По каким признакам выделяют части речи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Запомните: есть существительные, которые употребляются только в единственном числе (собирательные – детвора, слова с вещественным значе-нием – железо, собственные имена) или только во множественном (составные и парные предметы – грабли, названия материалов – отходы, промежутков времени – сутки, географические названия – Карпаты).

Упражнение № 1

Выпишите в два столбика существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Мышь, земля, слесарь, молодежь, студенчество, оч¬ки, ворота, храбрость, стрельба, добро, Вена, ковер, свежесть, стремление, верность, березняк, каникулы, пуд¬ра, железо, хлопоты, пшеница, мемуары, ширина, еж, опилки, ясли.

Запомните: существуют существительные общего рода (задира Катя, задира Алеша; врач Иванов, врач Иванова).

К 1-ому склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -А (-Я) (книга). Ко 2-ому – ср. р. с окончаниями -О (-Е) и м.р. с нулевым окончанием (солнце, день). К 3-ему – существительные ж.р., оканчивающиеся на Ь (печь).

Расзносклоняемые (бремя, время, вымя, имя, знамя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь) имеют окончания разных склонений.

Запомните: род несклоняемых существительных определяется по родовому слову (Онтарио – озеро); к м.р. относятся существительные, называющие лиц мужского пола (маэстро), к ср.р. – неодушевленные существительные (метро).

Упражнение № 2

(Вкусный) кофе, (разнообразный) меню, (полезный) кольраби, (интересный) пари, (овощной) рагу, (несправедливый) пенальти, (остроумный) конферансье, (пестрый) какаду, (привередливый) маэстро, (веселый) попурри.

Упражнение № 3

Будни, сумерки, цапля, башкир, румын, солдат, сапог, волны, дорога, простыня, ясли, лезвие, мандарин, апельсин, помидор, таджик, банан, носки, чулки, дупло, кочерга.

Имя прилагательное

Относительные прилагательные указывают на материал, на пространственный и временной признаки (серебряный, вчерашний, дальний).

  • сочетаются со словом очень;
  • имеют степени сравнения;
  • имеют полную и краткую форму.

Упражнение № 1

Сравнительная Превосходная
простая составная простая составная
Суффиксы: -ЕЕ( -ЕЙ), -Е, -ШЕ
Пример: быстрее
Более (менее) быстрый Суффиксы:-ЕЙШ (-АЙШ)
Пример: быстрейший
(наиболее, наименее, самый) быстрый

Упражнение № 2

Имя числительное

Различайте количественные числительные (отвечают на вопрос сколько? пять) и порядковые (какой? пятый).

  • целые (два);
  • дробные (две третьих);
  • собирательные (двое).

Различайте простые числительные (состоят из одного слова: пять), составные (состоят из нескольких слов: двадцать пять) и сложные (состоят из двух кор¬ней: пятьдесят).

Упражнение № 1

Девятнадцать, шестьсот, шестьдесят четыре, семеро, одиннадцать, девяносто второй, сорок четыре, семьдесят шестой, первый, сто.

Упражнение № 2

Двое подруг, к шестисот сорока пяти студентам, око¬ло девяносто страниц, по обоим сторонам, пятидесятью восьмью рублями, четырехста трех участков.

Местоимение

  • личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они);
  • возвратное (себя);
  • вопросительные и относительные (кто, что, какой, чей, который, сколько);
  • указательные (тот, этот, такой, таков, столько);
  • притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой, ее, их, его);
  • определительные (весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, сам, самый);
  • отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего);
  • неопределенные (не-, кое-, -то, -либо, -нибудь + вопросительно-относительные местоимения).

Упражнение № 1

Он пел разлуку, и печаль, и нечто, и туманну даль, и романтические розы. (А. Пушкин) 2) Улица – моя. Дома – мои. (В. Маяковский) 3) Тебя господь наш по¬любил. (А. Хомяков) 4) Мне не для чего собирать добро. (А. Кольцов) 5) Но я люблю – за что, не знаю сам – ее степей холодное молчанье. (М. Лермонтов) 6) Подите прочь – какое дело поэту мирному до вас! (А. Пушкин) 7) Со всех сторон его клянут. (Н. Некрасов) 8) Этих рук бессердечье, этих губ доброта. (Б. Пастернак).

Спрягаемые части речи. Глагол и его формы (причастие и деепричастие)

Часть речи Общее значение Морфологические признаки Синтаксическая роль
Глагол Действие или состояние предмета Н.ф. (инфинитив)
Постоянные признаки:
- вид
- спряжение
- переходность
- возвратность
Непостоянные признаки:
- наклонение
- число
- время
- лицо
- род
- сказуемое
- подлежащее
- обстоятельство
Причастие (особая форма глагола) Признак предмета по действию Н.ф. (И.п., ед.ч., м.р.)
Постоянные признаки:
- действительное или страдательное
- время
- вид
Непостоянные признаки:
- полная или краткая форма (у страд.)
- падеж
- число
- род
- определение
- сказуемое (именная часть сост. им. сказ.)
Деепричастие (особая форма глагола) Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом Н.ф. (неопределенная форма глагола) Постоянные признаки:
- вид
- неизменяемость
- возвратность
- обстоятельство

Глагол

  • глаголы совершенного вида (что сделать? сказать) и несовершенного (что делать? говорить);
  • переходные глаголы (сочетаются с существительным или местоимением в В.п. без предлога (любить (что?) фрукты) и глаголы с отрицательной частицей НЕ с Р.п: (не читал книги)) и непереходные;
  • глаголы 2-го спряжения (В Н.ф. гл. с безударным личным окончанием – все на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться, 7 на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть; 4 на -АТЬ: слышать, дышать, гнать, держать) и 1-го спряжения (все остальные);
  • возвратные глаголы (глаголы с постфиксами -СЬ, -СЯ).

Упражнение № 1

Хотеть, бороться, слышать, гнать, вычищать, колоть, дремать, клеить, ненавидеть, жаждать, быть, нестись, славить, сеять, поддержать, замести, встретить.

Упражнение № 2

Рассказывать о поездке, доказывать правоту, сожалеть о неудаче, не писал письма, тормозить работу, пре¬пятствовать поездке, касаться вопроса, выслеживать добычу, рисовать в тетради, гулять по проспекту.

Упражнение № 3

Хотелось бы, распределите, намажь, подошел, сделал бы, руководите, увидеть, отдохнул, останется, светить, употребляется, встретился бы.

Запомните: личные глаголы могут употребляться в безличном значении: Накрапывает мелкий дождик. – На улице накрапывает.

Упражнение № 4

Причастие


Упражнение № 1

Убегающий, гонимый, расколотый, сделанный, рождаемый, прибежавший, строящий, назначенный, шедший, реющий, застывший, приколотый, бушующий, наполненный, сбежавший.

Различайте: прилагательные (обозначают признак предмета: зеленый) и причастия (обозначают признак предмета по действию: зеленеющий – тот, который зеленеет).

Упражнение № 2

Мощеная улица, мощенная булыжником улица, бешеный зверь, взбешенный зверь, иллюстрированный журнал, копченый окорок, газированная вода, торжественный митинг, воспитанная девочка, взволнованное море, законченная работа, не написанная вовремя книга, соленая пища, плетеная корзина, кованый сундук, крашеный пол, освещенная солнцем.

Деепричастие


Запомните: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени, деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива.

Упражнение № 1

Наречие

Общее значение Морфологические признаки Синтаксическая роль
Наречие Признак действия, предмета или другого признака Постоянные признаки:
- разряд по значению (места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели)
- неизменяемость
Непостоянные признаки:
- степени сравнения (сравнительная и превосходная)
- обстоятельство

Упражнение № 1

Вскачь, по-дружески, утром, далеко, мало-помалу, ночью, назло, нарочно, вглубь, вширь, невиданно, сдуру, внушительно, высоко, взволнованно, черным-черно.

Служебные части речи

Часть речи Общее значение (что выражает) Морфологические признаки Синтаксическая роль
Предлог Выражает зависимость сущ., числ. и мест, от др. слов в сл./соч. и предложении - непроизводные и производные
- неизменяемость
Не является членом предложения
Союз Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного - сочинительные и подчинительные
- простые и составные
- неизменяемость
Не является членом предложения
Частица Вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова - разряд по значению (формообразующие, отрицательные, модальные)
- неизменяемость
Не является членом предложения

Предлог

Различайте: производные предлоги (образованные от самостоятельных частей речи: благодаря, в течение) и непроизводные (из, от, с, у, к, в, на и др.).

Упражнение № 1

1) Мы долго шли по лесной дорожке, которая вилась среди хвойного молодняка. 2) Несмотря на трудности, мы продолжали двигаться дальше. 3) Вследствие простуды я пропустила занятия в школе. 4) Из этого ничего хорошего не выйдет. 5) В продолжение длительного времени мы не могли дозвониться до дома. 6) Вопреки традициям, гости были одеты по-современному. 7) Согласно приказу военного коменданта, эшелон был отправлен точно в назначенное время. 8) Мы решили поехать вторы вопреки погодным условиям. 9) В заключение доклада он подвел итоги проделанным исследованиям. 10) Навстречу нам двигалась толпа людей.

Упражнение № 2

Распределите в два столбика словосочетания с производными предлогами и омонимичные им самостоятельные части речи.

В продолжение нескольких минут, в продолжении романа, несмотря на сильные морозы, не смотря по сторонам, вследствие длительных дождей, в следствии по делу, в течении горных рек, в течение нескольких минут, в заключение беседы, находиться в заключении, благодаря заботам, искренне благодаря, во время работы, пришел вовремя, иметь в виду, ввиду плохой по¬годы.

  • соединительные (и, да=и, ни. ни, тоже, также, не только, но и, как. так и);
  • противительные (а, но, да=но, зато, однако, же);
  • разделительные (или, иль, либо, то. то, не то. не то, то ли. то ли, ли. ли)
  • временные (когда, пока, едва, лишь, лишь только);
  • причинные (потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что, в связи с тем что, вследствие того что);
  • целевые (чтоб, чтобы, с тем чтобы, для того чтобы);
  • условные (если, раз, если бы);
  • уступительные (хотя, несмотря на, пускай);
  • сравнительные (как, будто, точно, словно, как будто);
  • следственные (так что).

Упражнение № 1

1) Не только я участвовал в этом конкурсе, но и все присутствующие. 2) Чтобы побыстрее добраться до берега, нам пришлось затратить много усилий. 3) Если погода будет хорошей, мы поедем на прогулку в лес. 3) Ты прощаешься со мной так, как будто мы не увидимся больше! (А. Куприн) 4) Может быть, мне и не понравится то, что я сегодня купила. 5) Времени было мало, поэтому приходилось действовать не раздумывая. 6) Мне было не столько обидно, сколько досадно. 7) Он был невысоким, зато крепкого телосложения. 8) Ее губы дрогнули не то насмешливо, не то с горечью. 9) Как взрослые, так и детвора собрались в гостиной. 10) Хотя это не было для нас неожиданностью, мы расстроились.

Отличайте союзы от союзных слов: союзные слова являются, в отличие от союзов, членами предложения. (Я знаю, что тебе подарить (союзное слово). – Я знаю, что дорога будет трудной (союз)).

Упражнение № 2

Укажите предложения, в которых встречаются союзы. Чем они отличаются от омонимичных самостоятельных частей речи?

1) Мы тоже с удовольствием прочитали эту книгу. 2) Берись за то, что тебе по душе. 3) Я надела то же платье, что и вчера. 4) Мы устали, зато испытали чув¬ство удовлетворения. 5) Шел дождь, притом дул сильный ветер. 6) При том доме отдыха был бассейн. 7) Я тут ни при чем. 8) Что бы ни говорили, а это прекрасное зрелище. 9) Мы бежали изо всех сил, чтобы не опоздать на поезд. 10) Он работает так же, как и всегда.

Частица

  • формообразующие (да, давай, пусть пускай, бы, б);
  • отрицательные (не, ни);
  • модальные:
  • вопрос (ли, разве, неужели);
  • восклицание (что за, как);
  • указание (вот, а вот, вон, а вон);
  • уточнение (именно, как раз);
  • ограничение (только, лишь, исключительно, почти);
  • сомнение (вряд ли, едва ли);
  • усиление (даже, даже и, же, ведь, все-таки);
  • смягчение требования (ка).

Упражнение № 1

1) Укажу хотя бы вкратце. (А. Твардовский) 2) Неужели я не смогу это сделать?! 3) Что за невезение! 4) Я не скажу ни единого слова. 5) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана. 6) Это даже не требует разъяснения. 7) Вряд ли мы успеем к началу спектакля. 8) Давай возьмемся за работу завтра. 9) Пусть все останется по-прежнему. 10) Именно сегодня я не смогу пойти в кино.

  • частица НЕ служит для выражения отрицания (не сделал);
  • частица НИ служит для усиления отрицания (не написал ни слова);
  • придает отрицательное значение предложениям без подлежащего (Вокруг ни души);
  • имеет обобщающее значение (Куда ни взглянешь, везде леса. Но: Как не удивиться увиденному! (в восклицательных предложениях)).

Запомните: частица НЕ может придавать предложению не только отрицательный смысл, но и положительный (не мог не сказать – должен был сказать).

Упражнение № 2

1) Кто не хочет поехать на отдых! 2) Никто не хочет работать допоздна. 3) Ни души вокруг. 4) Не успел ни охнуть, ни вздохнуть. 5) Вовсе не лишняя поддержка. 6) В горах лежал не растаявший за лето снег. 7) Он не смог не откликнуться на ее призыв. 8) Где только не приходилось останавливаться! 9) Куда ни взглянешь, везде степь бескрайняя. 10) Я не мог не засмеяться.

Запомните: ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи не относится междометие – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, побуждения (ах, ой, ура).

Упражнение № 3

Часть речи – категория единицы языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками.

Часть речи (лат. pars orationis) – категория единицы языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. Согласно этим признакам, существуют разные классификации частей речи в разных языках мира. частью речи можно назвать группу слов, которая имеет:

  1. Одно грамматическое значение и общий набор морфологических признаков;
  2. Одно общее лексическое значение;
  3. Одни выполняемые синтаксические функции.

В разных языках мира части речи делятся на категорию имен, которая противопоставляется глаголу, а они вместе противопоставляются различным служебным частям речи. Но это деление является прежде всего условным.

Признаки классификации частей речи в русском языке.

Признаки классификации – это признаки, которые определяют принципы классификации частей речи в русском языке. Существует четыре таких признака в русском языке:

  • Семантический – этот признак определяет общее значение части речи (например, глагол имеет значение действия)
  • Синтаксический – это признак, который определяет роль части речи в предложении (например, глагол чаще всего выступает сказуемым).
  • Морфологический – это полный набор форм и парадигм слова, а также деление слов языка на изменяемые и неизменяемые.
  • Словообразовательный – этот признак характеризует набор моделей и средств словообразования той или иной части речи.

Виды частей речи в русском языке.

В русском языке есть десять основных частей речи:

Принципы классификации частей речи.

Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные части речи и служебные части речи. Самостоятельные части речи – это части речи, которые имеют собственное значение (предметность, признак, действие, количество и др.). Служебные части речи – это слова, которые не имеют собственного значения, но служат для связки слов в предложениях, сравнения, противопоставления и других целей.

К самостоятельным частям речи относятся:

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие

К служебным частям речи в русском языке относятся:

Отдельно от обоих категорий стоит междометие, которое не является ни служебной, ни самостоятельной частью речи.

Таковы основные части речи в русском языке, каждую из которых мы рассмотрим и изучим отдельно.

§1. На чём строится классификация слов по частям речи?

Морфология изучает грамматическую природу слов и классифицирует их на основе присущих им морфологических признаков. В принципе, возможны самые разные классификации: результат зависит от того, какие признаки заложены в основу. Поэтому, столкнувшись с классификацией, всегда задумайся, на чём она базируется.

Морфологическая классификация слов – это разделение их по классам, которые называют частям речи.
Это комплексная классификация. Она строится не по одному, а по трём признакам:

  • грамматическое значение
  • набор морфологических признаков
  • синтаксическая роль в предложении


Грамматическое значение – это максимально обобщенное значение, свойственное всему классу слов. Более тонкие различия в значении отражают разряды по значению, которые выделяются для той или иной части речи. Для примера обратимся к существительному.


Морфологические признаки – это характеристики грамматической природы слов. Для морфологии важно:

  • изменяются слова или нет,
  • какие наборы форм есть у сло ´ ва,
  • какими окончаниями эти формы выражены,
  • что эти формы выражают.

Одни морфологические признаки являются общими для нескольких частей речи, например падеж, другие свойственны только одному классу слов, например время. Один и тот же признак может быть неизменяемым, постоянным для какого-либо класса слов и изменяемым у других, как, например, род. У каждой части речи свой набор морфологических признаков. Не зная их, невозможно произвести морфологический анализ слова и понять, что объединяет слова одной части речи и отличает их от слов других частей речи.


Синтаксическая роль в предложении - это роль, которую слова определённого класса играют в предложении. Важно:

  • является ли слово членом предложения,
  • какова его роль в грамматическом устройстве предложения.

§2. Части речи


Пунктир показывает, что причастия, деепричастия и категорию состояния выделяют не все авторы. Подробнее этот вопрос рассмотрен ниже.

Часть речи – это класс слов, объединенных общим грамматическим значением, набором морфологических признаков и синтаксической ролью в предложении. Этот класс слов отличается от других классов совокупностью характеристик.

Логика такой классификации слов русского языка по частям речи является общепринятой.

Также общепринято различать:

  • междометия и немеждометные классы слов,
  • немеждометные делить на служебные и самостоятельные классы слов,
  • среди самостоятельных различать знаменательные и местоименные слова,
  • знаменательные делить на изменяющиеся и неизменяющиеся (наречные),
  • изменяющиеся делить на склоняемые и спрягаемые (глаголы),
  • склоняемые делить далее по типам склонения (существительные, изменяемые по числам и падежам и другие, изменяемые по числам, падежам и родам).

Традиционно выделяют 10 частей речи:

Однако не все авторы школьных учебников придерживаются традиции. В некоторых учебниках выделяется 12 частей речи, а в некоторых – 13.

§3. Почему в учебниках указывается разное количество частей речи?

Языкознание – наука интерпретационная, т.е. объясняющая.
Конкретные интерпретации языковых явлений зависят от точки зрения автора.
В языке есть такие явления, которые могут быть интерпретированы (объясняться) по-разному.


Причастия и деепричастия

Линии из точек на схеме показывают особый статус причастий и деепричастий. В зависимости от точки зрения, их либо считают формами глагола, и тогда они входят в часть речи Глагол, либо выделяют как особые части речи. Почему возникли разные толкования?

Особенность причастий в том, что они сохраняют глагольные признаки, например, вида, времени, переходности, возвратности, спряжения. Но при этом причастия изменяются особым образом, как прилагательные. Полные причастия - по падежам и числам, а в единственном числе – по родам, а краткие - по числам и в единственном числе - по родам. А деепричастия вообще не изменяются.

Интерпретация 1: причастие и деепричастие – это особые формы глаголов.
Начальная форма: глагол в форме инфинитива, т.е. неопределённая форма глагола.
Суффиксы причастий и деепричастий – это формообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить, причастия: возводящий, возводивший, возводимый и деепричастия: возводя – это только разные формы одного слова возводить.

Интерпретация 2: причастие и деепричастие – самостоятельные части речи.
Начальная форма причастия: форма ед. числа, муж. рода.
Суффиксы причастий и деепричастий – это словообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить, причастия возводящий, возводивший, возводимый и деепричастие возводя - разные слова, относящиеся к разным частям речи.


Категория состояния

Линия из точек на схеме показывает особый статус слов категории состояния. Само название, кстати, тоже непохоже на названия других частей речи. Почему возникли разные толкования?

Давно замечено, что наречные слова весьма разнообразны. Выделяется, в частности, группа наречных неизменяемых слов, которые обозначают состояние лица. Мне холодно, а ему жарко. Это не то же самое, что: громко кричать, тихо смеяться. И значение, и роль в предложении у слов: холодно, жарко - громко, тихо различаются.

Интерпретация 1: все эти слова наречия. Среди них выделяется особая подгруппа, которая имеет свои особенности.

Интерпретация 2: наречия и слова категории состояния – это разные части речи. У них разное значение и разная роль в предложении.

В зависимости от позиции авторов в некоторых учебниках выделяется не 10 частей речи, а 12 или 13.


Обсуждаем проблему толкования

Как должны ребята отвечать на вопросы учителей? Как выполнять задания тестов? Как производить морфологический анализ слов? И словообразовательный анализ, кстати, тоже?

Нигде не сказано: разберись сам и сделай выбор, какой из точек зрения придерживаться. Учебники однозначно утверждают: это так. Некоторые авторы категорически не приемлют другие точки зрения и прямо заявляют: другая точка зрения ошибочна.То есть взрослые не смогли договориться между собой. Что делать школьникам? У каждого впереди ГИА или ЕГЭ, а у ребят помладше – оба экзамена.

Запомни:

  • как этот материал даётся авторами твоего учебника;
  • по какому учебнику ты занимаешься: выучи фамилии авторов;
  • выполняя задания, не мечись между разными концепциями, действуй осознанно и, главное, последовательно.

Для выпускников: будьте готовы объяснить точку зрения, которую вы разделяете, и назвать учебник, в которой она представлена. Никто не имеет права считать ее неприемлемой и снижать за нее отметку. В случае недоразумений при оценке ваших знаний, которые возникли в результате разных интерпретаций языковых явлений в школьных учебниках, настойчиво просите разобраться в ситуации. Необходимая информация для защиты есть на этом сайте.

§4. Служебные – самостоятельные части речи

Любому человеку, говорящему на русском языке, понятно, что есть важное различие между служебными и самостоятельными классами слов.

Служебные части речи:

Самостоятельные части речи:

  • Существительное
  • Прилагательное
  • Числительное
  • Глагол
  • Наречие

Междометие - особая часть речи. Она не является ни служебной, ни самостоятельной.

В чем состоит основное различие?

Служебные части речи выражают не самостоятельные значения, а отношения между членами предложения или предложениями либо придают словам и предложениям различные оттенки значения. Они не обладают набором морфологических признаков и не являются членами предложения.

Самостоятельные части речи выражают грамматическое значение, свойственное всему классу слов:

Самостоятельные части речи подразделяются на знаменательные и местоимения.
Знаменательные части речи называют предметы, признаки, действия, числа, а местоимения только указывают на них.

В современном русском языке 12 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие. Причастие и деепричастие являются особой формой глагола.

Примечание. Многие учёные не рассматривают причастие и деепричастие как отдельные части речи и относят к глагольной группе. По мнению таких учёных, в русском языке насчитывается 10 частей речи. В ряде школьных программ (например, в учебнике Т.А.Ладыженской) выделяют ещё одну часть речи: категория состояния. Используйте материал данной статьи с учётом вашей школьной программы.

Схема частей речи

Самостоятельные части речи делятся на изменяемые (склоняемые или спрягаемые) и неизменяемые. Покажем части речи русского языка на схеме:

Части речи, схема
Части речи, схема

Таблица частей речи

Часть речи характеризуют: 1) общее значение, 2) морфологические признаки, 3) синтаксическая роль. Морфологические признаки могут быть постоянные и непостоянные. У неизменяемых самостоятельных частей речи, служебных частей речи, междометий есть только постоянные морфологические признаки. Самостоятельные части речи являются членами предложений, служебные части речи и междометия — не являются. С точки зрения этих характеристик рассмотрим части речи русского языка:

На страницах самостоятельных и служебных частей речи содержатся таблицы с подробным и сравнительным описанием значений, морфологических признаков и синтаксической ролью частей речи. Покажем обобщённую таблицу значений и морфологических признаков всех частей речи русского языка.

Морфологические признакиСинтаксическая роль
Имя существительное — предмет (первичное значение)
Начальная форма — именительный падеж, единственное число.
Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение.
Непостоянные признаки: падеж, число.
Подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.
Имя прилагательное — признак предмета
Начальная форма — именительный падеж, единственное число, мужской род.
Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки: сравнительная и превосходная степень (у качественных), полное или краткое (у качественных), падеж, число, род (в единственном числе).
Определение, именная часть составного сказуемого, сказуемое (в краткой форме).
Имя числительное — количество или порядок предметов при счёте
Начальная форма — именительный падеж.
Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, целое, дробное или собирательное.
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть)
Количественные — любой член предложения. Порядковые — определение, именная часть составного сказуемого.
Местоимение — указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их
Начальная форма — именительный падеж, единственное число.
Постоянные признаки: разряд (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное), лицо (у личных местоимений).
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство.
Глагол — действие или состояние предмета
Начальная форма — неопределённая форма (инфинитив).
Постоянные признаки: вид, спряжение переходность.
Непостоянные признаки: наклонение, число, время, лицо, род.
Инфинитив — любой член предложения. Личные формы — сказуемое.
Причастие — признак предмета по действию
Начальная форма — именительный падеж, единственное число, мужской род.
Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.
Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (в полной форме), число, род.
Определение.
Краткие страдательные — именная часть составного сказуемого.
Деепричастие — добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
Начальная форма — неопределённая форма глагола.
Постоянные признаки: неизменяемая форма, совершенный и несовершенный вид, переходность*, возвратность*.
* В ряде школьных программ признаки переходности и возвратности не рассматриваются.
Обстоятельство.
Наречие — признак действия предмета или другого признака
Группы по значению: наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели.
Степени сравнения: сравнительная и превосходная (если есть).
Неизменяемость.
Обстоятельство.
Предлог — выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов
Неизменяемость. Производные и непроизводные. Не являются членами предложения.
Союз — связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного
Неизменяемость. Сочинительные и подчинительные. Не являются членами предложения.
Частица — вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова
Неизменяемость. Формообразующие, отрицательные и модальные. Не являются членами предложения.
Междометие — выражает, но не называет различные чувства и побуждения
Неизменяемость. Производные и непроизводные. Не являются членами предложения.

Материалы для презентации

Материалы по частям речи для подготовки презентации учащимися 5-7 классов. Кликните по нужной картинке — она откроется в отдельной вкладке, нажмите CTRL+S на компьютере или выберите иконку сохранения на мобильном устройстве, чтобы сохранить картинку.
Картинки со схемой: схема частей речи (белый фон), схема частей речи (прозрачный фон)
Картинки с таблицами: части речи, самостоятельные части речи, служебные части речи, междометие

Читайте также: