Плюсы и минусы в проектной деятельности в школе

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Проектная и исследовательская деятельность

в начальной школе: плюсы и минусы

В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. К сожалению, за годы работы в школе, учителя сталкиваются со стремлением детей мыслить по готовым стереотипам и потерей интереса к урокам. Одной из причин, по которой дети испытывают затруднения, является неумение мыслить творчески. Можно сколько угодно оперировать знаниями, полученными в учебном процессе, но ничего нового не создавать. Ребенок должен научиться удивляться миру, видеть его тайны и проблемы и тогда он будет с удовольствием учиться.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Как разработать проект?

Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Он, таким образом, создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше, и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.

Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика.

Как грамотно организовать проектную деятельность?

Отличия и взаимосвязь исследовательской и проектной деятельности.

Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Во-вторых , исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих , проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

• Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

• Подготовка и защита презентации;

• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

•Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

•Постановка цели и конкретных задач исследования.

•Определение объекта и предмета исследования.

•Выбор метода (методики) проведения исследования.

•Описание процесса исследования.

•Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В - четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Вывод: зачастую оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга. Исследовательская деятельность заканчивается проектом, или в проект включено исследование.

При организации проектно – исследовательской деятельности с детьми необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности детей. В начальной школе проекты могут быть исследовательскими, творческими, игровыми, информационными, практико-ориентированными.

Итак, в начальной школе возраст накладывает ограничение на исследовательскую деятельность, но работать в этом направлении надо обязательно, так как занятия, добытые в самостоятельном исследовании, являются более глубокими, прочными переходят в убеждения и являются стимулом для заинтересованности школьной жизнью

Этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

-расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания

-работать с различными источниками информации, осуществлять выбор

наиболее значимого содержания из имеющейся информации

-сформировать научно-исследовательские навыки

-реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться

-воспитать не знатока-исполнителя, а творца

-выработать интерес к школьной жизни

1 класс- подготовка к исследованию. Развитие поисковой активности.

Можно искать информацию всем вместе, посетив библиотеку или компьютерный класс. Можно предложить ребятам ответить на вопросы дома, попросить почитать родителей. Мамы папы бабушки и дедушки - это единомышленники. Они помогают в поиске и запоминании информации.

Здесь учитель преследует следующие моменты, необходимые для исследовательской деятельности:

-потребность узнавать что-то новое.

-развитие общего кругозора, памяти, мышления, речи.

-умение отвечать перед сверстниками.

У учеников развиваются следующие умения:

-развивать свою точку зрения.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы .

Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователей в группах:

-развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать,формулировать выводы
-поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников

На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности:

в урочной деятельности:

-наблюдения по плану

-рассказы детей и учителя

-упражнения на развитие мыслительной деятельности

во внеурочной деятельности:

-экскурсии
-мини-доклады
-ролевые игры

Во 2 классе дети овладевают техникой исследовательского поиска в группах, они делятся на творческие группы по интересам.

1. Предварительная работа. Коллективные игры и игры тренинги.

* Дети продолжают характеризовать явления, сравнивать, классифицировать, экспериментировать, наблюдать, искать проблемы. * Формируются умение общаться и работать в группе.

* Развиваются черты характера доброжелательность, общительность, скромность, такт. Реализовать эту задачу помогают игровые формы обучения.

Примером могут служить коллективные игры, игры-тренинги.

Для обучающихся очень важно, чтобы игры приносили конкретный результат. С этой целью после каждой игры проводится итоговая беседа.

Вывод: во 2 классе дети учатся добывать и применять знания, распределять обязанности в группе и успешно защищают исследовательскую работу. У учеников развиваются коммуникативные качества и умение работать в группах, а также - доброжелательность, ответственность. Ведётся научно-исследовательская работа, которая активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. А так же планомерная работа по проектной деятельности.

По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач.

С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников:

-мини-исследования
-уроки-исследования
-групповая работа

Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми.


Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ навыки групповой деятельности;

+ интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

- психологические коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.

В конце данной работы хотелось бы сформулировать основные выводы:

- Положительной оценки в проектно-исследовательской работе достоин любой уровень достигнутых результатов.

- Благодаря этой работе дети получают огромный опыт по преобразованию информации. У них развиваются коммуникативные навыки, им интересно делать свои маленькие открытия.

Еще один немаловажный момент – исследовательская деятельность помогает детям быть успешными в жизни, ведь если у ребенка невысокая успеваемость, то у него развиваются комплексы. А исследовательская деятельность позволяет ощутить свою значимость, независящую от успеваемости. Позволяет ребятам верить в себя.

Традиционная школа может более или менее слаженно работать, если дети послушны, дисциплинированы, не задают лишних вопросов, пассивно ждут указаний, постоянно внимательны к словам учителя и демонстрируют полное усвоение всего, что он объяснил на уроке. Так в идеале. Но таковы ли современные дети?

Теперь в школах постоянно ведётся работа по поиску новых форм и методов преподавания. Появляются уроки-дебаты, - дискуссии, - игры, - путешествия, - викторины, - исследования, уроки-концерты. Всё же ключевым словом остаётся "урок" как устойчивая форма организации преподавания общей для всех программы для одних и тех же детей в течение учебного года. Такая форма обучения настойчиво контролируется "сверху". В итоге, несмотря на видимость внешних изменений, школьная уравниловка всё равно продолжает порождать академическое неравенство, именно потому, что все дети не могут проявить свои индивидуальные способности и не имеют возможности самореализации.
Так сохраняется основное противоречие между внутренней потребностью активной части педагогического сообщества в инновационных формах работы и организационными стандартами. К сожалению, приоритетами остаются традиционно формальные показатели, облегчающие контроль ("успеваемость", "наличие планов УВР", "чётко оформленные классные журналы" и т.п.)

Так как современное общество ставит перед школой задачу подготовить школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания, во многих школах наряду с разнообразными направлениями новых педагогических технологий всё чаще применяется проектная деятельность.

Метод проектов - не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика "Метод проектов" (1918), в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел". В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

По определению М.А. Ступницкой, учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных учащимися проектов должны быть ощутимыми, если это теоретическая проблема- конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта.

Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

Практика показывает, что применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа:

1. Планирование работы над проектом:

- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

- обсуждение возникших идей;

- перечисление интересующих учащихся тем проектов;

- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

- уточнение намеченной цели задач;

- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами);

- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

- систематизация полученных данных;

- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

- осмысление полученных данных и способов достижения результата;

- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.)

Я использую следующие виды презентации проектов: пресс-конференция, деловая игра, телепередача, научная конференция, защита на Учёном совете, путешествие, диалог с историческим или литературным персонажем и другие.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм действий:

Выбор темы проекта.

Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы.

Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий.

Собираем данные (изучаем литературу, ставим эксперименты, собираем необходимую информацию).

Получаем результаты. (Если что - то не удалось - это тоже результат).

Анализируем результаты. Сравниваем полученное с данной гипотезой.

Делаем выводы. Планируем дальнейшую деятельность. Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Этот алгоритм помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Основная трудность в организации проектной деятельности - перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но приходится избегать больших временных затрат.

При сегодняшней загруженности современного ученика, реальным я считаю создание одного-двух проектов в течение года. Наиболее удачные проекты ребята представляют на школьной Малой академии, на районных и городских конкурсах.

Из-за ограниченности во времени, чаще я использую краткосрочные проекты, конечным продуктом которых является мультимедийная презентация. На мой взгляд, эта форма отчёта позволяет не только структурировать информацию в алгоритмическом порядке, но и облегчить усвоение и запоминание материала. Не маловажной является и психолого-физиологическая особенность восприятия материала, так как во время обучения будут задействованы все каналы восприятия. Хорошо известно, что при аудио- и визуальном преподнесении запоминается до 65% информации. Для сравнения: устной информации запоминается лишь 12 %, с записями - 25 %.

Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже усваивать излагаемый материал.

Создание мультимедийной презентации является незаменимой формой организации повторения учебного материала в условиях подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 11 классе и новой форме по русскому языку в 9 классе. Для успешного выполнения заданий по русскому язык, учащимся предлагается создать проекты по следующим темам: "Языковые тропы", "Сочинение - рассуждение", "Виды орфограмм в корне (суффиксах, приставках)", "Пунктуация простого осложненного предложения", "Пунктуация сложного предложения", "Стили и типы речи" и другие.

Созданные презентации дают возможность рациональнее использовать учебное время, учат ребят работать в информационном пространстве.

  • актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
  • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
  • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
  • формирование исследовательских умений;
  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

Безусловно, есть и минусы. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание "засветиться" на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой "Выставку достижений учителей". В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

Основные плюсы и минусы проектной деятельности

Школа — достаточно консервативное заведение, храм знаний и место, где большинство детей имеют возможность получать знания. Но далеко не каждая система образования соответствует тенденциям времени. Если в 20 веке — веке машин и технического прогресса, в людях ценилось умение следовать правилам, способность длительное время выполнять однообразную работу на заводах и точность; то в 21 веке все стало по-другому. Наш век — время новых технологий и информационного прогресса, поэтому сейчас в людях больше ценятся способность нестандартно мыслить в критических ситуациях и быстродействие.

С течением времени происходила своеобразная эволюция обучения. Люди, а именно учителя, старались адоптировать процесс под веяния нового времени, позволяя ученикам, тем самым, лучше приспособиться к жизни в новых условиях.

В наше время существует множество подходов к обучению детей и каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Одним из них является метод проектной деятельности. На удивление он не является новым, так как появился еще в начале 20-го века, но в связи с тем, что он был совершенно неактуален в те дни, его забыли. И вот практически век спустя метод проектной деятельности появляется в различных школах не только нашей страны, но и всего мира. Для того чтобы сделать выбор и понять, актуален ли данный метод обучения в наши дни, необходимо знать все преимущества и недостатки данной системы образования.

Преимущества проектной деятельности

  • Развитие навыков самоконтроля и самообразования. И действительно, американские исследования выявили, что ученики из классов, в которых использовался метод проектной деятельности, были более самостоятельными, ответственными и организованы. Такие ученики вынуждены были самостоятельно распределять свое время и планировать день, ведь только это могло им позволить не забыть про учебу и получить в будущем хорошую оценку. К тому же ученику предоставляется выбор самому определить, какие источники информации он будет использовать для подготовиться к занятию. Это значит, что в будущем, такой ребенок сможет самостоятельно принимать достаточно сложные решения, сможет управлять своим вниманием и правильно распределять время.
  • Развитие навыков групповой деятельности. Метод проектной деятельности подразумевает не только индивидуальную работу, но и работу в команде, ведь в настоящее время очень сложно развить какую-либо масштабную идею самостоятельно. Таким образом, данный метод помогает ученикам самостоятельно принять решения о необходимости выбора лидера и распределении обязанностей, что подготавливает учеников к работе в коллективах.
  • Метод взращивает интерес к познавательной деятельности, ведь школьники самостоятельно решают, что и каким образом они будут учить. Также, у учеников развивается критическое мышление в связи с тем, что обычно они используют несколько источников литературы, для выполнения поставленных задач.
  • Метод моделирует реальные условия: постановка задачи — получение результата; что является невероятно важным, ведь в настоящее время, действия всех топ-менеджеров и руководителей фирм направлены на получение результатов. Человеку уже нет необходимости стоять за станком и конструировать 1000 деталей за час на автомате. Он должен придумать, каким образом ему следует оптимизировать свою деятельность для повышения личной эффективности.
  • Метод позволяет развить креативность, нестандартное решение. И действительно, к решению одной и той же задачи можно подходить различными путями. Таким образом, ученик сам принимает решение, какой именно путь кажется ему наиболее выгодным. Благодаря возможности самовыражаться часто открываются скрытые таланты: способности руководить, объединять коллектив, генерировать необычные идеи, просчитывать риски и возможную выгоду.

Проектная деятельность

Недостатки проектной деятельности

vsh12

И все же, что выбрать?

Таким образом, можно увидеть что, как и в любой системе образования, в проектной деятельности существуют свои преимущества, и недостатки. С одной стороны, перед учеником отрываются новые возможности: он может развить в себе качества лидера, самостоятельность, организованность, креативность и многие другие таланты. С другой стороны, организовать такое обучение невероятно трудно.

Далеко не у каждого учителя есть возможность посвятить разработке новой концепции урока достаточное количество времени, и далеко не каждый учащийся способен выдержать такие нагрузки. К тому же подготавливаться к экзаменам государственного образца, таким как ЕГЭ и ГИА, ученику придется самостоятельно. Это несет определенные риски и является невероятно стрессовой ситуации для любого ребенка. Поэтому выбор метода обучения должен основываться на сильных сторонах ребенка и четком понимании, будет ли это наилучшим для него выбором.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плюсы и минусы проектной деятельности

На протяжении нескольких десятков лет в сфере образования происходила своеобразная эволюция обучения. Педагоги школ стремятся приспособиться обучающихся к жизни в новых условиях.

В настоящее время существует множество подходов к обучению учащихся и каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Одним из таких подходов является метод проектной деятельности.

Метод проектов не является новым, так как он появился еще в начале XX века, в связи с тем, что он был совершенно неактуален в те дни его не использовали. В 1931 году постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

И вот, практически век спустя, метод проектной деятельности появляется вновь и начал набирать применяться в школах всех стран мира.

Для того чтобы сделать выбор и понять, актуален ли данный метод обучения в наши дни, необходимо знать все преимущества и недостатки данной системы образования.

Преимущества проектной деятельности

Развитие навыков самоконтроля и самообразования. Американские исследования выявили, что обучающиеся из классов, в которых использовался метод проектной деятельности, были более самостоятельными, ответственными и организованы. Такие обучающиеся самостоятельно распределяли свое время и составляли планы на день, а т. ж. самостоятельно определяли, какие источники информации они будет использовать для подготовиться к занятию. Отсюда вывод, что такие обучающиеся смогут самостоятельно принимать достаточно сложные решения, они могут управлять своим вниманием и правильно распределять время.

Развитие навыков групповой деятельности. Метод проектной деятельности подразумевает не только индивидуальную работу, но и работу в команде, группе. Таким образом, данный метод помогает обучающимся самостоятельно принять решения о необходимости выбора лидера команды и распределении обязанностей, что подготавливает учеников к работе в коллективах.

Метод проектной деятельности взращивает интерес к познавательной деятельности, ведь обучающиеся самостоятельно решают, что и каким образом они будут учить. Также, у обучающихся развивается критическое мышление в связи с тем, что обычно они используют несколько источников литературы, для выполнения поставленных задач.

Метод проектной деятельности моделирует реальные условия: постановка задачи - получение результата; что является невероятно важным, ведь в настоящее время, действия всех топ - менеджеров и руководителей фирм направлены на получение результатов. Человеку уже нет необходимости стоять за станком и конструировать 1000 деталей за час на автомате. Он должен придумать, каким образом ему следует оптимизировать свою деятельность для повышения личной эффективности.

Метод позволяет развить креативность, нестандартное решение. И действительно, к решению одной и той же задачи можно подходить различными путями. Таким образом, ученик сам принимает решение, какой именно путь кажется ему наиболее выгодным. Благодаря возможности самовыражаться часто открываются скрытые таланты: способности руководить, объединять коллектив, генерировать необычные идеи, просчитывать риски и возможную выгоду.

Недостатки проектной деятельности

Отсутствие критериев оценки в связи с тем, что такие задания не являются стандартизированными.

Повышенная нагрузка на преподавателя, ведь проведение урока-игры или урока-конференции требует определенной подготовки со стороны учителя, затрат его физических и моральных сил.

Перегрузка обучающихся, ведь исследовательская работа – это кропотливый труд. Требуется много времени и сил для того, чтобы найти необходимую литературу, выбрать подходящие источники, проанализировать написанное и сделать соответствующие выводы. К тому же зачастую обучающимся требуется представить свои работы в виде презентации или доклада, что для многих обучающихся является очень сложной задачей.

Стрессовые ситуации у школьников, во время обучения, также достаточно частое явление. В связи с возможными перегрузками в школе, а также из-за потери веры в себя или разочаровании в своих силах, ребенок, в особенности подросток, может уйти в депрессивное состояние. Важно отметить, что такое случается лишь с эмоционально лабильными детьми.

Психологические проблемы коммуникации.

И все же, что выбрать?

Таким образом, можно увидеть что, как и в любой системе образования, в проектной деятельности существуют свои преимущества, и недостатки. С одной стороны, перед учеником отрываются новые возможности: он может развить в себе качества лидера, самостоятельность, организованность, креативность и многие другие таланты. С другой стороны, организовать такое обучение невероятно трудно.

Далеко не у каждого учителя есть возможность посвятить разработке новой концепции урока достаточное количество времени, и далеко не каждый обучающийся способен выдержать такие нагрузки. К тому же подготавливаться к экзаменам государственного образца, таким как ЕГЭ и ГИА, ученику придется самостоятельно. Это несет определенные риски и является невероятно стрессовой ситуации для любого ребенка. Поэтому выбор метода обучения должен основываться на сильных сторонах ребенка и четком понимании, будет ли это наилучшим для него выбором.

Читайте также: