Платон пир краткое содержание анализ

Обновлено: 06.07.2024

Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, т. 116. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1993. С. 434—441.
Общая редакция А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи.

УЧЕНИЕ О ПРЕДЕЛЕ

КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА

I. Вступ­ле­ние (172a — 178a)

2. Рас­сказ Ари­сто­де­ма об обсто­я­тель­ствах, пред­ше­ст­во­вав­ших пиру: встре­ча Ари­сто­де­ма с Сокра­том, при­гла­ше­ние его этим послед­ним на пир, опозда­ние Сокра­та на пир (Сократ, как извест­но, часто пре­ры­вал раз­го­вор ради мол­ча­ли­во­го разду­мья), любез­ная встре­ча Ари­сто­де­ма в доме Ага­фо­на и пред­ло­же­ние Пав­са­ния не про­сто зани­мать­ся пир­ше­ст­вом, но каж­до­му из его глав­ных участ­ни­ков про­из­не­сти похваль­ную речь Эроту (Эро­су), богу люб­ви (174a — 178a).

II. Речь Фед­ра (178a — 180b)

III. Речь Пав­са­ния (180c — 185c)

Так как ничто само по себе ни пре­крас­но, ни без­образ­но (181a, 183d), то кри­те­ри­ем пре­крас­но­го Эрота слу­жит про­ис­хож­де­ние его от Афро­ди­ты Небес­ной в отли­чие от вуль­гар­но­го Эрота, сына Афро­ди­ты Пош­лой (180d). Небес­ная любовь есть любовь к муж­чине, кото­рый пре­крас­нее, умнее жен­щи­ны (181cd), т. е. достой­ная и бла­го­род­ная любовь к юно­ше (181e — 182a). Влюб­лен­но­му все поз­во­ле­но (182d — 183c), но толь­ко в сфе­ре души и ума, бес­ко­рыст­но, ради муд­ро­сти и совер­шен­ства, а не ради тела (183e — 185c).

IV. Речь Эрик­си­ма­ха (185e — 188e)

После эпи­зо­да с икотой Ари­сто­фа­на (185c — e) Эрик­си­мах гово­рит о нали­чии Эрота не толь­ко в чело­ве­ке, но и во всей при­ро­де, во всем бытии (185e — 186d). Разде­ле­ние двух Эротов долж­но под­чи­нять­ся необ­хо­ди­мо­сти для них быть в посто­ян­ной вза­им­ной гар­мо­нии, и это каса­ет­ся не толь­ко меди­ци­ны (186e), но и гим­на­сти­ки и музы­ки (187a — e). Бла­го­де­тель­ность двух Эротов воз­мож­на толь­ко при усло­вии их гар­мо­нии так­же и в смыс­ле пра­виль­но­го чере­до­ва­ния вре­ме­ни года и полез­но­го для чело­ве­ка состо­я­ния атмо­сфе­ры (188ab). Нако­нец, жерт­во­при­но­ше­ния и гада­ния тоже явля­ют­ся акта­ми любов­но-гар­мо­ни­че­ско­го еди­не­ния людей и богов (188c — e).

V. Речь Ари­сто­фа­на (189c — 193d)

После шут­ли­во­го пре­ре­ка­ния с Эрик­си­ма­хом (189ab) Ари­сто­фан сочи­ня­ет миф о пер­во­быт­ном суще­ст­во­ва­нии людей одно­вре­мен­но в виде муж­чин и жен­щин, или в виде анд­ро­ги­нов (189d — 190b). Посколь­ку люди в этом виде были очень силь­ны и зло­умыш­ля­ли про­тив Зев­са, послед­ний рас­се­ка­ет каж­до­го анд­ро­ги­на на две поло­ви­ны, раз­бра­сы­ва­ет их по все­му миру и застав­ля­ет их веч­но искать друг дру­га для вос­ста­нов­ле­ния их преж­ней пол­ноты и могу­ще­ства (190c — 192e). Поэто­му Эрот есть стрем­ле­ние рас­се­чен­ных чело­ве­че­ских поло­вин одна к дру­гой ради вос­ста­нов­ле­ния целост­но­сти, что, одна­ко, воз­мож­но при усло­вии почи­та­ния богов, кото­рые в слу­чае наше­го нече­стия могут рас­сечь нас на еще более мел­кие части (193a — d).

VI. Речь Ага­фо­на (194e — 197e)

После неболь­шой интер­медии (193e — 194d) Ага­фон в отли­чие от преды­ду­щих ора­то­ров пере­чис­ля­ет отдель­ные суще­ст­вен­ные свой­ства Эрота: кра­соту, веч­ную моло­дость, неж­ность, гиб­кость тела (195a — 196a), совер­шен­ство, непри­зна­ние им ника­ко­го наси­лия, спра­вед­ли­вость, рас­суди­тель­ность и храб­рость (196b — d), муд­рость, как в с. 437 муси­че­ских искус­ствах (196de), так и в порож­де­нии все­го живо­го (197a), во всех искус­ствах и ремес­лах (197ab) и в упо­рядо­че­нии всех дел богов (197b). Пере­чис­ля­ют­ся и раз­ные дру­гие пре­крас­ные и совер­шен­ные свой­ства Эрота (197c — e).

VII. Речь Сокра­та (199c — 212c)

1. Про­лог речи (199c — 201c). Посколь­ку вся­кое стрем­ле­ние есть стрем­ле­ние к чему-нибудь, чем не обла­да­ешь, а Эрот есть стрем­ле­ние к кра­со­те и бла­гу, то Эрот сам по себе еще не есть кра­сота или бла­го.

2. Сре­дин­ная при­ро­да Эрота как сына небес­но­го По ́ роса — Богат­ства и зем­ной Пени ́ и — Бед­но­сти (201d — 204d).

3. Выте­каю­щая отсюда цель Эрота: овла­де­ние бла­гом, но не каким-нибудь отдель­ным, а вся­ким бла­гом и веч­ное обла­да­ние им (204d — 206a).

4. А так как веч­но­стью нель­зя овла­деть сра­зу, то люди овла­де­ва­ют ею посте­пен­но, т. е. зачи­ная и порож­дая вме­сто себя дру­гое. Зна­чит, Эрот есть любовь к веч­но­му порож­де­нию в кра­со­те ради бес­смер­тия, к порож­де­нию как телес­но­му, так и духов­но­му (206b — 207a), вклю­чая любовь к поэ­ти­че­ско­му твор­че­ству и обще­ст­вен­но-государ­ст­вен­но­му зако­но­да­тель­ству (207b — 209e).

5. Уче­ние об эро­ти­че­ской иерар­хии: от одно­го пре­крас­но­го тела ко всем пре­крас­ным телам, отсюда — к пре­крас­ным душам, от душ — к нау­кам и от отдель­ных наук — к пре­де­лу всех наук, к идее пре­крас­но­го, кото­рая уже не под­вер­же­на ника­ким изме­не­ни­ям, но суще­ст­ву­ет веч­но и неиз­мен­но (210a — 212a).

6. Заклю­че­ние. О необ­хо­ди­мо­сти почи­тать Эрота (212bc).

VIII. Речь Алки­ви­а­да (215a — 222b)

Инци­дент с Алки­ви­а­дом, кото­рый ворвал­ся на пир Ага­фо­на в пья­ном виде и в окру­же­нии буй­ной вата­ги (212d — 215a).

1. Срав­не­ние Сокра­та с силе­на­ми и сати­ром Мар­си­ем (215b). Сократ поль­зу­ет­ся для заво­ра­жи­ва­ния слу­ша­те­лей не флей­той, а реча­ми, застав­ляя жить людей по-ново­му и сты­дить­ся сво­их небла­го­вид­ных поступ­ков (215c — 216c).

2. Харак­те­ри­сти­ка иро­нии Сокра­та не толь­ко в его речах, но и в его лич­ных отно­ше­ни­ях с Алки­ви­а­дом (216d — 219e).

3. Небы­ва­лая физи­че­ская вынос­ли­вость Сокра­та и его геро­и­че­ское поведе­ние на войне (219e — 221c).

4. Заклю­че­ние. О ни с чем не срав­ни­мой инди­виду­аль­но­сти Сокра­та и сно­ва о его иро­нии (221c — 222b).

IX. Заклю­чи­тель­ная сце­на (222c — 223d)

КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ

с. 438 Пер­вая речь, а имен­но речь Фед­ра, пока еще лише­на ана­ли­ти­че­ской силы и выстав­ля­ет толь­ко самые общие свой­ства Эрота, о кото­рых все тогда гово­ри­ли, начи­ная с вре­мен без­раздель­но­го гос­под­ства мифо­ло­гии. Так как объ­ек­тив­ный мир пред­став­лял­ся в древ­но­сти мак­си­маль­но кон­крет­ным и мак­си­маль­но чув­ст­вен­ным, то нисколь­ко не уди­ви­тель­но, что все дви­же­ния в мире мыс­ли­лись в виде резуль­та­та любов­но­го вле­че­ния. Гово­рим же мы о все­мир­ном тяго­те­нии, кото­рое пред­став­ля­лось оче­вид­ным и в те вре­ме­на, но толь­ко как тяго­те­ние любов­ное. Поэто­му неуди­ви­тель­но, что Эрот трак­ту­ет­ся в речи Фед­ра как прин­цип и мак­си­маль­но древ­ний, и мак­си­маль­но могу­ще­ст­вен­ный. Сто­ит толь­ко учесть мифо­ло­ги­че­скую при­ро­ду древ­не­го мыш­ле­ния, как вся речь Фед­ра пред­став­ля­ет­ся нам и логич­ной, и после­до­ва­тель­ной, и само­оче­вид­ной.

2) Ясно, одна­ко, что даже с тогдаш­ней точ­ки зре­ния подоб­ная тео­рия Эрота пред­став­ля­лась слиш­ком уж общей и чуж­дой вся­ко­го ана­ли­за. Есте­ствен­нее все­го было раз­ли­чить в Эро­те выс­шее и низ­шее нача­ло. Мифо­ло­гия под­ска­зы­ва­ла, что выс­шее есть нечто про­стран­ст­вен­но выс­шее, т. е. небес­ное; а тра­ди­ци­он­ное для антич­но­го мира уче­ние о пре­вос­ход­стве муж­ско­го над жен­ским (для нас это сей­час толь­ко оста­ток эпо­хи пат­ри­ар­ха­та) под­ска­зы­ва­ло, что выс­шее — это обя­за­тель­но муж­ское. Зна­чит, ясно, что выс­ший Эрот — это любовь меж­ду муж­чи­на­ми. А так как ко вре­ме­ни Пла­то­на уже дав­но научи­лись отли­чать пси­хи­че­ское от телес­но­го и ценить пер­вое выше вто­ро­го, то муж­ская любовь и ока­за­лась в речи Пав­са­ния любо­вью мак­си­маль­но духов­ной. Исто­рик фило­со­фии пре­крас­но пони­ма­ет всю неиз­беж­ную логич­ность речи Пав­са­ния, фор­му­ли­ру­ю­щей нам непо­нят­ное уже теперь тож­де­ство небес­но­го, муж­ско­го и духов­но­го.

3) Даль­ней­шее будет толь­ко углуб­лять ска­зан­ное Пав­са­ни­ем. Во-пер­вых, нуж­но было уточ­нить поло­же­ние о про­ти­во­по­лож­но­стях у Эрота, пере­во­дя его с язы­ка мифо­ло­гии на язык гораздо более раз­ви­то­го мыш­ле­ния, а имен­но на язык натур­фи­ло­со­фии, по при­ме­ру про­ти­во­по­лож­но­стей холод­но­го и теп­ло­го, влаж­но­го и сухо­го и др. Тем самым Эрот с харак­тер­ны­ми для него про­ти­во­по­лож­но­стя­ми полу­чал уже кос­ми­че­ское зна­че­ние, чему и посвя­ще­на речь Эрик­си­ма­ха. Во-вто­рых, наме­чен­ные здесь кос­ми­че­ские про­ти­во­по­лож­но­сти нель­зя было мыс­лить дуа­ли­сти­че­ски, а нуж­но было урав­но­ве­сить их при помо­щи тео­рии гар­мо­ни­че­ско­го един­ства выс­ше­го и низ­ше­го, пока­зав к тому же всю неиз­беж­ность это­го гар­мо­ни­че­ско­го прин­ци­па Эрота и страст­ную устрем­лен­ность к нему тех, кто ока­зал­ся во вла­сти Эрота. Обе мыс­ли талант­ли­во выра­же­ны в речи Ари­сто­фа­на с его уче­ни­ем о пер­во­быт­ных анд­ро­ги­нах, об их рас­се­че­нии попо­лам и о страст­ном стрем­ле­нии людей най­ти при­над­ле­жа­щую им иско­ни поло­ви­ну.

Таким обра­зом, общий итог пер­вых четы­рех речей сво­дит­ся к тому, что Эрот есть искон­ная миро­вая цель­ность, зову­щая к еди­не­нию любя­щие пары на осно­ве их неодо­ли­мо­го вза­им­но­го вле­че­ния и иска­ния все­об­щей и бла­жен­ной без­мя­теж­но­сти.

4) Даль­ней­шее раз­ви­тие этой пози­ции, достиг­ну­той пер­вы­ми четырь­мя реча­ми, тре­бо­ва­ло преж­де все­го кон­кре­ти­за­ции Эрота как чисто жиз­нен­но­го чело­ве­че­ско­го стрем­ле­ния, а во-вто­рых, тол­ко­ва­ния его при помо­щи обще­фи­ло­соф­ско­го мето­да, не огра­ни­чен­но­го даже и натур­фи­ло­со­фи­ей. Речь Ага­фо­на, пятая по поряд­ку, с боль­шим блес­ком рису­ет нам все отдель­ные свой­ства Эрота как с эсте­ти­че­ской, так и с эти­че­ской точ­ки зре­ния. Но чем более дроб­но рас­смат­ри­ва­лись такие дико­вин­ные свой­ства Эрота, тем боль­ше воз­ни­ка­ла потреб­ность дать их в син­те­ти­че­ском виде, так, чтобы все они выте­ка­ли из еди­но­го и непре­лож­но­го прин­ци­па. Этим как раз и зани­ма­ет­ся Сократ, речь с. 439 кото­ро­го воору­же­на гораздо более слож­ным мето­дом, чем натур­фи­ло­со­фия, а имен­но мето­дом транс­цен­ден­таль­ной диа­лек­ти­ки.

5) Речь Сокра­та об Эро­те так­же удив­ля­ет нас сво­ей неопро­вер­жи­мой логич­но­стью. Но здесь необ­хо­ди­мо еще боль­ше, чем в дру­гих слу­ча­ях, уяс­нить себе точ­ку зре­ния Пла­то­на, чтобы отчет­ли­во пред­ста­вить себе все недо­ка­зан­ные для нас, но для тогдаш­них вре­мен оче­вид­ней­шие пред­по­сыл­ки, при нали­чии кото­рых толь­ко и мож­но уло­вить всю логи­че­скую после­до­ва­тель­ность кон­цеп­ции Сокра­та. Эти пред­по­сыл­ки сво­дят­ся в основ­ном к антич­но­му созер­ца­тель­но­му, но в то же самое вре­мя и веще­ст­вен­но­му онто­ло­гиз­му, кото­рый, будучи при­ме­ня­ем к самым невин­ным логи­че­ским кон­струк­ци­ям, тот­час же пре­вра­ща­ет их в мифо­ло­гию, какая бы стро­гая логи­че­ская после­до­ва­тель­ность ни была свой­ст­вен­на им как тако­вым.

Пер­вый шаг этой диа­лек­ти­ки заклю­ча­ет­ся в том, что вся­кое стрем­ле­ние (а зна­чит, и Эрот) име­ет свой пред­мет. И далее, если что-нибудь к чему-нибудь стре­мит­ся, то оно его отча­сти уже име­ет (а имен­но в виде цели), отча­сти еще не име­ет. Без это­го обла­да­ния и необ­ла­да­ния не может суще­ст­во­вать вооб­ще ника­ко­го стрем­ле­ния. Зна­чит, Эрот еще не есть сама кра­сота, но есть нечто про­ме­жу­точ­ное меж­ду кра­сотой и без­обра­зи­ем, меж­ду бла­жен­ной пол­нотой и веч­но ищу­щей бед­но­стью. Тут у Пла­то­на, прав­да, сра­зу же рож­да­ет­ся миф о Поро­се и Пении. Миф этот бес­ко­неч­но далек от наив­но­сти пер­во­быт­но­го мыш­ле­ния и, с нашей точ­ки зре­ния, явля­ет­ся толь­ко поэ­ти­че­ской иллю­ст­ра­ци­ей того диа­лек­ти­че­ско­го един­ства про­ти­во­по­лож­но­стей, без кото­ро­го невоз­мо­жен сам Эрот как стрем­ле­ние. Одна­ко, несо­мнен­но, миф о Поро­се и Пении свиде­тель­ст­ву­ет о созер­ца­тель­но-веще­ст­вен­ном онто­ло­гиз­ме.

Далее у Пла­то­на сле­ду­ет самая про­стая кон­цеп­ция. Все живое, пока оно живо, стре­мит­ся порож­дать, так как оно смерт­но, а ему хочет­ся утвер­дить себя навсе­гда. Но Пла­тон, конеч­но, не может остать­ся на поч­ве тако­го про­сто­го и абстракт­но­го умо­за­клю­че­ния. Если любовь все­гда стре­мит­ся порож­дать, зна­чит, рас­суж­да­ет он, суще­ст­ву­ет веч­ность, ради вопло­ще­ния кото­рой толь­ко и суще­ст­ву­ют все порож­де­ния люб­ви, физи­че­ские и нефи­зи­ческне. Здесь опять в самой нагляд­ной фор­ме про­яв­ля­ет себя антич­ный созер­ца­тель­но-веще­ст­вен­ный онто­ло­гизм.

Так при­хо­дит­ся отде­лять у Пла­то­на логи­че­ски без­упреч­ное дока­за­тель­ство от вне­ло­ги­че­ской мифо­ло­гии, хотя в этом уче­нии Пла­то­на о веч­ной идее кра­соты вовсе нет тако­го разде­ле­ния логи­ки и мифо­ло­гии. Да и на самом деле здесь, конеч­но, не про­сто мифо­ло­гия. Это такая мифо­ло­гия, кото­рая не явля­ет­ся наив­ной и доре­флек­тив­ной, но кото­рая уже кон­струи­ро­ва­на логи­че­ски, диа­лек­ти­че­ски, транс­цен­ден­таль­но. Ведь кан­тов­ский транс­цен­ден­та­лизм ста­вил сво­ей целью фор­му­ли­ро­вать усло­вия воз­мож­но­сти мыс­лить те или иные пред­ме­ты. У Пла­то­на так и полу­ча­ет­ся: чтобы мыс­лить тело, надо уже иметь поня­тие тела, чтобы мыс­лить поня­тие тела, уже надо иметь поня­тие души; чтобы мыс­лить душу, уже надо иметь идею души, и чтобы мыс­лить идею души, необ­хо­ди­мо мыс­лить идею самое по себе. Это есть самый насто­я­щий транс­цен­ден­та­лизм, и, если угод­но, диа­лек­ти­че­ский транс­цен­ден­та­лизм, но толь­ко у Кан­та пре­дель­ные идеи суть порож­де­ния субъ­ек­тив­но­го разу­ма, а у Пла­то­на они объ­ек­тив­ны. У Кан­та — субъ­ек­тив­ный апри­о­ризм идей разу­ма, у Пла­то­на же — объ­ек­тив­ный апри­о­ризм идей разу­ма в самом бытии, в при­ро­де. Пла­тон отли­ча­ет­ся от Кан­та тем, что у него мыс­лит­ся неко­то­рая апри­ор­ная иде­аль­ная при­ро­да, делаю­щая у него впер­вые воз­мож­ной и апо­сте­ри­ор­ную чув­ст­вен­ную при­ро­ду. На то мы и гово­рим, что пла­то­низм — это объ­ек­тив­ный иде­а­лизм.

Микропересказ : Философский текст о природе любви и её видах, представленный в виде беседы древних греков, которые восхваляют бога Эрота. Центральное место занимают идеи Сократа о прекрасном, суть которого — благо.


Аполлодор и его друг

Аполлодор по просьбе друга при встрече с ним рассказывает о пире у Агафона, где были Сократ, Алкивиад и другие и велись речи о любви. Было это давно, сам Аполлодор там не присутствовал, а узнал о беседах тех от Аристодема.

В тот день Аристодем встретил Сократа, который позвал его с собою на ужин к Агафону. Сократ отстал и явился в гости позднее. После ужина присутствующие возлежали и по очереди говорили похвальное слово богу Эроту.

Речь Федра: древнейшее происхождение Эрота

Речь Павсания: два Эрота

Существуют два Эрота: пошлый и небесный. Эрот пошлый даёт любовь людям ничтожным, небесная любовь — это, прежде всего, любовь к юношам, к созданию более умному и возвышенному, чем женщина. Такая любовь — забота о нравственном совершен­ствовании:

Похвально, если возлюбленный юноша принимает ухаживания поклонника и учится у того мудрости. Но чувства обоих должны быть абсолютно искренни, в них нет места корысти.

Речь Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе

Двойственная природа Эрота проявляется во всём сущем. Умеренный Эрот и разнузданный Эрот должны находиться в гармонии между собой:

Ведь здоровое и больное начала тела… различны и непохожи, а непохожее стремится к непохожему и любит его. Следовательно, у здорового начала один Эрот, у больного — другой.

Необходимо и прекрасно угождать умеренному богу и почитать его, прибегать к Эроту пошлому нужно осторожно, чтобы он не породил невоздер­жанности. Гадания и жертвопри­ношения помогают установить дружеские отношения людей с богами.

Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности

Аристофан рассказывает миф об андрогинах — древних людях, состоящих из двух половинок: двух современных людей. Андрогины были очень сильны, за решение напасть на богов Зевс разрезал их пополам.

…когда тела были рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, ничего не хотели делать порознь.

С тех пор половинки андрогинов ищут друг друга, желая слиться воедино. Благодаря соединению мужчины и женщины продолжается человеческий род. Когда мужчина сходится с мужчиной — всё же достигается удовлетворение от соития. Стремление к целостности — это стремление исцелить человеческую природу.

Мужчин, произошедших от прежнего мужчины и которых влечёт друг к другу, Аристофан называет достойнейшими: они от природы самые мужественные.

Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней. Прежде… мы были чем-то единым, а теперь, из-за нашей несправед­ливости, мы поселены богом порознь…

Речь Агафона: совершенства Эрота

Эрот — самый совершенный бог. Он — носитель лучших качеств: красоты, храбрости, рассуди­тельности, мастерства в искусствах и ремёслах. Даже боги могут считать Эрота своим учителем.

Сократ скромно замечает, что находится в затрудни­тельном положении после столь прекрасной речи Агафона. Он начинает свою речь диалогом с Агафоном, задавая тому вопросы.

Речь Сократа: цель Эрота — овладение благом

Эрот — это всегда любовь к кому-то или к чему-то, предмет этой любви — то, в чем испытываешь нужду. Если Эрот нуждается в прекрасном, а добро — прекрасно, значит, он нуждается и в добре.

Сократ описал Эрота, будто бы основываясь на рассказе одной мантинеянки, Диотимы. Эрот не прекрасен, однако не безобразен, не добр, но не зол, значит, он находится посередине между всеми крайностями. Но раз он не прекрасен и не добр, его нельзя назвать богом. Согласно Диотиме, Эрот — не бог и не человек, он гений.

Назначение гениев — быть истолко­вателями и посредниками между людьми и богами, передавая богам молитвы и жертвы людей, а людям наказы богов и вознаграждения за жертвы.

Эрот — это любовь к прекрасному. Если прекрасное — благо, то каждый хочет, чтобы оно стало его уделом. Все люди беременны как телесно, так и духовно. Разрешиться от бремени природа может только в прекрасном.

Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение. И это дело божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном… значит, любовь — это стремление и к бессмертию.

Забота о потомстве — стремление к вечному, в вечности можно достичь прекрасного — блага.

Тут появляется пьяный Алкивиад. Ему предлагают сказать своё слово об Эроте, но он отказывается: звучавшую перед этим речь Сократа он признаёт логически неоспоримой. Тогда Алкивиада просят восхвалять Сократа.

Речь Алкивиада: панегирик Сократу

Алкивиад сравнивает речи Сократа с игрой сатира Марсия на флейте, но Сократ — сатир без инструментов.

Когда я слушаю его, сердце у меня бьётся гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими.

Алкивиад восхищается Сократом. Юноша надеялся почерпнуть его мудрость и хотел соблазнить философа своей красотой, но красота не произвела должного эффекта. Алкивиад был покорён духом Сократа. В совместных с поклонником походах философ показал свои лучшие качества: мужество, стойкость, выносливость. Он даже спас жизнь Алкивиаду и отказывался от награды в его пользу. Сократ обладает неповторимой индивиду­альностью по сравнению со всеми остальными.

Заключи­тельная сцена

Сократ предостерегает Агафона от речей Алкивиада: Алкивиад хочет посеять рознь между Агафоном и философом. Затем Агафон возлегает ближе к Сократу. Алкивиад просит Агафона лечь хотя бы между ним и Сократом. Но философ отвечал, что если Агафон возляжет ниже Алкивиада, тогда он, Сократ, не сможет воздать похвалу своему соседу справа, Агафону. Тут появились шумные гуляки, кто-то ушёл домой. Аристодем заснул, а проснувшись, увидел беседующих Сократа, Аристофана и Агафона. Вскоре Алкивиад ушёл вслед за Сократом.

Пересказала Диана Мельникова. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Смысл названия диалога

Основная тема и идея

платон пир краткое содержание

Вступление

анализ диалога платона пир

Платон во вступлении к своему диалогу описывает встречу Аполлодора с Главконом. Последний просит Аполлодора рассказать о пире, который давался около 15 лет назад в доме поэта Агафона. На этом пире велись разговоры о любви. Аполлодор же говорит, что он сам не участвовал в нем, однако может передать диалоги, которые велись там, со слов Аристодема, одного из участников.

Далее Аполлодор рассказывает о том, как Аристодем случайно повстречался с Сократом на улице. Философ шел на ужин к Агафону и решил пригласить его с собой. Павсаний, один из присутствующих на пиру, после его начала предложил участникам произнести речь в честь бога любви Эрота.

Речь Федра

В своем выступлении Федр сказал о том, что Эрот, согласно уверениям Парменида и Гесиода, - самое древнее из божеств. У него даже нет родителей. Даваемая Эротом сила не сравнима ни с какой другой. Влюбленный не бросит предмет страсти на произвол судьбы, а любимый благороден тем, что он предан любящему.

Речь Павсания

диалог платона пир краткое содержание

Он обращает внимание на то, что не всегда любовное влечение является возвышенным. Оно может быть и низменным. Павсаний считает, что есть два Эрота, поскольку богинь Афродит, которых многие признают его матерью, также две. Афродита Небесная – старшая из них, это дочь Урана. Младшая же (Афродита Пошлая) – дочь Дионы и Зевса. Таким образом, имеется два Эрота – пошлый и небесный – которые сильно отличаются друг от друга.

Благородная небесная любовь – чувство к мужчине, который умнее и прекраснее женщины. Такую любовь нельзя назвать легкомысленной похотью. Это благородное и достойное чувство. Тому, кто охвачен им, все позволено, но лишь в сфере ума и души, ради совершенства и мудрости, а не ради тела. Такой человек совершает бескорыстные поступки.

Речь Эриксимаха

Речь Аристофана

книга пир платон

Так как андрогины были очень сильны и возмущали своим бесчинством Зевса, тот повелел Аполлону рассечь на 2 половины каждого из них. Женская и мужская половины были разбросаны по земле. Однако воспоминание о прежней связи породило в людях стремление искать друг друга для того, чтобы восстановить былую полноту.

Аристофан заключает, что Эрот – стремление половин друг к другу для восстановления первоначальной их природы и целостности. Однако это возможно, только если они чтут богов, поскольку в случае нечестия боги способны рассечь людей на еще более мелкие части.

Переходим к речи Агафона и представляем ее краткое содержание. "Пир" Платона - диалог, который происходит в доме именно этого человека.

Речь Агафона

Речь на пиру после Аристофана держит стихотворец Агафон, хозяин дома. С поэтическим пылом он восхваляет следующие свойства Эрота: гибкость тела, нежность, вечную молодость. По словам Агафона, бог любви не терпит никакого насилия в вызываемой им страсти. Чувствуя грубость в чьей-либо душе, он навечно покидает ее. Эрот дает храбрость, рассудительность, справедливость, мудрость человеку. Агафон считает, что любовь – самый достойный из вождей. Именно за ним должны следовать все люди.

Речь Сократа

краткое содержание пир платона

Сократ в своей речи прибегает к майевтике – диалектическому методу, излюбленному им. Автор описывает, как, ведя диалог с Агафоном и задавая тому вопросы, искусно связанные между собой, философ постепенно вынуждает собеседника отказаться от того, что он только что произнес.

диалог платона пир философия

Сократ говорит, что любовь – пылкое стремление человека к чему-либо. Однако страстно желать можно лишь тогда, когда испытываешь в этом нужду. Необходимо то, чего нет у тебя самого. Поскольку Эрот – любовь к благу и красоте, то из этого следует, что сам он лишен блага и красоты. Это, однако, не означает, что этот бог безобразен и зол, ведь ему неизбывно присуща тяга к благому. Скорее, Эрот находится где-то посередине между двумя этими крайностями. У него нет полноты жизни, поэтому он стремится к ней. А если он не обладает этой полнотой, то его нельзя назвать и богом. Таким образом, гений любви – это что-то среднее между смертным и бессмертным существом. Пребывая между богами и людьми, Эрот связывает с божественной природой человеческую.

Сократ далее рассказывает миф о том, как этот бог был зачат. Это произошло на дне рождения Афродиты в саду Зевса. В зачатии участвовали бог Порос (Богатство), заснувший от хмельного нектара; и нищая Пения (Бедность). Эрот, появившийся на свет от этой связи, беден, груб и некрасив, подобно матери. Однако он устремлен к полноте, к совершенному и прекрасному, благодаря свойствам своего отца. Эрот стремится ко всевозможным благим качествам: не только к красоте, но также и к героизму и храбрости. Он ищет мудрости, поэтому посвящает свою жизнь философии, оставаясь посередине между невежеством и мудростью. Ведь если бы Эроту удалось познать суть бытия, то он бы начал владеть ею, а значит и прекратил бы стремиться к ней, как считает Сократ.

Речь Алкивиада

тема любви в произведении платона пир

Он сравнивает внешность философа с силенами (спутниками Диониса) и с Марсием, уродливым сатиром. Однако Алкивиад замечает, что, когда он слушает Сократа, его сердце бьется сильнее, а из глаз у него льются слезы. Это же происходит и со множеством других людей. Сократ заставляет своими речами жить по-новому и избегать недостойных поступков. В божественных словах философа можно отыскать ответы на все вопросы, которыми задаются те, кто жаждет достичь наивысшего благородства.

Безупречно и поведение Сократа. Алкивиад участвовал вместе с ним в военном походе и поразился героизмом философа и его большой физической выносливостью. Сократ в бою спас ему жизнь, а затем скромно отказался от награды за это. Этот человек не похож на других людей как древних, так и современных.

Заключение

диалог платона

Ион Эфесский: самый искусный толкователь Гомера



Стена дома с изображением Сократа. I в. по Р.Х., Эфес Фото: public domain

Пафос в диалоге

речь федра древнейшее происхождение эрота

Особенности диалога

В трактате практически не упоминаются женщины. Исследователи творчества Платона связывают это с возможным переворотом в мировосприятии, который произошел в античную эпоху. Она заключалась в том, чтобы заменить мифологические попытки объяснить окружающий мир на аналитические. А этот тип мышления традиционно считается мужским качеством. Это был один из исторических моментов в истории античности, когда разум восстал против чувств, а культура, созданная человеком – против его естества. Превосходство интеллекта над физическими потребностями основывалось на том, чтобы не зависеть от своего естества и от женщин. В своем диалоге философ дает разностороннее объяснение Эросу. Это и таинство, и величайшая страсть, которая может привести к погибели, и сила, породившая мир.

Начало произведения

Аполлодор повествует о случайной уличной встрече Аристодема с Сократом. Философ направлялся на ужин к поэту Агафону и пригласил Аристодема с собой. После начала пиршества один из присутствующих, Павсаний, предложил каждому из главных его участников произнести похвальную речь Эроту, богу любви.


Выступление Федра

Первым держит речь Федр. Выступающий подчеркивает, что никто не может быть настолько же смелым и самоотверженным, как влюбленные. Главная тема, описанная в начале речи Федра – древнейшее происхождение Эрота. Федр говорит, что многие восхищаются этим богом также по этой причине. Ведь быть праотцом достойно уважения. Доказательством этого служит то, что у Эрота нет родителей – о них не упоминается ни в одном источнике. А если он является самым древним богом, то, стало быть, и источником блага для людей. Ведь общечеловеческим ценностям не сможет научить ни один учитель, никакая родня, почести или богатство, только истинная любовь.

Каков же ее основной урок? Человек должен стыдиться плохого и стремиться к прекрасному. Если влюбленный сделает плохой поступок, продолжает свою речь Федр, и его кто-то в этом уличит – родители, друзья или еще кто-нибудь – то от этого он будет страдать не так сильно, как если бы о его ошибке узнал любимый человек. И если было бы возможным создать из влюбленных войско, то оно было бы самым образцовым, так как каждый стремился бы избегать постыдных действий и стремился бы к соревнованию с другими. Сражаясь вместе, они бы постоянно демонстрировали доблесть и отвагу. Ведь человек может бросить меч и покинуть поле сражения когда угодно, но только не в присутствии объекта своей любви. Кроме того, продолжает философ, сможет ли отыскаться на свете такой трус, из которого любовь не сделала бы настоящего смельчака? Если Гомер в своих творениях говорит, что смелость человеку ниспосылает бог, то это ни кто иной, как Эрос.

аполлодор и его друг

Содержание

  • 1 Содержание диалога 1.1 1. Аполлодор и его друг
  • 1.2 2. Речь Федра: древнейшее происхождение Эрота
  • 1.3 3. Речь Павсания: два Эрота
  • 1.4 4. Речь Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе
  • 1.5 5. Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности
  • 1.6 6. Речь Агафона: совершенства Эрота
  • 1.7 7. Речь Сократа: цель Эрота — овладение благом
  • 1.8 8. Речь Алкивиада: панегирик Сократу
  • 1.9 9. Заключительная сцена

Пример Федра: история Алкестиды

Речь Федра

Речь Павсания

основная идея диалог платона пир

Основная тема и идея

платон пир краткое содержание

Речь Эриксимаха

Речь Аристофана

Так как андрогины были очень сильны и возмущали своим бесчинством Зевса, тот повелел Аполлону рассечь на 2 половины каждого из них. Женская и мужская половины были разбросаны по земле. Однако воспоминание о прежней связи породило в людях стремление искать друг друга для того, чтобы восстановить былую полноту.

Аристофан заключает, что Эрот – стремление половин друг к другу для восстановления первоначальной их природы и целостности. Однако это возможно, только если они чтут богов, поскольку в случае нечестия боги способны рассечь людей на еще более мелкие части.

Выступление Аристофана

Аристофан выступает перед другими участниками пира с новой идеей. Он рассказывает присутствующим миф о том, что раньше полов было не два, а три – кроме мужчин и женщин были еще и андрогины. Боги, увидев их могущество, разделили их на две половинки. Когда тела их были разделены пополам, то они стремились к воссоединению, и ничего не хотели делать отдельно друг от друга. С тех пор половинки этих необычных существ находятся в поисках друг друга. Аристофан называет любовью стремление к целостности. Когда-то люди были едиными, но теперь, из-за несправедливости, разделены богами в разные тела.

Агафон

Диалог Платона продолжается выступлением Агафона. Он первым из всех присутствующих говорит о том, что восхвалению подлежит не только человеческое чувство, которое вызывает Эрот, но и сам этот бог, его качества – нежность, благородство, храбрость и красота. Агафон говорит о том, что бог любви – отличный поэт и мастерски владеет ремеслами. Всеми качествами, которыми обладает Эрот, он готов поделиться с теми, кто ему поклоняется и служит. Но нужно также отметить, что бог любви никого не принуждает восхвалять его — он ничего не имеет общего с насилием.

проблема любви в диалоге платона пир

Сократ

В качестве доказательства своим речам философ приводит разговор, который состоялся у него в прошлом с одной из женщин, хорошо сведущей в вопросах любви по имени Диотима. Она показала Сократу, что Эрот не является ни прекрасным, ни безобразным. Бог любви появился на свет от некрасивой Пении и прекрасного бога Пороса. Поэтому в Эросе есть и безобразное, и прекрасное. Для человека благом является то хорошее, что может предложить бог любви. А так как прекрасным они хотели бы обладать вечно, то и устремление к благу можно назвать устремлением к вечному.

Диотима объясняет свою точку зрения на примере желания людей продолжать род. Продолжение рода является своеобразной надеждой на обретение бессмертия, поэтому дети – это благо для человека. Точно так же, как и физическое тело, к бессмертию стремится душа. Философы оставляют после себя знания, а это тоже может расцениваться как форма бессмертия.

платон пир цитаты

Алкивиад

После того как Сократ заканчивает свое выступление, в диалоге Платона появляется новые персонаж – Алкивиад. Он является одним из поклонников мудрости Сократа. Когда ему предлагают восхвалить Эрота, то он отказывается, так как считает себя слишком одурманенным хмелем. Но он согласен восхвалить Сократа. В речи Алкивиада можно проследить все те идеи, которые прозвучали на этом пиру. Он не только восхваляет Сократа, но и выставляет как его, так и присутствующих, приверженцами высокой любви. Об этом говорит и желание Алкивиада быть рядом с философом, так как он может многому его научить, и своим поведением демонстрирует, что его интересует не тело, а душа собеседника. Также Алкивиад говорит о том, что Сократ не раз спасал его в сражениях, а это может сделать только любящий и преданный человек.

Этот диалог представляет собой застольную беседу, в которой семь человек восхваляют бога любви Эрота. Каждый из последующих ораторов продолжает и дополняет речь предыдущего. Последним выступает Сократ, который, как мы можем заметить, является носителем идей самого Платона. Рассмотрим речи всех участников беседы подробнее.

Следует заметить, что диалог представляет собой рассказ в рассказе и начинается с того, что Аполлодор, от лица которого ведется повествование, встречает своего друга, который просит его рассказать ему, что было на пиру у Агафона. Аполлодор же объясняет, что сам может пересказать беседу только со слов присутствовавшего на пиру Аристодема. Далее следует уже сам рассказ Аристодема.

Собравшись в честь трагического поэта Агофона, гости сначала обедают, пьют и едят. Беседа же происходит, когда гости сыты, за вином. Они решают воздать хвалу богу любви Эроту, сочтя, что ему уделяют недостаточно внимания и относятся с недостаточным почтением.

Следующим слово берет Эриксимах. Опять же, продолжая речь Павсания, он соглашается с тем, что Эрот двойственен, однако вводит новую идею, идею того, что Эрот живет не только в человеке, но и во всей природе. Он говорит о том, что Эрот настолько могущественен, что ведет к благу как людей, так и богов.

Речь Аристофана отличается от предыдущих. Он выдвигает идею о том, что стремление человека к любви, это стремление к целостности. Аристофан рассказывает миф о том, что в давние времена люди были не двух полов, а трех. Существовали андрогины, сочетавшие в себе признаки и мужского и женского пола. Такие люди стали слишком сильны и угрожали бокам, и тогда Зевс решил разделить их на половины. И это стало причиной того, что люди стремятся найти свою половину в другом человеке, и это и именуется любовью. Это чувство охватывает каждого, кому посчастливилось встретить свою половину.

Агафон, говорящий следующим, единственный, кто посчитал должным восхвалять не то чувство, которое приносит Эрот, а самого бога. Он говорит о качествах, присущих Эроту: о его нежности, красоте, добродетельности, храбрости. О том, что Эрот хороший поэт и искусен в ремеслах. И всеми качествами, которыми обладает сам этот бог, он наделяет и тех, кто служит ему, всех любящих и любимых. Надо также заметить, что все, кто служит ему, делают это добровольно, так как с насилием этот бог не имеет ничего общего.

Для людей, как говорит Сократ, это прекрасное является благом, поэтому люди и стремятся к тему, стремятся любить. А благом они хотят обладать вечно, поэтому можно сказать, что стремление к прекрасному – есть стремление к вечному. Это объясняет Диотима на примере стремления людей к продолжению рода. Ведь продолжение рода – это своеобразная надежда на бессмертие, а потому дети – это прекрасно. Так же как и тело, душа тоже стремится к освобождению от бремени, в этом ей помогают знания. Ведь и ученые, и философы, оставляя за собой свои учения, рассчитывают не быть забытыми, а это тоже своего рода бессмертие. Душа каждого человека отвечает на конечность существования, а потому прекрасное – есть то, что мы порождаем, припоминая исчезающее.

После того как Сократ заканчивает свою речь на пиру появляется еще один гость – Алкивиад. Он является поклонником Сократа. Когда Алкивиаду предлагают вознести, также как сделали все присутствующие, хвалу Эроту, он ссылается на чрезмерное опьянение, но, тем не менее, согласился воздать хвалу Сократу.

Итак, подводя итог, можно сказать, что Сократ как никто другой стремится к истине. Это он показал и в своем выступлении, выслушав все точки зрения, а после высказав свою, совершенно иную. Его стремление к истине мы видим и по тому, с какой жадностью он слушал Диотиму, впитывал новые знания. А на этом пиру он хотел еще и донести истину до своих друзей.

Читайте также: