План уроку з електротехніки

Обновлено: 05.07.2024

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Образовательные:

- формирование теоретических знаний законов Кирхгофа;

- формирование практических умений применения законов Кирхгофа для расчета электрических цепей;

Воспитательные:

формирование познавательных мотивов, развитие интереса к профессиональной деятельности;

формирование сознательного отношения к обучению, учебной деятельности;

- формирование навыков самоконтроля;

Развивающие:

развитие коммуникативных способностей обучающихся в процессе работы;

развитие логического мышления;

повышение мотивации к изучению дисциплины.

Методическое обеспечение учебного занятия: рабочая программа, календарно-тематическое планирование, конспект учебного занятия, тестовые задания.

Периферийное оборудование: компьютер, плазменная панель.

Программное обеспечение: MS Word , MS Power Point .

Средства обучения: учебная литература, опорный конспект.

Структура и содержание учебного занятия

учебного занятия

Деятельность

преподавателя

Подготовка к занятию, определение готовности к совместной деятельности

Постановка цели, мотивация учебной деятельности

Повторение пройденного материала

(Урок по теме Законы Кирхгофа)т

Фронтальная беседа по вопросам

Участие в беседе, анализе проблемных ситуаций

Подведение итогов (анализ, самоанализ, самооценка)

Изучение нового материала

- Основные понятия и определения

- Формулировки 1 закона Кирхгофа

- Формулировка 2 закона Кирхгофа

- Расчет электрической цепи – решение задачи

Заполнение словаря технических терминов

Ведение конспекта лекций

Разработка (анализ) алгоритма действий

Проверка уровня усвоения нового материала

Разъяснение основных требований при выполнении тестовой работы

Выполнение тестовой работы

Подведение итогов (анализ, самоанализ, самооценка)

Подведение итогов учебного занятия

Домашнее задание, разъяснение способов его выполнения

Ход занятия

1. Организационный этап:

1.1. Подготовка к занятию и проверка контингента.

Тема: Законы Кирхгофа, расчет электрических цепей

Цель: сформировать теоретические знания законов Кирхгофа и практические умения применения законов Кирхгофа для расчета электрических цепей

2. Основной этап:

2.1. Повторение пройденного материала.

Фронтальная беседа по вопросам:

1) Дайте определение постоянному электрическому току.

2) Назовите вещества, из которых изготавливают проводники, применяемые на практике.

3) Назовите вещества, из которых изготавливают изоляторы.

4) Проволоки имеют равные размеры. Какая из них имеет наименьшее сопротивление?

5) Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

11 декабря 2013 года Комитет по энергетике Государственной Думы рассмотрел и рекомендовал к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении законопроект №104515-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Мероприятия по энергосбережению могут быть разными. Одним из примеров является использование энергосберегающих ламп. Поэтому предлагаю разобрать проблемную ситуацию:

Сколько ежемесячно платит житель квартиры, эксплуатирующий стандартные лампы накаливания, и житель другой квартиры, эксплуатирующий энергосберегающие лампы, при одинаковой освещенности помещений, обеспечиваемой в первом случае восемью лампами по 75 Вт каждая, а во втором — десятью по 13 Вт. Время работы системы освещения одинаково и равно 5 ч/сут, стоимостью 1кВт · ч = 2 руб.

2.2. Изучение нового материала: лекция – презентация и опорный конспект (приложение 1)

- Основные понятия и определения

- Формулировки 1 закона Кирхгофа

- Формулировка 2 закона Кирхгофа

- Расчет электрической цепи – решение задачи

2.3. Закрепление нового материала:

Заполнение словаря технических терминов (Приложение 2)

Работа с опорным конспектом

2.4. Проверка уровня усвоения нового материала: выполнение тестовой работы (Приложение 3)

3. Заключительный этап:

1) подведение итогов занятия в соответствии с его целями;

2) взаимопроверка тестовой работы, выставление и комментирование оценок

3) домашнее задание:

Синдеев, Ю.Г. Электротехника с основами электроники: Учебник для нач. проф. образования - Ростов н/Д: Феникс, 2010. Выучить основные понятия и законы Кирхгофа, стр. 44-49 .

Новиков, П.Н., Кауфман, В.Я., Толчеев, О.В. и др. Задачник по электротехнике: учеб. пособие СПО – М.: Академия, 2008. Решить задачу №1.72

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что для вас было особенно интересным на занятии?

Удовлетворены ли вы результатами своей работы?

Как Вы оцениваете свою работу на уроке?

Какие из полученных сегодня на уроке знаний и умений вы можете применить в профессиональной деятельности?

Преподаватель Олифиренко Н.А.

Первый закон Кирхгофа

Формулировка 1: Сумма всех токов, втекающих в узел, равна сумме всех токов, вытекающих из узла.

Формулировка 2: Алгебраическая сумма всех токов в узле равна нулю.

Поясняем первый закон Кирхгофа на примере рисунка 2.


Рисунок 1 - Узел электрической цепи

Здесь ток I 1 - ток, втекающий в узел , а токи I 2 и I 3 — токи, вытекающие из узла. Тогда применяя формулировку №1, можно записать: I1 = I2 + I3 (1)

Чтобы подтвердить справедливость формулировки №2, перенесем токи I 2 и I 3 в левую часть выражения (1), тем самым получим: I1 - I2 - I3 = 0 (2)

Второй закон Кирхгофа

Формулировка: Алгебраическая сумма ЭДС, действующих в замкнутом контуре, равна алгебраической сумме падений напряжения на всех резистивных элементах в этом контуре.

1. Выбираем направление обхода контура (два варианта либо по часовой, либо против).

2. Произвольно выбираем направление токов через элементы цепи.

3. Расставляем знаки для ЭДС и напряжений, падающих на элементах по правилам:

Например, рассмотрим цепь, представленную на рисунке 2, и запишем выражение согласно второму закону Кирхгофа, обходя контур по часовой стрелке, и выбрав направление токов через резисторы, как показано на рисунке.


Рисунок 2 - Электрическая цепь, для пояснения второго закона Кирхгофа.

E1- Е2 = -UR1 - UR2 или E1 = Е2 - UR1 - UR2 (3)

Расчеты электрических цепей с помощью законов Кирхгофа

На рисунке 3 имеется сложная цепь с двумя источниками ЭДС величиной E1=12 в и E2=5 в , с внутренним сопротивлением источников r1=r2=0,1 Ом, работающих на общую нагрузку R = 2 Ома. Как же будут распределены токи в этой цепи, и какие они имеют значения, нам предстоит выяснить.


Рисунок 3 - Пример расчета сложной электрической цепи

Теперь согласно первому закону Кирхгофа для узла А составляем такое выражение:

I = I1 + I2, так как I 1 и I 2 втекают в узел А , а ток I вытекает из него.

Используя второй закон Кирхгофа, запишем еще два выражения для внешнего контура и внутреннего левого контура, выбрав направление обхода по часовой стрелке.

Для внешнего контура: E1-E2 = Ur1 – Ur2 или E1-E2 = I1*r1 – I2*r2

Для внутреннего левого контура: E1 = Ur1 + UR или E1 = I1*r1 + I*R

Итак, у нас получилась система их трех уравнений с тремя неизвестными:

I = I1 + I2;

E1-E2 = I1*r1 – I2*r2;

E1 = I1*r1 + I*R.

Теперь подставим в эту систему известные нам величины напряжений и сопротивлений:

I = I1 + I2;

7 = 0,1I1 – 0,1I2;

12 = 0,1I1 +2I.

Далее из первого и второго уравнения выразим ток I2

I2=I - I1;

I2 = I1 – 70;

12 = 0,1I1 + 2I.

Следующим шагом приравняем первое и второе уравнение и получим систему из двух уравнений:

I - I1= I1 – 70;

12 = 0,1I1 + 2I.

Выражаем из первого уравнения значение I

I = 2I1– 70;

И подставляем его значение во второе уравнение

12 = 0,1I1 + 2(2I1 – 70).

Решаем полученное уравнение

12 = 0,1I1 + 4I1 – 140.

12 + 140= 4,1I1

I1=152/4,1

I1=37,073 (А)

Теперь в выражение I = 2I1– 70 подставим значение

I1=37,073 (А) и получим:

I = 2*37,073 – 70 = 4,146 А

Ну, а согласно первому закона Кирхгофа ток I2=I - I1

I2=4,146 - 37,073 = -32,927

Словарь технических терминов

Узел – место соединения трех и более ветвей или проводов

Ветвь – участок электрической цепи между двумя узлами, по которому протекает один и тот же ток

Замкнутый контур – любой замкнутый путь электрической цепи, проходящий по нескольким ветвям

1) Укажите физический смысл первого закона Кирхгофа.

А) определяет связь между основными электрическими величинами на участках цепи.

Б) сумма ЭДС источников питания в любом контуре равна сумме падений напряжения на элементах этого контура.

В) закон баланса токов в узле: сумма токов, сходящихся в узле равна нулю.

2) Дополните определение. Ветвь электрической цепи – это…

А) совокупность устройств, предназначенных для получения электрического тока.

Б) замкнутый путь, проходящий по нескольким ветвям.

В) участок, расположенный между двумя узлами.

3) Укажите на каких схемах изображено неправильное включение вольтметра:

А) Б) В)

4) Выберите из представленных уравнений правильно составленные уравнения по первому закону Кирхгофа для узла 5:


А ) I 6 + I 4 - I 5 =0

Б ) I 6 – I 4 + I 5 =0

В ) I 6 = I 5 + I 4

5) Определить показания амперметра РА3, если показания амперметров РА1 = 1 А, PА2 = 0,3 А.


1) Укажите физический смысл второго закона Кирхгофа.

А) определяет связь между основными электрическими величинами на участках цепи.

Б) сумма ЭДС источников питания в любом контуре равна сумме падений напряжения на элементах этого контура.

В) закон баланса токов в узле: сумма токов, сходящихся в узле равна нулю.

2) Дополните определение. Узел разветвления цепи – это…

А) замкнутый путь, проходящий по нескольким ветвям.

Б) точка электрической цепи, в которой соединяется три и более проводов.

В) разность напряжений в начале и в конце линии.

3) Укажите на каких схемах изображено неправильное включение амперметра:

А) Б) В)

4) Выберите из представленных уравнений правильно составленные уравнения по первому закону Кирхгофа для узла 2:


А ) I 3 + I 2 - I 5 =0

Б ) I 3 - I 2 - I 5 =0

В ) I 3 = I 2 + I 5

5) Определить показания вольтметра РV2, если показания вольтметров РV1 = 50 B, PV3 = 80 B.


1) Укажите отличительные признаки простых цепей.

А) произвольное размещение источников питания.

Б) соединение элементов цепи выполнено по правилам последовательного и параллельного соединений.

В) наличие нескольких замкнутых контуров.

2) Дополните формулировку второго закона Кирхгофа: Алгебраическая сумма ЭДС в контуре электрической цепи равна:

А) произведению падений напряжений на всех участках этого контура.

Б) алгебраической сумме падений напряжений на всех участках этого контура.

В) сумме падений напряжений на всех участках этого контура

3) Укажите на каких схемах изображено неправильное включение вольтметра:

А) Б) В)

4) Выберите из представленных уравнений правильно составленные уравнения по первому закону Кирхгофа для узла 3:


А ) I 1 + I 3 - I 4 =0

Б ) I 1 – I 4 - I 3 =0

В ) I 3 = I 1 + I 4

5) Определить показания амперметра РА3, если показания амперметров РА1 = 2 А, PА2 = 0,5 А.


1) Выберите из представленных правильную формулировку закона Ома для полной электрической цепи.

А) Сила тока в электрической цепи прямо пропорциональна ЭДС источника и обратно пропорциональна полному сопротивлению цепи

Б) Сила тока в электрической цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна полному сопротивлению цепи

В) Сила тока в электрической цепи равна отношению напряжения к сопротивлению

2) Выберите определение последовательного соединения резисторов:

А) это такое соединение, при котором через все резисторы протекает один и тот же ток.

Б) это такое соединение, при котором резисторы включены по порядку.

В) это такое соединение, при котором резисторы включены друг за другом.

3) Укажите на каких схемах изображено неправильное включение амперметра:

А) Б) В)

4) Выберите из представленных уравнений правильно составленные уравнения по первому закону Кирхгофа для узла 5:


А ) I 6 + I 4 - I 5 =0

Б ) I 6 + I 4 - I 5 =0

В ) I 6 - I 5 - I 4 = 0

5) Определить показания амперметра РА2, если показания амперметров РА1 = 1,5 А, PА3 = 0,5 А.


Критерии оценки

Максимальное количество за правильное выполнение практического задания – 100 баллов.

Итоговые оценки выставляются в соответствии с коэффициентом усвоения (КУ).

Закон Ома для повного кола. Закони Кірхгофа. Основні методи розрахунку кіл постійного струму (контурних струмів, вузлових потенціалів, еквівалентного джерела). Втрата напруги у проводах. Розрахунок перерізу проводів за заданою величиною максимально допустимої втрати напруги.

Поняття про нелінійні кола постійного струму.

Мета уроку: навчальна: ознайомити учнів з поняттям електричного поля, із законами які його описують, із властивостями точкового заряду; систематизувати і узагальнити знання та вміння, знайти практичне застосування .

Мета уроку: навчальна: ознайомити учнів з поняттям змінного струму, із законами які його описують, дослідити отримання змінного струму за допомогою генераторів змінного струму; систематизувати і узагальнити знання та вміння, зна .

Цель урока:

Обучающая:актуализировать ЗУН, изучить понятие сопротивления, его значение в электротехнических устройствах, рассмотреть соединение резисторов. Проверить знания и оценить.

Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать техническое мышление обучающихся, память, точность в расчётах.

Воспитывающая цель: воспитывать дисциплину, аккуратность, добросовестность, ответственность за точность расчётов.

Тип урока:

  1. Изучение нового материала (урок освоения новых знаний)
  2. Совершенствование и закрепление ЗУН
  3. Урок контроля ЗУН

Вид урока: Смешанный (беседа, опрос, рассказ, изучение нового материала, самостоятельная работа)

Методы обучения:

  1. Словесные методы: объяснение, беседа.
  2. Наглядно-демонстрационные методы: демонстрация наглядных пособий с использованием презентации
  3. Методы развития самостоятельной активности обучающихся: выполнение самостоятельной работы.

Межпредметные связи:

Материально – техническое оснащение. Слайды 11,12,13,14

Литература:

Ход урока

1. Организационный момент:

Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Актуализация опорных ЗУН слайды 4,7,8,9,10

Самостоятельная работа обучающихся

3. Подведение итогов

Цель урока: изучить виды соединения приемников, применение соединений и выделить их достоинства и недостатки

  • опрос
  • работа с макетами и плакатами
  • показ презентаций

Опорные вопросы

  1. Какая наиболее распространенная причина возникновения пожара?
  2. По какой причине возникает короткое замыкание?
  3. Согласно какому закону происходит короткое замыкание?
  4. Если сопротивление уменьшается как изменяется сила тока?
  5. При увеличении напряжения как изменится сила тока?

Самостоятельная работа обучающихся по закреплению знаний, формированию умений и навыков. Слайды 22,23

Открытый урок по предмету

http://www.en-prom.ru/wp-content/uploads/2017/05/031206.jpg

Академия управления городской средой, градостроительства и печати

План открытого урока

преподаватель высшей категории: Белова С.В.

План открытого урока

Преподаватель: Белова С.В.

Дисциплина: Основы электротехники

Дата и время: 14.10.2019, 3 пара

- знать этапы расчетов электрических цепей постоянного тока по законам Кирхгофа.

- применять математические способы (аналитический и графический) в доказательствах законов Кирхгофа.

- уметь объяснять преимущества электрической энергии перед другими видами энергии расчетом баланса мощностей электрической цепи постоянного тока.

-научить сборке электрический цепей, используя основные законы электричества;

-уметь производить расчеты основных величин электрической схемы и доказывать законы электричества различными способами;

-способствовать познанию в изучение научных инновационных открытий строительной отрасли.

-познакомить с историей открытия законов Кирхгофа;

-создавать рабочие условия к самореализации студента и преодолению его недостатков;

-совершенствовать трудовые умения и навыки;

-способствовать развитию креативного мышления студента.

- создание благоприятного психологического фона на уроке;

- использование разнообразных видов деятельности;

- формирование мотивации к коррекции образа жизни студента применением правил по технике безопасности, способностей самооценки, самоконтроля, чувства коллективизма;

- предоставить возможность для творческой самореализации студента.

Личностные: внутренняя позиция студента, самоидентификация, самоуважение и самооценка, учебная и социальная мотивация, границы собственного знания и незнания, ориентация на выполнение морально-нравственных норм, оценка своих поступков.

Метапредметные: освоение заданной темы на базе учебного предмета, решение проблемы в реальных жизненных ситуациях, управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность, речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Предметные: освоение знаний, умений и навыков; опыт решения данной проблемы; основы системы научных знаний.

Форма организации урока:

- наглядные (презентация, схемы, использование технических средств);

-словесные (объяснение, эвристическая беседа, инструктаж по технике безопасности);

-практические (анализ и решение проблемной ситуации, практические занятия на лабораторном стенде).

Межпредметные связи: электротехника, физика, математика, история, приборостроение.

ТСО: Телевизор с микрокомпьютером, лабораторный стенд, соединительные провода.

Ожидаемые результаты: соблюдая инструктаж по технике безопасности и овладевая новыми знаниями, умениями и навыками, студенты читают принципиально новые схемы, собирают электрические цепи и рассчитывают основные электрические величины; анализируют и экспериментально доказывают правильность расчетов электрических величин по законам Кирхгофа различными способами. Рассчитывают баланс мощностей электрической цепи постоянного тока, доказывая преимущества электрической энергии перед другими видами энергии.

Читайте также: