Чем по вашему мнению зеленый дом ф дольто отличается от детского сада

Обновлено: 30.06.2024

Зеленый дом - это не ясли, не детский сад, не консультативный центр. Здесь ждут малышей от первых дней жизни и до трех лет вместе с мамами и папами, бабушками или дедушками. Он задуман как пространство свободной игры и спокойного общения детей и взрослых. Здесь малыш сможет познакомиться с другими детьми и новыми незнакомыми взрослыми, а родители - поиграть вместе с ним, поговорить с другими родителями, просто отдохнуть.
Здесь ребенка встретят люди, которые стремятся помочь ребенку (даже самому маленькому) осознать себя как личность, обращаясь к нему и разговаривая с ним.
Зеленый дом поможет малышам приобрести первый опыт общения с людьми вне привычной домашней обстановки, исследовать мир, чувствуя поддержку родителей, ведь в этом месте взрослые никогда не оставляют ребенка одного.

Зеленый дом открыт:
-для семей, где только что появился малыш - ведь никому не хочется сидеть в четырех стенах: и ребенок, и его мама нуждаются в жизни, полной впечатлений;
- для детей, которые посещают или собираются посещать ясли или детский сад, но в душе их мам тревога: каково малышу без меня?

Кажый Зеленый дом имеет свое Имя. Петербургский Зеленый дом называется ЗЕЛЕНЫЙ ОСТРОВ.

Психоанализ Фрейда, а затем работы по детскому психоанализу Анны Фрейд и Мелани Кляйн, без сомнения, оказали влияние на представления о ребенке и педагогику в ХХ веке. Не остался в стороне от этих вопросов и французский психоанализ, несмотря на репутацию высокоинтеллектуальной теории. Уже одна из первых женщин во французском психоанализе – Софи Моргенштерн – разработает формы работы с детьми посредством рисунка. Именно ее будет считать своим учителем Франсуаза Дольто.

В каком-то смысле нечто похожее только на уровне слова, а не тела, делала и Франсуаза. Примечательно и то, что трое их детей стали известными людьми, причем в разных областях: Жан-Хризостом (певец, актер, художник-фантаст), Грегуар (инженер-кораблестроитель) и Катрин (психотерапевт-гаптономист).


В ходе своей многолетней аналитической практики и консультаций в медицинских центрах, Дольто создаст собственный метод работы с детьми. С ее точки зрения ребенок имеет полное право на собственное желание, что отнюдь не значит стремления удовлетворить все его просьбы и капризы.

Целый ряд социальных институций трансформировались или возникли, благодаря осознанию того, что ребенок имеет право на собственную речь. И именно с ее подачи среди французов стал почти всеобщим ритуал, согласно которому при выписке младенца из роддома с ним говорят и проводят небольшую экскурсию по новому дому.

Как психоаналитик Дольто прекрасно понимала, что нельзя переоценивать взрослых, ведь каждый из них в определенной степени остается ребенком со всеми его травмами, фиксациями и фантазиями. Поэтому в вопросе детского развития она занимает необычную позицию: если есть учреждения, где воспитывают детей, то должны быть и такие, которые воспитывают родителей. А еще лучше делать это совместно.


Франсуаза Дольто с детьми

Помимо детских садов нужно еще какое-то место, где возможен рост и развитие, включающие более широкое социальное пространство. Место, в котором дают возможность мамам и папам, бабушкам и дедушкам увидеть, как даже самые маленькие нуждаются в том, чтобы быть услышанными.


Франсуаза Дольто с коллегой

Первая и ключевая – это ранняя социализация детей. Встреча с другими детьми и взрослыми в располагающей атмосфере помогает ребенку подготовиться к яслям или детскому саду. С одной стороны, это помогает ему развивать коммуникативные способности (отнюдь не всегда развивающиеся в семье), а с другой стороны, помогает в подходящем ритме отделиться ребенку от родителей. Стоит заметить, что во Франции довольно часто уже через 2-3 месяца после родов матери выходят на работу, а детей отдают няне или в ясли.

На основе идей институциональной педагогики и методов Франсуазы Дольто в 1973 году была открыта Школа в Ла Новилль-дю-Боск в Нормандии. Позже школа переехала в Шато-де-Таки недалеко от Парижа, так что Дольто смогла отправлять туда детей, которые проходили у нее терапию.

Образовательная программа школы была нацелена на создание новой этики взаимоотношения, которая позволит здоровое развитие ребенка. Поэтому в ней помимо учителей должны быть также люди, которые интересуются психологическим становлением учеников – скорее тьюторы, чем школьные психологи.

Вслед за представлениями Штайнера, Дьюи и др., создатели Школы Новилля считали, что не стоит торопиться с интеллектуальным развитием. Школа должна сперва развить физические способности и умение общаться. Обязательными уроками в школе остались чтение, счет и письмо. Все остальное – на выбор, в т. ч. возможность создать свои кружки и исследовательские семинары.

В одном видеофильме о работе Дольто как раз приводится пример девочки лет 9-10, которая с первого года обучения заинтересовалась химией и теперь уже проходит программу старших классов (это не вундеркинд, т. к. в остальных предметах ее интерес и способности на уровне одногодков).


Создатели Школы в Ла Новилль-дю-Боск: Паскаль Леметр, Фабьенн Д’Ортоли и Мишель Эмрам

Причины запрета должны исходить из самой природы вещей, когда нечто опасно само по себе или в силу обстоятельств (например, отсутствия навыка обращения), но никогда потому, что просто кто-то запретил. В противном случае психология ребенка приравняет опасность к наказанию, а это крайне искажает отношения с другими, особенно родителями и педагогами.

В качестве одной из главных задач педагога в этой школе стало принятие самого себя. До тех пор, пока это не произойдет, сложно ожидать честности в отношении к другим и миру. И по этому поводу Дольто отмечала, что только честное слово, обращенное к ребенку – способ избежать невротизации. Любая ложь (даже во спасение) – это форма исключения ребенка из ситуации или знания, но поскольку дети чувствуют происходящее, то это порождает только тревогу.

Проницательность Дольто позволила ей очень точно определить, что многие педагогические и психологические новшества под маской заботы о ребенке скрывают желание контроля. Как, например, попытка с помощью тестов и бесед с психологом обнаружить (как можно раньше) таланты и проблемы ребенка.

В таком взаимодействии дети чаще приспосабливаются, сознательно или бессознательно читают желания взрослого. И именно взрослый из своих критериев декодирует эту речь. Эта поспешная попытка найти место юному субъекту в обществе и контролировать его развитие по (за него) выбранному пути – увы, не всегда ведет к индивидуальному или общему благу. Дольто провоцирует дискуссию и интеллектуальный поиск, говоря:

Как минимум в одном ребенок часто более способен, чем взрослый – в способности изменить свое отношение. Там, где у взрослого уже сформировавшийся невроз, у ребенка – возможность. Ведь в конечном счете для нашей психики многое определяют не события, а отношение.

Между потерей игрушки и потерей родителей разница лишь в силе эффекта и последствий. Как справится с этим ребенок? Это во многом зависит от него, но и помощь (в открытии разных способов справляться с этим) не помешает. Поэтому столь важную роль играют окружающие, взрослые, реагирующие и учащие воспринимать вещи тем или иным образом.


Фото из архива Школы Ла Новилль

Создатели Школы вместе с Дольто обнаружили две любопытных вещи.

Выражение себя избавляет от вытеснения, а также приучает смотреть на себя со стороны – то, что артикулировано в тексте уже можно дистанцировать и диалектизировать (что важно, если речь идет о страдании). И наличие такого механизма – это еще и признание социальной реальности, в которой случаются конфликты, недовольства и т. п. И это нормально, по крайней мере, более нормально, чем попытка создать стерильный социум.


Фото из архива Школы Ла Новилль

Опыт работы с детьми подтолкнул Дольто провести необычное разделение: она предлагает отличать креативность от непосредственности. И та, и другая выглядят как творческие находки, создание личной продукции, но по своим механизмам они отличаются.

Креативность – это сублимация в области искусства, науки и т. п., которая более характерна детям старше 10 лет и подросткам, сталкивающимся с кризисами. Дети же первых 10-12 лет непосредственны, главным образом в коммуникации и в быту. Если ребенок здоров, то его изобретательность бьет ключом, но она скорее знак свободы, а не таланта. И эта свобода дана всем детям, если взрослые преждевременно не вовлекают их в соперничество.

Подход Дольто к педагогике весьма интересен, т. к. она переносит главный акцент с методик и техник на этику. Причем это этика, ориентированная на желание. Увы, когда многочисленные педагогические технологии себя не оправдали, есть смысл вернуться к ее идеям. В каком-то смысле этика желания подчеркивает, что для таких вещей как развитие, обучение, усвоение культуры нет серьезных преград, за исключением самого настроя конкретного человека.

Как известно, никакие лекарства и операции не помогут больному, который не хочет жить. В этом случае хоть какой-то шанс имеет только слово. Искусное слово, обращенное к субъекту, а не то, что обычно звучит в классах и аудиториях.


Фасад Школы Ла Новилль

Однако поддержка желания и самостоятельности в юных субъектах – это нечто намного большее, чем количественно измеримые результаты. Это то, что позволяет смотреть в будущее с некоторым оптимизмом. Ведь по большому счету социализацию и школы нельзя сделать совсем безобидными (особенно если социальная ситуация сложна).

Кинезиотерапия направление в медицине, ориентированное на лечение и профилактику болезней через рациональное движение, а также восстановление оптимальной работы мышц, сосудов и внутренних органов.

Гаптономия терапия посредством прикосновения, разработанная Францем Вельдманом. Одним из ключевых направлений гаптономии является пренатальная гаптономия, призванная создать гармоничный психотактильный контакт ребенка с родителями во время его внутриутробного развития.

Институциональная педагогика движение в педагогике, обращающее внимание на социально-институциональный контекст обучения. К его представителям относят Фернана Ори, Антона Семеновича Макаренко, Александера Сазерленда Нилла, Селестена Френе и других.

Сегодня мамы очень много знают о разных педагогах и психологах, слушают современные рекомендации, но почему-то многие забывают о такой замечательной фигуре – французском детском психоаналитике Француазе Дальто, авторе книг – На стороне ребенка, на стороне подростка. Это был действительно очень интересный человек и психолог, очень наблюдательный и чувствующей, она говорила на языке младенцев.

Основным педагогическим проектом Француазы Дальто стал ее Зеленый дом – пространство для общения каждого, место для ранней социализации детей, дом, где тебя могут услышать.

Основная идея Француазы заключалась в том, чтобы построить модель общества, где нет разногласий и агрессии. Основные принципы данного пространства гласят:

1. Здесь все слушают, размышляют , но не навязывают свое мнение.

2. Только ты выбираешь – с кем общаться, а с кем нет.

3. Каждое слово обращенное к другому должно быть правдиво , особенно к ребенку. Любая ложь – это путь к неврозу.

4. Правила едины для всех, и для взрослых, и для детей . Ф.Дально просила родителей разделять запреты и правила – запреты касаются всех, в том числе и родителей, а по поводу правил всегда можно договорится. Любой запрет должен был объяснен ребенку доступным языком.

6. За создание атмосферы в Зеленом доме отвечают "принимающие" (это специалисты, которые говорят на одном языке с ребенком – психологи, педагоги, социальные работники, педиатры и т.д.). Каждый день они новые, чтобы избежать довлеющего мнения со стороны, а родители смогли бы сами сделать выбор – как им поступить в том или ином случае.

Зеленая дверца

Наш сегодняшний рассказ посвящен проекту "Зеленая дверца" - российскому воплощению "Зеленого дома" Франсуазы Дольто, французской женщины-педагога начала XX века. Это заведение призвано подготовить детей к детскому саду, где им придется оставаться в новом коллективе одним. А здесь – все то же самое, но только мама всегда рядом! При этом она может сидеть в другой комнате и пить чай или читать, но не может никуда уйти. И когда ребенок в пылу игры вдруг замечает, что мамы около него нет, он должен найти ее где-то поблизости. Это первое непреложное правило.

В "Зеленой дверце" дети получают первый социальный опыт. От вас не требуется никакой регистрации - сотрудники просто записывают на доске имя и возраст ребенка, а также информацию о том, с кем он пришел (мама, папа, бабушка). Состав участников постоянно меняется, одни уходят, другие приходят. Каждому новичку сотрудники рассказывают основные правила, а дальше – полная свобода! Сотрудники не имеют права прикасаться к ребенку без крайней нужды, т.к. это посягательство на его личность, на его личную свободу (по Дольто, даже если ребенок куда-то полез и упал, это его личный выбор).

В "Дверце" деток учат соблюдать определенные социальные нормы - кушать в специально отведенном для этого месте, а не бегать с едой; не выезжать на велосипеде на пешеходную дорожку; надевать специальный плащик и калоши, играя с водой. Дети учатся сами разрешать возникающие конфликты. Здесь нет запретов, кроме установленных заранее правил.

В углу – кухня-столовая. Тут есть микроволновая печь, электрический чайник. Предусмотрены стулья как для взрослых, так и для детей разного возраста.

Вдоль стен расставлены удобные диваны и кресла для родителей. Тут можно и почитать, и пообщаться с другими родителями. Предусмотрен туалет: отдельно для родителей, отдельно для детей.

Маша:
Были сегодня. Понравилось. Добираться, правда, тяжело было на своих двоих. Еще больше убедилась, что ехать лучше кучно. Там общаться здорово, а то все уже друг друга знают и веселее вместе. Нам хватило на первый раз 2 часа. Море игрушек. Дети незнакомые. Устали. Но здорово! Дома такое не создашь и с детишками не пообщаешься.

Есть кухня, есть фонтанная, есть игровая, все как не у нас (в лучшем смысле слова). Эх, жаль нет спальни для отдыха…

Пришли мы второй раз. Выводы другие. Настюха уже знала это место и спокойно гуляла сама по себе. Я сидела, беседовала с другой мамой. Дочка бегала где-то там, периодически приходя ко мне.

Тут-то мне и захотелось нарушить одно из первых правил - "мама никуда не уходит". Да, здорово, что есть мама рядом. Но если бы можно было бы отойти хотя бы на 15 - 30 минут, например, в ларек за булочкой, было бы так здорово.

И мне показалось, что женщины, присматривавшие за Зеленой дверцей - не воспитатели, а наблюдатели. Он не сидят с малышами, не одевают им потерявшиеся на ходу ботинки, не поправляют одежду и не отговаривают малыша тащить открытый фломастер в рот. Они просто присутствуют. А на второй раз мне уже хотелось, чтобы с нами занимались.

Им бы организовывали занятия, а мамам - свое. Взрослым уже интересно в чем-то поучаствовать.

Спортивных снарядов нет, занятий нет, более старшим детям занять себя сложнее без сценария.

Щедрость игрушек тоже начала раздражать. Настюха перестала сосредотачиваться на зайке или паровозике, а стала небрежно их пере6ирать, отшвыривать и кидать.

Бесспорным плюсом данного заведения для нас осталось то, что ребенок находится среди новых людей. Даже если он не общается, тот он вращается в разной микробной сфере, набирает иммунитет.

Еще один большой плюс в Дверце - это отсутствие справок. Потому что в сад их надо собирать обязательно, что как понимаете, утомительно.

Мы приедем туда еще. Будем ездить пока дочка, на мой взгляд, не вырастет из нее. Думаю, гораздо раньше указанных 4 лет.

Один раз туда сходить интересно и здорово. А вот потом лезут всякие мысли. Что воспитатели вежливо встречают и провожают возле благотворительной копилки, смотрят, чтобы игрушки с собой не забрали. Игрушки, здорово. Как будто, кому-то девать их было некуда, малыш вырос, вот и отдали сюда. Родители в любом случае столько не накопят, потому что одни игрушки забивают другие (зачем например 3 мишки или 4 паровозика, или больше мягких игрушек, чем полезных развивающих). Вот навела критику, да?

Марина:
Дело в том, что это не детский сад, и не развивающая группа. Это заведение создано, чтоб учить общаться и детей, и родителей (может быть даже родителей больше, чем детей). Инструкторы не говорят детям "нельзя" (кроме трех "нельзя", о которых предупреждают заранее)? Все конфликты стараются разрешить предоставлением альтернатив. Давайте хотя бы воспользуемся возможностью ничего не запрещать (если в собственной квартире это не удается).

Игрушки все хорошие, и очень разнообразные - и развивающие, и спортивные - на все случаи жизни. Все предусмотрено и для кормления ребенка (и родителя), и для туалета, очень чисто, комфортно. Даже удивительно, что фактически "бесплатное" заведение всем этим обладает!

В "Дверце" есть чему поучиться и в общении. Очень интересно послушать, как инструкторы разрешают конфликты между детьми. Как вы, например, будете реагировать, если старший ребенок обижает вашего? Или оба захотели одну и ту же игрушку?

Маша:
Я ни в коем случае не критикую это замечательное заведение, где все на европейском уровне.

Существуют программы, которые позволяют научиться общаться абсолютно незнакомых людей через пару игр. А что происходит здесь? Каждый предоставлен сам себе. Это общение? Это местонахождение друг с другом. Нет сценария, пришел - ушел и все.

В книге отзывов тоже есть много записей: не хватает спорткомплекса для подросших малышей: батута, качелей, трапеции. Игры только с игрушками.

А научиться общаться с Вашим ребенком никто не поможет за несколько часов, тем более молча.

Женя:
Нам спортивных снарядов хватило, ведь, в принципе, даже домик становится отличной ареной для прыганья и лазанья (мы с еще одной мамой и четырьмя детками полчаса лазили в окна, двери и вылезали через "стены" - по 1,2,3 человека). Принимающие и так заняты вплотную - "прямыми" обязанностями. Но никто не мешает вам организовывать то, что вы считаете нужным. А общаться в условиях, "максимально приближенных к боевым" (т. е. к родным реальным) можно в ближайшей песочнице.

Аня:
Сегодня были с дочкой (7 мес.) в Зеленой дверце.

Как-то скучновато. Правда, полно игрушек, и ребенок с удовольствием ими занимался, но никого не было нашего возраста, все - большие. Большим, конечно, там интересно: есть чем заняться, и мама рядом. Но дети между собой почти не играют. Может быть, просто так попали, что все собрались между собой незнакомые?

Никто из родителей тоже между собой не общался, все читали журналы. Похоже, многие мамы приходят туда затем, чтобы отдохнуть, заняться своим делом, почитать. Мне трудно судить, возможно, мамы старших детей действительно сильно устают от этой кутерьмы дома, и им необходимо отвлечься. Но лично мне хотелось бы побольше общения.

- Если бы мама в этот момент оказалась убежавшей в ларек или т.п., никакие игрушки и веселые друзья не заставили бы его отойти от мамы в этом (или другом) месте в следующий раз.

- Все ведут себя естественно: не как на занятиях (к вопросу об играх), а как в жизни. Я смирно посидела в углу с книжкой, ни к кому не приставая, а Максим делал каждому новому посетителю отдельную умильную мордочку.

Читайте также: