Как оформить рекреации в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_razvivayushchih_tsentrov_rekreatsiy_dou.docx 18.41 КБ
ispolzovanie_razvivayushchih_tsentrov.pptx 1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

397906, Воронежская область, город Лиски, ул. Островского, дом № 17-а

Выступление на районном семинаре

Подготовил воспитатель 1КК: Раева А. В

Использование развивающих центров рекреаций ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Актуальность:
Необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования по информационной насыщенности, осуществление полноценного развития и эмоциональное благополучие каждого ребенка, получение воспитанниками опыта широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Ориентация на требования Федеральной целевой программы развития образования, направленные на необходимость вложения в человеческий капитал и ориентация на идею концепции дошкольного обучения и воспитания, выдвигающей приоритеты приобщения личности ребенка к познанию окружающего мира через самоощущения формирование компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к самому себе. Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

Цель: Создание современной предметно-развивающей среды в ДОУ,

с учетом ФГОС и ведения инновационной деятельности.

1 . Многофункциональное использование всех помещений детского сада.

2 . Расширение двигательного пространства, для увеличения двигательной нагрузки.

3 . Обеспечение комфортности и безопасности обстановки, выполнение

санитарно - гигиенических норм.

4 . Учет всех направлений развития ребенка, доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

5 . Обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред,

их рациональное расположение.

6 . Предоставление возможности для исследования, поисковой

7. Создание мобильной, трансформируемой обстановки во всех помещениях

учреждения, для совместного проектирования и изменения окружающего

пространства детьми и взрослыми.

По моему мнению, переходя порог детского сада, ребёнок должен попадать в сказочный мир доброты и чуда, чтобы у него возникло желание приходить сюда снова и снова.

Грамотное оформление стен в детском саду способно влиять на психическое и эмоциональное состояние детей. На территории дошкольного учреждения ребенок проводит большую часть своего времени, с ранних лет воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира. Чтобы интерьер воздействовал на воспитанников нужным образом, необходимо спланировать его до мельчайших подробностей.

Оформление детского сада – это часть воспитательной работы. Ведь от того, в какой атмосфере и обстановке малыши будут проводить время, зависит их общее эмоциональное состояние. Наши воспитанники в течении дня много раз проходят по коридорам детского сада, в столовую, на занятия в музыкальный и спортивный зал, на прогулку. Кроме того, в зависимости от того, как оформлены коридоры в ДОУ создается первое впечатление о детском саде. Ведь не все пройдут и увидят группы и кабинеты, поэтому очень важно, что бы именно коридор был оформлен красиво , эстетично и не так как у всех.

На стенах рекреаций детского сада много сенсорных игровых элементов, способствующих развитию мелкой моторики, логического мышления, воображения детей (бизиборд, паутинка, липучки, сенсорные мешочки).

Заинтересовать детей работать в таких центрах, предлагается через игры-квесты. Например: Квест-Африка, коллективно выполняя задания которого, дети находят сокровища пиратов.

Наша работа на этом не закончена, в дальнейшем мы планируем пополнять нашу сферу новыми элементами, задумками.

В ДОУ очень важную роль играет развивающая среда, очень важно, что бы именно коридор был оформлен красиво, эстетично, чтобы всё, что окружает ребёнка, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше, пусть не бурю, а небольшой штормик положительных эмоций. Ребёнок вырастет, и кто знает, быть может, обживёт, обыграет, обустроит свою жизнь согласно представлениям о гармонии и красоты для будущих поколений.

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Очень важно создать такую образовательную среду, в которой каждый ребёнок найдёт себе занятие по интересу, и которая будет развивать индивидуальность каждого дошкольника.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Р екреационные зоны детского сада влияют на развитие детей, как и помещение группы. Но если в группах педагоги создают развивающую среду, то коридоры, лестничные пролеты, по которым дети выходят на улицу или идут в музыкальный или спортивный зал, часто оформляют для красоты или не оформляют вообще.

Рекреационная зона - это территория, предназначенная для организации отдыха. В ней дети переключаются на игровую, динамическую деятельность, что позволит снять физическое и умственное напряжение, повысить эмоциональный тонус и улучшить состояние здоровья в целом.

Важно обратить внимание – помогают ли рекреационные зоны педагогам решать задачи всех образовательных областей, а также задачи воспитания. Тематика рекреационных зон должна соответствовать содержанию образовательной программы и программы воспитания детского сада.

Для начала необходимо разработать дизайн-проект, а именно макет рекреационно-образовательного пространства. С его помощью можно увидеть и устранить недочеты на этапе разработки проекта и избежать лишних финансовых затрат. Затем определить, какие материалы необходимо закупить, чтобы сделать рекреационную зону по макету. При необходимости доработать макет под те материалы, которые есть в детском саду.

Обустроить рекреационную зону могут педагоги творческой группы. Вовлечь можно воспитанников старшего дошкольного возраста и родителей в этот процесс.

Через полгода-год проанализируйте, насколько полезной оказалась рекреационная зона. Проведите опрос среди детей, чтобы узнать их мнение. Обобщите опыт и поделитесь им с коллегами, например, в формате статьи на сайте ДОО.

Дизайн детского сада

Дошкольное образовательное учреждение – организация, где проводится начальное общественное воспитание детей, первое звено народного образования в большинстве развитых стран. Малыши, старшие дошкольники находятся в детском саду примерно с семи утра до пяти-семи вечера, получая минимально необходимые навыки общения, играя, готовясь к школе. Чтобы разлука с родителями на целый день не была слишком травмирующей для малыша, в ДОУ создаются условия, приближенные к домашним – обилие игрушек, приветливые тети-воспитательницы, возможность поспать днем. Немаловажным фактором является дизайн детского сада – красивые, удобные помещения, безопасные площадки.

Принципы оформления

При выборе садика первое, на что обращают внимание родители — интерьер. Это визитная карточка учреждения, он оформляется гармонично, в запоминающейся манере. Детям в нем должно быть уютно, чтобы хотелось возвращаться туда каждый день.

Оформление детского сада

Основные принципы проекта благоустройства примерно следующие:

Материалы, способы отделки

Основные, наиболее часто используемые материалы:

  • дерево;
  • ДВП;
  • МДФ;
  • пластик;
  • гипсокартон;
  • керамическая плитка;
  • краска;
  • обои.

Дерево в отделке детского сада

Все материалы должны быть безвредными для здоровья детей, иметь сертификаты о радиационной безопасности. Потолки чаще всего белят, окрашивают водоэмульсионной краской. Стены делаются гладкие, чтобы их легко было мыть, полы – не скользкие. Стены, полы помещений санитарного назначения, пищеблоки, оформляют кафелем, масляной краской, декоративной штукатуркой. Полы в группах делаются деревянные, ламинированные, из натурального линолеума, без щелей, выступающих частей. В холодных регионах предпочтительны полы с подогревом. В группах на пол стелются коврики, паласы.

Цветовая палитра

С помощью цвета производится зонирование помещений – отдельные места выделяются яркими тонами, картинками.

Яркие цвета в интерьере детского сада

Как влияют на детей различные цвета:

  • розовый – успокаивает, ребенок чувствует себя в безопасности;
  • голубой – способствует сосредоточению, расслаблению;
  • синий – дарит спокойствие, снимает внутреннее напряжение;
  • желтый – помогает общаться, осваивать новые навыки;
  • красный – дает уверенность в себе, в больших количествах усиливает тревожность;
  • зеленый – улучшает работу мозга, чрезмерно яркий способен утомить.

Дизайн отдельных помещений или зонирование

Зонирование пространства происходит путем разделения его на функциональные зоны с определением границ.

Какие бывают границы:

  • объемные – перегородки, экраны, стены, предметы меблировки, шторы;
  • пространственные – это разная высота пола в различных зонах, цветовая гамма, освещение, архитектурные элементы;
  • комбинированные – пространство одновременно разделяется и связывается, это витражи, решетки, гардины, колонны, арки;
  • полупрозрачные, полностью прозрачные – так производится разделение физически с сохранением визуальной связи.

Зонирование в интерьере детского сада

Зонирование предпочитается гибкое – сборно-разборные конструкции шкафов, раздвижные перегородки, ширмы, прозрачные экраны. Дети часто принимают непосредственное участие в зонировании, вместе с воспитателями. Часто используются площадки-подиумы с ограждениями, разнообразные перегородки – прямые, угловые, фигурные, различной высоты, ширины, длины. Декоративное оформление потолка в праздничные дни также станет элементом разбиения на зоны – это флажки, воздушные шарики, бумажные гирлянды.

Старшие группы часто располагаются на втором этаже, потому о безопасности, эстетичном внешнем виде лестницы также следует позаботиться. Стены вдоль них следует красиво оформить – например, сделать выставку графических, живописных работ воспитанников.

Игровая и учебная комната

Чаще всего, играют, кушают детишки в одних и тех же комнатах. Мебель подбирается соответствующая росту детей – в младшей, старшей группах она будет сильно различаться по высоте.

  • столы, стулья;
  • стеллажи для книг, игрушек;
  • краски, фломастеры;
  • готовые работы, сделанные руками детей;
  • музыкальные инструменты.

Игровая зона в детском саду

Стены оформляются яркими, не агрессивных расцветок обоями, рисунками – приветствуются развивающие сюжеты, эпизоды из сказок, мультфильмов. В игровой зоне на пол укладывается мягкий, теплый ковер. Шкафы, стеллажи для игрушек, книжек, выбираются с минимальной травмоопасностью, устойчивые, их хорошо закрепляют. Учебная зона должна достаточно хорошо освещаться, визуально отделяясь от игровой другим покрытием пола, стен, с помощью перегородок. Здесь дети учатся читать, писать, рисовать, лепить. Зоны различных игр отделяются друг от друга декоративными домиками, ширмами – кухня с игрушечным гарнитуром, железная дорога, городок из лего.

Столовая зона

Столовая отделяется от игровой зоны ширмой, стеллажом. Для удобства уборки ковер в этом месте не кладут, ведь дети часто роняют еду на пол, разливают, рассыпают. Из меблировки здесь располагаются столики, рассчитанные на двух-четырех человек, стульчики, подходящие по высоте лавочки. На стене располагают меню, пояснительную записку, в которой расписано, изображено, как правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфетками. Столы застилаются скатертями, красочными клеенками. На стенах часто изображаются кушающие персонажи мультфильмов.

Столовая зона в детском саду

Раздевалка

Это одно из первых помещений, куда попадают дети со своими родителями, придя с улицы. Оформляется оно ярко, используются разнообразные сюжеты, применяются обои с изображениями животных, сказочных персонажей. На стенах размещают стенды с важной информацией, объявления, расписания, ростомеры. На шкафчиках для одежды рисуют, наклеивают разные буквы, картинки, чтобы каждый ребенок мог легко запомнить свой, найти, где лежат его вещи. По центру раздевалки ставят длинные скамейки, чтобы воспитанникам было удобно одеваться, на пол укладывают палас.

Раздевалка в детском саду

Спальня

Спальня предназначена для дневного сна, ночного отдыха в садах с круглосуточным пребыванием. Ее оформляют спокойными, преимущественно пастельными, тонами. На окнах вешают плотные шторы – на время дневного отдыха помещение следует затемнять. Они выбираются из натуральных, экологичных материалов, подходящие по стилю. Конструкции, к которым они крепятся, должны отличаться высокой надежностью, ткани – практичностью, прочностью. Потолок можно просто побелить или изобразить на нем звездное небо.

Спальня в детском саду

Каким должен быть санузел

К санузлам детских садов предъявляются жесткие требования. На пол укладывается керамическая плитка, которая хорошо моется, на стенах такое покрытие должно составлять не менее полутора метров в высоту. В младших группах туалет оборудуется горшками, в средних, старших – унитазами, умывальниками, зеркалами. Чем старше дети, тем просторнее должно быть это помещение. Для старших детей унитазы находятся в кабинках, но дверцы не должны иметь запоров. У каждого воспитанника имеется свое полотенце, которое он вешает на крючок в отдельном отсеке. В душевых организуется слив через отверстия в полу, для безопасности — резиновые коврики, деревянные поддоны.

Сванузел в детском саду

Оформление детских площадок

На территории детского сада выделяют две основных зоны:

  • рекреационная – там гуляют, играют воспитанники;
  • хозяйственная – туда подъезжает специальный транспорт, производит загрузку-разгрузку.

Специалисты рекомендуют делать детские площадки разными – для детей разного возраста, их общения, игр, каких-либо мероприятий. Наличие естественных природных зон дополняется игровыми элементами из натуральных материалов. Также на территорию ДОУ обеспечивают удобный вход, приветствуется наличие мест кратковременного отдыха взрослых, которые присматривают за детьми. Используются различные приемы современного ландшафтного дизайна.

На территории площадки располагаются:

  • песочницы;
  • качели;
  • турники;
  • лесенки;
  • навесы от солнца;
  • столы, стулья, лавочки;
  • оборудованные места для спортивных игр;
  • домики, беседки;
  • сюжетные скульптурные композиции.

Площадка в детско саду

Часть декора легко сделать своими руками – зверушки из автомобильных покрышек, лесенки из деревянных срезов, поленьев, миниатюрные здания из фанеры, цветники, альпийские горки. Из цветных пластиковых бутылок изготавливают деревья, ограждения клумб, тропинки выкладываются камушками, раскрашенными под божьих коровок, жуков. Все декоративные элементы раскрашиваются яркими красками, а стены здания садика оформляются сказочными сюжетами.

Часто в здании сада имеется спортивный зал, бассейн – детям необходимо развиваться физически. Спортзал оборудуется шведской стенкой, мячами, батутами, баскетбольными кольцами, обручами, кеглями. Плавательный бассейн должен соответствовать нормам безопасности, оснащаться спасательными кругами, быть небольшой глубины.

Создание живого уголка

Живой уголок – это развивающая зона, которая обучает детей первым навыкам ухода за животными, растениями, позволяя наблюдать за их поведением, развитием.

Здесь чаще всего проживают:

  • хомячки;
  • кролики;
  • морские свинки;
  • декоративные мышки, крысы;
  • попугаи, канарейки;
  • черепахи, ящерицы;
  • отдельные виды аквариумных рыб.

Живой уголок в детском саду

Здесь же часто располагают различные комнатные растения в горшках – важно выбирать исключительно не ядовитые, не способные вызвать аллергию, травмировать любопытных детей шипами, колючками. Дети дают животным корм, под присмотром взрослых убирают клетки, поливают из леек цветы, познавая мир флоры и фауны. Весь необходимый инвентарь хранится здесь же – дети учатся им пользоваться.

Аквариумы и цветы

Все о декоре и выборе текстиля

Текстиль выбирается подходящим под общее цветовое оформление. Все ткани предпочтительны натуральные, экологичные, пожаробезопасные. На них не должна скапливаться пыль, в составе тканей для постельного белья недопустимо наличие компонентов, способных вызвать аллергию. Качественный текстиль не придется менять через один-два года, он не выгорит на солнце, не потеряет свой внешний вид. Воспитанники, вместе со взрослыми, делают поделки из тканей картины-аппликации из фетра на льняной основе, шитые игрушки для украшения кабинета заведующей. Темы и сюжеты используются разные.

Текстиль в интерьере детского сада

Тряпичные настенные органайзеры для канцелярских принадлежностей, интерьерные куклы также украсят интерьер помещения. В спальне располагают декоративные панно, изображающие спящих животных, в обеденной зоне – текстильные картины, где мультяшные герои кушают, готовят пищу. В комнате для игр ставят несколько текстильных палаток, в которых некоторые дети смогут спрятаться, уединиться при необходимости.

Солнце под потолком

Кармашки из ткани для детского шкафчика легко сделать самостоятельно. Для этого потребуется примерно метр ткани, из которой вырезается две детали 30 на 80 см, по два кармашка 40 на 20 см и 40 на 15 см. В верхние части кармашков вшивается резинка, на которой они слегка стягиваются, пришиваются к основе один за другим, начиная снизу. После пристрачивается вторая деталь основы, сверху и снизу для жесткости вставляется полоса пластика. Края оформляются косой бейкой, полосками той же ткани. В верхнюю часть вшивают петельки, на которых будут висеть кармашки. В них хранят запасные трусики, носочки, перчатки, шапку, расческу, канцелярию. По желанию конструкцию украшают вышивкой, аппликацией, бисером.

Комоды у окна

Заключение

Дизайнерское оформление детских садов в каждом дошкольном учреждении разное. Но все они должны обеспечивать комфорт, безопасность маленьких граждан. Убранство детского сада выбирается максимально соответствующее детскому мироощущению. Благоустроить интерьер можно собственноручно, или обратившись к услугам местных дизайнеров, для максимально приемлемого проектирования помещений государственных и частных ДОУ.

Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_razvivayushchih_tsentrov_rekreatsiy_dou.docx 18.41 КБ
ispolzovanie_razvivayushchih_tsentrov.pptx 1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

397906, Воронежская область, город Лиски, ул. Островского, дом № 17-а

Выступление на районном семинаре

Подготовил воспитатель 1КК: Раева А. В

Использование развивающих центров рекреаций ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Актуальность:
Необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования по информационной насыщенности, осуществление полноценного развития и эмоциональное благополучие каждого ребенка, получение воспитанниками опыта широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Ориентация на требования Федеральной целевой программы развития образования, направленные на необходимость вложения в человеческий капитал и ориентация на идею концепции дошкольного обучения и воспитания, выдвигающей приоритеты приобщения личности ребенка к познанию окружающего мира через самоощущения формирование компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к самому себе. Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

Цель: Создание современной предметно-развивающей среды в ДОУ,

с учетом ФГОС и ведения инновационной деятельности.

1 . Многофункциональное использование всех помещений детского сада.

2 . Расширение двигательного пространства, для увеличения двигательной нагрузки.

3 . Обеспечение комфортности и безопасности обстановки, выполнение

санитарно - гигиенических норм.

4 . Учет всех направлений развития ребенка, доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

5 . Обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред,

их рациональное расположение.

6 . Предоставление возможности для исследования, поисковой

7. Создание мобильной, трансформируемой обстановки во всех помещениях

учреждения, для совместного проектирования и изменения окружающего

пространства детьми и взрослыми.

По моему мнению, переходя порог детского сада, ребёнок должен попадать в сказочный мир доброты и чуда, чтобы у него возникло желание приходить сюда снова и снова.

Грамотное оформление стен в детском саду способно влиять на психическое и эмоциональное состояние детей. На территории дошкольного учреждения ребенок проводит большую часть своего времени, с ранних лет воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира. Чтобы интерьер воздействовал на воспитанников нужным образом, необходимо спланировать его до мельчайших подробностей.

Оформление детского сада – это часть воспитательной работы. Ведь от того, в какой атмосфере и обстановке малыши будут проводить время, зависит их общее эмоциональное состояние. Наши воспитанники в течении дня много раз проходят по коридорам детского сада, в столовую, на занятия в музыкальный и спортивный зал, на прогулку. Кроме того, в зависимости от того, как оформлены коридоры в ДОУ создается первое впечатление о детском саде. Ведь не все пройдут и увидят группы и кабинеты, поэтому очень важно, что бы именно коридор был оформлен красиво , эстетично и не так как у всех.

На стенах рекреаций детского сада много сенсорных игровых элементов, способствующих развитию мелкой моторики, логического мышления, воображения детей (бизиборд, паутинка, липучки, сенсорные мешочки).

Заинтересовать детей работать в таких центрах, предлагается через игры-квесты. Например: Квест-Африка, коллективно выполняя задания которого, дети находят сокровища пиратов.

Наша работа на этом не закончена, в дальнейшем мы планируем пополнять нашу сферу новыми элементами, задумками.

В ДОУ очень важную роль играет развивающая среда, очень важно, что бы именно коридор был оформлен красиво, эстетично, чтобы всё, что окружает ребёнка, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше, пусть не бурю, а небольшой штормик положительных эмоций. Ребёнок вырастет, и кто знает, быть может, обживёт, обыграет, обустроит свою жизнь согласно представлениям о гармонии и красоты для будущих поколений.

Читайте также: