Планирование внеурочной деятельности в школе для детей с тнр

Обновлено: 08.07.2024

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно- речевого развития ребёнка, помогает ребёнку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребёнком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;

4. Устав ГБОУ НСО "КШИ";

1.2 Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы

Цель программы : создать эффективную систему работы в группе по приобщению детей к художественной литературе, формировать нравственные качества, развивать коммуникативные, познавательные, речевые, художественно-эстетические умения на материале любимых сказок. Поиск эффективных методов и приёмов повышения качества речевого развития детей.

- формировать грамматический строй и связную речь;

- обогащать словарный запас у детей;

- развивать воображение; развивать умение перевоплощаться, проявлять свои творческие способности;

- снижать уровень тревожности и агрессивности;

- воспитывать чувство коллективизма, умение соблюдать правила, преодолевать трудности и страхи;

- повышать уровень познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей на основе приобщение детей к художественной литературе через разнообразные формы работы над сказкой.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

• Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

• Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением.

1.4 Характеристика детей с тяжёлыми нарушениями речи

Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжёлыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, лёгкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т. д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха. Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития в речи ребёнка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные, но, наряду с этим, произносительные возможности ребёнка значительно отстают от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития в речи ребёнка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Детям с ТНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ТНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечаются недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

1.5 Планируемые результаты освоения программы

- Расширение словарного запаса, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, пересказывать знакомые произведения.

- Формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

- Формирование модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи.

- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

- Снижение уровня тревожности и агрессии у детей.

- Реализовывать творческий замысел в различных видах деятельности.

2. Содержательный раздел

2.1 Формы организации воспитательно-образовательного процесса по решению программных задач

Организованные формы обучения

• Занятия по художественной литературе

• Занятия по развитию речи

• Занятия по театрализации

• Занятия по изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка)

2.2 Здоровье сберегающие технологии

- пальчиковые игры со словами,

- гимнастика для глаз,

- физкультминутка, динамические паузы.

2.3 Интеграция образовательных областей

развитие Создание на занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, творческой активности и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

развитие Знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, самостоятельной театрализованной деятельности. игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. Упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

развитие Активизация мышления детей (через систему заданий по определённой теме, специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем мире (имитация движений животных, птиц, действий героев сказок и др., просмотр и обсуждение презентаций, дидактические игры на развитие слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

развитие Слушание музыки, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, танцы; развитие артистических способностей в театральных постановках, пропевание звуков, ИЗО-деятельность.

3. Организационный раздел

3.1 Условия реализации программы :

1. Театральная ширма

2. Разные виды кукольных театров:

- би-ба-бо (перчаточный)

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

4. Познавательно-речевые уголки

5. Библиотечный уголок

6. Уголки творчества

3.2 Календарно-тематическое планирование

Дата проведения Тема занятия

Май Изготовление кошек из подручных материалов. Выставка поделок.

Дата проведения Тема занятия

Дата проведения Тема занятия

Ноябрь Выставка сказок Андерсена. Беседа по содержанию выставки.

Ноябрь Выставка сказок Ш. Перро. Викторина по сказкам.

Март Выставка книг: сказки с волшебными превращениями.

Март Выставка сказок А. С. Пушкина.

Викторина по сказкам А. С. Пушкина.

1. Алянский Ю. Азбука театра. М. :1998.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников М. : 1983.

3. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001.

4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В., Жичкина А. Е., Мусиенко С. И. – М. : Линкс-Пресс, 2001.

5. Дунаева Н. О. значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.

6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28.

7. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет. С. -П. : 2011.

8. Лыкова И. А. Театр на пальчиках. М. : 2012.

9. Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня. С. -П. : 2012.

10. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. М. : 2009.

11. Распопов. А. Г. Какие бывают театры. Изд-во: Школьная пресса, 2011.

12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М. : АРКТИ, 2002.

13. Улашенко Н. Б. Организация театральной деятельности. Старшая группа. Издательско-торговый дом г. Волгоград, 2009.

14. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 2000. Чусовская А. Н. Сценарии театрализованных представлений и развлечений. М. : 2011.

15. Ярыгина О. Г. Мастерская сказок. М. : 2010.

16. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Читайте также: