План урока закон кулона решение задач

Обновлено: 04.07.2024

Класс: 10

Цель урока: совершенствование знаний, умений и навыков, формирование познавательных умений.

Задачи урока:

· Развивающая: формирование навыков самостоятельной деятельности, развитие математического и физического кругозора.

· Воспитательная: привитие интереса к физике и математике, формирование положительного мотива учения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок совершенствования умений и навыков.

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: практические методы, упражнения, практические работы.

Оборудование, наглядные пособия: таблица с формулами, интерактивная доска, сборник задач.

План:

1. Повторение материала предыдущих занятий.

2. Фронтальный опрос по предыдущей теме.

3. Решение задач учащихся у доски и самостоятельно в тетради.

4. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка домашнего задания.

Целеполагание: тема, задачи урока.

II. Фронтальный опрос по предыдущей теме.

· Что такое электрический заряд?

· Какие ученые открыли экспериментально элементарный заряд?

· Как обозначается и чему равен элементарный заряд?

· Какое свойство присуще электрическому заряду?

· Сформулируйте закон Кулона

· В каких единицах измеряется электрический заряд?

III. Решение задач учащихся у доски и самостоятельно в тетради.

1) С какой силой взаимодействуют два заряда по 10нКл находящиеся на расстоянии 3 см друг от друга?

2) На каком расстоянии друг от друга заряды 1мкКл и 10 нКл взаимодействуют с силой 9мН?

3) Во сколько раз надо изменить расстояние между зарядами при увеличении одного из них в 4 раза, чтобы сила взаимодействия осталась прежней?

4) В некоторой точке поля на заряд 2нКл действует сила 0,4 мкН. Найти напряженность поля в этой точке.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков, закрепления и обобщения пройденного материала, учета и контроля знаний.

Метод и организационная форма: репродуктивный, фронтальный и индивидуальный опрос, решение задач.

Проблемные вопросы:

1. Как вычисляется сила взаимодействия двух точечных зарядов?
2. Как наличие среды влияет на эту силу?
3. Как принцип суперпозиции сил применяется для решения задач, если взаимодействуют 3 и более зарядов?
4. Как закон сохранения зарядов позволяет найти новые заряды тел после их соприкосновения?
5. Анализ полученных результатов в ходе урока. Самооценка.

Оборудование:

1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Раздаточные фишки для регистрации количества полученных за ответы баллов.
4. Дидактические материалы 10 класс А.Е.Марон, Е.А. Марон.

Организационный момент (10-15 минут)

  • Какие типы взаимодействий существуют в природе?
  • Что изучает электростатика?
  • Что такое электрического заряд?
  • Как можно получить заряженное тело?
  • Какие заряды перемещаются при электризации?
  • Какой заряд считается элементарным?
  • Может ли существовать электрич. заряд в 3,5 раза больше заряда электрона?
  • Сформулируйте закон сохранения заряда.
  • Сформулируйте закон Кулона.
  • Каков физический смысл коэффициента в законе Кулона?
  • Какой заряд можно считать точечным?
  • Какие силы называются центральными?
  • Что принято за единицу измерения заряда?
  • Что называют диэлектрической проницаемостью среды?
  • В чем заключается принцип суперпозиции сил?

Мы с вами перечислили основные термины, понятия и законы, характеризующие электростатику, и некоторые из вас уже получили оценки. Пока я буду проверять тесты, посмотрите презентацию об истории открытия закона Кулона, вам предстоит ее оценить.
И так, Ньютон открыл закон Всемирного тяготения:

А Кулон – закон взаимодействия зарядов:

Эти законы поражают своим внешним сходством, давайте разберемся с природами этих сил. Для этого вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

1. Какая природа у сил всемирного тяготения? (Гравитационная).
2. Приведите примеры гравитационных сил, с которыми мы сталкиваемся на Земле? (Сила тяжести).
3. Какая природа у кулоновских сил? (Электромагнитная).
4. Приведите примеры сил, имеющих такую же природу? (N,T, P, Fупр, Fтр, FАpx).
5. Почему же в реальной жизни мы не замечаем, чтобы окружающие нас тела притягивались друг к другу под действием гравитационных сил, в то время как с проявлением электромагнитных сил сталкиваемся на каждом шагу? (Все дело в разной интенсивности этих сил, которую отражают постоянные, входящие в эти законы).
6. Какие силы самые сильные в природе? (Ядерные)
Если интенсивность ядерных сил взять за 1, то

Итак, эти законы удивительны не только своим внешним сходством,

но и тем, что отражают единство закономерностей в окружающем нас мире.

Вы немного отдохнули, давайте теперь постараемся применить наши знания для решения следующих задач. Чертежи делать четко, приводить подробное решение, так как все ваши записи вам пригодятся для решения сегодняшней самостоятельной работы, которая будет у вас на следующем уроке. Если вы решаете задачи раньше тех, кто это делает у доски, то тоже получаете баллы.

1. В трех вершинах квадрата со стороной 10 см находятся одинаковые точечные положительные заряды, равные по 3 . 10 –8 Кл. С какой силой будут действовать эти заряды на положительный точечный заряд 2 . 10 –8 Кл, расположенный в четвертой вершине квадрата?

2. На каком расстоянии от шарика А, погруженного в керосин, должна быть расположена стальная пылинка В объемом 9мм 3 , чтобы она находилась в равновесии? Заряд шарика равен 7 нКл, а заряд пылинки равен – 2,1 нКл.

3. Два одинаковых маленьких заряженных шарика, подвешенных на нитях одинаковой длины, опускают в керосин. Какова должна быть плотность материала шариков, чтобы угол расхождения нитей в воздухе и керосине был один и тот же?

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что нового научились делать?
  • Что вызвало трудности?
  • Самооценка.

А теперь до конца урока самостоятельная работа, в которой я предлагаю вам решить по две задачи, используя ваши конспекты и те знания, которые вы приобрели (Дидактические материалы. А.Е.Марон, Е.А. Марон. Физика 10 класс, СР-26).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Два оди­на­ко­вых ша­ри­ка об­ла­да­ют за­ря­да­ми 8 нКл и -4 нКл. Ша­ри­ки при­во­дят в со­при­кос­но­ве­ние и раз­во­дят на преж­ние места. Как из­ме­ни­лась сила вза­и­мо­дей­ствия этих за­ря­дов (за­ря­жен­ных ша­ри­ков)?

Дано:;

Найти: , – ку­ло­нов­ская после вза­и­мо­дей­ствия ша­ри­ков; – ку­ло­нов­ская сила, ко­то­рая была до со­при­кос­но­ве­ния ша­ри­ков.

Пе­ре­во­дим дан­ные в си­сте­му СИ:



Си­сте­ма из двух ша­ри­ков за­мкну­тая, сле­до­ва­тель­но, сумма за­ря­дов, вхо­дя­щих в эту си­сте­му, оста­ёт­ся ве­ли­чи­ной по­сто­ян­ной (закон со­хра­не­ния элек­три­че­ско­го за­ря­да):



Так как ша­ри­ки оди­на­ко­вые, то при со­при­кос­но­ве­нии заряд пе­ре­рас­пре­де­лит­ся и за­ря­ды ша­ри­ков будут оди­на­ко­вы­ми ():



За­пи­шем ку­ло­нов­скую силу до вза­и­мо­дей­ствия за­ря­дов (ша­ри­ков):


Ку­ло­нов­ская сила после вза­и­мо­дей­ствия за­ря­дов (ша­ри­ков):


От­но­ше­ние этих сил равно:




Ответ:

Задача 2 (закон Кулона, динамика)

На тон­кой шёл­ко­вой нити под­ве­шен шарик, масса ко­то­ро­го – 2 г. Этот шарик об­ла­да­ет за­ря­дом 2 нКл. На какое рас­сто­я­ние надо под­не­сти к дан­но­му ша­ри­ку дру­гой шарик, заряд ко­то­ро­го 5 нКл, чтобы на­тя­же­ние нити умень­ши­лось в два раза?

Дано: ; ; ; (T – пер­во­на­чаль­ная сила на­тя­же­ния, – сила на­тя­же­ния после того, как под­нес­ли дру­гой шарик).

Пе­ре­во­дим дан­ные в си­сте­му СИ:




1. Ука­жем силы, дей­ству­ю­щие на шарик при от­сут­ствии внеш­не­го элек­три­че­ско­го поля (см. Рис. 1):


- сила на­тя­же­ния – ;

Эти силы на­прав­ле­ны в раз­ные сто­ро­ны. Со­глас­но пер­во­му за­ко­ну Нью­то­на:

(шарик на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии покоя)

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Сила на­тя­же­ния сов­па­да­ет по на­прав­ле­нию с вы­бран­ной осью OY, сила тя­же­сти на­прав­ле­на про­тив оси OY:


2. Вто­рой шарик под­но­сим к пер­во­му снизу, как по­ка­за­но на ри­сун­ке 2 (ша­ри­ки об­ла­да­ют по­ло­жи­тель­ны­ми за­ря­да­ми, по­это­му сила элек­три­че­ско­го дей­ствия () будет умень­шать силу на­тя­же­ния нити ()).

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

От­но­си­тель­но оси OY за­пи­шем вы­ра­же­ние:


Так как , а :

Элек­три­че­ская сила () яв­ля­ет­ся ку­ло­нов­ской силой, по­это­му:

Из дан­но­го вы­ра­же­ния най­дём ис­ко­мое зна­че­ние r – рас­сто­я­ние между за­ря­да­ми (ша­ри­ка­ми):

Задача 3 (напряжённость электрического поля)

Капля масла, масса ко­то­рой , на­хо­дит­ся в элек­три­че­ском поле во взве­шен­ном со­сто­я­нии. На­пря­жён­ность элек­три­че­ско­го поля равна 100 Н/Кл. Необ­хо­ди­мо опре­де­лить заряд капли масла.

Пе­ре­во­дим дан­ные в си­сте­му СИ:

На ри­сун­ке 3 изоб­ра­же­на капля, на­хо­дя­ща­я­ся в од­но­род­ном элек­три­че­ском поле (между по­ло­жи­тель­но за­ря­жен­ной плос­ко­стью (внизу) и от­ри­ца­тель­но за­ря­жен­ной плос­ко­стью (ввер­ху)).

Капля будет на­хо­дить­ся в со­сто­я­нии покоя, если сила тя­же­сти, дей­ству­ю­щая на неё, и сила элек­три­че­ско­го дей­ствия () (то есть ку­ло­нов­ская сила, ко­то­рая дей­ству­ет на заряд, со­сре­до­то­чен­ный на капле) обес­пе­чи­ва­ют ей рав­но­ве­сие.

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Со­глас­но на­прав­ле­нию век­то­ров дей­ству­ю­щих сил и вы­бран­ной оси OY:

На­пря­жён­ность элек­три­че­ско­го поля равна от­но­ше­нию элек­три­че­ской силы к за­ря­ду, по­ме­щён­но­му в это поле:

Из по­лу­чен­но­го вы­ра­же­ния най­дём заряд капли масла:

1.Два оди­на­ко­вых ша­ри­ка об­ла­да­ют за­ря­да­ми -2 нКл и 8 нКл. Ша­ри­ки при­во­дят в со­при­кос­но­ве­ние и раз­во­дят на преж­ние места. Как из­ме­ни­лась сила вза­и­мо­дей­ствия этих за­ря­дов (за­ря­жен­ных ша­ри­ков)?

1.Два оди­на­ко­вых ша­ри­ка об­ла­да­ют за­ря­да­ми -2 нКл и 8 нКл. Ша­ри­ки при­во­дят в со­при­кос­но­ве­ние и раз­во­дят на преж­ние места. Как из­ме­ни­лась сила вза­и­мо­дей­ствия этих за­ря­дов (за­ря­жен­ных ша­ри­ков)?

2. На тон­кой шёл­ко­вой нити под­ве­шен шарик, масса ко­то­ро­го – 5,4 г. Этот шарик об­ла­да­ет за­ря­дом 18 нКл. На какое рас­сто­я­ние надо под­не­сти к дан­но­му ша­ри­ку дру­гой шарик, заряд ко­то­ро­го 9 нКл, чтобы на­тя­же­ние нити умень­ши­лось в 3 раза?

2.На тон­кой шёл­ко­вой нити под­ве­шен шарик, масса ко­то­ро­го – 5,4 г. Этот шарик об­ла­да­ет за­ря­дом 18 нКл. На какое рас­сто­я­ние надо под­не­сти к дан­но­му ша­ри­ку дру­гой шарик, заряд ко­то­ро­го 9 нКл, чтобы на­тя­же­ние нити умень­ши­лось в 3 раза?

1.Два оди­на­ко­вых ша­ри­ка об­ла­да­ют за­ря­да­ми -2 нКл и 8 нКл. Ша­ри­ки при­во­дят в со­при­кос­но­ве­ние и раз­во­дят на преж­ние места. Как из­ме­ни­лась сила вза­и­мо­дей­ствия этих за­ря­дов (за­ря­жен­ных ша­ри­ков)?

1.Два оди­на­ко­вых ша­ри­ка об­ла­да­ют за­ря­да­ми -2 нКл и 8 нКл. Ша­ри­ки при­во­дят в со­при­кос­но­ве­ние и раз­во­дят на преж­ние места. Как из­ме­ни­лась сила вза­и­мо­дей­ствия этих за­ря­дов (за­ря­жен­ных ша­ри­ков)?

1.Два оди­на­ко­вых ша­ри­ка об­ла­да­ют за­ря­да­ми -2 нКл и 8 нКл. Ша­ри­ки при­во­дят в со­при­кос­но­ве­ние и раз­во­дят на преж­ние места. Как из­ме­ни­лась сила вза­и­мо­дей­ствия этих за­ря­дов (за­ря­жен­ных ша­ри­ков)?

2.На тон­кой шёл­ко­вой нити под­ве­шен шарик, масса ко­то­ро­го – 5,4 г. Этот шарик об­ла­да­ет за­ря­дом 18 нКл. На какое рас­сто­я­ние надо под­не­сти к дан­но­му ша­ри­ку дру­гой шарик, заряд ко­то­ро­го 9 нКл, чтобы на­тя­же­ние нити умень­ши­лось в 3 раза?

1.Два оди­на­ко­вых ша­ри­ка об­ла­да­ют за­ря­да­ми -2 нКл и 8 нКл. Ша­ри­ки при­во­дят в со­при­кос­но­ве­ние и раз­во­дят на преж­ние места. Как из­ме­ни­лась сила вза­и­мо­дей­ствия этих за­ря­дов (за­ря­жен­ных ша­ри­ков)?

2.На тон­кой шёл­ко­вой нити под­ве­шен шарик, масса ко­то­ро­го – 5,4 г. Этот шарик об­ла­да­ет за­ря­дом 18 нКл. На какое рас­сто­я­ние надо под­не­сти к дан­но­му ша­ри­ку дру­гой шарик, заряд ко­то­ро­го 9 нКл, чтобы на­тя­же­ние нити умень­ши­лось в 3 раза?

2.На тон­кой шёл­ко­вой нити под­ве­шен шарик, масса ко­то­ро­го – 5,4 г. Этот шарик об­ла­да­ет за­ря­дом 18 нКл. На какое рас­сто­я­ние надо под­не­сти к дан­но­му ша­ри­ку дру­гой шарик, заряд ко­то­ро­го 9 нКл, чтобы на­тя­же­ние нити умень­ши­лось в 3 раза?

2.На тон­кой шёл­ко­вой нити под­ве­шен шарик, масса ко­то­ро­го – 5,4 г. Этот шарик об­ла­да­ет за­ря­дом 18 нКл. На какое рас­сто­я­ние надо под­не­сти к дан­но­му ша­ри­ку дру­гой шарик, заряд ко­то­ро­го 9 нКл, чтобы на­тя­же­ние нити умень­ши­лось в 3 раза?


Урок позволит закрепить знания по теме "закон Кулона", научит решать задачи различных типов, анализировать представленные условия.

Описание разработки

Цель урока:

Достичь понимания в применении закона Кулона к решению задач различного типа.

Совершенствовать умение анализировать математическую запись Кулона

- закона сохранения заряда

- разнообразные явления, связанные с электризацией тел.

Сформулировать умения решать задачи на закон Кулона

- отработка различных типов задач наиболее часто встречающихся в КИМах.

- Обработка навыков социально-коммуникативной и индивидуальной работы учащихся

- Учиться получать удовлетворение от результатов учебной деятельности

- Отработать материал с целью устранения типичных ошибок связанных с идеализацией и абстрагированием.

Содержание урока.

Организационный момент.

Повторение основных понятий связанных с электризацией тел, законом сохранения зарядов, законом Кулона.

Групповая работа решение различных типов задач.

Домашнее задание: параграф 33, 34 повторить; Кирик Л.А. самостоятельная работа №17 достаточный уровень стр. № 5-7

Проверить глубину усвоения закона Кулона.

Отработать материал с целью устранения типичных ошибок связанных с идеализацией и абстрагированием.

Закрепить знания по умению решать задачи на закон Кулона.

Решение задач на закон Кулона (разработка урока)

В чем сходство и различие тяготения Ньютона?

- Зависимость сил от расстояния

- Условия применимости законов

- Точки приложения и направления сил

4. Два электрона находятся на расстоянии друг от друга. Сравните электрическое и гравитационное взаимодействие электронов.

5. Можно ли рассчитать силу взаимодействия между двумя заряженными телами, изображенными на рисунке?

6. На какую минимальную величину можно изменить заряд золотой пылинки? Заряд пылинки -3е каким станет заряд, если пылинки потеряют 1 электрон?

7. Изучая свойства только что обнаруженных частиц, ученые установили следующий опыт: пролетая мимо отрицательно заряженного шара, частицы отклоняются от него. Какой вывод можно сделать из этого факта?

8. Отрицательно заряженной эбонитовой палочкой прикоснулись к незаряженной гильзе из металлической фольги.

Гильза отталкивается от палочки.

Чем объясняется это явление?

9. К стержню незаряженного электроскопа поднесли положительно заряженную стеклянную палочку. Листочки электроскопа разошлись на некоторый угол. Объясните это явление.

Читайте также: