План уроков по истории беларусь

Обновлено: 04.07.2024

Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси.

  1. Раскрыть характерные для агрессора способы развязывания войны; определить причины поражений Красной Армии в начальный период войны; показать мужество и героизм воинов Красной Армии при защите Беларуси.
  1. Обучающая: обучить основным фактам, событиям и явлениям в истории Республики Беларусь в июне-августе 1941 г.
  2. Развивающая: развивать умения и навыки, направленные на овладение приёмами самостоятельной работы с источниками и учебной картой.
  3. Воспитывающая: воспитывать у учащихся чувство уважения к истории как к школьному предмету в частности и к исторической науке в целом; патриотизм и гуманизм.
  1. Сидорцов В. Н., Панов С. В. История Беларуси. 1917-1945 гг. 10. Мн.: Изд. Центр БГУ, 2006 г.
  2. Иллюстрированный исторический атлас мира. М.: АСТ, 2002.
  3. Политическая карта мира.
  4. Политико-административная карта РБ.
  5. Агульнаадукацыйны ілюстраваны гістарычны атлас Беларусі. Мн.: Арты-Фекс, 2004.
  6. Атлас гісторыі Беларусі ад старажытнасці да нашых дзён. Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2006.
  7. Гісторыя Беларусі ў табліцах і схемах са старажытных часоў да сучаснасці. Мн.: Юніпрэс, 2004.
  8. Гісторыя Беларусі. Увесь школьны курс у табліцах. Мн.: “Современная школа”, 2007.
  9. Слоўнік-даведнік па гісторыі Беларусі са старажытных часоў да нашых дзён. Кур’яновіч А. В. Мн.: ТетраСистемс, 2009.
  10. Гісторыя Беларусі. Апорныя канспекты для падрыхтоўкі да цэнтралізаванага тэсціравання. Шарова Н. С.—Мн.: Аверсэв, 2009.
  11. Коваленя А. А. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны). Мн. Изд. центр БГУ., 2007.
  12. Аудио и видеозаписи.
  13. Документальные материалы и художественная литература.
  • На предыдущем занятии учащиеся были разделены на 4 группы, каждая из которых получила определённое задание.
  1. Всемирная история.
  2. География.
  3. Обществоведение.
  4. Белорусская литература.
  5. Русская литература.

Основные понятия и идеи:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка Д/З.
  3. Изложение материала.
  4. Повторение и закрепление. Рефлексия.
  5. Подведение итогов.
  1. Проверка Д/З.
  1. К каким последствиям привела политика умиротворения агрессора?
  2. Когда и по каким причинам началась Вторая Мировая война?
  3. Объясните причины, которые вынудили военное командование Польши отдать приказ не оказывать сопротивление советским войскам.
  4. Охарактеризуйте процесс воссоединения Беларуси.
  1. Как сложилась судьба населения Западной Беларуси в 1939 г.?

Соотношение вооружённых сил Германии и СССР в начале Великой Отечественной войны

Автор: Стельмах Константин Русланович, Государственное учреждение образования "Средняя школа № 131 г. Минска" , г. Минск

Автор: Оксана Ивановна Рышкевич, ГУО "Средняя школа № 36 г.Гродно с польским языком обучения", г. Гродно

Автор: Проневич Александр Николаевич, Государственное учреждение образования "Гимназия г. Дрогичина", г. Дрогичин

Автор: Мамончик Ирина Викторровна, ГУО "Жуховичская средняя школа", аг. Б.Жуховичи, Кореличский р-н, Гродненская обл.

Автор: Алексеевіч Дзмітрый Іванавіч , ДУА "Цырынскі вучэбна-педагагічны комплекс дзіцячы сад-сярэдняя школа" , аг.Цырын

Автор: Генералова Татьяна Владимировна, ГУО "Копысская д/с- СШ Оршанского района имени Янки Куплы", г.п. Копысь

Автор: Косицкая Марина Чеславовна, Государственное учреждение образования "Озёрская средняя школа", Гродненская область, Гродненский район, аг. Озёры

Автор: Шулерман Галина Михайловна, Банковская Татьяна Михайловна, государственного учреждения образования, "Средняя школа № 17 г.Могилева "

Автор: Влазовская Лилия Леонидовна, государственное учреждение образования "Молятичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа", 213490 Могилевская область, Кричевский район, аг.Молятичи, пер.Школьный,3

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ УТРАЧЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И АРХИТЕКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ УСАДЬБЫ ГРАФА ВИНЦЕНТА ТЫШКЕВИЧА В Г.СВИСЛОЧЬ

Автор: Солдатенкова Наталья Валерьевна, ГУО "Средняя школа №2 имени Н.П.Массонова г.Свислочь", г.Свислочь, Гродненская область

Автор: Шушкевич Юрий Борисович, ГУО "Оюцевичская базовая школа" , аг. Оюцевичи Кореличский район Гродненская область

Опубликуйте здесь свой материал!
Получите свидетельство о публикации.


С получением диплома на белорусском и русском языках.

"Современный учитель Беларуси".
Пройдите онлайн на сайте.

Вопрос-Ответ

Как получить сертификат?

  1. Выберите необходимый формат сертификата или благодарности;
  2. Выберите язык на котором хотите его получить (белорусский или русский);
  3. Заполните все необходимые поля. Для некоторых видов сертификатов необходимо прикрепить файл в формате Word или PDF;
  4. Произведите оплату;
  5. На почту в течении 5 минут после оплаты, Вы получите документ в печатном качестве, который Вы можете распечатать и приложить к портфолио.

Как оплатить?

После выбора необходимого документа, Вы можете оплатить его банковской картой любого банка Белоруссии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект урока представлен в виде технологической карты, которая даёт представление о всех этапах урока.

Урок по истории Беларуси в 7 классе

по теме «Изменения в государственном строе ВКЛ

изучить государственное устройство ВКЛ в XV- первой половине XVI в.

Образовательная: изучить законодательные акты, положившие начало закрепощению крестьян, изучить процесс преобразования функций великого князя в связи с привилеем князя Александра; охарактеризовать функции рады и сейма.

Развивающая: способствовать формированию умений и навыков работы с текстом учебника, систематизации и анализа материала.

Воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции о важности равенства всех людей перед законом независимо от имущественного, национального, религиозного положения.

Проверка домашнего задания. Учитель разбивает класс на группы с целью проверки домашнего задания. В это же время учителем проводится устный индивидуальный опрос домашнего задания у нескольких учащихся.

Учащиеся в группах устно работают по вопросам и заданиям на стр. 71 учебника.

Группы по очереди озвучивают ответы.

Учитель озвучивает тему урока и подводит учащихся к цели урока следующими вопросами: Какую власть имел великий князь в ВКЛ? Какую роль играла великокняжеская рада при великом князе в XIV в.?

3.Учащиеся рассказывают об абсолютной власти великого князя и совещательной функции великокняжеской рады, формулируют вместе с учителем цель урока.

Учитель знакомит учащихся именами великих князей, которые будут изучать в теме уроке и последующих темах (схема на доске).

Казимир IV Ягеллон→ Александр Казимирович→ Сигизмунд I Старый

4.Учащиеся записывают схему в тетрадь.

Положение крестьян согласно акта

Учащиеся озвучивают результаты заполнения таблицы, делают вывод о бесправии крестьян.

6.Учащиеся выполняют физкультминутку, используемую в классе.

Какие совещательные органы власти существовали при великом князе в XVI в.?

Какие высшие государственные должности входили в раду?

Какие у них были обязанности?

Задание для групп: на основании материала учебника на стр. 74- 75 найдите ответы на вопросы:

Какие функции выполняла рада?

Как изменилась роль рады согласно привилея 1492 года?

Перечислите функции сейма.

Сделайте вывод об изменении роли великого князя после 1492г.

8.Учащиеся работают в группах по вопросам на карточках. Затем озвучивают составленные ответы. Каждая группа делает вывод.

Закрепление материала. Учащимся предлагается на доске перечень понятий, необходимо воспроизвести их определения: Судебник, воевода, каштелян, гетман, канцлер, маршалок, подскарбий, сейм, Статут ВКЛ.

9.Учащиеяся, разбившись по парам, выполняют задание учителя.

Рефлексия. Оцениваются наиболее активные учащиеся.

Познакомить учащихся с изменениями в системе образования в БССР, процессом развития высшего и среднего специального образования и особенностями развития науки в БССР во второй половине 1950-1980-е гг.;

1. Охарактеризовать развитие образования и науки, определить основные направления и итоги реформирования системы образования во второй половине 1950-1980-ые гг.

2. Способствовать развитию у учащихся умений и навыков работы с различными источниками информации.

3. Содействовать развитию аналитического мышления путем коллективного взаимодействия посредством групповой работы.

4. Создать условия, обеспечивающие воспитание гармонически развитой личности посредством изучения истории своей страны.

- предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут иметь представление об изменениях в системе образования в БССР, процессе развития высшего и среднего специального образования и особенностях развития науки в БССР во второй половине 1950-1980-е гг.;

- планируется, что по окончании урока учащиеся смогут верно выполнить задание - кроссворд.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: изучение нового материала с элементами перевёрнутого урока.

Оборудование: учебное пособие История Беларуси, вторая половина1940-х гг. – начало XXI века: учебное пособие для 11-го кл. учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения/ В.Ф. Фомин, С.В. Панов, Н.Н. Ганущенко; Минск: 2013 – с 91 (§ 14); ноутбук, мультимедийная презентация, учебное пособие, раздаточный материал, магниты.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

I . Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент (1-3 минуты)

2. Психологический настрой учащихся на урок.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю вам добра, а вы желаешь мне добра? (учащиеся отвечают). Вот и замечательно - мы желаем друг другу добра. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2.Определение темы и целеполагание (3-4 минуты)

1. Вводное слово. Учитель обозначает важность будущей темы.

Яна мне дадзена адзіная
На ўсёжыццё, на цэлы век.
Мая адзіная, радзімая
У вянках лясоў і стужак рэк.

І ганаруся ўсюды смела я,
Што вырасла на той зямлі,
Якую клічуць Руссю Белаю,
Што тут дзяды мае жылі.

- Сформулируйте тему урока и цели урока. (Выход на записи)

2. На доске записывается тема и план урока:

1) Развитие народного образования

2) Развитие белорусской науки. Достижения учёных Беларуси

3) Развитие физической культуры и спорта

Ученики записывают тему и план урока в тетрадь

II . Операционно-деятельностный этап.

Изложение материала по плану:

3. Для чего государству нужны образованные люди? (Учащиеся отвечают).

Откройте учебник §14, п. 1. Давайте прочитаем 1 пункт параграфа и определим с вами ключевые понятия - слова, которые связаны с темой нашего урока: (учащиеся называют, а учитель записывает на доске понятия) научно-техническая революция (Коренные изменения производства, которые происходятв результате преобразования науки в непосредственную производственную силу, внедрения научных достижений в производство. С. 211 учебного пособия), индустриальное общество (общество, для которого характерно разделение труда, специализация производства и его автоматизация, ориентация производства на рынок, научно-техническая революция, урбанизация), ПТУ, ВУЗ, народное образование (система образовательно-воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями общества и государства).

Даём определение. Записываем в тетрадь.

Проблемное задание: Могла ли система образования в 50-80-е гг. в БССР обеспечить потребности в специалистах для новых отраслей промышленности?

1) Развитие народного образования:

- введение всеобщего среднего образования;

-система профессионально-технического образования;

1. С чем связан рост студентов в средне-специальных учебных заведениях?

2. Какие формы обучения были введены?

3. Почему в этот период времени встал вопрос о подготовке специалистов со средне-специальным образованием?


Как вы считаете, обеспечивало ли высшее образование востребованность в специалистах для новых отраслей промышленности в БССР?

Обеспечивало. Были открыты новые высшие учебные заведения: Минский радиотехнический институт, Могилевский технологический институт, Витебский технологический институт лёгкой промышленности, Могилевский машиностроительный институт. С 1958 по 1965 гг. набор в высшие учебные учреждения увеличился в 2 раза.

2) Развитие белорусской науки. Достижения учёных Беларуси:

- вклад учёных, уроженцев Беларуси в развитие военно-промышленного комплекса СССР.

- участие белорусов в освоении космических просторов.

3) Развитие физической культуры и спорта:

- достижения белорусских советских спортсменов.

Закрепление материала (4-6 минут).

Учащимся выдаются бланки для заполнения. Время работы 4-6 минут.


По горизонтали:

1. Хирург-офтальмолог, учёная в области глазных болезней. (Бирич);

2. Педагог и учёный, ректор Мозырского педагогического института с 1974-1985гг. (Дмитриев);

3. Фамилия космонавта, который встретился с В.Ковалёнком, провёл в совокупности в невесомости 214 суток. (Климук);

4. За разработки в области математики, физики, биологии, медицины

Многие учёные имели звание …….. Ленинской и Государственной премий СССР и БССР (лауреаты);

5. Процесс воспитания и обучения, совокупность приобретаемых знаний. (Образование);

6. Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний и действительности. (Наука);

7. П. Климук и В. Ковалёнок – первые белорусские лётчики - ………(космонавты).

III . Рефлексивно-оценочный этап.

1. Рефлексия.

Чемодан (знания мне пригодятся, возьму с собой), мясорубка (нужно ещё переосмыслить материал), мусорная корзина (ничего не запомнил, эти знания в дальнейшем не нужны).

Иллюстрации с изображениями этих предметов находятся на доске. Дети выбирают соответствующую иллюстрацию, и обосновывают свой выбор.

2. Подведение итогов

3. Выставление оценок.

IV . Домашнее задание (2-3 минуты)

Учитель записывает на доске домашнее задание:

§ 14, вопросы и задания 3,5

Индивидуальное задание: подготовить вопросы для условного интервью с одним из учёных Беларуси науки того времени.


Цель: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению хозяйственной жизни и культуры на белорусских землях в XIII-XVI в.

образовательная: рассказать учащимся об основных и вспомогательных занятиях крестьян, жизни городов и ее жителях, а так же развитии культуры на белорусских землях в XIII-XVI в.

воспитательная: заинтересовать учащихся историей своей Родины

развивающая: расширить кругозор учащихся, представление о закономерностях исторических процессов, многогранности исторических явлений.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Проверка домашнего задания осуществляется с использованием следующих вопросов и заданий:

На какие территориальные единицы делились белорусские земли в составе ВКЛ до конца XIV в.?

Какие права и обязанности имели удельные князья ?

Кто представлял высшую власть в ВКЛ? Какие полномочия имели господарь и его рада?

Как в ВКЛ осуществлялось местное управление?

Изучение нового материала начинается с объявления темы урока и актуализации знаний учащихся с помощью следующих вопросов:

▪ Какие занятия существовали у крестьян на территории Беларуси?

▪ Чем городское население отличалось от сельского?

▪ Что такое культура? Приведите примеры

На этапе целеполагания учащиеся самостоятельно формируют задачи урока при помощи вопросов по теме урока.

Задачи урока

Для изучения нового материала учитель задает вопрос классу: что такое домашние промыслы, приведите примеры

Для изучения положения городов, занятиях населения учащиеся выполняют комментированное чтение Пункта 2. Города и занятия их жителей и отвечают на вопросы:

По какой причине большинство ремесленников работало не на продажу, а на заказ?

Перечислите городские ремесла и объясните, что представляло собой каждое из них

Почему возникла потребность в строительных материалах?

Для того, что бы рассказать об особенностях архитектуры данного периода, учитель показывает слайды с изображениями Лидского замка, Каменецкой вежи, Замка в Троках и задает вопрос учащимся: что общего у этих объектов?

Учащиеся самостоятельно изучают Пункт 4 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и перечисляют предметы изобразительного и декоративно- прикладного искусства на белорусских землях в XIII-XIV в

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1) Дать определение понятиям: кастель, инициалы

2) Перечислить основные и дополнительные занятия крестьян

3) В чем заключались особенности городских ремесел? Назвать ремесленные специальности

4) Перечислить предметы изобразительного и декоративно- прикладного искусства на белорусских землях в XIII-XIV в

Для подведения итогов урока и оценивания учащимися собственной деятельности на этапе рефлексии учитель предлагает учащимся продолжить следующие предложения:

Читайте также: