План урока жизнь на разных материках 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Тема: Урок-путешествие. Жизнь на различных материках.

1. Начать формирование у пятиклассников представлений и знаний об особенностях природы материков Земли, умения объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни. Познакомить учащихся с историей открытия и исследования, со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов. Начать формирование умения работать с географическими картами и другими дополнительными источниками информации.

2. Показать вклад ученых и путешественников в открытие и исследование материков. Дать возможность учащимся систематизировать знания о своеобразии растительного и животного мира различных материков Земли.

3. Воспитывать любознательность, интерес к природе, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Учебно-наглядный комплекс:

Физическая карта мира, политическая карта мира, карта Таймыра, Иллюстрации растений, портреты путешественников, глобусы, учебные картины, карточки для индивидуальной и групповой работы, таблицы, энциклопедии разных издательств, зоологическая карта, иллюстрации животных, в/фильм “Чудеса природы”, “Южная Америка”, мультимедийный проектор, атласы для 5 класса, рабочие тетради.

Методы и формы:

Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский, практический, демонстрационный; самостоятельная работа, рассказ, беседа; групповая, индивидуальная, коллективная.

Тип урока:

Урок усвоения нового материала.

Межпредметные связи:

Сведения об открытии материков, о географических открытиях конца XV – начала XVI в., XVIII- XIX веков.

Термины и понятия:

Новый Свет, эндемики.

Номенклатура:

Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Крайний Север, Таймыр.

Имена:

Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Джеймс Кук, Н. Пржевальский, Давид Левингстон, Лазарев и Беллинсгаузен.

Справочно-информационный материал:

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

1.Беседа.

Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок – путешествие.

Географическое Общество гимназии № 48 поручает вам создать несколько экспедиций и побывать на далеких неизведанных материках, познакомиться с их природой, растительным и животным миром, провести исследования и результаты заполнить в свои отчеты – таблицы, которые находятся у вас на партах.

2.Работа с физической картой мира и глобусами.

- Посмотрите на физическую карту мира и глобусы, которые стоят у вас на партах

и скажите, сколько нам понадобится таких экспедиций и почему?

- Назовите и покажите их на карте.

3. Создание команд. Определение маршрута.

- Мы с вами уже изучали горы, равнины, реки озера материков. А сейчас наша задача изучить растительный и животный мир и рассказать о них. Итак, экспедиции готовы.

  • А вот какая экспедиция и на какой материк отправится, вы сами определитесь, отгадав загадки – стихи, ответив на вопросы.

1) Мы живем на Занзибаре

В Калахаре и в Сахаре

На горе Фернандо – По

Где гуляет гиппо-по

По широкой Лимпопо. (А Ф Р И К А)

2) Какой материк самый маленький и самый сухой на Земле? (А В С Т Р А Л И Я )

3) На каком материке протекает река Амазонка? (ЮЖНАЯ АМЕРИКА)

4) Где находятся горы Кордильеры и река Миссисипи? (С. АМЕРИКА)

5) Какой материк является кладовой пресной воды? (АНТАРКТИДА)

6) Самые высокие в мире горы – Гималаи и самая большая по территории наша страна - Россия находятся на материке… ( ЕВРАЗИЯ)

  • Во главе каждой экспедиции стоят капитаны, которые познакомят нас с географическими особенностями своего материка, сведения об открытии и изучении материков дадут историки, о растительном мире – биологи, а о животных – зоологи. Материал у вас на партах.
  • Капитаны, вам необходимо следить за тем, чтобы члены команды правильно проводили наблюдения и исследования, и правильно заполняли отчеты – таблицы. Слушая материал, записывайте представителей растительного и животного мира вашего материка в таблицы.

4. Самостоятельная работа.

Музыкальное сопровождение (голоса птиц или шум моря).

Идут слайды (контуры материка, портрет исследователей и путешественников, растений и животных)

1. Австралия. С Л А Й Д

2. Африка. С Л А Й Д

3. Южная Америка. С Л А Й Д

4. Северная Америка. С Л А Й Д

5. Антарктида. С Л А Й Д

6. Евразия. С Л А Й Д

6. Работа с политической картой.

На каком материке мы живем?

Видеосопровождение “Красные камни”

7. Работа с иллюстрациями. С Л А Й Д (животные и растения Таймыра)

  • Посмотрите на слайд и скажите, как же они приспособились к таким суровым природным условиям?

(Низкорослая растительность, чтобы не вырывал ветер с корнями, а у животных толстый слой жира и теплая шерсть)

- В чем сходство и отличие представителей животного мира Антарктиды и нашего Крайнего Севера (Арктики)? Сходство: (толстый слой жира). Отличие: (В Антарктиде не живут белые медведи, а на Крайнем Севере нет пингвинов).

Музыкальное сопровождение (голоса птиц).

- Закройте глаза, наклоните голову на парту и представьте, что вы в прибрежном австралийском лесу).

8. Работа с контурными картами.

Внимательно прослушав информацию о животных и растениях материков, используя атласы, в рабочей тетради на контурной карте напишите названия животных, которые обитают на ваших материках.

III. Этап закрепления новых знаний.

1.Просмотр фрагмента видеофильма “Чудеса природы”.

2.Игра “Животное заблудилось” .

  • Представители какого материка изображены на доске и какое животное здесь заблудилось?

(На доске физическая карта мира, названия животных.)

  • Зоологи выйдите к доске и отправьте заблудившееся животное на свой материк.

1.Количество материков на Земле:

а) четыре; б) шесть; в) пять;

2.Самый большой материк:

а) Африка; б) Северная Америка; в) Евразия;

3. Самый маленький материк:

а) Антарктида; б) Австралия; в) Южная Америка;

4. Баобаб растет в:

а) Африке; б) Северной Америке; в) Евразии;

5. Слоны, жирафы, бегемоты обитают:

а) Австралии; б) Южной Америке; в) Африке;

6. Скунсы, волки – койоты, бизоны – представители материка:

а) Антарктиды; б) Евразии; в) Северной Америки;

7. Деревья – гиганты в Северной Америке:

а) секвойя; б) эвкалипт; в) баобаб;

4. Взаимопроверка.

На доске ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в,7-а.

5. Итоговые вопросы

- Что нового вы узнали на уроке?

- С какими интересными животными вы познакомились на этом уроке?

- Природа каких материков очень сходна? (С.А. и Евразии)

IV. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.

Прочитать статью в учебнике “Жизнь на разных материках”, в рабочих тетрадях на к/к отметить названия животных, о которых мы сегодня узнали на уроке.

Материал для “австралийцев”:

Австралия – самый маленький, засушливый и самый удаленный материк, именно поэтому Австралия была открыта позже других материков.

В 17 веке Абел Янсзон Тасман обогнув Австралию, не приблизившись к ее берегам, но открыл остров, который впоследствии был назван Тасманией. Впервые восточных берегов Австралии достиг английский мореплаватель капитан Джеймс Кук.

Австралия самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира: из 12000 видов растений более 9000 – эндемики, которых не встретишь больше нигде, ни на одном материке. К ним относятся многие виды эвкалиптов.

Эвкалипт – высокое дерево, листья которого ребром повернуты к солнцу, чтобы не испарять влагу. Для Австралии характерны акации и бутылочное дерево. В пустынях распространены заросли сухих кустарников.

В Австралии обитают 162 вида сумчатых, здесь отсутствуют представители отрядов обезьян и копытных. Только здесь обитают самые примитивные млекопитающие – ехидна и утконос. Они выводят детенышей из яиц.

Ехидна – млекопитающее с самой низкой температурой тела + 22 градуса.

Сумчатые животные – это кенгуру (от гигантских до карликовых), коала, сумчатый дьявол. В Австралии водится страус эму, черный лебедь – птица с наибольшим количеством перьев (до 25000).

Австралийцы очень любят и охраняют своих животных. Например, страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны, а ехидна, утконос и птица – лирохвост – на австралийских монетах.

Материал для “африканцев”:

Африка – самый жаркий материк. Здесь находится самая большая в мире пустыня сахара. На материке никогда не бывает зимы.

Впервые Африку посетили португальцы в 15 веке. А в 19 веке среди европейцев, исследовавших территорию Африки, был англичанин Давид Ливингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, который назвал Виктория, дал описание реки Конго, озера Ньяса.

В Африке произрастают экваториальные леса, одних только деревьев насчитывается до 1000 видов: фикусы, пальмы, очень много видов папоротников и лиан. А в саваннах растет удивительное дерево баобаб, диаметр его ствола- до 55 метров.

Его мягкая и легкая древесина не боится огня и запасает до 120 литров воды. Живет баобаб до 4-5 тысяч лет.

Бананы - трава, вырастает в высоту 7-8 м всего за 8 месяцев.

Финиковая пальма – “королева” оазисов и главное дерево в них. Достигает 20-30 м в высоту, начинает плодоносить к 5 годам и дает очень вкусные плоды. Финики называют “хлебом пустыни”: их едят сырыми, жареными, вареными, вялеными.

Большие пространства саванн в Африке занимает слоновая трава, высотой от 3-5 м. Большие пространства саванн в Африке занимает слоновая трава, высотой от 3-5 м. В сухой период, когда погибают от солнца все травы, листья и стебли слоновой травы поедают только слоны – отсюда и ее название.

Нигде в мире нет такого скопления животных, как в африканской саванне. На плоских и открытых равнинах травоядные животные в целях защиты живут группами, которые движутся по равнинам в поисках пищи. Вместе у них гораздо больше глаз, ушей и носов, чтобы почуять опасность. Это зебры, антилопы – гну, слоны (весом до 12 тонн), носороги, гиппопотамы, жирафы (самые высокие животные)

Здесь же обитают и хищники – львы, гепарды, леопарды, гиены. В реках обитают крокодилы, наиболее крупные – нильские – длиной до 5- 6 метров. Очень много пернатых – птица марабу, птица – секретарь, но самая крупная птица страус – его вес более 100 кг.

Материал для “южноамериканцев”:

Южная Америка – самый влажный материк на Земле. Если сопоставить Южную Америку и Африку, то видно, что они были единым материком. Здесь протекает самая полноводная река Амазонка, возвышаются одни из высочайших гор мира – Анды.

Среди первых ученых – исследователей Южной Америки был немецкий географ и путешественник Александр Гумбольдт. Он создал первую карту материка, описал течение рек, изучал и описывал растительный и животный мир материка.

Природа здесь очень интересна. В труднодоступных амазонских лесах растут такие деревья как сейба, разные виды пальм, дынное дерево, какао. Здесь много эндемиков, например, амазонская кувшинка – виктория-регия , её диаметр 2 м и выдерживает на своём листе вес до 72 кг. В лесах много красиво цветущих орхидей.

А еще интересно то, что Южная Америка является родиной таких растений как: помидоры, картофель, кукуруза, табак.

Особенно богат животный мир, которые приспособились к жизни на деревьях: цепкохвостые обезьяны, ленивцы. Даже ящерицы и лягушки живут на деревьях, много змей, в том числе и самая большая змея на Земле – анаконда, весит до 230 кг. У воды обитают тапиры и водосвинка – капибара.

В саваннах живут муравьеды, броненосцы. Богат и мир пернатых: крохотные колибри, попугаи. Много вымирающих видов, таких как малый синий ара – попугай. Их сохранилось всего 10 штук

Материал для “североамериканцев”:

Материк Северная Америка интересен тем, что здесь очень много природных климатических явлений таких как: торнадо, смерчи, наводнения.

Еще в 15 веке никто из европейцев не знал о существовании новых земель Северной и Южной Америки. Христофор Колумб, путешествуя в Индию, сделал крупнейшую ошибку, и величайшее открытие в истории освоения планеты. Увидев острова, он назвал их Восточной Индией. Четырежды переплыв через Атлантический океан, он так и не понял, что открыл новый континент – Америку, названную Новым Светом. Мысль о существовании новых материков высказал мореплаватель Америго Веспуччи, в честь которого и названа Америка.

Растительный мир Северной Америки очень разнообразный, на севере – мхи и лишайники, камнеломка – самое северное растение на Земле – о. Гренландия. В лесах растут дубы, березы, ели, пихты, но самое высокое и стройное хвойное дерево – это секвойя гигантская высота ее 88 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т. Много видов кактусов.

В северных районах материка обитают овцебыки и северный олень карибу. Здесь водятся как хищники: рыси, скунсы, волки – койоты, медведи так и травоядные: олени, лоси, бизоны. Кадьяк – бурый медведь с Аляски, самый крупный хищник на суше. Длина его туловища 3 м, высота до 1,5 м, вес до 700 кг. Сагуаро – самый большой кактус, достигает высоты 24 м.

Антарктида – самый высокий и холодный материк, покрыт ледниковым панцырем толщиной 2-3 км, здесь нет постоянного населения.

Антарктиду открыли позднее всех материков. В 1819 г. русская экспедиция под командой Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева.

Природа Антарктиды неразрывно связана с природой прилегающих океанов. Летом растут мхи и лишайники, микроскопические грибы и водоросли.

Животный мир связан с океаном, который является базой питания для китов, тюленей, рыб. Только в Антарктиде обитают пингвины, подкожный слой жира и тысячи тонких перышек помогают им переносить холод. У них есть ласты, которыми они пользуются, как крыльями, чтобы “летать” в воде, а ноги служат рулем.

Материал для “евразийцев”:

Евразия – величайший материк, на котором мы живем. Он по площади равен Африке и Северной Америке вместе взятым. Протянулся он от Северного Ледовитого океана до экватора, поэтому природа в Евразии самая разнообразная.

В исследовании Евразии велики заслуги русских путешественников Петра Петровича Семенова – Тян-Шанского и Николая Михайловича Пржевальского. Они изучали высокогорные районы Центральной Азии. Все увиденное они описывали в своих трудах, наносили на карту не изученные горы.

На севере Евразии растут тундровые растения: карликовые березка ива, мхи, лишайники, южнее находится тайга- лес с хвойными деревьями. На материке много лесов, степей, пустынь, есть даже экваториальные леса. Люди здесь выращивают чай, рис, мандарины, разные виды орехов.

Здесь растет бамбук – самая высокая трава в мире, достигающая 35 м и самое быстрорастущее растение. Некоторые виды вырастают за сутки на 94 м.

На севере Евразии на островах Северного Ледовитого океана водятся белые медведи – самые крупные животные Арктики. Зимой охотятся они на тюленей, хватают их, когда те подходят близко к поверхности проруби, чтобы подышать. В тайге обитает бурый медведь – хозяин леса. В бамбуковых лесах живет медведь – панда. Из птиц самый красивый павлин.

Редкие и исчезающие животные и растения

1.Американский белый журавль – сохранилось около 100 особей в дикой природе и 26 – в зоопарке.

2. Дикий рыжий волк - сохранилось около 80 особей.

3. Императорский дятел – последний экземпляр видели в Мексике в 1977 году.

4. Темный прибрежный воробей – обитал в болотах Флориды, последний представитель умер в 1987 году

Нажмите, чтобы узнать подробности

Порядок проведения урока на тему

3. Выполните домашнее задание к следующему уроку:

Обратная связь

1. Сканируйте или сфотографируйте свою письменную работу.

3. Для получения дополнительной консультации учителя обратитесь с вопросами через Сетевой город или почту учителя.

4. Срок сдачи письменных работ – ________.

1. Вставьте пропущенные слова

Засушливый, корень, воды, иголки, дождливый, твердая, цветки, питательных веществ, ствол, кипарис, мягкая, баобаб, листья.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования города Братска

КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

hello_html_2771a96e.jpg

Учитель биологии: Гнаткович П.С.

Братск, 2019

Урок биологии в 5 классе в рамках ФГОС

Тема урока: Жизнь на разных материках.

1. Об р азовательная : с формировать у пятиклассников представления и знания об особенностях природы материков Земли; познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов.

2. Развивающая: применить имеющиеся знания учащихся в поисках решения проблемных ситуаций, максимально используя творческие способности детей, развивать мышление школьников, устную речь.

3. Воспитательная: способствовать формированию коммуникативных умений: внимательно слушать учителя, друг друга, высказывать мысли по ходу работы на уроке; умения работать в коллективе, сопереживать другому; воспитать у учащихся бережное отношение к природе.

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы урока: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый, исследовательский, демонстрационный.

Информационно-технологические р есурсы: учебник, рабочая тетрадь , ПК, широкоформатный монитор, проектор, карточки, контурная карта, мультимедийная презентация.

Этапы урока

I . Мотивация

Добрый день, ребята! Нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Но сегодня у нас будет не простой урок, а урок - путешествие. А вы будете не простыми учениками, а настоящими учеными – исследователями.

II . Актуализация субъективного опыта

Итак, для того, чтобы начать урок я предлагаю вам взять карточки, которые лежат у вас на столах. Что на них изображено? Правильно, различные животные. Ваша задача собрать четыре команды, догадавшись, что может объединять этих животных. Для того чтобы вам было удобно, я предлагаю всем встать и выйти к доске. Итак, начинаем собирать команды! Время на выполнения этого задания - 2 минуты.

Обучающиеся объединяются в четыре команды в зависимости от среды обитания животного, изображенного на их карточке. Четыре среды обитания (наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная) – четыре команды. Учитель проверяет правильность выполнения задания, при необходимости корректирует собранные группы.

Ребят, скажите, пожалуйста, по какому принципу вы объединились в команды?

Учитель слушает версии учеников, и вместе с ребятами выбирает правильный ответ.

А какие особенности тех или иных животных помогают им обитать в этих средах.

Вместе с учениками происходит обсуждение особенностей сред обитания и приспособлений живых организмов к этим средам.

Ребята, вы большие молодцы! Правильно собрали четыре команды, но для дальнейшей работы нам необходимо пять команд. Поэтому давайте сейчас возьмем по одному человеку из группы и получим пять команд.

Таким образом, формируются пять рабочих групп.

А теперь присаживайтесь за свои столы, вы новые команды и теперь вам предстоит слаженно работать как целостному организму.

Закончилась зима. Наконец наступила весна! И совсем скоро наступит долгожданное лето. Куда бы вы хотели поехать во время летних каникул?

Ответы учащихся

Природа, которая вас будет окружать, она будет точно такая же, как у нас?

Ответы учащихся

Где мы можем видеть еще необычную природу?

Ответы учащихся.

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Ответы учащихся.

Тему определили. Давайте поставит для себя цель урока. Для чего, зачем на ваш взгляд мы будем изучать эту тему? И как эти знания могут пригодиться нам в повседневной жизни?

Ответы учащихся.

III . Восприятие и осмысление обучающимися нового материала.

Ребята, я вам уже говорил, что у нас не простой урок, сейчас мы совершим увлекательное путешествие по материкам нашей планеты.

Вам предстоит побывать на далеких неизведанных материках, познакомиться с их природой, растительным и животным миром, провести исследования и результаты заполнить в свои отчеты – рабочие листы, которые находятся у вас на партах.

Во главе каждой экспедиции стоят руководители, поэтому сейчас вам необходимо выбрать начальников экспедиций.

Учитель раздает бейджи начальников экспедиций.

А теперь начальники экспедиций должны распределить обязанности в группе. Каждый из вас сейчас будет выполнять свою важную работу. Географические особенности материка будут изучать географы. Руководители, назначайте географов экспедиции.

Учитель раздает бейджи географов.

Сведения об истории открытия материков соберут историки. Руководители, назначайте историков экспедиции.

Учитель раздает бейджи историков.

Изучить растительный мир материка предстоит ботаникам. Руководители, назначайте ботаников экспедиции.

Учитель раздает бейджи ботаников.

Исследование животного мира проведут, конечно же, зоологи, поэтому начальники экспедиций – назначайте зоологов.

Учитель раздает бейджи зоологов.

А вот какая экспедиция, на какой материк отправится, вы сами определите, ответив на загадки.

1. Самый крупный материк на нашей планете? ( Евразия ) Эта команда отправляется в путешествие по самому великому и родному материку – Евразии.

2. Самый жаркий материк? ( Африка ) Эта команда летит исследовать Африку.

4. Самый влажный материк, на котором протекает река Амазонка? ( Ю. Америка) Вы отправляетесь в Южную Америку.

5. Какой материк самый маленький и самый сухой на Земле? (Австралия)

6. Самый холодный материк нашей планеты? (Антарктида) Вашей команде предстоит самая ответственная задача – исследовать сразу два материка – Австралию и Антарктиду.

Но чтобы отправится в путешествие вам необходима…….? Что? Правильно, карта.

Учитель раздает карты материков (фрагменты общей карты мира, которую в конце путешествие предстоит собрать).

Ребята, вы должны заполнить эту карту, приклеив на нее необходимые изображения обитающих на материке животных и растений, которые находятся у вас в конвертах.

Руководители, вам необходимо следить за тем, чтобы участники команды правильно проводили наблюдения и исследования, и правильно заполняли свои карточки. В конце нашего путешествия начальники экспедиции, должны вклеить заполненные карточки в общий отчет исследования, с которым будут публично знакомить всех.

Итак, ребята, теперь вы полноценная команда ученых. Вы готовы к путешествию? Тогда в добрый путь!

Каждый заполняет свою карточку. Для проведения исследования вы можете воспользоваться учебником на странице…и дополнительной информацией, которая лежит у вас на столах. В конце изучения материка, капитан представляет отчет группы и показывает свою карту.

Время выполнения работы – 10 минут.

После заполнения всех карточек и оформления общего отчета, каждый руководитель группы, выходит к доске и предоставляет результаты собранных данных, знакомит весь класс с географическими особенностями, историей освоения материка, его растительным и животным миром. К доске с помощью магнитов прикрепляет фрагмент карты. В итоге получается общая карта растительного и животного мира.

IV . Первичная проверка понимания

Мы с вами совершили увлекательное путешествие. Я надеюсь, вам понравилось. Вы создали такую замечательную карту растений и животных мира. А теперь посмотрите на нее и объясните, почему так разнообразны растения и животные Евразии, Африки, Южной Америки и так беден живой мир Антарктиды? Версии учеников.

Таким образом, от чего зависит распространение и разнообразие жизни на нашей планете? Версии учеников.

Конечно , главная причина – это условия климата (климатические условия) и форма рельефа (горы и равнины).

V . Первичное закрепление

А теперь ребята, давайте поработаем самостоятельно.

Учитель раздает специально подготовленные таблицы каждому ученику, которые они заполняют.

Самый большой жук на нашей планете. Дровосек – титан.

Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Кенгуру.

Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит сильно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс.

Это необыкновенное растение имеет удивительные листья, на которых спокойно может сидеть 6-летний ребенок. Виктория регия.

Эта птица утратила способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин.

Эта бабочка самая большая на планете, размах ее крыльев достигает 30 см. Совка агриппина.

После самостоятельного заполнения таблицы учитель проверяет, проходит обсуждение, выявляет ошибки.

IV . Анализ.

Учитель анализирует работу учеников, обращает внимание на ошибки.

V II . Рефлексия .

Сегодня каждый из вас совершил удивительное путешествие и успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:


Цель: формирование у пятиклассников представлений об особенностях природы материков Земли, умения объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни. Познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов.

Содержимое разработки

Урок в 5 классе по теме

Цель урока: создать условия для расширения представлений учащихся о многообразии животного и растительного мира различных материков нашей планеты.

Задачи урока:

Образовательные:

Начать формирование у пятиклассников представлений об особенностях природы материков Земли, умения объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни. Познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов. Начать формирование умения работать с географическими картами и другими дополнительными источниками информации.

Развивающие:

Воспитательные:

формировать навыки работы в коллективе (в группах, в парах), любви к природе, интереса к предмету через развитие творческой активности учащихся, воспитывать культуру учебного труда: навыки аккуратного ведения записей в тетради, оформления таблицы. Содействовать формированию познаваемости мира и природы, воспитание бережного отношения ко всему живому, исходя из знаний об уникальности каждого вида на Земле, воспитание культуры труда, навыков общения и взаимоуважения.

Планируемый результат:

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Эстетическое отношение к живым объектам.

Метапредметные:

Знать особенности растительного и животного мира разных материков.

Работать с текстом и рисунками учебника.

Логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.

Выделение особенностей растительного и животного мира.

Определение принадлежности объектов к определённой группе.

Овладение методами биологической науки.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор мультимедиа, ИД Promethean, глобус, презентация.

Раздаточный материал: карточки с алгоритмом работы ученика.

Этапы урока

Постановка учебных задач

Открытие нового знания

Первичное закрепление новых знаний

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Организация деятельности учащихся на уроке:

самостоятельно выходят на проблему и решают её;

самостоятельно определяют тему, цели урока;

составляют план работы под руководством учителя;

работают с текстом учебника;

работают с технологической картой при выполнении заданий;

отвечают на вопросы;

работают самостоятельно с физической картой и картой животного мира;

оценивают себя и друг друга;

Организационный момент:

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

А девизом нашего урока будут такие слова: (Слайд 1)

И открытия нас ждут обязательно!

Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения!

II. Актуализация знаний

Ребята, что вы видите на экране? Ответы учащихся: Земной шар, нашу планету.

- Правильно, это наша планета- вид из космоса. Скажите, что изображено на ней синим цветом? А коричнево-зеленым? Ответы учащихся: синим- океаны, а коричневым и зеленым - суша, материки. -Молодцы! Давайте мы с вами вспомним, что же такое материк? Материк – это крупный участок суши, окруженный морями и океанами.

а) Сколько материков на Земле? Назовите их. Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. (Слайд 3)
б) Самый большой материк? Евразия. В Евразии расположено самое глубокое озеро — это. Байкал. 1639 м.
в) Самый маленький и сухой материк? Австралия.
г) Самый жаркий материк? Африка. В Африке самая длинная река нашей планеты – это. Нил.
д) Самый влажный материк? Южная Америка. В Южной Америке самая полноводная река планеты — это. Амазонка.
е) Самый холодный материк? Антарктида. -89,2°С.

ж) Какой материк мы еще не назвали? Северная Америка.

III. Постановка учебных задач:(создание проблемной ситуации)

- Земля - уникальная планета. А в чем ее уникальность? В настоящее время только на ней обнаружена жизнь.

-Скажите, а что способствует существованию жизни на нашей планете? Как вы думаете, растения и животные, обитающие на разных материках, одинаковы или нет? А вы знаете, где выращивают рис или где обитает панда? Как называется наш материк? Отличается наш растительный и животный мир от других материков?

Демонстрация животных: кенгуру, жираф, пингвин. (Приложение1), Слайд 4

Назовите этих животных. Где они обитают? (Ответы детей) Правильно! На таких разных материках и на самом жарком, и на самом маленьком и даже на самом холодном материке живут живые организмы. Посмотрите на следующий слайд живые существа заселили разные материки нашей планеты. (Слайд 5)

IV. Открытие нового знания

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие по материкам, где живут живые существа. У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Изучать материал будем по принципу: выучу сам, научу других. Откройте учебники на с. 109-111. Рассмотрите страницы. Давайте составим план работы.

1. Наиболее интересный представитель растительного мира материка.
2. Особенности его строения и жизнедеятельности.
3. Наиболее интересный представитель животного мира материка.
4. Особенности его строения и жизнедеятельности.

По учебнику и информационным карточкам изучаем материал, затем обучаем весь класс. Класс делится на группы, и каждая группа получает задание. (Слайд 7) Руководители групп поставьте в свои маршрутные листы оценки за первые 2 задания: постановка цели и задач урока.

Цель: изучить особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая.

Наиболее интересный представитель растительного мира Евразии на примере Китая.

Особенности его строения и жизнедеятельности.

Наиболее интересный представитель животного мира Евразии на примере Китая.

Особенности его строения и жизнедеятельности.

Цель: изучить особенности растительного и животного мира Африки.

Наиболее интересный представитель растительного мира Африки.

Особенности его строения и жизнедеятельности.

Наиболее интересный представитель животного мира Африки.

Особенности его строения и жизнедеятельности.

Цель: изучить особенности растительного и животного мира Северной Америки.

Наиболее интересный представитель растительного мира Северной Америки

Особенности его строения и жизнедеятельности.

Наиболее интересный представитель животного мира Северной Америки

Особенности его строения и жизнедеятельности.

Цель: изучить особенности растительного и животного мира Южной Америки.

Наиболее интересный представитель растительного мира Южной Америки

Особенности его строения и жизнедеятельности.

Наиболее интересный представитель животного мира Южной Америки

Особенности его строения и жизнедеятельности.

Цель: изучить особенности растительного и животного мира Австралии.

Наиболее интересный представитель растительного мира Австралии

Особенности его строения и жизнедеятельности.

Наиболее интересный представитель животного мира Австралии.

Особенности его строения и жизнедеятельности.

Цель: изучить особенности растительного и животного мира Антарктиды.

Наиболее интересный представитель растительного мира Антарктиды.

Особенности его строения и жизнедеятельности.

Наиболее интересный представитель животного мира.

Особенности его строения и жизнедеятельности

Учащиеся знакомятся с материалом, касающимся наиболее интересных представителей растительного и животного мира. Назначают руководителей групп. Читают и в тексте выделяют организмы, живущие на материке и их особенности. Каждая группа активно работает, обсуждая ответы на вопросы. Заполняют соответствующую строку в таблице Выступают руководители групп. Ученик рассказывает материал, заполняет строку в таблице. Учащиеся слушают и заполняют таблицу (Слайд 8)

Представитель растительного мира

Особенности его строения и жизнедеятельности

Представитель животного мира

Особенности его строения и жизнедеятельности

Учитель дополняет, (сопровождает рассказ учащихся показом слайдов 9–20), показывает фото объектов, о которых идет речь. Сравнение по эталону- шторка (Слайд 21)

Хорошо! Прекрасно справились и с этим заданием. Живой мир очень разнообразен, а какие еще живые организмы населяют эти материки? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся с вами к учебнику.

V. Первичное закрепление. Работа по физической карте полушарий на стр. 112-113 и карте животного мира.

Задание: внимательно рассмотрите растительный и животный мир на разных материках и ответьте на следующие вопросы: (Слайд 22)

– Молодцы! Ребята, вы заметили, что для каждого материка свойственны свои особые природные сообщества и особые местные виды, которые не встречаются в фауне и флоре других материков. Местные виды по-биологически называются эндемики. Запишите в свои тетради: новый термин эндемик -местный вид не встречается в фауне и флоре других материков.

VI. Самостоятельная работа.

Наш урок подходит к завершению, и мы подводим итоги. Мы узнали о некоторых животных и растениях, обитающих на разных материках. Конечно, живой мир очень разнообразен, еще больше узнаете в старших классах. А сейчас, хочется убедиться, что изученное вами запомнилось.

Запишите в свои тетради названия растений и животных, с которыми вы встретились сегодня в ходе урока (рис, большая панда, баобаб, жираф, секвойя, полосатый скунс, Виктория регия, совка атропина, жук дровосек-титан, эвкалипт, кенгуру, мхи и лишайники, пингвин). Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку. Посмотрите на слайд никого не забыли. Проверка по эталону на ИД. Не забываем ставить в маршрутный лист оценки за каждый вид работы.

VII. Включение нового знания в систему знаний.

1. Зачитываются особенности растений и животных разных континентов. Вам нужно узнать, о ком идет речь? (Слайд 24)

Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Коала.

Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс.

Это необыкновенное растение имеет удивительные листья, на которых спокойно может сидеть 6-летний ребенок. Виктория регия.

Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин.

Рис
Кенгуру
Скунс
Баобаб
Виктория регия
Пингвин

Австралия
Антарктида
Южная Америка
Евразия
Африка
Северная Америка

Работа в парах. Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку.

VIII. Рефлексия (Слайд 27)

1.Что мы сегодня изучали на уроке?
2. Закончите предложение.

Сегодня я узнал, что ________________________________________________

У вас на столах жетоны 3-х цветов. Выберите утверждение, соответствующее вашему состоянию на уроке (Слайд 28):

На уроке было интересно, узнал много нового;

На уроке было не очень интересно, много думал о своем;

На уроке было скучно, нового ничего не узнал.

IХ. Домашнее задание

Изучить параграф 22, составить ребусы с названиями животных и растений. (Слайд 29)

Дополнительная литература:

Большой атлас животных.

От леопарда до журавля. М.: Оникс. 2000.

Х. Оценивание

Если останется время: назовите тему сегодняшнего урока. Молодцы! А цель и задачи урока? Отлично! Как вы считаете, добились ли мы поставленной цели? Все ли задачи решили? Листы самооценки вместе с конвертами сдайте мне.


-75%

Читайте также: