из основных целей Болонского процесса является необходимость решения в Европе проблемы дефицита специалистов и качества их подготовки. Внедряя европейские стандарты, мы рискуем ещё более снизить это качество. Ведь по болонской схеме студенты уже через 3-4 года смогут получить диплом о высшем образовании (степень бакалавра). Возникает угроза утратить его фундаментальность. Здесь вновь на первое место выходит очень стойкий стереотип зависимости системы образования от нужд государства. Необходимо согласование национальной образовательной программы с экономическими приоритетами государства. Иначе в погоне за европейскими стандартами образование может утратить свою самобытность и способность адекватно реагировать на национальные экономические запросы. То, что сфера образования склонна к опасным экспериментам, известно, но как бы последний опыт не оказался трагическим.

Таким образом, становится ясно: бездумные реформы, равно как и отказ от них могут негативно сказаться на отечественной системе высшего образования. Для оптимального развития российской системы образования необходимо как использование западного опыта, так и опора на собственные достижения.

Читайте также: