Какие страницы истории нашего отечества вызывают у вас чувство гордости а какие горечь кратко

Обновлено: 05.07.2024

1 Л.И. Мальцева РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ Подготовка к выполнению заданий 20 тренировочных вариантов Примеры рассуждений Издатель Мальцев Д.А. Ростов-на-Дону Народное образование Москва 2021

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Каждый человек, общаясь с другими людьми, должен уметь ясно выражать свои мысли и понимать чужие. Чтобы проверить, как это умеют делать учащиеся 9 классов, было решено провести итоговое собеседование. Инструкция по выполнению заданий, размещённая на сайте даёт представление о структуре будущих заданий, их количестве, а также о форме и уровне их сложности. Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания. Часть 1 состоит из двух заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание 1 чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку 2 минуты. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку 2 минуты. Часть 2 состоит из двух заданий. Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2. Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем и построить монологическое высказывание. Время на подготовку 1 минута. В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись. Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорите чётко и ясно, не отходите от темы. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов. Как видите, ничего сложного нет. Нужно просто потренироваться.

5 РАЗДЕЛ I ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ (на примере Демонстрационного варианта) 1 Задание 1. Чтение текста. КОММУНИКАТИВНАя ЗАДАЧА: осознанно и правильно передать замысел автора в соответствии с пунктуационными знаками; соблюдение при чтении текста интонации и темпа речи. ВСПОМНИТЕ! ЧТО ТАКОЕ ИНТОНАЦИя? Интонация это основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее читающему (говорящему) человеку передать своё отношение к предмету речи. Основные элементы интонации: мелодика речи достигается повышением или понижением голоса во фразе, например, при произнесении повествовательных или восклицательных предложений; сила голоса выражается его громкостью (в зависимости от смысла фразы её надо читать тихо или громко); тон речи (может быть добрым, злым, радостным, дружелюбным) достигается с помощью ослабления или увеличения силы голоса, пауз и придаёт речи эмоциональную окраску, способствующую выражению чувств читающего (говорящего); логическое ударение служит средством выделения важных слов во фразе. ЧТО ТАКОЕ ТЕМП РЕЧИ? Темп речи это скорость, с которой произносятся звуки, слоги и слова. Нормальный темп составляет слов в минуту. Темп речи выполняет функцию противопоставления более или менее важных компонентов высказывания. Наиболее важ-

9 Вариант 1 19 Часть 2 Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем. Выберите одну из предложенных тем беседы. Тема 1. Библиотека (на основе описания фотографии). Тема 2. Посещение музея. (Повествование на основе жизненного опыта.) Тема 3. Что такое патриотизм? (Рассуждение по поставленному вопросу.) 3 Задание 3. Монологическое высказывание. Тема 1. У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. КАРТОЧКА участника СОБЕСЕДОВАНИЯ Тема 1. Библиотека Опишите фотографию. Не забудьте описать где происходит действие, запечатлённое на фотографии; интерьер помещения; что делают участники мероприятия, как они одеты; общее настроение участников мероприятия.

10 20 Итоговое собеседование 4 Задание 4. Диалог. Тема 1. Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником. Карточка экзаменатора-собеседника Тема 1. Библиотека Опишите фотографию. 1) Часто ли Вы посещаете библиотеку? С какой целью? 2) Что Вам нравиться в библиотеке? 3) При каких условиях, на Ваш взгляд, библиотеку можно считать современным информационным центром? 3 Задание 3. Монологическое высказывание. Тема 2. КАРТОЧКА участника СОБЕСЕДОВАНИЯ Тема 2. Посещение музея Расскажите о том, как Вы посетили музей. Не забудьте рассказать, когда и какой музей Вы посетили; с кем Вы посетили музей; какие экспонаты произвели на Вас сильное впечатление; почему Вам запомнилось это посещение музея. 4 Задание 4. Диалог. Тема 2. Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.

11 Вариант 1 21 Карточка экзаменатора-собеседника Тема 2. Посещение музея Расскажите о том, как Вы посетили музей. 1) Как Вы думаете, зачем люди посещают музеи? 2) Как Вы считаете, нужно ли готовиться к посещению музея? 3) Должно ли, на Ваш взгляд, посещение музеев стать звеном школьного обучения? Почему? 3 Задание 3. Монологическое высказывание. Тема 3. КАРТОЧКА участника СОБЕСЕДОВАНИЯ Тема 3. Что такое патриотизм?? Что такое патриотизм? Не забудьте дать ответы на вопросы: С чего начинается Родина? Что включает в себя чувство любви к Родине? Какие страницы истории нашего Отечества вызывают у Вас чувство гордости, а какие горечь? Чем определяется патриотизм? 4 Задание 4. Диалог. Тема 3. Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником. Карточка экзаменатора-собеседника Тема 3. Что такое патриотизм?? Что такое патриотизм? 1) С чем, на Ваш взгляд, связан патриотический долг человека? 2) Считаете ли Вы себя патриотом? Почему? 3) Что нужно для того, чтобы патриотическое воспитание не стало пустым звуком для молодёжи?

14 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие РАЗДЕЛ 1. Подготовка к выполнению заданий итогового собеседования РАЗДЕЛ 2. Учебно-тренировочные варианты Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Монологическое высказывание Тема 3 (рассуждение по поставленному вопросу) ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Обобщённый план варианта итогового собеседования по русскому языку

Как вы понимаете слова “Родина”, “патриотизм”? Считаете ли себя патриотом? Гордитесь ли вы своей страной? В какие именно моменты испытываете национальную гордость? Как воспитать настоящего патриота? На эти непростые вопросы нам предстоит сегодня найти ответы.

2 ведущий. Диспут предполагает спор, столкновение иногда прямо противоположных точек зрения, а в споре рождается истина.

Диспут имеет свои законы, соблюдать их должны как участники, так и гости.

  1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.
  2. Неуместные шутки запрещаются!
  3. Острое, меткое слово приветствуется!
  4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.
  5. Будь тактичным, искренним, взаимно вежливым и принципиальным.

Поднятая рука – прошу слова.

1 ведущий. Итак, “Кто такой патриот современной России?”

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна развалится, если её граждан не будет объединять привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает родная семья, любовь, плодотворная работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, тёплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Эти ценности принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

3 слайд. ФОН: “ОТЧЕГО ТАК В РОССИИ…”

2 ведущий. У каждого человека существует собственное понимание и отношение к патриотизму. Как вы понимаете слова “Отечество”, “Родина”, “патриотизм”?

4 слайд. ( На слайдах толкование слов “патриотизм”, “Родина”.)

Кто из вас считает себя патриотом? Почему?

Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

(защищать страну во время войны, спортивные достижения на международных соревнованиях, достижения в науке и технике…)

В какие моменты человек может испытывать национальную гордость? Этот вопрос мы задали учителям нашей школы. Посмотрите, пожалуйста, видеоинтервью.

5 слайд (видеоинтервью с учителями школы)

Как объяснить и понять, почему на глазах мужчин–спортсменов слезы, когда звучит гимн их страны?

6 слайд. (о спортивных достижениях)

1 ведущий. Россия – страна с многовековой историей. Исторический путь любой страны далеко не всегда бывает гладким. Для России это, пожалуй, особенно актуально. Интересуетесь ли вы героическим прошлым нашей страны? Какие страницы истории нашего Отечества вызывают у вас гордость, а какие горечь?

(Отечественная война 1812 года, победа в Великой Отечественной войне; Освоение Арктики, покорение космоса; культурное наследие; Россия – некогда одна из самых крупных и мощных держав мира)

(Крепостное право отменили лишь в 19 веке; революции; “красный террор”; гражданская война; тоталитарный сталинский режим; война в Афганистане; конфликт в Чечне)

У русского писателя Льва Николаевича Толстого было особое мнение насчёт патриотизма. Толстой считал патриотизм чувством “грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным”. Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны, что патриотизм глубоко чужд русскому народу. Он говорил: “Надо понимать, что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую и духовную жизнь народов, будут и войны…”

Согласны ли вы с мнением Льва Толстого? Почему?

(Патриотизм – это не желание увеличить свою страну, захватив при этом чужую. Патриотизм – это желание сохранить свою страну и способствовать её процветанию.)

2 ведущий. Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом и национализмом.

Что такое национализм?

8 слайд. (На слайдах толкование слов “национализм”, “расизм”, “фашизм”, “шовинизм”.)

2 ведущий. Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить людей ряда национальностей (евреев, цыган), а другие “неполноценные” народы (славян), подчинить, сделать рабами.

Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны “чужих” и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды.

Как вы относитесь к лозунгу скинхедов: “Россия – для русских!”?

Почему именно молодые чаще всего становятся на их сторону?

(Чем меньше у человека внутренней культуры, чем он моложе и нравственно незрел, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов. Молодые не боятся смерти. Молодым свойственна жестокость, необдуманные поступки.)

Возвращаясь к лозунгу скинхедов “Россия – для русских!”, хочется сказать, что великие люди России далеко не всегда были именно русскими по национальности.

Из “Всеобщей декларации прав человека”:

“Все люди рождены свободными и равными в правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, расы, пола и религии, социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности”.

1 ведущий. Наш диспут проводится в преддверии самого патриотического праздника – 23 февраля – Дня защитника Отечества.

Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

Вы “за” или “против” службы в армии?

Ещё в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почётной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища стремились многие, профессия офицера была престижной.

В Израиле существует всеобщая воинская повинность как для молодых людей, так и для девушек.

Скоро 1 марта – начало весеннего призыва в Российскую армию. Почему призывная кампания в нашей стране каждый год напоминает “охоту”?

Проблемы армии – это проблемы власти. В России по мере укрепления власти стало проводиться достаточно много разнообразных реформ, в том числе и в армии. Хочется надеяться, что и отношение к нашей армии пусть медленно, но изменится в лучшую сторону. Ещё Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

2 ведущий. Сегодня наш язык тяжело болен. Он мучительно переживает нашествие сленгов, с экранов телевизоров постоянно звучат американизмы. Речь молодых людей насыщена нецензурными словами. Вседозволенность и свобода (распущенность?) во всём: в книгах, в песнях, в кинофильмах. Где же великий русский язык?

Как вы относитесь к чистоте русской речи? Грамотная речь – это патриотично?

1 ведущий. Мы провели ряд интервью учащихся нашей школы. Всем ученикам был задан один и тот же вопрос: “В какой стране ты бы хотел родиться и жить?”

Что нужно делать, чтобы понятие “патриотизм” не было пустым звуком для молодежи?
С чего начинается патриотическое воспитание? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

Почему мы стесняемся говорить на родном чувашском языке, хотя живём на территории Чувашии и изучаем чувашский язык в школе?

Не стоит забывать, что Россия – многонациональная страна. И этим она прекрасна. Не забывайте свои корни, свою национальную принадлежность!
14 слайд.

2 ведущий. Итак, кто такой патриот современной России?

О любви к Родине не кричат на площади. Поэтому в патриотизм, когда о нем кричат, слабо верится. Истинный патриотизм подтверждается ежедневной работой. Славь Родину делами своими, а не криками о любви к ней. Конечно, патриот имеет право указывать на недостатки в государственном устройстве и он трудится для того, чтобы этих недостатков не было. А человек, которому на это наплевать, который зарабатывает свои деньги или политический “багаж” и при этом видит только недостатки, — это псевдопатриот.

А теперь пришло время подвести итоги нашего диспута. Мы предлагаем вам при помощи интерактивной доски вывести “Формулу настоящего патриотизма”. Итак,

  • трудится на благо своего Отечества;
  • гордится языком, культурой, историей своего народа;
  • признаёт равные права всех народов, проживающих на территории страны;
  • готов служить Отечеству и отдать жизнь за независимость своей страны.

(Участники диспута подходят к доске и записывают формулировку основных составляющих настоящего патриота. Итоги урока – “Формула настоящего патриотизма” -выводятся на цветной принтер, распечатываются в виде буклетов-памяток и раздаются учащимся и гостям.)

2 ведущий. Дорогие ребята, благодарим вас за активное участие. Приятно сознавать, что каждый из вас имеет свою точку зрения на этот спорный, далеко не простой вопрос. “Патриотизм, – говорил Алексей Толстой, – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней”. Мы желаем вам быть настоящими гражданами своей Родины, людьми с активной жизненной позицией. В память о нашем диспуте примите буклет-памятку со словами Государственного гимна РФ и Национального гимна Чувашии, потому что истинный патриот не может называться таковым, если он не знает даже Гимна своей страны.

Аватар

С гордостью можно вспомнить:

- Первое упоминание Москвы в письменных источниках под 1147 годом. Гордость в основном за древность нашей столицы.

- Куликовская битва 1380 года. Это великая победа русских войск над захватчиками.

- Преобразование престола великого князя в царский в 1547 году. Это усилило государство, стало вехой на его пути к процветанию. В конце концов, это, судя по источникам, была просто очень красивая церемония.

- Изгнание из Москвы гарнизона Речи Посполитой в 1612 году. Оно фактически прекратило Смуту, раскол русского народа.

- Царствование Петра I (1682-1725 годы). Он сделал всё, чтобы превратить Россию в европейскую державу. Без него страну, скорее всего, ждало со временем то же положение, в котором оказалась в XIX веке Турция.

- Открытие Московского университета в 1755 году. Оно способствовала развитию образования и науки в России.

- Отечественная война 1812 года. Россия победила великого правителя и полководца Наполеона I, изгнала захватчиков из своих пределов.

- Отмена крепостного права в 1861 году. Это был значительный шаг равноправию.

С горечью можно вспомнить:

- Захват Киева Олегом в 882 году. Несмотря на то, что это стало датой основания Киевской Руси, захват сам по себе был вероломным.

- Крещение Руси в 988 году. Крещение проводилось насильственными методами.

- Батыево нашествие 1237-1242 годов. Оно принесло бесчисленные жертвы и опустошения.

- Царствование Петра I (1682-1725 годы). Это царствование принесло много горя, забрало бесчисленное количество жизней не столько на войне, сколько вне её: на строительстве Санкт-Петербурга, во время борьбы со старообрядцами и т. д. У Европы царь не перенял главного – уважения правителя к своим гражданам, хотя бы к высшим слоям. Европеизация лишь укрепила его деспотическую власть, подчинив ей и церковь.

- Отмена крепостного права в 1861 году. Стараясь освободить крестьян, не очень ущемив интересы помещиков, Александр II сделал только хуже. Полного освобождения не произошло, потому что они были связаны и временной обязанностью, и общиной. Рынок труда для индустриализации пополнился не так, как мог бы, опять же из-за временной обязанности и сохранения общины. Община не давала провести аграрную революция. А разорение помещиков, между тем, ускорилось.

О европейском пути развития свидетельствуют:

- Царствование Петра I (1682-1725 годы). Именно это правление и повернуло Россию на данный путь.

- Открытие Московского университета в 1755 году. Это было высшее учебное заведение европейского типа, в отличии от существовавшей до этого Славяно-греко-латинской академии.

- Отечественная война 1812 года. Эта была часть Наполеоновских войн, в которых Россия выступала как одна из великих Европейских держав.

- Отмена крепостного права в 1861 году. Реформу воспринимали как основу модернизации, призванной как раз догнать Запад в развитии.

Гордость и стыд. Какие факты истории вызывают у россиян гордость, а какие - стыд

WorldCrisis admin

Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%

2,9% для показателей, близких к 25% / 75%

2,0% для показателей, близких к 10% / 90%

1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

КАКИЕ СОБЫТИЯ И ЯВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ ВЫЗЫВАЮТ У ВАС ЧУВСТВО ГОРДОСТИ? (множественный выбор)

Читайте также: