План вводного урока по биологии

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 935 0

Прокопьева Ольга Владимировна

Преподаватель О.В. Прокопьева

Педагогическая технология:

тип – технология поэтапного формирования умственных действий;

отношение к студенту – технология сотрудничества;

по категории обучающихся – технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, выравнивания);

по направлению модернизации обучения – педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.

Форма урока – вводное занятие.

Метод обучения– метод учебного сотрудничества.

Цели деятельности преподавателя:

- обучать навыкам использования биологической и экологической безопасности на предприятии при разработке технических процессов изготовления детали (ПК 1.1. профессиональная компетенция);

развивающие:

-развивать навыки использования информационно – коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5. – общая компетенция);

- развивать самостоятельность у студентов при поиске биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях.

воспитательные:

- способствовать расширению кругозора студента;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1. – общая компетенция);

- создать положительную мотивацию к изучению дисциплины.

Цели деятельности студентов:

- систематизировать и закрепить полученные знания по данной теме;

- развивать умения работы на занятии;

Оснащение:компьютер, экран, учебник, стандарты ЕСКД.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационный (2 мин.)

Приветствует студентов, отмечает присутствующих

2. Постановка целей (2 мин.)

Психологический настрой на активную работу

- определяет место занятия в теме;

Определяет значение полученных знаний в практической деятельности

Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия, знакомятся с инструкцией занятия

3. Всестороннее закрепление и проверка знаний школьного материала (15 мин.)

Закрепить и проверить усвоение материала по школьной программе

- выдает задания по работе на первом уроке (наглядное пособие: схема);

Индивидуальную (групповую) работу со студентами;

- корректирует выполнение работы (упражнение)

Выполняют (отвечают) на поставленные задачи (вопросы):

- дают достаточно четкие ответы на поставленные задачи или вопросы;

- выполняют схематическое задание – оформление схемы в тетради;

- при рассмотрении каждого задания по теме урока, студенты внимательно слушают преподавателя или другого студента

4. Изучение нового материала (60 мин.)

Выдается учебный материал. Цели и задачи дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии биологии. Роль биологии в жизни человека. Ознакомление студентов с необходимыми для занятия учебными пособиями, наглядно-демонстративным материалом.

- ведут краткий конспект;

- отвечают на поставленные вопросы;

- дополняют ответы друг друга

5. Обобщение материала, закрепление и систематизация (4 мин.)

Привести полученные знания в систему

Отвечают на вопросы и делают выводы

6. Проверка понимания студентами материала (до 3 мин.)

Определение уровня усвоения темы, изученной студентами

Проводит инструктаж по проведению экспресс-опроса и по работе с проблемными заданиями первого уровня

Отвечают на вопросы, решают проблемные задания первого уровня

7. Подведение итогов обучения (2 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

Анализирует ответы выступающих, активно работающих студентов, выставляет зачеты (оценки), комментирует их

Сдают выполненные работы, показывают конспекты

8. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание:

Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.-367, (1)с.:ил., стр. 4-7

Конспект (рабочая тетрадь)

Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.-367, (1)с.:ил., стр. 4-7

Конспект (рабочая тетрадь)

Преподаватель ______________ О.В. Прокопьева

Анализ урока:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по биологии на тему "Введение" составлен для учащихся 7 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в парах и группах на разных этапах урока, выполняя задания разного характера,способствующие развитию логического мышления, творческой и познавательной активности школьников.

Поурочный план

Класс ____ 7 -ые

Урок биологии_

Тема урока № 1: Введение. Зоология - наука о Царстве Животные.

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Цели: дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле.

Образовательные: познакомить учащихся с дикими и домашними животными; раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека; негативное и заботливое отношение к животным; об о хране животного мира;

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации, останавливаться на вопросах ЕНТ;

Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.

Оборудование: компьютер, презентация.

Содержание учебного материала

Организационный.

Психолого-педагогический настрой на урок.

Здравствуйте! Садитесь. Создание положительного микроклимата урока через минутку настроения, программирование учеников на успех.

Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство в обучении

Использование ИКТ в преподавании

II . Знакомство с

Правила поведения в кабинете, знакомство с техникой безопасности, требования к урокам биологии.

Рассмотреть учебник, познакомиться с его структурой, с тетрадью.

III . Изучение н/м

1.Зоология – наука о животных (слайд 2)

Все живые организмы на Земле объединены в царства (слайд 4).

Перечислите царства, существующие на Земле.

(Царства: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные).

Скажите, с какими царствами мы познакомились в 6 классе?

Правильно, в 6 классе на уроках биологии вы познакомились с представителями четырех царств: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения.

Как вы думаете, какое царство мы будем изучать в этом году?

Правильно, мы приступаем к изучению нового царства живых организмов – Животные (слайды 3- 6).

А как называется раздел биологии, посвященный изучению животных?

Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – "животное", логос – "учение") (запись в тетрадь).

2. Современная зоология – система наук о животных.

? Какие науки нам уже знакомы из 6 класса?

Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов,

цитология – их клеточное строение (слайды 3- 6).

Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов.

Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.

Систематика – классификацию животных

Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.

Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.

В школьный курс зоологии включены основы и других наук (слайд 7):

генетики, объясняющей закономерности наследственности,

зоогеографии – распространение животных,

этологии – их поведение

особый мир животных представляют простейшие,

млекопитающих и др.

Работа в парах:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Пользуясь учебником “Биология. 7 класс” под редакцией К.Кайым на странице 5, заполните таблицу “Биологические дисциплины в пределах зоологии” (время на выполнение – 10 минут).

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

Биологическая наука

Что изучает

3. Сходство и различия животных и растений (слайды 11- 12):

Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности:

1) клеточное строение,

2) способность к питанию,

4)обмен веществ между организмом и окружающей средой,

5)размножение, рост, развитие.

6) Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них.

7) Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу.

8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.

4. Отличие животных от растений (слайд 13):

Чем отличаются животные от растений?

Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки.

В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.

Воспринимают раздражения и реагируют на них.

Большинство активно передвигаются.

Освоили все среды жизни.

Работа в группах по заданию:

5). Многообразие животных (слайды 14- 19):

В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всему земному шару. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и человека.

Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) – более 1 млн. видов.

Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров.

Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.

Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного – 8600 видов, млекопитающих– около 4000 видов.

Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.

Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.

Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле – синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т.

6. Значение животных. Дикие и домашние животные (слайды 20- 22):

Работа в группах по заданию:

1 группа - Значение животных. Дикие и домашние животные.

2 группа - Отрицательная роль животных в природных сообществах.

3 группа - Промысловые животные;

4 группа- Обобщение по теме: Роль животных.

Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сообществах. Велика роль в природе животных – опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим.

Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния

Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей культурных растений.

Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу

Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке.

Породы собак (слайды 26- 28):

Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару, спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах.

На Аляске поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям.

Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен

своим хозяевам после их смерти.

В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он был

сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте написаны его слова: "Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства".

Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных – это млекопитающие и птицы.

Отрицательная роль животных в природных сообществах (слайды 30 - 32):

Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги.

Стаи азиатской перелетной саранчи полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человек.

Промысловые животные (слайд 33):

Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц.

4 группа (слайд 34-35):

А). Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет

разведение лабораторных животных – мышей, крыс, морских свинок. Давно разводят

декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.

Б). Одомашнивание животных продолжается до сих пор. В последние десятилетия успешно одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы по одомашниванию лося, глухаря, страусов.

Модель вводного урока биологии составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Урок открытия нового знания

Дидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами проблемно-исследовательской технологии

Цели по содержанию

образовательные: формирование представления о человеке как о биосоциальном существе, о биологических дисциплинах, изучающих организм человека

воспитывающие: развитие интереса к предмету, к изучению собственного организма

Планируемые результаты

определять систематическое положение человека

характеризовать биосоциальную природу человека

обосновывать необходимость знаний о строении и функциях организма человека.

Метапредметные

определять цель урока;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

обосновывать свое мнение, принимать чужую точку зрения;

развитие навыков сотрудничества;

развитие умения ориентироваться в системе знаний, работа с информационным текстом учебника;

находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную ранее;

развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности

осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию;

Основные понятия и термины, изучаемые на уроке

Анатомия, физиология, гигиена, психология, гигиена, систематическое положение человека

Мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку

Проблемно-исследовательская технология, ИКТ-технология

СТРУКТУРА УРОКА

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Форма организации учебной деятельности

Формирование УУД.

1 этап. Организационный

Приветствие учащихся, создания позитивной эмоциональной обстановки.

-Добрый день! Я рада видеть вас на первом уроке биологии в 8 классе. Нашу встречу я бы хотела начать со следующих строк:

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Актуализация знаний

-Предлагаю вам вспомнить какие разделы биологии вы изучили в 6 и 7 классе?

Мотивация и целеполагание

- Как вы думаете, как этот видеофрагмент связан с изучением биологии?

- Организм человека можно сравнить с оркестром. В нем множество органов и систем, которые работают согласованно, так же, как и в оркестре все музыкальные инструменты звучат в унисон

- Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, изучая биологию в 8 классе, и мы не раз еще вернемся к нему.

- Человек- уникальное создание природы, знакомство с которым вам предстоит.

Принимают участие в диалоге, высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся предлагают формулировку цели урока

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: понимают значение знаний для человека

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности

Открытие новых знаний (изучение нового материала)

Создание проблемной ситуации : Как вы считаете, почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма? Ведь сегодня на достаточном уровне развита современная медицина и всегда можно обратиться к специалисту.

- Какие науки изучают человека? Оформите свой ответ в виде схемы в тетради.

Оказывает необходимую помощь учащимся при составлении схемы, проверяет результаты выполнения задания

- Какие естественные науки являются ведущими для -изучения строения и жизнедеятельности человека?

Учитель организует работу в малых группах:

Предлагает спикеру от каждой группы выступить по результатам самостоятельной работы

- Древнегреческому философу Софоклу принадлежат слова:

Много есть чудес на свете,

Человек всего чудесней….

Так кто же такой Человек? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо определить его положение в системе органического мира, т.к. он – часть живой природы.

- Действительно, это систематическое положение человека. Вспомним таксоны животных и запишем систематическое положение человека

- В чем проявляется биологическая сущность человека?

- Какие животные ближе всего к человеку?

- Действительно, это приматы.

Проблемный вопрос: У высших обезьян те же группы крови, что и у человека. Кровь карликового шимпанзе можно переливать человеку. О чем свидетельствует это факт?

- В чем проявляется социальная сущность человека?

Согласны ли вы с мнением Платона

- С мнением Платона также не согласился ученик Сократа, который принес ему ощипанного петуха.

- Таким образом, человек может быть Человеком, только сочетая и признаки биологического вида, и существуя в социуме среди подобных себе.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают значение знаний об организме человека

Анализируют субъектный опыт, систематизируют знания и составляют схему:





Учащиеся отвечают: Анатомия, физиология, гигиена и психология

Работают в малых группах по алгоритму:

Алгоритм работы в группе:

1. Прочитать текст учебной статьи в учебнике

2. Заполнить таблицу: (см. Приложение №1)

3. Выступить с результатами работы

Выступление групп по результатам самостоятельной работы

Учащиеся высказывают свои предположения

Учащиеся называют систематические группы животных и записывают систематическое положение человека:

Вид: Человек разумный (Homo sapiens)

Учащиеся высказывают свое мнение:

- в строении, в функциях, в сходстве с другими животными

Учащиеся отвечают, что это приматы

Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение

Учащиеся высказывают свое мнение: в трудовой деятельности, в общественном образе жизни, в речи, в абстрактном мышлении.

Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение

Совместно с учителем формулируют вывод

Познавательные:

произвольное речевое высказывание в устной форме умеют извлечь информацию из собственного жизненного опыта.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

Познавательные:

анализировать, и обобщать информацию, составлять схему

Регулятивные: регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностны е: развитие навыков коллективной работы

Коммуникативные:

Познавательные:

воспринимать, и обобщать информацию

Познавательные: продолжить

участвовать в коллективном обсуждении

Регулятивные:

продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Осознание, осмысление и применение знаний:

Организует диалог с учащимися:

1. Почему развитие человека нельзя объяснить только законами биологической эволюции?

3. Почему нам необходимо подробно изучать организм человека?

Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение

Выполняют творческое задание

Ориентируются в своей системе знаний.

Осознают свои возможности в учении.

Осуществляют контроль учебных действий.

Анализ уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся

- Человек является биологическим видом, потому что…

- Человек является социальным существом, потому что…

-Самым интересным на уроке для меня было…………

- Самым неожиданным для меня стало ……………….

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию. Регулятивные: п роводят рефлексию учебной деятельности; о существляют контроль учебных действий.

Цель: актуализировать и расширить представления учащихся об истории и развитии науки биологии, её значении, развивать умения работать самостоятельно, анализировать материал, обсуждать его в классе.

  1. Вступительное слово учителя: Когда мы начинаем знакомство с каким – либо вопросом, как вы считаете, с чего в первую очередь надо начать это знакомство?
  2. Деятельность учащихся: Учащиеся высказывают предположения, что , вероятно, следует познакомиться с историей данного вопроса и выяснить его значение. После чего они формулируют тему для себя: познакомиться с основными моментами истории биологии, её значением для общества.
  3. Деятельность учителя: Предлагаю найти в учебнике и выписать определение биологии, а также составить схему по значению биологии.
  4. Деятельность учащихся: находят определение, выписывают его, работают по составлению схемы.
  5. Деятельность учителя: несколько наиболее удачных схем предлагаю учащимся изобразить на доске.
    Деятельность учащихся: обсуждают представленные схемы, дополняют свои по необходимости.
  6. Деятельность учителя: на следующем этапе урока предлагаю выяснить, в каких направлениях шло развитие биологии за последние несколько столетий.
  7. Деятельность учащихся: Учащиеся работают с учебником стр 4–5 , выделяют основные направления развития биологии и соответствующие им сферы интересов . Оформляют свою работу в идее таблицы:

Направление развития биологии Сфера интересов
Классическое
Эволюционное
Физико-химическое

После этой работы учащиеся изучают материал о выдающихся ученых, и опираясь на свои знания выполняют задание на соотнесение имен ученых и их вклад в развитие знаний о человеке.

Деятельность учителя: Предлагаю учащимся выполнить задание.

Заполните таблицу : “Имена великих ученых и их вклад в развитие знаний о человеке”:

Ученый. Вклад в развитие знаний по биологии или медицине.
1. Авиценна.
2. Аристотель.
3. Везалий.
4. Гарвей.
5. Гален.
6. Гиппократ.
7. Декарт.
8. Мечников.
9. Павлов.
10. Пастер.

Деятельность учащихся: выполняют задание, обсуждают, корректируют при необходимости свои ответы.

Урок № 2 Методы исследования в биологии.

Цель: развитие умений работать с источником информации, развивать умение использовать различные методы для работы.

Вступительное слово учителя : Для любого научного направления присущи свои методы работы, в 9 классе мы кратко знакомились с некоторыми из методов исследования в биологии. Сегодня нам предстоит более подробное знакомство с методами работы в биологии, в дальнейшем вам придется довольно часто их использовать при различных лабораторных работах на уроках и на занятиях элективного курса.

Деятельность учащихся: Работают с § 2 , заполняют таблицу:

Метод исследования. В чем он заключается.
Описательный.
Сравнительный.
Исторический.
Экспериментальный.
Моделирование.

Затем учащиеся отрабатывают основные приёмы наиболее часто применяемых методов в лабораторной практике.

Описательный метод. (Используются растения с грядки и справочные материалы по морфологии растений.)

Учащиеся составляют описание выданных растений по плану:

  1. Корневая система.
  2. Стебель.
  3. Листья.
  4. Цветок.
  5. Соцветие.
  6. Плод.

Обсуждают результаты работы.

Сравнительный метод. (Используются наборы по 10 раковин местных видов моллюсков – беззубки, прудовика, лужанки и т. д.)

Учащиеся рассматривают эти раковины и выявляют черты сходства и различия между ними.

Экспериментальный метод. (Используются свежее сорванные осенние цветы львиного зева, флоксов, календулы, настурции и т. д .)

Цветы прикрепляют скотчем к полиэтиленовой крышке литровой банки с внутренней стороны, на дно банки наливают 3–5 мл нашатырного спирта и закрывают этой крышкой , цветами внутрь, (цветы не должны касаться жидкости, их перед экспериментом надо обрызгать водой), вторая группа учащихся проделывает второй вариант опыта – в банке в железной ложке для сжигания веществ сжигается несколько граммов серы, банка заполненная сернистым газом закрывается такой же крышкой с прикрепленными цветами. Банки оставляются на 5–10 минут (целесообразно с этого начать работу на уроке.) По прошествии этого времени учащиеся наблюдают изменения окрасок цветов, записывают наблюдения в своих тетрадях в виде таблицы (в дальнейшем этот материал пригодится в ноябре при изучении растительных пигментов и пластид и при обсуждении вопроса влияния вредных газов на растения).

Цветок Первоначальная окраска Окраска под действием аммиака Окраска под действием оксида серы (I V)

Обсуждают результаты, делают выводы, записывают их.

Деятельность учителя: Все это время учитель сопровождает деятельность учащихся, консультирует при необходимости, участвует в обсуждении , используя различные вопросы, наталкивающие при необходимости учащихся на определенную мысль.

В конце урока можно рассказать об использовании знаний об изменении окраски цветов разной среде в геологии и криминалистике.

Урок № 3 Методы исследования непосредственно в природе.

Цель: научиться применять биологические методы непосредственно в природных условиях, продолжить экологический мониторинг, который традиционно ведется в нашей школе, сравнить материалы, полученные в этом году с материалами предыдущих лет.

Деятельность учителя: выдаю инструктивные карты, провожу инструктаж по технике безопасности при работе в лесу , после чего веду в лес, (он находится в 3 минутах хотьбы от школы, за пришкольным участком)

Деятельность учащихся: Обсуждают характер задания, идут в лес, распределяются на группы, отмеряют исследуемые площадки 10Х10 м и проводят работу согласно инструктивным картам, проводят подсчеты, делают записи, рассчитывают коэффициент состояния древостоя, определяют характер загрязненности леса и общее его экологическое состояние. (инструктивная карта см Приложение 1)

По окончании работы, учащиеся возвращаются в класс , в качестве домашнего задания им необходимо оформить презентацию по своему исследованию состояния древостоя. (презентации учащихся см Приложение 2)

Урок № 4 Результаты нашей работы. Основные признаки живого.

На втором этапе урока учащиеся знакомятся с материалом параграфа № 3 и выданными материалами (Приложение 3).

Деятельность учителя: Предлагаю к рассмотрению материалы, прошу сравнить два определения – одно дано Энгельсом в 19 веке, другое русским ученым Волькенштейном в 20 веке. Предлагаю обсудить их, какое из них более точное? Почему? Какое определение могли бы дать сами учащиеся?

Деятельность учащихся: Читают определения, сравнивают, обосновывают свою точку зрения, опираясь на знания из 9 класса. Некоторые учащиеся пытаются сами сформулировать свои определения жизни как явления.

Затем знакомятся с критериями живой системы, выясняют значение понятия “организм”

Деятельность учителя: Предлагаю сравнить и выявить сходство и различие между живыми и неживыми системами.

Деятельность учащихся Пользуясь материалом параграфа и выданными материалами, учащиеся заполняют в тетради таблицу:

Сравнительная характеристика живых и неживых систем:

Свойства системы Общее для живой и неживой системы Различия между живой и неживой системой

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся доработать таблицу дома.

Урок № 5 Уровни организации живой материи.

Цель: формирования систематизированного восприятия и живой природы как системы уровней, и биологической науки, изучающий вопросы биологии в определенной последовательности и системе.

Деятельность учителя: Актуализирую понятие, известное с 9 класса, предлагая просмотреть раздаточные материалы – папки по уровням и определиться с тем, что будем изучать на уроке.

Деятельность учащихся: Просматривая папки посвященные разным уровням организации природы, учащиеся формулируют цель урока – более подробно познакомиться с данным вопросом, понять почему процесс изучения строиться таки образом.

Организую учащихся на просмотр презентации “Уровни организации живой природы” (Приложение 4)

Деятельность учащихся: В ходе просмотра презентации делают записи в виде таблицы в тетрадях.

Уровень организации Краткая его характеристика Чем или кем представлен

По окончании этого этапа деятельности учащиеся обсуждают и сравнивают свои работы. Уточняем неясности и детали.

Деятельность учителя: Предлагаю поработать с карточкой – распределялкой, распределить понятия по 3 уровням – Клеточному, видовому и биоценотическому

Распределите в 3 столбика уровни: – Клеточный________Видовой________Биоценотический

Следующие понятия: клевер , амеба обыкновенная, заяц-беляк, болото, нейрон, эвглена зеленая, дубрава, дождевой червь, луг, бактерия кишечная палочка, эпителиальная клетка. Может ли быть, чтобы один пример попал сразу в 2 столбика? Обоснуйте своё мнение.

Деятельность учащихся: работают с карточкой, выясняют, что некоторые понятия можно отнести к 2 уровням – клетка и вид, обсуждают этот вопрос, обосновывают свое мнение.

Деятельность учителя: подвожу итоги деятельности , предлагаю заполнить кроссворд или выполнить “кроссворд наоборот” – на выбор самих учащихся. В “кроссворде наоборот” ответы уже вписаны в сетку кроссворда, надо сформулировать к ним вопросы. (Приложение 5)

Обычно учащиеся выбирают разные варианты, кому что интереснее, всегда подчеркиваю, что эти кроссворды несколько лет назад составили их предшественники, называю фамилии этих ребят, если в классе есть их родственники, соседи, знакомые, это больше мотивирует на выполнение задания.

Читайте также: