План уроков по географии 9 класс домогацких

Обновлено: 02.07.2024

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5—7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено на основе:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Устав образовательной организации;

Авторская программа Домогацких Е.М. по географии для 6-9 классов общеобразовательных учреждений;

Учебный план образовательной организации;

Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОУ)

Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.

Учебно – методический комплекс для учителя

Учебная литература для обучающихся

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 9 классе отводится 70 часов.

В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Оценочных практических работ: 38.

Контроль и обобщение, коррекция по теме: 5.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно–исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).

Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.

Средства обучения: УМК, Методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.

Основные цели изучения географии в 9 классе

Познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет оформить географическую картину мира;

Познание характера, сущности и динамики главных, природных, экологических, социально – экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

Понимание главных особенностей взаимодействии природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными социально – экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условия проживания;

Глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, особенности природопользования их взаимозависимости.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределнию , сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых становок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской эдентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности организации учебного сотрудничества с педагогами сверсниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности о получению нового знания в рамках учебного предмета, преобразованию и применению в учебных, учебно – проектных и социально – проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах, видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Требования к результатам изучения:

Источники географической информации

Обучающийся научится:

использовать различные источники информации географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико – ориентированных задач;

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

находить и формулировать по результатам наблюдений (в т.ч. инструментальных) зависимости и закономерности;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации, содержащуюся в них противоречивую информацию;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико – ориентированных задач;

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;

оценивать воздействие ГП России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Население России

Выпускник научится:

различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому религиозному составу;

объяснять особенности динамики численности, повозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико – ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Хозяйство России

Выпускник научится:

различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную стуктуру хозяйства;

анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико – ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Районы России

Выпускник научится:

объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально – экономических техногенных и экологических факторов и процессов.

Россия в современном мире

Выпускник научится

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник научится

Владеть географической номенклатурой

Машиностроительный комплекс.

1. Научные центры и технополисы – Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск;

2. Центры трудоемкого машиностроения – Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск;

3. Центры металлоемкого машиностроения – Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Топливно-энергетический комплекс.

1. Нефтегазоносные месторождения – Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское;

3. ТЭЦ – Сургутская, Костромская, Рефтинская;

4. ГЭС – Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская;

5. АЭС – Обнинская, Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская; Единая энергосистема (ЕЭС);

Металлургический и химико-лесной комплекс.

1. Центры черной металлургии – Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк;

2. Центры цветной металлургии – Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск;

3. Центры химико-лесного комплекса – Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.

4. Инфраструктурный комплекс: порты – Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский; железнодорожные магистрали – Транссибирская, БАМ, Воркута – Москва, Москва – Санкт – Петербург, Нижний Новгород – Казань – Ульяновск – Саратов – Волгоград – Астрахань, Москва – Саратов – Средняя Азия, Тюмень – Сургут – Уренгой.

Европейский Север.

Моря – Баренцево, Белое; заливы – Кандалакшский, Онежская губа; полуострова – Рыбачий, Канин, Кольский; острова – Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач; возвышенности – Тиманский кряж, Северные Увалы; горы – Хибины; низменность – Печорская; реки – Северная Двина, Печора, Онега, Мезень; озера – Имандра; Беломоро-Балтийский канал; заповедники – Кандалакшский, Лапландский; полезные ископаемые – Печорский угольный бассейн; месторождения апатитов, руд черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии; города – Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Петрозаводск, Череповец, Воркута; Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.

Центральная Россия.

Моря – Балтийское: заливы – Финский; Окско-Донская равнина; возвышенности – Среднерусская, Валдайская; низменности – Окско-Донская, Мещерская; реки – Ока, Вятка, Кама, Нева; озера – Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер; водохранилища – Рыбинское, Горьковское; каналы – Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва – Волга); заповедники – Дарвинский, Приокско-террасный; полезные ископаемые – Подмосковный угольный бассейн, КМА; месторождение бокситов, фосфоритов и сланцев в Ленинградской области; города – Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Старый Оскол, Тула, Курск.

Моря – Каспийское; возвышенности – Приволжская; низменности – Прикаспийская; реки – Волга, Дон; озера – Эльтон, Баскунчак; водохранилища – Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское; Волго-Донской канал; заповедники и национальные парки – Астраханский, Самарская Лука; полезные ископаемые – месторождения солей – Баскунчак; города – Казань, Набережные Челны, Пенза, Самара, Тольятти, Ульяновск, Саратов, Энгельс, Балаково, Волгоград, Волжский, Астрахань. Северный Кавказ и Нижний Дон: моря – Азовское, Черное; проливы – Керченский; полуострова – Таманский; возвышенности – Ставропольская; горы – Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус; низменности – Прикубанская, Терско-Кумская. Кумо-Манычская впадина; реки – Кубань, Кума, Терек; заповедники – Тебердинский; месторождения цветных металлов Большого Кавказа: города – Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Хребты – Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал; горы – Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар; реки – Печора. Кама, Урал, Белая, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть; заповедники – Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский; города – Екатеринбург, Челябинск, Нижний Тагил, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск. Салават, Златоусп, Медногорск, Орск, Миасс, Соль-Илецк.

Западная Сибирь.

Заливы – Байдарацкая губа, Обская губа; полуострова – Ямал. Гыданский; горы – Алтай (г. Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау; возвышенности – Сибирские Увалы; равнины – Ишимская, Барабинская; котловины – Кузнецкая; реки – Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, Ишим, Пур, Таз; озера – Кулундинское, Чаны, Телецкое; полезные ископаемые – Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн; железные руды Горной Шории; цветные и редкие металлы Рудного Алтая; заповедники – Алтайский; Сургугская ТЭЦ; города – Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул: технополисы – Томск, Новосибирск, Омск.

Восточная Сибирь.

Моря – Карское, Лаптевых; заливы – Енисейский; полуостров Таймыр: острова – Северная Земля: возвышенности – Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана; горы – Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет; низменности – Северо-Сибирская; котловины – Минусинская, Тувинская; реки – Енисей, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь; озера – Байкал, Таймыр; заповедники – Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский; полезные ископаемые – Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья; железнодорожные магистрали – Транссибирская, БАМ (Большая и Малая); города – Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

Дальний Восток.

Моря – Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское: проливы – Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский: заливы – Пенжинская губа, Петра Великого; острова – Новосибирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин: полуострова – Чукотский, Камчатка; горы – Верхоянский хребет, Черского, Яно-Оймяконское нагорье, Корякское нагорье, Чукотское нагорье. Джугджур, Сихотэ-Алинь, вулкан Ключевская Сопка, вулкан Авачинская Сопка; равнины – Зейско-Буреинская, Центрально-Якугская; Яно-Индигирская, Колымская, Среднеамурская низменности; реки – Вилюй, Алдан, Оленёк, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь; водохранилища – Вилюйское, Зейское; озера – Ханка; заповедники – Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь; полезные ископаемы – бассейны бурого уголя и каменноугольные – Ленский, Зыранский, Нижнезейский; нефтегазоносные бассейны – Охотский (остров Сахалин и шельф); месторождения цветных металлов – Северо-Восток Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь; железнодорожная магистраль – Амуро-Якутская магистраль; города – Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск

Уроки по географии 9 класс и другие полезные материалы для учителя географии, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

География 9 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев ООО "Русское слово-учебник", стер. - М.: 2013. - 285 с.

  • Все темы
  • От авторов 3
  • ВВЕДЕНИЕ
  • § 1. Экономическая и социальная география 6
  • РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ РОССИИ
  • § 2. Формирование территории России 12
  • § 3. Географическое положение России 17
  • § 4. Административно-территориальное устройство России 21
  • § 5. Экономическое районирование территории России 26
  • § 6. Природные условия России 31
  • § 7. Природные ресурсы России 35
  • § 8. Хозяйственная деятельность и изменение природной среды 42
  • НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
  • § 9. Численность населения России 50
  • § 10. Размещение населения России 55
  • § 11. Миграции населения 60
  • § 12. Формы расселения и урбанизация 66
  • § 13. Этнический и религиозный состав населения 72
  • § 14. Трудовые ресурсы и рынок труда 78
  • ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
  • § 15. Национальная экономика 86
  • § 16. Факторы размещения производства 91
  • § 17. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность 97
  • § 18. ТЭК: угольная промышленность 103
  • § 19. ТЭК: электроэнергетика 108
  • § 20. Металлургический комплекс: чёрная металлургия 114
  • § 21. Металлургический комплекс: цветная металлургия 119
  • § 22. Машиностроение 123
  • § 23. Машиностроение (продолжение) 128
  • § 24. Химическая промышленность 132
  • § 25. Лесная промышленность 137
  • § 26. Сельское хозяйство: растениеводство 142
  • § 27. Сельское хозяйство: животноводство 146
  • § 28. Зональная специализация сельского хозяйства 150
  • § 29. Пищевая и лёгкая промышленность 154
  • § 30. Транспорт России 160
  • § 31. Нематериальная сфера хозяйства 167
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ
  • § 32. Северный экономический район 174
  • § 33. Северо-Западный экономический район 179
  • § 34. Калининградская область 184
  • § 35. Центральный экономический район 187
  • § 36. Центрально-Чернозёмный экономический район (ЦЧР) . . . .192
  • § 37. Волго-Вятский район 197
  • § 38. Северо-Кавказский район 203
  • § 39. Поволжский район 208
  • § 40. Уральский район 214
  • § 41. Западно-Сибирский район 220
  • § 42. Восточно-Сибирский район 226
  • § 43. Дальневосточный район 232
  • СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
  • § 44. Страны Балтии и Белоруссия 242
  • § 45. Украина и Молдавия 247
  • § 46. Страны Закавказья 253
  • § 47. Страны Центрально-Азиатского региона 258
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • § 48. Место России в мировой экономике 266
  • Словарь терминов 270
  • Ответы на тесты 274


Транспорт России. Виды транспорта

Уроки

Сформировать представление о транспортной системе России. Какого значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России. Изучить состав транспорта, дать понятие.


Презентация к уроку по географии на тему "Национальные парки и заповедники России" 8 - 9 класс

Уроки


Реки нашей области

Уроки


Уроки

Цель: формировать универсальные учебные действия на основе тематического содержания урока по решению демографических задач; формировать условия для развития познавательного.


Технологическая карта урока "Рекреационные ресурсы Саратовской области"

Уроки

Технологическая карта по теме "Рекреационные ресурсы Саратовской области" разработана для 9 класса слабослышащих школьников, обучающихся по АОП.


Отраслевая структура экономики

Уроки

Технологическая карта урока ФГОС. Планируемые результаты УУД.


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Учебно-тематический план к учебнику Домогацких 9 класс

Темы учебных занятий

Элементы обязательного минимума образования

Экономическая география – наука о хозяйстве и населении.

Лекция с элементами беседы

Задачи курса экономической и социальной географии России. Особенности структуры учебника.

Экономическая карта России, атлас, контурная карта.

Раздел 1. Общий обзор России (7 часов)

Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

Формирование территории России.

Урок актуализации знаний и умений

История формирования территории России. Исторические города и время образования как отражение территориальных изменений. Направления роста территории в Х IV-Х IХ вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. СНГ.

Индивидуальный и фронтальный опрос

Экономическая карта России

П.2. р/т зад.4 стр.7 заполнить таблицу.

Географическое положение России.

ЭГП России. Факторы ЭГП. Политико-географическое положение России. Плюсы и минусы географического положения страны.

Проверка практической работы.

Практическая работа № 1:

Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран.

Физическая карта России, экономическая карта РФ

Административно-территориальное устройство России.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Тест Административное деление и государственная территория России

Практическая работа № 2:

Составление политико-административной карты России. Обозначение на к/к территориальных единиц. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами водными путями.

Политико-административная карта РФ, контурные карты, экономическая карта, атласы.

Читайте также: