Побуждение к деятельности в начальной школе учебно познавательный

Обновлено: 18.05.2024

Учебная мотивация занимает важное место в мотивационной системе любого младшего школьника. Когда ребёнок поступает в школу, у него преобладают широкие социальные мотивы. В начале обучения эти мотивы в сочетании с определёнными познавательными интересами способствуют включению ребёнка в учебную деятельность.

Известно, что такая широкая мотивация, определяемая новой социальной позицией, не может поддержать учёбу в течении длительного времени, постепенно она теряет своё значение. К концу первого класса среди всего многообразия мотивов главное место занимает мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно - познавательные и другие широкие социальные мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимает ведущего места на протяжении всего младшего возраста. Закономерным итогом становится снижение учебной мотивации к концу этого возраста. Поэтому важно позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе учения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился именно тому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовлетворение от самого учения.

Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: учение - это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

Если у школьника в процессе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии у него познавательных мотивов. Познавательные мотивы могут иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами), учебно - познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приёмов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Различные мотивы имеют неординарные проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно - познавательные - в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда.

Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализации мотивов зависит от процессов целеполагания, т. е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении.

Видами целей могут быть конечные цели (получить правильный ответ) и промежуточные (найти несколько способов решения и т. д.) Уровни целей связаны с уровнями мотивов: широкие познавательные, учебно - познавательные цели, цели самообразования и социальные цели. Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное её откладывание, стремление к завершённости учебных действий или их незавершённость, преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.

Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придаёт большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общению с ним. Таким образом, проникновение учителя в сущность отношения школьников к учению и влияние на него невозможно без учёта умения школьников учиться, без увеличения степени развития их учебной деятельности.

В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных задач, усваивает приёмы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.

Для формирования мотивации учения младших школьников учитель использует различные методические приемы. Своеобразная целевая направленность позволяет условно объединить их в группы.

Самым распространённым среди всех групп методов является развитие познавательного интереса.

Поддержать интерес ребёнка к учёбе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Можно пригласить на урок героев известных сказок, весёлых человечков, которые будут задавать "хитрые" вопросы, приносить конверты с заданиями. Большое значение в формировании познавательных интересов имеют экскурсии, в частности, для уроков ознакомления с окружающим миром.

Например, урок - экскурсия в осенний парк. Какие будут лица детей, когда они увидят красоту осеннего парка. Такие впечатления надолго остаются в памяти детей. Вспомнить стихотворные строки, которыми можно описать увиденное.

Ещё один пример, который описывает Анатолий Гин.

Окружающий мир. Тема "Вода".

- Однажды, говорю я, - в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это правдивый рассказ! (у некоторых детей при этом "глаза на лоб лезут".)

- А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном лежит снег.) Мы так привыкли к воде, что часто не замечаем её удивительных свойств.

Кроме надоедливых стихотворных физминуток проводить свои необычные (динамические паузы). Так во время урока можно "бегать" в парк посмотреть, как падают листья; "ходить" по глубокому снегу; "подкрадываться" к мышке, как кошка; делать "дождливую" зарядку - прыгать через лужи; "бросать" снежки в цель, "лепить" их. Особенно нравятся детям музыкальные паузы.

В последнее время у детей падает интерес к чтению. Как же избежать этого? Использование элементов драматизации и театрализации, помогает разнообразить уроки литературного чтения.

Очень нравится детям готовить рисованные "комиксы" по прочитанному произведению. Здесь проявляется талант каждого, умение проследить за ходом событий произведения, пересказывать по рисункам.

Особенно заинтересованно дети слушают на уроках математики задачи в стихах, логические задачи и задания, математические игры. Игра "таграм" развивает пространственное воображение, творчество, фантазию. Даже обыкновенная задача, рассказанная в занимательной форме, загадочным тоном, увлекает. Например: "Продавец сказал:

- Если на каждое платье взять по 3 метра, то из этого куска выйдет 9 платьев. Сколько метров в куске?"

На уроках русского языка можно предложить детям такое задание при знакомстве с новым словарным словом "учитель".

"Ребята, вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова".

Если учащиеся затрудняются, можно использовать подводящий диалог:

- Какая буква будет первой? Возможный ответ: "Мы прочитали слово учитель. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них написаны".

Следующий метод - опора на жизненный опыт.

Урок риторики. 2 класс. Тема "Учимся составлять план".

- Давайте прочитаем тему нашего урока. (хором)

- Где вы слышали слово план? (Окружающий мир - план - чертёж. Труд - план -порядок работы. Чтение - план рассказа - начало, основная мысль, концовка. План школьного дня - расписание. План решения примеров - алгоритм.)

Ещё один пример. Урок русского языка, 2 класс. Тема "Безударные гласные в корне слова".

Детям предложены слова:

Пр..внивый, в..сёлый, с..рдечный, в..левой, л..нивый, с..рдитый.

После соответствующей орфографической работы, спрашиваю:

- Назовите те качества, которые привлекают вас в человеке?

- Какого друга вы себе выбрали бы? Почему?

- Какого человека называют сердечным? Волевым?

- Составьте рассказ на тему "Я и мой друг".

Нравственный вывод: Хорошо иметь друга.

Ещё один важный метод - создание проблемных ситуаций.

Математика. Тема "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд".

В серию знакомых случаев сложения двузначных чисел без перехода через десяток включается пример 38 + 47, вызывающий затруднение у детей. (32 + 35, 24 +53, 63 + 26, 38 + 47)

Побуждающий диалог строится следующим образом.

- Ребята, вы смогли решить примеры? (Нет, мы не смогли решить пример 38 + 47)

- Каких примеров не решали?

- Почему возникло затруднение? (8 + 7 даёт 15, единиц больше 10)

- Значит, какие примеры будем решать? ("Сложение двузначных чисел с переходом через разряд".)

Русский язык. Тема "Парные согласные на конце слова".

- Произнесите слова, обозначенные картинками.

- Какие звуки мы произносим на конце этих слов? [К,К]

- Мы произносим одинаковые звуки или разные? (одинаковые)

- Это звонкий или глухой звук? (глухой)

- А буквы будем писать одинаковые или разные?

- Какую задачу поставим себе на урок? (попробуем разобраться в написании парных согласных)

Следующий метод - побуждение к поиску альтернативных решений.

Приведу примеры с уроков математики.

Есть три окружности с общим центром. Известно, что радиус каждой следующей окружности отличается от радиуса предыдущей на 2 см. Радиус одной из окружности равен 3 см. Чему равны радиусы двух других? Найди разные решения. (1 -3см, 2 -5см, 3 -7см; 2 -3см, 1 -1см, 3 -5см)

Масса ящика с апельсинами 18кг, а масса ящика с яблоками 27кг. В школьную столовую привезли два ящика с фруктами. Сколько кг фруктов привезли в школьную столовую?

  1. Читаем задачу.
  2. Даю возможность детям попробовать решить задачу.
  3. Читаем рассуждения каждого ученика и решение записываем на доске.
  4. Сравниваем решение и ещё раз, с опорой на запись, проговариваем, как поняли условие задачи каждый из ребят. (ап. -36 кг, яб. - 54 кг, ап. и яб. - 45 кг)

Ещё один интересный метод - выполнение творческих заданий.

Данный метод можно использовать на разных предметах. Но я остановлюсь поподробнее на уроке литературы.

Подход к литературе, как к виду искусства даёт в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества. Ситуации, создаваемые на уроке, направлены на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершённые литературными героями, учился бы верить, дружить, любить.

1. Напиши как можно больше вариантов предложений, которые начинаются с данных букв.

2. Усложнить задание: из данных букв составь предложения, чтобы получился текст.

Как камешек оказался на берегу.

Ж б к о л н д р п л к с п е н б д з а о т о в т

(Жил-был камешек. Он лежал на дне реки. Птички летали, камешек схватили. Понесли его на берег. Думали - зёрнышко, а он твёрдым оказался. Вот так.)

3. Что произошло бы, и что ты сделал бы, если бы:

- из тучки вместо дождя стали падать бублики и конфеты:

- у тебя появилась волшебная палочка, шапка - невидимка:

Например, при изучении произведения В.Катаева "Цветик-семицветик" детям предлагается представить себя этим волшебным цветком, рассказать о "себе", т.е. каждый старается описать свою красоту и направит её на служение людям. Пусть каждый, кто дотронется, до моих лепестков станет добрым, смелым, жалостливым, понимающим,:

Ребёнок сам проводит параллели между внутренней и внешней красотой, но духовные ценности у него стоят на первом месте.

И последний метод, о котором я хочу сказать - предъявление заданий "на смекалку".

Ни для кого не секрет, что дети очень любят задания на смекалку. Очень часто используем их на уроках (ребусы, шарады, логические задачи, магические квадраты, задания геометрического характера, и т.д.)

И в заключении я хотела привести высказывание Лева Семёновича Выгодского. Он писал: "Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всёй воспитательной системы на точно учтённых детских интересах.

..Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребёнка, к какой - либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность".

Приоритетной целью в своей работе считаю научить обучающихся:

быть любознательными, интересующими и активно познающими мир;

любить родной край и свою страну;

уважать и принимать ценности семьи и общества;

быть готовыми самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

быть доброжелательными, уметь слушать и слышать партнера;

уметь высказать свое мнение;

выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Желание учиться, по мнению многих исследователей, включает в себя познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения, а также социальные мотивы, касающиеся различных отношений учащегося с другими людьми [1, 2, 3, 5, 7, 8].

Широкие познавательные мотивы, включающие непосредственный интерес к знаниям, преобразовываются в учебно-познавательные мотивы. Их можно рассматривать как:

- связанные с содержанием учения (учащийся проявляет интерес к освоению новых знаний или способов их получения, т.е. для ребенка в данном случае важен результат учебной деятельности);

- связанные с самим процессом учения (для ребенка характерно стремление проявить интеллектуальную активность, думать, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе познания. Таким образом, ученика увлекает сам процесс учения, а не его результаты) [2, с. 220-221].

Мотивы самообразования в младшем школьном возрасте пока представлены самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знаний.

Широкие социальные мотивы имеют достаточно большое значение и в известной мере определяют непосредственный интерес школьников к самой учебной деятельности. От понимания социальной значимости учения ребенок переходит к более глубокому осознанию причин необходимости учиться. В свою очередь узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить одобрение учителя, родителей, одноклассников, а так же желанием быть в числе первых, быть лучшим, занять достойное место среди сверстников.

У детей этого возраста четко выделяются две основные тенденции, связанные с мотивацией достижения успехов: стремление к успехам и желание избежать неудач. Происходит предметно-деятельностная специализация обеих мотивационных тенденций: дети стремятся к достижению определенных целей и избегают конкретных ситуаций, т.е. они избирательно стараются добиться успеха в одних видах деятельности, при этом игнорируя успехи в других. Они также опасаются неудач в определенных учебных ситуациях и не особенно активно стремятся их избежать в других обстоятельствах.

Дети могут адекватно оценить, за счет чего ими в том или ином виде деятельности достигнут успех, и по каким причинам их постигла неудача. Они дифференцируют в своем сознании такие мотивационные факторы, как трудность решаемой задачи, прилагаемые усилия, их собственные способности, везение или неудачное стечение обстоятельств. Что касается ценности той или иной цели, то дети, скорее всего, могут довольно адекватно осознать ее значимость, хотя их оценки, и ограничены специфической для данного возраста системой ценностей [1, c. 84-87].

Дэвид Маиерс выделяет два вида мотивации достижений. Внутренняя мотивация – это желание быть эффективным и осуществлять определенный вид поведения ради него самого. Ученики с развитой внутренней мотивацией подходят к выполнению поставленной перед ними задачи творчески, заинтересованно, стараясь получить удовольствие, удовлетворить интерес, найти самовыражение. Внешняя мотивация выражена стремлением получить внешнюю награду и избежать наказания [7, с. 523].

Считается, что для того, чтобы ребёнок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться только ради отметки.

А.Н. Леонтьев различает понимаемые мотивы и реально действующие мотивы. Учащийся понимает, что надо учиться, но одно это может и не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими. Ребенок может осознавать и не осознавать мотивы, побуждающие его к деятельности. Как правило, в момент выполнения каких-либо действий, учащиеся выполняют их, не осознавая мотивов. Но в любом случае, мотивация находит отражение в определенных эмоциях, т. е. учащийся может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Это желание или нежелание действовать является, по А.Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации [6, с. 513].

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять для чего нужно делать то, что велит им учитель: раз велел, значит нужно. Даже скучную и монотонную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам важность того или иного вида деятельности для их образования.

Мотивационную роль играют получаемые школьниками отметки, однако у учащихся начальных классов эта роль довольно своеобразна. По данным Л.И. Божович, они воспринимают отметку, как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы [3, с. 255].

Однако оценка достижений в учебной деятельности является важным условием формирования мотивации самосовершенствования учащихся. Чтобы у детей сложилась первичная система представлений о собственных возможностях, большое внимание следует уделять формированию первоначальных оценочных действий ребенка: выделять критерии и давать образцы самооценки, а также оценки учителя и родителей.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. М.В. Матюхина отмечает, что не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность и осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, а также целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения – интерес к объекту деятельности, ее процессу и результату. Но именно эти мотивы чаще всего выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности [10, с. 256].

К концу обучения в начальной школе у детей начинает проявляться избирательное отношение к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Однако, в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются еще эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок закончится [5, с. 257].

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

Содержание учебного материала, которое выступает для учащихся в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому представляя учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности, которыми являются заинтересованность в постоянной деятельности, упражнениях различной направленности, новизне, эмоциональной насыщенности, рефлексии и самооценке. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, а так же хорошо иллюстрированным.

Организация учебной деятельности подразумевает изучение какой-либо темы учебной программы с опорой на три основных этапа: мотивационного, операционно-познавательного и рефлексивно-оценочного.

На операционно-познавательный этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли учащимся необходимость данной информации, осознают ли они связь между частными учебными задачами и основной, выступают ли эти задачи как целостная структура, т.е. понимают ли они предложенный учебный материал.

От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, который он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное внутреннее побуждение к знаниям, интерес к умственному труду [4, с. 40].

1. Алтунина И.Р. Структура и развитие мотивов социального поведения: учебно-методическое пособие – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 112 с.

2. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для вузов – Мн.: Новое знание, 2004. – 336 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

4. Гликман И.З. Как стимулировать учение / Открытая школа. – 2011. – № 2. – С. 39-45.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – М.: Изд-во Московского Университета, 1972. – 573 с.

7. Маиерс Д. Психология – Мн.: Попурри, 2008. – 848 с.

8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.

11. Медведская Е.И. Оценка и отметка / Пачатковая школа. – 2011. – № 3. – С. 55-58.


Ключевые слова: мотив, мотивация, учебные мотивы, учебная деятельность младших школьников

Key words: motive, motivation, learning motivation, learning activity of younger students

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.

Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что ученик побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают взаимно, но и противостоят друг другу. Мотивация формируется, изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Поэтому перед учителями современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания учебных мотивов младших школьников.

Успешность учебной деятельности определяется мотивацией, которая оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса. А если учебные мотивы отсутствуют, то это, в свою очередь приводит к снижению успеваемости, деградации личности, и в конечном счете может привести в подростковом возрасте к правонарушениям.

Е. П. Ильин в одной из своих работ пишет, что учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является одной из главных целей в становлении личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии [3].

К примеру, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения [5].

А. К. Маркова выделяет среди содержательных характеристик мотивов личностный смысл учения и действенность мотива. Учение для ученика должно быть личностнозначимым. Только тогда возможно формирование положительной учебной мотивации. Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения[4].

Л. И. Божович считает, что учебная мотивация образуется системой мотивов, которые включают в себя потребность в учении, цель учения, эмоции, отношение к учению, интерес [1].

Мотив интереса занимает особое место. В учебной мотивации он составляет неотъемлемую часть. При работе над формированием учебной мотивации в начальной школе в первую очередь нужно стимулировать интерес ребенка к учению. Ведь именно в этом возрасте у младшего школьника проявляется интерес к учению как к новой и необычной для них деятельности, поэтому так важно для учителя не упустить этот момент, ведь младший школьник заинтересован во многом, что связано с учением и со школой. Одной из главных особенностей у младшего школьника является его полное доверие учителю. А. К. Маркова [4] подчеркивает непосредственность, открытость, доверчивость, готовность выполнять любые задания учителя. И все действия ученика в процессе учебной деятельности тесно связаны с учителем. Учебная мотивация формируется через интерес к учителю. Интеллектуальная активность учеников сохраняется, только если учитель находится рядом и взаимодействует с ними. Как только теряется связь с учителем, пропадает желание учиться и падает активность.

Ценный вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д. Б. Эльконика, В. В. Давыдова о ведущей учебной деятельности (учебная деятельность является общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех достижений культуры и науки, накопленных человеком); общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой); общественной по своему исполнению. другими словами выполняется в соответствии общественно выработанными нормами; она является ведущей в младшем школьном возрасте, т.е в период ее формирования) младшего школьника и о динамике отношения к учению в младшем школьном возрасте — нарастание интереса к результату и снижение познавательного интереса. Они так же полагали, что для формирования познавательного интереса нужно создавать специфические условия, которые будут способствовать формированию внутренней мотивации. [2].

Хотелось бы так же отметить, что далеко не последнее место среди ведущих мотивов учения младшего школьника занимает мотив отметки. Не все младшие школьники понимают всю суть и роль отметки. Взаимосвязь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими детьми. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. При рассмотрении вопроса учебного мотива, можно заметить, что когда детям предлагается сделать выбор, к примеру решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку, тем самым мотивируя себя лишь на получения отметки в виде символа, а не получения знаний для дальнейшей работы. Мы понимаем что отметка выражает оценку знаний учащегося, но сами учащиеся относятся к отметке как к получению общественного мнения о себе, поэтому они так стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа в глазах одноклассников, родителей или того же учителя. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. Учитывая вышесказанное, учителю необходимо делать так, чтобы отметка приобрела для них другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Поэтому такое важное значения для учителя должна иметь отметочная мотивация, ведь она требует особого внимания, так как таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений и отрицательных черт личности.

Нельзя обойти стороной и развитие познавательных мотивов, которые непосредственно связанны с содержанием и процессом учебной деятельности. Развитие данных мотивов в начальной школе очень важно и зависит оно от содержания и организации образовательного процесса, в основе которого и будет лежать познавательная потребность. Некоторые исследователи считают, что у младших школьников преобладает эмоциональный, а не познавательный, интерес к учебной деятельности, а познавательный интерес может отсутствовать. В начальной школе характерна любовь к деятельности как к предпосылке познавательного интереса. Младшие школьники начинают осознавать результат своих действий, то есть у них начинает развиваться смысловая ориентировочная основа поступка. Ребенок рассуждает и думает, прежде чем начать действовать. Таким образом он планирует свои действия и исключает импульсивность и непосредственность, которая была ему присуща в дошкольном периоде. Е. П. Ильин отмечает, что уже к концу начальной школы многие учащиеся могут корректировать учебную цель, если меняется общий смысл деятельности [3].

И самое главное, о чем не должен забывать учитель, это то что на протяжении всего периода обучения в начальной школе большое значение имеет игровой мотив, который в начале обучения проявляется в традиционных детских играх, а в конце обучения — в компьютерных.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: учитель играет важную роль в формировании ведущих учебных мотивов младших школьников; учебная мотивация формируется под воздействием нескольких факторов; большое значение в младшем школьном возрасте имеет интерес, который имеет свои особенности, он проявляется и сохраняется только при активном взаимодействии учеников с учителем; ученики беспрекословно выполняют требования учителя; формированию положительной учебной мотивации способствуют благоприятные предпосылки: любознательность и положительное отношение к учению, которое непосредственно зависит от работы учителя; игровой мотив остается важным на протяжении всего обучения в начальной школе; отметки играют мотивационную роль, однако школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не оценку качества работы, чем не должен забывать учитель.

  1. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения ребенка и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.- — М., 1972.
  2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.,1962
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Владос, 1997.
  4. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителей/ — М.: Просвещение, 1990.
  5. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М., Логос, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, учебная мотивация, младший школьник, начальная школа, познавательный интерес, учитель, младший школьный возраст, мотив, отметка, становление личности.


Ключевые слова: мотив, мотивация, учебные мотивы, учебная деятельность младших школьников

Key words: motive, motivation, learning motivation, learning activity of younger students

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.

Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что ученик побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают взаимно, но и противостоят друг другу. Мотивация формируется, изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Поэтому перед учителями современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания учебных мотивов младших школьников.

Успешность учебной деятельности определяется мотивацией, которая оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса. А если учебные мотивы отсутствуют, то это, в свою очередь приводит к снижению успеваемости, деградации личности, и в конечном счете может привести в подростковом возрасте к правонарушениям.

Е. П. Ильин в одной из своих работ пишет, что учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является одной из главных целей в становлении личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии [3].

К примеру, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения [5].

А. К. Маркова выделяет среди содержательных характеристик мотивов личностный смысл учения и действенность мотива. Учение для ученика должно быть личностнозначимым. Только тогда возможно формирование положительной учебной мотивации. Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения[4].

Л. И. Божович считает, что учебная мотивация образуется системой мотивов, которые включают в себя потребность в учении, цель учения, эмоции, отношение к учению, интерес [1].

Мотив интереса занимает особое место. В учебной мотивации он составляет неотъемлемую часть. При работе над формированием учебной мотивации в начальной школе в первую очередь нужно стимулировать интерес ребенка к учению. Ведь именно в этом возрасте у младшего школьника проявляется интерес к учению как к новой и необычной для них деятельности, поэтому так важно для учителя не упустить этот момент, ведь младший школьник заинтересован во многом, что связано с учением и со школой. Одной из главных особенностей у младшего школьника является его полное доверие учителю. А. К. Маркова [4] подчеркивает непосредственность, открытость, доверчивость, готовность выполнять любые задания учителя. И все действия ученика в процессе учебной деятельности тесно связаны с учителем. Учебная мотивация формируется через интерес к учителю. Интеллектуальная активность учеников сохраняется, только если учитель находится рядом и взаимодействует с ними. Как только теряется связь с учителем, пропадает желание учиться и падает активность.

Ценный вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д. Б. Эльконика, В. В. Давыдова о ведущей учебной деятельности (учебная деятельность является общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех достижений культуры и науки, накопленных человеком); общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой); общественной по своему исполнению. другими словами выполняется в соответствии общественно выработанными нормами; она является ведущей в младшем школьном возрасте, т.е в период ее формирования) младшего школьника и о динамике отношения к учению в младшем школьном возрасте — нарастание интереса к результату и снижение познавательного интереса. Они так же полагали, что для формирования познавательного интереса нужно создавать специфические условия, которые будут способствовать формированию внутренней мотивации. [2].

Хотелось бы так же отметить, что далеко не последнее место среди ведущих мотивов учения младшего школьника занимает мотив отметки. Не все младшие школьники понимают всю суть и роль отметки. Взаимосвязь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими детьми. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. При рассмотрении вопроса учебного мотива, можно заметить, что когда детям предлагается сделать выбор, к примеру решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку, тем самым мотивируя себя лишь на получения отметки в виде символа, а не получения знаний для дальнейшей работы. Мы понимаем что отметка выражает оценку знаний учащегося, но сами учащиеся относятся к отметке как к получению общественного мнения о себе, поэтому они так стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа в глазах одноклассников, родителей или того же учителя. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. Учитывая вышесказанное, учителю необходимо делать так, чтобы отметка приобрела для них другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Поэтому такое важное значения для учителя должна иметь отметочная мотивация, ведь она требует особого внимания, так как таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений и отрицательных черт личности.

Нельзя обойти стороной и развитие познавательных мотивов, которые непосредственно связанны с содержанием и процессом учебной деятельности. Развитие данных мотивов в начальной школе очень важно и зависит оно от содержания и организации образовательного процесса, в основе которого и будет лежать познавательная потребность. Некоторые исследователи считают, что у младших школьников преобладает эмоциональный, а не познавательный, интерес к учебной деятельности, а познавательный интерес может отсутствовать. В начальной школе характерна любовь к деятельности как к предпосылке познавательного интереса. Младшие школьники начинают осознавать результат своих действий, то есть у них начинает развиваться смысловая ориентировочная основа поступка. Ребенок рассуждает и думает, прежде чем начать действовать. Таким образом он планирует свои действия и исключает импульсивность и непосредственность, которая была ему присуща в дошкольном периоде. Е. П. Ильин отмечает, что уже к концу начальной школы многие учащиеся могут корректировать учебную цель, если меняется общий смысл деятельности [3].

И самое главное, о чем не должен забывать учитель, это то что на протяжении всего периода обучения в начальной школе большое значение имеет игровой мотив, который в начале обучения проявляется в традиционных детских играх, а в конце обучения — в компьютерных.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: учитель играет важную роль в формировании ведущих учебных мотивов младших школьников; учебная мотивация формируется под воздействием нескольких факторов; большое значение в младшем школьном возрасте имеет интерес, который имеет свои особенности, он проявляется и сохраняется только при активном взаимодействии учеников с учителем; ученики беспрекословно выполняют требования учителя; формированию положительной учебной мотивации способствуют благоприятные предпосылки: любознательность и положительное отношение к учению, которое непосредственно зависит от работы учителя; игровой мотив остается важным на протяжении всего обучения в начальной школе; отметки играют мотивационную роль, однако школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не оценку качества работы, чем не должен забывать учитель.

  1. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения ребенка и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.- — М., 1972.
  2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.,1962
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Владос, 1997.
  4. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителей/ — М.: Просвещение, 1990.
  5. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М., Логос, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, учебная мотивация, младший школьник, начальная школа, познавательный интерес, учитель, младший школьный возраст, мотив, отметка, становление личности.

Читайте также: