По какому поводу раскольников восклицает подлец человек кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе "Преступление и наказание".

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.


Главная причина преступления Раскольникова

На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи-процентщицы. Да, молодой человек беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий, но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть "материал" для великих

Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению?

Неприязнь к старухе-процентщице

  • злая, жестокая и жадная женщина
  • наживается на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях
  • использует свою слабоумную сестру Лизавету в качестве рабыни
  • написала завещание, согласно которому почти все ее состояние переходит не к ее сестре Лизавете, а какому-то монастырю
  • Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
  • Накануне преступления Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю его дочери Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизнь непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова удручающее впечатление.
  • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Молодой человек против того, чтобы сестра шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
  • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
  • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время ("завтра в 7 часов вечера"). угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери героя, его комната отчасти виновата в том, что тот чувствует себя несчастным.
  • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть "зацикленности" на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.



Раскольников после преступления

Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей ужасной теории. Он понимает, что не является "Наполеоном" и не способен ценой преступления строить "светлое будущее". Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов герой сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.

Отец героя умер несколько лет назад. У Сони есть отец и мачеха.

Мать Сони умерла несколько лет назад.

Также у Сони есть сводные брат и две сестры

(дети мачехи от первого брака).

Происхождение и образование

По происхождению Раскольников, судя по всему,

является мещанином. Он хорошо образован.

Учился на юриста. Бросил университет,

на 3-ем курсе. Владеет немецким языком.

По происхождению Соня, судя по всему,

является мещанкой. Она малообразованна: отец

сам учил ее чтению, письму и другим наукам.

Иногда Соня читает романы и другие книги.

Возраст

Раскольникову 23 года:
". к тому же и двадцать три года сказались."

Соне около 18 лет:
". лет восемнадцати. "

Материальное положение

Раскольников - бедный молодой человек:
"Был он очень беден. "

Соня - бедная девушка, дочь мелкого чиновника:
". бедная, но честная девица. "
". просто-запросто о голодной смерти дело идет. "

Внешность

Раскольников - красивый молодой человек,

брюнет с красивым черными глазами:
". тонок и строен. "
". замечательно хорош собою. "
". темно-рус. "
". сверкнул на него загоревшимися гневом

черными своими глазами. "
". прекрасными темными глазами. "

Соня - хорошенькая блондинка с

замечательными голубыми глазами:
". довольно хорошенькая блондинка. "
". голубые глаза ее были такие ясные. "
". с замечательными голубыми глазами. "

Рост

Раскольников - высокий молодой человек:
". ростом выше среднего. "

Соня - невысокая девушка:
". Соня была малого роста. "

Голос

Раскольников умеет говорить громко

и решительно (когда не болен):
". громко … отвечал Раскольников. "
". проговорил он решительно. "

Соня говорит кротким голосом, иногда шепетом:
". голосок у ней такой кроткий. "
". проговорила вдруг в ответ Сонечка, каким-то




сильным и скорым шепотом. "

Одежда

Раскольников одет очень бедно.

Его одежда похожа на лохмотья:
". какой у него костюм, как он ужасно одет!"
"Он был до того худо одет. "
". его лохмотья. "

Соня носит бедную одежду (как уличную, так и

домашнюю):
"Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был

грошовый, но разукрашенный по-уличному. "

Жилище

Комната Раскольникова похожа на гроб, каюту,

шкаф:
"Экая морская каюта. "
". дурная квартира. "
". точно гроб. "

Комната Сони похожа на сарай:
"Сонина комната походила как будто на сарай. "

Способности, таланты

Раскольников - человек с достоинствами:

". для молодого человека с достоинствами. "

Соня - девушка без особых талантов:
". не имеет особых талантов. "

Доброта, великодушие

Раскольников - добрый, великодушный человек:
"Великодушен и добр."
"Последние деньги на похороны вдове отдал!"

Соня - добрая, великодушная девушка:
"Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст,

Гордость, высокомерие

Раскольников - гордый, надменный,

высокомерный молодой человек:
". надменен и горд. "
". оба высокомерные и оба великодушные…"

(мать о Раскольникове и Дуне)
". слишком уж на нем был скверен костюм, и,

несмотря на всё принижение, всё еще не по

костюму была осанка. "

Соня - негордая, смиренная, стыдливая девушка:
"Вдруг он узнал ее, приниженную, убитую,

расфранченную и стыдящуюся, смиренно

ожидающую своей очереди проститься с

умирающим отцом."
". со мной она как-то усиленно, как-то боязливо

целомудренна и стыдлива!"

Смелость

Раскольников - смелый человек:
"Что вы смелы, заносчивы, серьезны. "

Соня - робкая девушка:
"Соня, робкая от природы. "

Умение постоять за себя

Раскольников умеет постоять за себя и требует

к себе уважения:
". а я студент и кричать на себя не позволю."

Соня - безответная девушка.

Ее можно обидеть почти безнаказанно:
". обидеть ее всякий мог почти

безнаказанно. "

Терпение

Раскольников - нетерпеливый человек:
". человеку, удрученному, но гордому,

властному и нетерпеливому,

в особенности нетерпеливому!"

Соня - терпеливая девушка:
". о ее кротости, терпении,

самоотвержении. "
"Она, конечно, с терпением и почти

безропотно могла все перенести. "

Отношение к обществу людей

Раскольников не любит находиться в толпе:
Раскольников не любит находится в

". Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано,

бежал всякого общества, особенно в последнее время. "

Соня боится новых лиц и знакомств:
". очень боялась новых лиц и новых

боялась и прежде, еще с детства,

а теперь тем более. "

Вера в Бога

(о Раскольникове на каторге)
"Да, может, и бога-то совсем нет. "

(слова Раскольникова)
"От бога вы отошли, и вас бог поразил,

дьяволу предал. " (Соня о Раскольникове)
"Молчите! Не смейтесь, богохульник. "

(Соня о Раскольникове)

Соня - верующая девушка:
"Бог этого не попустит!"
"Бог, бог такого ужаса не допустит!"

Преступление

Раскольников совершает страшное

преступление - убийство старухи-процентщицы

и ее сестры:
"Разве я старушонку убил?

Я себя убил, а не старушонку!

Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки.

А старушонку эту черт убил, а не я. "

Соня совершает преступление против себя,

занявшись "непристойным ремеслом":
". а пуще всего, тем ты грешница,

что понапрасну умертвила и предала себя

Еще бы это не ужас!

Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи,

которую так ненавидишь. "
"Ты тоже переступила. смогла переступить.

Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь.

свою (это всё равно!)."

Страдание

Раскольников много выстрадал в жизни:
"Да разве ты тоже не мучаешься? - вскричала Соня."
"Ох, как вы мучаетесь! - с страданием произнесла она,

вглядываясь в него."
"Она понимала только, что он ужасно,

бесконечно несчастен."

Соня перенесла много страданий в жизни:
"Не за бесчестие и грех я сказал это про тебя,

а за великое страдание твое." (Раскольников - Соне)

Отношение к себе

Раскольников считает себя подлецом

и недостойным любви человеком:
"..я знал, что я подлец. "
"Я низкий человек, Дуня."
"Но зачем же они сами меня так любят,

если я не стою того!"
"И можешь ты любить такого подлеца?

" (Раскольников о себе - Соне)

Соня считает себя великой грешницей,

бесчестной и даже жестокой

(например, по отношению к мачехе):

"Да ведь я. бесчестная. я великая, великая

грешница!"
"- Это вы-то жестокая?
- Да я, я!"

Характеристика

Раскольников Соня

Семья

У Раскольникова есть мать и младшая сестра Дуня.

Отец героя умер несколько лет назад. У Сони есть отец и мачеха.

Мать Сони умерла несколько лет назад.

Также у Сони есть сводные брат и две сестры

(дети мачехи от первого брака).

Происхождение и образование

По происхождению Раскольников, судя по всему,

является мещанином. Он хорошо образован.

Учился на юриста. Бросил университет,

на 3-ем курсе. Владеет немецким языком.

По происхождению Соня, судя по всему,

является мещанкой. Она малообразованна: отец

сам учил ее чтению, письму и другим наукам.

Иногда Соня читает романы и другие книги.

Возраст

Раскольникову 23 года:
". к тому же и двадцать три года сказались."

Соне около 18 лет:
". лет восемнадцати. "

Материальное положение

Раскольников - бедный молодой человек:
"Был он очень беден. "

Соня - бедная девушка, дочь мелкого чиновника:
". бедная, но честная девица. "
". просто-запросто о голодной смерти дело идет. "

Внешность

Раскольников - красивый молодой человек,

брюнет с красивым черными глазами:
". тонок и строен. "
". замечательно хорош собою. "
". темно-рус. "
". сверкнул на него загоревшимися гневом

черными своими глазами. "
". прекрасными темными глазами. "

Соня - хорошенькая блондинка с

замечательными голубыми глазами:
". довольно хорошенькая блондинка. "
". голубые глаза ее были такие ясные. "
". с замечательными голубыми глазами. "

Рост

Раскольников - высокий молодой человек:
". ростом выше среднего. "

Соня - невысокая девушка:
". Соня была малого роста. "

Голос

Раскольников умеет говорить громко

и решительно (когда не болен):
". громко … отвечал Раскольников. "
". проговорил он решительно. "

Соня говорит кротким голосом, иногда шепетом:
". голосок у ней такой кроткий. "
". проговорила вдруг в ответ Сонечка, каким-то

сильным и скорым шепотом. "

Одежда

Раскольников одет очень бедно.

Его одежда похожа на лохмотья:
". какой у него костюм, как он ужасно одет!"
"Он был до того худо одет. "
". его лохмотья. "

Соня носит бедную одежду (как уличную, так и

домашнюю):
"Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был

грошовый, но разукрашенный по-уличному. "

Жилище

Комната Раскольникова похожа на гроб, каюту,

шкаф:
"Экая морская каюта. "
". дурная квартира. "
". точно гроб. "

Комната Сони похожа на сарай:
"Сонина комната походила как будто на сарай. "

Способности, таланты

Раскольников - человек с достоинствами:

". для молодого человека с достоинствами. "

Соня - девушка без особых талантов:
". не имеет особых талантов. "

Доброта, великодушие

Раскольников - добрый, великодушный человек:
"Великодушен и добр."
"Последние деньги на похороны вдове отдал!"

Соня - добрая, великодушная девушка:
"Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст,

Гордость, высокомерие

Раскольников - гордый, надменный,

высокомерный молодой человек:
". надменен и горд. "
". оба высокомерные и оба великодушные…"

(мать о Раскольникове и Дуне)
". слишком уж на нем был скверен костюм, и,

несмотря на всё принижение, всё еще не по

костюму была осанка. "

Соня - негордая, смиренная, стыдливая девушка:
"Вдруг он узнал ее, приниженную, убитую,

расфранченную и стыдящуюся, смиренно

ожидающую своей очереди проститься с

умирающим отцом."
". со мной она как-то усиленно, как-то боязливо

целомудренна и стыдлива!"

Смелость

Раскольников - смелый человек:
"Что вы смелы, заносчивы, серьезны. "

Соня - робкая девушка:
"Соня, робкая от природы. "

Умение постоять за себя

Раскольников умеет постоять за себя и требует

к себе уважения:
". а я студент и кричать на себя не позволю."

Соня - безответная девушка.

Ее можно обидеть почти безнаказанно:
". обидеть ее всякий мог почти

безнаказанно. "

Терпение

Раскольников - нетерпеливый человек:
". человеку, удрученному, но гордому,

властному и нетерпеливому,

в особенности нетерпеливому!"

Соня - терпеливая девушка:
". о ее кротости, терпении,

самоотвержении. "
"Она, конечно, с терпением и почти

безропотно могла все перенести. "

Отношение к обществу людей

Раскольников не любит находиться в толпе:
Раскольников не любит находится в

". Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано,

бежал всякого общества, особенно в последнее время. "

Соня боится новых лиц и знакомств:
". очень боялась новых лиц и новых

боялась и прежде, еще с детства,

а теперь тем более. "

Вера в Бога

(о Раскольникове на каторге)
"Да, может, и бога-то совсем нет. "

(слова Раскольникова)
"От бога вы отошли, и вас бог поразил,

дьяволу предал. " (Соня о Раскольникове)
"Молчите! Не смейтесь, богохульник. "

(Соня о Раскольникове)

Соня - верующая девушка:
"Бог этого не попустит!"
"Бог, бог такого ужаса не допустит!"

Преступление

Раскольников совершает страшное

преступление - убийство старухи-процентщицы

и ее сестры:
"Разве я старушонку убил?

Я себя убил, а не старушонку!

Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки.

А старушонку эту черт убил, а не я. "

Соня совершает преступление против себя,

занявшись "непристойным ремеслом":
". а пуще всего, тем ты грешница,

что понапрасну умертвила и предала себя

Еще бы это не ужас!

Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи,

которую так ненавидишь. "
"Ты тоже переступила. смогла переступить.

Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь.

свою (это всё равно!)."

Страдание

Раскольников много выстрадал в жизни:
"Да разве ты тоже не мучаешься? - вскричала Соня."
"Ох, как вы мучаетесь! - с страданием произнесла она,

вглядываясь в него."
"Она понимала только, что он ужасно,

бесконечно несчастен."

Соня перенесла много страданий в жизни:
"Не за бесчестие и грех я сказал это про тебя,

а за великое страдание твое." (Раскольников - Соне)

Отношение к себе

Раскольников считает себя подлецом

и недостойным любви человеком:
"..я знал, что я подлец. "
"Я низкий человек, Дуня."
"Но зачем же они сами меня так любят,

если я не стою того!"
"И можешь ты любить такого подлеца?

" (Раскольников о себе - Соне)

Соня считает себя великой грешницей,

бесчестной и даже жестокой

(например, по отношению к мачехе):

"Да ведь я. бесчестная. я великая, великая

грешница!"
"- Это вы-то жестокая?
- Да я, я!"

Внутренние монологи Раскольникова диалогичны по смыслу, он часто обращается к себе, как ко второму лицу:

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Известие о замужестве Дуни стало катализатором для преступных замыслов, этому отводится целая глава в первой части.

После смерти Мармеладова он убеждает себя:

Но в последней части он снова спрашивает себя про отношения с близкими:

И понимает, что его мнение и поступки неразрывно связаны с остальными:

Добровольно отправляется в полицейский участок, чтобы через наказание снова стать обычным человеком.

Преступление Раскольникова – результат социальных и психологических условий его жизни, многие анализируют его поступки очень механистично, исходя из здравых размышлений. По пунктам описывают его теорию превосходства, но нельзя не учитывать его возбуждённое, лихорадочное состояние, о котором Достоевский постоянно напоминает.

В современной психотерапии усиливается тенденция не только медикаментозного лечения подобных больных, но и активного самоизлечения и социализации. Возможно, мы видим, как Достоевский предвосхитил гуманистические ориентиры XXI века, когда доктор сочувствует и соучаствует в жизни пациента.

Роль внутреннего монолога в создании характера Родиона Раскольникова (по роману Ф. М

Загадочные, широкие, неоднозначные, внутренне противоречивые… Та-ков и Родион Раскольников — главный герой романа.

Писатель мастерски включил в композицию романа внутренние моно-логи, в которых передал духовную жизнь Родиона Романовича в непрерыв-ной смене его мыслей, чувств, воспоминаний.

Что же толкает Родиона Раскольникова на такие размышления, а за-тем и на преступление?

Но если Родион Раскольников не понимает бесчеловечности своей тео-рии, то Достоевский всем содержанием романа опровергает идею главного героя душой и мыслями самого Родиона, его совестью. Весь месяц от убий-ства до признания — это напряженный внутренний монолог, не прекра-щающийся ни на секунду. Муки совести, леденящий душу страх сознание бессмысленности совершенного злодеяния — всё это ложится невыноси-мым гнетом на душу Родиона, помогает раскрыть одну из главных идей романа — идею раскола, которая находит свое воплощение и в фамилии героя — Раскольников. Материал с сайта

Да, жизнь Родиона Раскольникова не умерла!

Создавая характер своего героя, Ф. М. Достоевский, обладавший как художник-психолог редчайшим, исключительным даром видеть и чувство-вать, с помощью внутреннего монолога поразительно чутко передал мно-гомерность и неисчерпаемость человеческой души, ее способность обнов-ления и перерождения.

И я, так долго бывшая свидетелем напряженной борьбы рассудка и совести Родиона Раскольникова, его мучительных сомнений, колебаний, страданий, рада нравственному очищению души героя в результате сми-рения и покаяния, веры в жизнь. В сознании Родиона Романовича выраба-тывается что-то другое.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • цитаты сомнений раскольникова перед убийством
  • роль внутреннего монолога в создании характера раскольникова
  • мысли раскольникова после чтения письма матери
  • коли действительно не подлец род человеческий
  • монолог раскольникова часть 6

женился на
Катерине Ивановне
, бедной вдове с детьми; он боготворит свою дочь Сонечку, понимая все величие её жизни, отданной за других).

Монолог Мармеладова из фильма Преступление и наказание

И в пьяной его речи, произнесенной в трактире, слышится вера евангельского мытаря, который был ближе к Богу, чем самодовольный, праведный фарисей. Когда трактирщик сказал, что жалеть его, Мармеладова, незачем, – он ответил:

От этой изумительной, по силе, речи пьяного Мармеладова веет чем-то евангельским. Почти все наши писатели, начиная с Карамзина , проповедовали любовь к людям, но ни у кого не достигала проповедь этой любви такой силы и проникновенности, как у Достоевского.

В этой речи раскрывается вся богатая душа Мармеладова, – персонажа, похожего на героя Островского ,
Любима Торцова
. И мы понимаем,
кто
воспитал Соню в её высоком идеализме. В этой речи мы можем усмотреть идею романа : она светится духом самоотверженного примирения с жизнью и смирения.

Раскольников

Место действия — Санкт-Петербург, лето 1866 года.

Наш главный герой: Раскольников Родион Романович — студент юридического факультета, несколько месяцев назад бросил учёбу за отсутствием денег. Проживает в очень маленькой каморке, у хозяйки, которой он давно не платил, и должен был денег.

Родион замечательно хорош собой, высок, строен, но одет почти в лохмотьях и не ел уже второй день. Он вышел в жаркий пыльный каменный мешок Петербурга, в отвратительный ему квартал, полный распивочных и пьяниц.

Последний месяц у него не выходит из головы мысль о преступлении.

Он задумал страшное дело — убийство и ограбление старухи-проценщицы, род деятельности которой состоит в том, чтобы ссуждать какую-то сумму денег под залог различных вещей ювелирной природы на несколько месяцев. И каждый месяц брать 10% за хранение. А когда срок выходил, или проценты не платили, то заложенную вещь старуха продавала.

Родион свои мысли об убийстве называет фантазиями и не верит, что он решиться на это, хотя он продумывает каждую деталь, и вот сейчас он шел именно к ней, к старухе, для последней проверки.

Месяц назад он принёс старухе серебряное кольцо, а сегодня принёс ей серебряные часы, за которые она дает лишь полтора рубля, что взбешивает Родиона. Мало того, учитывая уплоченные проценты выходит лишь рубль пятнадцать копеек. Он внимательно следил за тем, как и откуда старуха достает ключи, слушал, что она открывала в соседней комнате и запоминал.

После денежных расчетов и недолгого размышления, Родион говорит старухе, что скоро принесет ей в залог серебряную папиросочницу, с тем и уходит.

Раскольников вышел от старухи восклицая про себя, что его задумка пакостна, гадка и он сожалел, что раздумывал о ней целый месяц. Он решил от неё отказаться.

Рассказ Мармеладова

Идя домой, Раскольников заходит в распивочную, купить себе стакан холодного пива да сухарь. Строго говоря в распивочную он входит впервые. Хотя обычно он избегал общества людей, он вдруг заинтересовался одним гостем распивочной, и тот, в свою очередь заинтересовался им.

Это был Мармеладов. Его суть сводилась к тому, что он был пьяница. Мармеладов отставной чиновник, лет пятидесяти, плотного сложения, с большой лысиной. В глазах его мелькала некая восторженность, пожалуй были осмысленность и ум, но также и толика безумия. На окружающих а распивочной он глядел со скукой и долей пренебрежения, но на Раскольникова он глядел с большим интересом, к которому и обратился с такой витиеватой речью:

А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо хотя вы и не в значительном виде, но опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного. Сам всегда уважал образованность, соединенную с сердечными чувствами, и, кроме того, состою титулярным советником. Мармеладов — такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?

Мармеладов рассказал свою историю. Что пьет он не веселья ради, а только для скорби, для желания страдания.

Месяц назад его супругу избил Лебезятников, а он лежал пьяный. Он уже пятую ночь ночевал (бомжевал) на Неве, на сенных барках. Что дочь его живет по Желтому билету (паспорт проститутки с отметками докторов и полицмейстера)

Мармеладов себя считает свиньей, подлецом. Рассказал про супругу свою — Катерину Ивановну, дочь штабного офицера, образованную и воспитанную. С детства грудью слабой и наклонной к чахотке(туберкулезу), и что он пропил её чулки, не башмаки даже — чулки. Косынку из козьего пуха пропил (и она в эту зиму простудилась и кашлять стала уже кровью)

Что живут с ними также трое маленьких детей от первого брака Катерины Ивановны, а также уже взрослая дочь от первого брака Мармеладова.

Супруга воспитывалась в благородном дворянском институте. Дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. Оттого и господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла.

Что первый муж Катерины Ивановны был пехотный офицер, которого любила та чрезмерно. Но тот пустился в карты, попал под суд и с тем и помер. И хотя под конец бивал он её, и она ему это не спускала, но до сих пор вспоминает его со слезами. После его смерти она оказалась в такой беспросветной нищете, что образованная и воспитанная, и фамилии известной вышла за него, за Мармеладова, замуж ибо идти более было некуда.

Что первое время он не пил, а как потерял место, да не по своей вине, а по изменению штатов, то и запил. И после долгих бедствий и странствий полтора года назад они очутились в Петербурге, где он достал место, и потерял уже по своей вине, ибо дошел до черты.

Рассказывал про свою дочь Сонечку, кроткое, безответное создание с бледненьким худеньким лицом. Мармеладов утверждает, что честная девушка, без особых талантов не покладая рук, стиркой, мойкой да шитьем, заработает не более 15 копеек в день.

А Дарья Францевна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, уже раза три приходила через хозяйку звать её в бордель.

Тут Мармеладов особенно о

И вот часу этак в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок, накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают.. И затем Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись… А Мармеладов, как и давеча, в том же виде и лежал-с.. пьяненкий-с.

С тех пор по одному неблагоприятному случаю и по донесению неблагонамеренных лиц Софья Семеновна принуждена была получить желтый билет и переехать жить отдельно. И заходит к ним Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет..

И в продолжение всего того райского дня моей жизни и всего того вечера я и сам в мечтаниях летучих препровождал: и то есть как я это всё устрою, и ребятишек одену, и ей спокой дам, и дочь мою единородную от бесчестья в лоно семьи возвращу… И многое, многое… Позволительно, сударь. Ну-с, государь ты мой (Мармеладов вдруг как будто вздрогнул, поднял голову и в упор посмотрел на своего слушателя), ну-с, а на другой же день, после всех сих мечтаний, к вечеру, я хитрым обманом, как тать в нощи, похитил у Катерины Ивановны от сундука ее ключ, вынул что осталось из принесенного жалованья, 12 рублей, и вот-с, глядите на меня, все! Пятый день из дома, и там меня ищут, и службе конец, и вицмундир в распивочной у Египетского моста лежит, взамен чего и получил сие одеяние… и всему конец!

Мармеладов стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и с минуту так сидел, потом лицо его вдруг изменилось и он с напускным лукавством проговорил:

А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе-хе-хе! — Неужели дала? — крикнул кто-то со стороны из вошедших, крикнул и захохотал во всю глотку. — Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, — Мармеладов показал на бутылку водки, которую он распивал в течение рассказа, — Тридцать копеек вынесла, последние, всё что было… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела… Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют. Тридцать копеек, да-с. А ведь и ей теперь они нужны, а? Как вы думаете, сударь мой дорогой? Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить.

Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота?

Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с. Ну, кто же такого, как я, пожалеет? ась? Жаль вам теперь меня, сударь, аль нет? Говорите, сударь, жаль али нет? Хе-хе-хе-хе! Он хотел было налить, но уже нечего было. Полуштоф был пустой.

Да чего тебя жалеть-то? — крикнул хозяин, очутившийся опять подле них.

Раздался смех и даже ругательства. Смеялись и ругались слушавшие и неслушавшие, так, глядя только на одну фигуру отставного чиновника.

— Жалеть! зачем меня жалеть!

Рассудил! — Заврался! — Чиновник!

И проч., и проч. Дальше Раскольников отводит Мармеладова домой. Тот не входя в комнату, пропихивает вперед Родиона, а сам бухается в дверном проеме на коленки. Поначалу Катерина Ивановна не замечает мужа, и думает, что Родион пришел еще к кому-то, т.к. комната проходная, но потом его видит и начинается скандал, на который сбегается весь дом. Катерина Ивановна кричит, таскает мужа за волосы, тот совсем никак не сопротивляется.

Раскольников спешно уходит. Уходя, он сует руку в карман, загребает сколько приходится медных денег с разменянного в распивочной рубля, и неприметно кладет на окошко. Потом уже на лестнице он одумывается и хочет было воротиться.

Он задумывается. — Ну а коли я соврал? Коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное всё — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть.

Мармеладов — пьяница. Он обуза для своей семьи. Его жена и дети голодают, его дочь вынуждена была продаться в бордель, чтобы помочь семье, а сам он из дома тащит последнее. Он пропил женины даже чулки. Пропил косынку, хотя она чахоточная и подвержена болезням. В один момент, когда Соня становится проституткой, Мармеладов собирает остатки сил, взывает к жалости своего бывшего начальника и таки устраивается на работу. Однако только до первой получки, когда его слабость берет своё и он рушится на дно стакана, пропивает и зарплату и вицмундир.

Мармеладов очень слаб. Но слаб не физически, нет. Один месяц он всё же отработал и зарплату получил, следовательно работать он может даже сейчас. Но он слаб духом. Он не может преодолеть пьянство. Чтобы подвигнуть его на кратковременный проблеск, его дочери надо было выйти на панель. Но не может же он каждый месяц, чтобы себя как-то мотивировать, отправлять по одной дочери на панель, да и нет у него их столько. А если он не может преодолеть свою слабость — значит он законченный человек. Ничего с ним не измениться, он уже отжил свое.

Слабость духа, плохо ли это? Другими словами, грех ли это со стороны Мармеладова? Может это только его личное дело, пить или не пить? Ответ на вопрос, что является личным, а что общественным, обычно довольно размыт, но в этом случае однозначен — слабость Мармеладова преступна: его семья голодает, а он тащит из дома последнее.

Мармеладов признает себя свиньей и подлецом. В принципе, уже только это хорошо. Он признает свой грех, он его видит, он лишь не может его преодолеть в силу своей слабости. Разве только это уже хорошо? Да, так как многие люди не только не признают своих плохих свойств, они их даже не видят. Этого у Мармеладова не отнять. Кроме того, Мармеладов на протяжении монолога рассуждает довольно трезво и нравственно.

Кроме того, в эпизоде, где он ходил к Соне за деньгами на опохмел, и где она вынесла ему последние 30 копеек на водку, он ощутил болезненный укол совести:

В заключительной части своего монолога, Мармеладов, довольно возвышенно, выразил такую мысль: себя и таких, как он, он считает недостойными Царствия Господня, однако, надеется, что его пожалеют и примут на небесах только потому, что он и не считает себя достойным оного. Оправданны ли его надежды?

Какова же причина этой слабости? Мармеладов родился слабым, стал им или таким его сделала окружающая действительность? Можно ли сделать так, и как сделать так, чтобы феномена Мармеладова в мире не существовало?

И тут же думает, а может и правда так и надо? Какая совесть, какая мораль, может это всё лишь предрассудки? Предрассудок — это когда, например, человек боится грома, но если ему рассудительно объяснить, что это лишь звук, то он его боятся перестанет. Может так и тут? Может и порицание проституции — это тоже предрассудок? И нет никакой совести и морали, а стало быть и убить можно, лишь бы только всё продумать, чтобы тебя не поймали? Эту мысль Раскольников фиксирует.
Следующая часть:

ВложениеРазмер
f.m.dostoevskiy_prestuplenie_i_nakazanie.doc 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы входного контроля

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проект урока по теме: "Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"


Интеллектуальная игра по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

Игра позволяет ученикам продемонстрировать знание текста романа и обратить внимание на эпизоды, которые подробно не рассматривались на уроке.


Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть).

Тест для входного контроля контроля 7 класс

Задания теста предназначены для входного контроля в начале года. Тесты составлены в формате ЕГЭ.


Вопросы входного контроля по роману И.А.Гончарова "Обломов"



Читайте также: