По каким параметрам школа может внести вклад в коэффициент мрсд при расчете рейтинга школ

Обновлено: 06.07.2024

Рейтинг школ – это относительно новое явление в российской жизни.

Конкуренция, соревновательность и успешность – неотъемлемые черты нашего времени, в том числе и в сфере образования, где от результатов учеников зависит оценка деятельности как педагогов, получающих за это стимулирующие надбавки, так и конкретной школы.

В Москве формирование рейтинга началось в 2010 году, когда школы начали получать одинаковое повышенное финансирование, которое теперь зависит не от статуса (лицей, гимназия, центр образования), а от количества учащихся.

Первый рейтинг по итогам 2010/2011 учебного года составлялся по трем показателям: результатам ЕГЭ, ОГЭ и участию в московской и всероссийской олимпиадах школьников.

Затем критерии оценки стали постепенно расширяться: каждый год уточняются приоритеты системы образования, корректируется формула расчёта.

В основе рейтингования столичных школ – несколько основополагающих принципов.

1. За каждым показателем стоит задача, которую решает школа в интересах школьника, его семьи и города

Таким образом, успешное продвижение каждой школы в рейтинге отражает то, насколько она соответствует приоритетам образовательной политики Москвы. При этом показатели достаточно устойчивы и определяются на год вперёд, что даёт возможность школам планировать тактику и стратегию своей работы.

Например, с 2021 года дополнительно учитываются результаты сдачи ЕГЭ и ОГЭ по математике, физике, химии, биологии, информатике. Если ученик демонстрирует высокие результаты освоения этих предметов, балл, начисленный школе за этого ученика, дополнительно увеличивается.

Баллы за результаты на ЕГЭ рассчитываются с учетом вклада школы в динамику результатов ученика. Рейтинговые баллы, которые принес ученик за результаты ЕГЭ, делятся между школой, в которой он учился в 9-м классе, и школой, в которой он закончил свое обучение, пропорционально динамике достигнутого результата.

2. Независимое и объективное измерение того или иного критерия

Результаты не заставили себя долго ждать. Например, в этом году четыре диплома заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников получили ребята с очень тяжёлыми заболеваниями, в том числе незрячие. Благодаря работе по профилактике правонарушений снизилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними.

3. Все критерии рейтинга ориентированы на позитивные результаты

Это значит, что каждый положительный результат, например высокая оценка на экзамене или призовое место на олимпиаде, повышает балл школы. Наоборот, за низкие оценки и отсутствие победителей уменьшение не предусмотрено (единственный корректирующий параметр – число учеников, удалённых с ЕГЭ, он применяется к баллам школы, полученным за сдачу ЕГЭ).

4. Прозрачность критериев и методики расчета

На сайте Департамента образования публикуются не только итоги рейтинга, но и подробная методика его расчета. За 10 лет рейтинг московских школ стал комплексным, максимально охватывающим все показатели, которые поддаются количественному измерению.

Теперь он охватывает 11 блоков:
  • качественное массовое образование;
  • развитие талантов у максимального количества обучающихся;
  • работа дошкольных групп;
  • профилактика правонарушений;
  • инклюзивное образование;
  • социокультурное развитие;
  • профессиональные умения и мастерство;
  • массовый любительский спорт;
  • удовлетворенность семей образовательными организациями;
  • функциональная грамотность обучающихся;
  • динамика широты возможностей обучающихся.

5. За 10 лет выросло не только количество показателей рейтинга, но менялись его названия

Причем внутри каждой группы школы упорядочены в алфавитном порядке по округам, далее по районам, а потом по названиям. Место школы в группе не указано.

В этом году общий объем грантов мэра Москвы составил 3,85 млрд рублей: 20 грантов 1-й степени по 40 млн рублей каждый, 50 грантов 2-й степени по 25 млн, 100 грантов 3-й степени по 15 млн и 50 грантов за достижения в создании развивающей среды по 6 млн.

Главной целью системы образования города Москвы является обеспечение доступности качественного образования и создание условий для реализации талантов каждого москвича. Это значит, что достойное столицы качество образования должны гарантировать все без исключения школы города.

Эта задача обусловлена постоянно возрастающими требованиями населения к результатам образования и подкреплена серьезными ресурсами города. За последние четыре года произошли коренные изменения в укреплении и развитии материальной базы и финансировании образовательных организаций.

В целях стимулирования повышения качества работы московских школ с 2011 года внедрена система грантов Мэра Москвы. Подходы и критерии отбора лауреатов, заложены в основе Рейтинга московских школ.

Все критерии рейтинга делятся на несколько блоков.

Блок 1. Показатели эффективности работы школы по обеспечению качественного массового среднего образования.

Оцениваются результаты Государственной итоговой аттестации:

- За каждого учащегося, который по каким-либо трем предметам на ЕГЭ набрал не менее 220 баллов, начисляется 1 балл.

- За каждого учащегося, который по каким-либо трем предметам на ЕГЭ набрал от 190 до 219 баллов, начисляется 0,5 балла.

- За каждого учащегося, который по трем предметам ОГЭ в сумме набрал не менее 12 баллов (по рекомендованной ФИПИ 5-балльной шкале) начисляется 0,25 балла.

В случае наличия обучающихся, удаленных с ЕГЭ, балл, набранный школой по результатам ЕГЭ, умножается на коэффициент. Данный коэффициент высчитывается по следующей формуле:



Блок 2. Показатели эффективности работы школы по созданию условий по развитию талантов максимального количества учащихся.

Оцениваются результаты участия во Всероссийской (заключительный и региональный этапы) и Московской олимпиадах школьников по предметам.

Каждый учащийся по каждому предмету учитывается один раз в соответствии с максимальным результатом. Один школьник учитывается не более, чем по двум предметам:

- призер Московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады - 1 балл,
- победитель Московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады - 3 балла,
- призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады - 5 баллов,
- победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады - 10 баллов.

Блок 3. Показатели эффективности работы школы по обеспечению качества знаний, подтверждаемого внешней оценкой.

Оцениваются результаты школ по итогам проведения независимых предметных и метапредметных диагностик:

- по каждому предмету за каждого учащегося, преодолевшего установленный порог в общегородских диагностиках по результатам обучения в 4-х и 7-х классах - 0,01 балла,

- за каждого учащегося, преодолевшего установленный порог в общегородских метапредметных диагностиках в 4-х и 7-х классах - 0,01 балла.

Блок 4. Показатели результативности работы дошкольных отделений.

Необходимо отметить, что данный критерий модернизирован. Если раньше учитывалось количество детей, обучающихся по программе дошкольного образования на базе школы, то теперь важно количество дошкольников, перешедших по заявлению родителей в первый класс этой же школы.

За каждого переведенного из дошкольного отделения в 1 класс той же образовательной организации школа получает - 0,06 балла.

Не менее важными, чем учебные результаты, для системы образования являются и другие показатели, отражающие работу школы по развитию разносторонних способностей и талантов детей, формированию у них адекватного отношения к миру и себе в этом мире, а также способность школы работать с детьми разных категорий.

Поэтому в число критериев Рейтинга включены следующие дополнительные параметры:

Блок 5. Показатели эффективности работы школы по профилактике правонарушений.

- за каждого ученика 7-11 классов, не совершившего правонарушений в течение учебного года - 0,001 балла,

- за каждого ученика 7-11 классов, состоящего на внутри школьном профилактическом учете (по согласованию с Управляющим советом), не совершившего правонарушений в течение учебного года - 0,005 балла,

- за каждого ученика 7-11 классов, состоящего на профилактическом учете в органах внутренних дел, не совершившего правонарушений в течение учебного года - 0,1 балла.

Каждый ученик учитывается по указанным параметрам один раз.

Блок 6. Показатели эффективности работы школы по работе с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности.

Баллы, начисленные за детей-инвалидов (по показателям ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, диагностикам, дошкольникам) умножаются на коэффициент финансирования ученика (2,0 или 3,0).

С учетом того, что при поступлении инвалиду необходимо предъявлять один ЕГЭ, то для указанной категории вместо:

- 1 балла за набор 220 баллов в сумме по трем ЕГЭ, применяется 1 балл за набор 73 баллов по одному из ЕГЭ,

- 0,5 балла за набор 190-219 баллов в сумме по трем ЕГЭ, применяется 0,5 балла за набор от 63 до 72 баллов по одному из ЕГЭ,

- 0,25 балла за набор 12 баллов в сумме по трем предметам ОГЭ, применяется 4 балла по одному из предметов ОГЭ.

Суммарный рейтинговый балл школы умножается на коэффициент, в зависимости от количества детей-инвалидов в учреждении.

К=1+0,001*(коэффициент финансирования ученика-инвалида).

Пример: в школе 10 инвалидов (с коэффициентом финансирования 2), один из них стал победителем регионального этапа:

- за победителя школа получит не 3 балла, а 6 баллов,

- суммарный балл школы умножится на 1,02.

Блок 7. Показатели результативности работы школы по использованию социо-культурных ресурсов города в обучении.

Школы могут получить умножение своих баллов на коэффициент, в зависимости от уровня результативности работы (в сумме по обеим олимпиадам):

- высокий уровень (наличие не менее четырех дипломов, из них не менее двух победителей) - 1,02,

- хороший уровень (не менее трех дипломов, их них не менее одного победителя) - 1,01,

- работа только началась (наличие не менее одного диплома призера или победителя) - 1,005,

- результаты не показаны или отсутствуют - 1,00.

Место в Рейтинге определяется в результате подсчета суммы баллов школы за основные критерии, за дополнительные критерии и умножаются на коэффициенты мультипликативных критериев (блоки 6 и 7).

Рейтинговый балл = (балл за ЕГЭ * Kуд + балл за ОГЭ + балл за олимпиады + балл за диагностики + балл за дошкольников + балл за работу по профилактике правонарушений) X Коэффициент за работу с детьми-инвалидами Х Коэффициент за социо-культурную работу.

Школы ранжируются по убыванию рейтингового балла. В случае равенства баллов учитывается динамика по сравнению с прошлым годом (чем выше динамика, тем более высокое место занимает школа).

1 Рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников Методика 2019/2020 Критерии рейтинга делятся на несколько блоков: качественное массовое образование; развитие талантов у максимального количества обучающихся; работа дошкольных групп; профилактика правонарушений; инклюзивное образование; социокультурное развитие; профессиональные умения и мастерство; массовый любительский спорт; удовлетворенность семей образовательными организациями; динамика широты возможностей обучающихся. Блок 1. Показатели эффективности работы образовательной организации по обеспечению качественного массового образования 1.1. Государственная итоговая аттестация За каждого обучающегося, который на момент выпуска по любым трем предметам на ЕГЭ набрал не менее 250 баллов, начисляется 1,5 балла. За каждого обучающегося, который на момент выпуска по любым трем предметам на ЕГЭ набрал от 220 до 249 баллов, начисляется 1 балл. За каждого обучающегося, который на момент выпуска по любым трем предметам на ЕГЭ набрал от 190 до 219 баллов, начисляется 0,5 балла. За каждого обучающегося, который по трем предметам ОГЭ в сумме набрал не менее 12 баллов (по рекомендованной ФИПИ 5-балльной шкале) начисляется 0,25 балла. Баллы за результаты на ЕГЭ рассчитываются с учетом вклада школы в динамику результатов ученика. Рейтинговые баллы, которые принес ученик за результаты ЕГЭ, делятся между: школой, в которой ученик закончил освоение программ среднего общего образования (по состоянию на 25 мая соответствующего года); школой, в которой ученик закончил освоение программ основного общего образования (по состоянию на 25 мая соответствующего года). Деление происходит пропорционально отношению приведенной суммы баллов трех лучших предметов ОГЭ и суммы баллов трех лучших предметов ЕГЭ. Приведенная сумма означает умножение суммы баллов трех лучших предметов ОГЭ по пятибалльной шкале, рекомендованной ФИПИ, на 16. Приведенная сумма баллов трех лучших предметов ОГЭ вычисляется по следующей формуле: ПРОГЭ = БСумма3ОГЭ(5б) * 16 В случае наличия обучающихся, удаленных с ЕГЭ, балл, набранный образовательной организацией по результатам ЕГЭ, умножается на понижающий коэффициент. Данный коэффициент вычисляется по следующей формуле: Куд = 1 10 Количество удаленных Количество участников Каждый обучающийся по параметру ЕГЭ учитывается только один раз.

2 1.2. Диагностики МЦКО Внутришкольный контроль должен быть эффективным, информативным и объективным. Оценивается отсутствие обмана обучающихся и их родителей о качестве текущей подготовки. Баллы начисляются за количество обучающихся 4, 5, 6, 7, 8 и 10 классов, которые успешно проходят диагностику по любому из предметов (или метапредметную диагностику) по данным внутришкольного контроля, подтвержденного независимой диагностикой базового уровня (МЦКО). Школа, на основании организованных школой процедур контроля качества образования, вводит в информационную систему заявку с количеством обучающихся по каждому из 4 8 и 10 классов, которые, по мнению школы, гарантированно пройдут диагностику базового уровня по любому из предметов (или метапредметную диагностику). Ввод заявки происходит до начала жеребьевки классов и предметов выборочной диагностики. Если по результатам жеребьевки школа не включена в выборочные диагностики, то заявленное количество обучающихся во всех параллелях умножается на коэффициент 0,01 и школе начисляются полученные баллы. Если по результатам жеребьевки школа включена в выборочные диагностики, суммарное заявленное школой количество учащихся во всех параллелях умножается на коэффициент подтверждения, который определяется по следующему правилу: подтверждение на внешней независимой диагностике базового уровня МЦКО заявленного количества с отклонением не более чем на 15% от заявленного количества коэффициент принимает значение 0,015; подтверждение на внешней независимой диагностике базового уровня МЦКО заявленного количества с отклонением в большую сторону более чем на 15% от заявленного количества коэффициент принимает значение 0,01; неподтверждение заявленного количества более чем на 15% в меньшую сторону коэффициент принимает значение 0. Если в течение учебного года проводится более одной диагностики, каждая из них умножается на свой коэффициент подтверждения. Баллы, начисленные за каждую диагностику, суммируются между собой Обеспечение доступности качественного массового образования жителям макрорайона (МРСД) Мультипликативный коэффициент обеспечения доступности качественного массового образования жителям макрорайона КМРСД рассчитывается для каждого МРСД по результатам ЕГЭ и ОГЭ. Общий рейтинговый балл каждой школы МРСД умножается на КМРСД, вычисляющийся по формуле: КМРСД = Кбалл_max90%_3ЕГЭ * Кбалл_max90%_4ОГЭ Расчет Кбалл_max90%_3ЕГЭ: Находится Баллmax90%_3ЕГЭ максимальный балл, который преодолели по сумме трех 1 лучших предметов ЕГЭ 90% выпускников 2 школ МРСД. Коэффициент Кбалл_max90%_3ЕГЭ находится по Таблице 1. 1 Для обучающихся с инвалидностью применяется учет одного лучшего результата ЕГЭ (умножается на 3); для сдавших демонстрационный экзамен (ДЭ) учитывается максимум из суммы трех лучших предметов ЕГЭ и пересчета результатов ДЭ в сумму трех ЕГЭ в стандартизированных шкалах. 2 Обучающиеся с инвалидностью, не сдающие ЕГЭ, не учитываются в общем числе выпускников.

3 Интервал значения Балл max90%_3егэ менее 90 1 не менее 90, но менее 95 1,01 не менее 95, но менее 100 1,02 не менее 100, но менее 105 1,03 не менее 105, но менее 110 1,04 не менее 110, но менее 115 1,05 не менее 115, но менее 120 1,06 не менее 120, но менее 125 1,07 не менее 125, но менее 130 1,08 не менее 130, но менее 135 1, и более 1,1 К балл_max90%_3егэ Таблица 1 Расчет Кбалл_max90%_4ОГЭ: Находится Баллmax90%_4ОГЭ максимальный балл, который преодолели по сумме четырех 3 лучших предметов ОГЭ 90% выпускников 4 школ МРСД. Коэффициент Кбалл_max90%_4ОГЭ находится по Таблице 2. Таблица 2 Интервал значения Баллmax90%_4ОГЭ Кбалл_max90%_4ОГЭ 12 и менее ,01 14 и более 1,02 Блок 2. Показатели эффективности работы образовательной организации по созданию условий для развития талантов у максимального количества обучающихся 2.1. Всероссийская (заключительный и региональный этапы) и Московская (заключительный этап) олимпиады школьников Каждый обучающийся по каждому предмету учитывается один раз в соответствии с максимальным результатом. Один обучающийся учитывается не более чем по двум предметам: победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады 10 баллов; призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады 5 баллов; победитель Московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 3 балла; призер Московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 1,5 балла. В случае перехода обучающегося в другое образовательное учреждение баллы по результатам олимпиад 2019/20 учебного года в течение этого учебного года делятся пополам между образовательной организацией, которую обучающийся посещал в этом учебном году, и образовательной организацией, которую обучающийся посещал по состоянию на 25 мая предыдущего года. С 2020 г. учитывается вклад образовательной организации в олимпиадный результат обучающегося. За каждый год непрерывного обучения в текущей образовательной организации начисленный балл за результаты участия во Всероссийской олимпиаде 3 Для обучающихся с инвалидностью применяется учет одного лучшего результата ОГЭ (умножается на 4). 4 Обучающиеся с инвалидностью, не сдающие ОГЭ, не учитываются в общем числе выпускников.

В расчёт рейтинга школ 2020 внесены изменения. Подробнее о каждом из них.

Блок 1. Показатели эффективности работы образовательной организации по обеспечению качественного массового образования.

Показатель ОГЭ: перезасчитываются баллы прошлого года.
Показатель ЕГЭ: показатель 63 балла не будет учитываться в рейтинге. Показатель 220 баллов по трем предметам ЕГЭ в сумме будет заменен на показатель 73 балла по одному лучшему предмету ЕГЭ.
Показатель МРСД в этом году применяться не будет.

Блок 5. Показатели эффективности работы образовательной организации по работе с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности.

Показатель ОГЭ: перезасчитываются баллы прошлого года.

Выступление научного руководителя ГАОУ ДПО ЦПМ Ивана Валериевича Ященко на Городском семинаре управленческой навигации, 04.06.2020:

Читайте также: