Почему александр невский причислен к лику святых кратко

Обновлено: 27.06.2024

Великий князь и большой полководец, одержавший победы в таких важных сражениях, как Невская битва и Ледовое побоище. Об этих двух ипостасях Александра Невского повествуют летописцы Древней Руси. Но Александр Ярославич прославлен еще в одном звании – он святой Русской православной церкви , имя которого носят сотни храмов в России и во всем мире.

ФОТО из архива редакции

Даже если Александр Невский сумел бы собрать объединенное войско от всех русских княжеств, оно насчитывало бы 7 – 8 тысяч воинов. Орда могла выставить от 40 до 50 тысяч хорошо вооруженных, закаленных в битвах жестоких всадников. Князь был великим полководцем, его величие еще и в том, что он понимал неизбежность поражения в подобном противостоянии, а вслед за этим – полного разграбления и физического уничтожения Руси. Именно это надо понимать: Руси бы больше не было. И несмотря на то что его отца, великого князя Ярослава в Орде отравили, Невский едет в Орду договариваться не о войне, а о выплате дани. Смирение и терпение – две великие христианские добродетели, которые в полной мере проявил в этом случае князь, – рассказывает Дмитрий Пономарев .

Икона XXI века. Фото Алены ВИНКЛЕР

Обороняя Русь с запада, нанося поражения шведам и рыцарям Тевтонского ордена, полководец Александр Невский раз за разом едет на поклон к Батыю в Орду. Каждый такой визит – испытание неделями и месяцами. Главным посылом таких поездок было спасти русские города от разграбления и, что не менее важно, – защитить Православную церковь. Ведь на всех завоеванных землях монголы обращали народы в свою веру. Этого не случилось на Руси в первую очередь благодаря политическому дару князя Александра Невского. При этом мало кто знает, что почти все свои личные средства князь тратил на выкуп в Орде русских пленных.

В последний, шестой, приезд князя в Орду решался особо важный вопрос – о поставке русских воинов в ряды монголов. Кроме материальной дани Орда теперь требовала и такую, так называемую дань кровью. Александр Ярославич договаривался о том, чтобы русичи не воевали в войске монголов, не проливали за них свою кровь. Выехав из Орды, великий князь сильно занемог. Его посольство остановилось в Городце-на-Волге. Здесь, в Федоровском монастыре, умирающий князь принял монашеский постриг с именем Алексий.

Это было большим событием: к тому времени во всей Руси было признано лишь 19 святых, позднее процесс канонизации принял более масштабный характер, особенно в конце ХХ века. Сегодня, к примеру, только в Псковской, не самой большой, епархии прославлены 67 святых.


Великий князь Александр Невский скончался по старому стилю 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен 23 ноября во Владимире в Pождественском монастыре. Практически сразу началось почитание его во Владимиро-Суздальской Руси.

Александр Невский сыграл важную роль в русской истории. В XIII веке великая Русь подвергалась ударам с трех сторон — монголо-татар, католического Запада и Литвы. Князь Невский, который за всю жизнь не проиграл ни одной битвы, проявил великий талант дипломата и полководца, заключил мир с более сильным врагом — Золотой Ордой. Заручившись поддержкой Орды, он отразил нападение немцев, одновременно с этим защитив от католической экспансии православие.

Великий князь Александр Невский был единственным светским православным правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел ради сохранения власти на компромисс с католической церковью.

При активном участии Дмитрия Александровича, его сына, и митрополита Кирилла была написана житийная повесть. За подвиг выдержки и терпения Александр Невский в 1547 году был причислен к лику святых. В 1710 году в его честь была основана Александро-Невская лавра.

Почитаться, как святой он стал сразу после своей кончины. Он умер по дороге из Орды во Владимир, и его тело оставалось 9 дней нетленным. Когда его хоронили в Рождественском монастыре Владимира, попытались разжать пальцы, чтобы вложить духовную грамоту. И тут он сам протянул руку и взял эту грамоту.

У правнука Александра Невского — Дмитрия Донского была икона Александра Невского. Перед Куликовской битвой ему было ведение, что в церкви, где был похоронен Александр Невский, сами собой зажглись свечи, из алтаря вышли два старца и призвали Александра на помощь Руси. В тот же день произошла Куликовская битва, где была одержана победа.

Через некоторое время была вскрыта гробница Александра Невского, где были обнаружены нетленные мощи. К этим мощам стали обращаться люди с просьбами об исцелении.

Другое чудо произошло во время похода Ивана Грозного на Казань. У одного из приближенных царя после молитвы у мощей Александра Невского полностью исцелились руки от язв. Иван Грозный посчитал это добрым предзнаменованием, и Казань была взята.

В память о святом князе построили в Петербурге монастырь, Александро-Невскую лавру, куда по указу Петра Великого в 1724 году в день празднования заключения со Швецией победоносного мира (30 августа) были перенесены мощи Александра Невского.

Но прежде, чем перейти к вопросу об истории прославления, необходимо сделать хотя бы краткий историографический обзор трудов, посвященных изучению и оценке деятельности святого князя Александра.

В целом же историки конца XVIII – начала XIX веков на основании тщательного изучения источников об Александре Невском в основном установили те данные о нем, которыми располагает современная наука. При этом в русской дореволюционной историографии, в отличие от более позднего времени, не было слишком резких разногласий и полемики в оценке деятельности Александра Невского [3].

Трудами советских историков была закреплена и поддержана традиционная трактовка, согласно которой Александр Невский сыграл исключительную роль в драматический период русской истории, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь[4].

Скептически же настроенные современные историки делают выводы о том, что традиционный образ Александра Невского – гениального полководца и патриота – преувеличен. Они считают, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. При этом они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчет масштаба ливонской угрозы для Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере[5].

В XV–XVI веках житие неоднократно перерабатывалось. При этом либо стремились привести текст к агиографическим канонам, либо расширяли его историческое содержание путем вставок из летописей. Различные версии жития дошли в составе летописных сводов и собраний житий святых[9].

Рост его почитания наблюдается в первой половине XV века в Новгороде. В первой половине XVI века известный церковный писатель Пахомий Серб составил канон Александру Невскому, а на Соборе 1547 года Русская Православная Церковь причислила князя, на основании разысканий о чудесах, им творимых, уже к лику общерусских святых как нового чудотворца. К этому событию по приказу митрополита Макария для составляемых Великих Миней Четьих было написано и первое каноническое житие святого князя Александра Невского на основе хорошо известного с конца XIII века его княжеского жизнеописания[18].

В 1552 году совершилось чудо в присутствии Ивана Грозного, шедшего походом на Казанское царство и остановившегося во Владимире. Во время молебна у раки святого Александра Невского о даровании победы приближенный царя, Аркадий, получил исцеление рук; впоследствии он написал еще одно житие святого[19]. Со временем по всей Руси стали строиться храмы и закладываться монастыри во имя святого благоверного князя Александра[20]. В произведениях придворной истории (Степенная книга, Никоновская летопись) князь прославлен основателем рода Даниловичей[21].

Святой Благоверный Князь Александр Невский. Фреска (сер. 17 в. Работа артели Симона Ушакова) в Архангельском соборе Московского Кремля

Святой Благоверный Князь Александр Невский. Фреска (сер. 17 в. Работа артели Симона Ушакова) в Архангельском соборе Московского Кремля

Образ Александра Невского в XIX веке выделяется, во-первых, своим светским характером: в текстах русских историков святой предстает правителем русской земли; во-вторых, Александр превратился в исторического деятеля, который не только защищал русское государство от захватчиков, но и оборонял русскую народность, русский быт и православную веру.

Летом 1917 года ввиду угрозы немецкого наступления на Петроград комиссией Священного Синода было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей благоверного князя на случай их срочной эвакуации[28]. Но эвакуация не была осуществлена.

Обращение к русским патриотическим, в том числе православным церковным, традициям играло чрезвычайно важную роль в годы Великой Отечественной войны. В советских Вооруженных силах были учреждены ордена в честь знаменитых русских полководцев. В апреле 1942 года в СССР прошло всенародное празднование 700-летия Ледового побоища. К этому событию были написаны известные полотна П.Д. Корина и В.А. Серова[34]. В советской прессе было опубликовано значительное количество материалов, посвященных событиям 1242 года, целью которых были подъем и поддержание патриотического настроения в рядах красноармейцев и мирного населения[35].

Были выпущены почтовые открытки и расклеены плакаты с изображением князя Александра Невского[36]. А 29 июля был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении (по сути – восстановлении) ордена Александра Невского[37].

Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году. В 1990 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II земля, взятая на месте битвы в Усть-Ижоре, была освящена и в специальном ларце в сопровождении военного эскорта доставлена в лавру, где и помещена в Свято-Троицком соборе рядом с мощами князя. Освящая усть-ижорскую землю, патриарх призвал помолиться за всех, кто погиб, защищая Родину. 750-летие Невской битвы было торжественно отмечено в Ленинграде в 1990 году. На месте битвы была восстановлена Александро-Невская церковь[40]. О деятельности святого князя вспомнили и отечественные средства массовой информации. А празднования дней памяти Невской битвы и Чудского побоища теперь проводятся ежегодно и с привлечением клубов военно-исторической реконструкции.

В 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Интерес к личности святого благоверного князя Александра Невского сохраняется и в наши дни. Сведения о его жизни и деятельности, зафиксированные памятниками письменности, скупы, но в большинстве своем составлены свидетелями и очевидцами событий, поэтому они с интересом вновь и вновь читаются как специалистами, так и массовым читателем. К сожалению, далеко не все подробности жизни и деятельности князя Александра Невского нам известны.

Итак, в хронологии почитания святого в историческом времени можно выделить несколько этапов:

– XIII–XIV века – новгородско-владимирский этап,

– XIV–XVII века – московский этап,

– XVIII век – 1920-е годы – петербургско-европейский этап,

– 1920-е – 1990-е годы – советский этап,

– 1990-е – 2010-е годы – православно-иконологический[41] этап.

Отметим, что каждый из этапов почитания благоверного князя Александра связан с ключевыми периодами отечественной истории.

Вместо заключения

Гораздо больший интерес для нас представляет история распространения почитания святого. В разные эпохи существования государства Российского отношение к деятельности и личности великого князя Александра приобретало ту или иную окраску. До XVIII века мы видим Александра в чине преподобных. И хотя мы знаем, что общерусское почитание святого началось задолго до Петра, именно при Петре I Александр Невский становится одним из наиболее почитаемых в России национальных святых. Петр, заложивший новую столицу страны, усмотрел определенный символический смысл в том, что город был основан вблизи места, где в 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил шведов. Петр нашел в князе Александре необходимый историко-религиозный пример, который, кроме прочего, почитался народом и Церковью, а в их поддержке царь нуждался при проведении реформ и возведении новой столицы. Как было замечено А.В. Карташевым, Александр нужен был Петру для соединения воедино небесного (старого церковного поклонения) и земного (притянутого Петром к современным ему реалиям)[46]. Таким образом, глубокое почитание Церковью и народом Александра Ярославича возымело сильную поддержку со стороны государства. При Петре оформился как бы православно-государственный культ почитания святого. А военные прижизненные успехи Александра позволили занять ему важное место среди исторических деятелей и в советское время.

Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас!

12 сентября 2011 г.

[4] Кучкин В.А. К биографии Александра Невского // Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед. М., 1985.; Насонов А.Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940; Ледовое побоище 1242 г.: Сб. статей. М.; Л., 1966.;Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). М., 1956.; Шаскольский И П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в ХII–ХIII вв. Л., 1978.; Андреев А.Р. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. М., 1997.; Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М., 2003.; Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995; Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996; и другие.

[6] Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. СПб., 2010. С. 179–182.

[8] Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? // Родина. 2003. № 12. С. 91–93.

[9] Бегунов Ю.К. Житие Александра Невского в русской литературе XIII–XVIII вв. // Князь Александр Невский и его эпоха. С. 163–164.

[10] Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92.

[13] Соколов Р.А. Александр Невский: панорама новейших мнений // Клепинин Н.А. Святой благоверный князь Александр Невский. СПб., 2004. С. 275. Для местной канонизации было необходимо свидетельство о нетлении мощей, извещение о чудесах от мощей, описание праведной жизни угодника Божия, согласие местных церковных властей на канонизацию. Всем этим целям и служило житие. Можно сказать, что с принятием жития были заложены основы почитания Александра Невского, его принятия соборно в лоно святых Русской Православной Церкви.

[14] Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии.

XIV–XVI вв. – святой Александр Невский – воин в группе сражающихся новгородцев;

XVI–XVIIIвв. – как схимник и святой воин;

XVI–XIX вв. – воин в группе предстоящих святых пред Спасителем или Богородицей;

XVIII в. – Александр Невский – пеший или конный воин в рыцарском облачении;

XIX в. – в одежде русского князя;

90-е гг. XIX в. – 10-е гг. XX в. – молящийся;

XIX–XX вв. – Александр Невский – в иконописи присутствуют все существующие типы (Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 254).

[20] Первый храм в честь святого Александра Невского был построен в 1630 г. митрополитом Филаретом в Московском Кремле над Тайницкими воротами (Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 180).

[21] Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92.

[22] Там же. На самом деле сражение 1240 г. состоялось почти в 20 км от места основания монастыря, который в 1797 г. был преобразован в лавру.

[26] Даже в городах западных провинций Российской империи были построены храмы в честь святого князя: в Варшаве, Таллине, Вильнюсе, Свеаборге, Тарту, Даугавпилсе, Риге, многие из которых теперь разрушены (Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 181).

[27] Долгов В. Сквозь тусклое стекло // Родина. 2003. № 12. С. 86.

[29] Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92.

[32] Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 93.

[34] Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 360–362, 364.

[37] Первыми кавалерами ордена Александра Невского стали участники Сталинградской битвы: командир батальона морской пехоты старший лейтенант И.Н. Рубан и командир отдельного стрелкового батальона 62-й армии капитан С.П. Цыбулин. Всего этим орденом было награждено более 40 тысяч человек, из них 70 граждан иностранных государств. Тем же Указом были учреждены ордена Суворова 1, 2 и 3-й степени; Кутузова 1-й и 2-й степени (Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. С. 258–259).

[39] Впрочем, этот антинемецкий аспект биографического рассказа Александра Невского возник только в конце XIX в. (и никак не ранее!) и стал важным элементом его почитания во время Первой мировой войны. До этого в русской культурной памяти князь представлял собой лишь антишведскую, антимонгольскую, антикатолическую или антизападную фигуру (См.: Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 93).

[40] Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. С. 9.

[43] Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIII вв.): Курс лекций. С. 228.

[44] Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Проповеди. 1946–1948 гг. Издание Симферопольской и Крымской епархии, 2007. С. 87–88.

Александр Невский. Почему Православная церковь причислила к лику святых князя, который был приемным сыном хана Батыя?

Спросим себя: почему, на каком основании армия крестоносцев, армия христианского Запада, в 1204 году взяла штурмом, разграбила и сожгла христианский город Константинополь?!

Александр Невский. Почему Православная церковь причислила к лику святых князя, который был приемным сыном хана Батыя?

Русские князья к тому времени уже разделились на сторонников Орды и сторонников Запада, склонных к введению на Руси католичества. Никто из историков не говорит и не задается простым вопросом: а за что Русская православная церковь причислила Александра Невского к лику святых? А ведь тогда интересы церкви были неотделимы от интересов народа, страны и государства. И значит, были у Невского совершенно особые, исключительные заслуги перед православной верой и русским народом. Какие? И если Золотая Орда – зло для страны и народа, то почему православная церковь причислила к пантеону святителей князя, который был приемным сыном хана Батыя?

Ответ на эти вопросы тянет за собой неприятные для тогдашних историков выводы, все это так не укладывается в западную систему русской истории, что не стоит на них отвечать. Лучше – промолчать, утаить.

Так сплелись судьбы князей и судьбы государств и народов.

Александр Невский. Почему Православная церковь причислила к лику святых князя, который был приемным сыном хана Батыя?

Даниил Галицкий и Александр Невский. Разные пути развития Руси.

После Александра Ярославича Невского, после его духовных и кровных наследников остались Владимирская и Московская Русь, из которых выросла могучая Россия. Вот она, перед нами.

Я не могу понять логики Сокольского, Афанасьева и других. Или они хотели бы и для Владимирской Руси участи галицко-волынского населения, потерявшего свою государственность и веру? Тогда конечно, Даниил Галицкий – идеал.

Все было стерто с лица земли. Римская католическая церковь не признавала равенства религий, в отличие от Чингисхана.

Названое братство Александра с Сартаком и положение приемного сына Батыя положили начало военному союзу Руси с Золотой Ордой, который всячески поддерживали и крепили продолжатели дела Александра Невского. Рядом с русскими ратниками сражалась против крестоносцев и ордынская конница. А Запад монголов боялся как огня.

Объективно, Александр Невский спасал Русское государство и православную веру, за что и был причислен церковью к лику святых.

МЕТКИ: из инета. ИСТОРИЯ РОДИНА

PS : Вот еще один взгляд, на прошлое нашей страны. Иной взгляд на монголо – татарское иго, и на личность Александра Невского. А так же на православную веру и крестовые походы Рима.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: