Проект развития группы в детском саду по фгос для воспитателей детского

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Метод проектов как педагогическая технология

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы .

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проектирование или планирование;

Классификация тематических проектов в ДОУ

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

1. По доминирующей в проекте деятельности:

2. По предметно- содержательной области :

- Монопроекты (одна образовательная область)

- Интегративные (две и более образовательные области)

3. По характеру координации:

4. По характеру контактов:

- С воспитанниками одной группы

- С воспитанниками нескольких групп

- С воспитанниками всего ДОУ

5 . По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):

- Краткосрочные (1 – 3 недели)

- Средней продолжительности (до месяца)

- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

6. По тематике

7. По составу участников

Виды проектов в ДОУ:

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей .

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста :

* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

* развитие познавательных способностей;

* развитие творческого воображения;

* развитие творческого мышления;

* развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :

* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога ) ;

* активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом ) ;

* формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :

* формирование предпосылок поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;

* развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

* формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

* развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности .

5. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности , он источник информации, консультант , эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности , координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности , как правило, осуществляется по следующим этапам :

* занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

* комплексные блочно-тематические занятия;

* интеграция : частичная или полная;

* метод проектов , как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой :

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта .

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями) .

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта .

4. Составление плана-схемы проекта .

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта занятий , игр и др. видов детской деятельности .

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта , открытое занятие.

Основные этапы метода проектов включают :

- Целеполагание : педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели :

* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу ) ;

* в каких источниках можно найти информацию;

* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

* с какими предметами научиться работать для достижения цели.

- Выполнение проекта - практическая часть.

- Подведение итогов - определение задач для новых проектов .

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности , коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности

старшим воспитателем ДОУ

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС), так чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольных учреждений.

Тип проекта: практико – ориентированный.

Вид проекта: внутренний (долгосрочный).

Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, родители, дети.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации РППС в группе.

Продукт проектной деятельности:

Продолжительность проекта: сентябрь 2017г. – май 2018 г.

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в ДОУ.

2. Разработать рекомендации по созданию по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.

3. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.

4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.

2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.

3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.

3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ.

Нормативно-правовая база проекта:

Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду

Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Условная схема пространства группового помещения.

Уголок ролевых и режиссерских игр

Уголок познавательно-исследовательской деятельности

Уголок речевого развития

Уголок изобразительной деятельности

Уголок театрализованной деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
  • охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
  • двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС ДО к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

Этапы и мероприятия по реализации проекта

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Анализ нормативных документов

Создать банк нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Составить список оборудования, игрового материала по центрам развития.

Анализ условий по формированию РППС, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

Анализ РППС в группе ДОУ

Выявить особенности планирования РППС с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста.

Разработать карты обследования РППС (по центрам) и материально-технической базы ДОУ.

Изучение современных научных разработок в области РППС для детей дошкольного возраста и мониторинг РППС материально-технической базы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Участие в семинаре ДОУ по вопросам формирования РППС в группах. Анализ РППС в группах ДОУ.

Проведение мониторинга РППС, материально-технической базы ДОУ в соответствии с условиями ФГОС ДО.

Проведение общего родительского собрания.

Определение отношений родителей к необходимости изменений в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО.

Разработка перспективного плана обогащения РППС с учетом ООП ДОУ.

Подготовка материалов для создания паспорта группового пространства групп.

Разработать паспорт организации

Создание РППС в групповой комнате в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, отвечающим возрастным нормам развития детей

Приобрести игровое оборудование, отвечающее возрастным нормам развития детей.

Создание развивающих центров в группах ДОУ

Планирование группового пространства согласно рекомендациям и принципам построения РППС

Создать РППС группы в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом ООП ДОУ, согласно требованиям ФГОС ДО.

Подвести итоги работы над проектом

Отчеты воспитателей на тематическом Педагогическом совете

План повышения профессиональной компетентности педагогов
в области создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

1-й этап – подготовительный

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте новых требований

Цикл педагогических чтений

Изучение материалов организации работы по образовательным областям в соответствии с ФГОС, определение элементов предметной среды по каждой области.

Знакомство с опытом работы детских садов России.

Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.

2-й этап – основной

Представление проектов создания развивающей среды каждым педагогом.

Электронный методический банк

Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями)

Наглядно-дидактический материал в методическом кабинете

Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды.

Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики)

Выступление на Педагогическом совете

Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм

3-й этап – рефлексивный

Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта

Календарный план реализации проекта

Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

Сентябрь –январь 2018 г.

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

Январь-февраль 2018 г.

Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям

Январь-март 2018 г.

Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Основы ее построения"

Консультации на темы:

Декабрь-февраль 2018 г. г.

Организация выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности

Заведующий, старший воспитатель

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

По мере финансирования

Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей

В течение учебного года

В течение учебного года

Предварительный контроль по организации предметно-развивающей среды

Проведение мастер-классов по организации РППС

В течение уч.года

Создание ландшафтного дизайна детского сада

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы

Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды:

1. Открытость среды для преобразований:

- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);

- наличие не жестко закрепленных центров активности.

2. Современность среды:

- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.);

- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.).

3. Ориентированность на физическое развитие:

- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;

- наличие пространства для осуществления физической активности;

- наличие уголка по валеологии.

4. Приспособленность для познавательной деятельности:

- наличие дидактических игр, материалов;

- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;

- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)

- наличие материала для экспериментальной деятельности

5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.

6. Ориентированность на творческое развитие:

- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;

- наличие пространства для организации творческой активности детей.

7. Элементы природы в среде:

- наличие специально оборудованного уголка природы;

- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);

- прочие элементы природы в среде.

8. Комфортность среды:

- наличие мягкой, комфортной мебели;

- наличие уголка психологической разгрузки;

- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).

9. Эстетика среды:

- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

10. Безопасность среды:

- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;

11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

- наличие необходимой документации

- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.

12. Создание информационного пространства для родителей:

- содержание информационных материалов для родителей,

- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Наиболее активной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников, является в наши дни метод проектов.

Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века – П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Вввв. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем во второй половине 30-х годов, наряду с передовыми идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов активно используется в практике детских садов.

Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое.

Проектная деятельность- это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентировочным и деятельностным подходами.

Типологии проектов в ДОУ :

По количеству участников:

• Краткосрочные (1-4 недели);

• Среднесрочные (1-3 месяца);

• Долгосрочные (полугодие, учебный год).

• Монопроекты (ода образовательная область);

• Интегративные (две и более образовательные области).

По доминирующему виду проектной деятельности;

• Практико –ориентировочные и т. д.

Виды проектов в ДОУ (по Т. В. Фуряевой) :

Исследовательско-познавательные (старший возраст) :

- совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самостоятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений и т. д.

Игровые (младший возраст) :

- использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем.

Информационно- практико-ориентированные (средний возраст) :

- сбор информации и ее реализации (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и др.)

Творческие (младший возраст) :

- оформление результата деятельности в виде праздников, театральных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

- спортивные и развлекательные мероприятия.

- смешанные типы по предметно- содержательному наполнению.

Этапы работы над проектом :

1. Целеполагание: Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В результате совместного обсуждения выявляется гипотеза, которую взрослый предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности.

2. Разработка проекта : Составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели).

3. Выполнение проекта : Практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.

4. Подведение итогов: Определение задач для новых проектов.

5. Презентация: Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.

В практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.

Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребё нка:

- творческое начало, воображение, изобретательность;

- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

- способность ставить проблемы и находить их решение;

- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

И более подробно я хочу рассказать о тех проектах, которые были проведены в нашей группе.

Вид проекта : познавательный.

Тип проекта : групповой, краткосрочный (2 недели).

Срок реализации проекта : (05.12 – 16.12)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. По результатам диагностики, опроса родителей выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.

Цель проекта : Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплоченности коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи проекта :

- Выяснить, как стать добрым (с помощью взрослых, наблюдать за тем, как люди проявляют доброту);

- Развивать представление о добре и зле ;

- Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.

- В процессе проекта, выявить основные правила доброты;

- Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте;

- Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;

- Воспитывать уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие;

- Уточнять знания об этикете, закреплять правила вежливого общения;

- Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.

- дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;

- снижение детской конфликтности, налаживание дружеских взаимоотношений между детьми;

- создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

- у детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;

- уважительно относятся к людям пожилого возраста;

- бережно относятся к живой и неживой природе;

- могут составить рассказ о добром поступке.

Предварительная работа :

- Провести родительское собрание на тему:

- Предложить каждой семье принять участие в общесадовом конкурсе на лучшую кормушку для птиц;

- Помогайте маме нести тяжелую сумку;

- Защищайте девочек и маленьких детей;

- Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается;

не допускайте грубости;

- Старайтесь во всем помочь ближнему;

- Помогайте слабым, больным;

- Учитесь добру у других;

- Уступайте место в автобусе пожилым людям;

- Будьте добрыми и милосердными людьми;

- Относитесь к людям так, как хотели, чтобы они относились к вам.

-Игры с телефоном (любая тема) : вежливое обращение;

- Дежурство по столовой (взаимопомощь);

- Помощь дворнику в уборке снега на участке д. сада;

-Помощь в уходе за комнатными растениями в группе.

- Рассказы детей о добром поступке, который совершил ребенок или члены его семьи;

- Чтение художественной литературы:

- Стихи для заучивания:

- Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.

- Изготовление эко кормушек.

Этот проект заинтересовал, как детей, так и родителей, которые с удовольствием помогли в нашей работе.

Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС до (из опыта работы)



Очень часто в своей работе я использую исследовательский вид проектной деятельности. Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта включает в себя 4 этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Этап заканчивается формулировкой вопроса (Почему в холодильнике холодно? Можно ли приручить мышь? Для чего нужен зоопарк? и др.)

На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей основным способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче и т. д.

Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.

Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта.

Третий этап – презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.

Четвертый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается. Можно организовать выставку проектов; придумать различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

Проектная деятельность в детском саду Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса.

Проектная деятельность в детском саду Проектная деятельность в детском саду. В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы,.

Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду.

Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду. Я работаю с детьми уже более 20 лет. Мне нравится с ними общаться, задавать каверзные вопросы. А они меня радуют своими ответами. Очень.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Юбилей Агнии Львовны Барто в детском саду

Юбилей Агнии Львовны Барто в детском саду (проектная работа, публикация опыта) Цель: организация и проведение творческих мероприятий, посвященных 110-и летию со дня рождения известной.

Данный проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.

Вид проекта: групповой, творческий.

Сроки реализации проекта: 01.10.2014 г. по 31.05.2015 г.

Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребёнка;
  • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.

  1. Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
  2. Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
  3. Закрепить навыки, полученные в игре.
  4. Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители.

Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:

  • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
  • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

Организованная образовательная деятельность включает в себя:

  • Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
  • Чтение и обсуждение художественной литературы;
  • Создание педагогических ситуаций;
  • Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
  • Продуктивная деятельность;
  • Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
  • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
  • Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

  • Тематические досуги;
  • Праздники;
  • Интеллектуальные КВНы;
  • Дни открытых дверей;
  • Театрализованные представления.

Ожидаемые результаты проекта.

  • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
  • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.
  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
  • оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности:

  • фотоматериал;
  • разработка методических рекомендаций;
  • презентация проекта.

Перечень основных направлений проекта

Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:

  • формирование элементарных математических представлений,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

2. Изготовление методических пособий.

3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.

  • составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
  • разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
  • подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.

Работа с родителями:

Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.

Краткое описание проекта по этапам.

1 этап –подготовительный.

Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.

2 этап –основной.

Ноябрь-март 2015 г.

Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.

3 этап – заключительный.

Апрель – май 2015 г.

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование

родителей и опрос детей; презентация проекта.

картинный материал (иллюстрации, плаката),

демонстрационный материал (дидактические игрушки),

дидактические пособия, карточки

общеразвивающая программа дошкольного образования,

календарно – тематические планы по образовательным областям,

книги с методическими рекомендациями,

План реализации проекта

(Ноябрь 2014 г. – март 2015 г.)

6. Экскурсия в школу, библиотеку.

Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр.

Сюжетно –ролевая игры

9. Логические задачи, головоломки, кроссворды.

10. Игры с блоками Дьенеша

Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;

Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.)

на занятиях и т.д.

Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.

самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Читайте также: