Что такое слагаемое в математике 1 класс правило школа россии

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: учебник А.Л. Чекина "Математика, 1 класс" (2-ая часть), таблица с названием терминов, наборное полотно, демонстрационные груши желтого и зелёного цвета, раздаточный материал, счётные палочки.

Ход урока

1. - Тема нашего урока "сложение". Про сложение вы знаете уже много, а сегодня узнаете ещё больше, а, значит, совершите новые математические открытия. Откройте учебник на стр.33. Найдите задание №81. Внимательно послушайте, что надо сделать: поставьте между числами такой знак, чтобы получились суммы.

На доске запись: 3 6 2 7 5 3 7 1

- Какой знак поставили? (+)

- Почему? (Когда между числами стоит знак +, эта запись называется сумма)

- Что обозначает этот знак? (Сложение, объединение)

- Значит, и я поставлю плюс.

- Давайте пофантазируем. Если между числами стоит знак сложения, как бы вы назвали эти числа? (Слагаемые).

(Учитель открывает запись) Назовите 1-е слагаемое, 2-е слагаемое.

- А теперь подчеркните красным карандашом 1-е слагаемое, синим карандашом 2-е слагаемое. (Дети работают в тетрадях)

- Назовите 1-е слагаемое. Назовите 2-е слагаемое.

- Можно ли продолжить эту запись? (Да)

- Что можно найти? (Значение суммы)

- Найдите значение суммы, запишите.

Проверка, запись на доске.

- Каким способом вы находили значение суммы?

- Если между суммой и значением суммы стоит знак =, как ещё можно назвать эту запись? (Равенство)

- Придумайте и запишите несколько равенств на пустой строчке.

- Назовите свои равенства. (3=3, 7=7,4+2=6,1+2=3)

- Это равенства? Почему? (Если стоит в записи знак =, то это равенство)

2. На доске чертёж

- Что вы видите на этом чертеже? (отрезки)

- Сколько их? (1,2, 3)

- Покажите 1-й отрезок. Назовём его а.

- Покажите 2-й отрезок. Назовём его е.

- Покажите 3-й отрезок. А как его назовём?

- Из чего он состоит? Из каких частей? (а и е)

- Как записать, что этот отрезок состоит из частей а и е? (а+е) .

- Найдите в этой записи 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумму. (а, е, а+е).

3. - Положите перед собой листок с заданием.

- Что изображено на рисунке? (груши)

Физкультминутка. Игра "Бывает, не бывает". Бывает - "да" и присели. Не бывает - "нет" и развели руками.

1) Папа купил груши в книжном магазине, (нет)

2) Груши кислые, а лимоны сладкие, (нет)

3) На рынке продавали красивые спелые груши, (да)

4) Груши - это овощи, (нет)

5) Компот с грушами очень вкусный, (да)

6) Груши растут на грядках, (нет)

7) Груши растут на дереве, (да)

- Потянулись, сорвали груши с дерева. Присели, подняли упавшие груши. Тихонько, чтобы груши не рассыпались, сели.

4. - Раскрасьте рисунок так, чтобы в вазе были желтые и зелёные груши.

- Сделайте математическую запись к рисунку так, чтобы 1-ое слагаемое обозначало число жёлтых груш, а 2-ое слагаемое - число зелёных груш. (Дети выходят к наборному полотну, показывают свои варианты).

На доске появляется запись:

- Расскажите всё, что заметили. (У всех записей одно и то же значение суммы: 5; вижу закономерность: эти записи можно записать в порядке увеличения или уменьшения 1-ого слагаемого; это состав числа 5; мы учили: 5 - это 4 и 1 . )

5. - А теперь послушайте ещё одно задание: одно из чисел 2, 5, 3 является значением суммы двух других. Проверь себя, используя палочки. Составь математическую запись.

На доске запись:

- Что интересного заметили? (Можно записать 2+ 3, или 3+ 2, а получится всё равно 5)

- Мы только что совершили с вами математическое открытие: от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

6. - Используя количество детей в 1, 2, 3 ряду, составьте суммы.

На доске запись:

- Назовите 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, сумму, значение суммы.

- А как узнать, сколько всего детей в нашем классе?

- Какую запись надо сделать? (8+9+9)

- Назовите 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, а как назовём следующее число? (3-е слагаемое)

- Вот вам ещё одно математическое открытие: слагаемых может быть больше 2.

- А значение этой суммы мы с вами узнаем позже, когда научимся считать.

- Урок окончен. Спасибо.

Материалы, использованные на уроке:

1. "Математика, 1 класс", Чекин А.Е. 2-я часть.

2. "Рабочая тетрадь" к учебнику Чекина А.Л. “Математика, 1 класс”, автор Е. П. Юдина.

Очень важно в процессе обучения научить ребенка запоминать терминологию предмета. Иначе, как изучать предмет и общаться с преподавателями. Представьте, если правила каждый будет трактовать по-своему… Будет полная неразбериха, оценивать учеников будет сложно, потому что все будут жить по своим понятиям. Здесь, наверное, и родились основы стандартизации))

Очень хорошо действует метод визуализации на детей. Когда они видят проиллюстрированный процесс какого-то понятия, запоминаются ассоциации, которые им в дальнейшем помогают вспомнить определения. Поэтому я предлагаю вам картинки для помощи в работе с детьми.

Итак, давайте начнем с суммы.

СЛАГАЕМОЕ + СЛАГАЕМОЕ = СУММА

Нам нужно добиться, чтобы ребенок четко понимал это правило, и мог его употреблять в разных слуховых вариациях (т.е. одно и тоже можно сказать разными словами – синонимами, словами, которые имеют один и тот же смысл, но звучать по-разному).

Числа при сложении называются слагаемыми. Результат сложения – сумма.

Ключевые слова

сложение, слагаемые, сумма, результат сложения.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. 1 ч. с. 86-87
  2. Моро М. И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. ч. 1., с. 32

На уроке мы узнаем названия чисел при сложении. Научимся читать записи, используя названия. Сможем записывать суммы.

Основное содержание урока

Сколько красных шаров у девочки? У девочки три красных шара. Сколько синих шаров у мальчика? У мальчика два синих шара. Составим равенство по данной схеме. 3 + 2 = 5

Прочитайте равенство. Три плюс два равно пять. Числа при сложении называются слагаемыми. Назовите первое слагаемое в этой записи. Первое слагаемое - три. Назовите второе слагаемое. Второе слагаемое – два. Число пять – это результат сложения или сумма. Выражение три плюс два – это тоже сумма.

Попробуйте прочитать выражение три плюс два равно пять, используя слова слагаемое и сумма. Первое слагаемое три, второе слагаемое два, сумма пять или сумма чисел три и два равна пять.

С помощью числового отрезка найдем значение суммы 2 + 2. Движение начнем с числа 2. Будем двигаться вправо, так как в записи знак +. Чтобы узнать сумму, сначала сделаем один шаг, от числа 2 к числу 3. Потом еще один, от числа 3 до числа 4. Остановились на числе 4. Значит сумма чисел два и два равна четырем.


Числа идут слева направо, по порядку, как при счёте.

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Посмотри на числовой ряд, по которому идёт заяц.


Какое действие выполняет заяц?

Прибавляет число 2.

К какому числу он прибавляет число 2?

К числу 4.

Наш зайчик стоит на числе 4 и думает, в какую сторону ему идти.

В какую сторону пойдёт зайчик?

Вправо, потому что у него на табличке знак +.

Сколько шагов вправо сделает заяц?

2, потому что ему нужно прибавить 2.

На каком делении остановится заяц?

На числе 6.

Когда прибав­ляем, становится больше.

Чем правее, тем числа больше.

4 + 2 = 6

Рассмотрим еще один пример.


Какое действие выполняет заяц?

Прибавляет число 5.

К какому числу он прибавляет число 5?

К числу 3. Мы поставили зайчика на число 3.

В какую сторону он пойдёт?

Вправо, потому что у него на табличке знак +.

Сколько шагов вправо сделает зайчик? 5.

На каком делении он остановится? На числе 8.

3 + 5 = 8

Как называются числа при сложении?

Первое слагаемое и второе слагаемое.

Результат называется суммой.


Представь части домика как слагаемые и сумму.


Как найти неизвестное слагаемое


Второе слагаемое неизвестно.

Рассмотри рисунок и догадайся, как его можно найти.


Нужно из суммы вычесть первое слагаемое.


Неизвестно первое слагаемое.

Как его можно найти?


Нужно из суммы вычесть второе слагаемое.

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Проверка сложения

Если из суммы двух слагаемых, вычесть одно из слагаемых, то получится второе слагаемое.

Именно эта связь между суммой и слагаемыми используют для проверки вычислений.

Например, 35 + 7 = 42.

Правильно ли произведено вычисление? Можно проверить так:

42 - 7 = 35, мы из суммы вычли одно из слагаемых и получили ВТОРОЕ слагаемое. Значит, вычисление произведено верно и пример решен правильно.

Перестановка слагаемых


Сделаем запись к рисунку.

3 + 2 = 5


Сделаем запись к этому рисунку.

2 + 3 = 5

Теперь рассмотрим обе записи к рисункам:

3 + 2 = 5

3 - первое слагаемое

2 - второе слагаемое

2 + 3 = 5

2 - первое слагаемое

3 - второе слагаемое

Мы заметили, что сумма в обеих записях одинаковая, хотя слагаемые мы записывали по-разному.

Это переместительный закон сложения, который гласит:

От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

Сочетательный закон сложения

Рассмотрим пример: (37 + 29) + 1 = . (читаем: к сумме чисел 37 и 29 прибавить

1) Какие числа удобно сложить сначала, чтобы получился удобный способ? Числа 29 и 1.

Сумму чисел 29 и 1 возьмем в скобки.

37 + (29 + 1) = … (читаем: к 37 прибавить сумму чисел 29 и 1)

Читайте также: