План уроков по истории беларусь
Обновлено: 04.07.2024
Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси.
- Раскрыть характерные для агрессора способы развязывания войны; определить причины поражений Красной Армии в начальный период войны; показать мужество и героизм воинов Красной Армии при защите Беларуси.
- Обучающая: обучить основным фактам, событиям и явлениям в истории Республики Беларусь в июне-августе 1941 г.
- Развивающая: развивать умения и навыки, направленные на овладение приёмами самостоятельной работы с источниками и учебной картой.
- Воспитывающая: воспитывать у учащихся чувство уважения к истории как к школьному предмету в частности и к исторической науке в целом; патриотизм и гуманизм.
- Сидорцов В. Н., Панов С. В. История Беларуси. 1917-1945 гг. 10. Мн.: Изд. Центр БГУ, 2006 г.
- Иллюстрированный исторический атлас мира. М.: АСТ, 2002.
- Политическая карта мира.
- Политико-административная карта РБ.
- Агульнаадукацыйны ілюстраваны гістарычны атлас Беларусі. Мн.: Арты-Фекс, 2004.
- Атлас гісторыі Беларусі ад старажытнасці да нашых дзён. Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2006.
- Гісторыя Беларусі ў табліцах і схемах са старажытных часоў да сучаснасці. Мн.: Юніпрэс, 2004.
- Гісторыя Беларусі. Увесь школьны курс у табліцах. Мн.: “Современная школа”, 2007.
- Слоўнік-даведнік па гісторыі Беларусі са старажытных часоў да нашых дзён. Кур’яновіч А. В. Мн.: ТетраСистемс, 2009.
- Гісторыя Беларусі. Апорныя канспекты для падрыхтоўкі да цэнтралізаванага тэсціравання. Шарова Н. С.—Мн.: Аверсэв, 2009.
- Коваленя А. А. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны). Мн. Изд. центр БГУ., 2007.
- Аудио и видеозаписи.
- Документальные материалы и художественная литература.
- На предыдущем занятии учащиеся были разделены на 4 группы, каждая из которых получила определённое задание.
- Всемирная история.
- География.
- Обществоведение.
- Белорусская литература.
- Русская литература.
Основные понятия и идеи:
- Орг. момент.
- Проверка Д/З.
- Изложение материала.
- Повторение и закрепление. Рефлексия.
- Подведение итогов.
- Проверка Д/З.
- К каким последствиям привела политика умиротворения агрессора?
- Когда и по каким причинам началась Вторая Мировая война?
- Объясните причины, которые вынудили военное командование Польши отдать приказ не оказывать сопротивление советским войскам.
- Охарактеризуйте процесс воссоединения Беларуси.
- Как сложилась судьба населения Западной Беларуси в 1939 г.?
Соотношение вооружённых сил Германии и СССР в начале Великой Отечественной войны
Автор: Стельмах Константин Русланович, Государственное учреждение образования "Средняя школа № 131 г. Минска" , г. Минск
Автор: Оксана Ивановна Рышкевич, ГУО "Средняя школа № 36 г.Гродно с польским языком обучения", г. Гродно
Автор: Проневич Александр Николаевич, Государственное учреждение образования "Гимназия г. Дрогичина", г. Дрогичин
Автор: Мамончик Ирина Викторровна, ГУО "Жуховичская средняя школа", аг. Б.Жуховичи, Кореличский р-н, Гродненская обл.
Автор: Алексеевіч Дзмітрый Іванавіч , ДУА "Цырынскі вучэбна-педагагічны комплекс дзіцячы сад-сярэдняя школа" , аг.Цырын
Автор: Генералова Татьяна Владимировна, ГУО "Копысская д/с- СШ Оршанского района имени Янки Куплы", г.п. Копысь
Автор: Косицкая Марина Чеславовна, Государственное учреждение образования "Озёрская средняя школа", Гродненская область, Гродненский район, аг. Озёры
Автор: Шулерман Галина Михайловна, Банковская Татьяна Михайловна, государственного учреждения образования, "Средняя школа № 17 г.Могилева "
Автор: Влазовская Лилия Леонидовна, государственное учреждение образования "Молятичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа", 213490 Могилевская область, Кричевский район, аг.Молятичи, пер.Школьный,3
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ УТРАЧЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И АРХИТЕКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ УСАДЬБЫ ГРАФА ВИНЦЕНТА ТЫШКЕВИЧА В Г.СВИСЛОЧЬ
Автор: Солдатенкова Наталья Валерьевна, ГУО "Средняя школа №2 имени Н.П.Массонова г.Свислочь", г.Свислочь, Гродненская область
Автор: Шушкевич Юрий Борисович, ГУО "Оюцевичская базовая школа" , аг. Оюцевичи Кореличский район Гродненская область
Опубликуйте здесь свой материал!
Получите свидетельство о публикации.
С получением диплома на белорусском и русском языках.
"Современный учитель Беларуси".
Пройдите онлайн на сайте.
Вопрос-Ответ
Как получить сертификат?
- Выберите необходимый формат сертификата или благодарности;
- Выберите язык на котором хотите его получить (белорусский или русский);
- Заполните все необходимые поля. Для некоторых видов сертификатов необходимо прикрепить файл в формате Word или PDF;
- Произведите оплату;
- На почту в течении 5 минут после оплаты, Вы получите документ в печатном качестве, который Вы можете распечатать и приложить к портфолио.
Как оплатить?
После выбора необходимого документа, Вы можете оплатить его банковской картой любого банка Белоруссии.
План- конспект урока представлен в виде технологической карты, которая даёт представление о всех этапах урока.
Урок по истории Беларуси в 7 классе
по теме «Изменения в государственном строе ВКЛ
изучить государственное устройство ВКЛ в XV- первой половине XVI в.
Образовательная: изучить законодательные акты, положившие начало закрепощению крестьян, изучить процесс преобразования функций великого князя в связи с привилеем князя Александра; охарактеризовать функции рады и сейма.
Развивающая: способствовать формированию умений и навыков работы с текстом учебника, систематизации и анализа материала.
Воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции о важности равенства всех людей перед законом независимо от имущественного, национального, религиозного положения.
Проверка домашнего задания. Учитель разбивает класс на группы с целью проверки домашнего задания. В это же время учителем проводится устный индивидуальный опрос домашнего задания у нескольких учащихся.
Учащиеся в группах устно работают по вопросам и заданиям на стр. 71 учебника.
Группы по очереди озвучивают ответы.
Учитель озвучивает тему урока и подводит учащихся к цели урока следующими вопросами: Какую власть имел великий князь в ВКЛ? Какую роль играла великокняжеская рада при великом князе в XIV в.?
3.Учащиеся рассказывают об абсолютной власти великого князя и совещательной функции великокняжеской рады, формулируют вместе с учителем цель урока.
Учитель знакомит учащихся именами великих князей, которые будут изучать в теме уроке и последующих темах (схема на доске).
Казимир IV Ягеллон→ Александр Казимирович→ Сигизмунд I Старый
4.Учащиеся записывают схему в тетрадь.
Положение крестьян согласно акта
Учащиеся озвучивают результаты заполнения таблицы, делают вывод о бесправии крестьян.
6.Учащиеся выполняют физкультминутку, используемую в классе.
Какие совещательные органы власти существовали при великом князе в XVI в.?
Какие высшие государственные должности входили в раду?
Какие у них были обязанности?
Задание для групп: на основании материала учебника на стр. 74- 75 найдите ответы на вопросы:
Какие функции выполняла рада?
Как изменилась роль рады согласно привилея 1492 года?
Перечислите функции сейма.
Сделайте вывод об изменении роли великого князя после 1492г.
8.Учащиеся работают в группах по вопросам на карточках. Затем озвучивают составленные ответы. Каждая группа делает вывод.
Закрепление материала. Учащимся предлагается на доске перечень понятий, необходимо воспроизвести их определения: Судебник, воевода, каштелян, гетман, канцлер, маршалок, подскарбий, сейм, Статут ВКЛ.
9.Учащиеяся, разбившись по парам, выполняют задание учителя.
Рефлексия. Оцениваются наиболее активные учащиеся.
Познакомить учащихся с изменениями в системе образования в БССР, процессом развития высшего и среднего специального образования и особенностями развития науки в БССР во второй половине 1950-1980-е гг.;
1. Охарактеризовать развитие образования и науки, определить основные направления и итоги реформирования системы образования во второй половине 1950-1980-ые гг.
2. Способствовать развитию у учащихся умений и навыков работы с различными источниками информации.
3. Содействовать развитию аналитического мышления путем коллективного взаимодействия посредством групповой работы.
4. Создать условия, обеспечивающие воспитание гармонически развитой личности посредством изучения истории своей страны.
- предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут иметь представление об изменениях в системе образования в БССР, процессе развития высшего и среднего специального образования и особенностях развития науки в БССР во второй половине 1950-1980-е гг.;
- планируется, что по окончании урока учащиеся смогут верно выполнить задание - кроссворд.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: изучение нового материала с элементами перевёрнутого урока.
Оборудование: учебное пособие История Беларуси, вторая половина1940-х гг. – начало XXI века: учебное пособие для 11-го кл. учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения/ В.Ф. Фомин, С.В. Панов, Н.Н. Ганущенко; Минск: 2013 – с 91 (§ 14); ноутбук, мультимедийная презентация, учебное пособие, раздаточный материал, магниты.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.
I . Ориентировочно-мотивационный этап
1. Организационный момент (1-3 минуты)
2. Психологический настрой учащихся на урок.
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю вам добра, а вы желаешь мне добра? (учащиеся отвечают). Вот и замечательно - мы желаем друг другу добра. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2.Определение темы и целеполагание (3-4 минуты)
1. Вводное слово. Учитель обозначает важность будущей темы.
Яна мне дадзена адзіная
На ўсёжыццё, на цэлы век.
Мая адзіная, радзімая
У вянках лясоў і стужак рэк.
І ганаруся ўсюды смела я,
Што вырасла на той зямлі,
Якую клічуць Руссю Белаю,
Што тут дзяды мае жылі.
- Сформулируйте тему урока и цели урока. (Выход на записи)
2. На доске записывается тема и план урока:
1) Развитие народного образования
2) Развитие белорусской науки. Достижения учёных Беларуси
3) Развитие физической культуры и спорта
Ученики записывают тему и план урока в тетрадь
II . Операционно-деятельностный этап.
Изложение материала по плану:
3. Для чего государству нужны образованные люди? (Учащиеся отвечают).
Откройте учебник §14, п. 1. Давайте прочитаем 1 пункт параграфа и определим с вами ключевые понятия - слова, которые связаны с темой нашего урока: (учащиеся называют, а учитель записывает на доске понятия) научно-техническая революция (Коренные изменения производства, которые происходятв результате преобразования науки в непосредственную производственную силу, внедрения научных достижений в производство. С. 211 учебного пособия), индустриальное общество (общество, для которого характерно разделение труда, специализация производства и его автоматизация, ориентация производства на рынок, научно-техническая революция, урбанизация), ПТУ, ВУЗ, народное образование (система образовательно-воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями общества и государства).
Даём определение. Записываем в тетрадь.
Проблемное задание: Могла ли система образования в 50-80-е гг. в БССР обеспечить потребности в специалистах для новых отраслей промышленности?
1) Развитие народного образования:
- введение всеобщего среднего образования;
-система профессионально-технического образования;
1. С чем связан рост студентов в средне-специальных учебных заведениях?
2. Какие формы обучения были введены?
3. Почему в этот период времени встал вопрос о подготовке специалистов со средне-специальным образованием?
Как вы считаете, обеспечивало ли высшее образование востребованность в специалистах для новых отраслей промышленности в БССР?
Обеспечивало. Были открыты новые высшие учебные заведения: Минский радиотехнический институт, Могилевский технологический институт, Витебский технологический институт лёгкой промышленности, Могилевский машиностроительный институт. С 1958 по 1965 гг. набор в высшие учебные учреждения увеличился в 2 раза.
2) Развитие белорусской науки. Достижения учёных Беларуси:
- вклад учёных, уроженцев Беларуси в развитие военно-промышленного комплекса СССР.
- участие белорусов в освоении космических просторов.
3) Развитие физической культуры и спорта:
- достижения белорусских советских спортсменов.
Закрепление материала (4-6 минут).
Учащимся выдаются бланки для заполнения. Время работы 4-6 минут.
По горизонтали:
1. Хирург-офтальмолог, учёная в области глазных болезней. (Бирич);
2. Педагог и учёный, ректор Мозырского педагогического института с 1974-1985гг. (Дмитриев);
3. Фамилия космонавта, который встретился с В.Ковалёнком, провёл в совокупности в невесомости 214 суток. (Климук);
4. За разработки в области математики, физики, биологии, медицины
Многие учёные имели звание …….. Ленинской и Государственной премий СССР и БССР (лауреаты);
5. Процесс воспитания и обучения, совокупность приобретаемых знаний. (Образование);
6. Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний и действительности. (Наука);
7. П. Климук и В. Ковалёнок – первые белорусские лётчики - ………(космонавты).
III . Рефлексивно-оценочный этап.
1. Рефлексия.
Чемодан (знания мне пригодятся, возьму с собой), мясорубка (нужно ещё переосмыслить материал), мусорная корзина (ничего не запомнил, эти знания в дальнейшем не нужны).
Иллюстрации с изображениями этих предметов находятся на доске. Дети выбирают соответствующую иллюстрацию, и обосновывают свой выбор.
2. Подведение итогов
3. Выставление оценок.
IV . Домашнее задание (2-3 минуты)
Учитель записывает на доске домашнее задание:
§ 14, вопросы и задания 3,5
Индивидуальное задание: подготовить вопросы для условного интервью с одним из учёных Беларуси науки того времени.
Цель: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению хозяйственной жизни и культуры на белорусских землях в XIII-XVI в.
• образовательная: рассказать учащимся об основных и вспомогательных занятиях крестьян, жизни городов и ее жителях, а так же развитии культуры на белорусских землях в XIII-XVI в.
• воспитательная: заинтересовать учащихся историей своей Родины
• развивающая: расширить кругозор учащихся, представление о закономерностях исторических процессов, многогранности исторических явлений.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Проверка домашнего задания осуществляется с использованием следующих вопросов и заданий:
На какие территориальные единицы делились белорусские земли в составе ВКЛ до конца XIV в.?
Какие права и обязанности имели удельные князья ?
Кто представлял высшую власть в ВКЛ? Какие полномочия имели господарь и его рада?
Как в ВКЛ осуществлялось местное управление?
Изучение нового материала начинается с объявления темы урока и актуализации знаний учащихся с помощью следующих вопросов:
▪ Какие занятия существовали у крестьян на территории Беларуси?
▪ Чем городское население отличалось от сельского?
▪ Что такое культура? Приведите примеры
На этапе целеполагания учащиеся самостоятельно формируют задачи урока при помощи вопросов по теме урока.
Задачи урока
Для изучения нового материала учитель задает вопрос классу: что такое домашние промыслы, приведите примеры
Для изучения положения городов, занятиях населения учащиеся выполняют комментированное чтение Пункта 2. Города и занятия их жителей и отвечают на вопросы:
По какой причине большинство ремесленников работало не на продажу, а на заказ?
Перечислите городские ремесла и объясните, что представляло собой каждое из них
Почему возникла потребность в строительных материалах?
Для того, что бы рассказать об особенностях архитектуры данного периода, учитель показывает слайды с изображениями Лидского замка, Каменецкой вежи, Замка в Троках и задает вопрос учащимся: что общего у этих объектов?
Учащиеся самостоятельно изучают Пункт 4 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и перечисляют предметы изобразительного и декоративно- прикладного искусства на белорусских землях в XIII-XIV в
Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
1) Дать определение понятиям: кастель, инициалы
2) Перечислить основные и дополнительные занятия крестьян
3) В чем заключались особенности городских ремесел? Назвать ремесленные специальности
4) Перечислить предметы изобразительного и декоративно- прикладного искусства на белорусских землях в XIII-XIV в
Для подведения итогов урока и оценивания учащимися собственной деятельности на этапе рефлексии учитель предлагает учащимся продолжить следующие предложения:
Читайте также:
- Основная форма организации музыкальной деятельности в доу тест
- Докажите что вписанный угол опирающийся на полуокружность прямой кратко
- Какие факты свидетельствовали о том что английский парламент стремился установить зависимость кратко
- Как ты подготовила ткань к раскрою технология 5 класс кратко ответ
- Как ухаживать за жирной кожей лица кратко