Почему 175 школа не работает

Обновлено: 04.07.2024

Школьники, учителя хоть и адаптировались после страшных событий к привычной жизни, но вспоминать о том трагичном дне не хотят.

- До неузнаваемости изменилась что внешне, что внутренне, - бурно обсуждали ученики казанской гимназии №175 внешний облик своей школы, пока стояли и ждали начало Дня знаний.

Новый учебный год в школе, несмотря на трагические события в мае этого года, когда бывший ученик гимназии Ильназ Галявиев пришел в образовательное учреждение с автоматом и устроил массовый расстрел, решили начать в обычном формате – с традиционной линейки.

Совершенно новой для детей была только школа. Чтобы пострадавшим ничего не напоминало о трагедии, власти республики приняли решение за лето полностью изменить облик гимназии. Особое задание было для проектировщиков – изменить внутреннее пространство школы так, чтобы в ней все было совершенно иначе.

- В такую школу уже не так страшно возвращаться. Хотя волнение какое-то все-таки есть, - призналась в беседе с журналистом KazanFirst старшеклассница Аня.

Тем временем школьников, преодолевших свой страх и вернувшихся за парты, во дворе гимназии становилось все больше.

Торжественная линейка началась с почтения памяти погибших во время трагедии. В этот момент многие из взрослых не могли сдерживать слезы, некоторые дали волю эмоциям и им потребовалось время, чтобы успокоиться.

- 1 сентября 2021 года - день рождения нашей новой гимназии, но нельзя забывать о событиях, которые разделили нашу жизнь на до и после. Потому что пока мы помним, есть шанс, что подобная боль больше не повторится, - сказал один из ведущих праздника, в этот момент под лирическую музыку в небо выпустили девять шаров, олицетворяя жизни погибших.

На территории школы создали аллею памяти, где каждый саженец олицетворяет символ жизни. Чуть позже во время разговора с журналистом KazanFirst врио директора гимназии Гульгена Багавиева рассказала, что каждое дерево в саду было выбрано родителями.

- Под каждым деревом разбита клумба, цветы для которой также выбирали родители. В дальнейшем планируется создать камень, на котором будут подписаны фамилия, имя и отчество ребенка. Он будет продуман таким образом, что на нем можно будет посидеть. Наверное, будут приходить родственники, а за садом будут ухаживать наши дети, - отметила она.

Праздничное настроение для публики пришлось возвращать гостям линейки. Первой выступила секретарь Госсовета Татарстана Лилия Маврина. После всех поздравлений и напутствий она обратилась к родителям первоклассников:

- Спасибо вам большое, что выбрали именно эту школу. Посмотрите, за три месяца школа преобразилась до неузнаваемости. Вам повезло, потому что вы передаете детей в руки сплоченного, надежного коллектива педагогов, которые на деле показали приверженность своей профессии к вашим детям.

Глава администрации Советского района Роман Фатхутдинов отметил, после трагических событий обновление школы было просто необходимо. Здание собрали по крупицам, за что он выразил благодарность строителям, проектировщикам и всем причастным.

- Эти люди сделали буквально невозможное, день и ночь трудясь для того, чтобы сегодня эта замечательная школа распахнула свои двери для вас, дорогие ученики, - проговорил он, и слова его поддержали громкими аплодисментами.

Праздник продолжился своим чередом. Первоклассники робко зачитывали стихотворения, то и дело путая слова, выпускники, переминаясь с ноги на ногу, терпеливо слушали. Были и танцы и, конечно же, первый звонок, который увел всех на первый урок.

Тем временем родители дожидались своих детишек за забором. На территорию школы никого из них не впускали, кроме мам и пап первоклассников и выпускников. Многие из них по несколько раз пытались пробраться за калитку, но строгие полицейские быстро разворачивали их назад.

- Да что же это такое, мы с работы отпросились, чтобы на детей своих посмотреть! - возмущалась женщина, пристраиваясь к решетке, чтобы было лучше видно сына, но правоохранители остались невозмутимыми.

Разговорившись, выяснилось, что это была Татьяна. В этом году ее ребенок идет в третий класс.

- Хочется верить, что наши дети отныне всегда будут под такой защитой. Вот только слишком поздно за это дело спохватились, - сказала она во время нашей беседы.

Женщина была заметно взволнованна, впрочем, как и все другие родители. Мало кто из взрослых хотел говорить о произошедшем здесь в мае. Все разговоры и воспоминания об этих страшных днях до сих пор даются им с трудом. Одна женщина начала плакать от одного лишь нашего вопроса:

- Не страшно ли возвращаться в родную гимназию?

А вот Полина ведет себя гораздо сдержаннее.

- Внутренние переживания еще остались. Очень волнительно возвращаться в школу. Но самое главное - дети настроены продолжать учебу именно здесь, не захотели переводиться в другое место, поэтому сегодня у нас праздник, - сказала она.

Мама первоклассницы Ралины говорит, что с выбором школы для дочери они с мужем определились давно, но после произошедшего в мае в одно время стали сильно сомневаться в правильности своего решения.

- Переживали, конечно. Думали… Но по большому счету выбора-то не было. Это тоже значимо, - объяснила она.

О том, как сейчас в школе устроена система безопасности, родители еще не знают. В школу не пускают, родительского собрания по этому поводу еще не было. Один из тех немногих, кто уже имеет хоть какое-то представление о новых мерах защиты, – Рустам хазрат Хайруллин. Ему уже успели представить все обновки и нововведения в учреждении. Двое его сыновей в тот злополучный день находились в школе. Одного из них серьезно ранило. Он благополучно поправился и пришел в школу с двумя братьями. Один из них поступил в первый класс.

- Слава богу, сегодня все трое моих сыновей в школе. Сначала сын (пострадавший) говорил, что больше не пойдет в школу, но со временем стал понимать, что это его родная школа. И друзья, и учителя – все здесь уже родные для него стали, - рассказал наш собеседник.

- А вы сами не рассматривали для перевода другие школы? - спросили мы у него.

- Сначала были такие мысли, но когда дети сами приняли решение остаться здесь, мы не стали возражать, - ответил хазрат.

Врио директора гимназии рассказала, что сейчас в школе работает двойной контур безопасности.

- У нас появилась новая система контроля и управления доступом. Эта система у нас работает с уличных ворот и в основных входах в школу. То есть дети будут проходить по карточкам, школа будет закрыта, - объяснила Багавиева журналисту KazanFirst.

Кроме того, за безопасность учеников с этого года будет отвечать сотрудник частного охранного предприятия, с которым гимназия заключила договор.

Учеников в гимназии меньше не стало. Наоборот, их количество только увеличилось, говорит врио руководителя. Дать однозначное объяснение этому трудно. Собеседница предполагает, что для того есть несколько причин. Во-первых, это сильный педагогический коллектив, который не только грамотно обучает, но еще и хорошо защищает детей. Нельзя исключать и тот факт, что родителей привлекает недавний ремонт, который означает улучшение условий образования. Однако решающую роль могла сыграть проработанная система безопасности.

- В этом году мы сформировали пять первых классов. На сегодня у нас обучается 1 045 детей. Это больше, чем в прошлом году, но эта цифра выросла не за счет первоклассников, а за счет переводов. Сейчас мы вынуждены писать официальные отказы в приеме даже по микрорайону, потому что классы переполнены, детей сажать некуда. На каждого учителя приходится по 30 с лишним детей, - рассказала Багавиева.

Ушедших из школы насовсем или на дистанционное образование после сильного эмоционального потрясения, по словам врио директора, не было.

Адаптироваться к прежней жизни многим помог летний санаторно-курортный отдых, который для пострадавших организовали благотворительный фонд Красный крест и Сбер. Тогда стараниями татарстанцев и всех неравнодушных к случившемуся собрали около 70 млн рублей.

- Возможностью отдыха воспользовались и педагоги, и дети, и родители. Огромное спасибо за это руководству нашей республики, Красному кресту. С каждым специалисты работали в индивидуальном порядке. Каждый сам мог выбрать, куда поехать. Это было необходимо для многих. Коллеги прошли реабилитацию, - рассказала Багавиева.

Кроме отдыха жертвы трагедии были обеспечены и психологической поддержкой. На этот учебный год у психологов так же большие планы на работу с гимназистами. Специально на эти цели обустроен кабинет психолога и сенсорный кабинет, где будут работать специалисты Красного креста.

Кабинета, где произошла трагедия, сейчас не существует. Его трансформировали в зону рекреации.

- Мы оставили это место зоной памяти. Мы там сделали красивые девять светильников и организовали зону отдыха, расширив ее площадь за счет параллельного кабинета. Получились места для отдыха детей, - объяснила Багавиева.

Осмотреть школу лично нам так и не удалось. В нее не впускали и журналистов. В этом плане родителям остается доверять лишь фотографиям, отзывам детей и оценке президента республики Рустама Минниханова, который накануне оценил проделанные работы.

- Мы никогда не забудем про эту трагедию. Но нужно жить будущим. Здесь прекрасный коллектив, очень достойная школа, - отметил он.

Как будет организована работа учебных заведений в ближайшие дни, разъяснили специалисты Управления образования города.


Как будет организована учеба детей из гимназии №175? Где они будут учиться в период проведения ремонта здания?

Школьники смогут вернуться в гимназию после окончания следственных действий и завершения ремонтных работ. На время ремонта ученики 9 и 11 классов будут учиться в школах №171 и №174, для других учащихся предусмотрен дистанционный режим обучения.

Ремонт будет проведен в самые короткие сроки. Оценить объем повреждений, стоимость работ, а также назвать сроки их проведения можно будет после окончания следственных действий.

Как будут работать детсады и школы в ближайшую пятницу и на следующей неделе?

14 мая и на следующей неделе школы и детские сады будут работать в штатном режиме. Во всех учреждениях образования усилены меры безопасности, в том числе проходной режим.

Рассматривается ли возможность введения дистанта до конца учебного года для других школ?

Дистанционный формат обучения для учащихся других школ вводить не планируется.

Во всех ли школах города есть психологи? В каком режиме они работают? Будет ли усилена их работа в связи с трагедией? Куда могут обратиться дети и родители, если в школе нет психолога?

В день трагедии экстренную психологическую помощь специалисты оказывали школьникам, их родителям и педагогам. В ближайшее время будет организована продолжительная психологическая работа со всеми, кого затронула трагедия.

Будут ли в школах Казани проводиться классные часы после ЧП?

Во всех школах регулярно проводятся мероприятия, направленные на отработку действий при чрезвычайных ситуациях, в том числе угрозе террористического акта и захвата заложников. Мероприятия проходят в форме классных часов, игр, лекций и учений, согласно планам Управления образования и образовательной организации. Эта работа будет продолжена, сейчас разрабатываются соответствующие методические рекомендации.


№ 175 по-прежнему несут цветы" title _">№ 175 по-прежнему несут цветы" data-vox="https://static.ngs.ru/news/2021/99/preview/94d68bafa77fcacde5705567d06eb43d17441197f_640_480.jpg" itemprop="contentUrl">

К гимназии по-прежнему несут цветы

Ствол и бомба: были ли взрывы?

Изначально сообщалось, что стрелок пришел в школу и взрывает двери. На самом деле Ильназ Галявиев действительно пришел в школу с ружьем и самодельным взрывным устройством. Сначала он ранил работника школы Мулланура Мустафина (на данный момент он находится на лечении в Москве). Были разговоры, что погибла уборщица, успев нажать тревожную кнопку. Кнопку нажала вахтер, успев спрятаться под стол, она, к счастью, жива. Мустафин не работает вахтером в школе, он бывший педагог и работал на должности специалиста школы по обслуживанию здания.

Говорят, что 11 мая в гимназии было два взрыва. Один — в здании, другой — во дворе. Однако, по словам следователей, взорвалась одна самодельная бомба. Она была начинена поражающими элементами. Именно эти элементы нанесли раны детям.

— Обвиняемый взорвал самодельное взрывное устройство на первом этаже здания — у входа в кабинет начального класса английского языка, — рассказал следователь Дмитрий Макаровский во время суда по аресту стрелка.

Почему больше всего пострадал ?

Вероятно, не найдя новых жертв для стрельбы, Галявиев и решил сдаться. К тому моменту школа уже была окружена силовиками. Сопротивления им стрелок не оказал. В школе он находился всего , но успел натворить страшно много.

Сообщник и мотив

Однако следователи так не считают. Они не стали предъявлять стрелку обвинения в терроризме из-за отсутствия оснований, только в убийстве . Первоначальная информация о сообщнике стрелка также не подтвердилась.

— Сообщника у обвиняемого не было. Для предъявления обвинений в терроризме нужны основания. Их пока нет, — заявил зампрокурора Татарстана Алексей Заика.

Хотя люди военные в голос говорят, что при таком уровне стрельбы и изготовлении взрывчатки должна быть специальная подготовка. Просто по советам в интернете этого не сделаешь. Тем более преступника упорно выдают за сумасшедшего.

Есть слухи, что вроде дети видели кого-то еще. В школе был точно один убийца.

Что же подвигло казанского стрелка на массовое убийство? Уже известно, что к нему он готовился заранее. В апреле купил ружье и патроны. Сам сделал бомбу. По словам соседей, при обыске в его квартире нашли взрывчатые вещества. Силовикам пришлось эвакуировать дом, чтобы избежать новых жертв. Также выяснилось, что бывший ученик пытался поджечь дверь в квартире — правоохранители забрали ее как вещдок.

Он возомнил себя богом, а стал убийцей

Однако, судя по последней информации, следов наркотических веществ или алкоголя в крови Ильназа Галявиева не нашли. Зато вдруг обнаружилось заболевание головного мозга, и с начала близкие отмечали агрессивность и вспыльчивость в его поведении. Замечали это и соседи.

— За день до стрельбы пришел к соседям на пятый этаж. Начал к ним стучаться, ругаться, что они шумят. А они не шумели. Видимо, уже тогда что-то с головой началось не то, — рассказала соседка стрелка.

Тем не менее эта болезнь головного мозга не помешала суду принять решение о заключении стрелка под стражу. Пока срок — . Но, вероятнее всего, на свободу он не выйдет никогда. Ильназу грозит пожизненный срок.

Охрана школы: пенсионеры вместо ЧОП

Однако многие жители Казани усматривают в случившемся вину и руководства школы. Главный вопрос — как стало возможно, что в гимназию пробрался чужак с оружием. Тем более сообщалось, что он приходил в здание на разведку — узнать расписание.

Ответ очевиден. Охраны в виде вахтера оказалось недостаточно.

— Мой ребенок учился там . На охрану мы сдавали. Копейки, конечно, . Но и охрана была — пожилой мужчина, который точно никому не сможет оказать сопротивление. Пенсионер — сидит и сидит. В другой школе мы платим больше — тысячу с лишним, но там ЧОП, — рассказала местная жительница Оксана.

Сейчас этому самому пенсионеру, бывшему учителю Муллануру Мустафину, остается только низко поклониться, что принял первые выстрелы, пытаясь не пустить его в школу. Героически повел себя ученик Амир Волков, вставший на пути стрелка. Он погиб, как герой. Вчера Казань простилась с мальчиком, как и со всеми убитыми.

Траур в Казани — надолго

Родители рассказывают, что у гимназии в принципе была плохая репутация. Несмотря на то что несколько лет назад считалась одной из лучших, резко сдала позиции.

— Учителя увольнялись за поборы со стороны администрации школы — заставляли их что-то покупать. И вообще с деньгами были проблемы. Судились. И поэтому там не было ЧОПа. Сидела старушка-вахтерша, и кнопку тревожной сигнализации сделали, — рассказал местный житель Евгений.

Власти Татарстана назвали действия персонала школы грамотными.

— При нападении на гимназию вахтер сразу нажала тревожную кнопку и начала уведомлять персонал об угрозе. В это время директор включила речевое оповещение с требованием закрыть помещения классов. Это тоже показатель точности действий, — сказала заместитель премьер-министра Татарстана Лейла Фазлеева.

Также выяснилось, что договор с ЧОПом у школы всё же был — оплачивали услуги на внебюджетные средства. Правда, . Из-за перехода на дистанционный формат обучения из-за коронавируса контракт решили не продлевать.

Казань хоронит своих детей

Охраной школы ведает советник президента Татарстана?

Судя по техзаданию, речь идет просто об организации пропускного режима через систему контроля и управления доступом (СКУД). Проще говоря, установка турникетов и дверей, которые открываются при приложении ключа или пропуска.

Стоимость контракта составила , и срок его исполнения обозначен до . В списке на отработку значатся учреждений, в том числе . Исполнитель должен был поставить там две СКУД-двери стоимостью каждая. А вот установку калитки, которая открывалась бы только при предъявлении пропуска, не предусмотрели. Хотя, судя по контракту, в некоторых других учебных заведениях их поставили.

Как защитить детей в школах

Жители Казани считают, что власти должны извлечь урок из случившегося и принять меры, чтобы защитить детей в школах и других образовательных учреждениях.

— Ведь уже были случаи. Совсем недавно стрельба была в Керчи. И вот опять повторяется, теперь уже у нас. Нельзя жить в постоянном страхе. Нужно обезопасить наших детей, — считает житель Казани Ильнар.

СЮЖЕТ

— Сейчас школы нанимают ЧОПы, но деньги собирают с родителей, и в большинстве случаев их не хватает на достойную охрану. Как правило, вся защита заключается в одном охраннике без спецподготовки, которому за сутки платят около . Для сравнения, работа подготовленного охранника стоит около в сутки. И конечно, такую сумму родители не потянут. Но и организовывать госконтракты на охрану школ тоже нужно с умом. У нас же на торгах, как правило, выбирают компанию, которая меньше остальных просит. Но нужно прописать требования к участникам таких торгов, чтобы охранников на школу было как минимум двое, чтобы они имели спецподготовку и так далее, чтобы пункт размещения охраны находился на входе в школу и был защищен бронированным стеклом. Конечно, вряд ли это защитит от того, что было в Беслане, но вот таких одиночек, как казанский стрелок, точно остановит. Думаю, такую охрану для школ власти смогут организовать на местах сказал Алексей Филатов.

Редакция wsem.ru

Теперь пустое здание 175-й гимназии охраняет Росгвардия. Гвардейцы стоят по всему периметру школы. Снаружи, на улице, на прохожих смотрят плюшевые медведи и зайцы. Горы белых, розовых, желтых зайцев и медведей, которых несут и несут люди к этому стихийному мемориалу, не уместились за длинной школьной оградой, для них поставили столы на другой стороне улицы. Игрушки завалены цветами. Раньше здесь были одни гвоздики, а потом запасы гвоздик в Казани кончились.

На третий день после теракта, в пятницу, в школьный двор начали пускать детей и родителей. Им отдавали вещи, брошенные в школе утром 11 мая. Во двор вынесли из гардероба вешалки, на крючках висели кофты, куртки, разноцветные мешки со сменкой, рюкзачки с бумажными бирками, на бирках шариковой ручкой — фамилия и класс. Толпа детей и взрослых ждала у закрытых ворот. Женщина по ту сторону ограды что-то выкрикивала, росгвардеец открывал калитку и впускал во двор ребенка или — чаще — взрослого.

Восьмиклассница Дарина пришла за своей сумкой сама. Но говорит, больше в эту школу не вернется.

— Если только нам докажут, что приняты все меры безопасности, — очень по-взрослому добавляет девочка.

Этот школьный день, а точнее, эти 8 минут (ровно столько длилась стрельба) во время второго урока вообще многому научат детей в 175-й казанской гимназии.

Казань: что случилось в гимназии 175

Массовый расстрел в школе Галявиев начал со своей сверстницы — 19-летней Алины Садыковой. Они наверняка даже были знакомы, только его когда-то в 10-й не взяли, а Алина окончила все 11 классов и теперь училась на лингвиста. Утром 11 мая она зачем-то шла в свою бывшую школу. К дверям они с Галявиевым подходили почти одновременно. Он поднял дробовик и выстрелил в Алину, она упала, как ему показалось, замертво (об этом он скажет на допросе, выдержки из его показаний утекли в Сеть). На самом деле дробь ее ранила.

От дома Галявиева до школы пять минут ходьбы по пешеходной дорожке. Слева — решетка школьной ограды, справа, впереди и позади — длинные 10-этажные панельные дома. Потом люди начнут выкладывать в Сеть видео, которое кинулись снимать из окон и с лоджий с первыми выстрелами. Кроме того, Казань утыкана камерами наблюдения, и эта пешеходная дорожка, как выяснилось, тоже. Записи опубликованы.

Поэтому мы знаем, что по улице в густонаселенном спальном Советском районе столицы Татарстана в 25-градусную жару шел человек, замотанный в черное, и открыто, не прячась, нес в руке дробовик. И не нашлось никого, кто счел бы это достаточно странным хотя бы для звонка на номер 112.

В первый раз Галявиев проделал этот путь без оружия. Он рассчитывал пройти в 175-ю в половине восьмого, когда первая смена идет учиться. На сайте гимназии висит внутреннее положение об охране, по нему пройти внутрь без согласования с администрацией не может никто посторонний. Даже родители. И несмотря на то, что щуплый, похожий на старшеклассника Галявиев шел в потоке детей, вахтер его не пропустила. Еще раз: немолодая женщина оказалась способна противостоять молодому мужчине, пока тот не был вооружен. Эту женщину зовут Таскира Ахмадуллина.

Стрельба в школе в Казани

Через час Галявиев вернулся в школу уже с ружьем. Мулланур Мустафин, 62-летний разнорабочий школы, в прошлом — учитель математики, через окно первого этажа заметил вооруженного человека в школьном дворе. У него на глазах Галявиев стрелял в голову Алине. Забыв о возрасте и больных суставах, безоружный Мустафин бросился наперерез убийце. Он захлопнул школьную дверь перед носом стрелка и держал ее голыми руками изо всех сил. Защелкнуть замок только не успел: Галявиев выстрелил в него в упор через дверное стекло. Падая, раненый в грудь и в живот и истекавший кровью Мустафин еще пытался цепляться за дверь, но Галявиев выстрелил снова — в голову. Бывшего математика спасло от гибели только то, что в руках у стрелка был все-таки дробовик. Сейчас Мулланур в больнице, выздоравливает.

…Галявиев вошел в школу. Однако нескольких секунд, пока с ним пытался бороться Мустафин, вахтеру Таскире Ахмадуллиной хватило, чтобы нажать тревожную кнопку и вызвать полицию. Сама она пыталась спрятаться за столом у входа, но стрелок ранил ее и пошел дальше.

Учителя казанской школы

— Начальная школа в 175-й очень сильная, — рассказывает Зарина. — Мой сын учился у Венеры Султановны. Когда мы переехали, надо было менять школу, но я сказала: до 4 класса точно у нее доучимся, а дальше — как получится. Мы еще на подготовишке стали просить, чтобы к ней же попасть в первый класс. Такая спокойная, добрая, так хорошо все объясняла…

Венера Айзатова стала первой жертвой стрелка. Потом он привел в действие взрывчатку возле кабинетов с первоклашками. К счастью, взрыв никого не убил.

Пожилой учитель Роман Львович Гузенфельд в своем классе немедленно бросился к двери. Он преподает русский и литературу 49 лет, все дети и родители, с которыми я говорила, сходились в одном: это самый любимый учитель во всей школе. Услышав стрельбу, а потом объявление директора по школьному радио, он встал к двери, рассчитывая, видимо, остановить убийцу своей немолодой спиной. К счастью, стрелок не добрался до кабинета русского языка.

Объявление директора не мог не слышать и Галявиев. Мог догадываться, что времени у него мало.

Минуя второй этаж, он целенаправленно шел на третий. К этому времени, как рассказывают дети, все, кто мог, уже закрылись в классах. Ключевые слова здесь — кто мог.

В кабинете № 12 на третьем этаже по какой-то причине, как говорили мне дети из других классов, не было учителя. Туда успела прибежать преподаватель татарского Алина Зарипова. Через один класс, в кабинете № 10, находился ее младший сын. Она знала об этом, но бежала туда, где, по словам школьников, без защиты оставались 30 чужих детей.

Почему Эльвира Игнатьева оказалась в коридоре уже после объявления директора по радио, непонятно. Одни школьники говорят, вышла кого-то искать. Может быть, как Алина Зарипова, тоже знала, что где-то есть дети без взрослых. Рассказывают, что в коридоре она увидела ученика — и надвигавшегося на них человека с ружьем. Она быстро втолкнула ребенка в первую попавшуюся открытую дверь, но сама скрыться не успела. Ей убийца выстрелил в лицо, Эльвира Игнатьева умерла сразу.

А потом убийца начал расстреливать детей. Те, кто оказался к нему ближе всех, кто до последнего искал чертов ключ вместе с учительницей, упали первыми. Семерых из них стрелок, как он сам говорил на допросе, добил. Остальные или были ранены, или успели спастись, спрятавшись под партами.

Профессия учителя не предполагает, что когда-то придется проявлять подобный героизм и приносить такие жертвы.

Казанский стрелок

— У меня дядя с тетей живут в соседнем доме, а двоюродный брат учился вместе с ним, — рассказывает Тимур, водитель такси. — Брат говорит, что в школе Галявиев был тихушником. И он говорит, что никакого буллинга не было. И семья у них хорошая. Отец, если кому во дворе надо, например, машину дернуть, всегда помогает.

Студент-стрелок учился в техникуме Казани

— Вы, может быть, заметили, что у нас необычный вуз, — замечает ректор с гордостью. — У нас есть, например, дресс-код, все студенты обязаны ходить в костюмах.

— Сначала к нам пришла его мама, но она сказала, что дальше учебой сына будет заниматься отец, потому что он мужчина, — рассказывает директор колледжа Вероника Шамсутдинова. — У нас часто кураторы общаются именно с отцами студентов.

В колледже есть психолог. Но ничего необычного в поведении Галявиева не видела и она.

— Психолог дала ему обычную характеристику: спокойный мальчик, никаких особых эмоций не выражает, но и агрессии не проявляет, — объясняет директор. — У нас психолог может дать консультацию, только если студент сам обратится, а Галявиев не обращался. Сама психолог может проявить инициативу, только если ее что-то насторожит. Но специалист сменилась недавно, до этого три года была другая, новая не успела познакомиться с Галявиевым как следует.

Минувшей зимой, где-то в январе, соседи Галявиевых заметили, что парень сильно изменился. Перестал даже здороваться на лестнице. Они больше не ходили с родителями и братом, смеясь и держась за руки. Хуже всех, говорит пенсионерка Фирайя с пятого этажа, приходилось соседу, живущему прямо под квартирой Галявиевых: он жаловался, что по ночам у него над головой стоит грохот, невозможно спать.

В январе у студентов последнего курса началась практика, они ездили на работу и в колледже не должны были появляться. Предполагалось, что практикой занят и Галявиев.

Взрыв в школе в Казани

Утром 11 мая, после того как вахтер не пустила безоружного Галявиева в школу, он вернулся домой за дробовиком. Перед уходом поджег комнаты в трех местах, а по полу в кухне рассыпал огромное количество селитры, словно хотел вызвать взрыв. Он явно понимал, что сюда уже не вернется. И это я хочу отметить для тех, кто, пользуясь трагедией, хочет вернуть смертную казнь.

Потом, когда в квартиру уже придут с обыском, выяснится, что шестиэтажный дом не взлетел на воздух чудом. Огонь почему-то не разгорелся, он погас, когда Галявиев уже с дробовиком, уже растиражировав свои портреты и воззвания в Интернете, шел в ту же 175-ю школу второй раз.

Совсем необязательно, считает Елена Повиликина, что в школу стрелка вела давняя обида на директора из-за истории с 10-м классом. Сам он на допросе говорил, что объект для атаки выбрал просто потому, что гимназия рядом с его домом и он знал в ней каждый угол.

— Это совпадает с теорией о том, как обычно массовые стрелки выбирают место для атаки, — объясняет специалист.

— Есть вещи, на которых в первую очередь стоит сконцентрироваться, — говорит Елена Повиликина. — Если ребенок агрессивен, он не возвращается в школу с ружьем, потому что его напряжение тут же сбрасывается в драки и делинквентное (антиобщественное. — И.Т.) поведение. Поэтому обращать внимание надо не только на опасное поведение, но и на просто атипичное. Оно не означает, что ребенок уже опасен, но означает, что ему нужна помощь, чтобы встроиться в коллектив. Требуется масштабная переработка протоколов работы школ и служб, ответственных за детей. Первым делом давайте перестанем упрекать учителей. Максимум, что они могут сделать, — это передать информацию кому-то, кто понимает психологию, в том числе криминальную, и знает, что делать. Хотя по опыту мы видим, что учителя боятся, а директора, как правило, не хотят выносить сор из избы.

Вменяемость и диагнозы террориста из Казани

— Если у стрелка действительно есть психическая патология, то не надо искать объяснений в психологии, его поведение психологически уже не объясняется, — согласен Владимир Менделевич. — Но если психического расстройства нет, тогда надо искать психологические причины.

У врача, к которому пришел клиент (не пациент) за справкой, есть по большому счету только один критерий: состоял тот на учете (как сейчас говорят — под консультативным наблюдением) в ПНД или не состоял. По лицу или речи такие вещи специалист определять не будет. Тяжело больной психически человек, которого никто не догадался отвести к врачу, может получить справку о здоровье, если в момент обращения за ней будет в состоянии, как говорят медики, компенсированном.

Но это, в конце концов, даже не проблема каких-то справок. Мозг как орган ничем не хуже легкого, поджелудочной или почки, он тоже нуждается в лечении у специалиста. Иначе болезнь прогрессирует. Однажды тихий мальчик, который был болен, но не получал лечения, превратится в чудовище, а кто-то будет упорно искать корень зла в школьном буллинге или родительской гиперопеке.

Это на самом деле очень просто: психолог — это для людей здоровых, но с проблемами в системе отношений с другими людьми. Психиатр — это врач для больных. И здесь надо искать ответ на вопрос, почему даже дети с признаками болезни у нас не получают лечение.

Если история семьи Галявиевых выглядит так, как пересказывают ее соседи и учителя, то упрекнуть родителей стрелка можно в одном: почему в тот момент, когда проблемы с сыном стали невыносимы, они просто устранились от их решения.

— Ко мне часто родители, прежде чем привести ребенка, приходят посоветоваться, — продолжает Владимир Менделевич. — Я им советую: давайте обставим визит к психиатру так, будто ему надо пройти обследование для призывной комиссии. Или предлагаю сказать, что, мол, полиция сейчас так проверяет подростков. Иначе говоря, если бы такая семья обратилась ко мне, мы бы придумали, как их сыну помочь.

Читайте также: