Кто такие гуманисты в истории 6 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Современный гуманизм – представляет собой идейное движение.
Гуманисты считают, что мир должен превратиться в большую дружную семью, где все народы будут жить в мире. Подобно тому, как религия объединяет страну, современный гуманизм пытается стать идеологией, которая объединит весь мир.
Основные гуманистические ценности: уважение человеческого достоинства, свобода выбора, равенство возможностей, обеспечение каждого человека необходимым прожиточным минимумом. Каждый человек должен иметь возможность найти работу, получить образование, получить медицинскую помощь, жить в свободном и безопасном обществе.
Гуманисты выступают за свободное развитие науки и техники, за бережное отношение к природе. Гуманисты защищают право на аборты и на эвтаназию, защищают права женщин, детей, пожилых людей и сексуальных меньшинств, защищают науку от нападок со стороны церкви (теория эволюции и др. )

ГУМАНИСТЫ. — Гуманистами называли себя представители светской интеллигенции эпохи Возрождения, социальной группы, вызванной к жизни развивавшимся в Европе с конца XIII века торговым капиталом. Г. были носителями идеологии нового буржуазного общества, к-рое они обслуживали в качестве ученых, публицистов, историков, чиновников, поэтов. Одной из своих основных задач Г. считали реабилитацию, "возрождение" классической культуры, вследствие чего вся эпоха получила название: "Эпоха Возрождения" (см. "Ренессанс"). Греческую и римскую культуры, достигшие своего высокого развития на почве денежного хозяйства, Г. противопоставляли феодальной культуре средних веков, к-рую они истолковывали как упадочную, варварскую. Античность была знаменем Г. , ее культура — всечеловеческой, образцовой, больше того — единственно возможной для них культурой; они не только разыскивали греческие и римские рукописи, не только совершали раскопки с целью обнаружения памятников античного искусства и быта, не только пропагандировали с университетских кафедр науку и поэзию древних, но также считали необходимым писать не на туземных языках, а на латинском, иногда даже на греческом. Многие Г. отказывались от своих имен и фамилий, взамен к-рых брали имена и фамилии античные (так немецкий Г. Шнитер стал называть себя Агрикола и т. п.) . Г. настолько сроднились с формами и символами античной культуры, что на современность они глядели сквозь призму этой последней. Так напр. гуманист Леонардо Бруно пишет по-гречески книгу о государственном и общественном устройстве Флоренции, причем флорентийская республика описывается терминами, взятыми из афинской политической и общественной жизни. Желая стать новыми греками или римлянами и презирая все средневековое, в том числе и вышедшие из средних веков новые национально-государственные образования, гуманисты не чувствуют себя связанными ни со своей нацией, ни со своей страной. Они космополиты и в теории и на практике. "Где хорошо, там и отечество" — провозглашали они, переходя из одной страны в другую, от одного покровителя к другому. Борясь за новое буржуазное мировоззрение, Г. восставали на средневековые способы познания, нашедшие свое выражение в схоластике (Рабле, Рейхлин — "Письма темных людей", Эразм Роттердамский и др.) ; представляя собой интеллигенцию светскую, враждебную и по своему духу и по своим интересам интеллигенции церковной, гуманисты высмеивали монахов и попов (Бокаччо — "Декамерон", Поджо — "Фацеции", "Письма темных людей" и др.) , противопоставляли аскетическому идеалу жизни — идеал жизни, построенной на здоровой чувственности (Лоренцо Валла — "О наслаждении", Рабле и др.) , они утверждали, что не знатность, но личная талантливость, способности делают человека достойным уважения и подлинно благородным (Поджо — "О дворянстве", Бруни — "Спор о дворянстве". С подобными мыслями мы встречаемся уже у Данте, который в "Пире" становится на точку зрения восходящей буржуазии, но затем отказывается от этого взгляда в своих позднейших произведениях) .

Гуманистами называли себя представители светской интеллигенции эпохи Возрождения, социальной группы, вызванной к жизни развивавшимся в Европе с конца XIII века торговым капиталом. Г. были носителями идеологии нового буржуазного общества, к-рое они обслуживали в качестве ученых, публицистов, историков, чиновников, поэтов. Одной из своих основных задач Г. считали реабилитацию, "возрождение" классической культуры, вследствие чего вся эпоха получила название: "Эпоха Возрождения" (см. "Ренессанс"). Греческую и римскую культуры, достигшие своего высокого развития на почве денежного хозяйства, Г. противопоставляли феодальной культуре средних веков, к-рую они истолковывали как упадочную, варварскую. Античность была знаменем Г. , ее культура — всечеловеческой, образцовой, больше того — единственно возможной для них культурой; они не только разыскивали греческие и римские рукописи, не только совершали раскопки с целью обнаружения памятников античного искусства и быта, не только пропагандировали с университетских кафедр науку и поэзию древних, но также считали необходимым писать не на туземных языках, а на латинском, иногда даже на греческом. Многие Г. отказывались от своих имен и фамилий, взамен к-рых брали имена и фамилии античные (так немецкий Г. Шнитер стал называть себя Агрикола и т. п.) . Г. настолько сроднились с формами и символами античной культуры, что на современность они глядели сквозь призму этой последней. Так напр. гуманист Леонардо Бруно пишет по-гречески книгу о государственном и общественном устройстве Флоренции, причем флорентийская республика описывается терминами, взятыми из афинской политической и общественной жизни. Желая стать новыми греками или римлянами и презирая все средневековое, в том числе и вышедшие из средних веков новые национально-государственные образования, гуманисты не чувствуют себя связанными ни со своей нацией, ни со своей страной. Они космополиты и в теории и на практике. "Где хорошо, там и отечество" — провозглашали они, переходя из одной страны в другую, от одного покровителя к другому. Борясь за новое буржуазное мировоззрение, Г. восставали на средневековые способы познания, нашедшие свое выражение в схоластике (Рабле, Рейхлин — "Письма темных людей", Эразм Роттердамский и др.) ; представляя собой интеллигенцию светскую, враждебную и по своему духу и по своим интересам интеллигенции церковной, гуманисты высмеивали монахов и попов (Бокаччо — "Декамерон", Поджо — "Фацеции", "Письма темных людей" и др.) , противопоставляли аскетическому идеалу жизни — идеал жизни, построенной на здоровой чувственности (Лоренцо Валла — "О наслаждении", Рабле и др.) , они утверждали, что не знатность, но личная талантливость, способности делают человека достойным уважения и подлинно благородным (Поджо — "О дворянстве", Бруни — "Спор о дворянстве". С подобными мыслями мы встречаемся уже у Данте, который в "Пире" становится на точку зрения восходящей буржуазии, но затем отказывается от этого взгляда в своих позднейших произведениях) .

Гуманистами называли себя представители светской интеллигенции эпохи Возрождения, социальной группы, вызванной к жизни развивавшимся в Европе с конца XIII века торговым капиталом

Гуманистами называли себя представители светской интеллигенции эпохи Возрождения, социальной группы, вызванной к жизни развивавшимся в Европе с конца XIII века торговым капиталом

Гуманистами называли себя представители светской интеллигенции эпохи Возрождения, социальной группы, вызванной к жизни развивавшимся в Европе с конца XIII века торговым капиталом

Гуманистами называли себя представители светской интеллигенции эпохи Возрождения, социальной группы, вызванной к жизни развивавшимся в Европе с конца XIII века торговым капиталом

Гуманистами называли себя представители светской интеллигенции эпохи Возрождения, социальной группы, вызванной к жизни развивавшимся в Европе с конца XIII века торговым капиталом

Гуманистами называли себя представители светской интеллигенции эпохи Возрождения, социальной группы, вызванной к жизни развивавшимся в Европе с конца XIII века торговым капиталом

Фото Что такое гуманизм? От эпохи Возрождения до российского права

Гуманизм - это значит человечность, любовь к людям. Гуманизм провозглашает высшими ценностями человеческую жизнь, свободу, достоинство и самовыражение. Главные принципы гуманизма - забота о благе людей, уважение к людям, сострадание.

Слово гуманизм происходит от латинского homo - человек. Ударение ставится на последний слог: гуман и́ зм. Термин введен в научный оборот немецким философом Фридрихом Нитхаммером в 1808 году.

Классический гуманизм или ренессансный гуманизм - это направление в философии и искусстве в эпоху Возрождения, провозгласившее человека мерой всех вещей. В отличие от схоластов, рассуждавших о божественном, гуманисты обратились к изучению человека во всех его проявлениях - внутренних и внешних.


Гуманизм в эпоху Возрождения

Гуманизм эпохи Возрождения (XV-XVI века) возник в Италии, а затем проник в Германию, Голландию, Францию и Англию. Гуманизм как культ разума, науки, свободной личности сложился в противостоянии со средневековой религиозной философией - схоластикой. В поисках вдохновения гуманисты обращались к античной культуре: искусству и философии Древней Греции и Рима.

В то время как церковь призывала посвятить жизнь искуплению грехов, гуманисты отстаивали право человека на земное счастье, духовную свободу и стремление к идеалу.

Гуманистами эпохи Ренессанса считаются Данте, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Роджер Бэкон, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Томас Мор. Выдающиеся деятели культуры эпохи классического гуманизма - Микеланджело, Рафаэль, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес и многие другие. Всем им так или иначе свойственен антропоцентризм - представление, что человек является центром мироздания.


В XVIII веке гуманизм получил развитие в идеологии Просвещения - у Вольтера, Жан-Жака Руссо, других мыслителей. В XIX веке значительный вклад в гуманистическое направление внесли немецкие романтики - философы Фридрих Шеллинг и Фридрих Шлейермахер, литераторы Фридрих Шиллер, Генрих Гейне, Иоганн Гете. Иммануил Кант утверждал, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством.

До XX века гуманизм связывали с естественным прогрессом общества. Но тоталитарные режимы и кровопролитные войны XX века показали, что технический прогресс может сочетаться с чудовищной жестокостью. Это заставило заговорить о крахе традиционных ценностей, философы стали искать новые трактовки гуманизма.


Что такое светский гуманизм

Светский гуманизм он же секулярный гуманизм - это одно из направлений гуманистической философии, которое не признает существования высших сил, бога. В отличие от религиозных гуманистов, светские гуманисты считают человека обязанным соблюдать законы морали и стремиться к общему благу независимо от веры в бога.

Свободное исследование. Свобода слова, недопустимость цензуры

Отделение церкви от государства. Свобода совести

Идеал свободы. Демократия, права человека, недопустимость тоталитаризма

Этика, основанная на критическом мышлении. Решение вопросов морали с опорой на разум

Моральное образование. Нравственное воспитание детей

Религиозный скептицизм. Настороженное отношение к идеям о всем сверхъественном

Разум. Рациональные методы исследования, логика

Наука и техника. Научный метод как наиболее достоверный способ познания мира

Эволюция. Невозможность отрицать теорию эволюции, отказ от креационизма - идеи божественного творения

Образование. Передача знаний, поощрение морального роста, саморазвития

Что такое трансгуманизм и кто такие трансгуманисты

Трансгуманизм - это движение, считающее, что наука и техника призваны улучшать физические и умственные способности людей. Сторонников философии трансгуманизма называют трансгуманистами. Трансгуманисты мечтают с помощью новых технологий избавить людей от болезней и страданий, продлить жизнь, а когда-нибудь и вовсе избавить человечество от старения и неизбежной смерти.

К трансгуманизму примыкает постгуманизм - представление о том, что эволюция человека не завершена, одна должна продолжаться.


Гуманизм в российском праве

В уголовном праве принцип гуманизма означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера не должны причинять человеку физические страдания или унижения. Приципу гуманизма посвящена статья 7 Уголовного кодекса РФ.

УК РФ Статья 7. Принцип гуманизма

1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.


Принципы гуманизма

Во 2-ой половине XIV в. важной становится классическая литература — произведения Древних Греции и Рима. Писателей этих существовавших некогда государств, считали настоящими учителями людей, выделяя Вергилия. Известно, что гуманист Гермолай Варвара (1453- 1493 гг.) сказал, что кроме Христа и литературы иных господ для него не существует.

По убеждениям гуманистов, человека следует оценивать не по тому, сколько он имеет денег, не по тому, насколько он знатен и не по тому, что сделали его предки. Они считали, что индивидуума могут охарактеризовать исключительно собственные его достижения.

Философия Лоренцо Валло имела много общего с эпикурейством. Он отождествлял природу с Богом, не допуская, что она может являться источником зла; считал, что человек хочет удовольствий, так как того требует природа. Поэтому чувственные удовольствия Валло не считал безнравственными. По мнению индивидуалиста Лоренцо, интересы окружающих должно учитывать постольку, поскольку они касаются личных удовольствий.

Гуманисты оставались добрыми христианами — посещали церковь, соблюдали посты, однако не лишали себя простых радостей.

Творчество гуманистов

Писатели-гуманисты посвящали свои произведения не одним лишь святым, но и обычным гражданам, в жизнях которых случаются плохие и счастливые моменты. Поэты читали вирши не только о блаженстве на небесах, но и о любви к женщине и Родине, о верности долгу. Земная любовь для этих людей не являлась грешной, напротив, считали это высокое чувство Божьим даром.

Произведения гуманистов прославляли благородных людей, служивших людям и родине.

Художники-гуманисты продолжали посвящать работы главным образом религии, однако Христа, апостолов и святых могли писать с реальных личностей. Бог и святые изображались в одеждах современников гуманистов на фоне чудесных земных ландшафтов. Картины гуманистов прославляли еще и человеческую красоту, красоту природы, земные радости.

В эпоху Ренессанса живописцы и скульпторы изображали человеческое тело живо и достоверно. В то время началось применение перспективы при написании картин. Творения стали живее, реалистичнее.

По убеждению гуманистов, индивидуум мог достичь в жизни всего, если действительно того хочет. По их мнению, нельзя было всецело полагаться на Бога, нужно было и самому прилагать усилия. Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Только человек сделает свою жизнь счастливой и наполнит ее красками, считали гуманисты.

Кто такой гуманист?

Так называют последователей гуманизма – тех, кто осознает высшую ценность человека и его неотъемлемое право на счастливую, свободную жизнь и полноценное развитие. Они в качестве критерия для оценки отношений в сообществе выбрали благо человека.

К ним также относятся представители гуманизма – идейно-культурного течения эпохи Ренессанса.

Главная цель приверженцев этого движения – пробудить в каждом желание приносить людям пользу, служить человечеству вместо того, чтобы просто существовать. Многие гуманисты на основании этого выступали за построение идеального государства. Затем их идею позаимствовали социалисты.

кто такие филантропы

Плюсы гуманизма

Основные принципы этого течения каждая философия объясняет на свой лад. Но преимущества гуманистического мировоззрения при этом не меняются. Среди них выделяют следующие:

  1. Отказ от насилия в любой его форме. Это касается и физического воздействия, и психического давления. Поэтому гуманисты всегда будут вести себя мирно и дружелюбно. (Смотрите так же — кто такие пацифисты)
  2. Повышенная способность к сопереживанию, пониманию окружающих – это облегчает взаимодействие в социуме и сводит к минимуму количество конфликтных ситуаций.
  3. Уважительное отношение к своим потребностям и желаниям.
  4. Готовность помогать другим бескорыстно .
  5. Осознание ценности собственного счастья и благополучия.

Гуманизм – это опора современной морали. Благодаря ему поддерживается вера в справедливость и понимание ценности человеческой жизни.

Минусы гуманизма

К слабым сторонам гуманистического восприятия мира относятся:

  1. Неоднозначность толкования. Неправильное понимание его принципов может причинить вред. Например, если ребенка учат всегда помогать людям, но не объясняют, как защищать свои границы и действовать в опасных ситуациях, он может пострадать при попытке кого-то спасти.
  2. Противоречивое отношение к острым социальным явлениям – эвтаназии, абортам. То, что одним людям кажется гуманным и справедливым, другие считают преступлением против человечества.
  3. Уход от реальности. Идеальное общество – это утопия, идея, которую невозможно воплотить.
  4. Обезличивание, навязывание абстрактных понятий. На фоне стремления принести пользу всему человечеству теряется значимость отдельных людей, включая членов семьи.
  5. Чем больше человек сопереживает другим, тем чаще он страдает от того, что мир якобы не совершенен. Это приводит к нервному напряжению и унынию или даже мизантропии.

Гуманизм чаще всего критикуют за его двойственность. С одной стороны он проповедует ценность жизни человека и его благ, а с другой – становится причиной противоречий и вызывает стресс.

Сначала в основе классификации было отношение к религии. Но в дальнейшем оформились и другие течения. Гуманистов делят на следующие категории:

  1. Литературные. Проповедуют человеческие ценности через создание сюжетных линий и образов в своем литературном творчестве.
  2. Философские. Заставляют задуматься о смысле жизни, своей роли в обществе.
  3. Религиозные. Трактуют религиозные учения как источник человеколюбия .
  4. Светские. Верят в силу прогресса и науки. Выступают за то, чтобы вести праведный образ жизни можно без опоры на божественные заповеди.
  5. Правозащитные. Отстаивают интересы тех, кто пострадал при взаимодействии с органами власти или другими людьми. Защищают личностные права и свободу.
  6. Пацифистские. Акцентируют внимание на борьбе с войнами и прочими вооруженными столкновениями.
  7. Общественные. В основном это волонтеры и лица, занимающиеся благотворительностью.

В некоторых случаях гуманисты принадлежат к нескольким типам одновременно. Например, деятельность правозащитников часто перекликается с занятостью активистов-общественников.

Самые известные гуманисты

В топ-10 сторонников гуманистического мировоззрения входят:

Эразм Роттердамский-гуманист

Эразм Роттердамский. В своих произведениях с помощью сатиры он высмеивал те стороны общества, в которых пора производить перемены. В первую очередь это касается правительства и высших слоев общества.

Томас Мор-гуманист


Франсуа Рабле. Критиковал систему государственного управления, показал отрицательные стороны папства, судей и правителей.

Мишель де Монтень-гуманист

Мишель де Монтень. Показал, что главная цель воспитания – это формирование умной, свободной, духовно развитой личности с чувством собственного достоинства.

Френсис Бэкон-гуманист

Френсис Бэкон. Полагал, что за счет научно-технического прогресса можно духовно обогатить человечество. А его произведения проникнуты уважением к личности человека.

сартар-гуманист

Жан-Поль Сартр. Превыше всего ставил человеческое достоинство. Считал истинную свободу результатом отрицания ненужных вещей и избавления от внешнего влияния.

чехов-гуманист

Антон Павлович Чехов. Полагал, что путь к счастью и благам лежит через страдания. Проповедовал любовь к ближним и сам готов был прийти на помощь каждому. Все его творчество и смысл жизни пронизаны идеей исправления человеческих ошибок, познания истины.

данте-гуманист

джовани-гуманист

Джованни Боккаччо. Считал, что настоящим человеком может быть каждый – независимо от материально положения и статуса.

гуманист жан-жак

Жан-Жак Руссо. Автор гуманистической концепции воспитания. Делал акцент на природном равенстве людей.

Благодаря деятельности великих гуманистов многие люди пересмотрели свои взгляды на жизнь и осознали, что человек – это наивысшая ценность.

Как еще называют гуманистов?

Чаще всего их называют человеколюбами – из-за проповедования идеи любви к ближнему, понимания ценности человеческой жизни. Гуманистов нередко считают эмпатами – благодаря способности сопереживать, всячески помогать окружающим и понимать любые оттенки их эмоций.

Понятие гуманности и гуманистического мировоззрения также тесно связаны с представлениями о душе и духовном развитии личности. Поэтому последователей течения еще называют антиматериалистами, ведь на первое место они ставят внутренний мир человека.

Читайте также: