Проект развития группы в детском саду по фгос для воспитателей детского
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Метод проектов как педагогическая технология
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы .
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проектирование или планирование;
Классификация тематических проектов в ДОУ
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
1. По доминирующей в проекте деятельности:
2. По предметно- содержательной области :
- Монопроекты (одна образовательная область)
- Интегративные (две и более образовательные области)
3. По характеру координации:
4. По характеру контактов:
- С воспитанниками одной группы
- С воспитанниками нескольких групп
- С воспитанниками всего ДОУ
5 . По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):
- Краткосрочные (1 – 3 недели)
- Средней продолжительности (до месяца)
- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
6. По тематике
7. По составу участников
Виды проектов в ДОУ:
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей .
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста :
* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
* развитие познавательных способностей;
* развитие творческого воображения;
* развитие творческого мышления;
* развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :
* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога ) ;
* активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом ) ;
* формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :
* формирование предпосылок поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;
* развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
* формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
* развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности .
5. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности , он источник информации, консультант , эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности , координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности , как правило, осуществляется по следующим этапам :
* занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;
* комплексные блочно-тематические занятия;
* интеграция : частичная или полная;
* метод проектов , как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой :
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта .
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями) .
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта .
4. Составление плана-схемы проекта .
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта занятий , игр и др. видов детской деятельности .
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта , открытое занятие.
Основные этапы метода проектов включают :
- Целеполагание : педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели :
* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу ) ;
* в каких источниках можно найти информацию;
* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;
* с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта - практическая часть.
- Подведение итогов - определение задач для новых проектов .
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности , коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности
старшим воспитателем ДОУ
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС), так чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольных учреждений.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Вид проекта: внутренний (долгосрочный).
Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, родители, дети.
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации РППС в группе.
Продукт проектной деятельности:
Продолжительность проекта: сентябрь 2017г. – май 2018 г.
Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в ДОУ.
2. Разработать рекомендации по созданию по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.
3. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.
4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.
2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.
3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.
3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ.
Нормативно-правовая база проекта:
Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду
Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.
Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Условная схема пространства группового помещения.
Уголок ролевых и режиссерских игр
Уголок познавательно-исследовательской деятельности
Уголок речевого развития
Уголок изобразительной деятельности
Уголок театрализованной деятельности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС ДО к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.
Этапы и мероприятия по реализации проекта
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов
Анализ нормативных документов
Создать банк нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Составить список оборудования, игрового материала по центрам развития.
Анализ условий по формированию РППС, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
Анализ РППС в группе ДОУ
Выявить особенности планирования РППС с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста.
Разработать карты обследования РППС (по центрам) и материально-технической базы ДОУ.
Изучение современных научных разработок в области РППС для детей дошкольного возраста и мониторинг РППС материально-технической базы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Участие в семинаре ДОУ по вопросам формирования РППС в группах. Анализ РППС в группах ДОУ.
Проведение мониторинга РППС, материально-технической базы ДОУ в соответствии с условиями ФГОС ДО.
Проведение общего родительского собрания.
Определение отношений родителей к необходимости изменений в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО.
Разработка перспективного плана обогащения РППС с учетом ООП ДОУ.
Подготовка материалов для создания паспорта группового пространства групп.
Разработать паспорт организации
Создание РППС в групповой комнате в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, отвечающим возрастным нормам развития детей
Приобрести игровое оборудование, отвечающее возрастным нормам развития детей.
Создание развивающих центров в группах ДОУ
Планирование группового пространства согласно рекомендациям и принципам построения РППС
Создать РППС группы в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом ООП ДОУ, согласно требованиям ФГОС ДО.
Подвести итоги работы над проектом
Отчеты воспитателей на тематическом Педагогическом совете
План повышения профессиональной компетентности педагогов
в области создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
1-й этап – подготовительный
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте новых требований
Цикл педагогических чтений
Изучение материалов организации работы по образовательным областям в соответствии с ФГОС, определение элементов предметной среды по каждой области.
Знакомство с опытом работы детских садов России.
Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.
2-й этап – основной
Представление проектов создания развивающей среды каждым педагогом.
Электронный методический банк
Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями)
Наглядно-дидактический материал в методическом кабинете
Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды.
Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики)
Выступление на Педагогическом совете
Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм
3-й этап – рефлексивный
Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта
Календарный план реализации проекта
Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна
Сентябрь –январь 2018 г.
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах
Январь-февраль 2018 г.
Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям
Январь-март 2018 г.
Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Основы ее построения"
Консультации на темы:
Декабрь-февраль 2018 г. г.
Организация выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности
Заведующий, старший воспитатель
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков
По мере финансирования
Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей
В течение учебного года
В течение учебного года
Предварительный контроль по организации предметно-развивающей среды
Проведение мастер-классов по организации РППС
В течение уч.года
Создание ландшафтного дизайна детского сада
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ
Заведующий ДОУ, старший воспитатель
Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах
Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы
Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды:
1. Открытость среды для преобразований:
- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);
- наличие не жестко закрепленных центров активности.
2. Современность среды:
- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.);
- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.).
3. Ориентированность на физическое развитие:
- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;
- наличие пространства для осуществления физической активности;
- наличие уголка по валеологии.
4. Приспособленность для познавательной деятельности:
- наличие дидактических игр, материалов;
- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;
- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)
- наличие материала для экспериментальной деятельности
5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:
- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;
- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.
6. Ориентированность на творческое развитие:
- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;
- наличие пространства для организации творческой активности детей.
7. Элементы природы в среде:
- наличие специально оборудованного уголка природы;
- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);
- прочие элементы природы в среде.
8. Комфортность среды:
- наличие мягкой, комфортной мебели;
- наличие уголка психологической разгрузки;
- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;
- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
9. Эстетика среды:
- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);
- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);
10. Безопасность среды:
- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;
11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
- наличие необходимой документации
- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.
12. Создание информационного пространства для родителей:
- содержание информационных материалов для родителей,
- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.
Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Наиболее активной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников, является в наши дни метод проектов.
Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века – П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Вввв. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем во второй половине 30-х годов, наряду с передовыми идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов активно используется в практике детских садов.
Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое.
Проектная деятельность- это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентировочным и деятельностным подходами.
Типологии проектов в ДОУ :
По количеству участников:
• Краткосрочные (1-4 недели);
• Среднесрочные (1-3 месяца);
• Долгосрочные (полугодие, учебный год).
• Монопроекты (ода образовательная область);
• Интегративные (две и более образовательные области).
По доминирующему виду проектной деятельности;
• Практико –ориентировочные и т. д.
Виды проектов в ДОУ (по Т. В. Фуряевой) :
Исследовательско-познавательные (старший возраст) :
- совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самостоятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений и т. д.
Игровые (младший возраст) :
- использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем.
Информационно- практико-ориентированные (средний возраст) :
- сбор информации и ее реализации (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и др.)
Творческие (младший возраст) :
- оформление результата деятельности в виде праздников, театральных представлений, презентаций продуктов совместного труда.
- спортивные и развлекательные мероприятия.
- смешанные типы по предметно- содержательному наполнению.
Этапы работы над проектом :
1. Целеполагание: Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В результате совместного обсуждения выявляется гипотеза, которую взрослый предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности.
2. Разработка проекта : Составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели).
3. Выполнение проекта : Практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.
4. Подведение итогов: Определение задач для новых проектов.
5. Презентация: Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.
В практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребё нка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
И более подробно я хочу рассказать о тех проектах, которые были проведены в нашей группе.
Вид проекта : познавательный.
Тип проекта : групповой, краткосрочный (2 недели).
Срок реализации проекта : (05.12 – 16.12)
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. По результатам диагностики, опроса родителей выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.
Цель проекта : Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплоченности коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи проекта :
- Выяснить, как стать добрым (с помощью взрослых, наблюдать за тем, как люди проявляют доброту);
- Развивать представление о добре и зле ;
- Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.
- В процессе проекта, выявить основные правила доброты;
- Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте;
- Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
- Воспитывать уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие;
- Уточнять знания об этикете, закреплять правила вежливого общения;
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.
- дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;
- снижение детской конфликтности, налаживание дружеских взаимоотношений между детьми;
- создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
- у детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;
- уважительно относятся к людям пожилого возраста;
- бережно относятся к живой и неживой природе;
- могут составить рассказ о добром поступке.
Предварительная работа :
- Провести родительское собрание на тему:
- Предложить каждой семье принять участие в общесадовом конкурсе на лучшую кормушку для птиц;
- Помогайте маме нести тяжелую сумку;
- Защищайте девочек и маленьких детей;
- Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается;
не допускайте грубости;
- Старайтесь во всем помочь ближнему;
- Помогайте слабым, больным;
- Учитесь добру у других;
- Уступайте место в автобусе пожилым людям;
- Будьте добрыми и милосердными людьми;
- Относитесь к людям так, как хотели, чтобы они относились к вам.
-Игры с телефоном (любая тема) : вежливое обращение;
- Дежурство по столовой (взаимопомощь);
- Помощь дворнику в уборке снега на участке д. сада;
-Помощь в уходе за комнатными растениями в группе.
- Рассказы детей о добром поступке, который совершил ребенок или члены его семьи;
- Чтение художественной литературы:
- Стихи для заучивания:
- Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.
- Изготовление эко кормушек.
Этот проект заинтересовал, как детей, так и родителей, которые с удовольствием помогли в нашей работе.
Очень часто в своей работе я использую исследовательский вид проектной деятельности. Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта включает в себя 4 этапа.
Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Этап заканчивается формулировкой вопроса (Почему в холодильнике холодно? Можно ли приручить мышь? Для чего нужен зоопарк? и др.)
На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей основным способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче и т. д.
Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.
Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта.
Третий этап – презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.
Четвертый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается. Можно организовать выставку проектов; придумать различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.
Проектная деятельность в детском саду Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса.
Проектная деятельность в детском саду Проектная деятельность в детском саду. В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы,.
Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду. Я работаю с детьми уже более 20 лет. Мне нравится с ними общаться, задавать каверзные вопросы. А они меня радуют своими ответами. Очень.
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Юбилей Агнии Львовны Барто в детском саду (проектная работа, публикация опыта) Цель: организация и проведение творческих мероприятий, посвященных 110-и летию со дня рождения известной.
Данный проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.
Вид проекта: групповой, творческий.
Сроки реализации проекта: 01.10.2014 г. по 31.05.2015 г.
Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка;
- реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.
- Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
- Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
- Закрепить навыки, полученные в игре.
- Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители.
Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:
- Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
- Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
- Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
- Чтение и обсуждение художественной литературы;
- Создание педагогических ситуаций;
- Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
- Продуктивная деятельность;
- Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
- Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
- Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:
- Тематические досуги;
- Праздники;
- Интеллектуальные КВНы;
- Дни открытых дверей;
- Театрализованные представления.
Ожидаемые результаты проекта.
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
- решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
- оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Продукт проектной деятельности:
- фотоматериал;
- разработка методических рекомендаций;
- презентация проекта.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:
- формирование элементарных математических представлений,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
2. Изготовление методических пособий.
3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.
- составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
- разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
- подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.
Работа с родителями:
Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.
Краткое описание проекта по этапам.
1 этап –подготовительный.
Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.
2 этап –основной.
Ноябрь-март 2015 г.
Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.
3 этап – заключительный.
Апрель – май 2015 г.
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование
родителей и опрос детей; презентация проекта.
картинный материал (иллюстрации, плаката),
демонстрационный материал (дидактические игрушки),
дидактические пособия, карточки
общеразвивающая программа дошкольного образования,
календарно – тематические планы по образовательным областям,
книги с методическими рекомендациями,
План реализации проекта
(Ноябрь 2014 г. – март 2015 г.)
6. Экскурсия в школу, библиотеку.
Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр.
Сюжетно –ролевая игры
9. Логические задачи, головоломки, кроссворды.
10. Игры с блоками Дьенеша
Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;
Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.)
на занятиях и т.д.
Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.
самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования
Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.
Фрэнсис Бэкон, английский философ
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
- компьютеры;
- интерактивные доски;
- магнитофоны;
- телевизоры;
- фотоаппаратура и т. п.
Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:
- проведение различных развивающих игр;
- просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
- разбор проблемных ситуаций;
- совместное творчество и др.
При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:
В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.
В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.
Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана
В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:
- Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
- Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
- Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.
По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.
Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду
Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)
- Развитие представлений о зимнем лесе;
- стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
- Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней — их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега. (Лыжи).
В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:
- волк — злой, серый, голодный;
- медведь — большой, бурый, сильный;
- лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
- заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
- белка — рыжая, запасливая, быстрая.
- в дупле живёт… белка;
- в логове живёт… волк;
- под кустом живёт… заяц;
- в берлоге живёт… медведь;
- в норе живёт… лиса;
- в хатке под водой… бобр.
- Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
- Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит,
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.
Читайте также:
- Что такое ветвление в биологии кратко
- Андрей воейков что открыл и когда кратко
- Какие школы в астрахани закрыли на дистанционное обучение
- Что такое деталь кратко
- Какая интрига завязывается в самом начале горе от ума кратко