Анализ умк занкова начальная школа

Обновлено: 04.07.2024

В своих зрелых педагогических работах Л.В.Занков высказал мысль о личностно-ориентированном обучении, суть которого сводилась к тому, что обучение направлено не на весь класс, а на каждого ребенка в отдельности. Эта же мысль нашла свое отражение в его программе развивающего обучения. Педагоги отмечают высокую степень трудности программы Леонида Владимировича Занкова и в то же время ее бережное отношение к внутреннему миру ученика. Сам педагог выделял такую цель своей обучающей системы: достижение наиболее приемлемого уровня развития нравственных качеств, мышления, чувств, воли у каждого обучающегося. Основные принципы:

  • обучение на максимально высоком уровне трудности. При этом необходимо соблюдение меры трудности. Ребенок должен действовать согласно особенностям развития его головного мозга. Предельно трудные задания позволяют установить максимально допустимую границу для школьника и, если необходимо, снизить ее;
  • быстрый темп прохождения материала помогает быстрее изучать новое, открывать новые грани;
  • ведущая роль теории. В ходе обучения школьники наблюдают над материалом, а учитель лишь направляет их;
  • систематическая работа учителя над общим уровнем развития всех учащихся, независимо от уровня из способностей. Занков говорил о том, что школьники с разными возможностями должны учиться вместе, и в это высокая гуманность системы;
  • осознание процесса учения помогает более правильно понять взаимодействие человека с окружающим его миром.

Особенности системы

Авторы системы

Система Занкова Леонида Владимировича

Система Занкова Леонида Владимировича

Зарождаться мысли о создании системы развивающего обучения начали еще в самом начале педагогической деятельности Л.В.Занкова, когда он работал учителем в сельской школе. Всю свою сознательную жизнь он отдал работе с детьми. Специалист в области педагогической психологии, запоминания, дефектологии, памяти, он проводил исследования развития детей, выяснял условия для их наиболее результативного обучения. Свою систему он разработал в шестидесятых годах прошлого столетия совместно с сотрудниками своей лаборатории. Основами его теории стали труды Л.С.Выготского, провозглашающие обучение как начало развития. Пока Леонид Владимирович был жив, его лаборатория функционировала и эксперимент продолжался, но после смерти академика в 1977 году наступило затишье. Лишь в 1993 году Министерством образования России был организован научно-методический центр имени Занкова, сотрудниками которого стали последователи и ученики академика. К 1996 году созданная ими система обучения была названа одной из государственных.

Опыт применения системы в России

Как мы видим, над образовательной системой Занкова работали лучшие педагоги и методисты. По ее принципам построена система обучения по новым образовательным стандартам. По типу большинство уроков являются комбинированными, но практически на каждом присутствует что-то новое. Итог урока не обязательно подводится, иногда ученик может уйти домой с пониманием того, что на следующем уроке нужно будет снова обсудить этот материал. На каждом уроке создается проблемная ситуация, в основании которой должно лежать некое противоречие. Так вот поиск решения проблемы – это открытие нового знания. Как утверждают современные педагоги, Занковская система должны быть интересна учителю и ученику, но работать по ней учитель должен начинать только после тщательного изучения.

Перечислим достоинства и недостатки системы. Начнем с достоинств:

  • развивает способность ребенка к творчеству;
  • учит мыслить логически, искать нестандартные решения.
  • обучение происходит в форме диалога, ребенку дается направление рассуждений;
  • каждый школьник является отдельной личностью, упор делается на сотрудничество между учителем и учеником;

Наряду с достоинствами выделяются следующие недостатки:

  • высокий темп обучения и достаточно большой уровень трудности, что подходит далеко не каждому ребенку;
  • к педагогу предъявляются максимально высокие требования;
  • необходимо, чтобы ребенок был готов к школе;
  • педагоги отмечают довольно бедную теоретическую часть.

Отзывы учителей и родителей

Отличия от системы Эльконина и Давыдова

В системах Занкова и Эльконина-Давыдова есть общее и отличия. Покажем их в виде таблицы.

  • Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Ребенок должен действовать согласно особенностям развития его головного мозга. Предельно трудные задания позволяют установить максимально допустимую границу для школьника и, если необходимо, снизить ее;
  • быстрый темп прохождения материала помогает быстрее изучать новое, открывать новые грани;
  • ведущая роль теоретических знаний. В процессе обучения школьники наблюдают над материалом, а учитель лишь направляет их;
  • систематическая работа учителя над общим уровнем развития всех учащихся, независимо от уровня из способностей. Занков говорил о том, что школьники с разными возможностями должны учиться вместе, и в это высокая гуманность системы;
  • осознание процесса учения помогает более правильно понять взаимодействие человека с окружающим его миром.

Что происходит сегодня с системой Занкова?

До 2014 году примерно 40% от общего числа школьников обучались по системе Л.В.Занкова. Затем учебники его программы были исключены из Федерального списка, так как они не соответствовали ФГОС. Тем не менее, многие школы обучаются по этой программе по собственной инициативе. Если ваш малыш любознателен, активен, сообразителен, стремится поскорее пойти в школу, то смело выбирайте программу развивающего обучения Занкова. Вы точно не пожалеете!

1 комментарий

Образование как социальное явление полностью зависит от общества в тот или иной исторический период. Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности обучаемых, что абсолютно совпадает с целью обучения, сформулированной Л.В.Занковым: достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья. Система развивающего обучения Занкова – это целостная система, направленная на развитие личности. Основана она на своих дидактических принципах:

  1. обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
  2. ведущая роль теоретических знаний;
  3. осознание процесса учения;
  4. быстрый темп изучения материала;
  5. работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого.

Разработана методика обучения, сформирован учебно-методический комплект. Всё это является условиями достижения планируемых результатов: личностных, предметных и метапредметных. Разработаны программы по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству, музыке и др. в полном соответствии ФГОС. Содержание нацелено на создание условий для личностного развития ребёнка, для развития умения учиться, для усвоения предметных умений. Содержание образования на начальной ступени обучения реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие (интегрированное содержание), деятельностного подхода, индивидуализации обучения.

Особенность учебно-методического комплекта по программе развивающего обучения Занкова – освоение основного, базового содержания осуществляется системно, в три этапа:

  1. пропедевтическое изучение будущего программного материала, связанного с актуальным содержанием для данного года обучения;
  2. его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом;
  3. включение этого материала в новые связи при изучении новой темы.

К учебникам подготовлены хрестоматии. Система работы раскрывается в методических пособиях для учителя. Работа по данному курсу обеспечивается следующими пособиями учебно-методического комплекта:
1) Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебники для 1 – 4 класса.
2 Хрестоматия по литературному чтению. 1 – 4 класс/Автор-составитель В.Ю. Свиридова.

Курс математики, являясь частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. В нем отражена идея деятельностного подхода, предусмотрена работа по формированию универсальных учебных умений, таких, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выдвигать гипотезы и проверять их истинность, выявлять закономерности и т.д. Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС 2009 г. и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:

  • научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
  • создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
  • приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.Решению названных задач способствует особое структурирование определенного в программе материала. Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.

Важнейшей особенностью структуры учебника является ориентация на самостоятельное добывание знаний самими учащимися. Следующей важной особенностью учебника является преобладание заданий, требующих использования словесно-образного и словесно-логического уровней мышления, над заданиями, требующими наглядно-действенного и наглядно-образного уровней, хотя последние также активно используются в случаях, когда этого требует специфика изучаемого вопроса или особенности учеников, с которыми работает учитель. В УМК по курсу математика, кроме учебника, входят также 4 рабочие тетради (авторы Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, под редакцией И.И. Аргинской), основная функция которых – способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков, заложенных в учебнике, и продвижению детей в развитии.

Одним из направлений ФГОС является внеурочная деятельность, которая в системе Занкова представлена по направлениям с разработанным учебно-методическим комплектом.

Проанализировав весь УМК убеждаешься, что за период обучения в начальной школе ученики, обучающиеся по системе Л.В.Занкова, приобретут первичные навыки работы с информацией. У них будет возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения на основе полученной информации, принимать её или подвергать сомнению, перепроверке. Все предлагаемые в УМК задания многогранны, они позволяют работать и на формирование предметных навыков и универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями Стандарта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Филиал Областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ Л.В.ЗАНКОВА (1 КЛАСС)

Преподавание в начальных классах

Квалификация: учитель начальных классов

Студентка группы 3ш

Данкова Екатерина Сергеевна

Шпидонова Мария Владимировна

В центре образовательного процесса всегда находятся преподаватель и школьник, которые используют в качестве средства обучения учебную книгу.

Зачастую такая подготовка значимее хорошего знания преподаваемой учебной дисциплины. Поскольку преподаватели могут быть разными, то в передаче учебной информации между преподавателем и учебником нет принципиального, существенного различия. Учебник к тому же выполняет организующую роль в проведении самостоятельной работы и расширяет возможности преподавателя.

РУССКИЙ ЯЗЫК

НАЗВАНИЕ УМК - ШКОЛА РОССИИ

Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова.

Учебник является основой учебного процесса, ибо он выполняет в процессе обучения следующие функции: воспитательную, познавательную, функцию развития интеллекта, умственных способностей, речи. Эти три функции неразделимы, как неразделимы воспитание интереса и любви к родному языку, его познание и усвоение умственных операций. Хорошо организованная систематическая работа по учебнику во многом определяет успех обучения — и теоретического, и практического.

Учебник соответствует традициям построения большинства российских учебников.
Учебник используется на уроке на разных этапах: и на этапе изучения нового материала, и при его закреплении, и на этапе обобщения, на контрольно-оценочном этапе (и при повторении, и для справок как по изучению языковой теории, так и по правописанию).

НАЗВАНИЕ УМК - СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Авторы : Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

Целью программы по русскому языку является воспитание грамотных носителей языка. Основная задача — развитие речи школьников в ходе освоения системы русского языка. Курс построен на коммуникативной основе.

НАЗВАНИЕ УМК - СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Авторы : Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

Учебник состоит из 2 частей. Первая часть учебника содержит разделы: Зачем людям математика. Сравнение предметов. Как люди учились считать и записывать числа. Числа и цифры. Число и цифра 1. Число и цифра 4. Число и цифра 6. Равенство. Число и цифра 9. Неравенство. Число и цифра 5. Число и цифра 3. Прямая. Число и цифра 2. Число и цифра 7. Число и цифра 8. Луч. Отрезок. Ломаная. Натуральный ряд чисел и число 0. История счёта. Сложение и вычитание.

Вторая часть учебника содержит разделы: Таблица сложения. Как люди измеряли и измеряют длину. Сантиметр. Составляем и решаем задачи. Почему в математике используют буквы латинского алфавита. Математический калейдоскоп. Углы и многоугольники. Однозначные и двузначные числа. Математический калейдоскоп. Сложение с переходом через десяток. Вычитание с переходом через десяток. Математический калейдоскоп.

Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а также нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. (обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности). Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.

Особое внимание уделено заданиям на формирование универсальных учебных действий, развитие абстрактного, логического и алгоритмического мышления, умение делать выводы и обобщения. Учащимся также предлагаются интересные задачи на моделирование и математические игры с геометрическими фигурами.

В рабочих тетрадях представлены разнообразные по содержанию, способам выполнения и уровню сложности задания, которые позволяют обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, разнообразить формы работы, повысить интерес к изучению математики.

В учебнике имеются логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.

- обучение математике на основе ознакомления учащихся с научной картиной мира, закономерностями его устройства и функционирования, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности путей развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывая пути решения задачи.

Задачи: :
- овладение умениями сравнивать, моделировать, группировать, исследовать, характеризовать числа и величины;
- овладение способами работы с алгоритмами, приобретению опыта рассуждения, решению комбинаторных задач;
- формирование первоначальных представлений об основных свойствах геометрических фигур;
- развитие образного и логического мышления, пространного воображения через практическую работу с моделями окружающего мира;
- развитие математической речи, волевых и эмоционально - нравственных качеств личности.
- воспитание интереса к математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления.

НАЗВАНИЕ УМК - ШКОЛА РОССИИ

Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова.

Учебник состоит из 2 частей. Первая часть учебника содержит разделы: Подготовка к изучению чисел, Числа от 1 до 10, Нумерация, Сложение и вычитание. Вторая часть учебника содержит разделы: Числа от 1 до 10, Сложение и вычитание (продолжение), Числа от 11 до 20.

Он включает в себя теоретический материал (определения некоторых понятий, свойства, правила и т. д.), который располагается в определенной системе и является логическим стержнем всего курса. С ним связываются вопросы практического характера. Кроме того, учебник включает и систему упражнений, с помощью которых учащиеся должны усвоить как теоретические знания, так и приобрести умения и навыки, определяемые программой. Таким образом, учебник является одновременно и сборником упражнений.

Материал учебника раскрывается по темам, которые определены программой. Темы разделены на небольшие, логически законченные части, каждая из которых предназначается для изучения на одном уроке.

В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать у младших школьников систему математических знаний, необходимых для продолжения изучения математики, представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий, пространственного воображения и математической речи учащихся.

Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.

Материал учебника позволяет реализовать системно-деятельностный подход, организовать дифференцированное обучение и обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования.

Используются различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, лабиринты и т.д.

Основными целями начального обучения математике являются:

-Математическое развитие младших школьников.

-Формирование системы начальных математических знаний.

-Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

При выборе начальной школы родителям стоит учитывать не только её близость, рейтинг, отзывы знакомых, но и то, по какой системе будет учиться первоклассник. Систем обучения для младших школьников много. Расскажем про одну из самых противоречивых — программу Л. В. Занкова.

1. Кто такой Л. В. Занков?


Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошёл путь от учителя в сельской школе до руководителя лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Большое влияние на его взгляды и разработанную позднее дидактическую систему оказал Лев Выготский. Несмотря на разницу в возрасте всего в пять лет, Выготский стал научным руководителем Занкова, и они работали вместе до самой смерти Выготского в 1934 году.

Оба занимались исследованиями в области дефектологии и во многом заложили её основы. Их интерес сходился в области изучения возможностей обучения детей, в том числе с особенностями развития.

Лев Выготский считал, что обучение занимает в развитии ребёнка ведущую роль. Занков стал первым, кто экспериментально доказал правоту своего учителя и друга — его исследование показало, что метод обучения влияет не только на количество полученных знаний, но и на психологию ученика.

С 1957 года в течение 20 лет Занков и сотрудники его лаборатории изучали, как построение учёбы влияет на общее развитие младших школьников. Первые три года методика применялась в единственном классе в школе № 172 в Москве, но в итоге в эксперименте поучаствовали более тысячи классов из сёл и городов, многие учителя сами интересовались исследованиями Занкова.

2. В чем суть его системы?


По итогам многолетнего эксперимента определились основные принципы, на которых строится система Занкова. Её цель — достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника. Наверное, главная её особенность — высокий уровень трудности обучения вместе с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка.

Среди других особенностей: много теории, осознание процесса учёбы и быстрый темп. На практике ученики делают задания, в которых сочетается сразу несколько задач (например, логика и математика). Много дискуссий, экспериментов.

Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными

3. Как она применялась в России?


Казалось бы, кто не захочет внедрить такую прекрасную систему, где ученик расценивается как самостоятельная личность, разносторонне развивается и периодически занимается в парке?

Но после смерти Занкова эксперимент свернули, а лабораторию расформировали. После распада СССР вновь заговорили о системе Занкова, в 1993 году появился Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. Через три года программу признали одной из государственных развивающих образовательных систем вместе с программой Эльконина-Давыдова.


4. В чём плюсы системы Занкова?


Среди несомненных плюсов многие родители называют общую высокую успеваемость детей, которые учатся по программе Занкова. Если судить по отзывам, то после 4 класса они знают гораздо больше тех, кто учился по стандартным программам, легко осваивают материал 5-6 классов. Такие школьники более самостоятельные, творчески мыслят, часто сохраняют высокую успеваемость до конца школы и поступают в хорошие вузы.

Конечно, во многом это становится заслугой преподавателя, который создаёт дружескую и свободную атмосферу в классе, где всегда есть место для дискуссии.

Весь первый год школьникам не ставят оценки, чтобы не сбить их индивидуальный курс развития, не смутить и не занизить мнение о самих себе

5. Так, а за что её критикуют?


Высокие требования к преподавателям, которые учат детей по программе Занкова, могут стать и серьёзным минусом. Если формально следовать учебникам, система не принесёт ожидаемых результатов. Инициативность, уважительное отношение к детям, готовность смотреть на обучение под особым углом и психологическая подкованность — без таких качеств учителя невозможно преподавание по программе Занкова.

Большинство родителей жалуются на огромный объём домашних заданий и проектов, которые в первые годы выполняются всей семьёй. Многие задачи, особенно по математике, где в системе Занкова соседствует сразу алгебра и геометрия, кажутся необычными и сильно не похожи на то, что предлагают учебники стандартных программ.

При этом повторению материала отведено минимум места, потому что Леонид Занков был уверен, что однообразные задания быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому дети, которые часто болеют, могут легко отстать от класса, пропустив всего неделю.

6. Что происходит с системой Занкова сегодня?


По статистике научно-методического центра имени Л. В. Занкова, к 2014 году количество классов, где занимаются по программе Занкова, в регионах составляло от 15 до 40% от общего числа, а в Москве — около 30%.

Соответствующим ФГОС было признано только пособие по изобразительному искусству. Учителя-занковцы подавали петицию для пересмотра, но пока министерство не реагирует на их обращения. В некоторых школах учителя по своей инициативе продолжают учить детей по программе Занкова. Но их мало, потому что школы предпочитают не рисковать и останавливаются на рекомендованных программах.

7. Так стоит ли на неё соглашаться?


Как мы уже упоминали, основной залог успеха системы Занкова — в учителе. Если все ваши знакомые наперебой хвалят преподавателя начальных классов, а он поклонник Занкова, то определённо стоит записаться к нему. Если всеми любимый учитель преподаёт по любой другой программе, то выбор, скорее всего, будет в его пользу.

Но вдруг вам повезло настолько, что все учителя младших классов в вашей школе хороши как на подбор, а работают по разным системам. Что делать в таком случае?

Лучше всего трезво оценить возможности ребёнка (и свои). Если ваш ребёнок всё делает в замедленном темпе, а вы работаете полный день и не планируете посвящать вечера урокам, то стоит выбрать одну из стандартных программ или даже Эльконина-Давыдова, которая не предполагает большого объёма домашней работы.

Если ваш ребёнок рвётся в школу, любознателен, быстро соображает, а вы не против порешать лишний раз задачки по математике или по-другому взглянуть на процесс обучения, то почему бы не выбрать Занкова. Никогда не знаешь, когда рекомендации министерства образования снова изменятся.

Читайте также: