В чем заключается роль менеджера при создании органов управления предприятием кратко

Обновлено: 08.07.2024

Характеристика системы требований, предъявляемых к менеджерам, их классификация, значение и роль в организации. Описание компании Procter & Gambel. Анализ деятельности руководителя персоналом на этом предприятии, сущность его обязанностей и функции.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 08.04.2009
Размер файла 78,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • ВВЕДЕНИЕ 2
  • 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РОЛЬ МЕНЕЖЕРА. КЛАССИФИКАЦИЯМЕНЕДЖЕРОВ 7
  • 1.1 Требования, предъявляемые к менеджеру 7
  • 1.2 Классификация менеджеров 11
  • 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ В КОМПАНИИ PROKTER & GAMBLE 28
  • 2.1 Описание предприятия 28
  • 2.2 Функции и роль менеджера по персоналу на Procter & Gambel 31
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ : 49

ВВЕДЕНИЕ

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие “менеджмента”. Этот термин произошел от американского management - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;

производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;

управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Применительно к экономике менеджерами называют специалистов, которые, используя различные методы и тактику управления, способствуют достижению организацией или предприятием определенных целей.

К сожалению далеко не все в нашей стране отдают себе отчет в том, что экономические цели могут достигаться не только путем наращивания капиталовложений непосредственно в производство, но и за счет вложений в социальную инфраструктуру, создания в трудовом коллективе благоприятной духовной атмосферы, способствующей высокопроизводительному труду.

Сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, государственными и политическими деятелями и т.п. Каждым направлением занимается самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становится менеджером-организатором, основная обязанность которого - координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.

1. управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей;

2. лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции;

3. дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

4. воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

5. новатор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

6. просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии; выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли:

- роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними;

- роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации;

- роль, связанная с принятием решений.

Роль менеджера на предприятии огромна. Он является связующим звеном, координатором всего, от него зависит как управление всем предприятием, так и руководство небольшими отделами - составляющими фирмы.

Основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.

Всем вышесказанным определяется особая актуальность данной темы.

Целью данного исследования является определение роли менеджера на предприятии.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- рассматриваются требования, предъявляемые к современному менеджеру;

- анализируется существующая классификация менеджеров и их функции;

- изучаются функции менеджера по персоналу на примере Procter & Gambel.

Объектом исследования является роль и функции менеджера на предприятии.

Предметом исследования являются должностные обязанности и роль менеджера по персоналу в компании Procter & Gambel.

Структурно, работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении раскрывается актуальность, цели и задачи проведенного исследования.

В 1 главе рассматриваются теоретические аспекты изучаемой темы. Дается определение менеджера, требования, предъявляемые к менеджерам и виды менеджеров на предприятии с выполняемыми ими функциями.

Во 2 главе анализируется работа менеджера по персоналу в компании Procter & Gambel. Отмечаются положительные и отрицательные моменты в деятельности этого руководителя.

В заключении обобщаются, полученные в результате исследования данные и делаются основные выводы по работе.

В ходе исследования рассматривались книги и монографии отечественных и зарубежных ученых. Большое значение для работы имела книга Балабанов И.Т. "Основы финансового менеджмента. Как управлять финансовым капиталом?", где дается четкое описание функций менеджера на предприятии и Рындина А.Б, Шамаева В.И. "Основы финансового менеджмента на предприятии", где анализируются требования, предъявляемые к менеджерам.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РОЛЬ МЕНЕЖЕРА. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ

1.1 Требования, предъявляемые к менеджеру

Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

руководителю по отношению к подчиненным;

администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика :

Менеджер-дипломат.

Среди навыков и умений менеджера - способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.

Менеджер-инноватор.

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

Менеджер-управляющий.

наличие общих знаний в области управления предприятием;

компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Так как принятие управленческого решения - это сложный процесс, я бы хотел рассмотреть его поподробней.

Менеджер (или "организатор" команды) может помочь команде разными способами. Первоначально, помощнику, вероятнее всего, придется напрямую помогать команде, особенно в процессе решения задач. Через время, однако, менеджеру следует стать тренером в своей команде.

Это задачи менеджера:

Координировать деятельность команды

Менеджер играет активную роль, добиваясь четкой направленности команд на решение проблем, которые связаны с задачами отдела, чтобы на собраниях команд присутствовало четкое лидерство и помощь, чтобы члены команды были надлежащим образом выбраны и обучены, чтобы функционирование команды оставалось на высоком уровне.

Советовать при выборе варианта

Менеджер исполняет роль консультанта команд, предлагая возможные решения проблемы. Он помогает установить необходимое время для решения проблемы и консультирует о направлении и оценке успехов в процессе решения задач. Это выполняется без прямого ведения команды к выбору решения, таким образом, ударение делается на поддержке, а не на контроль.

Обеспечить необходимые условия

Менеджер поддерживает деятельность команды и создает необходимые условия для их работы, такие как: время для встречи, условия для встречи и материалы, необходимые для организованной деятельности. Это может включать данные, гибкое рабочее расписание, материалы и поддержку техническими средствами.

Учить, как решать задачи

Наиболее важно, чтобы менеджер выполнял роль тренера, предоставлял методологию решения задач, мотивировал команды не останавливаться на полпути при решении сложных задач и исполнял роль наставника.

Помогать при выполнении решений

Менеджер быстро реагирует на предложенные решения, помогает командам на первых сложных этапах их выполнения и делает так, чтобы выгода от изменений не была приходящей.

Признавать достижения команды

Похвала, поддержка, обратная связь и непрекращающееся управление командами - это постоянные обязанности менеджера при достижении качества. Необходимо формальное и неформальное признание.

Двадцать факторов, являющихся важным для менеджера Боумэн К. Основы стратегического менеджмента :

- навыки в области социальных отношений;

- поведенческая гибкость;

- способность к организации и планированию;

- потребность в профессиональном росте;

- способность к принятию решений;

- личное влияние;

- творчество;

- навыки устной коммуникации;

- умение сопротивляться стрессу;

- энергия;

- работа как самая важная часть жизни;

- установленные для самого себя высокие нормы выработки;

- склонность к преподаванию;

- направленность интересов;

- реализм в оценке видов на будущее;

- объективность по отношению к самому себе;

- способности;

- способность отложить удовольствие на какое-то время;

- потребности в одобрении высшего руководства;

- гибкость целей;

- социальная объективность;

- объективность по отношению к другим;

- восприимчивость к чувствам других людей.

Все эти факторы, в конечном счете, можно свести к 6 главным элементам, существенным для того, чтобы добиться успеха в управлении Вайсман А. Стратегия маркетинга 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента 5 факторов успеха :

1. Общая эффективность - безукоризненный трудовой стаж.

2. Управленческие навыки. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, планирует и организует работу эффективно, с готовностью принимает решения, его решения отличаются высоким качеством.

3. Межличностные навыки. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, производит сильное и приятное впечатление на других, обладает хорошими навыками устных презентаций, руководит другими на работе, меняет поведение, когда необходимо, чтобы достичь цели.

4. Владение своими чувствами. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, поддерживает эффективную работу в неопределенных и неконструктивных условиях, невзирая на стресс.

5. Интеллектуальные способности. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, с готовностью учится и имеет широкий спектр потенциалов.

6. Мотивация работы. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, находит удовлетворение от работы более важным, чем его коллеги, работающие в других областях производства; он хочет выполнять работу хорошо ради нее самой.

1.2 Классификация менеджеров

- Регулирование государством производственной и экономической деятельности предприятий посредством экономических рычагов, в первую очередь налоговой и кредитно-денежной политикой.

- Самостоятельность предприятий во всех вопросах, кроме особо предусмотренных законодательством.

- Самофинансирование и прибыльность работы предприятия.

- Создание финансового резерва (фонда риска) на предприятиях.

- Возможность для предприятия открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

- Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.

- Формы, система и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятия обеспечивают минимальный размер оплаты труда и социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия.

- Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договора, заключенные с потребителями продукции.

- Предприятия реализуют свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по регулируемым государством ценам.

- Предприятие, независимо от его организационно правовой формы, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

Финансовый менеджер

Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. При малом бизнесе для управления финансами достаточна квалификация бухгалтера или экономиста, так как финансовые операции не выходят за рамки обычных безналичных расчётов, основой которых является денежный оборот. Совершенно иная картина с финансами большого бизнеса. В большом бизнесе действует закон перехода количества в качество. Большому бизнесу требуется большой поток капитала и соответственно большой поток потребителей продукции (работ, услуг). При среднем и большом бизнесе, объём и размах деятельности которого измеряются значительными суммами, преобладают финансовые операции, связанные с инвестициями, движением и преумножением капитала. Для управления финансами большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой в области финансового бизнеса - финансовые менеджеры (финансовые директора). Зная теорию финансов, основы менеджмента, финансовый менеджер приобретая опыт, вырабатывая у себя интуицию и чутьё рынка становится ключевой фигурой бизнеса. В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового развития. Идет коренная перестройка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования.

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они -- неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важна работа финансового менеджера.

Финансовый менеджер должен знать Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. :

Менеджеры ‒ это члены организации, которые несут ответственность за выполнение работы других сотрудников организации. Управление является динамическим элементом любого предприятия. Важность профессии менеджера заключается в том, что именно руководитель помогает определять и достигать цели организации, способствует производительности человеческого труда и эффективности использования ресурсов, обеспечивает всех сотрудников необходимыми задачами, координирует их работу. Управленцы являются неотъемлемой частью любой фирмы, так как от них зависит правильно выстроенная организация труда, которая влияет на прибыльность и существование предприятия в целом.

Управление требуется везде, где два или более человека работают вместе для достижения общих целей. Успех компании зависит от результативного взаимного сотрудничества между членами группы. Менеджмент создает командную работу и координацию усилий всех сотрудников предприятия.

Особое внимание исследователей в настоящее время направлено на использование системного подхода и системных идей в выявлении российской специфики менеджмента и его резервов для преодоления кризисных явлений в экономике.

С позиций системного подхода менеджмент рассматривается как органическое единство взаимосвязанных элементов, образующих целостность и качество системы, ориентированных на достижение целей в условиях меняющейся внешней и внутренней среды.

Особенностей деятельности менеджера:

– является неопределенность условий принятия решений, то есть они часто испытывают дефицит времени и информации;

– высокий уровень рисков не только для самого руководителя, но и для организации и коллектива сотрудников;

– к менеджеру предъявляются повышенные требования профессионализма – уровень образования, знания, навыки, нравственные качества, чувство стиля;

– столкновение с неповторимостью ситуаций, каждая управленческая ситуация отличается от аналогичной;

– является не только руководителем, но и подчиненным;

– множество коммуникативных связей с сотрудниками различных уровней;

– повышенная ответственность за результаты принимаемых решений – моральная, административная, уголовная.

Менеджеры находятся в постоянном движении. Практически каждое исследование менеджеров в действии показало, что они часто переключаются с задачи на задачу, меняя фокус своего внимания, чтобы реагировать на возникающие проблемы, и участвуют в большом объеме задач короткой продолжительности. Минцберг наблюдал за руководителями компаний на работе, чтобы получить некоторое представление о том, что они делают и как проводят свое время. Он обнаружил, что большинство их задач, длились менее девяти минут [3].

Коттер изучил ряд успешных генеральных менеджеров и обнаружил, что они проводят большую часть своего времени в общении, включая подчиненных, своих боссов и многочисленных людей за пределами организации. Исследование Коттера показало, что средний менеджер тратит всего 25% своего времени на работу в одиночку, и это время в основном дома или в своём офисе. Всё остальное время они проводят в окружении других сотрудников организации.

Исследования, проведенные Спроуллом, показали, что в течение дня менеджеры занимались 58 различными видами деятельности, средняя продолжительность которых составляла всего девять минут.

Таким образом, менеджеры должны постоянно выступать в качестве наставников для своих подчиненных.

Менеджеры участвуют в планировании, организации, руководстве и контроле. Менеджеры описали свои обязанности, которые можно объединить в девять основных видов деятельности.

Долгосрочное планирование. Руководители, занимающие руководящие должности, часто участвуют в стратегическом планировании и развитии.

Контроль. Менеджеры оценивают и принимают корректирующие меры в отношении распределения и использования людских, финансовых и материальных ресурсов.

Анализ окружающей среды. Менеджеры должны постоянно следить за изменениями в бизнес-среде и отслеживать бизнес-показатели, такие как доходность собственного капитала или инвестиций, экономические показатели, бизнес-циклы и т. д.

Надзор. Руководители постоянно контролируют работу своих подчиненных.

Координация. Менеджеры часто должны координировать работу других как внутри рабочей группы, так и за ее пределами.

Отношения с клиентами и маркетинг. Некоторые менеджеры участвуют в непосредственном контакте с клиентами и потенциальными клиентами.

Общественные отношения. Необходимо поддерживать и поддерживать контакт с представителями различных групп населения за пределами компании, включая государственные и федеральные агентства, местные гражданские группы и поставщиков.

Внутренний консалтинг. Некоторые руководители используют свой технический опыт для решения внутренних проблем, выступая в качестве внутренних консультантов по организационным изменениям и развитию.

Мониторинг продуктов и услуг. Менеджеры участвуют в планировании, мониторинге проектирования, разработки, производства и поставки продуктов и услуг организации.

В зависимости от типа управленческой роли зависят действия и миссии менеджеров. Они могут играть как одну или несколько ролей, так и практически все в деятельности фирмы. Далее рассмотрим поподробнее характеристики различных ролей менеджеров.

Символическая фигура – выполняет обычные обязанности правового или социального характера. Обычно это церемонии, действия, обусловленные положением, ходатайства.

Лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников. Фактически это все управленческие действия с участием подчиненных.

Связующее звено обеспечивает саморазвитие сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги. Зачастую это переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами.

Приемник информации – разыскивает специальную информацию, которую, зная организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; центр внешней и внутренней информации. Обычно это обработка почты, контакты, связанные преимущественно с получением информации (ознакомительные поездки).

Распространитель информации – передает информацию, полученную из внешних источников или от подчиненных, членам организации; часть ее требует интерпретации для формирования взглядов организации. Рассылка почты по организациям с целью получения информации, контакты для передачи информации подчиненным.

Представитель передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы, действует как эксперт по вопросам данной отрасли. Это участие в заседаниях, обращения по почте, выступления, включая передачу информации во внешние организации.

Распределитель ресурсов – ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации. Составление графиков, запросы полномочий, составление и контроль бюджетов, планирование работы подчиненных.

Переговорщик – это ответственный за представительство организации на важных переговорах. Обычно проводит переговоры.

Современный в наши дни инновационный менеджмент очень популярен, так как предполагает системный подход к работе руководителя, объединяющий контролирующие функции с непосредственной организацией технологического процесса. Самые распространенные направления, в которых требуются менеджеры:

Основой эффективной управленческой деятельности любого предприятия является грамотно выстроенная организационная структура управления.

Организационная структура представляет собой комплекс взаимосвязей между различными уровнями организации, нацеленный на максимально эффективное распределение обязанностей между всеми уровнями управления и конкретными сотрудниками.

Практически любая структура управления предполагает наличие вертикальных и горизонтальных связей.

Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования, строятся между подразделениями предприятия, которые находятся на одном управленческом уровне (не подчиняются друг другу). Вертикальные связи предполагают подчинение одного звена или звеньев другому.

В организационной структуре можно выделить два основных звена:

  • управляемое звено (подчиняющийся объект);
  • управляющее звено (руководящий объект).

Сегодня существует много классификаций организационных структур управления предприятием. Все их многообразие можно разделить на две группы:

Залог успешного функционирования предприятия при иерархическом типе структуры управления:

  • иерархичность управления;
  • четкое и полное распределение труда;
  • преобладание вертикальных связей;
  • наем на работу исключительно квалифицированных работников.

Гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям во внешней среде при одновременном почти полном отказе от иерархии и преобладании горизонтальных связей — основная характеристика органического (горизонтального) типа управления.

Вертикальная структура управления

Эта структура управления имеет наибольшее распространение за счет четко выраженной иерархии: чем выше должность, тем больше полномочий и подчиненных. Основание пирамиды состоит из должностей, у которых нет подчиненных.

Например, во главе компании стоит единоличный руководитель, реже — совет директоров. В середине находятся руководители высшего звена (заместители генерального директора по направлениям). Далее идут руководители среднего звена (начальники отделов по направлениям), затем — руководители низшего звена (начальники бюро, групп и т. д.), потом — исполнители.

Нередко вертикальная структура насчитывает не два-три звена руководителей, а больше. Это актуально для крупных компаний, которые давно находятся на рынке. В таком случае создаются различные департаменты, дирекции, отделы, группы, бюро и другие службы. В каждой из них есть свой руководитель.

В итоге получается, что путь от исполнителя до высшего руководства настолько длинный, что сведения с низа до верха доходят с опозданием, искажением или вообще не доходят.

Горизонтальная структура управления

Горизонтальная структура направлена на то, чтобы минимизировать бюрократию в структуре управления для ускорения процесса согласования документов, принятия решений, повышения адаптивности и гибкости компании. В таком случае сокращается путь от высшего руководства до исполнителей. Эта система управления предполагает и повышенную инициативность, креативность исполнителей.

Учитывая, что основные связи горизонтальные, взаимодействие между исполнителями (группами исполнителей) должно быть на высоком уровне. Добиться этого не так просто, особенно в ситуации, когда у исполнителей (групп исполнителей) диаметрально противоположные видения на одну и ту же задачу.

По этой причине в некоторых случаях может показаться, что системе управления не хватает звена среднего руководства. Однако заниматься формированием такого звена не нужно. Ведь задача системы сводится к максимальной эффективности без бюрократизации при повышенной вовлеченности в процесс непосредственных исполнителей.

В большинстве случаев по мере развития компании расширяется доля занимаемого ею рынка, увеличивается численность сотрудников. Как следствие, усложняются структура и бизнес-процессы компании, взаимодействие между элементами структуры.

Если изначально компания функционировала при наличии единоличного руководителя и нескольких исполнителей, то по мере развития у нее появляются новые подразделения со своими начальниками среднего звена, которые отвечают за финансовые, технические и другие вопросы.

Выстраивается четкая схема: от руководителя высшего звена спускается задача руководителю (руководителям) более низкого звена. Дальше задачу спускают до руководителей, стоящих одной ступенью ниже, или до исполнителей. Когда поставленная задача выполнена, снизу вверх движется отчет о результатах выполнения.

Графически вертикальную и горизонтальную структуру управления можно представить следующим образом (рис. 1, 2).


ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

На основании представленных схем вертикальной и горизонтальной структур управления компанией определим основные преимущества и недостатки каждой из них (см. таблицу).


ОСНОВНЫЕ ПОДТИПЫ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

Линейная структура управления

Линейная структура управления предполагает наличие единоличного руководителя, которому подчиняются исполнители или руководители подразделений (линейные руководители).


Преимущества линейных структур управления:

  • четкость управленческой функции;
  • высокая степень ответственности на всех уровнях структуры;
  • оперативность принятия решений и исполнения поставленных вертикальных задач;
  • простота построения.

Недостатки линейных структур:

  • низкий уровень гибкости и адаптации к изменяющимся внешним факторам;
  • высокая загрузка руководителей всех уровней структуры;
  • высокая концентрация власти;
  • высокие требования к квалификации руководителей.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Менеджер должен обладать такими профессиональными качествами, как организаторские способности, выражающиеся в умении подбирать и расставлять персонал, планировать его работу и четко контролировать ее выполнение.

НУЖНЫ ВОПРОСЫ № 5,6, 12, 13, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ФРГ.

5. Характерные черты германской модели менеджмента можно найти в государственной системе мастерски-технического образования, отличающейся вниманием к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам и являющейся, по неким оценкам, наилучшей в Европе. Она обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс предполагает как подготовку на рабочем месте (4 дня в недельку), так и теоретическое обучение (1 день в недельку). Содержание образовательной программы в системе мастерски-технического образования утверждается тремя институтами - правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Общее управление осуществляется местными торгово-промышленными палатами.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА ПРИ СОЗДАНИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ.

Основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.

Имеются ли в России возможности для использования зарубежного опыта менеджмента

6. По отечественным понятиям, отношения начальников и подчиненных должны определяться моральными нормами, как в семье (отнюдь не контрактом, основанным на взаимной выгоде). Российский менеджмент полагает правильным управление через коллектив, с применением психологии группы (англосаксонская модель менеджмента основана на психологии личности, а управление осуществляется через воздействие на индивидуума). Соответственно и результаты работы оцениваются различно: российские менеджеры считают важнее коллективный успех, а североамериканские лидеры выше всего ставят достижение высоких личных результатов.

ХАРАКТЕРИСТИКУ МЕТОДАМ УПРАВЛЕНИЯ (МЕНЕДЖМЕНТА)

31. Методы управления — это способы и формы целенаправленного воздействия субъекта управления (менеджера) на объект управления (персонал).

Все способы воздействия на персонал должны учитывать интересы коллектива и отдельных людей.

Поведение персонала в целом и отдельных работников зависит от:

• материальной заинтересованности в результатах труда (оплата труда);

• моральной заинтересованности в результатах труда в соответствии с культурным и духовным уровнем;

• заинтересованности в результатах работы всего коллектива предприятия.

36. Факторы повышения эффективности делового общения

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.

Читайте также: